Вы не вошли.
Тогда твоей пенсией на старости лет были только дети, которых ты вырастил и воспитал. Пресловутый стакан воды. Но это вовсе не значит что крестьяне не хотели для своих детей лучшей жизни. Просто не видели вариантов.
Плюсую. Не понимали возможной пользы обучения для человека крестьянского сословия. Это и из принесенных "мнений" видно.
Когда в Германии была Крестьянская война (это 1524 год) одним из требований восставших крестьян было создание школ для крестьянских детей. Пенсий тогда тоже не было, социальных лифтов (для обучившихся грамоте крестьян) было уж точно не больше, чем в России времен Пушкина. Но крестьяне требовали создания школ. То есть главная причина не во внешних условиях, а в отношении крестьян к образованию. Крестьяне "не видели вариантов" (хотя варианты были) потому что не хотели их видеть.
Ну ты сравнил. Либо передергиваешь, либо не понимаешь, что из себя представляла Германия того времени. Про социальные лифты, которых не больше - вранье. К этому времени немецкая гуманистическая культура переживала расцвет:
Источник: «Средневековая Европа глазами современников и историков» под редакцией доктора исторических наук А. Л. Ястребицкой, книга 4, раздел «Городская Германия начала XVI в. в изображении гуманистов»
В то время жители обычного немецкого города уже могли быть местными светочами науки и культуры. Например, в похвале «Похвале Шлеттштадту» (Шлеттштадт - город, в то время было модно писать сочинения с похвалами городам) Эразм Роттердамский перечисляет выдающихся горожан:
Источник: «Средневековая Европа глазами современников и историков» под редакцией доктора исторических наук А. Л. Ястребицкой, книга 4, раздел «Городская Германия начала XVI в. в изображении гуманистов»
И многие другие немецкие города того времени совершенно не уступали Шлеттштадту, например, там же («Городская Германия начала XVI в. в изображении гуманистов»), упоминается Иоганн Кохлей (кстати, крестьянин по происхождению), среди прочего, автор подробного описания немецкого города того времени, в том числе, его выдающихся жителей (не только ученых, но и ремесленников, деятелей искусств в тех областях, в которых требовалось значительное образование):
Причем горожане - главная движущая сила развития культуры в тогдашней Германии (дворянство в меньшей степени)
Оттуда же.
Да, горожане это все еще не крестьяне. Но крестьяне легко с ними смешиваются, постоянно встречаются, часто вообще трудно различимы:
Оттуда же
Крестьяне с горожанами принадлежали к одной культуре (а не как в России 18-19 вв., где крестьянство как бы принадлежало к средневековой русской, а дворянство и образованные классы - уже к европейской). И уже к 16 веку писали не только на латинском, но и на немецком, и это было одной из целей и заслуг этой культурной волны - создавать культуру на своем языке.
Из крестьянства вышла примерно десятая часть немецких гуманистов. Почти столько же дала городская знать — патрициат, около пятой части — дворянство, но ведущая роль города в гуманистическом движении Германии сказалась также и в том, что половина гуманистов была родом из бюргерства.
Оттуда же.
Ты можешь себе представить в России начала 19 века распространенную ситуацию, когда крестьяне-племянники проездом с рынка заезжают к городскому дяде-профессору и за обедом у него думают: "Надо выучиться, стать таким же уважаемым человеком, как дядя, и поселиться в таком же прекрасном городе"? Это что-то близкое к фантастике. А в Германии это могло быть достаточно распространенной ситуацией. И эти крестьянские дети могли, буквально на несколько километров переместившись от своей родной деревни, оказаться в университете.
Я ж не не зря тебе* писал про университеты в Европе с 11 века. Университеты с 11 века привели к такому развитию к 16-му веку. Понятно кстати, почему в 17 веке юного Петра I так привлекал Кукуй, населенный вроде бы не выдающимися деятелями, а обычными купцами и разными профессионалами - они были люди европейской городской культуры того времени.
Поэтому немецкие крестьяне 16 века понимали пользу образования намного лучше, чем русские крестьяне начала-середины 19 века. Я б даже предположил, что немецкие крестьяне 16 века ее понимали примерно так же хорошо, как современные россияне - у них была возможность видеть результаты образования на таких же людях, как они.
