Холиварофорум

Не все, что говорят на Холиварке — правда!

Вы не вошли.

#1 2022-07-14 11:45:14

Анон

Историко-литературный салон

Тред для обсуждения истории, исторических сплетен и художественных произведений на исторические темы. А еще здесь можно вести дискуссии о биографиях правителей, писателей, художников, ученых, актеров и многих-многих других. Был ли Ричард III убийцей своих племянников? В чем заключалась семейная драма Пушкина? Литературные войны между писателями, деятельность  известных критиков и прочие интересные моменты из жизни литературной тусовки? Ваши любимые актеры и актрисы немого кино? Знаменитые семьи Борджиа, Медичи, Сфорца, их вклад в науку, искусство и политику, а также то, как представители этих семей показаны в различных фильмах/сериалах? Все сюда.

Отредактировано (2022-07-14 11:52:20)


#6451 Сегодня 02:10:37

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

но тут уж она не соглашается, призывает мать землю разверзнуться и бросается в неё.

Я видел версию, где она сделала это после того, как муж потребовал от неё пройти очередную проверку:

Тогда Вальмики сказал, обращаясь к Раме: «О сын Дашаратхи, из боязни позора ты отрекся от Ситы и оставил ее в лесу. Ты страшился осуждения народа, о стойкий в обетах! Но Сита невинна и следует по стезе добродетели; она пришла сюда, чтобы очиститься клятвой и избавить тебя от злословия. Я же свидетельствую здесь, перед всеми, что она непорочна. Поистине, эти двое отроков — твои сыновья, о Рама! Если же слова мои лживы, да будет бесплодным тысячелетнее мое подвижничество!»
Рама сказал: «Всем ведома твоя правдивость и святость, о великий подвижник. Я знаю, что невинна Сита и что Куша и Лава — мои сыновья. Ни разу не усомнился я в чистоте моей супруги — и все же я отринул ее. Пусть же теперь перед собравшимися здесь она докажет свою невиновность!»

Могу поискать собственно текст Рамаяны, если надо.

Отредактировано (Сегодня 02:11:05)

#6452 Сегодня 02:13:21

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

просто не найдется такой типовой эпическо-фольклорной роли, где она могла бы быть оащом активна/инициативна  и добродетельна.

Драупади из Махабхараты активна и добродетельна (в системе оценок автора "Махабхараты").
И в Махабхарате она не одна такая героиня.

Анон пишет:

После таких кульбитов логики все последующие тейки уже перестают вызывать хоть какое-то доверие.

Если мои тейки не вызывают у тебя доверия, то ты легко сможешь их провергнуть, приведя из "Рамаяны" пример положительного женского персонажа, активного и добродетельного (хотя бы на уровне Драупади).

#6453 Сегодня 02:21:33

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

неважно, есть ли доказательства, когда сказанное соответствует моим представлениям

Где я об этом писал? Это уже придумывание тезиса за оппонента.
Кстати, тезис "раджпуты - потомки эфталитов" довольно спорный, в науке происхождение раджпутов до сих пор является предметом дискуссий и не факт, что у них был какой-то единый общий исток:
https://en.wikipedia.org/wiki/Rajput (раздел про происхождение)
И аналоги джаухара упомянуты ещё во время индийского похода Александра Македонского:
https://en.wikipedia.org/wiki/Jauhar
Не факт, что это сугубо эфталитское влияние.

Отредактировано (Сегодня 02:33:02)

#6454 Сегодня 03:29:42

Анон

Re: Историко-литературный салон

Скрытый текст

Спасибо большое, теперь понятно.
Тогда особенно интересна в этом свете история Джентиле Бранкалеони, которая как раз была тоже с каким-то огромным лишним весом и бесплодная из-за этого, но муж с ней не разводился.

