Вы не вошли.
Анон наконец-то дозрел до создания безблога.
О себе: анон окончил аспирантуру в киевской консерватории (диссер, правда, не защитил, потому что анон ленивая тварь). Сейчас анон работает по частным и государственным музыкалкам, в том числе преподает историю музыки и иногда рандомно возгорается желанием попиздеть в текстовом виде о том, что преподаёт.
Собственно, именно всяким несистематизированеым рассказам о традиции opus musica aka "музыка, записанная нотами" (в народе более известна как "академическая" или вообще "классическая" музыка, и когда-нибудь я об этих ветках и о том, почему правильное название именно такое, расскажу) и будет посвящен этот безблог.
Писать буду редко и под настроение, комментам всегда рад)
И сразу первый пост. Это старый дубликат из моего канала в телеге, но надо же с чего-нибудь начинать!
(на волне подготовки музыкальной викторины для детей в школе, ну и в целом мне давно хотелось где-нибудь начать несистематизировано пиздеть про музыку)
Джордж Гершвин (настоящее имя Яков Гершович) — американский композитор еврейского происхождения (отец Гершвина эммигрировал из Одессы), первый академический композитор, интегрировавший джаз в академическую музыку. Причем сделал он это настолько органично, что всемирно известная "Колыбельная Клары" из его последней оперы "Порги и Бесс" исполнялась такими иконами джаза как Луи Армстронг и Элла Фицджеральд (притом, что джаз — это совершенно иная ветка музыки, с другими традициями исполнения и вообще).
Первый же успешный опыт такой интеграции — "Rhapsody in Blue" ("Рапсодия в стиле блюз", "Рапсодия в голубых тонах", etc.). Написана Гершвином в 26 лет. На премьере партию сольного фортепиано композитор исполнял сам — и дописывал ноты настолько в дедлайн, что каденцию (так называется виртуозный сольный кусок под конец, в кульминации, который призван продемонстрировать максимальное мастерство исполнителя) написать не успел, так что импровизировал ее на ходу уже на самом концерте В сети, если что, есть запись с Гершвином, исполняющим партию фортепиано, но я не уверена, что она прямо с того самого концерта))
Честно признаюсь: "Рапсодия" покорила меня, когда я впервые ее услышала на парах музыки XX века в училище — и я так до сих пор ее нежно и люблю. Музыка яркая, 4 темы очень выразительные, я до сих пор помню их наизусть, ну и вообще, клевое оно, как по мне Детям, ЧСХ, тоже нравится)
P.S. А ту самую "Колыбельную Клары" Гершвин написал по мотивам украинской колыбельной "Ой ходить сон", которую услышал в США в исполнении хора Кошица, который там активно гастролировал (и тогда же завез американцам "Щедрика" — "Carol of the Bells", но это уже история для другого поста) Начальный мотив вообще совпадает практически в точности
https://www.youtube.com/watch?v=ynEOo28lsbc
Отредактировано (2023-03-14 04:48:52)
Анон, очень интересно, буду тебя читать!
А про что писал диссер?
Это тоже дубль старого)
Готовила детям викторину, вспомнила об одной из самых любимых моих симфоний, понравившейся мне еще в подростковом возрасте.
Гектор Берлиоз, французский композитор XIX века, весьма пылкая и страстная натура, в 21, что ли, год, воспылал бешеной любовью к ирландской актрисе, которая играла главные женские роли в постановках Шекспира (всяких няшечек типа Джульетты или Офелии). Бегал за ней, как полоумный, страдал от того, что она его отвергала и относилась с крайним презрением, думал о суициде, в итоге написал симфонию в 5 частях в своих СТРОДАНИЯХ. На первом исполнении сам сидел в оркестре... чтоб не соврать, то ли на тарелках, то ли на литаврах. Актриса была в зале, и каждый раз, когда его взгляд падал на нее, Берлиоз — абсолютно мимо партитуры — с бешенной силой молотил в свой ударный инструмент.
