Вы не вошли.
Стала вспоминать, при каких обстоятельствах я смотрела первые две «Ночи в музее», и заметила, как сильно менялись мои отношения с семьей. На первый фильм я шла вместе с мамой, потому что потому. Тогда еще и кинотеатр был старый, с неудобными сиденьями, но у него было два экрана — один совсем маленький, на котором еще раньше я смотрела мультфильм «Дети дождя», и еще один в несколько раз больше. На последнем я точно видела какую-то часть «Детей шпионов», запомнившуюся только тем, что в ней играл Элайджа Вуд, один из моих детских кумиров. Потом кинотеатр закрыли на длительный ремонт. По крайней мере к премьере второго фильма «Ночи в музее» его починили, но тогда я пошла скорее от скуки, к тому же родители докучали мне, но их компания становилась приемлемой, когда мы находились в темноте кинотеатра во время просмотра (то есть не контактируя друг с другом). Думаю, не совру, если я скажу, что тогда мне хотелось как можно скорее смыться от них, или чтобы они смылись от меня (имеется ввиду не в кинотеатре, а вообще пожизненно). Третий раз случился недавно, отношение к родителям трансформировалось в уважение и что-то вроде дружбы. Между просмотром второго и третьего фильма прошло много времени, больше десяти лет, в которых случалось много важного, но переломным моментом стало мое безделье и безработица в период между бакалавриатом и магистратурой. Она переживалась мною тяжело, и единственные, кого интересовало мое состояние, были родители, в первую очередь, разумеется, мама. Она меня поддержала (к сожалению, не помню, каким именно образом, возможно, я к этой мысли пришла по совокупности ее поступков и высказываний). Момент осознания, что я как существо никому не сдалась кроме нее и отца, заставил меня пересмотреть отношения с семьей, и, если обобщить, стать к родителям добрее. Помнится, когда-то в тот период времени я разревелась ночью от осознания, что ближе матери и отца у меня никого нет, что я их люблю, а они любят меня. Не скажу, что от этого все мои проблемы решились, но враз все стало проще. Я как бы полноценно ощутила, что они — моя семья, и что у меня есть место в ней.
Наверное, поэтому я вообще никогда не торопилась съезжать — меня никогда не выгоняли, наоборот, всячески подчеркивали, что это моя комната. Молодого человека и тем более детей со мной пока что не случилось, так что перехода в новую семью не было и нет. Идея покидания семьи (так сказать полноценной сепарации) никогда не пересиливала меня настолько, чтобы я приступала к воплощению своих планов.
***
Я все никак не могу дописать пост и уняться, из меня лезет и лезет. Благодаря одной сцене с мини-Эйнштейшами из «Ночи в музее 2» я уверенно запомнила число пи до пятого знака после запятой.
Боже мой, я еще вспомнила, что на одной из (З)ФБ была команда по «Ночи в музее», которую мне пришлось бартерить. Я даже помню ник автора. Фанфики были простые, сладкие и добрые — что я восприняла за экзотику, потому что мое фандомное окружение очень любило тленные и безысходные рассказы. Что ж, какой тайтл, такое и творчество по мотивам.
Отредактировано (2023-06-18 21:46:27)
Джордж Оруэлл «Скотный двор», 1945
Мрачная сатирическая повесть а-ля сказка о том, как на одной ферме скот восстал против людей, изгнал хозяев и стал строить коммунизм, точнее, скотизм. Скотизм начался за здравие, а кончился тем, что на ферме установилась диктатура свиньи по имени Наполеон. Он и его свиная свита стали жить в хозяйском доме, ходить на задних лапах, наряжаться с человеческие наряды и вести переговоры с настоящими людьми, заинтересованными в торговле со Скотным двором. Остальные же животные в голоде, холоде и недосыпе пашут за плошку овса и живут хуже, чем при человеческом хозяине, однако не сопротивляются, поскольку забыли былую жизнь. Все животные были провозглашены равными, однако некторые из них оказались равнее.
Это аллегория на Советский Союз, которую некоторые современные читатели трактуют как сатиру на человеческую природу в принципе, хотя личная неприязнь автора к СССР очевидна. По крайней мере автор доходчиво об этом сообщил в предисловия к украинскому изданию 1947 года. В некоторых отзывах читатели выражают возмущение тем, что автор, в глаза не видя советских реалий, посмел разродиться критикой на Союз, но мне кажется это несущественным. Оруэлл в «Скотном дворе» писал только о том, с чем познакомился во время Гражданской войны в Испании: о пьянящем единстве, борьбе за власть, ощущении бесправия и неожиданном превращении во врага страны, которой желал только лучшего. Сам по себе советский проект вряд ли интересовал Оруэлла — уж слишком хорошо ему запомнились репрессии социалистической Испанской Ресублики по отношению к коммунистической партии ПОУМ, в которой Оруэлл числился вместе с женой. Подвергнувшись преследованиям, он хорошо разглядел насильственную природу сталинизма и его ничем не ограниченные возможности. С огромнейшим к социализму сочувствием и глубочайшим к насилию презрением Оруэлл и написал свою маленькую притчу. Читать ее откровенно неприятно.
«Пульс», 2001 (Япония, реж. Киёси Куросава)
Случайно в рекомендуемые мне попался ролик с броским названием «Анатомия страшнейшей сцены», в котором анализировался фрагмент из японского фильма «Пульс». Сцена выглядела завораживающие страшно, разумеется, после нее нельзя было не посмотреть все.
Так и не поняла, на чем сошлись локализаторы-переводчики, название фильма перевели и «пульсом», и «цепью», и «схемой». По-моему все три названия к картине подходят одинаково плохо — то ли потому что понятия слишком абстрактные, то ли потому что сам по себе фильм аморфный (в хорошем смысле). Картина неторопливо пугает, заражает страхом и ведет рассуждения об одиночестве современного городского человека, чей быт замкнут на проживании в квартире, а общение медленно перетекает в интернет. Тесная связь человека и сети еще в полной мере не развилась в реальности этого фильма (все-таки на дворе 2001 год), а один из главных действующих лиц — молодой студент экономфака — и вовсе не умеет пользоваться компьютером, даже на бумажку записывает алгоритм работы с браузером. Наверное, поэтому у меня создается ощущение, что это киновысказывание об одиночестве больше касается проблемы жизни людей в мегаполисах. Обсуждая призраков и людей с мистического сайта знакомств (что-то типа чатрулетки), героиня фильма произносит: «Люди сами как призраки». Они одиноки, никому не нужны, ни с кем не общаются, ни для кого не полезны. Живые ли они или мертвые — не разобрать. А с другой стороны важная часть фильма подвязана на завороженности людей человеческим образом на мониторе. Это феномен, который, кажется, появился лишь благодаря интернету — сейчас вообще люди снимают себя на камеру, адресуя свою речь незнакомцам, которых н е т рядом, и, строго говоря, имеет место быть сомнению, реальны ли эти незнакомцы, люди ли они? Не померещилось ли, живые ли это? В фильме общение через интернет будто стоит на том же уровне, что и общение с мертвыми.
Все крутится вокруг интересной фантастической идеи — призракам не хватает места в загробном мире, и они переселяются в мир живых. Встреча с потусторонним приводит человека в невыносимо угнетающее состояние, что-то вроде экзистенциального ужаса, самым логичным выходом из которого кажется смерть. Каким-то образом призраки оказались в социальной сети, и они показывали всем интересующимся через веб-камеру Запретную комнату, в которой молодой человек с мешком на голове совершает самоубийство. После этого эпидемия отходов в мир иной пошла бодрее (мне думается, что это какой-то ритуал по призыву призрака). В конце фильма практически все люди на Земеле умирают, однако выжившие (одна из них — это главная героиня фильма) плывут через океан на другой материк, поскольку только оттуда есть слабый сигнал связи. Такие дела. Ну, что-то вроде того, может, приврала где-то Я на самом деле не во все как следует вникла, мне просто понравилось таинственное и жуткое настроение кинокартины. Пересмотреть что ли? Есть ощущение, что вторая часть превратилась в грустную метафору эпидемии отчужденности по всему миру.
Что интересно, все эти самоубийства людей совершались тогда, когда на них смотрит другой человек, который затем под воздействием призрачной меланхолии тоже самоубивается. Похоже на эстафету или вирус. Малейшее подозрение, что жизнь бессмысленна, и прямая подсказка, что вопрос существования можно решить радикально прямо здесь и сейчас, будто бы мгновенно формируют кандидата в самоубийцы. И вот казалось бы, если люди так разобщены и одиноки, если они не привыкли общаться, то и влияние других людей на них должно быть минимально. Однако одичавшие люди заражаются поведением других с огромной силой и копируют, копируют, копируют других.
