Холиварофорум

Не все, что говорят на Холиварке — правда!

Вы не вошли.

#26 2022-08-02 08:43:08

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

ИЗДАТЕЛЬСТВО – РЕФЛЕКСИЯ – САМИЗДАТ

Примерно такой я проделал путь прежде, чем прийти на АТ. Не самый веселый, но приведший к тому, что я больше не хочу иметь никакого дела с издательствами.

До того, как начать писать то, что я пишу сейчас, я хотел стать, как здесь говорят, Настоящим Писателям: это, как я понял, когда твоя рукопись проходит все круги ада типографии, и ты гордо можешь поставить ее на полочку. Естественно, под этим подразумевается и некая финансовая выгода, но меня терзают сомнения, что современные бумажные авторы зарабатывают много (исключения всяко есть, но я не шарю).

У меня ситуация сложилась так, что прежде существовал выход на пару издательств: «Азбука» и «ЭКСМО». Оба меня в итоге, в общем-то, отфутболили, но причины были весьма занятные: представитель «Азбуки» мне сказал, мол, анон, лучше ты переводами займись (при условии, что уровень моего английского и тогда оставлял желать лучшего, но в тексте были сноски с переводами… в общем, да, это был весьма завуалированный посыл), а в «ЭКСМО» у меня появился даже куратор, который при знакомстве со мной с порога спросил, а читал ли я его книги. Книги я не читал, но пообещал исправиться. Впрочем, это так и не свершилось: вскоре мне сказали, что текст слишком мрачный, но вот если я сделаю ХЭ, то тогда быть может… Ну, я допилил эпилог, где условное зло наказывается, но не проканало, и в «ЭКСМО» меня тоже отшили. С иными издательствами я тоже пытался связаться, но уже через почту – ответа не было.

Тогда я, не буду скрывать, сильно расстроился, но сейчас, спустя почти десять лет, я понимаю, что оно и к лучшему. У меня сохранилась такая ностальгическая теплота к той нетленке, но я искренне рад, что у меня появился столь обширный отрезок времени, чтобы поэкспериментировать с разными жанрами (от ромфанта до попаданцев), проработать прототип текущего сеттинга и наконец прийти к тому, что меня действительно прет. В конце концов, если мне и до этого говорили, что я мрачный, то чего б не сделать это своей фишкой? (да, на другие эксперименты такое тоже говорили)

Сейчас, наблюдая время от времени за тредами покемонов или там буктьюберов-писателей, я еще больше убеждаюсь, что не хочу иметь никакого дела с издательствами. Ну, это если отбросить тот факт, что сам я им и так не всрался :D Может, я никогда и не стану Настоящим Писателем, но даже в текущей ситуации я стараюсь находить плюсы. В конце концов, если что, я всегда могу исправить свой текст без особых потерь (особенно опечатки, брр), сам сделать обложку и выписать столько мрачняка, что реальность потом покажется сказкой.

Ну и, в довершении, конечно, хочется сказать, что в действительности везет тем, у кого собственные вкусы/требования издательств или литпорталов/предпочтения ЦА сходятся. Лично мне с этим не повезло, но я все равно очень люблю то, чем занимаюсь, пусть это и не всегда дается легко.

#27 2022-08-02 09:01:45

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Анон, очень интересно!
Могу четко сказать - ты абсолютно ничего не потерял, не будучи изданным.
Говорю это как автор с бумажными публикациями.

Издание на бумаге, если ты не раскрученный еще автор и пишешь в жанрах фантастики, фэнтези или хоррора, невыгодно сразу по нескольким причинам.

1) Гонорары очень маленькие. Гонорар зависит от тиража, если 10 лет назад тиражи были такими, что на них можно было жить, сейчас тиражи упали сначала до 3000 экземпляров, потом, после ковида, до двух. Итого за книгу автор получает среднюю месячную зарплату по меркам провинции + вычет налогов. А книга пишется полгода или год, смотря как пойдет. На сайтах вроде Автор.Тудея или ЛитНета коммерческие авторы зарабатывают намного, намного больше.
Разумеется, коммерческим автором нужно еще стать, и нам, условным неформатчикам, с этим сложнее.
Для нас важно хотя бы сперва просто получить читательский фидбэк.
Но...

2) Практически вся читательская аудитория сейчас в сети. Как раз на порталах. Именно там все отзывы, рецензии и марафоны. Бумажные книги, видимо, кто-то покупает (все меньше и меньше людей, тиражи распродаются очень плохо, при нынешних ценах и при переходе читателей на электронные носители), но обратной связи от читателей автор практически не имеет.
Итого издание на бумаге - очень малые деньги по сравнению с возможным заработком в сети и практически полное отсутствие читательского интереса. Большинство новинок в потоковых сериях проходит незамеченными аудиторией, если это не редкие исключения наподобие тех же покемонов.

3) Заключая с издательством контракт, автор теряет права на свою книгу на несколько лет, в том числе на электронную версию. Хорошо, если получается сохранить за собой право выкладки электронки на каком-то одном портале, но как правило это потолок. Фактически автор ограничен в продвижении в сети.

У меня были изданы несколько романов, причем из разных серий. Книги вышли на бумаге незамеченными, издание циклов было закрыто по причине низких продаж. Дописывать серии мне приходилось уже в сети. Я не сразу договорился про выкладку первых томов хотя бы на одном портале (не помню точно, как было, но кажется не знал о такой опции), и так или иначе остальные порталы были недоступны.
При отсутствии на порталах первых томов серий выкладывать второй, третий и так далее - почти бессмысленно, никто не станет читать второй том серии, если первого нет на сайте, так как он вышел где-то на бумаге. Итого мне пришлось переключиться на приквелы и спин-оффы, фактически на время приостановив прежние основные серии.

