Вы не вошли.
Анон пишет:Вопрос «а чем им дальше-то заниматься» в реальной РИ вообще не стоял
То есть ты считаешь, что грамотные крестьяне массово поперли бы вверх по социальным лифтам? В первой половине 19 века?
Природа не терпит пустоты — либо эти лифты образовались бы, либо, анон прав, революция случилась бы гораздо раньше. И, вероятно, была бы больше похожа на буржуазную революцию (нет, не была бы «буржуазной резолюцией, как в Англии», но и на 1917 год походила бы мало).
А так да, в первой половине ХІХ века социальных лифтов для крестьян не существовало — ну так в них и надобности особой не было. Целой общиной на таких лифтах не ездят.
революция случилась бы лет на пятьдесят раньше.
И зачем такой халоймес власти?)
Самостоятельно вырастить тех кто их же и свергнет?
через пару десятилетий правящий класс, удивленно почесав затылок, обнаружил у себя в стране пару миллионов грамотных людей, которым свою грамотность некуда приложить
«scientia potentia est». Миллионы "лишних" грамотных людей, означали бы турбореактивную тягу для экономики (ускоренное разложение общины, более быстрый рост промышленности)
Анон пишет:революция случилась бы лет на пятьдесят раньше.
И зачем такой халоймес власти?)
Самостоятельно вырастить тех кто их же и свергнет?
Нести образование в массы власть пыталась, начиная с Петра І. Вряд ли в стремлении побыстрее заполучить революцию
Просто, видимо, на примере некоторых западноевропейских стран считали, что просвещение увеличит производительность труда, а значит, увеличит прибыль. Но поскольку процесс застопорился на самом первом этапе, что бы и как бы власть делала дальше, мы не знаем. Вполне возможно, что начала бы спешно откатывать все назад, а то эти грамотеи сильно буйные что-то, по старинке было лучше.
А сколько других талантов и даже гениев не встретили на своем пути Брюллова с Жуковским, и так и пропали в собственности у самодуров-хозяев?
Допустим такой талант родился среди государственных крестьян (без самодуров помещиков). И какие у него в этом случае шансы? Реальный Шевченко:
"в 1829 году, попал в число прислуги нового помещика П. В. Энгельгардта — сначала в роли поварёнка, затем слуги-«казачка». Страсть к живописи не покидала его.Заметив способности Тараса, в период пребывания в Вильне Энгельгардт отдал Шевченко в обучение преподавателю Виленского университета портретисту Яну Рустему. В Вильне Шевченко пробыл около полутора лет, а с переездом в начале 1831 года в Санкт-Петербург Энгельгардт, намереваясь сделать из своего крепостного домашнего живописца, послал его в 1832 году в обучение к «разных живописных дел цеховому мастеру» Василию Ширяеву. Будучи помощником Ширяева, Шевченко участвовал в работе над росписями петербургского Большого театра."
А что было бы с альтернативным свободным Шевченко?
Но поскольку процесс застопорился на самом первом этапе, что бы и как бы власть делала дальше, мы не знаем. Вполне возможно, что начала бы спешно откатывать все назад, а то эти грамотеи сильно буйные что-то, по старинке было лучше.
Есть примеры стран, где ликбез нашел поддержку населения (Скандинавия, Германия ). Прямо в Россйиской Империи - прибалтийские губернии и Финляндия. Так что спрогнозировать реакцию властей (в случае быстрого роста грамотности) можно по этим примерам
Нести образование в массы власть пыталась, начиная с Петра І.
Для получения военных и гражданских профессионалов, обслуживающих её - власти - хотелки. Крестьянам от того сильно легче не стало.
Вот, кстати, ещё пример из Печерского, но уже положительный, в отличие от Морковкина, получившего классическое и бесполезное в быту образование.