О сюжете: в первой части симфонии лирический герой мечтает о возлюбленной и страдает от страстей, во второй встречает её на балу, но она его френдзонит и развлекается с другими, в третьей пытается найти утешение в пасторали (Романтизм, всё-таки), но нет, и там вспоминает о ней. В четвёртой его ведут на казнь (и мерзко хохочут при этом, и празднуют, да, больше ДРАМЫ богу ДРАМЫ!!111) и рубят голову, а в пятой его душа попадает на шабаш, где всячески развлекается и его возлюбленная, оказавшаяся коварной ведьмой и сгубившая его несчастную душу.
Собсна, шабаш как квинтэссенцию всего я и принесла, хотя, конечно, там вся симфония клевая:
https://youtu.be/sK4dz6Gbcdk?t=2529
Интересный факт: в середине V части Берлиоз использовал каноническую католическую секвенцию "Dies Irae" ("День Гнева", о Страшном Суде), её можно услышать после ударов колокола на фоне тишины. Сначала она звучит у совсем низких инструментов, медленно и угрожающе. Второй раз — в среднем регистре, в два раза быстрее, уже, скорее, как быстрый марш. И затем третий раз, ещё в два раза быстрее, ещё выше плюс с искаженным ритмом, изуродовано-гротескная.
И последняя копипаста с канала, совсем свежая.
https://www.youtube.com/watch?v=wnacdOIoTBQ
Эрик Сати (все ударения на последний слог) — французский композитор конца XIX - начала XX века. Идеолог музыкального урбанизма, музыкальный критик, исполнитель, антерпренер и вообще.
На самом деле, музыкальный урбанизм — направление довольно узкое и скоротечное, пик его был в 20-х годах XX века, в творчестве Французской Шестерки, с которой и тусил Сати, и после 20-х годов урбанизм особо нигде не появлялся. Впрочем, цикл романсов, написанных этой самой Французской Шестеркой на тексты из каталога сельгосп-техники, навсегда в моём сердце (нет, я не шучу).
Что интересно, музыкальный урбанизм при своей скоротечности имел два противоположных направления. Первое — более очевидное: изображение в музыке всяких механизмов, когда-нибудь я и об этом напишу.
Второе куда менее очевидное, но, если вдуматься — весьма логичное: это использование и имитация "музыки города". Музыка, которая звучит в кафе. То, что играют на танцплощадках. Музыка цирка и т.д.
Ко второму направлению относятся и "Гимнопедии" Сати — цикл фортепианных пьес, специально написанных так, словно они фоновая музыка, звучащая в какой-нибудь кафешке. Приятные и простые аккорды, умеренный темп, спокойная ритмика. Цикл небольшой, но, кмк, его можно слушать на повторе, такое оно приятное и релаксирующее Собственно, сегодня я так и делала, пока заполняла журнал
Да блин, почему все видео, которые я пощу, доступны для просмотра только на ютубе?!!
Нынче я полюбила заполнять журнал под какую-нибудь музыку, так что в этот раз притащу вам красивое аутентичное исполнение "Времен года" Антонио Вивальди.
Вообще, даже если вы не слушаете академическую музыку, 3 часть концерта "Лето" вы 100% слышали Это та самая мега-известная "Гроза")) Еще с большой вероятностью могли слышать 1 часть "Весны" и 3 часть "Осени", они тоже такие часто встречаются.
https://www.youtube.com/watch?v=aryDMAP6oug
Ну НАКОНЕЦ-ТО видео отображается!