На первом попавшемся сайте kairo 回路 перевели как электрический контур. Ну, что же, электрическая цепь, схема, контур — это уже куда больше похоже на название фильма. Заражение смертью у людей неостанавимо, массово и подобно бегущим электронам в электрической сети. Эпидемия самоубийств стала возможна благодаря интернету, который без электричества не работает. Призраки обитали в программах и сайтах — пространстве внутрисетевом, они сами превратились в электрический сигнал, обрабатываемый компьютером. Но, блин, откуда взялся «пульс»?
«Молодость», 2015 (Италия и др., реж. Паоло Соррентино)
Фильм ценен красивыми эстетичными размышлениями о жизни и тем, как старые (пожилые) справляются со своими жизненными неурядицами. Этим и запоминается. Из фильма я вынесла в основном то, что старые — это те же молодые, но только прожившие больше лет.
Момент с перевоплощением актера (в исполнении Пола Дано) произвел на меня эффект бомбы. Боже мой, как бы я хотела увидеть этот момент в кинотеатре. А вот сцена с женой дирижера, ее взглядом на одну из венецианских улиц, напугал. Есть очень веселый сон дочки гг, а также запоминающееся знакомство альпиниста и дочки гг, начинается оно с музыкальной вставки из этой песни.
Есть книга, но судя по прочитанному отрывку это сценарий, переработанный в более привычный, романный вид. Сам факт издания книги, кажется, должен говорить о многом — с какой стати режиссер и сценарист в одном флаконе решает выразить неотпускающую его историю в чуждом на профессиональном уровне виде искусства? Ответ для меня был на поверхности, казалось, что старость волнует Сорренитно, потому что он сам стар. К тому же несколько лет назад я смотрела его «Великую красоту» (фильм получил Оскар в 2013 году), где гг тоже был мужчиной в возрасте. Но каково же было мое удивление, когда я узнала, что режиссер родился в 1970 году. Сейчас ему всего лишь пятьдесят, по нынешним меркам это не вовсе не почтенный возраст. Интересно, пристрастие к пожилым всегда было с ним?
«Кунг-фу жеребец», 2023 (КНР, реж. Ларри Ян)
Интересный фильм с Джеки Чаном про каскадеров. Мелодраматичный, наигранно простой, но добрый сюжет о стареющем каскадере, его профессиональной судьбе и семейной драме, а также подопечном жеребце Огоньке. На Джеки Чана во время исполнения трюков приятно посмотреть, в отличие от стареющих звезд боевиков Голливуда.
В фильме есть слезовышибательная сцена, в которой гг смотрит вместе с дочкой нарезку с трюками и вспоминает молодость, былую славу, ушедшие годы. По сюжету это трюки гг, но по сути это трюки Джеки Чана. И вот я думаю, как же для него, как для реального человека, сюрреалистично выглядело все происходящее. Мне кажется, что режиссер намеренно создал для Джеки Чана этот фильм-игру. А что в этом такого? Приятный подарок для возможного кумиру детства. Джеки исполняет роль постаревшего каскадера, у которого есть преданные ученики (в реальности кроме толп наемных кинорабочих есть еще поклонник в виде режиссера); в фильме имитируется воссоединение отца с дочкой (в реальности Джеки не признал свою незаконнорожденную дочь, а сына лишил наследства), озвучивается признание его заслуг детьми (в реальности от них этого он вряд ли дождется); и в игровой форме актер вновь проходит путь из грязи в князи (приятный для тщеславия сюжет).
А в принципе это мог быть не режиссер, а кто-нибудь другой, друг из киностудии, продюссер, он сам в конце концов... У меня просто в голове не укладывается, как можно без задней мысли написать такой сюжет, вдруг собрать кастинг, а потом утвердить на главную роль Джеки Чана, якобы выдержавшего конкурс. Нет, ну как? Все это, разумеется, сделано намеренно. Остается только гадать, что все происходящее для него значило. Интересно, понравилась ли ему эта игра?
«Три мушкетера: Д'Артаньян», 2023 (Франция, реж. Мартен Бурбулон)
Заводная нескучная экранизация, содержание которой мнгновенно забывается через тридцать минут. Все сильно по мотивам, но направление сюжета вроде как сходится с романом. Продолжение выйдет в конце года, предполагается, что на этот раз главной героиней будет Миледи. Но кто знает, вспомнится ли к тому времени содержание первого фильма?
Советский сериал с Боярским лучше, по крайней мере потому что все выглядят не как бомжи — поначалу не разобрать кто есть кто, все тусклое, серое.
Ф.М. Достоевский «Игрок», 1866
Алексей Иванович работает учителем в семье генерала, он — лудоман без диагноза, регулярно играющий в рулетку на вокзале Рулетенбурга. Его возлюбленная Полина, падчерица генерала, — женщина непростого характера, играет влюбленностью молодого человека и не допускает со своей стороны даже намека на взаимность. Семья терпит не лучшие времена, генерал весь в долгах, но продолжает жить не по средствам, уповая на смерть своей богатой тетки, бабушки-боярыни, которая по новостям из дома уже одной ногой в могиле. Но оказалось, что la baboulinka умирать совершенно не собиралась и даже навестила родных в Рулетенбурге. За пару дней в этом городе она в пух и прах проигрывается за рулеткой и, истратив все, что с собой взяла, спешно убегает обратно в Россию. После этого все в жизни героев меняется.
Где-то в интернете встретилось мнение, что «Игрок» — самый простой для восприятия роман Достовского. Я сначала подумала, что это глупость и неуважание, но, призадумавшись, поняла, что историю действительно можно назвать легкой, поскольку она не поучает, не размышляет и лишь показывает мучения от привязанности к азартным играм. В романе почти что безжалостно фиксируется рефлексия над авторской зависимостью, и выполнена она настолько подробно и превосходно, что меня не покидало ощущение, будто я заглянула в литературизированнй дневник писателя. Блестящий психологизм. А как иначе может быть, откуда же еще взяться этим описаниям, как не из личных переживаний? Ведь книга писалась в спешке, ради выполнения договора с издательством в срок, ради покрытия долгов, ради выживания. Откуда фантазировать и брать сюжеты, из каких чертогов разума, если думать уже некогда, роман должен лежать на столе вчера? С себя все это и писал. И размышления про менталитет французов, русских и англичан, и про стратегии-комбинации, и про смысл рулетки. Мне понравилось, как он рассказывал, что в азартных играх все хотят разбогатеть, а кто не хочет — тот лицемер, и их игра — это не игра. Получается складно, ведь выигранное богатство — это подарок судьбы, а именно за подарками судьбы люди к рулетке и идут, в том числе главный герой.
После проигрыша бабушки все генералово семейство отчаялось. Вращающиеся вокруг сомнительные личности, желавшие пополнить свой кошелек за счет еще-не-богатых-но-вот-скоро русских, понимают, что никакой выгоды от генерала при такой живой бабуленьке не будет, и исчезают. Полина жалуется Алексею о своем бедственном положении, и Алексей, зараженный ее отчаянием, стремится помочь любимой женщине. Он пришел на воксал. Там с ним произошла череда великих потрясений. За пару часов рулетки он выигрывал такую прорву денег, которую с трудом принес домой. Азартная горячка Алексея, его адреналиновая тяга от серий выгирышей и проигрышей, пьянящая избранность судбой — это кульминация романа, пик зависимости. Переживая эту феерию, Алексей забывается и, разумеется, забывает и Полину, чему потом сам удивляется.
В общем, существенная часть романа отдана азарту. Но большая часть посвящена привязанности между Алексеем и Полиной, причем героиня имеет то же имя, что и реальная любовница (вероятно, платоническая) Федора Михайловича — Полина Прокофьевна Суслова. Очевидна параллель — как Полина имела власть над Алексеем, так и Суслова имела власть над Достоевским. Полина — необычная и роковая, с чертовщинкой, не до конца понятая Алексеем, загадочная для него, то приближающаяся, то отталкивающая, очень гордая и требующая желания, повиновения и разных (главное — правильных!) доказательств любви. Короче, ведьма, царица, Клеопатра. В первые главы она меня очень заинтересовала, а вот в последних меня расстроил ее туманный образ и необъясненность поступков. Также мне не понравилось, что чувства Алексея и Полины прервались и кончились ничем. Их последняя встреча завершилась на том, что Полина отвергла рулеточные деньги Алексея, полагая, что деньгами ее будто бы покупают, а тот поехал в Париж поскорее тратить деньги без какого-либо удовольствия. И все, больше друг другу ни весточки.
