Вы не вошли.
А не посмотрел я фильм, потому что последние дни закрывал былинный пробел в своем краеведческом портфолио – читал роман «Братья и сестры» Федора Абрамова, первый из одноименной ТЕТРАЛОГИИ про вышивающих в аду на корочке хлеба жителей пинежского села Пекашино в военные и послевоенные годы.
Впечатления смешанные: текст местами корявый, но читается вполне бодро. По содержанию: ну, холод, голод, пот, слезы, кровь, секс; и былинная усталость, через которую люди, тем не менее, живут, так как не хотят умирать.
Если бы не тот факт, что большинство персонажей в книге – женщины и девушки, то можно было бы его целиком в тред вхумпа отнести, ничтоже сумнящеся.
Но цитату я запощу, пожалуй, не про вхумп, а с внезапным фемслэшем.
Ну, сириэзли, у них слегка токсичные вайбы.
– Вот уж нашли чему дивиться! – ухмыльнулась Варвара, которая, бог знает когда, уже успела переодеться и в белоснежном платке выглядела франтихой, пришедшей на гулянье. – Да разве за нашей Марфой кто угонится? – Варвара особо подчеркнула "за нашей" и посмотрела на всех так, будто в успехе Марфы есть и ее немалая заслуга.
– Экая ты, Марфушка… С тобой как с человеком, а ты как медведица. Да вы не бойтесь, – подмигнула Варвара гостю. – Это она на председателя…
– Ты хоть бы о доме своем спросила! – крикнула вдогонку ей Анфиса.
Марфа обернулась, свирепо сдвинула брови:
– Небось стоит? Не улетел? – Она схватила косу и, поплевав на руки, с ожесточением, с шумом врезалась в траву.
– Экая сумасшедшая, – укоризненно покачала головой Варвара. – Вот завсегда так: наорет, накричит. Нет чтобы ладком, как люди… Разве Анфисы вина, что немец наступает?.. Ничего! – подмигнула она, усмехаясь. – Это она по первости так, а злость сорвет – хоть гужи из нее тяни.
– Нет, с Марфой земной бабе не тягаться, – убежденно сказала Варвара. Она идет – земля колыбается, а трава, чего уж, сама со страху клонится.
Через некоторое время, когда женки немного успокоились, Варвара с пресерьезным видом заметила:
– А ведь она, бабы, права…
– То-то! Я всегда права! – уверенно сказала Марфа.
В ближайшей паре Лукашин без труда узнал величественную Марфу, с непокрытой головой вышагивающую под палящим солнцем, и щеголеватую, нарядную Варвару, бойко приплясывающую сзади нее.
– Что это они? Ругаются, а работают вместе? – спросил он, придерживая коня.
– Завсегда так. Ругаются, а водой не разольешь.
Как я люблю этот спецэффект, словами не передать.
Здесь были река, железнодорожный мост, корабли и левый берег, но теперь их здесь нет.
Мы живем на берегу большого белого ничего.
В эфире рождественский выпуск нашей рубрики "А чо там у деревенских?", про общий досуг молодежи женского и мужского пола в самый унылый месяц года.
Ну, честно говоря, вообще ничего внезапного; мне кажется, у стихийно собирающейся молодежи (а в статье речь идет, я предполагаю, по большому счету о подростках - аналоге наших десятых-одиннадцатых классов) всегда примерно как-то так и проходит самоорганизация досуга. Разве что больше не требуется предлог в виде рукоделия.
А вот что удивило, так это полное отсутствие взрослых в кадре. Мне почему-то казалось, что "беседа", во-первых, в принципе проводится в присутствии кого-то из старших, типа, чтоб молодежь в узде держать, но это ладно бы; так ведь здесь даже не упоминаются родители девушки, в доме которой устраиваются посиделки. Они, типа, как должное воспринимали, что у них до утра в одной из комнат колобродит толпа народу (если да, то мое увожение, конечно)?
Зато вот самим гулянкам до утра я не удивляюсь, так как уже читал в мемуарах о городской жизни, что там тоже было обыденным делом со званого вечера разъезжаться, отзавтракав, часов в семь утра следующего дня (мужчинам, разумеется; даме было прилично уехать раньше, часа в два-три ночи, например).
Проорал тут сегодня в вечность, в хорошем смысле этого слова.
Местная кукольная мастерская вписалась в проект с музеем Писахова, и они вместе делают какую-то там инсталляцию с фигурками персонажей из его сказок, и там, понятно, мужичок в тулупчике с рыбой на поводке, модница с граммофоном под юбкой, еще всякие узнаваемые личности и ВОТ ОНА!
