Вы не вошли.
Тред для обсуждения истории, исторических сплетен и художественных произведений на исторические темы. А еще здесь можно вести дискуссии о биографиях правителей, писателей, художников, ученых, актеров и многих-многих других. Был ли Ричард III убийцей своих племянников? В чем заключалась семейная драма Пушкина? Литературные войны между писателями, деятельность известных критиков и прочие интересные моменты из жизни литературной тусовки? Ваши любимые актеры и актрисы немого кино? Знаменитые семьи Борджиа, Медичи, Сфорца, их вклад в науку, искусство и политику, а также то, как представители этих семей показаны в различных фильмах/сериалах? Все сюда.
Отредактировано (2022-07-14 11:52:20)
Анон пишет:превращении его в особое духовное тело
Сказано про воскресение из мертвых во плоти. Не просто в теле, а во плоти.
Да, только после Страшного Суда у спасённых эта плоть превратится в особое духовное тело. В обычной плоти они должны только явиться на Суд.
Отредактировано (Вчера 20:42:35)
Толком никто не знает, какие тексты произносились в этих мистериях, но что существеннее, так это то, что уподобление материальному миру миру мёртвых не говорит, что материальный мир зло.
С учетом того, как греки представляли Аид?
Или стихов Феогнида о том, что, мол, лучшая доля для смертных - вовек никогда не родиться?
У неандертальцев прочно выявлены погребения и погребальные обряды (когда-то на эту тему ещё шли дискуссии, но подоспевший материал давно решил проблему).
А чтобы завести погребальные обряды, надо уже прийти к концепции, что у человеке есть отдельная душа и тело, и что душа переживает тело и ей не безразлично, что с этим телом происходит после того, как она его навсегда покинула.
А вдруг никакого представления о душе нет, а те, кому небезразлично, что происходит с мёртвым телом соплеменника, - это живые соплеменники? Этот человек уснул и больше не проснётся, надо его устроить поудобнее, украсить и почтить напоследок.
Отредактировано (Вчера 20:54:23)
Анон пишет:Этот тезис орфиков цитируется Платоном в Кратиле и Горгии
То есть как минимум у орфиокв такое мнение было.
И Платон с ним вынужден спорить и отчасти даже соглашается с оговоркой, что материя не полное зло, а так, на полшишечки, потому что без неё в этом мире всё-таки существовать невозможно.
Так у орфиков тело как раз не зло, а защита. А материальный мир тоже не зло - но вот чистый дух ввергается в него только в наказание, и пребывание во плоти для этого духа зло.
"кто-то из орфиков вот в каком смысле: душа терпит наказание – за что бы там она его ни терпела, – а плоть служит ей оплотом, чтобы она смогла уцелеть, находясь в теле, как в застенке".
И платоновский Сократ как раз высказывает с этим согласие,
Концепция орфиков заключалась в том, что человеческая душа или некое ее ядро не возникает вместе с телом, а направляется из мира душ в материальный мир как в ссылку, и там облекается телом, которое служит ей защитой в материальном мире, как бы скафандром, который сковывает движения и одновременно защищает.
Естественно, для души пребывание в этой ссылке - зло, и в этом смысле учение орфиков является конечно предтечей учения гностиков.
Но сам по себе материальный мир у них не зло. Наш преподаватель передавал это такой метафорой.
"Представьте себе что вас взяли с берега, засунули в скафандр и 'сунули в нём в марианскую впадину. Вам от этого, конечно, плохо. Но океан вместе со своим Марианской впадиной от этого не делается злом, в том числе в вашем представлении",
человеческая душа или некое ее ядро не возникает вместе с телом, а направляется из мира душ в материальный мир как в ссылку
Это ты считаешь дружественным взглядом на материальный мир?
"Представьте себе что вас взяли с берега, засунули в скафандр и 'сунули в нём в марианскую впадину. Вам от этого, конечно, плохо. Но океан вместе со своим Марианской впадиной от этого не делается злом, в том числе в вашем представлении",
Да, но нормальный человек будет стремиться вернуться на берег.
Даже если он на важном задании и сбежать для него будет преступлением, в норме он стремится на берег. Просто понимает, что в силу важности задания он не может реализовать свое желание.