Скрытый текст

#6455 Сегодня 03:43:04

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:
Анон пишет:

неважно, есть ли доказательства, когда сказанное соответствует моим представлениям

Где я об этом писал? Это уже придумывание тезиса за оппонента.
Кстати, тезис "раджпуты - потомки эфталитов" довольно спорный, в науке происхождение раджпутов до сих пор является предметом дискуссий и не факт, что у них был какой-то единый общий исток:
https://en.wikipedia.org/wiki/Rajput (раздел про происхождение)
И аналоги джаухара упомянуты ещё во время индийского похода Александра Македонского:
https://en.wikipedia.org/wiki/Jauhar
Не факт, что это сугубо эфталитское влияние.

Ну да, Раджастхан это такая яркая территория исконных индоариев. Одна махаджанапада там на другой сидела, третьей погоняла (нет).
И мной упоминалось, что эфталиты сами по себе не единые люди. Там было ядро иноязычных кочевых народов из Средней Азии / Казахстана, и с ними соединились варварские иранские и так называемые " горные индийские" (Сулейменовы и смежные горы) , обитавшие  в обе стороны от современной афганско-пвкистанской границе.

Александр Македонский дальше долины Инда не заходил, а " джаухар" при нём видят в том, что в двух местах на Инде ВСЕ население - мужчины, женщины и дети - перед лицом неминуемого поражения и разгрома заперлись в своих домах и сожгли себя там. Ну да, такой джаухар ещё был у Шамашшумукина в Вавилоне и у Синшаришкуна в Ниневии, а ещё в Карфагене . Когда Гаслрубал сдался римлянам, его жена, находившаяся в числе последних защитников вместе с их двумя сыновьями уже горящем храме, прокляла его,  швырнула в огонь своих детей, а вслед за ними бросилась в пламя сама и там в этом храме все его последние защитники и сгорели.

Что касается настоящего джаухара, то та самая статья по ссылке говорит, что это Rajput kshatriya women practice .
Обычай раджпутских женщин из каст, относящихся к кшатрийским.
Ну да, раджпутские кшатрии - это самые показательные люди для индуизма, все остальные индуисты не такие индуистские,

#6456 Сегодня 03:44:53

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:
Анон пишет:

просто не найдется такой типовой эпическо-фольклорной роли, где она могла бы быть оащом активна/инициативна  и добродетельна.

Драупади из Махабхараты активна и добродетельна (в системе оценок автора "Махабхараты").
И в Махабхарате она не одна такая героиня.

Анон пишет:

После таких кульбитов логики все последующие тейки уже перестают вызывать хоть какое-то доверие.

Если мои тейки не вызывают у тебя доверия, то ты легко сможешь их провергнуть, приведя из "Рамаяны" пример положительного женского персонажа, активного и добродетельного (хотя бы на уровне Драупади).

А что, Махабхарата менее индуистичнв, чем Рамаяна / Рамаяны?

#6457 Сегодня 04:10:10

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

Тогда особенно интересна в этом свете история Джентиле Бранкалеони, которая как раз была тоже с каким-то огромным лишним весом и бесплодная из-за этого, но муж с ней не разводился.

Судя по всему, они были очень хорошие друзья, и любили друг друга как родные. Возможно, что прямо с самого детства. В тех условиях вообще было немного людей, на которых молодой герцог мог положиться как на самого себя, видимо, он нашел такую поддержку в Джентиле, и высоко ее ценил. Вообще не всегда даже короли разводились с женами, которые не могли принести им наследника. Мне вспоминается случай Карла II, у которого была куча внебрачных детей, королева бесплодной не была, но не была способна выносить беременность. Когда врачи сказали, что следующая беременность ее с шансами убьет, он ее оставил в покое. Если что, развестись он мог (ее родственники как раз не были влиятельными), или мог угробить очередной попыткой, Господня воля же. Но они реально хорошо к другу относились, хотя и без великой любви. Она его намного пережила.

