Вы не вошли.
Тред советского писателя Анатолия Алексина (филиал треда бесящих вымышленных персонажей). "Безумная Евдокия", "Очень страшная история", "Саша и Шура", "Оля пишет Коле, Коля пишет Оле" и т.д. Читали? Нравится? Рекомендовали бы своим детям/племянникам/младшим сиблингам? А как вам в плане фем-оптики и СДжВизма?
Здесь интересное обсуждение: https://caballo-marino.livejournal.com/125762.html
Поздний Алексин, по-моему, ужасен (после 1985 года). "Сагу о Певзнерах" еле одолел, хотя мне нравятся такие эпичные романы в несколько поколений. Дочитал через силу и лучше бы не читал.
А раннего я, скорее, люблю, недавно перечитывал. Да, местами он перегибает, очень давит на слезу: когда Коля вспоминает маму, или про фильм в кино, где узнают бывшего эсэсовца в хронике, но все-таки "Коля пишет Оле,.." - это хорошо, и своей идеей, и изобретательностью ГГ, и милый Тимошка, и что в семье и в школе Колю начали ценить, мне очень зашло.
"Говорит седьмой этаж" - больше нравится, чем не нравится. Непонятно все время было, сколько лет шоферу Васе. Вроде бы должен быть взрослый человек, а как-то нет отличия по возрасту от того же Леши Уткина. Соседка Калерия - огонь!
Нравится и порекомендовал бы "Севу Котлова" (или сам буду читать детям).
Нравятся "Записки Эльвиры", потому что сама Эльвира - не дура и хорошая девочка, жаль только, что они с СС совсем из разного теста, так-то я б помечтал о том, как они поженились и вообще.
В "Безумной Евдокии" бесит вся семья гг - толпа инфантилов, а вот сама Евдокия - нет, она хотя бы что-то делает.
В "Саше и Шуре" бесят и Саша и Шура, хотя Липучка, Веник, дедушка и полковник (и тетя Кланя!) - симпатичные. Саша не нравится тем, что он какой-то безэмпатийный, а Шура - очень ведомый.
"В стране вечных каникул" - пожалуй, скорее, нет. Нравится только атмосфера довоенной Москвы (мне кажется, что это довоенная Москва).
"Мой брат играет на кларнете» - нравится. И сестра, и брат, и певица Алина.
"Поздний ребенок" - нравится. И папа, и мама, и Людмила, и гг. Иван, конечно, в конце расстроил, понятно, почему гг повзрослел после его слов. А то и отцу поплохеет, и Людмиле удар, и мама опечалится (как раз недавно вспоминал эту повесть, приводил своим студентам на парах некоторые примеры риторических приемов из нее).
"Звоните и приезжайте" - скорее, нравится. Особенно про Сергея Потапова и как гг мирил родителей.
"Действующие лица и исполнители" - тоже нравится. Антагонист удачно получился, этакий мертвый сухарь, которому досталась хорошая жена и дочь, а еще и театр!
"Позавчера и послезавтра" - очень нравится. И Виктор Макарович, и Мандолина, и Маргарита Васильевна, и родители ГГ. Мама - очень типовая алексинская мама, но, в отличие от мамы Эльвиры, например, вполне себе вписывается в хорошее дело просто так. Домдир - тоже эталонный антагонист. Наверное, тоже порекомендовал бы почитать.
"Третий в пятом ряду" - не произвело особого впечатления.
"В тылу как в тылу" - хочется плакать. Особенно, когда приходит письмо от отца, который был в плену, а все уже... ничего не изменишь.
"Раздел имущества" - скорее, нет. Бабушка Анисья только славная, а все остальные - какой-то тихий ужас. Главная героиня какая-то совсем нереальная. Инвалид детства с умственной отсталостью, серьезно?
"Сердечная недостаточность" - скорее, да.
"Дневник жениха" - для меня там нет симпатичных героев.