Бумажные книги сейчас издаются за большую цену и обычно оседают на полках книжных магазинов, а потом идут в стоки. Начинающий автор просто не будет замечен аудиторией, не получит никакого отклика на свои тексты, и при этом также не будет иметь возможности для полноценного продвижения в Сети. Сейчас бумажная книга переходит в формат мерча. Если есть фанатская аудитория, есть смысл издаться в Т8 или Ридеро, они не берут у автора исключительные права. Если фанатов пока еще нет, набирать их имеет смысл только на литпорталах, это основной путь развития сейчас.

Поэтому поверь, ты не потерял абсолютно ничего. Твои тексты при тебе, ты можешь их развивать и продвигать самостоятельно. Когда ты достаточно раскрутишься, твои читатели при необходимости и желании смогут купить твои вещи в формате печати по требованию. Причем ты еще сам сможешь сделать себе обложку по вкусу. Все равно две трети, если не три четверти читателей используют сейчас для чтения не бумажный носитель, а телефон или планшет. Бумажная книга все больше переходит в категорию мерча. По крайней мере в сегменте фантастики (в детективах дела другие, там дешевые книги за счет того, что издаются покетбуками, ну и в целом другая культура читательского чтения, чем в случае фантастики и фэнтези).

Отредактировано (2022-08-02 09:07:45)

#28 2022-08-02 09:25:24

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Анон-изданный автор хорошо всё расписал, но как редактор, работавший в книжном издательстве, ещё дополню - не факт, что выплатили бы хоть что-то. Выплаты копеечные и те постоянно откладываются, так что некоторым авторам проще забить и забыть, довольствуясь Бумажной Книгой на полке. Качество говно. Вот просто говно, так как экономят на всем. Ну и никому ты там не нужен, так как бумажные книги такого типа - современная фантастика на туалетной бумаге - никому (ок, почти никому) не нужны, а рекламой никто не занимается, так как издательства работают по устаревшим моделям, вообще не думая об этих ваших интернетах. Ну то есть, осовремениваться они начали относительно недавно, и то не все, а 10 лет назад, имхо, был самый пиздец.
Издательства в принципе это титаник, который только в последние годы начал пытаться залатать пробоину в борту, и издательства художки - худшие из них. Так что я б тебя вообще поздравил, что ты с этим трэшаком не столкнулся.

#29 2022-08-02 09:27:31

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Гонорары очень маленькие.

Это, отчасти, предсказуемо, но я не ожидал, что сейчас все настолько плохо.

На сайтах вроде Автор.Тудея или ЛитНета коммерческие авторы зарабатывают намного, намного больше.

"На небе только и разговоров, сколько зарабатывают ТОПы..." :D Но в целом да, я понимаю, что и средние коммерсы могут иметь заработок внушительный, пусть и не выше условных 100к.

Практически вся читательская аудитория сейчас в сети.

С одной стороны это действительно так, но тут встает вопрос о том, где находится та самая ЦА. Будем честны, но читатели разбрелись по разным площадкам, а какой-то единой (полагаю, к счастью) нет. Это, конечно, немного в сторону, просто напомнило о другом насущном вопросе - где искать своих читателей, потому как в сети их действительно нынче много, но сайтов, по ощущениям, сейчас не меньше.

Бумажные книги, видимо, кто-то покупает (все меньше и меньше людей, тиражи распродаются очень плохо, при нынешних ценах и при переходе читателей на электронные носители), но обратная связи от читателей автор практически не имеет.

Ну, сами бумажные книги, наверное, сейчас как пластинки - для коллекционеров самое то, но обычный человек в них смысла особого не видит. Это не плохо... Просто так есть.

Заключая с издательством контракт, автор теряет права на свою книгу на несколько лет, в том числе на электронную версию. Хорошо, если получается сохранить за собой право выкладки электронки на каком-то одном портале, но как правило это потолок. Фактически автор ограничен в продвижении в сети.

Вот это самое неприятное в данном случае, на мой взгляд. Мало того, что издательство не оправдывает себя, так еще и ограничивает автора, хотя последний мог бы продвинуть книгу. Особо показательно и то, что сами издательства, емнип, сейчас продвижением не занимаются.

У меня были изданы несколько романов, причем из разных серий. Книги вышли на бумаге незамеченными, издание циклов было закрыто по причине низких продаж. Дописывать серии мне приходилось уже в сети.

Ты проделал весьма тяжелый путь, анон. Очень жаль, что с твоими книгами так вышло, а издательства не оправдали возложенного на них доверия. Честно говоря, я даже не знал, как обстоит сейчас с публикацией на иных площадках - видел, что и издающие имеют профили на литпорталах, поэтому очень смутно представлял, как оно работает.

Начинающий автор просто не будет замечен аудиторией, не получит никакого отклика на свои тексты, и при этом также не будет иметь возможности для полноценного продвижения в Сети.

Это тоже немного пугает в данной теме, да.

Сейчас бумажная книга переходит в формат мерча.

Да, мне самому сейчас кажется, что бумажная версия интересна при сформированном пуле читателей, кому подобное может быть потенциально интересно.

Поэтому поверь, ты не потерял абсолютно ничего.

Это обнадеживает, хотя, на мой взгляд, в основе желание быть изданным лежит не только то, чтобы быть признанным со стороны общества (если занимаешься тем же самиздатом, то наверняка сталкивался с пренебрежительным к нему отношением), но и, кхм, побыть немного лапчатым, потому как прежде договоры с издательствами предполагали, что все продвижения и многое другое они брали на себя.

Спасибо, что рассказал свою историю, анон! Она отлично продолжает поднятую мною тему. Надеюсь, у тебя все благополучно сложится на литпорталах - ты молодец, что не сдался.

