Вы не вошли.
Третьего, а может и четвертого месяца, или вовсе с полгода назад аноны в каком-то треде про литературу с историей, как водится, срались, и очень одному анону хотелось доказать, что отечественный православный крестьянин ленив в работе и мало охоч до грамоты, не то что, например, меннониты какие-нибудь.
Может быть, в отношении каких-то сел его позиция и справедлива. Но только не в отношении моего любимого Емецка!
В Википедии, между прочим, написано, что Емецк до 1925 года считался городом, а в статье 1908 г. пишут, что это село. И вот как быть, кому верить?
В Википедии, между прочим, написано, что Емецк до 1925 года считался городом, а в статье 1908 г. пишут, что это село. И вот как быть, кому верить?
Всем но в разные периоды
При этом "городское" окончание "-цк" появилось в названии уже после революции, когда несколько лет, до 1925 года, Емецк успел побыть уездным городом. Затем он снова стал селом, но название осталось.
При этом "городское" окончание "-цк" появилось в названии уже после революции
Но это ведь не так: вот прямо в этой статье, которую я читал, оно уже называется Емецком. В старых газетах Емецкое / Емецк используются практически взаимозаменяемо, в отношении одного и того же населенного пункта.
Спасибо за ссылку, анон, люблю читать блоги про путешествия по области.
Энивей, я бы хотел тут запостить кучу прикольных видосов с "Белого июня", на котором в этом году собралось, по отчетным данным, больше 100 тысяч человек (ну, понятно, что это не отдельные люди, а показатели формата "вошел в парк - вышел из парка"), но все прикольные видосы организаторы выкладывают в ВК, с ВК сюда нормально видос не вставить, а ссылкой мне обидно.
Хорошо, что есть "Тайбола", которая свое клевое видево по созданию и установке нового арт-объекта, по случаю фестиваля, продублировала и туда, и сюда.
В соцсетях, как водится, локалы слегка посрались на предмет того, уместно ли присутствие в "летописи" объектов, которые уже, так сказать, не с нами - трамвая и шхуны "Запад", но срач на нашел отклика среди широких масс (в отличие от двухлетней давности истории, когда тайбольцы делали деревянные памятники для набережной), арт-объект всем зашел, включая и меня, да и люди, заставшие наш самый северный в мире трамвайчик живьем, еще составляют большинство среди населения.
Гулял, кстати, давеча по набке, деревянные памятники, судя по всему, подкрасили к лету, и "Фонарщик" теперь выглядит еще свирепее, чем обычно.
- Спустя полгода?
- Всегда.
Короче, взялся снова за книгу Бибикова: в прошлый раз читал общий обзор по Печорскому уезду, в других параграфах этой главы речь идет уже прицельно о конкретных районах; в частности, о Пустозерье и Усть-Цилемской волости.
Давайте про Пустозерье тогда. Пустозерье - это Пустозерская волость, представляющая собой три крупных сельских общества, каждое из которых состояло из нескольких сел и деревень. В Википедии пишут, что населенный пункт Пустозерск, по которому именовалась волость, утратил статус города в 1924 году; однако, записи Бибикова этому противоречат:
Посетив несколько сел Пустозерской волости - Кую, Тельвиское, Устье, Пустозерск, Оксино и Великовиское, я не мог не отметить значительный достаток местного населения. Прекрасные одноэтажные и двуэтажные дома, хорошие жилые помещения, не менее двух, а иногда 3, 4, 5 и даже 7 комнат у рядовых крестьян.
Ну, т.е. с его и местного населения точки зрения - в 1912 году это уже село, ок.
А на фотокарточке примерно с того же периода времени опять города, да что ты будешь делать, а.
В нем мы наблюдаем уже, как я понял, типичную для северных территорий картину, когда социалка - кроме церкви - стучит с другой стороны днища (на всю волость с населением 4,5 тысяч человек - один медицинский работник и очень мало школ, которые еще и не пользуются популярностью среди местных), а люди вроде и неплохо живут, отстроившись и прибарахлившись.
Планировка сел, впрочем, говно, местами - буквально:
...на улицах, где не песчаный грунт - грязно, а село Великовиское стоит все на навозе, при помощи которого планируется поверхность неровной почвы. Благодаря страшному подъему весенней воды в р. Печоре, почти все села затопляются; на улицах устанавливается сообщение на лодках, а в нижних этажах стоит вода.
Местное население занимается рыболовством, скотоводством и охотой - причем конкретно на куропатку. О последнем промысле, однако, Бибикову не удалось получить внятной информации, так как 1) охота на куропатку осуществляется при помощи силков; 2) охота силками запрещена; 3) население не горит желанием признаваться начальству в преступных деяниях. Зато про скотоводство все рассказали и показали, в Пустозерье практически все семьи при лошадях и коровах, сено для которых добывается с многочисленных лугов. Кто-то и оленей держит, но это так, больше для баловства. А земледелия в волости нет, потому как для выращивания чего-либо солиднее травы климат не подходящий.
Про рыболовство интересно. Ловят прежде всего семгу, также - нельму, сига, щуку и омуля. Причем тони (это места, где рыбу ловят сетями) для белой рыбы - общие, поделены между селами; а семужьи - сперва делятся по селам, а потом - в рамках каждого села - среди всех мужчин, в нем проживающих.
Раздел этот необыкновенно сложен и преследует уравнение долей и в количественном и в качественном отношениях, благодаря чему получается такое дробление и разбросанность отводимых мест лова, при которых является невозможным фактически производить ловлю на своих долях.