Отредактировано (2023-02-27 18:19:32)
распространенную ситуацию, когда крестьяне-племянники проездом с рынка заезжают к городскому дяде-профессору
Я думаю, не так уж эта ситуация была распространена. Крестьян много, университетов мало.
Я думаю, не так уж эта ситуация была распространена.
Смотря что понимать под "распространенной". Она явно была не единичной. И, если действующих профессоров было не так много, то разных образованных горожан, у которых могли быть крестьянские родственники - достаточно много.
У Петра I, вон, вообще немецких образованных родственников не было, но он погостил - посмотрел, и решил себе сделать так же.
Отредактировано (2023-02-27 18:28:39)
Смешно, учитывая как сами крестьяне "обучали" своих детей
У меня другое мнение. (Не в смысле, что у крестьян не было жестоких методов воспитания - разумеется, были. А в смысле, что крестьяне искренне могли считать методы обучения в школе еще хуже). Могу подробнее расписать на примере "Очерков бурсы", но позже.
Отредактировано (2023-02-27 18:31:56)
У Петра I, вон, вообще немецких образованных родственников не было
Царевна Софья имела прекрасное образование, но воспользоваться она им не смогла бы, не случись в стране династического кризиса. Если бы у власти был совершеннолетний мужчина ей бы со всеми её знаниями была бы одна дорога - в монастырь.
А вот царевна Наталья, младшая сестра Петра уже смогла приложить свои знания вне матримональной и церковной сфер деятельности. Она стала театралом и литератором.
Дело не в образовании как таковом. Нужны ещё и социальные условия для его применения.
Царевна Софья имела прекрасное образование
Не сказал бы, что она имела "прекрасное образование" - она имела образование лучше, чем полагалось русским царевнам. И вообще была выдающейся личностью. Но дело не в этом. Я не понял, с чем ты споришь.
Дело не в образовании как таковом. Нужны ещё и социальные условия для его применения.
Я как бы и не спорил с этим. А объяснял, почему немецкие крестьяне начала 16 века, в отличие от русских крестьян, требовали создания школ для своих детей - потому что у немецких крестьян была, во-первых, возможность увидеть безусловную пользу образования для таких, как они, во-вторых, в случае его получения, у них были "социальные условия" его применить.
А не потому, что русские крестьяне были якобы эгоистичнее немецких.
Вообще-то эгоизм, при наличии социальных лифтов и доступа к образованию, тоже может сподвигнуть на мечты вырастить из чада образованного богатого человека и на его деньги благополучно прожить старость. (Это сейчас без моральной или еще какой-то оценки, если что, это просто вот так в том числе может работать эгоизм, и если у российских крестьян он так практически никогда не работал - значит, у них таких возможностей не было или они о них не знали)
Отредактировано (2023-02-27 19:16:06)
Не сказал бы, что она имела "прекрасное образование" - она имела образование лучше, чем полагалось русским царевнам
Просто загугли кто и чему её учили.
во-первых, возможность увидеть безусловную пользу образования для таких, как они, во-вторых, в случае его получения, у них были "социальные условия" его применить.
Есть какие-то релевантные выкладки в процентном соотношении?
Предлагаю что картина была конечно лучше чем у нас, но не так радужна как ты рисуешь.
Просто загугли кто и чему её учили.
Я знаю, кто такой Симеон Полоцкий. И?
Что, кто-то более выдающийся у нее был в учителях? Возможно, я не в курсе. Можешь поделиться.
Отредактировано (2023-02-27 19:19:03)
Что, кто-то более выдающийся у нее был в учителях?
А кто в те времена мог быть более выдающимся, чем Полоцкий?
Есть какие-то релевантные выкладки в процентном соотношении?
Процентное соотношение я давал выше:
Из крестьянства вышла примерно десятая часть немецких гуманистов. Почти столько же дала городская знать — патрициат, около пятой части — дворянство, но ведущая роль города в гуманистическом движении Германии сказалась также и в том, что половина гуманистов была родом из бюргерства.
Источник: «Средневековая Европа глазами современников и историков» под редакцией
доктора исторических наук А. Л. Ястребицкой, книга 4, раздел «Городская Германия начала XVI в. в изображении гуманистов»
Возможно, надо было отдельно уточнить: это не за всю историю Германии, разумеется, а на начало 16 века.