Это соборна колокольня. Понимаете? Она идет взамуж за пожарну каланчу.
Это соборна колокольня. Понимаете? Она идет взамуж за пожарну каланчу.
Это прекрасно, анон!
Это соборна колокольня. Понимаете? Она идет взамуж за пожарну каланчу.
Чудо какое.
Анончик, пиши еще!
А вот вам про собаку Трефа, это какая надо собака!
https://foto-history.livejournal.com/72 … b740433232
Спасибо, аноны, очень приятно вас у себя тоже читать, конечно.
Новость про то, как один мужик в 1913-м году так себе съездил на духовный речардж в монастырь под Архангельском.
Надеюсь, капитан Козлов навел порядок в округе и керосин вернули законному владельцу.
Мне сериал "Топи" нравится, кстати, но с точки зрения истории и географии там странно.
Смарите. Герои, будучи выкинутыми из поезда посередь нигде, уютно загружаются в машину с Местным Жителем и отправляются к монастырю. По дороге они проезжают указатель "Топи - Мудьюга", потом бац, авария, они выбираются в деревню. Т.е. Топи, где бы они ни находились, расположены вблизи Мудьюги.
Поселок Мудьюга у нас в области действительно есть, только находится он никак не "под Архангельском", а в Онежском районе, в ста километрах от административного центра. Это если по прямой считать. А если считать по трассе, то и все триста.
Причем эта Мудьюга - не та Мудьюга, которая упоминается в заметке из предыдущего поста. Та Мудьюга, из патракеевской волости, находилась к северу от Архангельска, километрах в пятидесяти, и стояла, что неудивительно, на реке с таким же названием.
Недалеко от той Мудьюги находился и остров Мудьюг, на котором в годы Гражданской войны / Интервенции был создан концентрационный лагерь для пленных красноармейцев, позже - в увлекательное, но недолгое время существования Северной России, парламентской республики и военной диктатуры - перепрофилированный в ссыльно-каторжную тюрьму.
Ну вот, 50 километров - это еще куда ни шло, 50 километров - это не так уж далеко; можно и посчитать как "под" (хотя с точки зрения географии она "над"), но деревни-то этой уже давно нет.
Я вообще был уверен, что Глуховский перепутал онежскую Мудьюгу с островом, потому что как-то запомнил, что Местный Мужик в какой-то момент начинает москвичам втирать, какая тут жесть творилась в былые годы, похлеще чем на Соловках. Ну, это очевидная же ассоциативная цепочка вроде, так? Но сейчас на "Кинопоиске" запустил первую серию, а там вообще этого диалога нет; сразу, после того, как один из персонажей видит указатель, они в аварию попадают.
Это что, выходит, я этот диалог сам из головы придумал и на сценариста обиделся ни за что? Ну, пиздец, приехали.
Мы живем на берегу большого белого ничего.
Анончик, как хорошо ты выразил ❤️
Прочитал с большим удовольствием, подписался!
архангельский анон
архангельский анон
Земляк!
Давеча один чудак в каком-то из литературных тредов вбрасывал, что-де в условиях начала XX века в наших краях была напряженка с яблоками и грушами, так как в "глухую провинцию" не доставляли фрукты. У меня, понятное дело, пригорело; поэтому себе на память вешаю тут рекламное объявление из газета, опубликованное в декабре, в 1907-м году.
Если еще раз выйдет такой спор, буду врываться в дискуссию с ним наперевес в качестве неопровержимого документа.
Губернатор Бибиков доехал до Печорского края (это территория Республики Коми и немножко - Ненецкого автономного округа), а я, соответственно, до этого дочитал и теперь вам расскажу.
Край Печорский, он же Печорский уезд, занимает площадь в районе 300 тыс. квадратных километров (это как Томская область, например), а проживает на его территории всего 46 тыс. человек. Поэтому, пишет Бибиков, невозможно добыть по этим территориям нормальных статистических сведений, а также сведений по укладу жизни местного населения, ибо:
... что общего можно найти в жизни самоеда и русского старообрядца, в жизни Пустозерского и Ижемского районов? Между тем, все цифры о рыбном промысле, охоте, оленеводстве, земледелии, торговле отнесены как бы ко всему Печорскому краю и ко всем жителям его en bloc, чем извращается всякое представление как о целом, так и об отдельных частях этого, еще мало исследованного, но богатого и самобытного края.