Герасим Силыч Чубаров, рос в зажиточной крестьянской семье, грамоте научился как все у мастерицы, читать-писать и хватит, но захотел больше, за что был неоднократно пизжен родителем, потому что отлынивал от работы. Бежал и скитался, искал себя. Не нашёл. Плюнул и стал старинщиком - на наши деньги антикваром. Воссоединился с разорившейся к тому времени семьёй и фактически спас её от голодной смерти. Выписался в купцы. Своих племянников грамоте учил и учил как применять эту грамотность к делу.
Нести образование в массы власть пыталась, начиная с Петра І.
Для получения военных и гражданских профессионалов, обслуживающих её - власти - хотелки. Крестьянам от того сильно легче не стало.
Потому что крестьяне не видели смысла в грамоте. В Швеции с Финляндией, а также Лифляндии и Эстляндии крестьянам грамотность помогла (хотя и не сразу)
А что было бы с альтернативным свободным Шевченко?
При нормальной системе образования - школа, художественное училище за счёт бюджетач пенсия от Академии Художеств, поездки в Италию и прочее
Герасим Силыч Чубаров, рос в зажиточной крестьянской семье, грамоте научился как все у мастерицы, читать-писать и хватит, но захотел больше, за что был неоднократно пизжен родителем, потому что отлынивал от работы. Бежал и скитался, искал себя. Не нашёл.
Ты ещё Ломоносова в пример приведи.
К слову сказать, у Мельникова-Печерского тема образования прямо в воздухе висит. Причём, образования женского.
Смолокуров не знал как быть с Дуней. Дорошин не знал, как обучать своих дочерей. По старинке оно уже не катит, а отдавать девок в пансион - делать из них вонаби дворянок купцы не хотели. Каждый перебивался как мог.
(пожимая плечами) тот предок Морозова, который основал собственно купеческую династию, выкупился из зависимости сам и выкупил всех своих детей. При этом он был безграмотным, за него потом сын документы сочинял. Так что до определенного момента грамотность - не самоценность.
Если что, в той же Европе до определенного момента с грамотностью тоже было так себе, особенно среди крестьян. Какие-нибудь гасконские крестьяне до ВФР не были поголовно грамотными. В Англии в начале 19 века завербованные в солдаты вполне могли "расписаться" крестиком, тоже не от великой грамотности.
При этом он был безграмотным, за него потом сын документы сочинял.
Ой, и чего ж он детям-то образование дал, да явно не четыре класса церковно-приходской?
Анон пишет:А что было бы с альтернативным свободным Шевченко?
При нормальной системе образования - школа, художественное училище за счёт бюджетач пенсия от Академии Художеств, поездки в Италию и прочее
Это в каком веке и в какой стране, в конце ХХ-го где-нибудь в Скандинавии? В СССР Шевченко сидел бы по политической статье, с его-то характером. Вдвоём со Стусом.
А так альтернативный Шевченко писал бы себе стишки в захалявную книжку, но возможностей для хорошего образования у него было бы меньше. Возможно, смог бы выгрести на личном упорстве, но не гарантированно.
Но речь изначально была вообще о другом — о том, что даже для крепостного крестьянина образование давало дополнительные бонусы в жизни. Не как гарантию плюшек, но как лишний лотерейный билет. У вполне исторического Шевченко не было бы ни одного шанса, если бы родители не отправили его к дьяку (по собственной инициативе!), а дьяк не познакомил его с поэзией. И так оно одно потянуло другое, Тарас начал рисовать, по ходу дела это не осталось незамеченным, и все сложилось так, как сложилось.
Если бы родители жили по принципу «да зачем ему грамота, только морока лишняя, а пользы никакой» — как жили большинство крестьян, и не только крепостных — не было бы у нас никакого Шевченко.
Отредактировано (2023-02-20 22:07:11)
и чего ж он детям-то образование дал
Потому что мог? Денег и положение для этих детей он уже заработал, они уже не крепостные крестьяне. Ну и насчет качества этого образования - а хрен его знает, писать умели, но явно не университеты заканчивали. Университет - это уже третье поколение.