Выигрыш оказался злым событием в жизни Алексея, потому что испытав такой оглушающий успех, его зависимость расширилась и углубилась. Потратив последние крохи богатства, он стал посвящать рулетке все время, проигрываться и выгирывать. Качаясь на волнах удач и неудач, он попал в тюрьму за невыплату долга, затем работал лакеем и опять пошел играть. В общем, отдал рулетке всю свою жизнь. В конце романа он встречается со знакомым англичанином (тоже, кстати, некогда влюбленным в Полину), тот помогает ему с деньгами и сообщает, что Полина вас любила, а вы, Алексей, совсем опустились. От этого Алексей получает новую мотивацию вернуть себе дворянский лоск и как можно быстре разбогатеть, чтобы доказать и англичанину, и Полине, что он все еще может выйти в люди. Разумеется, с помощью рулетки.
В ставке на случайность есть сильное заявление на то, чтобы быть замеченным судьбой, сломать привычный ход вещей и прогнуть под себя реальность. Страшно подумать, как сильно и как много людей разорились за игрой в рулетку, пытаясь открыть в себе любимца фортуны. По сути игроки просто выбрасывают в бездонный мешок деньги, а попутно страдают, превозмогают от похода к походу в казино, терпят взлеты и падения... И в контраст к этим переживаниям мне вспоминается сцена из фильма «Беги, Лола, беги», в которой главная героиня забегает в казино и сразу же выигрывает нужную ей сумму денег. Справедливости ради, что в такой победе, что в более реальном горемычном пути (как в «Игроке») удача игрока обуславливается одним — особенной нуждой. Конечно же, это просто драматический ход, чтобы добавить читателю или зрителю интерес к повествованию. А с другой стороны, ну кто, приходя к рулетке и играя всерьез не нуждается-то?
Ю Несбё «Охотники за головами», 2008
Экшен-книга. Очень кинематографичня, так и просится на экран. Яркие, запоминающиеся персонажи, эффектные сцены, циничные до провокационности идеи вперемешку с шок-контентом. Легко показать, легко объяснить (ну, почти).
Женщины, деньги, картины, репутация — из них сделан мир Роджера, однако этот мир совершенно не приглашает к себе и не соблазняет, хотя, наверное, мог бы. А что, обеспеченность, лоск, пафос «белого человека» выглядят очень хорошо, как в рекламе автомобиля. Но при этом с первых глав во всем царит позерство, тщеславие, высокомерие по отношеню к остальным людям. И еще эта странная, выращенная в городской утробе трансконтинентальных компаний работа по поиску топ-менеджеров. Во время рассуждений Роджера о важности своей деятельности мне все хотелось спросить: а че ты такой серьезный?
Первопричина событий, как и в фильме, все та же — Грааф воспринял отказ Роджера как личное оскорбление и устроил черт знает что. Вот уж кто «why so serious?» так «why so serious?» Диана по-прежнему лучшая женщина Роджера, в ногах которой он готов валяться, но в книге не случилось сцены их встречи после исчезновения Роджера и, соответственно, не случилось и взрыва сентиментальных признаний в любви (и это хорошо). В экранизации нет логических перестановок, есть только приемлемые отклонения в декорациях. Детективная часть сохранилась целиком, разве что сценарист решил не прятать финальный плоттвист с Дианой — в конце романа Несбе как бы намекал на то, что Роджер убил Диану, не стерпев ее предательства, но затем показывал эпилог, в котором супруги милуются и в разговоре рассказывают читателю произошедшее за кадром. Короче говоря, создатели кино решили пойти навстречу людям, за что им спасибо, ведь если в нынешней версии получилось мудрено, то что было бы, сохрани они еще и эту интригу? Из важных изменений: Лотте оказалась боевой спецагенткой, и история ее отношений с Граафом, а также плен Граафа в Суринаме были выброшены. Грааф по описанию внешне должен быть более сухой и жесткий, чем лощеный красавец Вальдау, впрочем, мерзавец из него получился и так превосходный. Понравилось, что добавили стреляющую из пистолета русскую шлюху, с которой задорно игрался Уве.
В целом с первоисточником очень хорошо обошлись при экранизации, его определенно не испортили, смело можно смотреть. А еще лучше прочитать книгу, в которой более последовательно и доходчиво разъяснены все мотивации и последовательности действий главного героя и не только его. А с этим у фильма, как я уже говорила, есть проблемы.
И, кстати. Оказывается, Грааф в деревенском сортире еще и посрать успел! Я представляю, с каким лицом Несбе это писал И как же хорошо, что это не стали включать в фильм
Выставка «Искусство „Манга“» (СПб, Севкабельпорт)
Под конец лета наконец-то явилась на эту выставку, жаль, правда, что она была неполная — зал по шингекам заменили на затемненную комнату с фильмом от искусственного интеллекта. Еще с весны хотела сюда сходить, но из-за подготовки к отпуску, а затем в послеотпускное безденежье не находилось свободных денег (билет без экскурсии стоит под 900 рублей — это ощутимая для моего кошелька сумма). Да и не то чтобы я была каким-то тру гиком от мира манги и аниме, так, в подростковости увлекалась, и в студенчестве почитывала, но без фанатизма. Спешить было некуда.
В общем, первая часть выставки представляет собой расклеенную на стенах мангу про историю манги. К сожалению, QR-код аудиогида был только на входе, а возвращаться я поленилось, так что пришлось себя заставлять и читать. Несмоторя на то, что людей пришло много, были залы, где люди молча стояли и читали даже не переговариваясь. Настоящая библиотека Вторая часть состоит из залов про популярные тайтлы, в которых рассказывается о мире этих тайтлов, есть фигурки и целые пластмассовые композиции. Читать и рассматривать пришлось много, и, в общем-то, все, что я вынесла, это только историческую часть, которая находилась в первых залах. Вообще я даже думала, что вернусь и сфотографирую понравившиеся мне экспонаты, но под конец я настолько устала, что поспешила на набережную.
Предтечами манги были гравюры, выполненные ксилографией, картикатуры и карты для сугороку (настольных игр). Соверменные очертания манга приобрела с появлением печатной периодики и проникновением западной прессы, то есть в начале двадцатого века, и связана она с именем Ракутэна Китадзавы, который работал в одноим из журналов. Его работы — это коротенькие черно-белые забавные комиксы с одними и теми же персонажами. После него влиятельными авторами-мангаками указаны Сигэру Миздзуки, который изначально вообще создавал истории для камисибая. Камисибай — это что-то типа райка, актер рассказывал историю, показывая собравшимся людям картинку за картинкой (на обратной стороне каждой был написан текст повестования и диалоги). Разумеется, было сказано и об Осаму Тэдзуке, которого большинство знает по «Могучему Атому». В своих работах стремился к стилю и качествую продукции «Диснея», точнее даже, создать им конкуренцию. У него даже получилось создать мангу и аниме-сериал «Император джунглей», который позже повторил «Король Лев» (никто не стал выяснять, был ли это плагиат или нет).
Еще я отметила, что Наоко Тэкути, автор «Сейлор Мун», оказалась того же года рождения, что и моя мать. Клип от ИИ в паре мест выходил очень смешным, потому что быстро сменяющиеся прически и жесты выглядели так, будто у человека какой-то приступ или в шевелюре завелась живность. Полистать журнал было очень интересно — реально мангу печатют чуть ли не на туалетной бумаге.
В целом очень интересно и любопытно. Десять лет назад я в принципе не могла себе представить, что манга и аниме распространятся так сильно по всей России и им будут посвящать такие огромные выставки. Тем не менее настойчивое желание скрывать свои увлечения от старшего поколения у меня не исчезло.
***
Отредактировано (2023-08-27 18:26:59)
Поймала себя на ощущении, что не хочу печатать обо всем насущном сюда, в дневник, потому что мои записки будут ни обстоятельными, ни продуманными и высказанными ни богато, ни по уму. Особенно меня это чувство преследует после отпуска, не знаю от чего, может, лень писать отзывы на все, что я смотрю. Наверное, зря я так строго себя держу, мне наоборот полезно урезать в себе дотошность. Стало быть, пришла пора писать сюда почаще да попроще.
Культ жратвы
Сегодня днем пришел аванс, и я все время думала о том, что же хочу положить себе вкусненького в рот. До обеда мы с коллегой целый час обсуждали блюда. Перед уходом с работы я попила чай и накинулась на печеньки, которыми меня угостила другая коллега. У автобусной остановки я все время оглядывалась на магазин с мороженным, хотя из-за чая не хотела есть. Зашла в продуктовый, взяла сметаны для творога и высокую упаковку йогурта на завтра. Пришла домой и спонтанно намешала йогурт с малиной и бананом, поела — хотя хотела пройтись до мака и взять там сэндвич. Потом пошла опять в магазин, потому что вспомнила, что на работе не хватает чая, купила к ним вафли, чтобы всех угостить. И после этого все равно свернула в мак и купила чизбургер. В банкомате сняла деньги на столовую, в которой я ем на работе (там принимают только наличку).