#6458 Сегодня 04:46:08

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:
Анон пишет:

Тогда особенно интересна в этом свете история Джентиле Бранкалеони, которая как раз была тоже с каким-то огромным лишним весом и бесплодная из-за этого, но муж с ней не разводился.

Судя по всему, они были очень хорошие друзья, и любили друг друга как родные. Возможно, что прямо с самого детства. В тех условиях вообще было немного людей, на которых молодой герцог мог положиться как на самого себя, видимо, он нашел такую поддержку в Джентиле, и высоко ее ценил. Вообще не всегда даже короли разводились с женами, которые не могли принести им наследника. Мне вспоминается случай Карла II, у которого была куча внебрачных детей, королева бесплодной не была, но не была способна выносить беременность. Когда врачи сказали, что следующая беременность ее с шансами убьет, он ее оставил в покое. Если что, развестись он мог (ее родственники как раз не были влиятельными), или мог угробить очередной попыткой, Господня воля же. Но они реально хорошо к другу относились, хотя и без великой любви. Она его намного пережила.

Спасибо!
Федерико, судя по всему, её ещё и очень любил (в смысле, как мужчина женщину, а не только как один родной человек другого).  В сатире про осла

Скрытый текст

. Так что у кого-то были одни вкусы, у кого-то другие

#6459 Сегодня 07:04:17

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

Ни разу не усомнился я в чистоте моей супруги — и все же я отринул ее. Пусть же теперь перед собравшимися здесь она докажет свою невиновность!

Как же он меня бесит, я не могу. Рептилоид, как есть рептилоид.

#6460 Сегодня 07:28:53

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

он говорит что тогда займёт, она считает -.бац, а и так хватит, можно взаймы не брать.,..)

Он не "займёт" у неё, а даст взаймы, и не надо рассказывать мне о значениях слов русского языка, если ты ляпаешь такие ошибки. Она знает, что денег ей хватит, но не больше чем на одну зиму в Москве, а если она пробудет там дольше, вот тогда уже ей понадобится брать в долг. Сосед даёт ей не идею про Москву, а пинок импульс: действительно надо ехать, иначе никак, это решение её проблемы - которого ей не хватало, чтобы решиться. Про ярмарку она уже подумывала и сама, но ей казалось, что слишком дорого.

Даже если бы он одалживал ей деньги, она в этот момент никак не могла с ним "счесться", то есть рассчитаться, то есть вернуть деньги.

"Старушка очень полюбила совет разумный и благой, сочлась - и тут же положила в Москву отправиться зимой" - вообще не факт, что это продолжение разговора двух соседей, а не последующие события.

Но больше я с тобой "Онегина" обсуждать не буду, ты, кажется, то самое троеточие.

#6461 Сегодня 11:43:46

Анон

Re: Историко-литературный салон

Слушайте, а эти ярмарки невест, это было прям какая-то конкретная серия мероприятий? Ну, типа, бал у таких-то, вечер у таких-то, опера и спектакль в театрах таких-то, куда именно идут смотреть невест и именно для этого все эти мероприятия проводятся? Или просто подразумевается, что Татьяну стали выводить в свет?

И что значит "много праздных мест"? Был период в царской России, когда невест было существенно меньше, чем женихов?

Я знаю, что у крестьян были именно мероприятия, на которых хвалёнки, т.е. девушки, вышедшие в возраст невест, собирались именно для демонстрации себя потенциальным женихам, у дворян было то же самое, только в ином антураже?

Отредактировано (Сегодня 11:48:01)

#6462 Сегодня 11:51:41

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

Слушайте, а эти ярмарки невест, это было прям какая-то конкретная серия мероприятий?

Почитай про балы подростков, куда вывозили 13-14-летних мальчиков и девочек. Учиться танцевать и держаться в свете, конечно, но многие присматривали себе будущих невест именно там.

