Вы не вошли.
Ну что же, дабы не говорили нам, что м не говорим о текстах, анон, честно ржущий над шыдевром (и жрущий его чтения с хрустом) несет вам канонное определение эстель. Оно находится - вы думаю, угадали? - в заметке про лингвистику! В материалах вокруг текста Маэглин.
Имя Эктэлион должно быть аналогичной производной от Эгтэлион. Последний элемент — это дериват от корня стэль [stel] со значением «оставаться прочным». Форма с префиксом, повторяющим сундому, — эстэль, — использовалась в квэнья и синдарине в значении «надежда» — т.е. определенное умонастроение, неколебимость, неизменность в стремлении к цели; обладателя такого настроя трудно разубедить, он вряд ли впадет в отчаяние или откажется от своей цели. Основа без префикса, стэль-, дала [? глагол в с.] тэль [thel] — «намереваться, иметь в виду, иметь целью, решаться, желать». Отсюда кв. ? тэльма [þelma] «устойчивая идея, ..., желание».
По-моему, описывается как раз довольно деятельное умонастроение. Которое сподвигает "пахать", даже если прямо сейчас это приносит одни шишки.
В общем, некоторым реально может показать проклЯтой или прОклятой. Ты его и так уже ущемил, и эдак, а он все прет туда, куда считает нужным....(Это навело меня на парадоксальную мысль, что у Турина была своя своеобразная эстель.)
Вопрос по тексту:
Говорится о вине или невиновности в деле смерти оттого, что если некто навлек на себя это зло (потому ли, что заставил других убить себя, защищаясь против неправедного насилия, или погиб из-за безрассудной храбрости или необдуманного хвастовства, или убил себя, или фэа самовольно покинула тело), то это считается виной.
Что именно квалифицируется как "безрассудная храбрость или необдуманное хвастовство"?
Грубо говоря - каковы критерии?
Отредактировано (2025-01-15 18:53:33)
Вопрос по тексту:
Говорится о вине или невиновности в деле смерти оттого, что если некто навлек на себя это зло (потому ли, что заставил других убить себя, защищаясь против неправедного насилия, или погиб из-за безрассудной храбрости или необдуманного хвастовства, или убил себя, или фэа самовольно покинула тело), то это считается виной.
Что именно квалифицируется как "безрассудная храбрость или необдуманное хвастовство"?
Грубо говоря - каковы критерии?
Мысль первая, ну критериев у нас нет, есть только этого разговор, увы! Но попробуем подумать хором.
Так, возьмем для начала оригинал.
Upon this the Eldar comment: 'Innocence or guilt in the matter of death is spoken of, because to be in any way culpable in incurring this evil (whether by forcing others to slay one in their defence against unjust violence, or by foolhardiness or the making good of rash vaunts, or by slaying oneself or wilfully withdrawing the fea from the body) is held a fault.
По-видимому, все эти ситуации (как мне кажется) сводятся к идее "убил себя там где (возможно) можно было не убивать".
Для foolhardness наш уважаемый Мультитран дает перевод "удаль, удальство", т.е. я предположила бы, что это и правда некий "излишний" героизм, проявленный не потому, что иначе не получалось, а потому, что иначе можно было, но так было героичнее. Условно говоря, бросился на отряд орков один, перебил их и убился сам, а можно было позвать 10 эльфов из того леса и перебить их безопасно.
Второе выражение у меня буквально собирается как "выполнение необдуманной похвальбы", - и представляется мне примерно то же, только еще и анонсированное заранее и вслух кому-то. "Да я этих орков один одной левой перебью!" А надо было правой (если ты не Маэдрос). Или двумя. Или не одному.
В общем, то и другое - это, по мне, те самые негативные последствия того. когда война и воинская доблесть становятся не средством существования в условиях Моргота и Саурона, а самоцелью.
Анон пишет:Аноны, вопрос: как вы думаете, что было южнее Белерианда географически? Южнее Гелиона? В каноне об этом что-нибудь есть?
Ну, мы точно знаем, что там был лес глухой со спорадическими аварями "темными эльфами", что бы это тут ни значило, возможно в т.ч. еще и Нандор...