Отредактировано (2023-03-19 02:05:57)
Я в основном ругаюсь на нашу новую программу (очень много фактологических ошибок, прям ОЧЕНЬ много, за записанного в веристы Пуччини мне убивать хотелось), но иногда она все же подкидывает мне что-то новое и раньше неизвестное. К примеру, в современных европейских композиторах я вообще не сильна, а тут познакомилась с интересным)
Любомир Мельник (родился 1948) — представитель украинской диаспоры в Канаде, позже жил в Париже. Один из современных композиторов-минималистов. В 1985 году поставил в Швеции 2 мировых рекорда по скорости игры на фортепиано: 19,5 нот в секунду каждой рукой (короткая мелодия) и самое большое количество нот за час (13-14 нот в секунду). Разработал свою специфическую технику игры, говорят, на концертах играет с закрытыми глазами и не снимая правую педаль. В Киеве впервые выступил в 2016 году, после этого начал много гастролировать Украиной. Интересный факт: в 2018 году даже выступал в моём родном городе — маленьком облцентре на северо-западе Украины! х)
Минимализм — одно из направлений музыкального авангардизма (пик авангардизма — середина XX века). Если большинство направлений авангардизма пытались отразить в музыке нарастающий темп жизни, ускоряющуюся динамику и увеличивающийся звуковой шум городов, минимализм шел от обратного, пытаясь уйти и компенсировать стремительно расширяющийся и усложняющийся мир. Эстетика минимализма — это статичность, отсутствие движения, тишина, сжатость и т.д. Обычно за основу берется какой-то короткий мотив или даже аккорд, а потом повторяется много-много раз. Потом сменяется — и снова повторяется. И так до самого конца.
Вообще, если смотреть на авангардизм, он повторяет путь урбанизма в начале XX века: тоже с одной стороны уход от чувственности и обрыв старых связей, эстетика технологий и всякого такого, с другой — наоборот медитативно-упрощенное направление. Только в авангардизме по сравнению с урбанизмом педаль в пол) Что, впрочем, логично для нового витка спирали в культуре)
Пример композиции в стиле минимализма — "Butterfly", в исполнении Мельника (запись с фестиваля в Тайване в 2016 году). Если говорить музыкальными терминами, в основе этого произведения — мелодия типа "вечного движения" (один из 5 основных типов мелодий, когда ноты крутятся вокруг одного центра, не особо уходя ни вниз, ни вверх). Собственно, типичный пример минимализма: небольшой мотив, который зациклен и повторяется много-много-много раз. Очень медитативная штука))
https://www.youtube.com/watch?v=zp6-hrUEeOE
Отредактировано (2023-04-10 21:19:14)
анон из аниме-треда откопался из реала и спешит сказать, что здесь офигенно!))
Прочитал всё залпом, и с удовольствием буду ждать новых постов!
Прочитал всё залпом, и с удовольствием буду ждать новых постов!
Спасибо, анончик! У меня пара вариантов, о чем следующем писать, никак не могу выбрать
Я обещал — я сделал! Немножко о том, как правильно называть ту музыку, которой я занимаюсь))
Думаю, многие слышали вариант "классическая музыка". Это самый неправильный вариант х)
Отредактировано (2023-04-27 19:02:53)
У меня пара вариантов, о чем следующем писать, никак не могу выбрать
о, а я как раз хотел про названия поспрашивать, но постеснялся попрошайничать с порога
opus musica торжественно звучит, кросивое
...а насколько уместен термин "симфоническая музыка"?
среди меня такое название зародилось по аналогии с симфоническим митолом, моей первой любовью, я через него и распробовал высокое искусство opus musica, причём в сравнительно взрослом уже возрасте)) но вопрос - насколько такое название правомерно вообще?
...а насколько уместен термин "симфоническая музыка"?
Ну, симфоническая - это написанная для симфонического оркестра. Учитывая, что симфонический оркестр формируется только в творчестве Бетховена (и с современной точки зрения он считается малым составом симфонического оркестра - у Берлиоза, про которого я писала выше, состав посолиднее )... А ведь симфонический - не единственный вариант оркестра: есть чисто струнный, есть камерный (без медных духовых), есть чисто духовой, есть барочный (с клавесином, лютнями и мандолинами, он на видео с Вивальди), сейчас существуют оркестры исключительно из ударных инструментов, всякие народные...
И это если не трогать сольную инструментальную музыку, ансамблевую, вокальную (от соло до больших составов хоров), сценические произведения...
В общем, да, "симфоническая музыка", конечно, существует - но это лишь малая часть opus musica))
Отредактировано (2023-04-27 23:17:25)
А ведь симфонический - не единственный вариант оркестра
О как! а слона-то я и не приметил)) спасибо большое за культпросвет, очень познавательно!