Поэтому по итогам, мужчины побогаче обычно выкупают право на пользование нужными долями у мужчин победнее, а последние еще и устраиваются работниками к первым. Бибиков говорит, что это не так уж и плохо, так как позволяет бедным получать двойной доход: за аренду, и за работу.
До недавнего времени пустозерцы находились в торгово-экономическом рабстве у чердынских купцов, так как они были и единственными скупщиками немногих производимых здесь товаров, и единственными поставщиками ништяков. Но, как уже говорилось ранее, не так давно в Печорский уезд протоптали дорожку северо-западные купцы (в том числе и из Архангельска), и их конкуренция с пермяками отразилась на жизни населения благополучно - промысловики стали поднимать на своих делах рублей по 300-500 в год.
Это, правда, не на человека, а на семью, т.е. как минимум на две пары рабочих рук, ибо:
Работой, как на промыслах, так и на сенокосах, занимаются не только мужчины, но и женщины, но это последнее обстоятельство является прямой необходимостью, благодаря недостатку рабочих рук.
Вообще, основной концепт в этой части текста - что в Пустозерье существует и соблюдается множество договоренностей - гласных и негласных - об использовании территорий, причем все они действуют и поддерживаются в обход государства (не против него, а без его участия). Гласные договоры есть у рыболовов; не оформлен документально, но существует и соблюдается порядок пользования лугами; есть - или были до появления конкурентов с запада - договоренности у торговцев о том, на каких территориях они ведут свою деятельность.
В следующем параграфе отправимся в Усть-Цильму, а про населенный пункт Пустозерск считаю нужным по памяти добавить, что
1) с 1962 года он не существует ни в виде города, ни в виде села, так как все уехали;
2) территории, описанные в параграфе, относятся ныне к Ненецкому автономному округу;
3) в современном культурно-историческом дискурсе упоминаются они чаще всего в качестве места, где небезызвестный протопоп Аввакум четырнадцать лет чиллил в земляной тюрьме, а затем был сожжен заживо за старообрядчество.
Ну, это больше чем за два века случилось до того, как Бибиков отправился в Печорский уезд, дела минувших лет, так сказать.
Твой безблог очень интересный, анончик, спасибо, что рассказываешь!
с 1962 года он не существует ни в виде города, ни в виде села, так как все уехали;
А почему? Если там и промысловая рыба, и торговля, и животноводство?
А почему? Если там и промысловая рыба, и торговля, и животноводство?
Ну, самый очевидный ответ - потому что села с деревнями на Севере да и везде, вообще, вымирают. Где-то в буквальном смысле, где-то просто снимаются с родной деревни и переезжают в соседнюю, у которой лучше перспективы.
Собственно, сопутствующим фактором, я думаю, было появление Нарьян-Мара - тот в двадцати километрах всего, и за три года, с 1931-го по 1934-й, прошел путь от рабочего поселка до города. Впрочем, по записям, в Пустозерске уже к тому времени населения оставалось - 128 человек.
Если бы в тамошних местах было получше с транспортом, то, может быть, переселение заняло бы больше по времени, чем 30 лет, но в Ненецком автономном округе и его предыдущих итерациях в составе Архангельской области все прям очень плохо с автомобильными дорогами и железными дорогами - как внутри, так и в сообщении с другими регионами. Вот, в этом году вроде открыли автомобильный путь Н-М - Усинск (это в Коми), железнодорожный транспорт весь на стадии проектов, а так основные пути сообщения - воздух и вода.
Т.е. лучше жить либо в городе/поселке с аэропортом, или, по крайней мере, рядом с крупной рекой, чтобы иметь возможность пользоваться водным транспортом. Пустозерск и упомянутое в тексте параграфа село Устье (там население сейчас - 22 человека) от рек удалены, они стоят вблизь озера а вот то же Оксино, где население до сих пор больше 400 человек, расположено почти рядом с Печорой.
села с деревнями на Севере да и везде, вообще, вымирают
Ты выше писал, что он когда-то почти город был, и мне показалось, он мог и расти, если есть, что добывать и чем торговать. А про транспорт я не знал.
Спасибо за такой подробный ответ!
Ты выше писал, что он когда-то почти город был, и мне показалось, он мог и расти, если есть, что добывать и чем торговать.
Да нет, это и был город, даже и с крепостью, просто это было в те времена, когда городом вполне можно было быть с двумя и менее тысячами населения. Расцвет был в шестнадцатом веке, а начиная с семнадцатого шёл упадок. Там и с появлением Архангельска это связано, и со сложными отношениями с иностранными купцами у русских царей. В общем, не повезло.
А так-то у Бибикова через весь обзор идёт мысль, что местным землям развиваться есть ого-го куда, надо только дороги построить или водные пути наладить, да разобраться с документами на землю, лес и воду, и вот тогда эх заживём.
Я же давеча купил себе новое издание сказок Шергина, с иллюстрациями Фаворских, а то понял, что Писахова знаю чуть не наизусть, а Шергина, по сути, в обработке Коваля по мультфильму Носырева.
Сунулся в неё, а там первая сказка - "Ванька Доброй", более известный как "Волшебное кольцо", это которое про змею, подарившее деревенскому парню, собственно, волшебное кольцо, вызывающее духов-помощников.
Да, только в оригинальной версии сказки они, по ходу, не совсем духи:
Еле парень дождался ночи. Переменил кольцо с пальца на палец, руки трясутся...
Выскочило три ерманца.
Змея тоже не совсем змея:
А тебе открою свой секрет. Я есь американска дама и побилась об заклад на миллион рублей, что год проплаваю в змеях. У нас есть знаюшши люди в Америках. Из мопсика человека, из человека кокушку сделают...
