Холиварофорум

Не все, что говорят на Холиварке — правда!

Вы не вошли.

#1 2023-03-14 04:45:27

Анон

Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Анон наконец-то дозрел до создания безблога.

О себе: анон окончил аспирантуру в киевской консерватории (диссер, правда, не защитил, потому что анон ленивая тварь). Сейчас анон работает по частным и государственным музыкалкам, в том числе преподает историю музыки и иногда рандомно возгорается желанием попиздеть в текстовом виде о том, что преподаёт.

Собственно, именно всяким несистематизированеым рассказам о традиции opus musica aka "музыка, записанная нотами" (в народе более известна как "академическая" или вообще "классическая" музыка, и когда-нибудь я об этих ветках и о том, почему правильное название именно такое, расскажу) и будет посвящен этот безблог.

Писать буду редко и под настроение, комментам всегда рад)

#2 2023-03-14 04:47:47

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

И сразу первый пост. Это старый дубликат из моего канала в телеге, но надо же с чего-нибудь начинать!

(на волне подготовки музыкальной викторины для детей в школе, ну и в целом мне давно хотелось где-нибудь начать несистематизировано пиздеть про музыку)

Джордж Гершвин (настоящее имя Яков Гершович) — американский композитор еврейского происхождения (отец Гершвина эммигрировал из Одессы), первый академический композитор, интегрировавший джаз в академическую музыку. Причем сделал он это настолько органично, что всемирно известная "Колыбельная Клары" из его последней оперы "Порги и Бесс" исполнялась такими иконами джаза как Луи Армстронг и Элла Фицджеральд (притом, что джаз — это совершенно иная ветка музыки, с другими традициями исполнения и вообще).

Первый же успешный опыт такой интеграции — "Rhapsody in Blue" ("Рапсодия в стиле блюз", "Рапсодия в голубых тонах", etc.). Написана Гершвином в 26 лет. На премьере партию сольного фортепиано композитор исполнял сам — и дописывал ноты настолько в дедлайн, что каденцию (так называется виртуозный сольный кусок под конец, в кульминации, который призван продемонстрировать максимальное мастерство исполнителя) написать не успел, так что импровизировал ее на ходу уже на самом концерте ;D В сети, если что, есть запись с Гершвином, исполняющим партию фортепиано, но я не уверена, что она прямо с того самого концерта))

Честно признаюсь: "Рапсодия" покорила меня, когда я впервые ее услышала на парах музыки XX века в училище — и я так до сих пор ее нежно и люблю. Музыка яркая, 4 темы очень выразительные, я до сих пор помню их наизусть, ну и вообще, клевое оно, как по мне :love: Детям, ЧСХ, тоже нравится)

P.S. А ту самую "Колыбельную Клары" Гершвин написал по мотивам украинской колыбельной "Ой ходить сон", которую услышал в США в исполнении хора Кошица, который там активно гастролировал (и тогда же завез американцам "Щедрика" — "Carol of the Bells", но это уже история для другого поста) :evil: Начальный мотив вообще совпадает практически в точности :evil:

https://www.youtube.com/watch?v=ynEOo28lsbc

Отредактировано (2023-03-14 04:48:52)

#3 2023-03-14 10:42:33

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Анон, очень интересно, буду тебя читать!
А про что писал диссер?

#4 2023-03-14 10:50:02

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Анон пишет:

Анон, очень интересно, буду тебя читать!

Спасибо, анончик! :heart:

Анон пишет:

А про что писал диссер?

Хоровое творчество украинских композиторов на тексты Максима Рыльского.

Отредактировано (2023-03-14 10:50:19)

#5 2023-03-14 11:45:31

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Это тоже дубль старого)

Готовила детям викторину, вспомнила об одной из самых любимых моих симфоний, понравившейся мне еще в подростковом возрасте.

Гектор Берлиоз, французский композитор XIX века, весьма пылкая и страстная натура, в 21, что ли, год, воспылал бешеной любовью к ирландской актрисе, которая играла главные женские роли в постановках Шекспира (всяких няшечек типа Джульетты или Офелии). Бегал за ней, как полоумный, страдал от того, что она его отвергала и относилась с крайним презрением, думал о суициде, в итоге написал симфонию в 5 частях в своих СТРОДАНИЯХ. На первом исполнении сам сидел в оркестре... чтоб не соврать, то ли на тарелках, то ли на литаврах. Актриса была в зале, и каждый раз, когда его взгляд падал на нее, Берлиоз — абсолютно мимо партитуры — с бешенной силой молотил в свой ударный инструмент.