Ну, т.е. население Печорского края делится на радикально отличающиеся друг от друга группы: великороссы, т.е. обычные русские (Пустозерск, 4,5 тыс. человек), русские старообрядцы (Усть-Цильма и окрестности - 9 тыс. чел.); зыряне, т.е. коми (все остальные территории); плюс еще везде отдельной статьей идут самоеды, т.е. ненцы.
Для разнообразия, кстати говоря, экономическая верхушка края занята и обжита не великороссами, а...
...предприимчивыми, зажиточными зырянами, в руках которых сосредоточены все капиталы края и почти вся его промышленность, торговля и оленеводство.
Но вообще, край живет небогато, не реализует полностью свой могучий экономический потенциал (лес, медь, нефть, скотоводство, рыболовство, оленеводство и пр.). Торгово-экономические отношения носят, в основном, бартерный характер; денежные средства в малом ходу. Почему?
Отредактировано (2022-12-14 19:18:28)
Потому что дорог в крае НЕТ.
Общим тяжелым условием, тормозящим экономическое развитие Печорского края, составляет полная его оторванность, в течение 10 месяцев, от всего внешнего мира, куда проникнуть является делом трудным и дорого стоящим. Вся жизнь уезда замыкается не только в самой себе, но и сообщение отдельных его частей между собой прекращается на всю зиму.
Они не то, что хуевые, как в целом по губернии, их ВООБЩЕ НЕТ. Единственный способ перемещения внутри края - реки: собственно Печора, её приток Ижма и приток Ижмы - Ухта. Именно по берегам Ижмы, кстати говоря, и располагаются селения уже упомянутых зажиточных зырян.
И даже с реками населению не повезло, так как нормальная среди них только Печора, а та же Ижма - неглубокая и малопроходимая; в июле-августе (которые по архангельским, например, меркам - самые жаркие месяца в смысле траффика водного транспорта) там не может пройти ни один пароход.
Бибиков пишет, что заказал у умельцев исследование на предмет того, нельзя ли реку Ижму, того-этого, расширить и углубить, но судя по общему тону большие надежды на этот план не возлагает. Гораздо более перспективным ему кажется идея с подводом ветки железной дороги в рамках проекта Уральско-Беломорской железнодорожной линии...
... долженствующей соединить Сибирь с Белым морем в Архангельске, причем линия эта спроектирована из Архангельска через Пинегу, Ухту и далее через Волгодскую губернию, на соединение с Богословской железной дорогой при станции "Надеждинский завод" и с веткой на Обдорск.
Ухъ, вотъ это бъ мы, архангелогородцы и наши соседи в Вологде, зажили, имея прямой путь сообщения с Сибирью! И Печорский край, пишет Бибиков, поднялся бы значительно, так как местное население получило бы возможность сбывать товары своего промысла не по бросовой цене в обмен на какие привезли продукты, а по нормальной цене, сложившейся в условиях конкуренции, и за вырученные деньги покупать товары, какие нужны.
В пример Бибиков приводит случай с семгой, цены на которую выросли с 8 рублей за пуд до 32 рублей за пуд, как только лазейку к местному населению протоптали, а скорее всего проплыли купцы из Санкт-Петербурга.
А ведь в Печорском крае неплохо налажено скотоводство; и, что не менее важно, оленеводство - более половины всего губернского поголовья оленей (около полумиллиона) именно этого края земли топчет своими копытами. Оленей покамест продают по 12 рублей за штуку - примерно по сотне тысяч в год, но эта цена занижена.
Тут уместно, конечно, будет сообщить, что проект Уральско-Беломорской железнодорожной линии не был реализован по очевидным причинам; так и до сих пор населению нашего богоспасаемого Архангельска в сибирские города приходится добираться с пересадкой в Москве, Вологде или Ярославле.
Что же касается территорий Печорского края, там - в Автономная область Коми (Зырян) - поезда пошли в конце 30-х годов, в составе Северо-Печорской железной дороги. Начиналась она в Котласе, а заканчивалась в Воркуте. Ну, или наоборот - это кому как больше нравится. Заключенным Севжелдорлаг и Севпечлаг, принимавшим участие в строительстве дороги, я думаю, этот вопрос был не принципиален.
Что же касается меня, то я еще ни разу не бывал в Республике Коми, но когда поеду, думаю воспользоваться автобусным маршрутом Северодвинск-Сыктывкар. Я уже ездил на нем в Красноборск и уровень комфорта, а равно и дискомфорта на нем приемлемый; кроме того, это всего семнадцать часов в дороге, а не полтора дня, как на поезде. Еще и пересадку в Коноше делать не надо.