Отредактировано (Вчера 20:54:32)
Да, только после Страшного Суда у спасённых эта плоть превратится в особое духовное тело. В обычной плоти они должны только явиться на Суд.
Она будет преображена и обОжена, т.е. проапгрейжена, но не отвергнута.
Анон пишет:У неандертальцев прочно выявлены погребения и погребальные обряды (когда-то на эту тему ещё шли дискуссии, но подоспевший материал давно решил проблему).
А чтобы завести погребальные обряды, надо уже прийти к концепции, что у человеке есть отдельная душа и тело, и что душа переживает тело и ей не безразлично, что с этим телом происходит после того, как она его навсегда покинула.А вдруг никакого представления о душе нет, а те, кому небезразлично, что происходит с мёртвым телом соплеменника, - это живые соплеменники? Этот человек уснул и больше не проснётся, надо его устроить поудобнее, украсить и почтить.
Так без концепции души и тела мертвое тело - это не "он", а оставшиеся от "него" отбросы, почитать нечего. Во всяком случае во всех зарегистрированных примерах первобытные люди объясняют заботу о мертвом теле именно интересами души, а социальные приматы, заботящаяся друг о друге, к мёртвым телам друг друга относятся просто как к падали. Отмечены только в случае, когда какие-то особи, особенно любившие мёртвую особь, отказывались считать ее умершей и пытались о ней заботиться как о живой, например https://smotrim.ru/article/1373767 . Но такие случаи отмечены и у людей, в том числе при полном понимании, что человек всё-таки умер.
Античное язычество: материальный мир - место ссылки или вторичный продукт от эманации божественного.
Христианство: всеблагой Бог сотворил изначально совершенный мир, а испорчен он оказался не из-за своей материальности, а вследствие того, что часть ангелов и Адам с Евой неверно распорядились своей волей.
По-моему, христианский взгляд на материю более дружественный.
Анон пишет:Да, только после Страшного Суда у спасённых эта плоть превратится в особое духовное тело. В обычной плоти они должны только явиться на Суд.
Она будет преображена и обОжена, т.е. проапгрейжена, но не отвергнута.
Да, только для этого апгрейда даже введено новое наименование " духовное тело". И жить это духовное тело будет не в проапгрейженном вещном мире, когда то сотворенном, а вообще вне него в некоем нематериальном пространстве, никакой страны вечной охоты
Античное язычество: материальный мир - место ссылки или вторичный продукт от эманации божественного.
В учениях, которые придерживались этого взгляда, не предполагалось языческого пантеона богов.
В учениях, которые придерживались этого взгляда, не предполагалось языческого пантеона богов.
У Платона не предполагалось?
Не, понятно, что "язычество" тут некоторое упрощение, проще говорить "античная религия".
Античное язычество: материальный мир - место ссылки или вторичный продукт от эманации божественного.
Христианство: всеблагой Бог сотворил изначально совершенный мир, а испорчен он оказался не из-за своей материальности, а вследствие того, что часть ангелов и Адам с Евой неверно распорядились своей волей.
По-моему, христианский взгляд на материю более дружественный.
Не " античное язычество", а несколько эзотерических философских учений античности , Язычество материей было очень довольно , всячески просило у богов телесного благоденствия и его пестовало.
И то, что боги сотворили вещественного человека в вещественном мире рассматривалось как очень хорошее дело. Идея насчёт ссылки - очень поздняя, и появилась отнюдь не в рамках развития языческой древнегреческой религии.
Античные философы - это отнюдь не античное язычество. Напомню, что Сократ был казнён за антирелигиозные, по понятиям его судей, учения.
Идея насчёт ссылки - очень поздняя, и появилась отнюдь не в рамках развития языческой древнегреческой религии.
Орфики это не развитие языческой древнегреческой религии?
Античные философы - это отнюдь не античное язычество.
Она выросла из него, как индуизм из ведийского язычества. Значит, в нем были зачатки подобного взгляда.
Язычество материей было очень довольно
Язычник Феогнид чего-то был недоволен.
Ещё есть характерный миф, где в качестве величайшей награды от богов фигурирует... немедленная смерть.
Отредактировано (Вчера 21:06:27)
У того же Гомера, например, Зевс прямо говорит, что человек - несчастнейшее из живых существ.
