Вы не вошли.
Вот так выглядел маршрут Архангельск – Вардё в июле 1910-го года.
Дальше – Новая Земля, а к сему трактату я прилагаю старое фото села Юрома, в которое неизвестный доброжелатель согласился доставить веялки. От Мезени, куда эти веялки доставили изначально, оно находится в 115 километрах.
Эзра Миллер какой-то.
Петербургский проспект - это нынешний проспект Ломоносова, а вот его фото примерно тех времен.
Я было обрадовался, что вот же он - ресторан из заметки, но в разных источниках к прилагаемой информации указывают, что ресторан на фотке, как и гостиница, при которой он содержался, назывался "Урал"; стало быть, не он.
Кстати, о ягодах.
Ну, голубель - это голубика, ясное дело, а поляника - это княженика, называемая также арктической малиной или малиной нектарной.
Ни разу в жизни такую ягоду не видел, если честно, и не слышал про нее. По фоткам и правда похожа на малину, только слишком круглая.
а поляника - это княженика, называемая также арктической малиной или малиной нектарной.
Ничоссе! Не знал, что такая вообще бывает.
Есть такой популярный тип мемасов, где на фотке происходит какой-нибудь пиздец - как правило, сильно горит какое-то здание - а рядом улыбающийся ребенок или мамка с ребенком, которые не обращают на пожар внимание.
Я нашел такой мем среди фотографий Архангельска в 1909-м году!
Это 27-го июня, под конец городских гуляний по случаю 200-летия Полтавской битвы, загорелись бочки со смолой на Смольном Буяне - сейчас в Архангельске так называется улица, но в те годы это был буквально под открытым небом склад для бочек со смолой, пеком и скипидаром. Их оттуда грузили на корабли и увозили за границу, это одна из основных статей международного экспорта для Архангельска была. Ну вот, они и загорелись, а было их там - по словам очевидцев - больше миллиона.
Миллиона, конечно, может быть, и не было, но в сотни тысяч верю охотно. Нынешний Смольный Буян - довольно большой квартал, и если он реально весь был складом в те годы, то эти цифры не звучат как что-то невероятное.
Тушили до полуночи силами пожарных дружин и срочно вызванных из пригородной слободы солдат, при моральной поддержке горожан и монахов (белое здание на заднем фоне - Михайло-Архангельский монастырь). Плюс еще туда-сюда бегали рабочие, откатывали бочки, на которых не успел перекинуться огонь, а также - без отрыва от производства - надирались в ближайшей пивной.
Впрочем, пить пиво им в данной ситуации пришлось в вынужденном режиме, так как на пожаре с запасами кипяченой воды были только солдатские отряды; пить сырую воду в разгар эпидемии холеры (да, там еще и эпидемия холеры была в разгаре) - так себе затея, а владельцы трактиров в тот период усиленно рекламировали пивас как средство профилактики против холеры. То есть, кто-то пил пиво вместо воды, а кто-то после воды, чтобы не заболеть.
Погибнуть на пожаре, что примечательно, никто не погиб. Сгорел один дом, стоявший поодаль от пожара - от нагрева воспламенился материал, из которого были сделаны стены; да еще купец Израиль Исаакович Данишевский, которому принадлежала большая часть сгоревших бочек, влетел на убытки в 180 тысяч рублей.
аноооон, спасибо тебе огромное за безблог, читаю с удовольствием!
я и сам немного губернский тоже из северодвинска, как анон с предыдущей страницы, но уехал еще школьником и про историю области знаю мало. а у тебя столько интересного, что аж захотелось в архивы зарыться
за писахова спасибо отдельное, тоже не знал, что к попу не только девка нанималась, но и более продуманный парень
я и сам тоже из северодвинска, как анон с предыдущей страницы
Ай, да губернских земляков, кого ни встретишь в каком-нибудь интересном месте, так непременно из Северодвинска окажутся или, в крайнем случае, из Онеги.
за писахова спасибо отдельное
Это тебе спасибо, с твоего-то поста я и заведу новую рубрика для своего безблога, с цитатами из сказок Писахова (а может и Шергина) без контекста.
По пять штук зараз постить буду, например; так годик протянуть можно, ежели не частить.
Ах, ах! Как мне хочется апельсина! Ах, ах! Не могу ни быть, ни жить без апельсина!
Молод ты за работу деньги получать, у меня и больши мужики получают половину заработка и то не на всяк раз.
Теперь ненавижу в лодках ездить, как все, и ах как антиресно по реке самоходом гулять на особицу!
Почто, желанны, невеселы, почто ноги не плетут, из гостей идучи, головушки не качаются, глазыньки не светят и личики ваши не улыбчаты? Али нечем угошшаться было?
