Вы не вошли.
Сказку №361 отретконили до полного хэппиэнда для всех)
Публика закричала «ура», тем и кончилось.
Тоже прям захотелось закричать "ура" и бросить в воздух чепчик-другой. И вновь спасибо, ТС! Эту сказку я вообще ни в каком виде прежде не встречал, а она вон какая прикольная и полная вот-это-поворотов. Кажется, на моей памяти это первый случай, когда ГГ меркантильный-алчный и лавинтерест у него такой же - и оба получают хэппи-энд, типа "и жили они дорохо-бохато и счастливо". Забавно и то, что у автора американцы по роли так сближаются с чертями и вообще чуть ли не за всю нечисть отдуваются: змейка, помнится, тоже в первоисточнике оказалась не змеиного царя дочь, а заскучавшая богатая американка. Впору целый типаж выводить, наподобие ОЯШей, только не обычных, не японских и не школьников. ЗБА - Заскучавший Богатый Американец (или Американка), во!
"Пронька Грезной"
Мультфильм есть по ней:
Его режиссер несколько мультфильмов снял по сказкам Шергина и, кажется, Писахова тоже.
Следующая сказка в сборнике веселая, но прям сквичная.
Называется она "Пронька Грезной", и является вариацией сказки №361
▼Скрытый текст⬍
Эпично, смешно и упорото)) спасибо за пересказ, анончик)))
Его режиссер несколько мультфильмов снял по сказкам Шергина и, кажется, Писахова тоже.
Да, это та же команда, которая делала цикл "Смех и горе у Бела моря", в котором четыре мультфильма по произведениям Писахова, а два - по Шергину. Там не только тот же режиссер - Леонид Носырев, но и автор сценария - Юрий Коваль, и на озвучке Евгений Леонов.
Но мне этот мультфильм не очень нравится, в отличие от "Смеха и горя", который идеален чуть более, чем полностью.
По Шергину, на самом деле, немало экранизаций, я потом по ним как-нибудь отдельно, наверное, напишу, для памяти (по Писахову меньше, по ним тоже, наверное, напишу, хех).
Короче, Архангельск читающий.
А вот тут, например, можно этот самый детский журнал "Мирок" заценить, предлагаемый библиотекой вниманию школотронов. Ну, может, в губернской выбор побогаче был.
читальное зало
Ух ты, впервые такую форму вижу!
Ух ты, впервые такую форму вижу!
Честно говоря, в этом номере газеты много странной хрени творится в смысле текста, и я подозреваю, что это не форма, а либо корректор в отпуск ушел, либо они с наборщиком вместе забухали.
и я подозреваю, что это не форма, а либо корректор в отпуск ушел, либо они с наборщиком вместе забухали.
Не, я в словаре Ушакова нашёл это слово, помеченное, как устаревшее.
Еще одна сказка Шергина, пока я не потерялся. Называется "Варвара Ивановна".
Варвара Ивановна - это прототип strong female character, которая никогда не позволит никому себе указывать и всегда готова высказать свое мнение:
Она и рожалась, дак поперек ехала.
Приведу несколько слайдов, чтобы продемонстрировать прямой характер и суровый нрав этой достойной во всех отношениях дамы, чтобы аноны могли составить свое впечатление, а не полагаться на меня и Шергина.
Отношения с супругом:
— Варя, испекла бы пирожка.
— Не стоишь, вор, пирогов.
— Сегодня сватья на именины звала. Я сказал — не придем.
— Нет, хам, придем. Собирайся!
Отношения с обществом:
— Варя, позволь познакомить. Вот наш почтеннейший начальник.
— Почтеннейший?.. А по виду дак жулик, казнокрад.
— Варвара Ивановна, отведайте пирожка, все хвалят.
— Все хвалят, а я плюю в твой пирог.
Боги, как же красиво звучит, прямо хоть на аватарку бери и иди в какой-нибудь тред, где кино обсуждают или фички с Фандомной битвы.
Патриархальный супруг Варвары Ивановны не очень уютно себя чувствует в компании такой волевой личности и ищет способы укротить строптивую жену:
Запехать разве мне ей на службу. Может, шелкова бы стала?
Но прогрессивная Варвара считает, что работа для человека, а не человек для работы, поэтому и на службе выбивает себе гибкий график:
Ежели праздник и все закрыто, дак Варвара в те дни черным ходом в учрежденье залезет и одна до ночи сидит, служит, пишет да считат.
А ежели объявят:
— Варвара Ивановна, эта вся будет спешна неделя. Пожалуйста, без опозданиев...
Дак Варвара всю эту неделю назло дома лежит.
Как вы понимаете, всё вышесказанное - это уже моя современная трактовка, а в самой сказке страдающий муж Варвары Ивановны, Якунька, который и является главным героем истории, разрабатывает план, заманивает жену за город за смородиной...