Анон пишет:человеческая душа или некое ее ядро не возникает вместе с телом, а направляется из мира душ в материальный мир как в ссылку
Это ты считаешь дружественным взглядом на материальный мир?
Анон пишет:"Представьте себе что вас взяли с берега, засунули в скафандр и 'сунули в нём в марианскую впадину. Вам от этого, конечно, плохо. Но океан вместе со своим Марианской впадиной от этого не делается злом, в том числе в вашем представлении",
Да, но нормальный человек будет стремиться вернуться на берег.
Даже если он на важном задании и сбежать для него будет преступлением, в норме он стремится на берег. Просто понимает, что в силу важности задания он не может реализовать свое желание.
Это нейтральный взгляд на материальный мир. Точно так же , как в приведенной метафоре не выражается ничего негативного по отношению к океану и глубоководным впадинам. Они могут считаться хоть прекрасными, но если человека засунуть с головой в самую прекрасную воду, то ему будет очень плохо).
Орфическая концепция имеет то общее с гностиками и т д, что тоже считает, что в вещественном мире душа пленена, и её единственная осмысленная цель - вернуться из плена к себе, на свободу.
Но в отличие от гностиков и и т д, она не считает, что сам вещественный мир плох, искажен и т д - ни от природы, ни в силу какого то древнего акта воли человека и кары за него (как в ветхом завете и обычном восприятии христианской доктрины) или в силу самого этого древнего акта воли человека без кары (как это считается в других вариантах восприятия христианской доктрины, где объясняется, что акт неправильные воли человека исказил мир как-то сам собой, а не то что это бог после этого лишил мир прежнего совершенства в кару человеку. Кстати, в ветхом завете по смыслу повествование райский сад остался существовать, вполне себе прекрасным, но только людям больше ходу туда нет, а внешний мир уже не такой пркнасный. Не знаю, как о судьбе Эдема после выставления при нём караульног херувимв, ьыт 3 24, трактует христианство).
Орфическая концепция имеет то общее с гностиками и т д, что тоже считает, что в вещественном мире душа пленена, и её единственная осмысленная цель - вернуться из плена к себе, на свободу.
Это уже означает недружественное восприятие материального мира. Когда Овидия волей императора сослали на край земли, он наверняка всё бы отдал за скорейшее возвращение в Рим, разве нет?
Да и титаническое начало у орфиков вполне себе зло.
У того же Гомера, например, Зевс прямо говорит, что человек - несчастнейшее из живых существ.
Да, с тем объяснением, как мол человек, в отличие от всех других живых существ, сознаёт, что он смертен.
А какое отношение тезис о том, что человек несчастнее прочих живых существ, имеет к тезису о том, что вещественный мир зло?
Ну вот есть живые существа вещественные в вещественном мире, у них есть свои радости и горести. У человека горестей больше, чем у других живых существ, потому что все буресия других живых существ есть и у человека, а человек ещё и имеет ту добавочную, что знает о твоей будущей смерти.
Где же тут объявление материального мира злом? Тут вообще-то великим горем как раз объявлено прекращение существования в земном вещном мире - таким большим горем, что даже знания об этом будущем прекращении есть горе.
Отредактировано (Вчера 21:17:27)
вещественный мир плох, искажен и т д - ни от природы, ни в силу какого то древнего акта воли человека и кары за него (как в ветхом завете и обычном восприятии христианской доктрины)
А вот у Гесиода мир именно что плох и искажен, причем покарали людей просто за компанию, не за их поступок.
Отредактировано (Вчера 21:17:22)
Да, с нем объяснением, как мол человек, в отличие от всех других живых существ, сознаёт, что он смертен
Где это в речи Зевса?
Да не было никакого единого «античного язычества». Было множество разрозненных религиозных/эзотерических/философских учений с самыми разными установками + взгляды интеллектуалов сильно отличались от взглядов толпы, глупо в одну кучу мешать «древние считали так-то».
Было множество разрозненных религиозных/эзотерических/философских учений с самыми разными установками
Бесспорно, но враждебное восприятие материи и идея, что надо "духовно совершенствоваться", вовсю имело место (и чем дальше - тем больше) задолго до того, как "пришли злые христиане и всё опошлили".