О сюжете: в первой части симфонии лирический герой мечтает о возлюбленной и страдает от страстей, во второй встречает её на балу, но она его френдзонит и развлекается с другими, в третьей пытается найти утешение в пасторали (Романтизм, всё-таки), но нет, и там вспоминает о ней. В четвёртой его ведут на казнь (и мерзко хохочут при этом, и празднуют, да, больше ДРАМЫ богу ДРАМЫ!!111) и рубят голову, а в пятой его душа попадает на шабаш, где всячески развлекается и его возлюбленная, оказавшаяся коварной ведьмой и сгубившая его несчастную душу.

Собсна, шабаш как квинтэссенцию всего я и принесла, хотя, конечно, там вся симфония клевая:
https://youtu.be/sK4dz6Gbcdk?t=2529

Интересный факт: в середине V части Берлиоз использовал каноническую католическую секвенцию "Dies Irae" ("День Гнева", о Страшном Суде), её можно услышать после ударов колокола на фоне тишины. Сначала она звучит у совсем низких инструментов, медленно и угрожающе. Второй раз — в среднем регистре, в два раза быстрее, уже, скорее, как быстрый марш. И затем третий раз, ещё в два раза быстрее, ещё выше плюс с искаженным ритмом, изуродовано-гротескная.

#6 2023-03-15 22:39:54

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

И последняя копипаста с канала, совсем свежая.

https://www.youtube.com/watch?v=wnacdOIoTBQ

Эрик Сати (все ударения на последний слог) — французский композитор конца XIX - начала XX века. Идеолог музыкального урбанизма, музыкальный критик, исполнитель, антерпренер и вообще.

На самом деле, музыкальный урбанизм — направление довольно узкое и скоротечное, пик его был в 20-х годах XX века, в творчестве Французской Шестерки, с которой и тусил Сати, и после 20-х годов урбанизм особо нигде не появлялся. Впрочем, цикл романсов, написанных этой самой Французской Шестеркой на тексты из каталога сельгосп-техники, навсегда в моём сердце (нет, я не шучу).

Что интересно, музыкальный урбанизм при своей скоротечности имел два противоположных направления. Первое — более очевидное: изображение в музыке всяких механизмов, когда-нибудь я и об этом напишу.

Второе куда менее очевидное, но, если вдуматься — весьма логичное: это использование и имитация "музыки города". Музыка, которая звучит в кафе. То, что играют на танцплощадках. Музыка цирка и т.д.

Ко второму направлению относятся и "Гимнопедии" Сати — цикл фортепианных пьес, специально написанных так, словно они фоновая музыка, звучащая в какой-нибудь кафешке. Приятные и простые аккорды, умеренный темп, спокойная ритмика. Цикл небольшой, но, кмк, его можно слушать на повторе, такое оно приятное и релаксирующее :heart:  :heart:  :heart: Собственно, сегодня я так и делала, пока заполняла журнал =)

#7 2023-03-15 22:40:37

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Да блин, почему все видео, которые я пощу, доступны для просмотра только на ютубе?!! :fuuu:

#8 2023-03-19 02:04:57

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Нынче я полюбила заполнять журнал под какую-нибудь музыку, так что в этот раз притащу вам красивое аутентичное исполнение "Времен года" Антонио Вивальди.

Вообще, даже если вы не слушаете академическую музыку, 3 часть концерта "Лето" вы 100% слышали ;D Это та самая мега-известная "Гроза")) Еще с большой вероятностью могли слышать 1 часть "Весны" и 3 часть "Осени", они тоже такие часто встречаются.

Всякий пиздежь по истории музыки

https://www.youtube.com/watch?v=aryDMAP6oug

Ну НАКОНЕЦ-ТО видео отображается!

Отредактировано (2023-03-19 02:05:57)

#9 2023-04-10 21:17:25

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Я в основном ругаюсь на нашу новую программу (очень много фактологических ошибок, прям ОЧЕНЬ много, за записанного в веристы Пуччини мне убивать хотелось), но иногда она все же подкидывает мне что-то новое и раньше неизвестное. К примеру, в современных европейских композиторах я вообще не сильна, а тут познакомилась с интересным)