Целый день мысли только о жратве, культ жратвы какой-то, а не жизнь.
Отредактировано (2023-08-28 19:57:23)
Приступ гиперфиксации
В начале прошлой недели я хотела носить сюда записи каждый день, но буквально в ночь с понедельника на вторник я листала твиттер и наткнулась на тред про трудности в личной жизни некоего Астариона. Типа из-за тяжелого прошлого ему теперь сексом по любви заниматься тяжело. Он и эльф, и был угнан в рабство, и старадал, и теперь на воле — в общем, Фенрис 2.0. Поразмыслив над этим я наконец-то решила поискать ответы на давно созревшие вопросы а что такое Балдурс Гейт 3, кто такой этот Астарион, и почему они тусуют в моей ленте целый месяц.
Скажу честно. Я стойко держалась против обаяния этого товарища ровно 1 с. Больше не получилось. Не выдержала, нереально. Я сначала не поняла этого, радостно думала, что никакой эльф меня не пронял. «Ну какой-то он слишком манерный, да еще и лицо у него специфическое», — приговаривала я про себя, кликая на очередную страничку в поисковике. И не поромансить его толком, и секса он не хочет, и всратая у него какая-то история становления супер-вампиром ценой дохера душ!.. И все равно смотрела на ютубе ролики с прохождением. Втянулась с мысленным причитанием: «Ох ты ж нифига себе. Ох, ебать-копать, ох бля, ох ебать!»
Его будто уронили в котелок с эссенцией любовного романа (ну или женского фансервиса, называйте как хотите), я таю. Я ем такое приговаривая полушепотом ух бля. При этом аж пот на лбу выступает. Я опять упала, я опять в плену у нарисованного мальчика, да что ж такое-то
Приступ гиперфиксации №2
Из предыдущего поста можно подумать, будто внезапно вспыхнувшая любовь к Звездочке (Астариону) воспринимается мною тягостно и отрицательно. Все вовсе не так. Напротив, я чувствую в этом увлечении много родного.
С одной стороны долгие годы моя чувственность развивалась за счет подобных принцев. Недавно я избавилась от угнетающей вовлеченности в образ одного рисованого куна (такой стопроцентной ее сделали две вещи: творчество и фандомная тусовка), сейчас же я дрейфую, стараясь ни в одного из персонажей не вовлекаться надолго. Не говоря уже о том, что меня начала преследовать тяга к ирл мужикам — и двигаться в этом нправлении мне намного выгоднее.
С другой стороны Астарион на самом деле лишь тень краша в другого персонажа, Фенриса из второй драгонаги, который мне нравился в школьничестве, и в которого я сильно влипла, когда начала писать фанфики в студенчестве. Первые свои строки я посвятила фендерсу. То есть ко встрече с Астарионом я была как бы уже готовой, я уже понимала и лелеяла его.
Так что встреча с Астарионом — это праздник, возвращение к истокам и откат к самой же себе. Бэк ту скул. Живое напоминание, что года идут, а пристрастия не меняются. Главное не окунаться в них с головой.
Анализируя мою привязанность к этому типажу героев, я вижу в первую очередь желание спасать. Мне нравится передавать Астерионов под защиту персонажа с ослепительно белым плащом, чтобы и великодушный, и добрый, и за любимку кулаками махать умел. Разумеется, что этот рыцарь — завуалированная я. Иногда бывает, что появляется желание уколоть Астериона (чтобы, наверное, опять спасать? или чтобы он выглядел жертвой, жаждущей защиты?), но никогда я не хочу причинять ему боль.
Однажды я задумалась, а что было бы, существуй такой Астарион в реальности? Смешно, но мне кажется, я обходила бы его за километр. Наставлять и поднимать на ноги тяжелотравмированных прошлым — это совершенно не моя стезя, во мне немного сочувствия, больше долженствования, а еще больше эгоизма. Хотя... Будь этот ирл-Астарион так же привлекательно сложен, может, у меня хватило бы дури сунуться, но вряд ли бы это привело меня к чему-то путному.
Доп. траты
Сегодня меня посетило гадливое ощущение вымогательства, очень похожее на то, которое я испытала весной во время изнурительного разговора с телефонными мошенниками. На приеме у стоматолога я узнала, что в дополнение к плану лечения надо сделать какой-то снимок черепа в не самом ближайшем заведении, и стоить он будет не пятьсот рублей. Не сомневаюсь, что эта вещь нужная для работы, но почему бы о ней не сказать заранее? Опять впереди какие-то дополнительные траты и повторные посещения клиник. А я, может, в этот день дома сидеть хочу. Или, может, у меня денег в притык, я из-за этой диагностики остаюсь без новой обуви на осень. Почему не предупредили, я все никак в толк взять не могу?
По всей видимости в следующее посещение мне придется взять в зубы план и еще раз все уточнить насчет переснимков, додиагностик и всего тому подобного. Уверена, узнаю много нового.
П.С. Оправдываю тег [дыбр] в названии дневника
«Крастока на всю голову», 2018 (США, Китай; реж. Эбби Кон, Марк Силверштейн)
Фильм, который либо смотришь через фейспалм, либо на перемотке. В паре моментов так и хотелось процитировать парня главной героини: «Господи, помоги», — настолько тяжело воспринималось творящееся на экране паясничанье. Тем не менее неловкие и обильные шутки юмора не помешали мне досмотреть историю до конца, в ней есть любопытная, практически ценная и в некотором роде ошеломляющая иллюстрация уверенной в себе женщины. Суть такова: у молодой женщины по имени Рене есть лишний вес, от которого она страшно хочет избавиться. Ее главное желание — это стать красивой подобно моделям из мира моды. Она угнетена своей внешностью, ее личная жизнь не ладится, еда естся, килограммы не уходят — короче говоря, знакомо, узнали. Однажды в спортзале она падает с велотренажера и ударяется головой, после чего волшебным образом ее тело преобразуется в идеальное. Восторгу Рене нет предела, и из нее безудержным потоком хлещут ранее задавленные желания, которые она удовлетворяет способами, приличествующими такой королеве красоты, какой она без всяких сомнеий является. Тут же у нее появился парень, ее взяли на работу мечты, затем сразу же повысили, она вошла в тусовку не для всех, а вишенкой на торте стал подкатывающий к ней красавчик. Все шло прекрасно ровно до того момента, пока Рене не ударилась головой еще раз. Ее тело вернулось к изначальному состоянию, и паникующая Рене стала пытаться то вернуть потеряное, то отстраниться от красивой, не не предназначенной ей жизни. Однако вскоре ей открылось, что за все это время ее тело не претерпело ни грамма изменений.
Мое ошеломление главным образом пришлось на реакцию окружающих людей — они как магнит прилипали к Рене, стоило ей только понести квази-себя в массы. В смысле, это правда так работает? Реально? В этих вопросах есть и скепсис, и зависть. Вообще-то я по жизни и есть Рене. Большая часть моих желаний находятся под замком, и будут там находиться, пока я не похудею до нужных килограммов (но при этом я не худею, потому что сложно победить многолетнюю любовь к вкусняшкам). А когда желания прорываются, я быстренько их прячу с мыслями: «Пожалуйста, не надо меня стыдить». Я помню показательный случай, когда я листала холиварку в фандомном разделе и в одном из обсуждений наткнулась на слова анона примерно следующего содержания: «Ну хорошо, ну родился уродом. Так что, уроду теперь не ебаться?» и я ответила про себя: «Ну да, не ебаться». А анонимные собеседники, напротив, с ним согласились — чему я сильно удивилась. По-моему обсуждали Тириона из ПЛиО (вот уж кому «повезло» с внешностью, так «повезло»). В общем, веду я к тому, что для меня чудом было видеть, как уверенность Рене свернула перед собою горы, и мне бы хотелось самой что-то подобное почувствовать в жизни (но при этом не скатиться в нарциссизм и разного рода социопатию). Опять же процитирую парня главной героини: «Можно я стану тобой, когда вырасту?»
Мне кажется, что после просмотра я не стала бы писать об этой картине, если бы не потрясающий, феерический отзыв на кинопоиске «Смотрим 'Красотку' с Гегелем». Там юзер дал хороший комментарий к идее фильма, читала его широко раскрыв глаза (блин, как же тут не хватает смайлика «Нечто»). Не, правда, интересно, и все по делу.