Ванька в мультфильме я не помню чем занимался; а в оригинале он - торговец иконами. Еще не вошел туда эпизод с потерей кольца: последнюю часть пути обратно из Парижа Машка и Жужа преодолевают по реке, и первая, держа кольцо в зубах, едет на спине у последней; происходит эпизод категории "щас пою" и они упускают кольцо в воду.
Ну, в целом понятно, почему этот момент решили не вставлять:
- Из-за меня?! Ах ты, вралья редкозубая! Я, бедна, плыву-отдуваюсь, а она едет на моей шее, как барыня, да ише песни поет!.. Что это кошкодавы-ти нынче не ходят?!
- Это вас, сук кобелячьих, на живодерку надо! Ты, как дика, Ванькину песню завыла, а я природна певча... конечно, не стерпела.
Но ситуацию спасли местные рыбаки, которые выловили из реки рыбу, проглотившую кольцо, и отдали им её черева, в которых это самое кольцо и обнаружилось.
Кстати, женитьба Ваньки в конце мультфильма на хорошей крестьянской девушке (тм) - тоже не из оригинала. В оригинале они:
Стали опять поживать четверыма - Ванька с мамкой да кошечка с собачкой. А дом с мостом отворотили в другу сторону.
Эко "Союзмультфильм" обдиснеил сказку-то. С другой стороны, может, они по какой-то из более поздних, переписанных версий текста снимали.
Прочие цитаты, от которых я слегка орал вовнутрь при чтении:
- Здрасте, молодой человек! Мамочку позабавить - змея не купите?
У ей платье жолто, оборки красны, шлейф долгой, шляпа о двенадцати перьях. Ах, как модна дама получилась.
А населенье с берегу думат - это попугай летит.
По стенам зеркала, и весь день горит хедричество.
- Что же, Ванька Доброй будет в темнице гнить, евонна мама слезить свои старые глаза, а та стерьва погана со своим прихохотьем кровь нашу пить?!
- Помнишь, Ваня, ты читал нам "Вокруг света в восемьдесят дней"?.. Мы эки же!"
Сказывать скоро и легко, итти долго и трудно.
- Моя, - говорит, - кошечка была эка же пасть.
Утром осударь вышел на проминаж, а мост как век тут был, и пароходики из-под его взад-вперед.
Гугл на запрос "Фаворский, Шергин, Ванька Доброй" выдает вот эту картинку, кстати:
Но в моей книге она несколько иначе выглядит. Скарапея в модной шляпке, например, и окрасом посветлее:
Я стал дальше читать, раз читается пока (а то как жизнь повернет, вдруг опять на полгода отвернет), сказка "Золочёные лбы", раньше её не видел, хотя в Википедии вон пишут, что по ней даже мультик снят.
Она про блэкфейс. Ей богу, про блэкфейс.
Но началось всё с того, что два друга-промысловика - простой русский мужик (ПРМ) и царь, в котором угадываются некие смутные черты Петра Первого, хотя дело происходит уже ближе к двадцатому веку, поссорились по пьяни.
Честно говоря, я уже на третьем абзаце чуть в окно не вышел от беспощадного великолепия родного языка.
Оногды амператора созвали ко главному сенатору на панкет.
На банкете царь занят вином и фрейлинами, царица пляшет и поет неприличные песенки; в общем, нормальная современная семья, отношения свободные.
Хы-хы! При муже хахаля припеват. Вот до чего - и то ничего.
Тут на пьянку заваливается ПРМ, уже тоже в дрова, которому царь предъявляет за непотребный внешний вид и панибратство. Происходит конфликт.
- Кисла ты шерсь! Ну куда ты мостиссе? Кака я те, пьянице, пара? Поди выспись.
- Не ты, тиран, напоил! Не тебя, вампира, и слушаю!
Дале полиция их розняла, протокол составили.
Как вы понимаете, у царя куда больше средств и способов прищемить ПРМ, чем у ПРМ средств и способов прищемить царя, поэтому чтобы не остаться в долгу и униженным, ПРМ разрабатывает хитрый план.
А в окурат тот год, как промеж царем да Капитонком остуда пала, свекла не родилась и сахару не стало.
ПРМ обманом спроваживает царя на Северную землю, где якобы стоят иностранные корабли, у которых можно купить сахар. За этот эпизод режиссер мультфильма Николай Серебряков вроде как получил пизды от партии, так как в нем углядели аллюзию на закупку СССР сахара у Кубы. Может, и Шергин получил, хотя он-то точно ничего такого в виду не имел - сказка вышла в 1924 году еще.
Затем ПРМ является под царские окна в виде косметолога и продает царским жене, дочке и маме модную процедуру золочения головы.
- Вы откулешны будете, мастер?
- Мы европейских городов. Прошлом годе англиску королеву золотом прокрывали - дак нам за услуги деплом из своих рук и двухтрубной мимоносец для доставки на родину. Опеть французскому президену, извините, плешь золотили.
Но, как я уже проспойлерил, вместо золота у него смола с пеком, так что, покрыв дамам лица и волосы, он высаживает их к оконцам сохнуть и дает по съебам.
Теперь до свидания, о ревуар! Значит, на солнышке сидите, друг на дружку не глядите, только на публику любуйтесь. Папа домой воротицца, вас похвалит, по затылку свой колёр наведет. Ему от меня привет и поцелуй.
Народ это увидел и сначала подумали, што статуи, негритянска скульптура с выставки куплена. Потом разглядели, что шевелятся, - россудили, што арапы выписаны ко двору. А уж как царску фамилию признали, так город-от повернулся.
На плошшади народишко табунится. Гул идет. Меницинской персонал стоит да кланеится. Мальчишки в свистюльки свистят, в трумпетки трубят. Царь ажно сбрусвянел.
