Вы не вошли.
Типичный пример взгляда помещика 18 века на крепостных. Вероятно, папа Карамзина, который "смотрел" за крестьянами, по мировоззрению был похож на этого князя Щербатова:
Отредактировано (2023-04-03 01:19:19)
Претензии к безграмотности, которая поддерживалась на всех уровнях, в том числе и церковью.
Так в том и дело, что поддерживалась.
И кем поддерживалось?
"Все это легло в основу длительной пробуксовки по распространению народной грамотности. Прогрессивные идеи правительства натолкнулись на противоборство сельских общин с властью и привели к несогласованности действий и бесполезности предпринятых мер. Власти изыскивали различные способы обучения детей, а крестьяне в свою очередь придумывали причины для отказа от обучения."
«Обучать сына своего гражданской грамоте не желаю…» (Крестьянство и школа в I половине XIX в.)
Ну и подробный разбор:
Крестьян отстранили от европейского пути
Чего? Их отстранили? То есть крестьяне хотели хотели брить бороду и читать библию и прочие книжки - а им это запретили? Мдяя...
Отредактировано (2023-04-03 07:46:25)
Чего? Их отстранили? То есть крестьяне хотели хотели брить бороду и читать библию и прочие книжки - а им это запретили? Мдяя...
Дворяне тоже поначалу не хотели, потом распробовали выгоды. Крестьянам после Петра очень быстро перекрыли возможности распробовать. Потом попробую найти исходный коммент
Дворяне тоже поначалу не хотели, потом распробовали выгоды. Крестьянам после Петра очень быстро перекрыли возможности распробовать.
Никто им не перекрывал (всесословные цифирные школы после Петра закрыли - но с конца 18 века снова создается сеть школ для простонародья). Крестьяне сами относились к образованию враждебно, как к опасному новшеству. Точно так же они (например) долгое время относились к картошке.
Отредактировано (2023-04-03 08:55:44)
Точно так же они (например) долгое время относились и к картошке
Анон, если человек раб, и к нему относятся как к грязи, то странно ожидать, что он будет с восторгом относиться к любой инициативе рабовладельца. Тем более, если она грубо и криво навязана.
Анон, если человек раб, и к нему относятся как к грязи, то странно ожидать, что он будет с восторгом относиться к любой инициативе рабовладельца. Тем более, если она грубо и криво навязана.
Все это красивые словеса, но с жизнью не бьется никак. Совсем не бьется.
В 1800 году половина русских крестьян была лично свободной - и что? Учится они не хотели. Выше: "Власти изыскивали различные способы обучения детей, а крестьяне в свою очередь придумывали причины для отказа от обучения" это про свободных крестьян олонецкой губерни.
Зато в прибалтийских губерниях у крепостных (латышей и эстонцев) грамотность была такой, что русским крестьянам (вы частности крестьянам свободным) и не снилось. Финские крестьяне Петербургской губерни (крепостные русских помещиков) были грамотны. Во всяком случае имели очень высокий уровень грамотности по сравнению с любой категорией русских крестьян (кроме некоторых сектантов). Русские сектанты (некоторых направлений), были, по свидетельству В.Даля поголовно грамотны.
И уж если занудствовать - настоящие рабы (дворовые) имели высокий уровень грамотности. Намного выше, чем у свободных или крепостных крестьян
Отредактировано (2023-04-03 09:33:47)
Русские сектанты
Ещё больше, чем православные сопротивлялись инициативам сверху, а новые продукты вроде кофе и картофеля приняли точно так же с большим скрипом. Чай приняли потому что он начал входить в русский обиход ещё до раскола.
А уж что касается образования, то "бусурманить" своих детей в гражданских школах отказывались ещё сильнее.
Ещё больше, чем православные сопротивлялись инициативам сверху, а новые продукты вроде кофе и картофеля приняли точно так же с большим скрипом.
Тем не менее они были экономически намного более успешны, и (при всей своей упертости) технические новшества осваивали легче и быстрее. Заводы принадлежавшие сектантам работали на современных станках.
А уж что касается образования, то "бусурманить" своих детей в гражданских школах отказывались ещё сильнее.
