Вы не вошли.
Не сделать ли вид , что все идет по расписанию, и не начать ли теперь про Падение Дориата? У меня уже даже заготовка рассуждансов про начало главы заготовлена!
Давайте ронять Дориат!
Итак, глава 22 "О гибели Дориата".
Итак, навстречу нам выползает глава "О падении Дориата".
И сначала хочется спеть о ней некую общую печальную песнь.
Я тут читаю этот заход принципиально бумажный Сильм размером и весом с кирпич (зато с иллюстрациями Несмита, а то что он на полке зря стоит!), так что все меряю в страничках.
Так вот уже количество таковых говорит нам о сложной и горестной судьбе этой истории. Страничек в ней примерно столько же, сколько в только что рассмотренном последнем, бретильском заходе Хурина. Это про два-то падения Дориата.
Да еще вообще-то говоря, притом, что ровно половина главы тут успешно прикидывется веником под чужим зголовком... Потому что это окончание истории Дома Хурина - уже про него самого после Ангбанда. И с Дориатом он пересекается только в самой последней сцене своей истории.
А из оставшихся двух с половиной страничек второму, про Диора и феанорингов, эпизоду посвящено три - ТРИ! - абзаца. Увы, обнять и восплакать. (Может, не ту главу проклял Моргот?!) Потому что больше брать примерно неоткуда, и эти с трудом по углам насобирали. В Лостах было странички полторы, но там еще была чудесатая хронология, география и список покойных феанорингов, так что особо ничего не позаимствуешь.
Но вообще о том, как собиралась эта глава, надо спеть отдельную песнь (да, я даже знаю жанр, вот недавно про Кабед Нэрамарт уточняла этимологию на Эльдамо, и увидела слово - "нэргон", "горестный плач"; вот мы тут им занимаемся).
В общем, глядя на предмет нашего нэргона, даже начинаешь понимать, что тут делает Хурин, сын Галдора, в таких количествах. ПРО НЕГО ТЕКСТ ЕСТЬ! Ну, в основном. Из представленного здесь - до погребения Морвен включительно (с сопутствующими пророчествами). Дальше начинается оно родимое. И про него все же чуть позже.
*
А вот потом, собственно в дориатской части (и даже с затакта, с Нарготронда и Мима) начинается веселье и парад крисизмов, в сравнение с которыми копание ямы мечом и посохом вообще не считается!
Ни у какой главы Сильма не было такой сложной судьбы, даже близко. Следующим за сим Гондолину и Гавааням тоже не повезло на наличие (т.е. "повезло" на отсутствие поздних подробных текстов), но там Кристоферу не пришлось сочинять новую версию сюжеа.
И я так давно брожу в обнимку с этой текстологией, что в многом читаю историю именно про нее. Так что извините, у меня тут будет выставка крисозмов, они все разные: любимый, нелюбимый, самый забористый и т.д. ...
Итак.
Отредактировано (2023-05-18 18:31:18)
Спасибо за разбор, это чудесно!
Спасибо тебе, драгоценный анон, за разбор этой части!
Задумался над этим местом (извини, у меня другое восприятие, я не ради спора про него пишу, просто делюсь):
Вот это совершенно наново, нигде такого не было. И, видимо, вот этим одинокого везде ходящим эпическим Хурином автор подводит нас к нему вот тут. Где он взмывает на высоту "Речей Хурина и Моргота". Где оказывается, что от проклятия Моргота можно избавиться хотя бы на пороге смерти... Не знаю кому как (именно этот угол историй показывает, что мое восприятие "светлых" и "темных" по ощущению тектсов может с кем угодно не совпадать), а я обнаружила, что Кристофер взял и положил сюда кусочек эстель. Вот в эту мрачнючую историю. И он встал на место, как мне кажется.
Наверное, этот эпизод для меня безвозвратно испорчен Звирем. Вообще-то я целиком и полностью за "был неправ - извинись" и ложную гордость не ценю, но никак не могу воспринимать здесь жест Хурина иначе как "А теперь подними, холоп, и подай как положено". Не могу эстетически принять этот момент, и он для меня отравляет весь эпизод. Для меня Хурин морально доламывается в этот миг, и я не могу почувствовать тут эстель.
Наверное, этот эпизод для меня безвозвратно испорчен Звирем. Вообще-то я целиком и полностью за "был неправ - извинись" и ложную гордость не ценю, но никак не могу воспринимать здесь жест Хурина иначе как "А теперь подними, холоп, и подай как положено". Не могу эстетически принять этот момент, и он для меня отравляет весь эпизод. Для меня Хурин морально доламывается в этот миг, и я не могу почувствовать тут эстель.