Вообще есть ощущение, что там был ну не то чтобы огромный кусок материка, видимо, он постепенно закруглялся и приходил к той части, что мы имеем во Второй-Третьей Эпохе.▼Скрытый текст⬍Самое подробное, что у нас есть, это Квента 5 тома, та часть, из которой получилась географическая глава, но вошло в нее не все, и вот пример.
"А на юге, как считали некоторые, его (Белерианда) границей был Гелион, который, поворачивая на запад, впадал в море гораздо дальше устьев Сириона. За рекой Гелион земля резко сужалась, ибо Великое море образовывало залив, доходящий почти до подножий Эредлиндона, и была полоса гористой земли между заливом и внутренним морем Хелкар, по которой можно было пройти в обширные земли юга Средиземья."
Описанная картина в общих чертах изображена на вот этой карте Амбарканты:
http://www.tolkien.ru/pictures/maps/4/4-v.jpg
(Белерианд там сверху примерно посередине).
Т.е. Гелион действительно основательно загибает на запад, Лес-между-реками им, видимо, и ограничивается, а такой клин земли, протянутый с северо-запада на юго-восток, сужаясь, может быть и открытыми пространствами (упоминается, что на востоке Белерианда выпадало меньше дождей, поэтому Гелион был не такой полноводный.И ничего более позднего, опровергаюшего это все, у нас нет, мало того, в Серых Анналах этот мега-залив упоминается:
▼Скрытый текст⬍
Анон пишет:То есть Кристофер просто не стал исправлять ранние тексты?
Статус внуков Финвэ в своих владениях был примерно одинаковый или сильно разный?Смотрите, у нас, как обычно, нет какого-то длинного связного толкиновского текста про королевскую власть у эльфов. Есть прецеденты в текстах, и есть кусок теории внезапно в "Этимологиях" (почему я не удивляюсь?;-))
Тащу для точности без перевода."*taro king: only used of the legitimate kings of the whole tribes, as Ingwe of the Lindar, Finwe of the Noldor (and later Fingolfin and
Fingon of all the exiled Gnomes). The word used of a lord or king of a specified region was aran (ar), Q haran [see 3AR]. Thus Fingolfin taur egledhriur 'King of the Exiles' [see LED], but Fingolfin aran Chithlum 'King of Hithlum'. Q tar (pl. tari). N + taur, Ilk. tor, only used of Thingol: Tor Thingol = King Thingol."Это чудесная пара с одной фразой из "Квенди и Эльдар"
▼Скрытый текст⬍Итак, у нас есть верховный король - таро (и по крайней мере Финголфина и Фингона данный текст тоже признает таковыми) и король - аран, король "определенной территории", их может быть столько, сколько территорий вы сочли "определенными" (вот во Втором доме есть король Виньямара (потом Гондолина) и король Хитлума одновременно, а короля Дор-Ломина нет. И есть персонажи - не короли (братья Финрода - точно). Вот почему Виньямар - отдельная территория, а Дортонион - нет? Я хз. Возможно, потому что эти решили так, а те - эдак.
Про внутреннее устройство Первого дома и его земель мы вообще знаем не слишком много. Так что в целом, кем Маэдросу приходятся его братья - тоже королями, вассалами или кем-то еще - каждый, думаю, волен решать сам. Разве что примерно понятно, что у КиК - одно владение, у Близнецов - тоже, да я думаю. что и Маглоровы Врата достаточно мало отделены от Химринга территориально.
Анон пишет:То есть в каноне нолдор избирали короля, власть по наследству не передавалась?
Анон пишет:Анон пишет:После Финвэ нолдораном де-факто был Ноло (уже при живом Финвэ вообще-то, когда тот уехал в Форменос).
Нолофинвэ был нолдораном или и.о. нолдорана при жизни Финвэ? После смерти Финвэ Нолофинвэ не стал официально нолдораном, иначе нафиг эта история с передачей короны?
Смотря в каком томе, как обычно;-)
Про перемену Элве - Олве на выборы не указывается
Thus Elwë's folk who sought him found him not, and Olwë took the kingship of the Teleri and departed
(При этом оба брата ведут Телери, но король из них один, это явно упрощает вопрос "кто теперь король".)
История с властью на уровне Квенты 5 тома.