Зато учили их сами, чего обычные крестьяне не делали. Уж лучше крестьяне которые учат детей читать но не отдают их в школы, чем крестьяне, которые детей ничему не учать (и тоже не отдают в школу)
Отредактировано (2023-04-03 10:16:40)
Заводы принадлежавшие сектантам работали на современных станках
Откуда информация? Есть соответствующие исследования?
Все это красивые словеса, но с жизнью не бьется никак.
Анон пишет:Заводы принадлежавшие сектантам работали на современных станках
Откуда информация? Есть соответствующие исследования?
Про старообрядцев Иваново
Про них же
То есть Грачев - купивший себе свободу крепостной крестьянин, но тратил он свои деньги на Московский университет. А это был один из лидеров московских старообрядцев
один из лидеров московских старообрядцев
Не-не, нужно именно релевантное сравнение технического оснащения фабрик принадлежащих сектантам и православным. Только тогда можно будет сделать какие-то выводы.
Потом попробую найти исходный коммент
Вот, нашел исходный коммент:
Отредактировано (2023-04-03 12:24:43)
И это тот элемент, который важно знать и понимать - потому что у нас в стране эти идеи про плохой народ до сих пор в какой-то мере живы
У нас в стране идея про "хороший народ" (который безгрешен по определению, и которому все кругом должны) являются религиозным культом, на всех уровнях. Поклонение "народу" активно пропихивалось и пропихивается гос. пропагандой. В частности через школьные уроки литературы
А Болконского потому и можно называть (в том смысле, что кому-то не жмет его так называть) "нравственным идеалом" несмотря на такие вот идеи, потому что он как тот рабовладелец, который жил при рабовладельческом строе и о том, что можно жить по-другому, просто не знал. А этот рабовладелец вот искренне так представлял народ, о котором рассуждал, и, можно сказать, правда не знал, что можно иначе. И он в этом очень типичен.
Комментатор принял сарказм Болконского, за реальные взгляды Болконского (да еще утверждает что Болконский " очень типичен."). Смешно
Отредактировано (2023-04-03 12:35:04)
Никто им не перекрывал (всесословные цифирные школы после Петра закрыли - но с конца 18 века снова создается сеть школ для простонародья).
Анон, такие школы непривилегированных сословий это всего два класса https://ru.wikipedia.org/wiki/Малое_народное_училище
чтение, письмо, краткий катехизис и священная история, пространный катехизис, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование. Два класса начальной школы, щедро приправленные православием. Реальные социальные лифты с такими знаниями не откроются.
Были еще Главные народные училища (тоже не густо - всего 4 класса) https://ru.wikipedia.org/wiki/Главное_народное_училище Но в них крепостных крестьян не принимали.
И появились все они только с 1782 года (тогда был утвержден план их создания)
Отредактировано (2023-04-03 12:50:00)
У нас в стране идея про "хороший народ" (который безгрешен по определению, и которому все кругом должны) являются религиозным культом, на всех уровнях.
Я с тобой не согласен, мы очевидно разные вещи имеем в виду. Отвечу вечером, сейчас некогда.
Никто им не перекрывал (всесословные цифирные школы после Петра закрыли - но с конца 18 века снова создается сеть школ для простонародья).
Анон, такие школы непривилегированных сословий это всего два класса
И? Сначала надо было пройти эти два класса. Везде в мире образование для народа начиналось с подобных "двух классов" приправленных религией. Но крестьяне даже такого образования не желали
сарказм Болконского, за реальные взгляды Болконского (да еще утверждает что Болконский " очень типичен.").
Да это непринципиально, главное, эти взгляды действительно типичны. Как пример коммент выше https://holywarsoo.net/viewtopic.php?pi … #p12439643
И?
И дальше не принимали. Читай не жопой.
Анон пишет:сарказм Болконского, за реальные взгляды Болконского (да еще утверждает что Болконский " очень типичен.").
Да это непринципиально, главное, эти взгляды действительно типичны. Как пример коммент выше https://holywarsoo.net/viewtopic.php?pi … #p12439643
Здесь в кучу смешаны разные вещи. Щербатов не был типичным дворянином, он был совсем иного поколения чем Болконский, Щербатов говорит
не то что говорит Болконский
крестьяне даже такого образования не желали
Два момента.