- Старый охотник

#30 2022-08-02 09:44:47

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Анон-изданный автор хорошо всё расписал, но как редактор, работавший в книжном издательстве, ещё дополню - не факт, что выплатили бы хоть что-то. Выплаты копеечные и те постоянно откладываются, так что некоторым авторам проще забить и забыть, довольствуясь Бумажной Книгой на полке.

О таком я тоже слышал, к сожалению. Честно говоря, расстраивает, что такое происходит... И отчасти напоминает то, что сейчас творится  с ЛитРес (минимальные выплаты авторам, вывод средств через раз и прочие неприятности).

Качество говно. Вот просто говно, так как экономят на всем. Ну и никому ты там не нужен, так как бумажные книги такого типа - современная фантастика на туалетной бумаге - никому (ок, почти никому) не нужны, а рекламой никто не занимается, так как издательства работают по устаревшим моделям, вообще не думая об этих ваших интернетах. Ну то есть, осовремениваться они начали относительно недавно, и то не все, а 10 лет назад, имхо, был самый пиздец.

Я очень давно покупал именно бумажные книги, но да, даже тогда были вопросы к качеству - особенно если соотносить с ценником. Насчет продвижения у меня в принципе сложилось впечатление, что все ресурсы тратились на авторов с именем, потому как, например, рекламы Кинга и Глуховского встречались на каждом углу. Новых имен я не видел. Это, отчасти, привело к тому, что у меня на тот момент могло сложиться неверное представление о продвижении от издательств. В интернет они действительно идут неохотно, а если идут, то очень своеобразно - так, емнип, вроде у ЭКСМО появлялась своя площадка для самиздата, но ничего конкретного об этом вспомнить не могу.

Издательства в принципе это титаник, который только в последние годы начал пытаться залатать пробоину в борту, и издательства художки - худшие из них. Так что я б тебя вообще поздравил, что ты с этим трэшаком не столкнулся.

Я слышал, что сейчас издательства выживают за счет всяких учебников и прочего для учеба, а художка - за счет переводов. Может, выкрутятся сейчас как-то, но ванговать не берусь. Но в целом да, я действительно рад, что не ввязался в это, а уж причины моей неудачи сейчас вторичны :D

Спасибо большое за ответ!

- Старый охотник

#31 2022-08-02 10:05:16

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Анон пишет:

вроде у ЭКСМО появлялась своя площадка для самиздата, но ничего конкретного об этом вспомнить не могу.

Деталей тоже не помню, но они пытались (с) В духе "давайте нам права на электронку на пять лет за процент уровня среднего портал самиздата", а с нас "мыжиздательство". Емнип, там даже продвижения не было, просто склад электронок, а создатели явно собирались "убивать" не порталы самиздата (и по ощущениям не очень понимали, что эта), а литрес.

Анон пишет:

Качество говно. Вот просто говно, так как экономят на всем. Ну и никому ты там не нужен, так как бумажные книги такого типа - современная фантастика на туалетной бумаге - никому (ок, почти никому) не нужны, а рекламой никто не занимается, так как издательства работают по устаревшим моделям, вообще не думая об этих ваших интернетах. Ну то есть, осовремениваться они начали относительно недавно, и то не все, а 10 лет назад, имхо, был самый пиздец.

Вот это меня уже который год удивляет. Схема деградировала до какого-то треша, по спирали загнала себя в угол (издается шлак — читатель серьёзной фантастики уходит в переводы — издают ещё больше шлака — всё больше читателей уходит в переводы), но продолжает существовать. Понимаю, что это потому что большие издатели упорно держатся этой схемы практически во всём худлите, а редактора делают их заказ. Но всё равно не понимаю.

Отредактировано (2022-08-02 10:10:35)

#32 2022-08-02 10:17:02

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Анон пишет:

Емнип, там даже продвижения не было, просто склад электронок, а создатели явно собирались "убивать" не порталы самиздата (и по ощущениям не очень понимали, что эта), а литрес.

Да. Причем их даже без обложек выкладывают, прикиньте. И кажется там нет редактуры, вернее за отдельную цену. Эксмо Digital, так называется. В теории, если там будут хорошие продажи, книгу могут издать - но хорошие продажи там кмк нереальны. Отдавать туда книгу это просто впустую с ней расставаться. Эксмо запустили эту тему с началом ковида и предлагают ее большинству новичков, так что в Эксмо вряд ли вообще есть смысл идти (впрочем, сейчас нет смысла идти никуда из этих издательств).

У Эксмо кстати была год назад попытка старта серии российского темного фэнтези, Жестокие земли, типа под Аберкромби. Но вышло четыре книги трех авторов и заглохло. Анон думал, не послать ли рукопись, так как ушел как раз в гримдарк, но здравый смысл победил - была бы еще одна потеря прав на электронку и только. И в той серии опять обрубленные циклы. Нести цикл в издательство - особенно рискованно если ты неформатчик, он скорее всего не будет доиздан, потому что стабильно покупают только трендовые вещи вроде боярки и ромфанта. ЛитРПГ на бумаге кстати не пошли.

Отредактировано (2022-08-02 10:18:52)

#33 2022-08-02 10:20:25

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Анон пишет:

Я слышал, что сейчас издательства выживают за счет всяких учебников и прочего для учеба, а художка - за счет переводов.

Я тоже такое слышал. Основа прибыли - нонфикшн, учебники прежде всего.
Потом уже Кинг и все такое.
Российские ноунеймы типа нас - по остаточному принципу.

#34 2022-08-02 10:52:34

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Вот это меня уже который год удивляет. Схема деградировала до какого-то треша, по спирали загнала себя в угол (издается шлак — читатель серьёзной фантастики уходит в переводы — издают ещё больше шлака — всё больше читателей уходит в переводы), но продолжает существовать. Понимаю, что это потому что большие издатели упорно держатся этой схемы практически во всём худлите, а редактора делают их заказ. Но всё равно не понимаю.

