Вы не вошли.
Тред для обсуждения истории, исторических сплетен и художественных произведений на исторические темы. А еще здесь можно вести дискуссии о биографиях правителей, писателей, художников, ученых, актеров и многих-многих других. Был ли Ричард III убийцей своих племянников? В чем заключалась семейная драма Пушкина? Литературные войны между писателями, деятельность известных критиков и прочие интересные моменты из жизни литературной тусовки? Ваши любимые актеры и актрисы немого кино? Знаменитые семьи Борджиа, Медичи, Сфорца, их вклад в науку, искусство и политику, а также то, как представители этих семей показаны в различных фильмах/сериалах? Все сюда.
Отредактировано (2022-07-14 11:52:20)
Анон пишет:По-моему, писателем и прочим персонажам 19-21 веков надо просто забыть про таких негодных, низких людей и заниматься своими прямыми делами.
А когда запретили писать про негодных и низких людей?
Никогда). Но чтобы про них осмысленно писать, их надо понимать, а откуда же возьмётся понималка таких безнравственных и реакционных людей у светлого гуманного ума современности? Вот и приходится Уайлдеру выдумывать какого-то невозможного Цезаря, который своей диктатурой хочет подготовить Рим к восприятию каких-то высших духовных ценностей, которых косные римляне сами никак не поймут. А поскольку не поймут, приходится их к этому готовить диктаторской властью
Анон пишет:он 10 лет в Галлии сидел, очень далеко от Рима. Это не та позиция, с которой собираются бороться за власть в Риме.
А чего он по истечении этих десяти лет добивался?
А того, чтобы ему ещё продлили наместничество в Галлии, а на худой конец дали бы наместничество в другом пограничном месте, в Иллирике. Это тоже явно не та позиция, с которой надо бороться за власть в Риме,Анон, но... Ты не прав. Это очень хорошая позиция для амбициозного - и даже не очень уже молодого - римского политика, который по уши, реально по уши в долгах. Это способ и обогатиться - и, что очень важно, вернуть нереальные долги, в которые он влез, - и сделать себе имя, и сформировать надёжную верную армию ветеранов, которые в дальнейшем будут его поддерживать, что бы ни случилось. И он с самой полости был очень властолюбив, так что представлять себе этакого "случайного диктатора" - не стоит.
Ага, и он со всем этим делом, конечно, готовил захват власти, и лишь по чистой случайности так и не приступал к этому до того момента, как Помпей не начал активно класть его голову но плаху. 10 лет не начинал, и дальше просил, чтобы ему ещё дали посидеть на границе, и поднял мятеж только тогда, когда у него не оставалось другого выхода просто для того, чтобы физически выжить, но понятное дело, если бы этого не случилось, он всё равно бы поднял мятеж*. Просто попозже. Зуб даю.
*И почему-то даже его враги никогда не обвиняли его в том, что он накапливает в Галлии силы, чтобы потом захватить власть. В этом его враги не обвиняли даже после того , как он её на самом деле захватил...
Отредактировано (Вчера 19:56:06)
Но чтобы про них осмысленно писать, их надо понимать, а откуда же возьмётся понималка таких безнравственных и реакционных людей у светлого гуманного ума современности?
Да без проблем. Можно подумать, писатели только похожих на себя выводят в текстах.
Анон пишет:про примат духовного над материальным они не думали
Как раз "материя - зло" это фишка античных философов, христианством скорее унаследованная.
И в целом общая идея для разных индоевропейских культов от Европы до Индии, кроме зороастризма.
Это фишка не " античных философов" вообще, а гностиков, возникших даже позже христианства, но в общей парадигме с ним.
Какие индоевропейские культы исходили из того, что материя зло? Какие индоевропейские культы вообще оперировали таким понятием или его аналогом ?
В крайнем случае можно считать, что само разделение на дух и вещество ( в том числе первичное хаотическое вещество, из которого первичный дух сделал весь мир, в том числе вещественных существ, имеющих собственный дух - людей, например )- это и есть понятие о материи и идее. Но тогда его ввели ещё неандертальцы, потому что они уже выделяли душу и тело, и в таком взгляде ещё никакого приписывания веществу злого начала нет.