Сбрусвянел - это в смысле "побагровел", т.е. сделался красным как брусника. Тут еще был кусок про то, как местный смельчак за поллитра сгонял на дирижабле до Северной земли и передал царю (который мрачно пил пиво, не найдя ни на месте ни сахара ни иностранных кораблей) свежие сплетни.
Ежели кто переживает за судьбу царской семьи, то спешу сообщить, что они, разглядев в зеркало последствия процедуры, смотрят в будущее с оптимизмом:
- Холеры вы, вас ведь теперь надо шкрапить...
- Ничего, папенька, мы шшолоку наварим, и пусть поломойки личики наши кажно утро шоркают.
У ПРМ тоже всё сложилось отлично. Удирая от царской погони, он провернул следующий трюк: забежал в избу к рандомной бабке, бабку переодел самоваром, а сам переоделся бабкой, царю подсунул бабку-самовар, а сам в женском платье бежал за границу.
Уж и не знаю, был ли тут какой-то намек, предполагался ли, но это и есть конец истории.
Отредактировано (2023-08-15 14:21:08)
Тем временем губернатор Бибиков съездил в Усть-Цильму и окружающие его села и постановил, что хотя условия у тех не в пример лучше в смысле климата и дорог, чем у соседей-пустозерцев, живут они хуже, а всё потому, что старообрядцы, гроб, гроб, кладбище.
Пустозерцам он в прошлом параграфе предъявлял только за косноязычность, устьцилемцам здесь предъявляет за пьянство, хулиганство, постоянные склоки, кражи, а главное - за разврат:
Значительное большинство здесь живет внебрачно, причем, по свидетельству самих же крестьян, в дер. Сергиева-Щель, подобная незаконная связь ведет лишь к разврату. Сошедшиеся быстро расходятся и брошенные девушки ходят с детьми по миру. Старики противятся подобным ненормальным явлениям, но всему виной фанатизм старых женщин, не допускающих совершения никаких таинств и обрядов в православной церкви.
Ну, он не пишет прямо, что у устьцилемцев всё так неблаговидно из-за того, что они неправильно в бога верят, но указывает на то, что это следствие закрытости местных старообрядческих общин, сопровождаемое также недостатком образования и социальной инфраструктуры. Устьцилемская волость - это 7 сельских обществ, расположенных на территории размером с современные Нидерланды, население - около 9 тысяч человек. Школы посещают 110 мальчиков и 54 девочки, но Бибиков пишет, что среди них многие - дети чиновников. Врач один (его презирают), больница не восстановлена толком после пожара. Есть также две православные церкви, но священник есть только в одной из них; и влияние ее, в целом, минимально.
Что же в Устьцилемской волости лучше, чем в Пустозерской? Климат и дороги. Местное население может самоходом добраться до Пинеги и не только продать и купить там что-то, но и привезти это что-то домой и загнать за бабло тем же пустозерцам, которым такой путь непосилен. Ну, или, например, привезти им что-то под заказ. Вообще, неоднократно упоминается, что важная часть жизни Устьцилемской волости - это обслуживание потребностей волости Пустозерской, отсюда идет солидная часть заработков местного населения. Они им еще и лес валят (так как у пустозерцев леса годятся только на дрова, а у устьцилемцев есть и строевой лес).
В смысле экспорта ведется торговля лошадьми - коней продают в Пинеге по 70-100 рублей за штуку. Разводят и коров, от 5 до 10 у одной семье - в пределах нормы, а встречаются и те, кто владеет сразу 15-20, причем породы вполне молочные. Излишки масла даже продают на сторону, но торговля маслом как таковая не налажена, на всю волость один крестьянин находится в попытках запустить маслодельный завод.
Рыболовство и охота также здесь в почете, но в самую душу поразил Бибикова ячмень: в волости не просто занимаются земледелием, оно там чуть не процветает:
Приближаясь к Усть-Цильме, с севера, уже в 40 верстах от нее в дер. Хабарицкой нами обнаружен посев ячменя и то, что представилось нашим глазам, заставило меня испытать чувство глубокого удивления. Прекрасный, густой и высокий рост ячменя; большой, полный его колос не оставлял желать ничего лучшего, хотя бы для наших южных хлебородных местностей и может быть покажется странным, но мною на Печоре неоднократно устанавливался урожай ячменя с одной десятины до 180 пудов и ржи до 200 пудов, т.е. такой урожай, который встречается редко и в южных губерниях, а у крестьян почти никогда.
Проблема, однако, в том, что это по-прежнему север и зона рискового земледелия, так что могут вызреть двести пудов на десятине, а могут случиться заморозки в июле и хана урожаю. Тем не менее, в Устьцилемской волости земледелием занимаются, и хотя выращиваемого зерна и не хватает на полный год, тем не менее, лучше иметь сколько-то хлеба, чем никакого.
Еще у них тут растет картофель, репа и лук, но местное население их не жалует.
В следующем параграфе Бибиков поедет куда-то в район Ижмы, знакомиться с зырянами (с коми, стало быть), посмотрим, что там увидит. У меня по текстам Абрамова и некоторых других авторов сложилось впечатление, что местное русское население (не только у Печоры, но и, например, на Пинеге) зырян побаивалось, но, может, это впечатление неверное, да и сам странствующий губернатор - не из местных.
У современного села Усть-Цильма всё вроде бы неплохо. Территориально это теперь часть Республики Коми, и на коми называется Чилимдiн. Население в последний раз замеряли два года назад, насчитали больше 4 тысяч человек.