"Домашний совет" - нравится ГГ и его отец. Брат-близнец, мама и девушка... Врагам таких не пожелаешь.
"Ивашов" - скорее, нет.
"Сигнальщики и горнисты" - не знаю. Многовато пафоса, хотя идея, в целом, хорошая.
"Очень страшная история" - на один раз, хотя персонажи забавные, особенно поэты.
"Дым без огня" - скорее, нет. Семья гг - вся в белом, вне мира сего, воспевание дружбы и педагогики, и гнусный маскирующийся негодяй. Как-то верится с трудом, хотя над положительными героями автор старался.
Вообще у него есть своя атмосфера, какие-то авторские штампы и приемы, по которым уже можно угадывать, кто таков этот персонаж. Со временем штампы стали заметней, и, может быть, поэтому так называемую реалистическую прозу Алексина мне трудно читать. Он хочет сложного живого персонажа, а получается очередной Саша, Шура или мама Эльвиры.
"Безумная Евдокия" это жесть какая-то. Поломала девчонке жизнь, довела ее мать до дурки, и лопочет, что Оля сама виновата, бессердечная. Хай с поисками Оли она подняла знатный, надеюсь, замять не удалось, прокуратура заинтересовалась устройством этого похода-соревнования и Евдокия вылетит из школы с волчьим билетом, таких к детям подпускать нельзя. В ней самой человечности меньше, чем в полене.
"Безумная Евдокия" очень неоднозначная, там не факт, что авторская позиция - на стороне Евдокии, а не Оли, можно понять и в обратную сторону. Там рассказываемое совершенно не сходится с показываемым. Декларируется, что Оля - избалованная эгоистка, но ни особой избалованности, ни особого эгоизма не видно, только обычные подростковые закидоны, абсолютно нормальные для 16-летнего человека. Кто хоть раз встречал настоящих избалованных эгоистов - псевдовундеркиндов, тот прекрасно понимает, о чем речь и в чем разница.
Нравятся "Записки Эльвиры", потому что сама Эльвира - не дура и хорошая девочка, жаль только, что они с СС совсем из разного теста, так-то я б помечтал о том, как они поженились и вообще.
Мне Сергей совершенно не понравился, показался неумным и хамоватым. Негативно комментировать имя героини - верх бестактности, она же не сама себя так назвала.
"Безумная Евдокия" это жесть какая-то.
О, люблю срачи вокруг Евдокии!
"Безумная Евдокия" очень неоднозначная, там не факт, что авторская позиция - на стороне Евдокии, а не Оли, можно понять и в обратную сторону. Там рассказываемое совершенно не сходится с показываемым
Мне кажется, это просто потому что автор талантливый и схватывает типажи, как они проявляются или могут проявиться в жизни, а не просто иллюстрирует свои дидактические посылы наборами плохого, неодобряемого или хорошего, одобряемого поведения. Он сам считает это эгоизмом, но у читателя может быть другое мнение, потому что автор не ставил задачи: "покажу эгоистичную девочку и самоотверженную учительницу". Это скорее: "бывают вот такие девочки, покажу их. Вот к чему приводит, когда в ребенка только вкладываешь, а о других думать не учишь. И родители тоже щас расплачиваются за свою педагогическую недальновидность, и только эмпатичная училка опять будет все за всех разгребать".