Возвращаясь к opus musica - исторически понятно теперь, почему оно так сложилось. Но что касается +- современности - нотами ведь записывают уже всё, и популярную музыку, и народную, и религиозную (ну, полагаю). Как же обозначить разделение? Характеристика-то больше не исключительная...
Или теперь уже не важно, термин исторически закрепился - и всё тут?)
Но что касается +- современности - нотами ведь записывают уже всё, и популярную музыку, и народную, и религиозную (ну, полагаю).
Справедливый и закономерный вопрос)
Вообще, да, начиная ещё с начала XX века и появления средств звукозаписи направления немного смешиваются. Академические композиторы используют в своих экспериментах записи, колонки, трансляции и что только не. Но в целом тенденция всё же сохраняется.
Дело не только в том, как музыка записывается. Дело в том, что в принципе является главным носителем информации.
Я работаю параллельно в государственной музыкалке и в двух частных, одна из частных - школа эстрадного вокала. В госке с первого класса есть сольфеджио, детей учат различать записанные ноты, играть/петь по ним и записывать музыку ими самостоятельно. Т.е., главный носитель информации - именно нотный текст, он всегда стоит между композитором и исполнителем.
В школе эстрадного вокала всё делается на слух. Названия нот ещё могут знать, но никаких тебе скрипичных и басовых ключей, целых и шестнадцатых и прочего. Максимум письменной фиксации во время написания песни - цифровка типа той, что можно встретить для гитары, дальше минусовка сразу пишется в специальной программе не нотами, а... Короче, выглядит это вот так:
https://lumpics.ru/wp-content/uploads/2 … udio-1.png
Т.е., в целом традиция без письменной фиксации - она сохраняется. Да, можно зафиксировать поп-музыку нотами, некоторые даже сами это делают. Но практически никакой поп-певец не будет разучивать свою песню с нот.
Про народную музыку: так-то, интерес композиторов к ней появился ещё в XIX веке, когда был бум национальных школ и в целом очень повысился интерес к фольклору и историческому прошлому. И уже тогда композиторы пытались записывать народные мелодии нотами и интегрировать в opus musica. Но от этого сама традиция народного пения ведь не изменилась)
Про религиозную музыку: так это, она - самый древний представитель opus musica, я же писала выше
Важная ремарка: всё это касается ЗАПАДНОЙ музыкальной традиции. Что там в арабских странах, Индии, Китае, Японии и т.д. в плане музыкальных направлений, я не особо в курсе, т.к. не моя сфера.
Анон, спасибо, очень интересно.
Другой, интересующийся музыкой, анон
Отредактировано (2023-04-29 07:08:38)
Анон, спасибо, очень интересно.
Спасибо, анончик, очень рад
Я очень в работе и в окончании учебного года (а ещё конкурсы в трёх школах, вообще помереть охота). Поэтому большие посты будут позже — я хочу и про жанр кантаты написать, и про моего любимого Франсиса Пуленка, и про урбанизм... Но пока что есть, то есть))
Не совсем по моей части, но узнала я об этом благодаря нашей программе и хочу поделиться прекрасным.
Лои Фуллер (настоящее имя — Мария Луиза Фуллер) — американская актриса и танцовщица, переехавшая в Париж, затем в Лондон. Основательница модернового танца. Первой вышла на сцену не в пуантах, а босиком, использовала в танцах огромные куски ткани, которые разрисовывала флуоресцентными красками, и разные световые эффекты от прожекторов. Ею восхищался и называл своей музой Клод Дебюсси, главный представитель музыкального импрессионизма, продолжательницей ее традиций стала Асейдора Дункан. Она выступала на Всемирной выставке в Париже в 1900, Парижской опере и других самых известных сценах.