С этого года у нас еще и авиасообщение с Сыктывкаром открылось, но там один рейс в неделю, заебешься с числами подгадывать.
А про более подробные впечатления Бибикова от посещения волостей Печорского уезда я в следующий раз расскажу. Уезд большой, и написано про него в книге тоже немало, надо осмыслить.
Отредактировано (2022-12-14 19:17:04)
Короче, я тут, пока суть да дело, осилил второй роман Абрамова из тетралогии, который «Две зимы и три лета». Ну, осилил – это круто сказано, он легко читается на самом деле; я не страдал, читал с интересом. Там 1945-1947 года, и натурально misery porn. Я весьма поверхностно знаком с системой колхозов (собственно, мои знания о них до этого тоже пришли из книги Абрамова «Вокруг да около», но там начало 60-х, немного другая обстановка), но то, что описывается, это какой-то леденящий душу пиздец. Вся система абсолютно бесчеловечная, еще и закручена так, что больше всего страдают те, кто пытается жить по правилам; а самое главное – она ненасытная совершенно: ты всегда должен работать, чтобы поднимать страну и помогать согражданам, но ты никогда не являешься тем самым согражданином, которому оказывают помощь, требовать будут всегда от тебя.
Там кульминационный момент – когда ударно отработавшие год колхозники в приподнятом настроении находятся, так как по расчетам выходит, что после сдачи государству норм по хлебу, у них реально останется что-то для распределения на трудодни; может даже по килограмму на один трудодень, но тут из райцентра привозят охуительные новости:
— Как известно, товарищи, — выкрикивал с крыльца районщик, - в прошлом году коварная стихия, то есть засуха, нанесла большой урон сельскому хозяйству нашей страны! А поэтому в нынешнем году план заготовок хлеба по нашему району удвоен, то есть мы должны дать в закрома родины двести пятнадцать процентов. Это великая честь, товарищи! И районное руководство выражает твердую уверенность, что ваш колхоз на деле, по-боевому оправдает высокое доверие...
Сосите, в общем, хуй, товарищи. Я посчитал тут, у семьи главных героев (семь человек, из которых старше восемнадцати – мать и старший сын, самая младшая еще в школу не ходит) получается в таких условиях норма в 200 грамм хлеба на человека в сутки. Ну, допустим, у них еще корова есть и огород, но климат-то северный, и, например, курицы у них нет, а натуральный налог никто не отменял: молоко, яйца, мясо, шерсть и шкуры на кожу, вынь да положь, граммы, килограммы, литры и штуки. Или давай рублями, но откуда у тебя рубли, если ты батрачил на колхоз, который платит трудоднями? А если ты батрачил на лесозаготовках, то как ты прокормишь корову, засеешь поля и обустроишь огород? И что ты купишь на полученные рубли, с учетом того, что местный магазин всегда пуст?
Колхозников еще и просто с посевной могут сорвать, потому что государству нужен лес, страну отстраивать. Как они будут жить, когда их догонят последствия? А никого не волнует, как-нибудь выживут, войну же пережили.
И там основной эмоциональный мотив: чувство усталости и обиды, потому что всем казалось, что вот, будет конец войны, и станет полегче, надо просто зубы стиснуть и перетерпеть, а по ощущениям – стало только хуже.
Сейчас за третью книгу взялся, там таймскип на четыре года, и вот уже и последствия этой всеобщей психологической травмы подъехали: мужики, а равно и бабы, не ведутся на агитацию, при малейшей возможности откосить от работы в колхозе – косят (кроме, конечно, главного героя, у которого типаж «бессмертный пони», хотя и он уже втихаря подумывает, что, возможно, его товарищи не так уж и не правы, когда больше думают о себе, а не о долге).
Также втихаря косят «государственное» сено для личных хозяйств, чем вводят председателя колхоза в унылое бешенство и вечную фрустрацию, потому что это поведение саботирует хозяйство колхоза и понижает его благосостояние, с одной стороны; а с другой – он прекрасно понимает их мотивы, какой смысл вкалывать на благосостояние колхоза, если в любой момент весь твой труд может тупо обесцениться по независящим от тебя обстоятельствам?