Так вопрос был о том, были ли издевательства легальными с точки зрения закона.
Жестокие издевательства были вполне легальными. Например, цитата из записок М. В. Данилова:
Отец мой отвез меня близ города Тулы к живущей вдове, Матрене Петровне, которая в замужестве прежде была за нашим свойственником Афанасием Денисовичем Даниловым. ... Вдова охотница великая была кушать у себя за столом щи с бараниной; только признаюсь, сколько времени у нее я ни жил, не помню того, чтоб прошел хотя один день без драки: как скоро она примется свои щи любимые за столом кушать, то кухарку, которая готовила те щи, притаща люди в ту горницу, где мы обедаем, положат на пол и станут сечь батажьем немилосердно, и покуда секут и кухарка кричит, пока не перестанет вдова щи кушать. Это так уже введено было во всегдашнее обыкновение: видно, для хорошего аппетита.
https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Da … etext1.htm
То есть "немилосердно секли батажьем" не за проступок, не за то, что плохие щи, а просто так, "для хорошего аппетита", на глазах у гостей, и помещица никак не поплатилась. Потому что это было нормой. Можно представить, как в подобном правовом положении наказывали тех, кто действительно провинился.
И таких историй наказаний и издевательств над крепостными дофига у разных мемуаристов и литераторов.
Крепостные пашенные крестьяне (не путать с дворовыми) не были рабами - они вели свое хозяйство, и закон запрещал помещику присваивать их труд свыше определенного предела.
То есть государство, грубо говоря, даже себе у помещиков не всегда рисковало урвать, не то, что думать об интересах какого-то крестьянства.
В смысле - отдельно от земли? В теории да, но для пашенного крестьянина это было что то вроде вероятности быть убитым молнией.
Реальность тебя опровергает.
Пример, купчая грамота 1760 года:
«Лета 1760, декабря в девятый надесят день, отставной капрал Никифор Гаврилов сын Сипягин, в роде своем не последний, продал я, Никифор, майору Якову Михееву, сыну Писемскому, старинных своих, Галицкого уезда Корежской волости, из деревни Глобенова, крестьянских дочерей, девок: Соломониду, Мавру да Ульяну Ивановых дочерей малолетних на вывоз. А взял я, Никифор, у него, Якова Писемского, за тех проданных девок, три рубли...».
http://kolanord.ru/html_public/col_avto … i_2002/58/
Всех троих сразу молнией убило, ага. Тут речь явно о крестьянских, а не о дворовых девках. И это не единичный случай, а правовое положение крестьян к 1760-му году.
Если имеется в виду "уехать в город на заработки, а потом вернутся" то у большинства крепостных эта опция тоже была разблокирована.
Для этого надо было, во-первых, быть оброчным крестьянином. А, поскольку торговля хлебом (а впоследствии и всякие производства) были выгодны, большинство помещиков предпочитали барщину оброку. Оброк постепенно заменялся барщиной. Барщина была тяжелее: крестьянин не имел возможности уйти на заработки и свободно распоряжаться своим временем.
А во-вторых, даже если ты оброчный, надо было, чтоб помещик пошел тебе навстречу и разрешил ехать на заработки. А он мог тебе отказать даже просто из вредности.
К середине 18 века по сравнению с серединой 17 века число крестьян на барщине выросло втрое, а число оброчных сократилось вдвое.
Отредактировано (2023-02-21 00:43:54)
Фактически можно было убивать строго в рамках закона.
В самом деле? Ну расскажите как это можно было делать прям по закону.