Первый. В каждое село школу не завезли. С логистикой у нас и посейчас хреново, а при тогдашних дорогах, которых в распутицу иногда просто не было даже добраться до школы ребёнку большая проблема.
Второй. Грамотных охотнее забривали в солдаты. При таком раскладе даже если ты читать-писать умеешь, то лучше этим знанием не светить.
Народ не тёмен, глуп и ленив, он консервативен и практичен. И это, в общем-то нормально. Если бы образование продвигали исходя из этого, то результат был бы иной.
"Ориентиром для владельцев имений в организации крепостных школ служила прежде всего деятельность государства, в частности предложения Комиссии об учреждении народных училищ в Российской Империи (1782-1804) о предоставлении всему населению страны, включая крепостных, всего спектра образования: от начального до высшего. Подобные идеи возникали у государственных служащих и в период до учреждения народных училищ. Например, правительственной Комиссией для сочинения нового Уложения в 1769 г. был разработан проект учреждения деревенских школ, утвержденный с небольшими изменениями Екатериной II [29. С. 68; 21].
В указанный период в начальных и средних государственных малых и главных народных училищах доля крепостных составляла около 50 % [14. Лл.105-108 об.], а по ряду регионов, например в Московской губернии, достигала 70 % [20; 28. С. 12]. Обучение в государственных училищах являлось только одной из форм предоставления образования крепостным. Другой формой было обучение детей крепостных в приходских школах, которые существовали повсеместно, в том числе в рассматриваемых вотчинах [27]. Большая часть детей крепостных обучалась именно в них. Еще один вариант — собственно крепостные школы, о которых и идет речь. При этом они не ограничивались начальным уровнем образования, в имениях открывались средние общеобразовательные и профессиональные учебные заведения"
Только крестьянам это было не нужно
Два момента.
Первый. В каждое село школу не завезли...
Примерно до середины 19 века крестьяне (в массе) были против любого обучения. Детей наказывали за самообразование.
Выше приводился пример финских крестьян петербургской губерни (крепостных под властью русских помещиков) - они всех детей учили читать. Собственными (вместе с пастором) силами, без участия государства. "Технически" русские крестьяне могли действовать также. Но не хотели, так как не имели религиозного стимула
Народ не тёмен, глуп и ленив, он консервативен и практичен.
Консервативен - да. Практичен - нет. Нежелание дать образование детям из той же серии, что борьба с прививками от оспы. Ничего "практичного" в таком поведении нет.
Отредактировано (2023-04-03 13:13:56)
Ничего "практичного" в таком поведении нет
С нашей с тобой точки зрения.
Любые новшества должны пройти проверку временем, как только они докажут свою полезность, то заставлять никого и не придётся, ибо польза наглядна. Это - практичность.
Отзываться на любые реформы не понимая их сути - прожектерство. Мало кто на это пойдет, даже сейчас.
Пришел с работы и, наконец, могу почитать комменты.
Ну и подробный разбор:
Удивительно: по-моему, это никак не противоречит моему утверждению (которое у тебя процитировано ниже). В очередной раз убеждаюсь, что мы не понимаем друг друга.
Поэтому хочу спросить: вот ты приводишь примеры и доказываешь, что русские крестьяне по сравнению с крестьянами соседних народов были невежественными (что во многом правда), при этом не слушаешь никаких объяснений того, почему так сложилось, называешь эти объяснения "красивыми словесами". А сам для себя ты как это объясняешь? Вот есть два соседних народа, один в среднем довольно грамотный, другой довольно безграмотный. Как ты это себе объясняешь, если не разными условиями жизни* этих народов?
* "Условиями жизни" в широком смысле: сюда может входить в том числе и навязанная сверху религия, от которой нельзя отказаться, и условия, сложившиеся исторически.
Специально спрашиваю первым комментом, потому что в прошлые разы ты такие вопросы успешно игнорировал и они терялись в ворохе других комментариев.
Остальное потом.