Вот эта схема, кстати, мне напомнила о проблеме современной русскоязычной фантастики/фэнтези - большинство читателей просто не воспринимает авторов с русскими или схожими именами (сам оказывался в подобной ситуации). Среди читателей уже сформирован некий стереотип, что русскоязычная литература в массе своей ширпотреб, что на самом деле расстраивает, потому как немногие читатели проводят черту меж издательствами и самиздатом, потому потенциальная аудитория неформата держится от подобных ресурсов подальше (а если ненароком зашла и увидела топов, то еще дальше - личный опыт).

Эксмо запустили эту тему с началом ковида и предлагают ее большинству новичков, так что в Эксмо вряд ли вообще есть смысл идти (впрочем, сейчас нет смысла идти никуда из этих издательств).

Что иронично, после падения ЛитНета еще ВК вроде зашевелился - они вроде тоже будет интегрировать раздел для самиздата, но, имхо, как-то поздно зачесались.

У Эксмо кстати была год назад попытка старта серии российского темного фэнтези, Жестокие земли, типа под Аберкромби. Но вышло четыре книги трех авторов и заглохло. Анон думал, не послать ли рукопись, так как ушел как раз в гримдарк, но здравый смысл победил - была бы еще одна потеря прав на электронку и только. И в той серии опять обрубленные циклы.

Даже не слышал об этом, воу. Анон, хорошо, что ты тогда не стал рисковать.

Издательства, на мой взгляд, в принципе не очень умеют обращаться с гримдарком, потому как многие его критерии воспринимаются с осторожностью, и есть у меня подозрения, что в какой-то момент они могли бы вывести гримдарк в гримлайт.

Российские ноунеймы типа нас - по остаточному принципу.

В лучшем случае, да. Либо надо быть предельно форматным и сговорчивым, либо... Думаю, уже ясно :D

- Старый охотник

#35 2022-08-02 11:29:25

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Анон пишет:

Издательства, на мой взгляд, в принципе не очень умеют обращаться с гримдарком, потому как многие его критерии воспринимаются с осторожностью, и есть у меня подозрения, что в какой-то момент они могли бы вывести гримдарк в гримлайт.

146% ввели бы, потому что если посмотреть, у них, кроме каких-то редких редакций вроде шубиной, одна линейка: книга должна понравиться максимально возможному количеству "средних читателей". Градация читателя проходит условно по полу и возрасту (любовные романы для тех, кто постарше, и для тех, кто помоложе), и всё. Продавать гримдарк, ориентируясь на прослойку любителей гримдарка, никто не будет, его по-любому будут продавать среднестатистическому дяденьке  сорока лет, который хочет отдохнуть в транспорте после работы.

Анон пишет:

Вот эта схема, кстати, мне напомнила о проблеме современной русскоязычной фантастики/фэнтези - большинство читателей просто не воспринимает авторов с русскими или схожими именами (сам оказывался в подобной ситуации)

Да.

Это иронично, я сам, будучи русскоязычным автором, выбирая, кого почитать, скорее сунусь в переводную фантастику тупо потому что там проще выловить что-то по вкусу. И читателей в этом плане понимаю: у переводов ещё не отмерло как-то хм... выбор ца, что ли. Подозреваю, потому что за наших редакторов это сделали заграничные редактора. А в русскоязычном сегменте читатель по сути должен делать редакторскую работу и за него просеивать что издательскую текучку (вдруг там брульянт протащили под радарами) и самиздат (что бездны). И смысл этим страдать, если есть сегмент, где багом матрицы редакторская работа ещё не отвалилась?

Анон пишет:

потому как немногие читатели проводят черту меж издательствами и самиздатом, потому потенциальная аудитория неформата держится от подобных ресурсов подальше (а если ненароком зашла и увидела топов, то еще дальше - личный опыт).

Ну... я бы не сказал, что "неформатный" читатель именно боится порталов самиздата. Вопрос скорее в том, как найти годное в этой горе из говна и есть ли смысл постоянно на них обитать. Самому искать годное-- да это сойти с ума. Даже на АТ, где есть неплохие фильтры. Ориентироваться на реки? Вкусы могут не совпадать (моя боль, я вот к языку привередлив, и даже потенциально годная задумка летит мимо из-за языковых штампов и украшательства), блогеры, даже обременённые вкусом, за деньги отлично рекают срань господню, всякие марафоны отзывов и подборки тоже зарастают раком, как только становятся популярны.

Т.е. на читателя скинута редакторская работа, хочешь читать что-то отличное от линии партии — ищи чтение сам. И в фантастике эта позиция возведена в абсолют. "Боллитра" ещё как-то держится, но там свои проблемы вроде тусовочности.

#36 2022-08-02 12:07:39

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Анон пишет:

Вот эта схема, кстати, мне напомнила о проблеме современной русскоязычной фантастики/фэнтези - большинство читателей просто не воспринимает авторов с русскими или схожими именами (сам оказывался в подобной ситуации).

Вот это кстати главная проблема для неформатчика. Я как автор фэнтези, построенного именно в западной манере, не раз с ней сталкивался. Аудитория литпорталов плохо читает такое фэнтези (сужу в принципе по всем авторам, о которых знаю), потому что привык к другим трендам (боярка, гаремы, реалрпг etc.). Те же отечественные читатели, которые котируют западное фэнтези или фантастику (например, собирающиеся на Фантлабе), русскоязычный неформат не откроют, потому как "ой да ладно что там читать очередная боярка с гаремом из кошко-тян". В результате такие как мы находимся в довольно сложном положении. Аудитория Автор.Тудея далека от наших текстов, аудитория условного Фантлаба (люди, что покупают авторов вроде Аберкромби и Сандерсона) также вряд ли будут нас читать. Как эту проблему решать - если честно, пока не знаю)

#37 2022-08-02 12:16:31

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

146% ввели бы, потому что если посмотреть, у них, кроме каких-то редких редакций вроде шубиной, одна линейка: книга должна понравиться максимально возможному количеству "средних читателей". Градация читателя проходит условно по полу и возрасту (любовные романы для тех, кто постарше, и для тех, кто помоложе), и всё. Продавать гримдарк, ориентируясь на прослойку любителей гримдарка, никто не будет, его по-любому будут продавать среднестатистическому дяденьке  сорока лет, который хочет отдохнуть в транспорте после работы.