Да так же, как в суде или в армии можно было выносить как бы не смертный приговор, а фактически с таким количеством ударов, что человек умирал:
Как проводилась эта экзекуция, описывает в 1687 году Шлейссингер: «Батоги даются таким образом: если кто‑либо украдет нечто мелкое или совершит другой незначительный проступок, то его кладут на землю, после чего один слуга садится ему на шею, а другой – на ноги. И каково преступление, таково и количество ударов провинившемуся. Его бьют малыми прутьями по спине, затем переворачивают и бьют таким же образом по животу в соответствии с тем, что он заслужил. И иногда бьют так долго, что он умирает».
Е. В. Анисимов "Русская пытка. Политический сыск в России XVIII века"
Эта ханжеская система была нормой, все о ней знали, но все равно считалось, что это не смертная казнь.
Отредактировано (2023-02-21 00:42:54)
Первой попыткой были цифирные школы при Петре I. В эти школы брали всех, и даже платили ученикам маленькую стипендию. Но учеников для школ приходилось ловить с собаками.
Ага, причем и дворян тоже ловили с собаками. Но дворян в конце концов развили, а крестьянам наоборот, перекрыли доступ к образованию - Ломоносов уже по фальшивым документам учился. И крестьяне знали, что им все равно высоко с этим образованием не взлететь.
Нести образование в массы власть пыталась, начиная с Петра І.
А в Европе с 11 века, вот незадача. И к обсуждаемому времени польза от образования там была намного виднее обывателю.
Потому что крестьяне не видели смысла в грамоте. В Швеции с Финляндией, а также Лифляндии и Эстляндии крестьянам грамотность помогла (хотя и не сразу)
Она и русским крестьянам в конце концов помогла. Внезапно часть советских академиков и разнообразных профессоров в первом-втором поколении из крестьянской семьи. И, например, наверняка значительная часть анонов с холиварки - потомки крестьян. Так что, я не знаю, что ты хочешь доказать - вроде в таком векторе ничего, кроме того, что крестьяне якобы от природы неспособны к учению, доказать нельзя, но этот тезис опровергается реальностью
Отредактировано (2023-02-21 01:23:27)
У того же Энгельдарта описано, что когда крестьяне везут на мельницу зерно, они немедленно меняют часть зерна на водку. Это было запрещено законом, но все мельницы торговали водкой, так как на мельницу, где не торгуют водкой, крестьяне не поедут. Крестьянин мог (при желании) сэкономить на водке, а не на школе, тем более, что школа работала зимой
И почему ты считаешь, что конкретно этот крестьянин менял водку на зерно?
К концу Средних веков дворяне были грамотны и латынь была среди них распространена. Так как они написали приличное количество произведений на латыни, надо думать они ее знали лучше, чем русские дворяне времен Пушкина - французский
Значительная часть русских дворян времен Пушкина вообще русского не знала или знала его плохо - потому что у них с младенчества были французские гувернантки. Сомневаюсь, что описываемые тобой дворяне так же не знали свои языки. Ну, и опять же, именно потому, что обучение велось на французском, часть русских дворян великолепно знала французский, писала на нем письма и т. д.
Все правильно, но спор возник из за утверждения, что крестьянам насильно закрыли доступ к культуре.
Это не так, никто им доступ к культуре не закрывал
Ну да, им вообще ничего не закрывали. Право на свободу, достоинство, на самостоятельный выбор вероисповедания, на хорошее образование, социальные лифты - крестьяне сами от всего отказались. Подумайте, до чего тупые животные эти крестьяне
А при отсутствии всего вышеперечисленного и материальных возможностей, которые тоже завязаны на это, какой может быть доступ к культуре?
Отредактировано (2023-02-21 01:34:40)
Право на свободу, достоинство, на самостоятельный выбор вероисповедания, на хорошее образование, социальные лифты - крестьяне сами от всего отказались. Подумайте, до чего тупые животные эти крестьяне
А при отсутствии всего вышеперечисленного и материальных возможностей, которые тоже завязаны на это, какой может быть доступ к культуре?
Поддерживаю
Отредактировано (2023-02-21 08:09:37)