Ну, Звирь вообще штука замечательная, я с его помощью когда-то Сильм первый раз до конца дочитала (с четвертой попытки прочитать; вот с тех пор перестала понимать, что в нем трудного;-)) Читала перед каждой главой в виде затравки главу из Звиря - и дело шло веселее...
Но в общем, возвращаясь к тексту, мы явно может поздравить Кристофера и тут с успешным сотворчеством. Воспринимается всеми по-своему, но из текста не "торчит", и даже нельзя сказать, что Мелиан "не в характере", как были разные товарищи выше, да и про Хурина тут нчего сказать нельзя в эту сторону, ибо поди пойми, что от характера останется, если 28 лет на Тангородриме просидишь...
Где оказывается, что от проклятия Моргота можно избавиться хотя бы на пороге смерти..
да ну?! И чем это помогло? Самоубийство как акт психологического здоровья - новое блин слово в психологии. Или то, что Дориат из-за бусиков, принесенным Хурином, таки загнется на радость Мелькору? Где разница-то между нахождением под проклятьем и без проклятья?
Анон пишет:Где оказывается, что от проклятия Моргота можно избавиться хотя бы на пороге смерти..
да ну?! И чем это помогло? Самоубийство как акт психологического здоровья - новое блин слово в психологии. Или то, что Дориат из-за бусиков, принесенным Хурином, таки загнется на радость Мелькору? Где разница-то между нахождением под проклятьем и без проклятья?
Ну вот я и говорю, что с этим пассажем "пошел и бросился в море" довольно странно сочетается, что неудивительно, бо они из разных версий этой истории.
....и продолжаем.
Итак, у нас начинается история уже без Хурина... но пока - с Тинголом!
P.S. Краткое содержание первой части главы: И изобрел Моргот телевизор, и 28 лет смотрел его Хурин. После этого он очень хотел обсудить с кем-нибудь телепрограмму, но почему-то все от него разбегались...
Господи, как всё запутано с этими гномами!
Анон пишет:Где оказывается, что от проклятия Моргота можно избавиться хотя бы на пороге смерти..
да ну?! И чем это помогло? Самоубийство как акт психологического здоровья - новое блин слово в психологии. Или то, что Дориат из-за бусиков, принесенным Хурином, таки загнется на радость Мелькору? Где разница-то между нахождением под проклятьем и без проклятья?
Видимо по аналогии с Турином и Ниэнор каждый уважаемый эрухини, поняв что его изнасило... поимели... эм, что он служил Врагу, обязан сделать сеппуку.
Про Дориат - что его падение было не следствием воли Моргота, а требования Тингола принести Силль. Что он сам навлек на свое царство беды.
Ну-с, финальные заметки буйного текстолога о Дориате.
"Бежит Китоврас - навстречу ему женщина. "Китоврасе-Китоврасе, пощади меня, у меня по одному списку десять, по другому - пятнадцать детей!"
(Из лекций по древнерусской литературе)
Диор - один из невезучих персонажей Сильмариллиона. И я сейчас даже не о том, что он прожил куда меньше, чем мог бы прожить "простой смертный"(а он был, скажем так, непростым), вместе с ним погибли многие его родичи и подданные, а королевство, которое он пытался восстановить, исчезло окончательно. Хотя это все тоже о нем. (Но кому в Первой Эпохе легко?!)
Я-то говорю прежде всего о том, что сколько-нибудь подробная история про него так и не была написана, если не считать тоже не безразмерную историю Лостов. Но поскольку это Лосты, то это вообще-то история Аусира Богатого, который жил где-то в Хисиломе (там жили примерно все в лостовском Белерианде!), у него были взрослые дочь и сын... Так что про Диора Элухиля, отца троих детей, к моменту его смерти - все еще детей - истории и вовсе, считай нет... А есть много версий кратких набросков таковой.
Поэтому у нас есть три версии имени его жены, при этом ни одного намека, как именно они познакомились и дошли до идеи совместной жизни...при том, что Диор именуется в том числе Прекрасным! Зато есть по крайней мере два варианта, откуда она родом, и даже у привычного нам варианта Нимлот - две версии родства... Да и вопросом ее смерти не все ясно, а уж с посмертной участью всего этого семейства - тем более.
И при этом, поскольку Профессор несколько раз вспоминает про Диора (и его потомков) в разных поздних текстах, у нас есть приятные и неожиданные детали. Например, фрагмент его прямой речи (и нет, не о том, что он не отдаст Сильмарил, как можно было бы ожидать; а о том, как он воспринимает свое многосоставное происхождение), а еще - название и описание местности в Оссиринаде, где стоял его дом. (Вот про Фингона, короля Нолдор, ничего личного, у нас например таких данных нет! - притом, что в крепости у него то отец, то Хадор, и его Дор Ломин в итоге отдали людям!)