На счет радужности - не собирался создавать впечатление радужности (хотя, когда я этот раздел прочитал, меня самого поразило, насколько там в то время было круто в этом плане) - не все там был радужно, очевидно. Те же религиозные войны ни разу не радужны.
А хотел подчеркнуть различие между опытом немецкого крестьянина 16 века и русского крестьянина 19 века.
А кто в те времена мог быть более выдающимся, чем Полоцкий?
В Европе? В середине 17 века? Да много кто. Россия того времени далеко не мерило "прекрасного образования", так уж исторически сложилось, к сожалению. (и Киево-Могилянская академия хоть и не в России, тоже не, если что)
Отредактировано (2023-02-27 19:32:09)
Анон пишет:А кто в те времена мог быть более выдающимся, чем Полоцкий?
В Европе? В середине 17 века? Да много кто. Россия того времени далеко не мерило "прекрасного образования", так уж исторически сложилось, к сожалению. (и Киево-Могилянская академия хоть и не в России, тоже не, если что)
Да, в России было фигово с просвещением.
Но детям Алексея Михайловича дали лучшее образование, какое могло быть в России 17 века.
Привлечь к воспитанию царевны Полоцкого было смелым решением.
И это воспитание не принесло нужных плодов только из-за стечения обстоятельств: в пору регентства царевна была готова одобрить проект университета, подготовленный Сильвестром Медведевым, но дальше движ со стрельцам и всё.
Но детям Алексея Михайловича дали лучшее образование, какое могло быть в России 17 века.
Ну опять же, не всем: у Петра I вроде бы даже Полоцкого уже не было. Но в принципе, не собираюсь спорить. Просто когда говорят: "прекрасное образование" обычно подразумевается, что в целом это было прекрасное образование, а если подразумевается, что это было прекрасное образование по меркам такой-то страны, то так и добавляют. Очевидно, что мы с аноном с "прекрасным образованием" Софьи не поняли друг друга.
В Европе? В середине 17 века? Да много кто.
В России он был лучшим. Иметь отличное образование, это значит знать больше того что полагается человеку данного времени и места. А так-то и европейских гуманистов можно мракобесами заклеймить.
А у Софьи было образование получше многих европейских принцесс. В частности она знала латынь и прекрасно разбиралась в законодательстве и когда надо на юридическом хую со свистом прокручивала оппонентов.
Пётр же в Европу двинул прежде всего за прикладной наукой. Вот она действительно была хуже и на неё назрел спрос.
И эти крестьянские дети могли, буквально на несколько километров переместившись от своей родной деревни, оказаться в университете.
Боже мой.
Нельзя собственные современные представления, впитанные с разговорами идеалы «образования» и практики вокруг механически переносить на совершенно другие общества и совершенно по-другому думающих людей. Для фанфика или косплея это гы-гы ещё сойдёт, а всерьёз получается просто глупость.
Ты, вероятно, думаешь, что и до появления массового образования в «университете» всё было точно так же, как и сегодня: «приёмная комиссия», толпы студентов вроде Шурика-Демьяненко, только в другой одежде, и тыды, и тыпы, и за обширными цитатами не видишь леса. Снизу огромная масса обрабатывающих землю, строящих и пекущих, которая позволяет достатку концентрироваться в городках и городах, а уже из этого концентрата получаются двукратные экономические сливки общества вроде правителей, знати, купцов и так далее. При них, а также в монастырях и университетах, готовящих смену своим работникам, и живёт всякая культурка вроде поэтов, художников и книгопечатников. И хвалебная речь о горожанах, и какие-нибудь обращения Пушкина к читателю вовсе не предполагают, что этот читатель по слогам разбирает написанное. Само собой разумелось, что под «всеми» авторы имеют в виду только «всех значимых лиц», а не низшие сословия. Про «народ» в воображении элит и прочую пастораль тома написаны, можно не повторяться. Ты эту элитарную культуру считаешь «крестьянской».
Интересна так же уверенность, с которой школы и университеты воображаются в принципе аналогичными зданиям в компьютерной игре, которые на определённой площади повышают всем юнитам статы.
мы с аноном с "прекрасным образованием" Софьи не поняли друг друга.