Это логично. Гримдарк на данном этапе нишевый продукт, поэтому, вероятно, с позиции рынка лучше его адаптировать под массового читателя. Смысла оно, конечно, не имеет, потому как от жанра ничего не остается, но и рисковать никому не надо.

Это иронично, я сам, будучи русскоязычным автором, выбирая, кого почитать, скорее сунусь в переводную фантастику тупо потому что там проще выловить что-то по вкусу. И читателей в этом плане понимаю: у переводов ещё не отмерло как-то хм... выбор ца, что ли. Подозреваю, потому что за наших редакторов это сделали заграничные редактора. А в русскоязычном сегменте читатель по сути должен делать редакторскую работу и за него просеивать что издательскую текучку (вдруг там брульянт протащили под радарами) и самиздат (что бездны). И смысл этим страдать, если есть сегмент, где багом матрицы редакторская работа ещё не отвалилась?

Переводная фантастика имеет ряд преимуществ, несомненно, но и недостатки тоже имеют место: качество переводов не у всех изданий обладает требуемым качеством, а из-за адаптаций той же Роулинг интернет видел не один срач. С Кингом, емнип, тоже не все гладко, да профессиональные переводы той же W40K зачастую уступают любительским хотя бы в точности. Так что, может, западные редакторы и стараются, но вот переводчики не всегда вывозят. Возможно, на русскоязычных переводчиков/редакторов влияет пиратство, которое урезает доходы, но это так, мысли в сторону.

Что до выбора, да, зарубежка в этом плане даже в ру-сегменте дает прикурить книгам от издательств :D Сам я переводную фантастику читаю сейчас редко, но по большей части из-за того, что чего-то интересного не видел.

Ну... я бы не сказал, что "неформатный" читатель именно боится порталов самиздата. Вопрос скорее в том, как найти годное в этой горе из говна и есть ли смысл постоянно на них обитать. Самому искать годное-- да это сойти с ума. Даже на АТ, где есть неплохие фильтры.

Разумеется, так и есть. Я, скорее, вспомнил случай, который произошел, когда я привел на АТ своего читателя. Искать что-то хорошее действительно сложно, согласен. Впрочем, знаю и иной случай, когда "неформатный" читатель перестал париться и... стал форматным. Вкусы, естественно, меняются, но я в принципе стараюсь вспомнить каждый кейс, с каким сталкивался :D

Ориентироваться на реки? Вкусы могут не совпадать (моя боль, я вот к языку привередлив, и даже потенциально годная задумка летит мимо из-за языковых штампов и украшательства), блогеры, даже обременённые вкусом, за деньги отлично рекают срань господню, всякие марафоны отзывов и подборки тоже зарастают раком, как только становятся популярны.

Ох, анон, я понимаю! Правда, у меня боль по иной причине - к языку я отношусь максимально просто, но вот найти что-то по-настоящему цепляющее очень сложно. Так что я согласен, что доверять блогерам и марафонам здесь такое себе дело, самое оптимальное - человеку, знакомому лично с твоими вкусами. Не факт, что будет сильно лучше, но хоть честнее.

Т.е. на читателя скинута редакторская работа, хочешь читать что-то отличное от линии партии — ищи чтение сам. И в фантастике эта позиция возведена в абсолют. "Боллитра" ещё как-то держится, но там свои проблемы вроде тусовочности.

Да, читателям иной раз действительно несладко приходится - уж до чего я топлю за самиздат, но объективно вижу, что самостоятельно довести текст до совершенства (лично мне) невозможно. Фантастике, да, досталось больше всего, и жаль как-то, что именно так.

- Старый охотник

#38 2022-08-02 12:28:34

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Вот это кстати главная проблема для неформатчика. Я как автор фэнтези, построенного именно в западной манере, не раз с ней сталкивался. Аудитория литпорталов плохо читает такое фэнтези (сужу в принципе по всем авторам, о которых знаю), потому что привык к другим трендам (боярка, гаремы, реалрпг etc.). Те же отечественные читатели, которые котируют западное фэнтези или фантастику (например, собирающиеся на Фантлабе), русскоязычный неформат не откроют, потому как "ой да ладно что там читать очередная боярка с гаремом из кошко-тян". В результате такие как мы находимся в довольно сложном положении. Аудитория Автор.Тудея далека от наших текстов, аудитория условного Фантлаба (люди, что покупают авторов вроде Аберкромби и Сандерсона) также вряд ли будут нас читать. Как эту проблему решать - если честно, пока не знаю)

Ох, анон, понимаю. Я вроде не на западную манеру ориентировался, но ситуация не лучше. Я как-то спрашивал у знакомого читателя-неформатчика (который на Фантлабе причем не бывает), мол, вот смотри, друже, а где бы ты мог заметить вот такую книгу? Он, естественно, не знал. Пока я прикидываю, что сейчас во многом решает сарафанное радио и сторонние ресурсы, где обитают люди со схожими вкусами. По этой причине я одно время засматривался в сторону ДТФ, где также можно завести блог и плясать на полную с рассказами о своих нетленках ;D Но психологически я пока к такому не готов: аудитория в целом там максимально неоднородная, а получать сосиски в панамку я не хочу. То есть, моя идея заключается в том, что для продвижения нужно пытаться охватить ресурсы, где процент писателей ниже (просто, например, в тех же группах для продвижения писателей ВК писателей в итоге больше, чем читателей).