Любомир Мельник (родился 1948) — представитель украинской диаспоры в Канаде, позже жил в Париже. Один из современных композиторов-минималистов. В 1985 году поставил в Швеции 2 мировых рекорда по скорости игры на фортепиано: 19,5 нот в секунду каждой рукой (короткая мелодия) и самое большое количество нот за час (13-14 нот в секунду). Разработал свою специфическую технику игры, говорят, на концертах играет с закрытыми глазами и не снимая правую педаль. В Киеве впервые выступил в 2016 году, после этого начал много гастролировать Украиной. Интересный факт: в 2018 году даже выступал в моём родном городе — маленьком облцентре на северо-западе Украины! х)

Минимализм — одно из направлений музыкального авангардизма (пик авангардизма — середина XX века). Если большинство направлений авангардизма пытались отразить в музыке нарастающий темп жизни, ускоряющуюся динамику и увеличивающийся звуковой шум городов, минимализм шел от обратного, пытаясь уйти и компенсировать стремительно расширяющийся и усложняющийся мир. Эстетика минимализма — это статичность, отсутствие движения, тишина, сжатость и т.д. Обычно за основу берется какой-то короткий мотив или даже аккорд, а потом повторяется много-много раз. Потом сменяется — и снова повторяется. И так до самого конца.

Вообще, если смотреть на авангардизм, он повторяет путь урбанизма в начале XX века: тоже с одной стороны уход от чувственности и обрыв старых связей, эстетика технологий и всякого такого, с другой — наоборот медитативно-упрощенное направление. Только в авангардизме по сравнению с урбанизмом педаль в пол) Что, впрочем, логично для нового витка спирали в культуре)

Пример композиции в стиле минимализма — "Butterfly", в исполнении Мельника (запись с фестиваля в Тайване в 2016 году). Если говорить музыкальными терминами, в основе этого произведения — мелодия типа "вечного движения" (один из 5 основных типов мелодий, когда ноты крутятся вокруг одного центра, не особо уходя ни вниз, ни вверх). Собственно, типичный пример минимализма: небольшой мотив, который зациклен и повторяется много-много-много раз. Очень медитативная штука))

https://www.youtube.com/watch?v=zp6-hrUEeOE

Отредактировано (2023-04-10 21:19:14)

#10 2023-04-25 23:21:48

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

анон из аниме-треда откопался из реала и спешит сказать, что здесь офигенно!))
Прочитал всё залпом, и с удовольствием буду ждать новых постов!  :heart:

#11 2023-04-25 23:24:28

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Анон пишет:

Прочитал всё залпом, и с удовольствием буду ждать новых постов! 

Спасибо, анончик! :iloveyou: У меня пара вариантов, о чем следующем писать, никак не могу выбрать :lol:

#12 2023-04-27 19:02:36

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Я обещал — я сделал! Немножко о том, как правильно называть ту музыку, которой я занимаюсь))

Думаю, многие слышали вариант "классическая музыка". Это самый неправильный вариант х)

Продолжение под катом

Отредактировано (2023-04-27 19:02:53)

#13 2023-04-27 22:38:43

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Анон пишет:

У меня пара вариантов, о чем следующем писать, никак не могу выбрать

о, а я как раз хотел про названия поспрашивать, но постеснялся попрошайничать с порога  ;D

opus musica торжественно звучит, кросивое :heart:
...а насколько уместен термин "симфоническая музыка"?
среди меня такое название зародилось по аналогии с симфоническим митолом, моей первой любовью, я через него и распробовал высокое искусство opus musica, причём в сравнительно взрослом уже возрасте)) но вопрос - насколько такое название правомерно вообще?

#14 2023-04-27 23:16:27

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Анон пишет:

...а насколько уместен термин "симфоническая музыка"?

Ну, симфоническая - это написанная для симфонического оркестра. Учитывая, что симфонический оркестр формируется только в творчестве Бетховена (и с современной точки зрения он считается малым составом симфонического оркестра - у Берлиоза, про которого я писала выше, состав посолиднее =) )... А ведь симфонический - не единственный вариант оркестра: есть чисто струнный, есть камерный (без медных духовых), есть чисто духовой, есть барочный (с клавесином, лютнями и мандолинами, он на видео с Вивальди), сейчас существуют оркестры исключительно из ударных инструментов, всякие народные...

И это если не трогать сольную инструментальную музыку, ансамблевую, вокальную (от соло до больших составов хоров), сценические произведения...

В общем, да, "симфоническая музыка", конечно, существует - но это лишь малая часть opus musica))

Отредактировано (2023-04-27 23:17:25)

#15 2023-04-28 12:00:39

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Анон пишет:

А ведь симфонический - не единственный вариант оркестра

О как! а слона-то я и не приметил)) спасибо большое за культпросвет, очень познавательно!