Отредактировано (Вчера 20:01:15)
Ага, и он со всем этим делом, конечно, готовил захват власти, и лишь по чистой случайности так и не приступал к этому до того момента, как Помпей не начал активно класть его голову но плаху
Зачем ты передёргиваешь? Мы, кажется, не в срачном чате. Нет, первоначально никакого вечного диктаторстыа Цезарь не планировал, и если бы он мог получить власть через обычные стабильно работающие магистратуры, он бы ими и ограничилс. Но это кризис республики, традиционные магистратуры и прочие институтуы уже просто не работали и не справлялись. И когда у Цезаря стал вопрос ребром - он предпочел начать оформлять единоличную власть.
*И почему-то даже его враги никогда не обвиняли его в том, что он накапливает в Галлии силы, чтобы потом захватить власть. В этом его враги не обвиняли даже после того , как он её на самом деле захватил...
Анон, не пугай меня, не говори, что ты не в курсе,какую роль играли ветераны в жизни Рима и, особенно, в политике.
Анон пишет:Но чтобы про них осмысленно писать, их надо понимать, а откуда же возьмётся понималка таких безнравственных и реакционных людей у светлого гуманного ума современности?
Да без проблем. Можно подумать, писатели только похожих на себя выводят в текстах.
Нет, конечно, не только похожих на себя. Но всегда - понятных себе. В смысле, их герой всё равно будет таким, чтобы сами они его понимали.
Соответственно, Если человек не понимает, как была устроена эмоциональная, ценностная и т д сфера римлян того внесени, то он нарисует какого угодно Цезаря, кроме похожего на реального. Что с писателями и происходит.
Какие индоевропейские культы исходили из того, что материя зло? Какие индоевропейские культы вообще оперировали таким понятием или его аналогом ?
Ну например:
Издеваясь над христианским учением о человеке как о «центре вселенной», Цельс, однако, не отвергает телеологии и допускает, что миром руководят разные демонические силы. Материю, «плоть» он считает чем-то низменным, нечистым, хотя и – в духе стоиков – вечной.
Для массы достаточно сказать, что зло не от бога, что оно прилагается к материи и внедряется в смертное
И там у него такого много.
Ориген (IV, 62) указывает, что Цельс в вопросе о происхождении зла следует Платону (Theaet, 25). Представление о том, что зло – свойство низменной материи, разделяло в эпоху Цельса большинство философов и богословов.
Как раз фишка христианства была в идее, что зло связано не с материей, а с актом неправильно направленной воли.
Отредактировано (Вчера 20:08:11)
Но тогда его ввели ещё неандертальцы, потому что они уже выделяли душу и тело
Откуда у нас эти сведения?
Анон пишет:Ага, и он со всем этим делом, конечно, готовил захват власти, и лишь по чистой случайности так и не приступал к этому до того момента, как Помпей не начал активно класть его голову но плаху
Зачем ты передёргиваешь? Мы, кажется, не в срачном чате. Нет, первоначально никакого вечного диктаторстыа Цезарь не планировал, и если бы он мог получить власть через обычные стабильно работающие магистратуры, он бы ими и ограничилс. Но это кризис республики, традиционные магистратуры и прочие институтуы уже просто не работали и не справлялись. И когда у Цезаря стал вопрос ребром - он предпочел начать оформлять единоличную власть.
Анон пишет:*И почему-то даже его враги никогда не обвиняли его в том, что он накапливает в Галлии силы, чтобы потом захватить власть. В этом его враги не обвиняли даже после того , как он её на самом деле захватил...
Анон, не пугай меня, не говори, что ты не в курсе,какую роль играли ветераны в жизни Рима и, особенно, в политике.
Я в курсе, и?
Повторяю, сами римляне не обвиняли Цезаря в том, что он свой проконсулат затеял и хочет раз за разом продлевать для того, чтобы потом использовать сложившуюся армию в Галлии и своих ветеранов для захвата власти над Римом, и просто ждёт момента. Даже тогда, когда он реально захватил вот эту самую власть опираясь на эти самые свои легионы.