Словом, я пока еще думаю. Что-то из намеченного, конечно, опробовал, но пост об этом еще в разработке.

- Старый охотник

#39 2022-08-03 15:50:58

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР: ОТЛОЖЕННАЯ СМЕРТЬ

Так, ну, коли с девой без холодильника эпизод пройден, перейду к следующему кейсу. Анонс его небольшой я давал, поэтому обойдусь без особых предисловий.

Когда пишешь гримдарк – или пытаешься в него, да – рано или поздно встает вопрос, мол, а в чем ужас-то заключаться будет. Смерти персонажей, в целом, дело понятное, но здесь встает главный вопрос: готов ли ты расстаться с ними в первой части?

Я так прикинул, что пока не готов (во всяком случае, со всеми главными), потому собой в основном пожертвовали статисты и некоторые второстепенные персонажи. Результат, во всяком случае, с точки зрения автора мне показался вполне неплохим, пока не пришел… читатель. Исход из этой ситуации менее однозначен, потому как с одной стороны я готов себе расшибить лоб с криками «анон, ты дурак», а с другой – вышло-то даже лучше.

Я отменил смерть одного из персонажей. Второстепенного по роли, но отчего-то показавшего симпатичным человеку со стороны. Сделал это достаточно абсурдно, но характерно для описанного образа, так что результат, по моему мнению и мнению читателя, вышел удачным.

Для понимания всей ситуации нужно добавить, что на тот момент текст был выложен целиком и успешно растекся по пиратским сайтам (то есть, формально, версия со смертью персонажа успела сохраниться).

На тот момент это было не первое изменение текста, но первое – и, на данный момент, единственное – серьезное изменение, на которое я решился. Наверное, пойти на уступку меня сподвигли как раз два фактора: отсутствия аудитории и незначительность самого персонажа в целом. Это не было рискованно, а сама смерть, кроме общего нагнетания обстановки, особой роли не играла. Почему бы и да?

Впрочем, сейчас я понимаю, что смерть персонажа по сути своей отложена: с учетом специфики его деятельности он явно не дойдет до финала, но также я понял, что в каких-то моментах лучше действительно прислушиваться к мнению читателя – мне повезло с тем, что изменение элемента прошло незамеченным, но впредь я предпочту оставить такую возможность только для впроцессников.

#40 2022-08-03 16:39:09

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Анон пишет:

а в чем ужас-то заключаться будет

АТМОСФЕРА! *потрясает клюкой и ворчит, как тысяча гримдарковых бабок*

Анон пишет:

пока не пришел… читатель

В смысле, что читателю понравился персонаж?

#41 2022-08-03 16:51:01

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

АТМОСФЕРА! *потрясает клюкой и ворчит, как тысяча гримдарковых бабок*

Сам ценю атмосферу, но превозмогание без потерь не превозмогание  ;D

В смысле, что читателю понравился персонаж?

Да, читателю понравился персонаж, и он весьма настойчиво попросил меня исправить момент с гибелью. Сложившиеся обстоятельства позволяли такой мув, я реализовал и даже получил некоторый профит при написании продолжения.

- Старый охотник

#42 2022-08-03 17:05:10

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Анон, мне очень хорошо знакомы твои проблемы!

Я вот уже второй цикл у себя пишу (не считая нескольких одиночных книг) и тоже пытаюсь в дарк, и столкнулся с той же проблемой насчет смертей персонажей и вообще насчет того, в чем гримдарк заключается. В первую очередь что я для себя решил, это то, что я не хочу реализовывать дарк простым путем - через описания крови/пыток/дерьмища/рек спермы и так далее. То есть на самом деле, конечно, в книгах есть и натуралистичные убийства, и секс, и прочее, но без сильного акцента на них - дарк я решил создавать через драму. Психологию, серую мораль, неоднозначность персонажей, борьбу не очень хороших людей с не очень хорошими. И через внезапные смерти героев, конечно, ведь все мы смотрели Игру престолов.

В первом томе первого цикла я начал лихо - бодро прописал смерти половины центральных персонажей, причем наиболее ярких. Как выяснилось потом по отзывам, именно этих персонажей читатели полюбили в первой книге больше всего, но я без колебаний вычеркнул именно их, так как хотел в драму и в трагизм.
У меня осталась половина персонажей, и следующий том они пережили благополучно все, так как я хотел показать их становление и развитие. Так что во втором томе погибли только второстепенные персы, на которых всем было пофиг, включая меня. Главные же герои, вышедшие из финала первой книги командой победителей, постепенно перессорились - и я двигал историю к тому, чтобы дальше бывшие друзья стали врагами и сами начали новый виток противостояния. Именно на этом закончилась вторая книга.

А в третьей... я неожиданно для себя дал слабину. Главные герои уже полюбились читателям, у них нашлись поклонники (и я даже видел разборки читателей на тему, чей любимка лучше, переходящие в холивар), всех персонажей кому-нибудь да было бы жалко. Я хотел закончить книгу трагическим финальным противостоянием, где главные герои падут в битве друг с другом, и только второстепенные продолжат жить после конца борьбы.

Но героев любили всё больше.
Я посоветовался с близким другом, и тот сказал мне, мол, кому вообще сейчас нужны мрачные концы? Мы и так живем довольно мрачной жизнью, хоть в книге хочется хэппи энда и чтобы победило добро! Я послушался, согласился... и примирил всех героев, устроив им заново объединение в команду. Конфликты были слиты, разногласия потушены, ушедший на темную сторону персонаж обрел редемпшпен по образцу Кайло Рена (написано было раньше финала новой трилогии ЗВ, так что просто совпало) и еще и выжил к тому же. И все гетеро пары, конечно же, переженились.