Возвращаясь к opus musica - исторически понятно теперь, почему оно так сложилось. Но что касается +- современности - нотами ведь записывают уже всё, и популярную музыку, и народную, и религиозную (ну, полагаю). Как же обозначить разделение? Характеристика-то больше не исключительная...
Или теперь уже не важно, термин исторически закрепился - и всё тут?)

#16 2023-04-28 21:32:25

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Анон пишет:

Но что касается +- современности - нотами ведь записывают уже всё, и популярную музыку, и народную, и религиозную (ну, полагаю).

Справедливый и закономерный вопрос)

Вообще, да, начиная ещё с начала XX века и появления средств звукозаписи направления немного смешиваются. Академические композиторы используют в своих экспериментах записи, колонки, трансляции и что только не. Но в целом тенденция всё же сохраняется.

Дело не только в том, как музыка записывается. Дело в том, что в принципе является главным носителем информации.

Я работаю параллельно в государственной музыкалке и в двух частных, одна из частных - школа эстрадного вокала. В госке с первого класса есть сольфеджио, детей учат различать записанные ноты, играть/петь по ним и записывать музыку ими самостоятельно. Т.е., главный носитель информации - именно нотный текст, он всегда стоит между композитором и исполнителем.

В школе эстрадного вокала всё делается на слух. Названия нот ещё могут знать, но никаких тебе скрипичных и басовых ключей, целых и шестнадцатых и прочего. Максимум письменной фиксации во время написания песни - цифровка типа той, что можно встретить для гитары, дальше минусовка сразу пишется в специальной программе не нотами, а... Короче, выглядит это вот так:
https://lumpics.ru/wp-content/uploads/2 … udio-1.png
Т.е., в целом традиция без письменной фиксации - она сохраняется. Да, можно зафиксировать поп-музыку нотами, некоторые даже сами это делают. Но практически никакой поп-певец не будет разучивать свою песню с нот.

Про народную музыку: так-то, интерес композиторов к ней появился ещё в XIX веке, когда был бум национальных школ и в целом очень повысился интерес к фольклору и историческому прошлому. И уже тогда композиторы пытались записывать народные мелодии нотами и интегрировать в opus musica. Но от этого сама традиция народного пения ведь не изменилась)

Про религиозную музыку: так это, она - самый древний представитель opus musica, я же писала выше ;D

Важная ремарка: всё это касается ЗАПАДНОЙ музыкальной традиции. Что там в арабских странах, Индии, Китае, Японии и т.д. в плане музыкальных направлений, я не особо в курсе, т.к. не моя сфера.

#17 2023-04-29 07:08:15

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Анон, спасибо, очень интересно.
Другой, интересующийся музыкой, анон

Отредактировано (2023-04-29 07:08:38)

#18 2023-04-29 09:33:45

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Анон пишет:

Анон, спасибо, очень интересно.

Спасибо, анончик, очень рад :heart:

#19 2023-05-27 21:00:04

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Я очень в работе и в окончании учебного года (а ещё конкурсы в трёх школах, вообще помереть охота).  Поэтому большие посты будут позже — я хочу и про жанр кантаты написать, и про моего любимого Франсиса Пуленка, и про урбанизм... Но пока что есть, то есть))

Не совсем по моей части, но узнала я об этом благодаря нашей программе и хочу поделиться прекрасным.

Лои Фуллер (настоящее имя — Мария Луиза Фуллер) — американская актриса и танцовщица, переехавшая в Париж, затем в Лондон. Основательница модернового танца. Первой вышла на сцену не в пуантах, а босиком, использовала в танцах огромные куски ткани, которые разрисовывала флуоресцентными красками, и разные световые эффекты от прожекторов. Ею восхищался и называл своей музой Клод Дебюсси, главный представитель музыкального импрессионизма, продолжательницей ее традиций стала Асейдора Дункан. Она выступала на Всемирной выставке в Париже в 1900, Парижской опере и других самых известных сценах.

Первая ссылка — настоящая запись танца Лои. Отреставрирована, музыка подставлена, картинка раскрашена:
https://www.youtube.com/watch?v=dGi63uVrJzk

Вторая — отрывок из биографического французского фильма "Танцовщица" (La Danseuse) 2016 года, роль Лои исполняет Соко. Выбор музыки, как по мне, очень странный, к чему там Вивальди, я хз, но картинка роскошная:
https://www.youtube.com/watch?v=bA-jbsqFXJA&t

И да, фильм я уже поставила себе на закачку)

P.S. Подборка известных танцовщиц от французского Vogue тоже пусть лежит тут:
https://www.vogue.fr/fashion-culture/ga … ora-duncan

#20 2023-06-06 21:22:27

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Пост прямо в тему сегодня, чего уж.