С воздуха вид ничего себе. На мой архангелогородский взгляд деревьев как будто маловато, но это уж местным жителям виднее, как оно должно быть устроено:
А вот тут на культуре.рф дают подборку хоровых-игровых песен, в исполнении, я так понимаю, самодеятельного хора из соседнего села того же района. Ну, пожилые уже люди поют, хотя, по идее, аутентично они молодежью должны исполняться, на всяких мероприятиях, типа вот такого:
это было в те времена, когда городом вполне можно было быть с двумя и менее тысячами населения.
Ну да, это как-то отдельно надо в голове держать, потому что сейчас люди, по ощущениям, живут скорее десятками тысяч, и само явление города, где все друг друга знают, кажется чем-то невероятным)
местным землям развиваться есть ого-го куда, надо только дороги построить или водные пути наладить, да разобраться с документами на землю, лес и воду, и вот тогда эх заживём.
Такое ощущение, что у нас везде так Грустно задумываться про эти мириады упущенных возможностей. Аж хочется отправиться в прошлое, да как заняться там прогрессорством.
И спасибо за сказки, и особенно за цитаты
беспощадного великолепия родного языка
всему виной фанатизм старых женщин, не допускающих совершения никаких таинств и обрядов в православной церкви
О! А вот про это можешь объяснить? Как венчание в православной церкви могло снизить количество брошенных девушек, ходящих с детьми по миру? Это реально работало тогда? В смысле, я знаю, что люди в прошлом были намного религиознее в целом, но действительно ли церковный обряд регулировал поведение людей настолько, что мог остановить мужика, который хочет бросить женщину с ребёнком? И если эти люди старообрядцы, разве у них не было своих брачных ритуалов? Или их не проводили, или они были не такими эффективными в этом плане, как православные?
Извини, что так много вопросов, но правда очень любопытно.
Я же давеча купил себе новое издание сказок Шергина
Замечательные сказки, потрясные пересказы!
Извини, что так много вопросов, но правда очень любопытно.
Я бы на них с радостью ответил, анончик, если бы шарил за староверов, но у меня очень поверхностные знания о них. Я, на самом деле, думаю, что губернатор - человек государственный и не совсем в этом отношении беспристрастный: ему по статусу положено топить за РПЦ, и религиозный вопрос он постоянно держит в уме: это заметно, когда заходит речь о коренных народностях, которые не православные по умолчанию. Поэтому, я думаю, что он может осознанно или неосознанно преувеличивать ряд проблем.
С другой стороны, церковь того времени - это учетный орган, регистрирующий изменения в жизни населенного пункта. Если бракосочетание действительно не оформлено, то все вопросы исполнения отцовских обязанностей - дело чисто добровольное (как и вопрос родственных связей матери и ребенка с семьей отца, и их финансовая подоплека), а добрая воля - дело такое, сегодня есть, а завтра нет.
Замечательные сказки, потрясные пересказы!
Спасибо, сейчас еще будет.
Сказка Шергина "Данило и Ненила", например.
Я сначала подумал, что это про двух братьев, и там действительно два брата, но второго зовут Митей, а Ненила - это народная форма женского имени Неонилла, и так зовут богатырку, правящую соседним королевством.
Данило ничем не правит, они с Митькой кухаркины сыновья. Там, короче, был старый немощный король, у которого жена не могла никак наследника родить, ну, к ней и позвали знающую бабку:
Старуха деньги взяла вперед и велела королевы нахлебаться щучьей ухи. Щуку купили, сварили, ушки поела королева и ейна кухарка. И с этой ухи обрюхатели. Стара королиха принесла одного Федьку-королька, а у молоденькой кухарки родилось два сына, два белых сыра - Данилко да Митька, по матери Девичи.
Потом все выросли, братья поступили на службу к молодому королевичу, королевич прожигал жизнь и молодость под руководством токсичного бати, все жили в мире и согласии, и тут подошло время жениться.
Наша Ненила Богатырка, из походу воротивши, замуж засобиралась. (...) А добычи-то военной, добра-то пароходами притянула! Деветь неверных губерен под свою руку привела. Небось не спала!
Короче, все мы знаем этот сюжет, Федьке надо будет доказать Нениле, что он достоин её на испытаниях, во дворце её с утра толпа кандидатов:
- Королева принимают?
- Сичас коров подоят, и прием откроитсе.
Но поскольку он верно оценивает свои возможности, на все задания вместо себя посылает Данилу, в которого королевна и влюбляется (первый флирт происходит у них за рубкой дров, шарман). Оно вроде и мезальянс, но свита Ненилы готовы пойти на уступки:
- Наша Ненила досюль была спяща красавица. Данило её разбудил. Пущай она дичат как знат.
Но и Федор не лыком шит, достал какую-то траву сбрунец, которой память отшибают, подсунул королевне, и суток, которые та действовала, ему хватило, чтобы обвенчаться, увезти молодую жену домой, а также выкинуть обескураженного таким поворотом событий Данилу с корабля в море.
На праздничном банкете по случаю свадьбы еще и брата данилиного, Митрия, увезли к берегу моря и вырезали глаза, ибо нехуй.
Тут Ненила наконец-то раздуплилась, взяла в руки оружие и такой устроила во дворце матриархат, что старый король сбежал на минеральные воды, а молодой королевич добровольно перешел из королевичей в пастухи, получив предложение от которого невозможно было отказаться.
Он и пасет, вечером домой гонит. Ненила с подойником у хлева ждет и считат, все ли коровы. Пересчитат и велит корольку последню под хвост поцеловать. Эта корова так уж и знат. Дойдет до конюшны, остановится и хвост подымет.