«Я худею», 2018 (Россия, реж. Алексей Нужный)
Вместе с «Красоткой на всю голову» (см. выше) этот фильм разделил одну тему похудения и одну главную мысль. Однако в «Я худею» упор был сделан не на отношение к себе, а на отношение к отношениям. Главная героиня Аня худела ради парня, который кинул ее на свадьбе друга (не устаю поражаться тому, как чужие праздники становятся отличным плацдармом для старта шизы гостей), наконец-то похудела, возобновила связь с бывшим, но быстро выяснила, что парню в сути своей до ее чувств не было дела. Осознав это, она мгновенно бросила его, помариновалась в печали из сюжетных обстоятельств и постепенно вытащила себя обратно в жизнь. Нашла нового парня (очень колоритный персонаж-прилипала), влилась в новую тусовку (банду худеющих) и начала, по сути, жизнь с нового листа (в смысле совершила качественный скачок).
По фильму главный рецепт счастья для толстых, как и в фильме «Красотка на всю голову», заключен в уверенности и отстутствии боязни заявлять о себе. Однако подача обоих кинокартин совсем разная: «Красотка» очень прямолинейна и потому более яркая, «Я худею» спокойней по темпераменту и приближена к реальной жизни. Оба фильма комедийные, но в «Я худею» юмор добрый и ненавязчивый (настолько ненавязчивый, что фильм получил много отзывов в стиле «Ну и где смеяться-то?»), а «Красотка» же полна кринжатины. Однако «Красотка» оставляет в голове вполне конкретный месседж, а «Я худею» этим похвастаться не может. После «Я худею» остается приятное чувство сопричастности к судьбе девушки, которая и в себя поверила, и с отцом встретилась, и материнового нового ухажера приняла, и с подружкой по душам поговорила, и похудела заодно. В этом плане очень интересно еще сопоставить опыт двух жещнин, страдающих от лишнего веса. Рене предлагается испытать очень сильную оглушающую уверенность в себе, Ане — плавно прийти к мысли, что в первую очередь себя надо уважать и любить, а не разбиваться в пух и прах ради чужого мнения.
Меня огорчило, что все похудение заняло около трех минут (без шуток, я проверила — с 37:33 по 40:19). Остальное было посвящено отношениям Ани с окружающими ее людьми. Тема отношений с едой не раскрыта, ну или сведена к внезапным с ушедшим из семьи отцом. Истинные подвиги актрисы Саши Бортич, исполнившей главную роль, тоже остались за кадром (ну почему? почему??? она же набрала ради роли и во время съемок скинула, почему бы не показать ее прогресс?). Непонятно, почему не похудел прилпала, он же спонсор, он же толстая подружка, он же Коля. Почему бы ему тоже не отсыпать магии похудения, раз он как персонаж был весь из себя замотивированный на похудение?
В целом еще хочется сказать, что и не такая уж и толстая была Аня, когда ее парень кинул. Конечно, рядом с атлетом она смотрелась странно, что уж и говорить (кстати, парень в принципе не вызвал у меня какого-то отторжения, его мотивация понятна), но сама по себе она выглядит нормальной. Если верить кино (где были показаны значения на весах до и после похудения) и гуглу (в котором сказано, что рост актрисы Саши Бортич 168 см), то ИМТ до похудения составлял 27, а после — 22-23. Числа говорят сами за себя. Все это даже близко не стоит к проблеме серьезного ожирения, но, положа руку на сердце, ни «Красотка», ни «Я худею» не про проблемы со здоровьем, и по ним это чувствуется. Если задать этим фильмам вопрос: «Так худеть или нет?» — то оба фильма ответят, что если не стенсяешься себя, то забей. Уверена на 100%, будь в кадре стокилограммовое тело, ответ был бы иным.
Поразительно, но я не смогла одолеть «Женский портрет» Генри Джеймса — настолько утомительными мне показались первые девяносто или даже меньше страниц. Обычно я заставляю себя ломиться в конец до последнего невзирая на зевоту, но тут моя настырность оказалась бесполезна.
Я захотела прочитать роман из-за волшебного саундтрека, сочиненного Войцехом Киляром, который создал музыку для фильма «Дракула» 1992 года с Гэри Олдманом (и совершенно никудышным Кеану Ривзом). Все его мелодии оказывают на мне завораживающий эффект, на них отзывалось сердце, но вот сам роман навел смертельную тоску. Как же скучно пишет Генри Джеймс, как же мне было пусто и невмоготу...
Хочу описать здесь положение дел за эту неделю, но не знаю, как оформить. Хотелось бы кратенько и по сути. Типа, срез.
• Плечо как болело так и болит несмотря на третий сеанс УВТ. Кажется, пора разучивать комплекс упражнений для реабилитации при импиджменте плеча.
• Оглянув содержание университетского учебника, по которому нас учили, я поняла, что хранящиеся в нем знания для меня потеряны, хотя они-то смогли бы ответить на многие мои вопросы по работе.
• Хожу плавать в бассейн. Пока еще раз в неделю, но уже жру как трактор. Ощущение отсутствия боли в плече и чувство непотопляемости на воде просто бесценны. Может, пора обучиться брасссу?
• Посмотрела с подругой «Барби», ну и белиберда. Понравились только танцульки Гослинга. А разговоров-то было...
• Взяла в библиотеке «Преступление и наказание». Его первые главы по сравнению с началом «Женского портрета» несмотря на убогость описываемого показались мне виртуозными и прекрасными.
• На работе в отсутствие начальника, который был в отпуске, я довольно топорно отстаиваю и себя, и отдел. Не знаю, как красиво выходить из скользких ситуаций, хочу быть неуловимым Джеком Воробьем, но пока что тяну только на слона в посудной лавке.
• Все еще потребляю контент по Вратам Балдура 3, но до сих пор очень поверхностно знакома с сеттингом. Астарион — топ ловушка для женского сердечка. Есть желание приобщиться к ДнД-движению, но чувствую, что энтузиазма надолго не хватит.
• Вторая подруга вообще мне не пишет. Я знаю, что она не очень любит общаться через соцсетки, но с учетом того, что мы долго не виделись, она могла бы и сама маякнуть в лс.
• Увидела на хх.ру вакансию с хорошей зп на мою специальность. Воспряла духом, появилось ощущение, что есть куда уходить.
• Магазин «Ермолино» возле работы — просто 10 из 10. Очень вкусные у них творожные колечки и леденцы. И, с учетом того, что можно брать понемногу, а не целую упаковку, как магазинах у дома, цена приемлемая. Думаю, буду все поштучно пробовать у них.
• Не вспомнила сегодня кое-каких деталей из теории. Стыдно. Сразу же появились мысли ну куда мне уходить с нынешнего места, ничего же не знаю, мне еще учиться и учиться... А время-то идет 👆
• Скоро у меня день рождения. Мало того, что мне стукнет двадцать восемь, а воз и ныне там, так на празднование этого безобразия нужны деньги, а откуда их взять на всю эту толпу? Уже который день обдумываю желание взять день за свой счет.
• Словила себя на мысли, что развитие главного героя в «Дне сурка» отдаленно напоминает мне собственную эволюцию на работе.
• Набралась смелости и наконец-то поискала в интернтере причины боли в плюсне. Узнала про неврому Мортана, все симптомы мои. Что ж, ура что ли, поздравляю себя с новой болячкой?
Высшее образование
Если бы меня спросили, как я оцениваю свое обучение в политехе, я бы ответила на 4/5. Последний — четвертый — балл я даю за конспекты, электронную библиотеку учебников и методичек, в которых я ориентируюсь и с которыми при необходимости разбираюсь в чем-то новом. Это по сути инструменты, с которыми студента выпускают в большое плавание, в котором он самостоятельно обучается специальности. Остальные три балла посвящены труду преподавателей, моему трудолюбию, организаторам учебного процесса. Ясное дело, что исполнение по каждому из пунктов не было идеальным — университет дал то, что мог, из этого я взяла то, что смогла. Например, не все преподаватели достойно читали лекции, были те, кто работал на отъебись. Я частенько прогуливала и в основном учила, чтобы сдать (потом часто забывала честно наботанное). Очное обучение было построено на малом количестве часов лекций и практических, на которых в нас пытались впихнуть невпихуемое. А дистанционка вывела разгильдяйство на новый уровень. Но тем не менее обучение в политехе это все еще три балла из пяти, потому что были и преподаватели, которые старались с нами общаться, и вменяемый учебный материал, и мои своевременные старания, и реальные лекции с практиками, и зачеты, которые получить сложнее, чем сдать экзамен. И про дистанционку: именно на ней я прошла один из самых запоминающихся курсов. Все это было.