Я в подростковом возрасте очень любил Алексина и часто его перечитывал. Но щас анон привел такой длинный список названий, и я увидел, что очень многое совершенно забыл. Но если обратиться к тем историям, которые я как-то помню, то поражает обилие тропа "ребенок разбирается с проебами родителей/взрослых" и "ребенок принимает на себя ответственность за чувства взрослых". Взрослые вечно какие-то хрупкие существа, не способные к эмоциональной саморегуляции. Вот в той же Евдокии показана вообще рядовая ситуация, которая произошла из-за того, что подростки как таковые - это сосредоточенные на себе и своих переживаниях импульсивные люди с недостатком жизненного опыта и недоразвившимся мозгом. Иногда бывает так, что в жизни это приводит к трагедиям, из-за неудачного стечения обстоятельств или добавляются еще какие-то неблагоприятные факторы. Но обычно ошибки не обходятся столь дорого. И в чем главная проблема этой ситуации, почему девочка будет теперь расплачиваться всю жизнь за разовое ебанатство? В том, что психика ее матери оказалась на редкость нестрессоустойчивой. И в реальности скорее всего это не то что была обычная, добрая чувствительная женщина, а явно что-то серьезнее типа убеждений "ребенок - это вся моя жизнь" и неумения обрабатывать стресс, избегающее поведение. Это чистые фантазии, просто такая реакция - это вершина айсберга, и там должно было быть много всего, с которым должен разбираться сам родитель, но никак не его ребенок.
Но у автора про это вообще ничего нет, у него другие акценты. Это как если бы подросток переходил дорогу в наушниках, его сбил водитель из-за плохой разметки, стремных поворотов и плохой видимости, и мораль этого случая была бы: люди! не переходите дорогу в наушниках! Из-за вас добропорядочные отцы семейства садятся в тюрьму! И транспортный департамент постановил бы выделить больше денег на пропаганду ходьбы без наушников в школах, а на разметку и расположение перехода все бы забили.
Или подросток ходит утешать бывшую жену отца, и это почему-то норм. Понятно, там его переживания описываются, может ей бы и нормально было, если б он поехал отдохнуть, но там все равно звучит эта тема вины и ответственности, а с хера ли? Допустим, он чисто по-человечески к ней привязался, но тусил бы он с ней без этой спасательской роли? И опять только отец рациональный сухарь, а с женщиной все ок, что к ней таскается подросток и выслушивает ее рассказы про прошлое, она трогательная и чудесная.
Декларируется, что Оля - избалованная эгоистка, но ни особой избалованности, ни особого эгоизма не видно, только обычные подростковые закидоны, абсолютно нормальные для 16-летнего человека.
Потому книга и бесит - что нормальное поведение преподносится как эгоизм.
История создания книги скорее убеждает, что автор на стороне Евдокии.
Там еще одна интересная нелогичность: Олиной маме нельзя волноваться, у нее больное сердце, но Оля должна идти в школу с недолеченным бронхитом и риском осложнений (а у дочери мамы-сердечницы плохая наследственность в этом плане, Оля и сама не пышет здоровьем), и волнения мамы по этому поводу "не считаются".
И другая: "сумасшествие" мамы крайне неправдоподобно описано, психоз так не выглядит, ни реактивный, ни эндогенный. Так выглядит острое нарушение мозгового кровообращения, то есть именно что компетенция невропатолога. Конечно, "сумасшествие" - это чисто театральная слезодавительная условность.
Конечно, "сумасшествие" - это чисто театральная слезодавительная условность.
Мог быть инсульт, инфаркт, неважно. Важно, что Оля все шестнадцать лет не огорчала ни маму, ни папу, а все ее грехи, которые перечисляет Евдокия, вполне простительны для подростка. А уж это "Боря фотографирует ее, не фотографирует меня" вообще какая-то рвущаяся из подсознания дичь.
Важно, что Оля все шестнадцать лет не огорчала ни маму, ни папу, а все ее грехи, которые перечисляет Евдокия, вполне простительны для подростка. А уж это "Боря фотографирует ее, не фотографирует меня" вообще какая-то рвущаяся из подсознания дичь.