Реквием — католическое заупокойное богослужение на канонические тексты. Как жанр реквием стал популярен у композиторов с XVII века: драматический театральный потенциал текстов очень уж соответствовал эстетике Барокко.

Реквиемы — и классические, и модифицированные, когда от жанра оставалась только общая направленность — писали многие композиторы. Большинство, скорее всего, слышали "Lacrimosa" Моцарта. Но сегодня я хочу поговорить о другом композиторе и другой части.

Джузеппе Верди — итальянский композитор XIX века — больше всего известен как автор опер и реформатор оперного жанра, но его "Реквием" тоже весьма известен. Самая известная часть — №2 "Dies irae", "День гнева", повествующая о Страшном Суде. Текст в принципе очень образный, у того же Моцарта это тоже очень яркий номер — но Моцарт (несмотря на то, что он тоже был очень "оперным" композитором в плане мышления) всё же был ограничен стилистическими рамками Классицизма. У романтика-Верди таких ограничений уже не было.

Части "Реквиема" Верди (но, по-моему, не "Dies irae ", а "Lacrimosa" и ещё какую-то) я дирижировала на зимнем экзамене на 4 курсе. Весь "Реквием" мы студенческим хором вместе с "Думкой" и хором киевской оперы несколько раз исполняли полностью то на сцене оперного, то на сцене консерватории — "Думки" 100+ человек, нас столько же, и ещё оперный хор тоже где-то под сотню, это вот то произведение, для которого ОГРОМНОЕ количество исполнителей обязательно в силу стилистических особенностей. По драматическому накалу и уровню пафоса для меня оно стоит на одном уровне с "Фантастической симфонией" Берлиоза и "O Fortuna" из "Кармины Бураны" Орфа.

И каждый раз, слыша первые аккорды оркестра, я внутренне подбираюсь и невольно готовлюсь петь.

Dies irae, dies illa
solvet saeclum in favilla /
День гнева, тот день,
повергнет мир во прах.

https://youtu.be/cHw4GER-MiE

#21 2023-09-11 23:56:18

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Навеяно обсуждением в одном из тредов холиварки.

Я вот вообще не фанат рэпа, это настолько не моё, что я хз, что должно случиться, чтобы я начала его слушать.

Но.

Каждый раз, как я слышу заявления на тему "Да это вообще не музыка", мне ооооочень хочется отправить человека пройти курс той же музыки XX века :lol: Потому что то, что творили композиторы тогда (да и иногда творят сейчас), не идёт ни в какое сравнение с.

В качестве иллюстративного материала — "Симфоническая поэма для 100 метрономов" американского композитора Джорджа Лигети. Комментарии, я думаю, излишни ;D

https://youtu.be/xAYGJmYKrI4?si=RXjekekEA0bhKo7Z

И да, начался новый учебный год, так что анон вернулся =)

Отредактировано (2023-09-12 04:27:29)

#22 2023-09-14 18:17:07

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Анон пишет:

Симфоническая поэма для 100 метрономов

Ее хотя бы можно прослушать меньше чем за 50 что ли лет! :lol:
Или сколько там должна идти та очень замедленная музыкальная композиция. Еще бы вспомнить, кто там автор был или где я о ней узнал.

#23 2023-09-14 19:50:45

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Анон пишет:

Ее хотя бы можно прослушать меньше чем за 50 что ли лет!
Или сколько там должна идти та очень замедленная музыкальная композиция. Еще бы вспомнить, кто там автор был или где я о ней узнал.

600 с хвостом, анон :lol: Это Organ2/ASLSP (As SLow aS Possible) Джона Кейджа. Тоже американский авангардист.

#24 2023-09-14 19:56:32

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Анон пишет:

600 с хвостом, анон :lol: Это Organ2/ASLSP (As SLow aS Possible) Джона Кейджа. Тоже американский авангардист.

Ох нихуя себе :smoke:
Спасибо за напоминание!

#25 2023-09-14 20:05:44

Анон

Re: Минутка культпросвета [музыка] [ycomm]

Авангардисты изгалялись, как могли :lol:

Подвал форума

Основано на FluxBB, с модификациями Visman
Доработано специально для Холиварофорума