— Хотя ноне и лето, ты, Варвара, за город ни шагу!
— Завтра же с утра отправимся! И ты, мучитель, со мной.
...и не без грусти в душе топит в навозной яме.
Дальнейшее развитие событий угадают аноны, увлекающиеся трукраймом. В более-менее цивилизованном обществе непросто избавиться от человека так, чтобы этого никто не заметил:
Однако соседи вскоре заудивлялись, почему из Варвариной квартиры ни крыку, ни драки не слыхать. Донесли в участок, что не на кирпич ли даму пережгли, боле не орет.
Собственно, отсюда и начинается основной сюжет, все предыдущее - это история становления героя. Якунька, оробев от перспективы присесть в тюрьму за убийство жены, решается вытащить её из ямы; однако, вместо Варвары Ивановны по веревке на свет божий выбирается маленькая стремная НЁХ.
Я Митроба, по-деревенски Икота. Мы этта в грезной ямы хранились, митробы, иппузории. Свадьбы рядили, сами собой плодились. И вдруг эта Варвара на нас сверху пала, всех притоптала, передавила. Папиросу жорет, я с табаку угорела.
Тут надо сделать этнографическое пояснение, что на территории Русского Севера, а также в районе Урала "икота" - это альтернативное название кликушества, т.е. нервного заболевания, преимущественно женского, выражающегося "в судорожных припадках, выкриках, причитаниях, взвизгиваниях, бурной жестикуляции". В селах и деревнях, где было так себе с медициной и научной картиной мира, обычно считалось, что икота - это разновидность порчи, и эту порчу наводят, запуская внутрь человека маленького зверька или гада (мышь, ящерицу, лягушку, вот это всё).
В сказке Шергина используется женский грамматический род, но вообще в народных верованиях у русских икота - создание исключительно мужского пола. А вот у коми (как вы понимаете, я сейчас пересказываю содержание рандомной статьи) аналог икоты - шева - может быть как женского, так и мужского пола.
Короче, Митроба предлагает Якуньке не спасать жену, а бежать в Москву, где они смогут реализовать хитрый план: митроба будет, как ей и положено, заселяться в женщин, причем побогаче, а Якунька под видом - вы не поверите, но американского врача - выгонять её из женщин за большие деньги.
Итак, жить с Варварой Ивановной, у которой от приключений в яме явно не улучшились характер и настроение, или уехать в Москву и там разводить столичных жен олигархов на бабки? Выбор очевиден:
Идет! Отвяжись, худая жизнь, привяжись, хорошая!
Первая жертва:
Мимо дама идет, красива, полна, в мехах. Идет и виноград немытый чавкат. Митроба на виноград села, барына ей и съела.
И еще много других жертв, при помощи которых Якунька набивает себе карманы сторублевками. Однако со временем в отношениях двух сообщников намечается разлад, так как Митробе надоела жизнь на чемоданах и постоянный стресс от переездов:
Ну, черт с тобой! Этта ешше хватай, наживайся! А далеша! Я присмотрела себе подходяшшу особу, в благотворительном комитете председательшу. В ей зайду, подоле посижу. Ты меня не ходи гонять. А то я тебя, знахаря-шарлатана, под суд подведу.
И действительно заселяется в председательницу благотворительного комитета:
Даму зарозбирало, бумагами, чернильницами зачала на людей свистать. Увезли домой, спешно узнают, кто по эким болезням.
Якунька, соблюдая условия договора с Митробой, отказывается от приглашения в дом председательницы; и по делу больной собирают консилиум врачей: психолог-эзотерик, гельминтолог и ортопед:
Науке известны такие факты. Есь подлы люди. Наведут, дак в час свернет.
Пушшай бы больна селедку-другую съела да сутки бы не попила, он бы сам вышел. Лиситер полдела выжить.
Вот бабка Палага, дак хоть с торокана младень — и то на девицу доказать может.
(нет, я тоже не знаю, что происходит в последнем предложении)
Так что, как можно было предположить, в итоге все равно Якуньке приходится браться за излечение болезни. Поскольку отныне он не может договариваться с Митробой по-хорошему, он разрабатывает еще один хитрый план: поручает родственникам больной собрать массовку под окнами дома, которые бы единым фронтом в означенный момент грянули бы:
Варвара Иванна пришла! Варвара Иванна пришла!
И действительно, перепуганная до чертиков икота вылетает из больной и, по указанию Якуньки, прячется обратно в навозную яму - тот заверяет (врет, конечно), что приехавшая в Москву дражайшая супруга туда уже никогда не вернется.
Ну, там Варваре опять в лапы попала. А Якунька, деляга, умница, снова, значит, заработал на табачишко...