#6463 Сегодня 12:53:08

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

Слушайте, а эти ярмарки невест, это было прям какая-то конкретная серия мероприятий? Ну, типа, бал у таких-то, вечер у таких-то, опера и спектакль в театрах таких-то, куда именно идут смотреть невест и именно для этого все эти мероприятия проводятся? Или просто подразумевается, что Татьяну стали выводить в свет?

Все сразу. Зима сама по себе — время всевозможных увеселений, с традиционным московским размахом и без петербургского снобизма, поэтому в это время в Москву съезжались к многочисленной родне и провинциальные дворяне с дочками на выданье, и холостяки, чтобы двух зайцев одним выстрелом прихватить: и хорошо повеселиться, и невесту присмотреть.

#6464 Сегодня 13:51:52

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

Как же он меня бесит, я не могу. Рептилоид, как есть рептилоид.

Дык да, он не человек, а проводник божественной воли. Ты уж как-то сильно загоняешься.

#6465 Сегодня 14:00:31

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

и хорошо повеселиться, и невесту присмотреть.

Выходит, невесту присматривали буквально по 2-3 параметрам: хоть немного симпатичная и с хоть каким-то приданным.
Но даже про приданное как выясняли, если 2-3 танца на балу почти равнозначно обязательству на брак?

О том, чтобы узнать характер, историю жизни и привычки девицы или мужчины речи вообще нет - у них вообще нет шансов поговорить и узнать друг друга.

Исключения, как я понимаю, только если они знакомы с детства или через родню/соседей. И тогда оба заранее понимают, что за человек.

#6466 Сегодня 15:02:09

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

Но даже про приданное как выясняли, если 2-3 танца на балу почти равнозначно обязательству на брак?

Спросить знакомых. Эта прослойка - довольно ограниченное общество, все всех знают, все про всех сплетничают.

Отредактировано (Сегодня 15:02:27)

#6467 Сегодня 15:28:10

Анон

Re: Историко-литературный салон

Да, как писал Блок, "дворяне все родня друг другу". Что за семья, какая репутация, какие примерно доходы, какие еще брачные союзы с кем заключили — легко было узнать.

Анон пишет:

О том, чтобы узнать характер, историю жизни и привычки девицы или мужчины речи вообще нет - у них вообще нет шансов поговорить и узнать друг друга.

Можно было и подольше пообщаться через общих знакомых (в деревне так и вообще нравы были гораздо проще, о чем тоже Пушкин в "Евгении Онегине" упоминает). Но, конечно, если холостяк все ездит и ездит в гости, заметно выделяя девушку, а предложения не делает, это как минимум напрягало. С другой стороны, в реальности, как обычно, было куда больше возможных сценариев. Например, у Александры Гончаровой, свояченицы Пушкина, был постоянный воздыхатель — Аркадий Россет. Пару лет воздыхал, и все знали об их взаимной симпатии, но предложения он не делал, потому что был беден, — и никто за ним с ружьем не гонялся, требуя жениться.

#6468 Сегодня 15:51:39

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

и никто за ним с ружьем не гонялся, требуя жениться

Ну ещё бы, чего за бедным-то гоняться, никаких с него доходов, расходы одни :D

#6469 Сегодня 17:47:57

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:
Анон пишет:

он говорит что тогда займёт, она считает -.бац, а и так хватит, можно взаймы не брать.,..)

Он не "займёт" у неё, а даст взаймы, и не надо рассказывать мне о значениях слов русского языка, если ты ляпаешь такие ошибки. Она знает, что денег ей хватит, но не больше чем на одну зиму в Москве, а если она пробудет там дольше, вот тогда уже ей понадобится брать в долг. Сосед даёт ей не идею про Москву, а пинок импульс: действительно надо ехать, иначе никак, это решение её проблемы - которого ей не хватало, чтобы решиться. Про ярмарку она уже подумывала и сама, но ей казалось, что слишком дорого.

Даже если бы он одалживал ей деньги, она в этот момент никак не могла с ним "счесться", то есть рассчитаться, то есть вернуть деньги.