Кстати, да. Из текста следует, что Оля считалась с мнением родителей (не хотела идти в поход, но пошла, чтобы не расстраивать маму, при том что мама не заставляла, а просто просила), помогала по дому (посуду мыла), не клянчила дорогих подарков (да, ей и так все обеспечивали в лучшем виде, но, будь она на самом деле избалованной эгоисткой, ей было бы вечно мало, сколько ни дай). На Люсины семейные проблемы Оля только намекнула, а не обсосала в красках и подробностях, причем возникла ситуация по вине Евдокии, не удосужившейся сначала поговорить с Люсей наедине о причинах резкого падения успеваемости. Боре Оля просто не ответила взаимностью, а не давала ложную надежду, не отказывала в унизительной форме, не мутила параллельно с двумя. История с забытой Люсей выглядит некрасиво, но все известно только со слов Евдокии, в свою очередь, знающей только со слов Люси, т.е. аж в третьей вариации. Да и Боря не факт, что был влюблен, может, просто охотно фотографировал симпатичную девочку.
Еще интересный момент: мы ничего не знаем о взаимоотношениях Оли с ребятами в художественной школе - а ведь там Оля, возможно, и не самая лучшая...
История создания книги скорее убеждает, что автор на стороне Евдокии.
Жееесть, я почитал историю создания. Проблемный подросток сбегает из семьи исключительно потому что зажрался, ага.
Заодно освежил детали повести. У меня почему-то стерлась из памяти эта особенность Евдокии принижать талантливых и выделять среднестатистических, я запомнил только сцену в конце, где она идет поддерживать сгорбившуюся Олю, у меня как-то отложился образ Евдокии как ебанутой шебутной тетки с элементами Шуры из Служебного романа. И вот несмотря на всю ебанутость, она понимает, как девочке важна сейчас поддержка. Но со всеми этими деталями - эта поддержка вообще выходит крипи. Вот теперь тебя люблю я, когда ты несчастненькая и не строишь из себя.
Мне кажется, что Алексин подбавил Евдокии треша, чтоб не выглядело совсем назидательно и плоско.
А вот я вспомнил "Очень страшную историю", она прикольная. Остались какие-то смутные воспоминания, что там этот внук литералли приосанивался почему-то всплывает это слово в связи с повестью.
Звонок, после которого мама сошла с ума, означает то, что примерно в той местности найден неопознанный труп молодой девушки. Там, куда Евдокия повела школьников с ночевкой и не удосужилась даже пересчитать их перед сном. И дружный коллектив не заметил, что Оли нет.
А уж это "Боря фотографирует ее, не фотографирует меня" вообще какая-то рвущаяся из подсознания дичь.
Кмк это как раз очень показательная фраза. Евдокия банально завидует молодой, талантливой девушке у которой всё впереди, которую любят родители, на которую засматривается криповый сталкер мальчик. У Евдокии уже ничего нет и все её достижения дело прошлое, забытое, сколько бы она память о них не навязывала детям. И то что устроила Евдокия, зная, что у матери Оли больное сердце - прибежала в истерике в их дом в городе, хотя девочка пропала за городом, ломилась в дверь кулаками, напоказ звонила в милицию у них под носом - это не выглядит как эмпатичное поведение доброй учительницы, это выглядит как сознательная попытка убить олину мать и разрушить их семью. И отцу она мозги великолепно промыла, кстати.
У Евдокии уже ничего нет и все её достижения дело прошлое, забытое
Она как те церковные бабки, которые в молодости очень хотели замуж, но не получилось, теперь всех строят и упарываются житиями мучеников. У нее даже свой персональный святой есть, но он-то преодолевал, потому что война и спасение жизни людей, а она получает удовольствие, требуя ходить в школу с растянутой ногой и бронхитом, чтобы непонятно что. Эта эмпатичная добрая учительница не втягивает в коллектив, показывая плюсы этого, а тупо гнобит всех не средненьких, это же надо, чтобы у нее за столько лет даже случайно и вопреки не вырос кем-то выдающийся.
И отцу она мозги великолепно промыла, кстати.
Он в шоке, благодаря ей же, может, потом его попустит и он дочь поддержит.