*поежился*
Тем временем у братьев Девичей случилось чудесное воссоединение: именно к тому участку морского берега, на котором старый король вырезал Митрию глаза, прибило льдину с упавшим за борт корабля Данилой. У Данилы тоже все не слава богу - в открытом море да на льдине у него от холода отнялись ноги. К счастью, у этих ребят стакан всегда наполовину полон, а не пуст:
У тебя ноги остались, у меня глаза. Посадишь меня на плечи, целой человек и станет.
К зиме у них созрел план двигаться к королевской даче, на те же минеральные воды, которыми можно вылечить и ноги, и глаза (но не мужское бесплодие, как мы это уже выяснили). В придачном поселке им встречается красавица-сирота Агнея, которая соглашается поселить братьев у себя, а позже самоволкой отправляется на дачу - разведать ситуацию с минеральными водами.
Самоволкой в первую очередь потому, что Агнея не богатырка и вообще обычная портниха, так что ей придется добывать информацию и выигрывать братьям время силой своих женских чар:
Зашла, трясусь, а королёшко возле ездит, припадат, лижет. Я будто глупенька - зачем гора, и зачем вода, и кто сторожит? Он вилял, вилял, дале рассказал.
Сегодня я отдулась, завтра ночевать посулилась.
Кавалера в спальню завела, сапоги с него сдернула, раздела, укутала, себе косы расплела, да и заохала...
Сама плешь ему одеялом кутат, обнимат, балует.
Ну да всё не зря, пока суть да дело, братья Девичи добрались до минеральных источников, глотнули живой воды, Данило встал на ноги, а у Мити выросли новые глаза. После чего они потопали с дачи в город, прихватив с собой и Агнею: никто не мог этого предположить, но они с Митей поженятся.
В городе Данило воссоединился с Ненилой, хотя и не очень гладко: пизданул её оземь за косу, так как подошел ровнехонько к описанной выше церемонии целования коровы под хвост и ущемился по цеховой солидарности: мол, как так, с мужиком-то? Но Ненила на него не обиделась, так как male view соскучилась сильно.
Ну и говорит ему:
- Отступиться хочу здешнего осьего гнезда. Этта все не мое и сердце ни к чему не радет. А дома короушки, осударственно управление, огороды, мельница - все на людей кинуто. Поедем ко мне, Данилушко, вместях будем королевствовать.
И поехали они королевствовать, а также увезли с собой Митрия, Агнею и старушку-мать. Иные скажут, что это дауншифтинг, но надо помнить, что еще до своего неудачного замужества Ненила завоевала к своему королевству девять чужих земель впридачу, так что, надо полагать, проживут как-нибудь.
Я бы на них с радостью ответил, анончик, если бы шарил за староверов,
Жалко, но что ж поделать. Я сам про староверов ничего не знаю, кроме того, что у них есть икона, на которой изображён Никола Отвратный. Меня это до сих пор ужасно смешит, хотя смысл названия в том, что у него голова повёрнута не туда, куда глаза смотрят.
Я, на самом деле, думаю, что губернатор - человек государственный и не совсем в этом отношении беспристрастный: ему по статусу положено топить за РПЦ, и религиозный вопрос он постоянно держит в уме
Наверное. Сейчас кажется, что людям тяжело, наверное, было, постоянно соотносить всё в своей жизни с религией.
Если бракосочетание действительно не оформлено, то все вопросы исполнения отцовских обязанностей - дело чисто добровольное
А если оформлено, то исполнение обязанностей как-то регулировалось государством в то время?
Сказка замечательная и пересказываешь ты отлично!
Сказка Шергина "Данило и Ненила", например.
Анон, ты рояль! И сказка прекрасна: наконец обманом взятая замуж мстит (причём бескровно, зато реально абыдна), а в финале и вовсе бросает супруга-обманщика и отчаливает в любимые края с любимым избранником. Ну и неунывающие братья порадовали, и даже никакой Серый Волк им не понадобился))
- Королева принимают?
- Сичас коров подоят, и прием откроитсе.
Господи, это прекрасно! Анон, спасибо, я в полном восторге и пацталом
Аноны, про староверов: насколько я знаю, у них была проблема с заключением брака, т.к. обряд должен провести священник-старовер, но священники-староверы покончались еще в 18 веке, т.к. священника должен рукоположить епископ-старовер, а епископы-староверы кончились очень быстро. И дальше уже общины староверов по-разному решали эту проблему, и одним из решений был всеобщий целибат (есть интересная книжка "Эпидемия безбрачия среди русских крестьянок: Спасовки в XVIII—XIX веках") Т.е. вот эти упомянутые старые женщины могли придерживаться мнения, что в брак нельзя вступать, т.к. нет правильного священника, который этот обряд проведет.
про староверов
Ничего себе, как всё сложно у них было. Спасибо, анон!
Итак, приключения губернатора Бибикова в зырянском крае.
О зырянах Бибиков отзывается скорее плохо, чем хорошо (хотя это как посмотреть):
Зырянин хитер, скрытен, плутоват, ленив и склонен к роскоши и к праздной жизни.
Но есть у них и замечательные качества:
...отличаясь сравнительно высокими интеллектуальными качествами и будучи народом умным, толковым, расторопным и стремящимся к образованию...
Этнографические наблюдения начала XX-го века из XXI-го века, конечно, читаются как пиздец, в смысле этики подачи материала.
Есть информация и по женскому вопросу:
Женщина у него находится в загоне, на нее сваливаются все домашние и значительная часть полевых работ и, вдобавок, с ней обходятся грубо.
Еще Бибиков пишет, что зыряне довольно религиозны (причем правильной веры, а не как некоторые из предыдущего параграфа), и в Ижемском районе ему встречались такие церкви, какие не всегда бывают в губернских городах.