Я настаиваю, что у Софьи оно было прекрасным даже и по европейским меркам. Многие очевидцы это отмечали.
А у Софьи было образование получше многих европейских принцесс. В частности она знала латынь
Знать латынь для образованной принцессы того времени скорее норма. Ничего необычного в этом нет. Для русской царевны - да, необычно.
прекрасно разбиралась в законодательстве
В каком законодательстве? В российском? Там вроде и юристов(в допетровские времена) не было, много сил не требовалось, чтоб вертеть. (хотя законодательство было, да) Если прекрасно разбиралась в римском праве, то круто, конечно, но кого на нем можно было вертеть в Русском царстве?
Отредактировано (2023-02-27 20:09:21)
В каком законодательстве? В российском? Там вроде и юристов не было, много сил не требовалось, чтоб вертеть. (хотя законодательство было, да) Если прекрасно разбиралась в римском праве, то круто, конечно, но кого на нем можно было вертеть в Русском царстве?
Анон, не позорься!
Иди почитай хотя бы школьный учебник.
Боже мой.
Нельзя собственные современные представления, впитанные с разговорами идеалы «образования» и практики вокруг механически переносить на совершенно другие общества и совершенно по-другому думающих людей. Для фанфика или косплея это гы-гы ещё сойдёт, а всерьёз получается просто глупость.
Это ты не переноси свои голоса в голове на собеседника. "Оказаться" имелось в виду географически. Ты будешь спорить, что географическая близость университета тоже важна для возможностей образования и социального лифта, и что не каждый, как Ломоносов, пойдет как угодно далеко, лишь бы получить образование?
Иди почитай хотя бы школьный учебник.
Ок, возможно, я не прав. Про законодательство Русского царства времен Софьи мало знаю. А в чем моя ошибка?
(и нет, в школьном учебнике юридические тонкости точно не разбирают)
Отредактировано (2023-02-27 20:19:51)
В школьном учебнике точно пишут про Соборные уложения. Пример уложения за 1649 год можешь найти в сети, там много и интересно.
"Когда в Германии была Крестьянская война (это 1524 год) одним из требований восставших крестьян было создание школ для крестьянских детей. Пенсий тогда тоже не было, социальных лифтов (для обучившихся грамоте крестьян) было уж точно не больше, чем в России времен Пушкина. Но крестьяне требовали создания школ. То есть главная причина не во внешних условиях, а в отношении крестьян к образованию. Крестьяне "не видели вариантов" (хотя варианты были) потому что не хотели их видеть.!
Ну ты сравнил. Либо передергиваешь, либо не понимаешь, что из себя представляла Германия того времени. Про социальные лифты, которых не больше - вранье. К этому времени немецкая гуманистическая культура переживала расцвет:....
▼Скрытый текст⬍
Какой вдохновенный текст. Но дело в том, что в "Земском уложении" (программе восставших крестьян) в которой предлагалось переоборудовать монастыри в богадельни и школы для бедняков предлагалось также уничтожить все города, запретить торговлю, "искоренить всю софистику и писаное право и сжечь его книги" и т.п.
Так что история про единение бюргерства и крестьянства (в Германии 1524 года) интересная, но совсем мимо кассы.
Из крестьянства вышла примерно десятая часть немецких гуманистов.
Ломоносов формально был из крестьян, Крашенниников - сын солдата, Сковорода из казаков и т.д. Так что при желании можно выдвинуть контраргумент того же характера
Ты можешь себе представить в России начала 19 века распространенную ситуацию, когда крестьяне-племянники проездом с рынка заезжают к городскому дяде-профессору и за обедом у него думают: "Надо выучиться, стать таким же уважаемым человеком, как дядя, и поселиться в таком же прекрасном городе"?
Представить могу, так как в точности описана реальная ситуация: Ф.Шубин в гостях у М.Ломоносова. Ситуация возможная, но крайне не типичная (и в Германии в 1524 тоже крайне нетипичная)
Отредактировано (2023-02-27 20:37:14)
Так что история про единение бюргерства и крестьянства (в Германии 1524 года) интересная, но совсем мимо кассы.
Еще раз: речь не про радужность и не про единение. Речь про то, что крестьяне могли видеть пользу образования для себя и своих детей.