Через стабильно работающиеа магистратуры в Риме единоличную власть над ним нельзя получить в принципе.
Через нестабильно работающие - тоже.
когда у Цезаря стал вопрос ребром - он предпочел начать оформлять единоличную власть
Тогда о чем мы спорим? Именно это я и писала. Когда перед ним встал вопрос ребром, либо его сажают в тюрьму и убивают, либо он поднимает мятеж и берёт единоличную власть, то он выбрал второе.
Это фишка не " античных философов" вообще, а гностиков, возникших даже позже христианства, но в общей парадигме с ним.
ещё у пифагорейцев и орфиков было деление на "душа добро / материя зло", затем у платоников, и там и ранние гностики унаследовали, чтобы развить
когда у Цезаря стал вопрос ребром - он предпочел начать оформлять единоличную власть
не оверквоть
Анон пишет:Но тогда его ввели ещё неандертальцы, потому что они уже выделяли душу и тело
Откуда у нас эти сведения?
У неандертальцев прочно выявлены погребения и погребальные обряды (когда-то на эту тему ещё шли дискуссии, но подоспевший материал давно решил проблему).
А чтобы завести погребальные обряды, надо уже прийти к концепции, что у человеке есть отдельная душа и тело, и что душа переживает тело и ей не безразлично, что с этим телом происходит после того, как она его навсегда покинула.
Без этих концепций (или инерции соблюдения ритуала) от мёртвого тела просто избавляются.
ещё у пифагорейцев и орфиков было деление на "душа добро / материя зло", затем у платоников, и там и ранние гностики унаследовали, чтобы развить
Не, понятно, что пифагорейцы, орфики и платоники, в отличие от гностиков, не считали материю совсем-совсем злом в смысле творением осознанно злых сил, но полагали, что несовершенство мира связано именно с "низменной" материей в противовес "духу" как организующей и упорядочивающей силе.
Отредактировано (Вчера 20:17:21)
А чтобы завести погребальные обряды, надо уже прийти к концепции, что у человеке есть отдельная душа и тело
Но это не значит, что их концепция души хоть сколько-нибудь соответствует нынешним. Вот греки душой называли сильно не то, что мы называем.
Цельс - позднеантичный автор, к его времени все эти "антиплотские" учение об освобождении духа от материи были уже на полном ходу.
Платон к этому на самом деле поводу не подаёт, так его учение интерпретировали некоторые неоплатоники.
Ранние пифагорейцы - Филолай - считали, что материя и дух пребывает в гармонии и именно это гармония лежит в основе существования мира.
У Платона аналогично - сущее является сочетанием идей с материей, зла в этом сочетании никакого нет, идея не погрязла в материи как в темнице и не призвана из неё высвобождаться . Земная жизнь во плоти никаким злом у Платона не является
У Платона аналогично - сущее является сочетанием идей с материей, зла в этом сочетании никакого нет, идея не погрязла в материи как в темнице и не призвана из неё высвобождаться . Земная жизнь во плоти никаким злом у Платона не является
Ну нет, в диалоге "Федон" у Платона тело это гробница души.
Анон пишет:ещё у пифагорейцев и орфиков было деление на "душа добро / материя зло", затем у платоников, и там и ранние гностики унаследовали, чтобы развить
Не, понятно, что пифагорейцы, орфики и платоники, в отличие от гностиков, не считали материю совсем-совсем злом в смысле творением осознанно злых сил, но полагали, что несовершенство мира связано именно с "низменной" материей в противовес "духу" как организующей и упорядочивающей силе.
Так это сильно другое дело. Материя не низменна в смысле плоха, она ниже духа, как глина ниже гончара - это не потому что она какое-то зло, это просто потому что неодушевленных материал " ниже" творящей из него или обитающей в нем души.
Иное дело - вся парадигма, в которой вещество есть темница, в которой пленен дух, и его задача - освободиться из этой темницы в мир блаженного чистого духа. Христианство относятся к этой парадигме, потому что там конечно будет воскресение во плоти, но потом эта плоть будет преобразована в некое духовное тело.