Финал был светлый и позитивный. Направленный в лучшее будущее.
...я чувствовал, что написал какую-то хрень.
Третья книга при этом собрала наихудшие отзывы из всей трилогии, хотя и по несколько иным причинам.

Сейчас я снова пишу цикл (на этот раз даже не трилогию, планирую не меньше четырех томов), снова пытаюсь в дарк... и сам теперь очень привязался к героям. Пока я выводил только второстепенных, но вероятно, скоро придется кого-то из главных. И я в замешательстве кого, потому что если в первом цикле я сам, зловеще хохоча, хотел написать смерть персонажей, то к этим ребятам я привязался и их смертей не хочу. Но и дарк надо бы как-то реализовать, так как я задался такой идеей. Так что не знаю, надо еще подумать.

#43 2022-08-03 17:26:43

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Я вот уже второй цикл у себя пишу (не считая нескольких одиночных книг) и тоже пытаюсь в дарк, и столкнулся с той же проблемой насчет смертей персонажей и вообще насчет того, в чем гримдарк заключается.

"In the grim darkness of the far future there is only war" ;D

В первую очередь что я для себя решил, это то, что я не хочу реализовывать дарк простым путем - через описания крови/пыток/дерьмища/рек спермы и так далее. То есть на самом деле, конечно, в книгах есть и натуралистичные убийства, и секс, и прочее, но без сильного акцента на них - дарк я решил создавать через драму. Психологию, серую мораль, неоднозначность персонажей, борьбу не очень хороших людей с не очень хорошими. И через внезапные смерти героев, конечно, ведь все мы смотрели Игру престолов.

Анон не смотрел Игру Престолов.
Ты выбрал действительно интересный путь, потому как нередко сейчас показывают гримдарк именно через всякого рода грязь, реже - через неоднозначность. Я чаще сталкивался с тем, что авторы за основу берут именно атмосферу гримдарка, а все остальное... ну, как пойдет.

кому вообще сейчас нужны мрачные концы? Мы и так живем довольно мрачной жизнью, хоть в книге хочется хэппи энда и чтобы победило добро!

Я кстати сам не раз слышал подобные изречения. Все бы хорошо, но я (даже с позиции читателя) не могу разделить подобный взгляд, потому как позитивная картинка из художки потом нехило бьет по глазам, когда смотришь на реальный мир. Такая позиция встречается реже, я знаю, но все-таки не упомянуть ее я не мог.

Третья книга при этом собрала наихудшие отзывы из всей трилогии, хотя и по несколько иным причинам.

Жаль, что так получилось, но я уверен, что это тоже своего рода ценный опыт. Ты молодец, что попробовал сделать иначе, и фигово, что иные причины оказались сильнее :(

и сам теперь очень привязался к героям.

О, анон, прекрасно понимаю твою проблему! Сам сейчас сильно привязан к основным героям, и многие решения даются с трудом. По этой причине, к слову, отошел сейчас от основного цикла и перешел на вбоквелы, где особо тяжелых решений нет.

- Старый охотник

#44 2022-08-05 12:49:09

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

ИЛЛЮСТРАЦИИ: ЗА И ПРОТИВ

На мой взгляд, так или иная визуализация написанного – отличная вещь, которая может дополнить текст. Я не являюсь художником, поэтому подходил к делу по-разному: одно время сотрудничал с иллюстратором, затем при помощи друзей и фотошопа нарабатывал фото- и видеоматериалы, а сейчас вовсе остановился на блендере. Каждый из вариантов, в принципе, достоин отдельного поста, но пока я хочу сосредоточиться на том, нужны ли иллюстрации вообще.

Я всегда считал, что иллюстрации – это только в плюс к книге. Если их нет, разумеется, не беда, но в существовании такого опционального материала я видел ряд преимуществ, к которому бы отнес продвижение при помощи визуального контента. К сожалению, я не могу сказать, как сейчас бы оно работало в Постограме в силу… Ну, понятно, в общем, поэтому могу судить только за АТ и ВК.

На АТ выкладка иллюстраций является несомненным плюсом, потому как это и позволяет набрать авторский рейтинг за счет лайков, и потенциально привлечь новую аудиторию. С ВК ситуация чуть более сложная – целенаправленно я там продвижением не занимался, но, во всяком случае, такой контент позволяет разнообразить содержимое группы.

Однако недавно я столкнулся с мнением, что иллюстрации не нужны. Один мой читатель сказал, мол, либо все нормально описано в тексте, либо оставляй на откуп воображению.

Я поначалу даже растерялся. С одной стороны, несомненно, такая позиция имеет место: речь же не о комиксах, где визуал идет наравне с текстом. С другой – а так ли плохо наличие дополнительных материалов? Не припомню, чтобы кто-то жаловался на существование карт в других мирах и прочее.

Позднее этот случай подтолкнул меня к тому, чтобы четко разграничить текст и иллюстрации. Я не собирался отказываться от последних, но решил, что перегружать ими истории на данном этапе точно не стоит. Пусть читатель опирается на собственную фантазию и текст, а если ему станет любопытно – всегда есть вкладка с иллюстрациями и группа ВК.

#45 2022-08-05 13:43:05

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Очень интересная тема, анон!

Сам я целиком за то, чтобы у историй имелась визуализации. Это позволяет придать тексту еще одно измерение объема, сделать его более ярким и красочным. Я очень люблю как фанарты, так и авторские иллюстрации - всегда интересно посмотреть, как выглядят герои. Авторские иллюстрации не кажутся мне навязыванием - ведь, в конце концов, в самом тексте тоже есть описание внешности, и оно не является навязыванием. Авторское восприятие персонажа можно выразить разными способами, как через текст, так и через арты, и оба способа кажутся мне приемлемыми и позволяющими узнать персонажей лучше.