"Боря фотографирует ее, не фотографирует меня"
Вообще у Алексина есть настойчиво повторяющийся мотив привязанности взрослой женщины к мальчику-подростку. Но поскольку большая часть историй рассказана с точки зрения подростка (того самого или другого), то это не так заметно, дети это не всегда отсекают. А вот если со взрослой стороны посмотреть... То бывшая жена отца, то учительница, то еще кто...
Читал список, искал "А тем временем где-то", безумно мне зашедший в свое время, потом увидел коммент про привязанность взрослой женщины к подростку и чото засмущалси
это выглядит как сознательная попытка убить олину мать и разрушить их семью. И отцу она мозги великолепно промыла, кстати.
я бы посмотрел такой триллер в стиле "Цыганки"! Шикарный яркий материал, сильная цепляющая история. жаль, что такое против тренда(( Представляю, какой вой поднялся бы про надругательство над советским прошлым.
я щас почитал про него, столько открытий. Когда я читал его в детстве, мне казалось, что это человек далекой эпохи, ушедший вместе с ней, а он вполне себе был тогда еще жив, бодр, и про 11 сентября что-то писал...
Вообще, это действительно такая редкость, чтоб писатель был действительно такой, каким представляется по книгам, жил этими ценностями, любил детей и при этом втайне не ебал их Он был настолько светлочеловековый, что реальность, преломленная через его призму, становилась пропагандой, хотя он и не хотел) Почитав биографию, я больше понял, откуда взялся концепт "взрослые ни хрена на могут решить, доброму эмпатичному ребенку остается их только поддерживать и брать на себя сколько можно". Тем взрослым реально выпадало на долю нерешаемое за нерешаемым.
я в детстве читала сборник "мой брат играет на кларнете", который издавался в серии "любимые книги девочек" плохо помню сюжеты, помню, что впечатление было неоднозначное от автора
Тем взрослым реально выпадало на долю нерешаемое за нерешаемым.
Если вычесть его книги про войну, что было такого нерешаемого в мирной жизни с устоявшимся бытом в 60-е?
Если вычесть его книги про войну, что было такого нерешаемого в мирной жизни с устоявшимся бытом в 60-е?
так я не про 60-е, а про время, когда он сам был ребенком-подростком. В том возрасте, в котором он, можно сказать, застрял, его отца сначала арестовали и приговорили к расстрелу, потом посадили на полтора года в камеру смертников, а потом пересмотрели дело и выпустили. А потом началась война.
Аноны так интересно обсуждали, что я решил перечитать
Я вообще побаивался перечитывать Алексина, ещё когда его на заре Крапивинского треба поминали. Не хотелось разочароваться, в детстве они мне очень нравился, мне кажется, что часть морализаторства, впитанного тогда, со мной до сих пор.
Сейчас наверное рискну))
Отредактировано (2023-12-18 12:52:08)
злая Евдокия на самом деле не злая
Она как минимум по-бытовому злобненькое говно, такая типичная завистливая училка, у которой есть минутная властишка и она спешит её реализовать. Как максимум если она прибежала в квартиру гг специально, а не в силу терминальной тупости - там уже запредельная злобность.
Я все-таки за то, что специально прибежала - это уже удачная постмодернистская трактовка, но то, что просто объективно есть в тексте, без дополнительных вангований, свидетельствует, что она злая, как бы ни считал сам автор. Не давать талантливому ребенку развиваться - это подлость, это как врач саботировал бы лечение больного, потому что он ему не нравится. Даже если ты считаешь, что единоличничанье - это плохо, в т.ч. для самого человека плохо, можно направить талант в коллективное русло. Скажем, Оля хорошо знает английский - можно сказать: я отдам главную роль Маше, представляешь, как ей это поможет подтянуться, а ты не хочешь попробовать себя вторым режиссером и помочь раскрыться ребятам? Можно спорить и с таким подходом, но то, что она делает в книге - это прямое злоупотребление властью.