Мораль у этой истории не знаю какая, мойте овощи, ягоды и фрукты перед употреблением в пищу, не водитесь с жуликами.
Анон, это прекрасно! Митроба (как я понимаю, микроб), она же Икота - просто the best, Веном отдыхает
Вот бабка Палага, дак хоть с торокана младень — и то на девицу доказать может.
(нет, я тоже не знаю, что происходит в последнем предложении)
Бабка Палага - гинеколог.) Или патологоанатом, изучающий последствия внебольничных абортов. Или судебный медэксперт.
Ортопед предполагает, что пациентка беременна либо больна по гинекологической части, и отказывается её лечить методом растирания спины.
Отредактировано (2023-08-28 22:01:57)
Прям напомнило сказку про косую бабу, токма вместо икотки там чорт с дедом стакнулся на почве непереностимости дурного характера бабы
У нас же в Архангельске в прежние времена много улиц было поименовано по названиям стран или городов, с которыми шла торговля и всякие другие культурно-исторические связи были. Ну, много-немного, а с дюжину наберется. В моем личном топе, конечно, главная улица Соломбалы - ныне Советская, а раньше - Американская.
Но я думал до сегодняшнего дня, что их в 1920-е годы единым махом переименовали, а сегодня листал газеты за 1916-й год и нашел заметку.
Т.е. улица, носящие имена немецких городов, переиемновали в Первую мировую войну понятно по какой причине.
По Гамбургской и Прусской не нашел инфы ни по старым названиям, ни по новым, а Бременская и Любекская находились тоже в Соломбале. И Шотландская в Соломбале, и Английская тоже. И Норвежская еще, с Французской вместе.
Т.е. фактически это не у нас в Архангельске...
много улиц было поименовано по названиям стран или городов, с которыми шла торговля и всякие другие культурно-исторические связи были,
... а у них в Соломбале. Соломбала как поселение старше Архангельска примерно на век и до 1863-го года была отдельным населенным пунктом.
Соломбала
Какое необычное название. И народная этимология забавная, про солому и бал)
И народная этимология забавная, про солому и бал)
Да она не народная, это, кажется, кто-то из литераторов вбросил и байка разошлась. Соломбала впервые в письменных источниках упоминается в 1417 году, т.е. за два с половиной века до появления Петра на свет.
Значение названия ищут в финно-угорских языках, самая распространенная версия, если мне память не изменяет, идет к словам "суоло" и "лопь", то ли в саамском, то ли в карельском языке. Типа "болотный остров", а окончание "-ла" - это индикатор топонима-поселения. Т.е. все вместе это "поселение на болотном острове" (ну, или островах).
Есть другие варианты, но слово "болото" практически во всех из них фигурирует.
С одной стороны, это странно, так как Соломбала не сказать, чтобы какая-то сильно болотистая, по сравнению с землями вокруг; с другой стороны, судя по описанию того самого письменного источника...
... то, что тогда называлось Соломбалой, могло быть по размерам гораздо больше, чем то, что сейчас носит это название.
Да она не народная, это, кажется, кто-то из литераторов вбросил и байка разошлась.
А я нагуглил как народную. А оно вон как оказывается на самом деле. А ещё я узнал новые для себя слова "рядная" и "отцина", у последнего аж два значения есть: и вотчина в смысле наследства, и отчим в смысле неродной отец, последнее — это именно архангельский говор. Твой безблог очень образовательный))
Губернатор Бибиков покидает гостеприимный Печорский край, напоследок излагая свое видение пятого его района - Колвинскую и Болбанскую волости (расположены вдоль реки Усы), населенные коми и оседлыми ненцами, причем...
самоедское население в колвинской волости совершенно озырянилось и, утеряв свой родной язык, говорит исключительно на языке зырянском.
Формально там есть еще территории с кочующими ненцами, но Бибиков пишет, что их вопросом займется в следующий раз...
... за недостатком времени и за полной невыясненностью самоедского вопроса в Архангельской губернии, где самоедское управление хотя и передано в ведение чиновников по крестьянским делам, но такое заведывание сводится к пустой формальности и ими не сделано ни одного шага к ознакомлению с самоедским вопросом в полном его объеме, начиная с юридического их права на обладание тундрой и кончая бытовой стороны кочевника.
Сложно всё, короче. К описанным волостям у губернатора есть две большие претензии. Население их живет скотоводством, ловлей рыбы и охотой, и, в частности, охота на крестоватиков и куропаток ведется настолько безалаберно, что с этим надо что-то делать, а то сердце кровью обливается.
С куропатками все просто - их просто ловят много, но ловят силками, и зачастую только ради шкурки, очень небольшое количество охотников употребляет мясо куропатки в пищу. Кроме того, при таком виде ловли огромная часть добычи пропадает - т.е. птица погибает зазря, так как силки засыпает снегом и промысловики их не отыскивают.