Чего же не хватило? Ответ находится в названии вуза. «Политехнический» состоит из «поли» и «техникос», обе части древнегреческого происхождения. Приставка в переводе не нуждается, а вот слово «техникос» в обиходе неизвестное, оно означает «искусство, умение, мастерство». «Мастерство» находится в названии вуза, то есть логично предположить, что заведение должно выпускать обученных мастерству, а не просто прошедших бесконечные интеллектуальные тренировки студентов. Пропасть на месте практики, насмотренности, насыщенности чувственным впечатлением, личным участием в решении настоящих прикладных задач объясняет неполноту знаний. Знания — в значении сухих выкладок учебника — без практики никакой ценности не имеют, и быстро выветриваются из головы. Нет практики — нет мотивации учить новые выкладки из учебника. Учиться откровенно скучно. И это проблема вовсе не вчерашних школьников, которые составляют подавляющее большинство абитуриентов.
Может показаться, что я ратую за то, чтобы вуз превращался в ссуз или стал готовить специалистов на конкретные рабочие места. Ну, первое точно нет, потому что специалист — это не рабочий (хотя техническим студентам какие-нибудь практические работы по слесарному делу пошли бы исключительно на пользу, на моем направлении так точно). А второе звучит более заманчиво, особенно если вспомнить, что в советское время после окончания вуза выпускников распределяли по рабочим местам — и сам факт распределения мог дать ответ на вопрос «Откуда в вузе столько теории?» А потому что практика для подтверждения теории предполагается после окончания вуза. В нынешнем строе это невозможно, потому что нынешний строй держит шайка вредителей, плохо понимающих, зачем в этой стране кого-то чему-то надо учить. Не в последнюю очередь потому что учить-то некуда — нет в стране таких производств/компаний, с готовностью поглощающих целые армии выпускников на ежегодной основе. Кроме того, конкретные рабочие места в конкретных заведениях сейчас могут представлять собой занятость в стиле попеременного нажатия левой и правой кнопки. На это не надо учиться ни четыре года, ни шесть лет)
Высшее образование все же должно быть тем, что обогатит человека, разовьет его представления об окружающем мире, пусть даже если он не захочет работать по направлению своего обучения. Для главных вузов, которые готовят будущих ученых или попросту теоретически очень подкованных людей, жизненно необходимо включение студентов в жизнь кафедры, доступ к научной проблеме, чтение и обсуждение статей. Для вузов технических жизненно необходима практика работы с оборудованием, моделями конструкций и их реальным воплощениями, материалами (в смысле ручками, а не по картинке), знакомство с промышленными и научными задачами, возможность обсуждать их и получать критику своих предположений. Ну, что-то такое. Думаю, понятно, что под практикой я подразумеваю не школьный урок трудов или строго регламентированную лабораторную работу, а деятельность, благодаря которой умозрительное явление или механизм обогащается реальными впечатлениями, а еще лучше реальным личным отношением к явлению.
Мне вот, например, из-за отсутствия практической ориентированности обучения, было банально неинтересно учиться. Ну и что, что кругом и всюду у нас самообразование — для меня привычным делом было сесть, открыть, найти, понять, а после сдачи экзамена все это добро благополучно забыть. Теория-то быстро усваивалась, но и быстро вылетала из головы, аж со свистом. Отсутствие обратной связи в общении с преподавателями удручало, порой мотивация к учебе просто висела на волоске. Практика и интерес для меня связаны неразрывно. По итогу пришлось добирать практические иллюстрации на работе, на многое взглянуть под другим углом и наконец-то начать накапливать полнокровные знания.
Этно-концерт
Побывала на выступлении этно-музыкантки, которая интенсивно использовала в работе якутский варган — хомус. Давно хотела сходить на полноценное выступление хомусиста, еще со школы, но все никак не случалось со мной ни повода, ни денег, ни самого хомусиста, а тут недавно мне пришлось разведать развлекательную программу в Питере в начале октября, плюс перечислили аванс — в общем, билет я купила спонтанно и быстро.
Музыкантка сходу назвала концерт встречей, он прошел очень необычно и порой напоминал шоу. Во-первых, с самого начала я слушала не через силу и мне все сразу нравилось. Во-вторых, перед каждой композицией певица непосредственно и с запинками, характерными для обычной разговорной речи (или, что вернее, сымпровизированной), объясняла, о чем эта песня. В-третьих, она заставила всех подпевать, что стряхнуло зрительскую окоченелость и вовлекло в музыку. В-четвертых, некоторые люди вставали по обе стороны от сцены и танцевали. В-пятых, прямо посреди встречи к певице подходили восторженные зрители и вручали ей букеты, одна девушка по имени Катя даже вышла на сцену и сказала, как благодарна Олене (Олене УУТАй, это творческий псевдоним музыкантки) за концерты и ее музыку. Ей-богу, не знаю, что у Олены за фанаты такие, но под конец встречи чувство было такое, что я либо попала в клуб, либо в секту.
На выступлении то и дело мелькали слова: вселенная, энергия, природа. Олена призывала слушать себя и любить себя. В комментариях под постом о концерте тусовался товарищ с еще более развитым представлениями о высших материях, он говорил и о чистках, и о потоках, и о запитках. Короче, вектор мыслей автора музыки и ее почитателей уже отсюда ясен. Я вообще с миром таких вот «энергологов» не пересекаюсь, для меня все это пахнет как книги о духовных практиках йогов, которые родители зачем-то покупали в девяностые. Ничего плохого, конечно, но мир шаманства, язычества, духовного и прочего эзотерического довольно далек от моего быта.
Справедливости ради, впечатления от прослушивания электронных записей и непосредственного пребывания на концерте разнятся как земля и небо. Ни секунды не жалею, что сходила, очень довольна своим удачным посещением и рекомендую всем туда попасть.
***
Размышляя о прошедшем событии, я отмечаю вот какую странность: моя заинтересованность в хомусе, да еще родившаяся во время обучения в школе, это своего рода исключение, потому что я очень мало уделяла внимания национальным культурам и пользовалась понятной логикой а-ля «какая разница кто по национальности, лишь бы человек был хороший». Уже позже мне станет ясно, что вопрос национальности, равно как и вопрос веры, слишком важен, чтобы так наивно закрывать на него глаза, и сейчас мне даже как-то странно вспоминать о своих космополитичных взглядах.
Автор, можно ли писать мои мнения и вступать в диалог? Или лучше не надо? Я нашел блог случайно, но есть что сказать.
Автор, можно ли писать мои мнения и вступать в диалог? Или лучше не надо? Я нашел блог случайно, но есть что сказать.
Прекрасно, очень хорошо, анон, пиши! Мне интересно будет узнать твое мнение, но предупреждаю, что я разговор может и не состояться: право не отвечать или подолгу молчать я оставляю за собой (равно как и за тобой )
Игра «Сибирия», 2002 (Франция, Microïds)
Валадилена — это расположенный в французских Альпах городок, известный своим старым заводом автоматических игрушек. В 2002 году дела у него идут не очень хорошо, предприятие в долгах, продукция никому не интересна, и хозяйке Анне Форальберг не остается иного выхода, кроме как продать городское, а по совместительству семйное наследие (завод она получила в наследство от отца) транснациональной компании. Чтобы оформить сделку, в Валадилену из Америки прибывает юристка Кейт Уокер и сразу же оказывается на похоронах — Анна Форальберг скончалась. Из разговоров с ее окружением, а также после изучения ее личного дневника, становится ясно, что у бездетной Анны был наследник — младший брат Ганс, давно покинувший Валадилену, но ведущий с сестрой переписку. Талантливый, увлеченный, но немного не от мира сего, он всю верил в существование мамонтов и всю жизнь страстно желал их увидеть. Давно, еще будучи юношей, он покинул отчий дом ради своей странной мечты, и с тех пор не возвращался. Выяснив все это, Кейт Уокер выдвинулась на поиски Ганса, ступая по вехам его жизни и двигаясь строго на восток. Где он сейчас? Может быть, уже умер? Или все еще жив? Или даже исполнил свою мечту?
Изначально мне просто хотелось поиграть в игру из детства, которую я не смогла пройти до конца, застряв на монастыре. Скачав и установив все нужные файлы, я вдруг с удивлением обнаружила, что разворачивающиеся передо мной действия плохо согласуются с воспоминаниями — ничего не узнавалось, кроме главной героини и интерьеров поезда. И почему-то нигде не было видно того стоптавшегося старика, вокруг которого крутился необычный сюжет игры, хотя сам старик большую часть времени просто сидел в кресле. Пройдя квест в Валадилене, я все еще лелеяла надежду на то, что сразу же упрусь в тот загадочный вокзал а-ля рус с деревяным настилом на перроне (и выбесившими меня загадками про автоматы с жевачками), и все встанет на свои места. Однако во время бесконечного мотыляния от станции-оранжереи к университету Баррокштадта меня одолели сомнения, и я наконец-то полезла гуглить — и да, оказалось, что давным-давно я играла в «Сибирию 2», а сейчас передо мной «Сибирия 1».