"Старушка очень полюбила совет разумный и благой, сочлась - и тут же положила в Москву отправиться зимой" - вообще не факт, что это продолжение разговора двух соседей, а не последующие события.

Но больше я с тобой "Онегина" обсуждать не буду, ты, кажется, то самое троеточие.


Он не займет уУ неё, а займет ЕЙ. Я не знаю, что такое "то самое троеточие", но  если ты не знаешь употребление глагола " занять кому-то" в значении "дать взаймы", обсуждать тебе действительно Онегина не стоит ни с кем*.
Счесться - это не обязательно рассчитаться, это не и  просто провести с кем-то подсчёты. Больше чем на одну зиму в Москву ей и вообще не надо . Речь идёт именно об одной зиме в Москве. Ярмарка невест происходит не весь год подряд. Спасибо тебе, в любом случае, анон, что ты не будешь со мной больше этих вещей обсуждать, потому что тексты иы читать не умеешь от слова вообще.

"Про ярмарку она уже подумывала и сама, но ей казалось, что слишком дорого."
Ну да, а когда ей про это сказал сосед, она впервые стала считать, и поняла что нет получится. До этого ей казалось что дорого, а тут под этим импульсом она всерьёз стала пересчитывать, и поняла что, нет, сойдётся. Она же круглая дура, без того, чтобы с ней другой человек заговорил о том же самом расходе, она не в состоянии посчитать, хватит ли у неё на это денег

"Тут же" тебя не навело на мысли, что это происходило в прямое продолжение разговора. Ну конечно, оно же формально стоит после "сочлась". Ну то есть он с ней поговорил, они расстались, лишь через какое-то время она полюбила его совет (не сразу полюбила, присматривалась сначала ), а вот уж когда полюбила, тогда начала считать, а уж когда сочла и поняла, что на всё хватит, то уж после этого не медлила с решением ехать,  не дала своему расчёту отлежаться у себя в голове, не стала его проверять через несколько дней, а прямо как только расчёт провела, " тут же" и решила ехать в Москву.

*На всякий случай - "Я вам займу" в Мертвыз душах, реплика Михайлова, " займите мне сто рублей" (Даль),  "если можете пять рублей мне занять" (Лесковю Шеремур), "занялъ ему пятьдесятъ рублей и разстался съ нимъ , какъ съ пріятелемъ" {Афанасьев, очерки прошлого).
  Одна из стандартных форм разговорного языка XIX века, пришедшее из южнорусского употребления запятая в том числе дворянского. В напыщенные советские времена какие-то советские мурзилки, борясь за то, что они считали чистотой речи, объявили что так говорить нельзя (неизвестно почему, видимо потому что в голове советского чиновника плохо укладывается, что глагол может иметь сразу  два противоположных семантических вектора).

#6470 Сегодня 17:55:10

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

Слушайте, а эти ярмарки невест, это было прям какая-то конкретная серия мероприятий? Ну, типа, бал у таких-то, вечер у таких-то, опера и спектакль в театрах таких-то, куда именно идут смотреть невест и именно для этого все эти мероприятия проводятся? Или просто подразумевается, что Татьяну стали выводить в свет?

И что значит "много праздных мест"? Был период в царской России, когда невест было существенно меньше, чем женихов?

Я знаю, что у крестьян были именно мероприятия, на которых хвалёнки, т.е. девушки, вышедшие в возраст невест, собирались именно для демонстрации себя потенциальным женихам, у дворян было то же самое, только в ином антураже?

Зимние праздники. Не было конечно, какой-то такой чярмарки" ,юа именно многочисленные балы, приёмы и так далее зимой на различные праздники. И на зиму все кто могут съезжаются в город, а весной и летом многие разъезжаются по своим деревням. Опять-таки на зиму дают отпуска, тоже на зимние праздники, и много людей с военной службы наезжают в родную Москву, в том числе хорошие женихи. Навещать родственников могут приехать опять-таки на зимние праздники.  То есть резко повышалась число поводов вывести девушку в свет и одновременно было повышено количество людей, которые могли ей заинтересоваться.