Цельс - позднеантичный автор, к его времени все эти "антиплотские" учение об освобождении духа от материи были уже на полном ходу.
Вот только Цельс им как раз оппонирует. И, тем не менее, даже у него материя это недоброе начало.
У Платона аналогично - сущее является сочетанием идей с материей, зла в этом сочетании никакого нет, идея не погрязла в материи как в темнице и не призвана из неё высвобождаться . Земная жизнь во плоти никаким злом у Платона не является
Не является, но:
Опять же:
Как обычно, Платон описывает это отношение в виде следующего мифа. Человеческая душа похожа на крылатую колесницу, в которой есть два коня и возничий. Один конь постоянно спотыкается, тянет вниз; другой конь, статный, тянет вверх… То есть чувства нас тянут в мир материальный, разум – вверх, и от нашей свободной воли зависит, какому началу мы отдадим предпочтение.
То есть "конь", связанный с материей, у Палтона имеет априори негативные коннотации.
Отредактировано (Вчера 20:29:28)
Христианство относятся к этой парадигме, потому что там конечно будет воскресение во плоти, но потом эта плоть будет преобразована в некое духовное тело.
Не относится, потому что в христианстве материальный мир создал Бог и "хорошо весьма", а грехопадение имеет духовную, а не материальную основу. Грехопадение в христианстве - акт неправильно направленной воли (как и любой последующий выбор зла), а не поедание яблока с плохими материальными свойствами.
Ну нет, в диалоге "Федон" у Платона тело это гробница души.
Кажется, в Элевсинских мистериях материальный мир отождествлялся с Аидом.
Да и у орфиков было про смешение в человеке природы Диониса и титанов.
Отредактировано (Вчера 20:32:00)
Анон пишет:У Платона аналогично - сущее является сочетанием идей с материей, зла в этом сочетании никакого нет, идея не погрязла в материи как в темнице и не призвана из неё высвобождаться . Земная жизнь во плоти никаким злом у Платона не является
Ну нет, в диалоге "Федон" у Платона тело это гробница души.
Нет, и не знаю, откуда это взялось. Этот тезис орфиков цитируется Платоном в Кратиле и Горгии, и он не значит, что плоть зло.
Кратил:
Сократ. Мне представляется,
Отредактировано (Вчера 20:34:45)
Анон пишет:Христианство относятся к этой парадигме, потому что там конечно будет воскресение во плоти, но потом эта плоть будет преобразована в некое духовное тело.
Не относится, потому что в христианстве материальный мир создал Бог и "хорошо весьма", а грехопадение имеет духовную, а не материальную основу. Грехопадение в христианстве - акт неправильно направленной воли (как и любой последующий выбор зла), а не поедание яблока с плохими материальными свойствами.
Создал-то он его как хороший (в ветхом завете это уже высказано и христианство это изменить не могло), но грехопадение исказило его непоправимо, и дальнейшее спасение мыслится только уже вне плоти. То есть актуально мир исполнен непоправимого зла, и спасение теперь уже мысленно только отдельно от тела, при превращении его в особое духовное тело после воскресения при втором пришествии.
Этот тезис орфиков цитируется Платоном в Кратиле и Горгии
То есть как минимум у орфиокв такое мнение было.
И Платон с ним вынужден спорить и отчасти даже соглашается с оговоркой, что материя не полное зло, а так, на полшишечки, потому что без неё в этом мире всё-таки существовать невозможно.
превращении его в особое духовное тело
Сказано про воскресение из мертвых во плоти. Не просто в теле, а во плоти.
Анон пишет:Ну нет, в диалоге "Федон" у Платона тело это гробница души.
Кажется, в Элевсинских мистериях материальный мир отождествлялся с Аидом.
Да и у орфиков было про смешение в человеке природы Диониса и титанов.
Толком никто не знает, какие тексты произносились в этих мистериях, но что существеннее, так это то, что уподобление материальному миру миру мёртвых не говорит, что материальный мир зло. Тем более учтывая, что сами мистерии посвящены мифу о жизни в мире мертвых и возрождении из неё для жизни в наблюдаемом мире живых, и повторении этого цикла