Больше всего мне понравилась атмосфера и история, но вот сама игра с ее надмозговыми загадками только раздражала. В этом плане у меня полное согласование с моими ранними впечатлениями. Добавилось только понимание, что такая неспешность и неочевидность решений загадок заставляет не летать по локациям, а тщательно изучать окружение игрового персонажа, как следует присматриваясь к деталям. Но от этого понимания игра более приятной для прохождения не стала. Я очень долго не могла пройти ее до конца, мне приходилось совершать над собой усилие (даже с учетом того, что у меня был открыт сайт с прохождением и подробным описанием куда тыкать), меня раздражал и этот темп, и порой встающие поперек горла принеси-подай квесты. Но опять же без них было бы сложно затормозить игрока и заставить его разглядывать чуть ли не с лупой текстуры. Все ради того, чтобы игрок как следует оценил труд разработчиков. Встреченное в одной статье игрового журналиста определение игры как медиа-комикса мне кажется тут очень удачным. У «Сибирии» отличная небанальная история, оригинальные концепции на уровне дизайна, но с одной стороны это определенно недрайвовая игра, а с другой — определенно не фильм.
Если уже перейти к сути, мне кажется главным то, что руководитель проекта Бенуа Сокаль объединил игрока с Кейт Уокер. Опыт реального человека объединяется с опытом персонажа, они испытывают практически одинаковые ощущения: отрыв от реальности, уединение, погружение в чужую жизнь, завороженность прошлым и недосягаемым. Простая девушка Кейт Уокер втягивается в приключение вокруг судеб других людей, проживших совсем другую жизнь и будто бы живущих в другом мире. Изучение их историй подобны остановке у оазиса посреди пустыни квестов. Необычные пустынные города: Валадилена, Баррокштадт, Комсомольск и Аралабад, будто замерли в развитии и явно не тянут на 2002 год, скорее, отстают от него на несколько десятков лет. Все вокруг источает ностальгию, а еще — загадку, ради которой Кейт Уокер продолжает свое путешествие, а игрок продолжает играть.
Лейтмотив недосягаемого, а потому притягательного, правит и игроком, и персонажами. Совершенно неважно, существуют ли еще мамонты, есть ли Сибирия, ведь самое главное — это само путешествие. В «Сибирии» прекрасная атмосфера и история. Именно поэтому, как ни странно для меня делать такой вывод после всех пережитых загадок и исследования текстур, она стоит того, чтобы в нее поиграть.
Так что я уже качаю «Сибирию 2». Так сказать, сквозь тернии к звездам
P.S. Кроме того хочу заметить, что и сестра, и Елена Романская, и сама Кейт Уокер так тянутся к Гансу потому, что у него есть этот интерес к недосягаемому. Уверена, будь этот Ганс моложе, фикрайтеры тех лет отреагировали бы на него очень бурно.
Игра «Signalis», 2022 (Германия, rose-engine)
Альтернативная вселенная, неопределенно далекое будущее. Космолет «Пенроуз-512» и его экипаж, состоящий из пилота и техника, бороздит просторы Вселенной за пределами родной солнечной системы в поисках ценных ресурсов или пригодных для проживания людей планет, но ничего не находит. Срок службы корабля и обслуживающей его реплики LSTR (Эльстер; андроида, который по факту скорее человек-киборг) кончается, и по всем инструкциям единственный офицер-гештальт Ариана Ён (гештальтами здесь называют обычных людей) должна смириться со своей участью и с достоинством самурая умереть, либо на веки вечные залечь в криокапсуле. В принципе Ариане ничего другого не остается, потому что надежда внезапно найти подходящую для жизни планету давно иссякла, а устройство ядерного реактора повреждено и починке не поддается. Лучевая болезнь поражает как Ариану, так и Эльстер, помощи им ждать неоткуда. Смерть неизбежна, но она идет к ним двоим слишком долго, психика виляет, сознание меняется, восприятие времени и пространства искажается... Умирание превращается в предсмертную агонию, и в ней Ариана вместе с Эльстер успевают претерпеть длительное ужасное путешествие в глубины прошлого и настоящего.
«Сигнал» — относительно свежий инди-хоррор а-ля из девяностых, который запустится буквально на любом утюге. Довольно странный выбор на предновогоднюю неделю и новогодние каникулы, но я ни о чем не жалею. Со слов журналистов (те в свою очередь ссылаются на интервью разработчиков, что, конечно же, я проверять не буду), игра разрабатывалась 8 лет. На сайте игры буквально обещается следующее:
A classic survival horror experience with a unique aesthetic, full of melancholic mystery.
И, положа руку на сердце, заявленное выполняется на 100%. Игра очень вдумчива, мрачна и самодостаточна, она сходу собрала мини-армию соответствующих фанатов и даже выиграла в 2023 году New York Game Awards от одного из критиков видеоигр, который называл игру «скрытой жемчужиной». Эта жемчужина отлично себя чувствует на той сумрачной глубине, где нашли свое место евангелионы (точно так же стимулирует СПГС-железу + дизайн персонажей в стиле аниме), лавкрафтовщина (эксплуатирует страх перед неизвестным и объединяет ужас вместе с чудом), тихохолмовщина (заполнена меланхолией и мучительным блужданием по прошлому), и все бегущие по лезвию (демонстрирует дистопичный мир, населенный андроидами и людьми). Ну и просто для дрочеров аудитории, так сказать, чтобы пипл хавал (ну или чтобы разрабы потешили свои кинки), все персонажи исключительно женские. Есть один мужчина — это реплика ADLR (Адлер), который буквально всю игру враждебно настроен к гг Эльстер. Я заостряю на этом внимание, потому что мне кажется, что было бы куда эмоционально напряженней и многогранней, если бы м и ж было 50/50, а Ариана была бы мужчиной. Или Эльстер. Это было бы одинаково вкусно.
Скажу честно, сюжет поддается перессказу лишь частично, потому что после первого прохождения полный смысл все еще настолько расплывчат, а детали настолько разрознены, что я до сих пор не уверена, правильно ли я поняла, что увидела, и все ли из того, что я увидела, было продемонстрировано мне в полной мере. Игра намеренно делает ставку на неизвестность, это ее важнейшая часть, благодаря которой к «Сигналу» хочется возвращаться и возвращаться. После прохождения было и печально, и хотелось все утрясти в голове, наконец-то понять, во что я только что поиграла — после финала «Обещание» я еще долго перечитывала все подобранные в игре записки и вырезки, рассматривала плакаты с целью расшифровать целиком замысел авторов. И я пришла к выводу, что замысел именно в этом и заключался — чтобы народ гадал, что произошло с Арианой и Эльстер. Однозначно что-то ужасное, но никакой конкретики нет.
Короче говоря, все очень запутанно и разбираться в этом реально интересно. Чтобы тем, кто принципиально избегает спойлеров, было не обидно и вообще tl;dr то сюжет описывается этой картинкой. Вряд ли вы что-то из нее поймете, так что приходите играть в «Сигнал»!
Про минусы. Почти до агрессии меня довела только одна вещь — прицеливание. Легкое раздражение вызвало ограничение на число переносимых предметов (не более шести, ведь для граждан Нации частная собственность — привилегия), ведь подбирать приходилось все, что дают. От обилия коридоров и дверей у меня попервой возникало ощущение топографического кретинизма, потом обвыкалась (но не до конца, иногда забывала где какая комната). Поначалу было сложно решать головоломки, но потом я стала быстрей понимать, чего от меня хотят. Сложно было возвращаться в игру после предыдущего прохождения вместе с пивом (что здесь происходит, кто все эти люди?). Но последнее можно сказать буквально про любое занятие) Анимационные вставки иногда были слишком триповыми, отчего у меня возникало разочарование и желание забросить эту наркоманию. Но, опять-таки, я ни о чем не жалею.
Про приятное все уже и так понятно, у меня нет слов, одни слюни. Могу только еще добавить, что от кошмарных лабиринтов «Сигнала» у меня неожиданно возникло ощущение уюта и желание прорыть себе пещеру, чтобы жить в ее полумраке. Атмосферный саундтрек полностью выложен на ютуб-канале разработчиков, некоторые из композиций в отрыве от игры слушать просто невозможно (сплошной тревожный индастриал, включающийся во время сражений), а некоторые можно часами держать на репите ради атмосферы таинственности.