Первая ссылка — настоящая запись танца Лои. Отреставрирована, музыка подставлена, картинка раскрашена:
https://www.youtube.com/watch?v=dGi63uVrJzk
Вторая — отрывок из биографического французского фильма "Танцовщица" (La Danseuse) 2016 года, роль Лои исполняет Соко. Выбор музыки, как по мне, очень странный, к чему там Вивальди, я хз, но картинка роскошная:
https://www.youtube.com/watch?v=bA-jbsqFXJA&t
И да, фильм я уже поставила себе на закачку)
P.S. Подборка известных танцовщиц от французского Vogue тоже пусть лежит тут:
https://www.vogue.fr/fashion-culture/ga … ora-duncan
Пост прямо в тему сегодня, чего уж.
Реквием — католическое заупокойное богослужение на канонические тексты. Как жанр реквием стал популярен у композиторов с XVII века: драматический театральный потенциал текстов очень уж соответствовал эстетике Барокко.
Реквиемы — и классические, и модифицированные, когда от жанра оставалась только общая направленность — писали многие композиторы. Большинство, скорее всего, слышали "Lacrimosa" Моцарта. Но сегодня я хочу поговорить о другом композиторе и другой части.
Джузеппе Верди — итальянский композитор XIX века — больше всего известен как автор опер и реформатор оперного жанра, но его "Реквием" тоже весьма известен. Самая известная часть — №2 "Dies irae", "День гнева", повествующая о Страшном Суде. Текст в принципе очень образный, у того же Моцарта это тоже очень яркий номер — но Моцарт (несмотря на то, что он тоже был очень "оперным" композитором в плане мышления) всё же был ограничен стилистическими рамками Классицизма. У романтика-Верди таких ограничений уже не было.
Части "Реквиема" Верди (но, по-моему, не "Dies irae ", а "Lacrimosa" и ещё какую-то) я дирижировала на зимнем экзамене на 4 курсе. Весь "Реквием" мы студенческим хором вместе с "Думкой" и хором киевской оперы несколько раз исполняли полностью то на сцене оперного, то на сцене консерватории — "Думки" 100+ человек, нас столько же, и ещё оперный хор тоже где-то под сотню, это вот то произведение, для которого ОГРОМНОЕ количество исполнителей обязательно в силу стилистических особенностей. По драматическому накалу и уровню пафоса для меня оно стоит на одном уровне с "Фантастической симфонией" Берлиоза и "O Fortuna" из "Кармины Бураны" Орфа.
И каждый раз, слыша первые аккорды оркестра, я внутренне подбираюсь и невольно готовлюсь петь.
Dies irae, dies illa
solvet saeclum in favilla /
День гнева, тот день,
повергнет мир во прах.
Навеяно обсуждением в одном из тредов холиварки.
Я вот вообще не фанат рэпа, это настолько не моё, что я хз, что должно случиться, чтобы я начала его слушать.
Но.
Каждый раз, как я слышу заявления на тему "Да это вообще не музыка", мне ооооочень хочется отправить человека пройти курс той же музыки XX века Потому что то, что творили композиторы тогда (да и иногда творят сейчас), не идёт ни в какое сравнение с.
В качестве иллюстративного материала — "Симфоническая поэма для 100 метрономов" американского композитора Джорджа Лигети. Комментарии, я думаю, излишни
https://youtu.be/xAYGJmYKrI4?si=RXjekekEA0bhKo7Z
И да, начался новый учебный год, так что анон вернулся
Отредактировано (2023-09-12 04:27:29)
Симфоническая поэма для 100 метрономов
Ее хотя бы можно прослушать меньше чем за 50 что ли лет!
Или сколько там должна идти та очень замедленная музыкальная композиция. Еще бы вспомнить, кто там автор был или где я о ней узнал.
Ее хотя бы можно прослушать меньше чем за 50 что ли лет!
Или сколько там должна идти та очень замедленная музыкальная композиция. Еще бы вспомнить, кто там автор был или где я о ней узнал.
600 с хвостом, анон Это Organ2/ASLSP (As SLow aS Possible) Джона Кейджа. Тоже американский авангардист.
600 с хвостом, анон Это Organ2/ASLSP (As SLow aS Possible) Джона Кейджа. Тоже американский авангардист.
Ох нихуя себе
Спасибо за напоминание!
Авангардисты изгалялись, как могли