Живут, если брать в среднем по больнице, неплохо, хотя победнее, чем жители уже описанных районов. Занимаются земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством, отхожими промыслами - в основном, на лесопилках; кроме того, именно здесь (точнее, в той части района, который вдоль Печоры) находятся основные мощи отечественного оленеводства.
Оленеводство - это хорошо, очень хорошо, так как олень - максимально неприхотливое животное, которое добывает себе еду самостоятельно, и единственные затраты на него - окарауливание, и составляют они не больше 40 копеек в год на одного оленя, притом, что продают его, как правило, по цене 10-12 рублей в год. Однако существует проблема, не дающая среднестатистическому оленеводу жить безмятежно и богатеть от года к году:
...сибирская язва, этот бич оленя, уносящий иногда в один год целые стада, накопленные десятками лет. Есть много самоедов и зырян, слывших за очень богатых оленеводов и имевших по несколько тысяч голов, но разорившихся в одно лето до полного обнищания.
Зыряне тут справляются лучше самоедов (ненцев, то есть), потому что у последних не принято делать заначки на черный день и инвестировать прибыль в сторонние предприятия: все приобретенные капиталы пускаются на приобретение больше оленей богу оленей, и если уж в стаде начался падеж, то полное разорение неминуемо.
Внезапно выясняется, что - вопреки традиции - в местных краях уже идет работа со стороны государства по решению данной проблемы. Не в Ижемском районе, но в Усть-Цильме двумя годами ранее была устроена ветеринарно-бактериологическая лаборатория, в которой крафтят вакцину от сибирской язвы, выезжают на кампании по прививкам и в целом изучают болезни оленей и способы их лечения. Масштаб у них небольшой - 15-20 тысяч прививок в год (это 3-4% от примерного поголовья оленей в Печорском уезде), но лиха беда начало. Бибиков пишет, что логичнее всего при лаборатории организовать школу прививателей, чтобы можно было расширить охват территорий. Дело выглядит перспективным, поскольку местное население относится к теме с прививками крайне одобрительно.
Тут губернатор немного спойлерит свой визит в соседний уезд, где сам, вот этими вот руками, предотвращал эпидемию:
Проезжая из Печорского уезда в Мезень и выехав из Тайболы в с. Койнас, я был поражен полученными мною сведениями о свирепствующей в уезде эпизоотии сибирской язвы на всем скоте - рогатом, лошадях и овцах, причем павших голов насчитывалось уже больше ста. Объясняя лично по селам населению, что единственным средством борьбы может служить прививка вакцины, я, в то же время, вызвал из лаборатории по телеграфу трех врачей с достаточны количеством вакцины, и после поголовной прививки болезнь была прекращена в несколько дней по всему уезду.
Меня поразило разумное отношение крестьян к незнакомому им делу и быстрое их согласие на производство прививок. Так разумно относятся не только крестьяне и зыряне, но и самоеды, не вызывая никаких инцидентов и осложнений в работе снаряженных экспедиций. Наоборот, врачи являются всегда желательными их гостями и к ним население относится очень сочувственно.
Загуглил, ради интереса, Устьцилемскую лабораторию и нашел чела родом из Витебска, который в ней, судя по всему, работал, правда, уже после описанного в книге визита губернатора - с 1914 по 1917 гг. Не хухры-мухры, а доктор ветеринарных наук, три года в Лейпциге отучившийся, специалист по сибирской язве. Надо полагать, пробил губернатор в итоге расширение лаборатории.
Помимо ветеринарно-бактериологической лаборатории в Усть-Цильме действует еще и опытная сельскохозяйственная станция, которая изучает вопросы хлебов и трав, и Бибиков считает, что это дело надо расширять, потому что вообще в Печоре и, в частности, в Ижемском районе будущее за скотоводством. Оно уже сравнительно развито: здесь тоже все с коровами и лошадьми (вообще, Печорский уезд с Мезенью вместе впереди всей губернии по коноводству), и есть потенциал к переходу прям на промышленные масштабы, но на местах не хватает специалистов, хотя местное население готово и хочет учиться.
Ну, что еще? Проблемы с водкой. Тащем-то пьют в Архангельской губернии повсеместно, Бибиков про это писал уже неоднократно, но в Ижемском районе ему это больше бросилось в глаза во время посещения села Усть-Кожва - "полуразрушенного и захудалого" по причине тотального алкоголизма населения:
Пьют отчаянно и не только взрослые крестьяне, но и женщины и подростки и, по откровенному признанию самого населения, большая часть заработков идет на водку.
Откуда Бибиков знает, что все беды именно из-за алкоголизма? Об этом ему тоже сообщили сами крестьяне:
Во время моего посещения деревни почти все село собралось ко мне и среди крестьян раздавались единодушные пожелания закрыть винную лавку, при чем указывалось, что несколько лет тому назад та же картина наблюдалась в соседнем селе Усть-Лыже; только закрытие винной лавки спасло его от полного разорения и теперь в том селе стала замечаться даже зажиточность.
На самом деле, не только к Печорскому уезду относящаяся ситуация, я в газете "Архангельскъ" временами натыкаюсь на заметки о том, что крестьяне села такого-то требуют закрыть винную лавку / питейное заведение, потому что не могут не пить, но пить заебались. А закрыть лавку было не так просто, на самом деле, поскольку торговля алкоголем находится в ведении Минфина через акцизные ведомства, и приносит государству большие доходы.
Есть женщины в русских селеньях.
Господи, это прекрасно! Анон, спасибо, я в полном восторге и пацталом
Анон, ты рояль!
Сказка замечательная и пересказываешь ты отлично!