Еще почитываю (ну, как почитываю, раз в три дня открываю в рандомном месте и читаю абзац) книжку про колдовство на Русском Севере, только это не монография, а сборник материалов фольклорных экспедиций, годы с начала 90-х по 2013-й, что ли. Ну, как водится, группа объезжает территории и опрашивает информантов - довольно пожилых, в основном, людей - про всякое магуйство: колдуны, бабки-знахарки, ритуалы, поверья, нечистая сила, вот это всё.
И там отдельный раздел про заговоры для бытового использования; причем тексты списаны прямо со всяких домашних блокнотов, тетрадок, листов и т.п. Много текстов с дикими орфографическими ошибками, но часто у информантов эти блокноты - от родителей, которые, допустим 10-х, 20-х годов рождения, так что неудивительно.
Надо сказать, если в интернетах неграмотность тебе дает -500 к убедительности, то в тексте, обозначенном как заговор, она немедленно дает к убедительности +500. Типа такого вот:
Стану раба божья А благословесь пойду перекрестесь выйду из двирей водвери в ворота выйду в чиста поле погляжу в восточную сторону там стоит туча темная в тучи сидит матушка Присвятая богородица пускает стрилу огняную пади стрила огняная нинаводу ниназемлю а пади в раба божья... в буйную голову вритивое сердце в легко и в печень вовсе жилье допят распали и разожги раба божья - чтобы нимог нижить нибыть нипить ниисть без рабой божьей - ниутряной зори и нивечерний ниднем и ниночью ничасу часовать ниминуты коротать покатись раба божья - рабу божью - красным солнышком белым светом ныне повику Аминь
Стрила огняная нинаводу, вот это заебись, красиво. А вот еще текст, про который указано, что это, видимо, любовный заговор:
Ах, ты серебро, чисто, бело
походно и почетно, всем
царям, царицам и красным
девицам и удалым
добрым молодцам на
мои слова ключ, замокАминь 3 раза
Но я не знаю, что за заговор такой - для амбициозных бисексуальных полиаморов Каргопольского района, по ходу. Там, типа, надо умыться водой, в которой лежит серебряная монета, и потом эту монету с собой таскать. Видимо, тогда за короля замуж выйдешь; ну, или, по крайней мере, девушку себе найдешь хорошую.
Или просто имеется ввиду, что серебро - норм металл, можно любому человеку носить; просто пишущий забыл запятую поставить, ахах.
Какие вопросы волновали архангелогородцев в канун Рождества Христова 1910 г., если исследовать этот вопрос на рекламных объявлениях в газете?
Самые насущные, как и в большинство праздников:
Эх, сейчас бы не вот это всё, а сходить за Московским ореховым тортом, спотыкачом запастись, икрой кетовой, козулями с безвредными красками - ну, это уж само собой; сыра настоящего, швейцарского, купить; мандаринов; всем друзьям и родственникам закупить в подарок книжки (кроме тетки, тетка заказывала дорожный несессер); из оставшихся денег 50 копеек наскрести да махнуть на бал-маскарад в Соломбальское соединенно собрание.
Отредактировано (2022-12-27 09:23:55)
и с наступающим
С прошедшим, стало быть! :snow:
А я еще нашел про Рождество, правда, уже из принципиально другого временного периода, настолько другого, что я не могу понять, что делает автор заметки: неистово троллит или же наоборот, серьезен на максималках.
как полагается, т.е. со жрецами, идолами, жертвенниками и т.д.
Шикарно же! Тоже так хочу.
Спустя пять, получается, лет награда от итальянского короля все-таки нашла крестьянина Попова.
Прелесть писателя-деревенщика Федора Абрамова заключается в том, что ты садишься почитать про нелегкую (это мягко говоря) судьбинушку сельских жителей в годы войны, а также до и после, а на тебя без предупреждения вылазит пинежская анарх-квир-комунна.
Бывало, к нам в праздник в большую деревню выберутся — орда ордой. Все скопом — женатые, неженатые. С бородами, без бороды. Идут, орут, каждого задирают, воздух портят — на всю деревню пальба.
А дома у себя — никто не видит — и того чище. Уж каждый с какой-нибудь придурью да забавой. Один в сарафане бабьем бегает, другой — Мартынко-чижик был — все на лыжах за водой на реку ходил. Летом, в жару, да еще шубу наденет, кверху шерстью.
А Исак Петрович, тот опять на архиерее помешался. Бывало, говорят, вечера дождется, лучину в передних избах зажгет, набивник синий на себя наденет — сарафан бабкин — да ходит-ходит из избы в избу, псалмы распевает.