Если одновременно с книгой выходит манга или комикс, как это бывает в азиатских тайтлах, это тоже очень интересно и позволяет как бы читать историю в двух форматах, текстовом и графическом. Если автор делает иллюстрации сам, это очень и очень круто и говорит о его профессионализме и желании раскрыть все аспекты истории.

А что ты думаешь о нейросети Midjourney?

#46 2022-08-05 13:50:16

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Анон пишет:

Однако недавно я столкнулся с мнением, что иллюстрации не нужны. Один мой читатель сказал, мол, либо все нормально описано в тексте, либо оставляй на откуп воображению.

Формально как бы да, но по факту честно говоря странный пассаж. Сколько должно быть тех иллюстраций, чтобы читатель не мог выдумать свою мыслекартинку?
Скорее уж лучше пусть не будет никаких иллюстраций, чем иллюстрации плохие и безвкусные.

#47 2022-08-05 13:58:30

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Я, в общем, понимаю того читателя, который против иллюстраций. Потому что диссонанс может возникнуть - представляю я себе одно, опираясь на слова автора, а автор показывает на картинке другое. А если иллюстрация идет раньше описания, то вообще мне как будто говорят, как я должен себе все представлять, а это... ну, на любителя. Это ж не графический роман, где картинки неотделимы от текста. Я так пару историй вообще читать бросил -__- Там мне прям стиль рисовки поперек шерсти был, а картинки вот они, в тексте, не выкинуть и не развидеть.
Так что решение

Анон пишет:

Пусть читатель опирается на собственную фантазию и текст, а если ему станет любопытно – всегда есть вкладка с иллюстрациями и группа ВК.

кажется самым правильным - посмотрят, если сами захотят.

#48 2022-08-05 14:15:59

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Авторское восприятие персонажа можно выразить разными способами, как через текст, так и через арты, и оба способа кажутся мне приемлемыми и позволяющими узнать персонажей лучше.

Да, с моей точки зрения это действительно так, хотя также я понимаю, что изображение способно если не помешать чтению, то перегрузить читалку, потому размещать в тексте даже те изображения, которые по сути своей нейтральны (карты, например), больше не берусь ;D

А что ты думаешь о нейросети Midjourney?

О, пока эта нейросетка одна из самых симпатичных, что я пробовал. Она классно выстраивает локации (я не использовал их для иллюстраций, если что), но с людьми - беда.

Сколько должно быть тех иллюстраций, чтобы читатель не мог выдумать свою мыслекартинку?

Хм. Ну, если обращаться к приведенному мною примеру, то тогда их было две, и они даже не затрагивали персонажей - просто локации.

Скорее уж лучше пусть не будет никаких иллюстраций, чем иллюстрации плохие и безвкусные.

Да, плохие иллюстрации, как и обложки - отдельная боль. Сам сталкивался с ними не раз, но авторы, как правило, не виноваты.

посмотрят, если сами захотят.

Я с ним тоже в итоге согласился. Это решение видится самым оптимальным в данной ситуации, потому как, в любом случае, наличие самих иллюстраций полезно, но делать их, кхм, обязательными при чтении тоже не стоит.

- Старый охотник

#49 2022-08-05 16:44:58

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

Анон пишет:

Хм. Ну, если обращаться к приведенному мною примеру, то тогда их было две, и они даже не затрагивали персонажей - просто локации.

Ок. Странно, просто странно.
Мб дело в электронке, сейчас задумалась, что никогда не обращала на них внимания именно в электронном виде, а на бумаге воспринимала скорее как элемент оформления... хм

#50 2022-08-10 17:20:43

Анон

Re: Старый охотник [творчество][самиздат][гримдарк][yes comments]

ОБЛОЖКИ: ГОРИТ

Залип я, значит, недавно в статистику – она, к слову, невесёлая, но честная – и как-то расстроился что ли, потому как переходов на сами книги особо немного. Казалось бы, с неформатом всегда так, но у коллег по перу с этим получше, и обратился я к одному из них, мол, как думаешь, есть ли у меня проблема?

Это был человек с опытом больше моего, и его мнению я доверился, а оно было таковым: с аннотациями все ок, но обложки явно неформат. Несмотря на то, что я сам делал обложки, и они вот прямо сделаны сердцем, я сразу согласился с коллегой. Он сказал именно то, о чем я раньше думал какое-то время.

Однако не могу сказать, что форматные обложки на главной АТ меня радуют (бывают исключения, конечно – как и красивые арты, так и обложка тупо заглушка). В топе чаще всего встречаются аниме с грудастой девой, крутой ГГ и прочие штуки, которые у меня особо отклика не вызывают. Так что в целом, думаю, по этому критерию тоже ЦА отсеивается, но да ладно.

Тем не менее, я решил серьезно ознакомиться со списком художников на АТ. Есть там талантливые ребята, есть… ну, то, что я не совсем не понимаю, в общем, много разного. Но ничего цепляющего для себя я не нашел, а экспериментировать жаба душит. Да и потом, пожалуй, понял, что сам, честно говоря, не особо в курсе, а что именно надо поставить на обложку, чтобы и читателя привлекло, и не обманывало ожиданий (размер героинь в груди я в текстах не прописывал :D)

Так что, если резюмировать, одна из моих проблем на данном этапе заключается в том, что нет цепляющей обложки, а без нее заходы на страницу произведения минимальны. Если не смогу никак повлиять на ситуацию иначе, то, возможно, вернусь к вопросу с артером.

Но обложка, да, это важно.

Подвал форума

Основано на FluxBB, с модификациями Visman
Доработано специально для Холиварофорума