Подытоживая, скажу, что если вы хотите ненадолго исчезнуть из реальности в меланхоличный, мрачный мир, то для этого осталось сделать немного. Вольно или невольно, но вы уже получили зовущий сигнал от Красного глаза, наблюдавшего за вами из недр игры. Он ждет вашего участия в новом цикле и готов пропустить вас на объект С-23 «Серпински», томимый неизвестной болезнью и хранящий в себе зловещую загадку.
«Signalis» #2
Раз уж я начала говорить про игру, то дополню себя новыми наблюдениями после второго прохождения.
Сначала я не придала этому значения, но пара Адлера и Фальке зеркалят Эльстер и Ариану. Адлер защищает Фальке, а Эльстер пробивается к Ариане, чтобы наконец-то выполнить обещание. Вслед за смертью Арианы вся эта психотронная тюрьма разрушится, и привидет к исчезновению призраков, ее населявших. Разумеется, при таком раскладе для Адлера Эльстер — очевидный враг. Но он ничего из этого не знает и действует просто из желания прекратить деградацию мира с его вечными перезапусками. Интересно, почему он удостоился участи сохранить сознание и способность осмыслять происходящее? Почему Ариана его запомнила?
Кстати, у Адлера над кроватью висит плакат Фальке (хотя не исключаю ошибки, там нельзя было увеличить).
Самый жуткий бодихоррорный уровень «Нигде» посвящен школе Мандельброта на Ротфронте. Этот раздел сильнее всего напоминает Сайлент Хилл, даже в звучании фоновых композиций есть что-то похожее на амбиенты Акиры Ямаоки. Откровенно мерзкое место, похожее на крематорий, пыточную и школу одновременно. Какое же неизгладимое и могучее впечатление производит на людей травля.
Уничтожение босса этого уровня (непонятной слепленной из нескольких человек хтони в клетке) освобождает проход к комнате, похожей на комнату Фальке (только с темной тенью на лежанке вместо тела), где можно найти записку про сновидицу и плоть (я ее полностью цитировла раньше; по-моему идеальное описание происходящего в игре), а также нюхательную соль. Если включить СПГС, то хтонь — это школьные издевательницы, а комната — островок сознания Арианы в творящемся вокруг безумии.
Эльстер после первой попытки зайти на «Пенроуз» отрывает себе руку и, теряя сознание, видит воспоминания исходного гештальта Алины Сео о рарзушении Винеты. В первое прохождение я совершенно этого не поняла и подумала, что у игроку просто показывают двадцать пятые кадры, чтобы тот играл в Сигналис денно и нощно.
Детали.
В первое прохождение я не обратила на это внимание, но на Серпински туалеты для рабочих это тупо помещение с напольными унитазами без кабинок и перегородок.
Модель солнечной системы, оказывается, протыкивается Эльстер вркатце описывает каждое космическое тело, на котором разместилось человечество. А я-то думала, что сведения о климате каждой планеты или спутника брался из дневника снов, а принадлежность планеты Империи или Нации можно понять по контексту и по плакатам...
В первое прохождение я выпустила из виду Бео — реплику модели Майна, у которой отказали приводы, из-за чего она полностью обездвижена и безвольно сидит в одном из коридоров шахт. Предельно странной в творящемся вокруг хаосе кажется ее ободренность.
Все девушки буквально имеют одинаковые лица, либо их лица неотличимы друг от друга. В любом случае попытки их запомнить вызывают легкое ощущение бессилия.
На стенах тут и там висят по два некликабельных портрета. Зная лор, логично предположить, что это Великий Вождь и его Дочь. Но изображение настолько размытое, что в какой-то момент я начала думать, что это Эльстер и Ариана.
На острове мертвых наряду с записками разбросаны не ракушки, как мне раньше казалось, а черепа. Ракушки-черепушки.
Записки с замазанными словами напомнили мне одно поветрие из твиттера — какое-то время назад все повально стирали из скриншотов популярных постов «лишние» слова, оставляя самую суть высказывания (или просто оскорбляя людей, создавая на месте текста послания «я еблан» и т.п.). Жутчайшее воздействие это удаление проявилось в брошюрах и заметках, найденных на Серпински, особенно холодит фраза в приветственной брошюре «Переживаете за семью, друзей, бывших коллег?» Но записка Адлера мало того, что стала жестокой, так она еще сделалсь комичной.
Думаю, достаточно. С этой игрой я закончила. Что понято, то понято, а что не понято, то пусть таким и остается.
Треп про суету
Насытившись мрачной виртуальностью (интересно, перечитав свои отзывы о "Сигнале" через три месяца, я хоть что-нибудь пойму?) я перехожу к понятным заботам. Конечно же в первую очередь хочется подвести итоги года, но пока что я боюсь смотреть в свое рукописное письмо, которое я себе традиционно составляю либо в последний день года, либо в начале следующего. Конечно же я там себе понаписала целей, которые теперь мне покажутся чуть ли не на покорением Эвереста...
Сейчас же я опять и вновь думаю о материальном — на этот раз о деньгах. Какая алчная, подумает кто-то, прочитав это признание. Нет, вовсе нет. Я больше склонна бережливости, люблю посчитать, куда идут денюжки. Может, что в старости я окончательно стану скупой. Или скаредной. Или даже буду таскать с помоек нужные вещи, которые могут пригодиться на случай войны. Например, партизанской. Думаю, в этой войне меня первым делом захотят замочить соседи. Гражданскую еще знаю. Но в ней враги у меня будут такие же, как и в партизанскую. Еще я слышала про ядерную войну, она гипотетическая. Но я не понимаю к какой стороне мне примкнуть в этом конфликте. В холодной войне завалы мусора в квартире будут бесполезны. Может быть, что в войне с киборгами поможет хлам — меня в нем тепловизоры не считают, киборги пройдут просто не заметив. Но в реальности, скорее всего, столкнуться мне придется только с санитарами. Я буду отбиваться от них, размахивать немытыми юсб-кабелями и кричать, сталкивая позади себя колонны желтых газет: "Кого вы вызвали?! Вы че, угараете?!"
Кстати, в слове "скаредный" ударение на первый слог, а слово "скареда", в русском языке ныне устаревшее, на чешском обозначает "урод, чудовище".
В общем, я думала про деньги. Рубли, ₽. У банков обновляются проценты на вклады и прочие накопительные инструменты, надо бы их как-нибудь выгодно скомбинировать. В субботу я этим озадачилась, и у меня задымилась голова от составления наиболее выгодных комбинаций. Пришла зп за декабрь, в котором я заболела. Разумеется, маленькая. Все в строгом соответствии с огорчительной расчеткой, выданой накануне. На клыке и премоляре отвалились две пломбы, поставленные в мае 23 года (повод долго и мощно вспоминать стоматолога, которая мне их поставила), а вчера на холоде смартфон разрядился в ноль со скоростью 1%/мин. Придя в ТЦ с куском пластика, напичканном электроникой, я буквально почувствовала себя моей пожилой коллегой, которая не так давно внезапно излилась потоком возмущения насчет вездесущих смартфонов, без которых уже ничего не делается. В магазине бытовых товаров я, отстояв всю очередь, внезапно узнала, что продавщица может провести оплату только по QR-коду. В Озон я даже не заходила — что там делать, не зная даже кода? В выгодных акциях в маке не поучаствовать не получилось, а поход за продуктами без скидочной карточки превратился в пытку упущенной выгодой. Да, дела. И давно мир такой? Я даже не заметила, как во все это влилась. Выпустившись из школы, я, кажется, даже не имела банковской карточки, у меня была лишь сберкнижка, на которую мне перечисляли копейки с летней подработки. Еще у меня был красный кошелек, подаренный одноклассницами на день рождения, и впоследствии доведенный практически до безобразного потертого состояния. Во время предновогоднего расхламления я нашла его, и мысли, что в это можно складывать деньги, не возникло. У него даже поверхность была липкая, без лишних сантиментов определила на помойку. А сейчас в телефоне у меня три приложения банка, приложение со скидочными картами, акциями, приложения магазинов — короче говоря, минимальный потреблядский набор. Че-то покупаю, куда-то хожу, забираю, таскаюсь с сумками, перебираю своей мелочью. Что это, что я беру вообще, чем я занята?
Короче говоря в субботу я распланировала куда мне перенести деньги. Отвалившиеся пломбы находились только на лицевой стороне передних зубов, чувствительность дает о себе знать, если на оголенную часть положить горячее или сладкое, спокойно дотянут до назначенного в конце месяца приема стоматолога. Там уже придется вынимать из схороненного на зубные дела мешка денег. Телефон сегодня вел себя спокойно, видимо, вчера был пранк, а мне положена саечка за испуг. По поводу маркетплейсов я еще подумаю, может, действительно надо как-то ограничить дни, в которые я могу покупать товары.