Спасибо, аноны, но это не я, а Шергин рояль.
Следующая сказка в сборнике веселая, но прям сквичная.
Называется она "Пронька Грезной", и является вариацией сказки №361 по классификации Аарне-Томпсона, известной под названием "Неумойка", сюжет которой выглядит следующим образом:
Солдат заключает договор с чортом, должен 7 лет не мыться и не чесаться; получает много денег, женится на младшей из трех сестер, так как старшие отказываются от него; сестры от зависти вешаются, чорт получает две души вместо одной.
В принципе, основы соблюдены, молодой человек по имени Пронька, больше всего на свете любящий деньги, действительно заключает контракт, по которому он:
пятнадцать лет не должен мыться, стричься, бриться, сморкаться, чесаться, утираться, ни белья, ни одежды переменять.
Однако не с чертом, а с богатым американцем, приехавшим в Санкт-Петербург развеяться. Со своей стороны этот достойный господин предлагает Проньке магазин на Невском в личное управление, и если тот действительно выдержит пятнадцать лет контракта, то этот магазин, а также все нажитые капиталы и предприятия перейдут в его владение. Ну а если нет, то сорян.
В сказках черт заключает договор в надежде получить душу солдата, а в чем же профит американского богача? Всё просто, этот уже немолодой мужчина находится в некотором душевном раздрае; можно сказать, в метаниях и исканиях:
Годы мои далеко, голова седа, детей, жены нету, денег не пропить, не происть. Нать диковину выкинуть всему свету на удивленье.
Короче, он собирается писать про Проньку книги и снимать кино, так сказать, реализовывать через него свое творческое начало:
Американин его помесячно аппаратом снимат во всяких видах, измерят, во сколько слоев грязи наросло, вшей вычислят, каждогодно насчет Проньки сочиненье издават. В американских тимато-графах стали шевелюшших Пронек показывать. Ну, экой бы славы не все рады.
За пятнадцать лет честной отработки контракта Пронька не только обрастает грязищей и вшами, но и становится главным кредитором царской казны, потому что деньги, как известно, не пахнут.
Тут соседни державы на царя войной погрозили. Надо крепостям ремонт, надо ерапланы клеить, выпускать удушливы газы. А казна порозна.
Прям видно, что по мотивам первой мировой сочинялось, ух. Пронька подумал-подумал и выдвинул условия: кредит даст только в том случае, если царь отдаст за него свою дочь.
Ты меня не заганивай в тоску, сопля пропашша!.. А у меня девки-то три, котора нать?
Как видите, тут тоже три сестры. Царь просит у Проньки портрет, и по нему представляет своим дочерям кандидата в женихи, которому папа должен много денег:
Старша глаза взвела на картину, с испугу в подпечек полезла. Папа ей кочергой добывал и ухватом — все напрасно. Друга дочка сперва тоже заревела, дале сграбилась за раму да с размаху родителю на голову и надела...
Как это и принято, отдуваться за всех приходится младшей из сестер. К счастью, она тоже, как и сам Пронька, больше всего на свете любит деньги:
— Вот, дорогая дочь, сватается денежный субъект. Не гляди, что грезишша да волосишша, он тебя оба-жать будет нельзя как лучче...
— Плевать я хотела, что там обажать да уважать! Ты мне справку подай, в каких он капиталах, кака недвижимость и что в бумагах!..
Есть сказки, в которых за меркантильность наказывают, но в этой сказке пятнадцать лет контракта истекают ровнехонько перед свадьбой, и честный американец передает Проньке все заработанные стопиццот мульонов рублей.
На друго утро он снял под себя городски бани на две недели и пригласил двенадцать человек баншиков и двенадцать паликмахтеров.
Поэтому на венчание тот является совершенно другим человеком, просто боже каким мужчиной:
Он явился, как написаной, бравой, толстой, красной, очень завлекательной. Царевна одночасно экого кавалера залюбила. До того все козой глядела, а тут приветлива сделалась, говорунья.
Да, а что по сестрам? А сестры действительно, в определенном смысле, оказались в аду, но не в христианском, а в капиталистическом, то есть в Америке. Я забыл упомянуть об этом, но в начале истории богатый американец приехал в Россиюшку не один, с ним приехали два младших брата-долбоеба:
Сидят в гостиницы, головы ломают, на како бы дело напуститься. Увидали на столе календарь. В календаре на картины царь написан с дочерями. Эти дочери пондравились. Давай посватаимся у царя! Вдруг да наше счастье.
Но тогда у них любви с царевнами не сложилось:
Кажна по четыре кукиша показала.
Но через пятнадцать лет, во время пронькиного сватовства, старшие сестры решили быстро, решительно сепарироваться от родителя, причем желательно куда подальше; вот, например, в ту же Америку.
По лору, то есть, получается, что не только старшие царевны пятнадцать лет тусили во дворце незамужними, но и братья-американцы не нашли себе новых зазноб. Ну, как говорится, кто умеет ждать, тот получает всё:
Ночью подали к воротам грузовик, чемоданы и обеих девок погрузили да и были таковы. Дале и повенчались и в Америку срядились на радостях. Мужья рады дома женами похвастаться. Жены рады, что от Проньки ушли.
Старший брат тоже, передав Проньке положенные капиталы, вернулся на родную вашингтонщину, где его немедленно вызвали в Белый дом и наругали за то, что просрал дохера бабла в чужой стране, когда можно было культурно потратить в своей собственной. В ответ старший брат предъявил пятнадцать научных монографий, который он написал и издал по мотивам своего эксперимента с Пронькой, а также братьев породнившихся с царской семьей.
Публика закричала «ура», тем и кончилось.