Отредактировано (2023-05-21 03:53:17)
Мда. Какой был Сильм, какой был Сильм...
Спасибо огромное.
Отредактировано (2023-05-21 19:21:56)
Спасибо за умный, глубокий и нескучный разбор - читать одно удовольствие! Было очень интересно отделить Сильм от крисизмов. Несуществующее украшение Финрода и неубиваемая Нимлот особенно поразили. На этом же целые истории строились, и не только в каноне... или в "каноне"
Мда. Какой был Сильм, какой был Сильм...
Кстати же, в завершение темы.
Я писала, что Кристофер написал заметку о дориатской главе. Думаю, будет неплохо приложить к главе пару цитат оттуда - чт оон обо всем этом в итоге думал.
Во-первых, про процесс:
Эта история не была задумана легко и просто, а была результатом длительных экспериментов с альтернативными версиями. В этой работе основную часть выполнил Гай Кей, и написанное мною появилось в значительной мере благодаря нашим с ним беседам. Было и остается очевидным, что этот шаг отличался от всех других моих «манипуляций» с текстами, написанными отцом, в ходе подготовки книги: даже в случае с историей о падении Гондолина, к которой отец никогда не возвращался, кое-что могло быть домыслено без внесения радикальных изменений в повествование.
И про результат:
В то время мне казалось, что в истории о разрушении Дориата в ее существующем виде были элементы, совершенно несовместимые с замыслом «Сильмариллиона», и что я стоял перед неизбежным выбором: отбросить эту идею, либо изменить всю историю в целом. Сейчас я думаю, что это была ошибочная точка зрения, и что несомненные трудности могли и должны были быть преодолены без того, чтобы я в такой значительной степени не превысил свои редакторские функции.
(отсюда: http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet … ears.shtml )
Раз уж цитата про происхождение Гил-Галада (мол, надо было сделать по-другому) имеет определенную популярность, так пусть будет и
эта. Словом, Кристофер тоже говорит нечто в ту сторону, что история падения Дориата, которую мы все знаем, могла быть и несколько другой.
И да, декларация о намеренияъ: на этих выходных ваш бешеный текстолог собирается ронять Гондолин! Присоединяйтесь, почувствуй себя Морготом!
И да, декларация о намеренияъ: на этих выходных ваш бешеный текстолог собирается ронять Гондолин! Присоединяйтесь, почувствуй себя Морготом!
(Контора пишет. Гондолин с налету не берется. Но все будет!)
Ну, призовем Эру - и на Гондолин!
Глава 23я.
Текстологии пока, считайте, нет (будет к концу), остальное есть.
(Признаться, мне временами хотелось пропустить гондолинскую главу и ринуться на интересную мне гаваньскую, но это я зря. Я, конечно, Гондолин понимаю не совсем, но в его истории немало интересного, правда!)
Отредактировано (2023-06-01 18:05:53)
Спасибо!
Спасибо за подробный анализ текста и версий! Очень интересно, но особенно глаз зацепился за это -
если Тургон дерзнет принять бой, ждет его победа и сломлена будет мощь Моргота
Т.е. получается, Моргота в принципе можно было победить силами нолдор (и людей), и избежать Войны Гнева с затоплением Белерианда?
Спасибо за подробный анализ текста и версий! Очень интересно, но особенно глаз зацепился за это -
Анон пишет:если Тургон дерзнет принять бой, ждет его победа и сломлена будет мощь Моргота
Т.е. получается, Моргота в принципе можно было победить силами нолдор (и людей), и избежать Войны Гнева с затоплением Белерианда?
▼Скрытый текст⬍
С возможностью победы - это более ранний текст, это "Квента" (или "Квента нолдоринва") из 4 тома, 1930е годы, ПОСЛЕДНИЙ текст класса Сильмариллиона, написанный с начала и до конца, без всяких дыр. "Квента" ("Квента Сильмариллион") 5 тома, на которой основан "наш" Сильмариллион, оную дыру уже имеет, и в нее попадает все от истории Турина до середины плавани Эарендиля (когда они уже с Камнем и к Валинору).
*
А с меня еще хвост главы, очень хотела не тянуть, но всю неделю сидела по нос и хвост в исторических источниках к игре вообще не по Арде! Теперь приехала буду нагонять!
Отредактировано (2023-06-05 17:35:33)
И этой возможностью победы этот текст, эта версия мне очень дороги.
Ещё раз спасибо за разборы текстов, которые представляют знакомый Сильм в совершенно новом свете!
Итак, Гондолину - пасть.
Кажется, из мелкой (увы!) главы про Гондолин выходит три выпуска... Осталось немного, но там - путь в Гавани и начало сюжета Гаваней, и об этом я буду говорить отдельно.