▼Скрытый текст⬍То есть тут, похоже, Финголфин и правда получает титул еще в Валиноре, а Маэдрос просто "отказывается от притязаний". Т.е. предполагает, что Финголфин уже есть король и продолжает им быть. (При этом любопытно, что, строго говоря, нигде нет прямого указания, что Финве перестал быть королем, что его как-то лишили титула или он от него отказался... Сказано что Финголфин "правил вместо него в Туне" , но каков был при этом его официальный статус - ??
В Анналах Белерианда 5 тома, котоыре ДО квенты 5 тома, все еще проще, нет никакого инцидента с мечом, есть что-то более неопределенное, и какого-то положения там лишают именно *Феанора* (что и переходит на его потомков).▼Скрытый текст⬍В Квенте тоже еще нет инцидента с мечом(!), есть просто непокой, но какого-то лищения положения уже нет
▼Скрытый текст⬍В Анналах Амана (где наконец является история с мечом) тоже нет какого-то окончательного лишения чего-то, есть изгнание на срок.
В поздних Квенте есть фраза ФинвеWhile the ban lasts upon Feanor, my son, that he may not go to Tuna, I hold myself unkinged, and I will not meet my people
- но похоже, что это о его внутреннем ощущении, а не о реальном нахождении титула, когда он гибнет, вестники упоминают именно о смерти *короля*. (И народ "его", и вестник к Манве, когда в Форменос приходил Мелькор, он, заметим, посылает...)
При этом в Серых Анналах мы имеем историю с *избранием*.
▼Скрытый текст⬍Кристофер собрал из этих двух историй одну, которая в фендоме получила название "передачи короны"/"власти", но получается, что таковой нет ни в одном случае, есть либо отказ от притязаний (при наличном короле), либо достойно проигранные выборы (Маэдрос как столп эльфийской демократии!)
Можем ли мы считать, что тогда до этого королей тоже выбирали? Про Великий Поход подробностей нет, но, учитывая специфику ситуации, там скорее эльфы выбирают - идут они на этим кем-то или не идут, а не за кем именно идут. В случае Исхода можно счесть, что они "голосуют ногами" (тут уже с вариантами "идем или нет" или "за кем идем".
В общем, я бы сказала, что это вряд ли ситуации, которые записаны в законе или происходят по нему!
Спасибо!
П.С. По королям же. Что интересно. Вот Финголфина они избирают, а после его смерти ничего подобного не происходит - в тех же Серых Анналах, что интересно:
Тогда в великой печали Фингон принял на себя владычество над домом Финголфина и над королевством нолдор.
И позже:
Ибо Тургон происходил из великого дома Финголфина, и ныне по праву стал он королем всех нолдор
В общем интересно, что это ситуации в рамках одного текста, и даже не составленного по принципу "ваш сын дядя Шарик", что местами можно сказать про Сильм...
Пожалуй, принесу сюда из треда Толкина - анонам это может быть интересно:
у Гондора достаточно «городских земель» и фьефов с нормальным водоснабжением и дорожным сообщением, дабы обеспечить нужды населения; и со всей очевидностью там наличествуют многочисленные отрасли промышленности, хотя упоминания о них практически отсутствуют
Письмо 153 к Питеру Гастингсу (черновик).
То есть в Гондоре существовала промышленность (примитивная мануфактура?).
Про эдайнское земледелие
Вот пока я отловила "поля" в хозяйственном смысле в поздней Лэйтиан, про Горлима.
To war he rode; from war returned 205
to find his fields and homestead burned,Теоретически это могут быть и пастбища, но в Дортонионе мне при доме (а не где-то на нагорьях) мне кажутся более вероятными земледельческие.
Надо еще на хадорингов и халадинов всячески посмотреть!
Хм. еще аргумент в кучу - в Нуменоре земледелие явно есть.
▼Скрытый текст⬍*
О, Первая эпоха подъехала!
Нарн, те самые жители хуторов, которых грабят гаурвайт:▼Скрытый текст⬍Гаурвайт и мимова картошка:
▼Скрытый текст⬍Т.е. хлеб всем этим товарищам знаком и им есть где его спереть. А вот нашли ли картошку местные люди, Мим, кажется, не в курсе (у него с ними разборок нет скоро будут)
О, я, кажется, знаю, кто имел шансы найти картошку - друаданы!;-)
▼Скрытый текст⬍В общем, как ни странно, пока прямых свидетельств нет именно про Хитлум, но я б предположила, что эльфы с ними все-таки поделились этим сакральным знанием!
Спасибо!