Много праздных мест - совершенно верно, женихов больше чем невест. Демографические было, конечно, наоборот, дело происходит меньше чем через 10 лет после цикла грандиозных войн, в которых мужчины дворяне гибли в определённом количестве, а женщины дворянки нет. Но брак - это ещё и дело экономическое. А Москва и Подмосковье за 10 лет до этого были страшно разорены, и соответственно московские и подмосковные дворянские круги могли предложить меньше богатых и зажиточных невест, чем могли это сделать до .812 года, и сам  был на них спрос. Саму Татьяну взяли не за богатство, а за красоту, грацию, личностные качества..

#6471 Сегодня 18:03:33

Анон

Re: Историко-литературный салон

если 2-3 танца на балу почти равнозначно обязательству на брак?

Боже упаси, такого не было. Почти равным обязательству на брак было систематическое посещение девушки у неё дома, в том числе с личным общением с ней наедине (немотивированным какими-то чрезвычайными обстоятельствами, типа они оба страшно увлечены рисунком и общаются на эту тему. Когда явно демонстрировалась, что молодой человек ищет духовной дружбы на основании общих интересов, явно  "бесполой", то можно было и тысячу лет ходить, если семья не считала что это отваживает потенциальных женихов. Но компрометирующим это не было. Точно так же не было компрометирующим допускание безнадёжного воздыхателя, который и хотел бы жениться , но  заранее известно, что он будет отвергнут,  и он просто тихо её обожает, не пытаясь переходить никаких граней, такие поклонники тоже вполне допускались и прибавляли девушке блеска. Наконец, допускались всевозможные друзья и знакомые детства, а также родственники, в том числе такие, чья степень родства позволяла брак).

И то это было почти равным обязательству на брак в наиболее блестящей светской среде с одной стороны (где все боятся сплетен и где такое общение без дальнейшего предложения обычно компрометирует саму девушку) , и в наиболее чопорных и консервативных семьях социального уровня пониже.

#6472 Сегодня 18:04:52

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

Саму Татьяну взяли не за богатство, а за красоту, грацию, личностные качества..

Она не была красива, в отличие от сестры.

#6473 Сегодня 18:14:14

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

В напыщенные советские времена какие-то советские мурзилки, борясь за то, что они считали чистотой речи, объявили что так говорить нельзя (неизвестно почему, видимо потому что в голове советского чиновника плохо укладывается, что глагол может иметь сразу  два противоположных семантических вектора).

В "напыщенные советские времена" о культуре речи рассказывали и ею занимались не какие-то там мурзилки-чиновники, а профессиональные лингвисты и лексикографы. "Занять денег" в значении "одолжить" - не нормативная и не литературная конструкция, примерно на уровне "с района" или "есть" + творительный падеж.
Напыщпыщпыщенный ДС-анон

Отредактировано (Сегодня 18:15:09)

#6474 Сегодня 18:21:34

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

если 2-3 танца на балу почти равнозначно обязательству на брак?

Анон, пожалуйста, выделяй нужный тебе кусок чужого сообщения и нажимай на кнопку "цитировать". Твой способ отвечать родом с форумов прошлого тысячелетия, сорри :lol:

Отредактировано (Сегодня 18:23:42)

#6475 Сегодня 18:23:53

Анон

Re: Историко-литературный салон

Анон пишет:

Боже упаси, такого не было. Почти равным обязательству на брак было систематическое посещение девушки у неё дома, в том числе с личным общением с ней наедине

Как у Берга с Верой в "Войне и мире"?

Подвал форума

Основано на FluxBB, с модификациями Visman
Доработано специально для Холиварофорума