Отредактировано (Вчера 21:21:27)
Анон пишет:вещественный мир плох, искажен и т д - ни от природы, ни в силу какого то древнего акта воли человека и кары за него (как в ветхом завете и обычном восприятии христианской доктрины)
А вот у Гесиода мир именно что плох и искажен, причем покарали людей просто за компанию, не за их поступок.
У Гесиода излагается следующий миф. Некогда в мире людям жилось гораздо лучше
В прежнее время людей племена на земле обитали,
Горестей тяжких не зная, не зная ни трудной работы,
Ни вредоносных болезней, погибель несущих для смертных.
Надо сказать, что людям могло бы житься ещё лучше, но Зевс этого не хочет и поэтому сделал для людей добычу пищи более трудным процессом, чем она могла бы быть.
Отдельно был некий яшик, в котором были скрыты всевозможные беды, в том числе тяжёлые и быстро убивающие болезни. Стоял он в закрытом и никто его не открывал.
Прометей против воли Зевса взял огонь и принёс его людям, те с благодарностью воспользовались,
Зевс, не желая, чтобы людям жилось слишком легко, отнял огонь и спрятал его.
Но Прометей выкрал огонь и снова принёс его людям, и те взяли, тем самым уже противопоставим свою волю воле Зевса.
Тот разозлился, создал существо в облике женщины по имени Пандора и прислал её людям, ты её с радостью приняли чем совершили большую ошибку, а она открыла крышку того самого ящика и выпустила в мир всевозможные беды, С тех пор людям стало жить гораздо хуже.
——
Здесь нет никакой идеи о том что вещный мир зло. Это один из сотен мифов на тему о том, что сначала людям жилось гораздо лучше, или они могли сделать свою жизнь ещё намного лучше,
(нспример, получить в дар у богов бессмертие), но что-то пошло не так, сами люди совершили ошибку, или кто-то их перехитрил, или что-то случилось ещё, но в общем что-то случилось и теперь люди живут так как живут. У них есть и радость, и горести, но радости меньше, чем было или могло быть исходно, а горестей и больше, чем было или могло быть исходно.
Здесь нет никакой идеи о том что вещный мир зло.
Здесь есть идея, что вещный мир безнадёжно испорчен (даже без надежды на изменение к лучшему, как в христианстве), причем люди страдают даже не за свою вину (как в христианстве), а из-за разборок богов.
А ещё у Гесиода само появление женщин это очень плохо, и у Платона добродетельная женщина перерождается мужчиной, и у других античных философов "женщина это недоразвитый мужчина", и для Цельса убойный аргумент против христиан - мол, не могло такое существо, как женщина, родить аж целого Бога.
Отредактировано (Вчера 21:32:20)
Анон пишет:Было множество разрозненных религиозных/эзотерических/философских учений с самыми разными установками
Бесспорно, но враждебное восприятие материи и идея, что надо "духовно совершенствоваться", вовсю имело место (и чем дальше - тем больше) задолго до того, как "пришли злые христиане и всё опошлили".
Да, это задолго до христиан изобрели в Греции. А равно и в Индии, в виде буддизма, только в Индии это никто не считал этическим долгом, буддисты не считают долгом человека стремиться исчезнуть из вещного мира.
Что касается христиан, то это по происхождению одна из многочисленных "ессейских" иудаистских сект, и все, что они думали про спасение души из злого вещного мира - общее доя них и других таких сект вроде кумранской.
Появилось это представление у части иудеев независимо от греков , в промежутке между шестым веком до нашей эры и первым веком до нашей эры. Точнее сказать трудно, но более поздние датировки более вероятны.
Христианство тут действительно ничего нового не придумало, но и " язычество" тут ни при чем. Эта идея родилась в нескольких эзотерических греческих философских учениях и в какой-то струе иудейских толкований их собственнрой религия, в течение второй половины первого тысячелетия до нашей эры.
Отредактировано (Вчера 21:34:36)
только в Индии это никто не считал этическим долгом, буддисты не считают долгом человека стремиться исчезнуть из вещного мира.
Вообще-то в буддизме не стремящиеся к нирване осуждаются, а главный такой не-стремящийся - это демон Мара, буквально воплощающий собой все мирские привязанности (которые толкуются как омрачение).
И в индуизме в большинстве школ (кроме мимансы) цель жизни адепта - мокша, слияние с Богом или Божеством.