С крестоватиками сложнее. Крестоватик - это летнее обличье песца, когда его шкурка приобретает серый оттенок с характерным узором крестообразного вида. Вот такая вот милота, в общем:
В чем проблема? В том, что шкурка крестоватика продается за рубль, а шкурка песца в его обычном состоянии - от 15 до 25 рублей, но местное население не испытывает страданий по поводу недополученной прибыли радостно отлавливает крестоватиков, потому что рубль - он вот, прямо сейчас, а до зимы еще дожить надо. Не очень все хорошо в районе с долгосрочным планированием, в общем.
Поясняет на примере:
Манзадей пишет, что они впятером наловили в тундре из нор 105 крестоватиков. В стадии крестоватика 105 песцов стоят на месте 84 руб., в стадии же песца (зимнего пуха) они стоили бы, по нынешней цене, 2100 руб. Таким образом, пять человек сумели учинить дефицит на 2016 руб.
Кроме того, охотники истребляют еще и норников - это маленькие песцы, в том возрасте, когда они еще тусят в норе постоянно или большую часть времени. Вообще в тексте сказано, что это песец в возрасте до года, но вроде по современным источникам получается, что это месяцев до четырех-пяти.
Его вот, короче, истребляют.
Я не очень понял, что именно происходит с норниками; вроде бы проблема в том, что их ловят на откорм и доращивание ( в самом удачном случае норник вырастает в голубого песца, шкура которого оценивается в 70-100 рублей), но по факту большинство добычи просто дохнет еще до того, как охотники приедут с охоты.
Из отчета уже упомянутого Антона Манзадея (это ненецкий охотник из села Колва) получается, что во время той же охоты они поймали 105 норников, из которых умерло во время обратного пути в Колву - 35 штук, а к зиме, вероятно, умрет еще штук 50. Все эти тяжелые экономические потери бьют губернатора Бибикова прямо в хозяйственное сердце, и он планирует вводить запреты и ужесточать контроль за их осуществлением.
Село Колва, кстати говоря, существует до сих пор и относится территориально к Усинскому району республики Коми, а из дореволюционных времен его существования сохранилась, между прочим, и фотография.
Далее в маршруте - Мезень, край моей любимой из всех видов северных росписей.
Назад в Архангельск, стало быть.
Студентом-медиком везде и всегда быть тяжело, но за девочек школ при Архангельской больнице в начале XX века вообще обидно: пацанам стипендию платят, а им - не платят.
Ого, какой интересный безблог я пропустил! Спасибо, что тут можно такое почитать!
Ничоссе, так жалко девушек-учащихся... Вообще не представлял себе их реалии, оказывается. И стипендии нет, и за учёбу плати, и жить на что-то надо, и подработать негде/некогда.
Ого, какой интересный безблог я пропустил! Спасибо, что тут можно такое почитать!
Спасибо на добром слове, анончик, разве что я пишу сейчас редко, так как в реале как только одна хуйня закончится, так немедленно подвозят другую, отвлекают от краеведения.
Сходил, между прочим, пока день не закончился в вк-группу по истории города на предмет фоточек описанных в статье школ и учениц, и нашел! В очень плохом качестве фото воспитанниц акушерской школы, снимал Лейцингер в 1906 году.
А вот сама школа, т.е. больница Приказа общественного призрения, при которой школа состояла - их вместе с фельдшерской школой там учредили в 1876 году.
Там и сейчас больница, точнее одно из зданий центра платных медицинских услуг при главной городской больнице; анон в детстве в нем пару раз кровь сдавал на анализы, пока у нас "Инвитро" всякие не пооткрывались.
Отредактировано (2023-11-06 21:09:57)
Ничоссе, так жалко девушек-учащихся... Вообще не представлял себе их реалии, оказывается. И стипендии нет, и за учёбу плати, и жить на что-то надо, и подработать негде/некогда.
Я думаю, они все равно где-то подрабатывали, так как если администрация школы не одобряла такую практику, значит, было что не одобрять; но все равно пиздец, особенно в сравнении с парнями - во всяком случае с теми, кому была положена стипендия. Интересно, почему такая разница была в подходе... Может, считалось, что акушерка по умолчанию потом будет заниматься частной практикой и зарабатывать бешеные бабки, поэтому пока что перетопчется, но фельдшерицы тоже без стипендий были.
за девочек школ при Архангельской больнице в начале XX века вообще обидно
Вроде и не удивлён, учитывая время, а вроде и странно: если уж дошли до выплаты стипендий, почему не платить их всем? Грустная история.
снимал Лейцингер
Обожаю твой безблог за то, что каждый раз узнаю что-то или кого-то нового
Записи (неразб.) книжек (для отметок покупок)
Там "записи их книжек".
Бедные студентки!