Оправдать, оправдать! На водку дать, на чай дать, на калачи дать! И еще награду дать!
Оправдать, оправдать! На водку дать, на чай дать, на калачи дать! И еще награду дать!
буду теперь гадать на цитатах писахова, которые ты кидаешь: какая больше понравится, так день и проведу
В закусках появился релевантный тред, но я за последние лет пять преисполнился и теперь отказываюсь не только называть, но и считать города, села и деревни губернии Зажопинсками.
Как говорится, у нас тут с дедушкой семь веков амбар стоял, а вас я не помню.
Поэтому няшные фоточки Чумбаровки запощу тут, а не там.
(фоточки не мои, конечно, я криворукий)
Вообще, она по-правильному называется проспект Чумбарова-Лучинского; и я гарантирую, что во всем городе и сотни человек не наберется, чтобы знали, кто это. В принципе, я и сам не знал, пока в прошлом году специально не посмотрел. Варианты обычно какие: либо поэт/писатель, либо герой революции/гражданки, либо герой Великой Отечественной, либо арктический исследователь (скорее всего, пропавший без вести во время экспедиции).
Ну так вот Федор Чумбаров был революционный деятель, поэт и журналист; поэтому и на Чумбаровке стоят памятники, в основном, связанные с литературой; лучшие, так сказать, труженики пера из местных: Степан Писахов, Борис Шергин, Козьма Прутков.
Родом Чумбаров был вроде бы из Каргопольского уезда, причем той поры, когда это была еще Олонецкая губерния. Ну да нам это все равно: Козьмы Пруткова, вон, и вовсе на свете не было, а памятник, тем не менее, поставили, раз родился под Сольвычегодском.
Тьюторов-волонтеров набирают, по объявлению.
Вот уже сам прочитал, что в Европе школы для глухих открывали с XVIII века, в России - с XIX-го, так что для 1913-го года наличие такой школы в городе не представляет ничего удивительного (тем более, что, судя по описанию, это скорее не школа, а что-то типа коррекционного класса), но я раньше над этим вопросом в историческом контексте как-то не думал, поэтому удивился.
Народная песня вот, в исполнении "Moon Far Away", про горькую женскую долю-долюшку.
Вообще, звучит как типичная песня-причитание: возлюбленный девушки намеревается уехать на два года, она расстроена и плачет, он индифферентен к её горю; но меня занимает социальная связь между, прости господи, лирическими героями в контексте второй части песни.
Эту песню можно найти и в других исполнениях (хотя мне они не нравятся, я импринтнулся о зубодробительное вступление от MFA и без него мне никак); и на всяких конкурсах и прослушиваниях народной песни часто текст идет только до момента, где Ваня говорит, что, мол, я поехал, давай тут как-нибудь без меня, одна. Вот как здесь, например:
И вот тут в тексте пропевается, что героиня - девка. Еще я варианты находил (тоже короткие) с "девушкой" или "девицей". Ну, вроде все интуитивно понятно, мудак Ваня поматросил и бросил, кто теперь такую замуж возьмет?
А вот, например, вариант исполнения от хора из Карелии:
Там текст ближе к концу расходится с тем, что у MFA (что норма для народной песни; где как записали), но выходит, что речь идет о муже и жене - "оставил жить ни девушкой, ни вдовой". У MFA тоже похожий вариант - "не солдаткой, не вдовой".
В чем прикол завершающих куплетов в версии MFA тогда, в которых героиня предвидит свое будущее социального изгоя? Почему мужней жене, в отсутствие супруга, должно быть стыдно здороваться с соседями?
Я раньше думал, что это поморская песня и еще больше недоумевал, потому что вот уж где должна была быть нормализована ситуация "муж где-то там далеко, жена на хозяйстве сама", но потом прочитал, что у поморов летние гуляния были не приняты. Окей, пусть не поморы, но у обычных-то северных крестьян уехать на заработки в город (даже, кстати, и в Питер) тоже не было чем-то из ряда вон; вот в этой книге, которую я читаю, губернатор об этом пишет как об обычном явлении.
Откуда тогда ощущение грядущего позора? Потому что срок слишком долгий и, типа, все равно будут зубоскалить, что бросил? Или что слишком рано из новосвитого семейного гнездышка сбежал, еще даже детей заделать не успели; значит, героиня, типа, провалилась как жена?
Писахов без контекста, второй выпуск.
– Я, – говорит, – братия, для пива готов, значит, и пиво для меня готово!
Теперича летать нипочем. Примус разведут, приладятся и летят. А в старо время только наша деревня летала.
Бабы, зарабатывайте больше. Надоели железны крыши, в них и виду нет, и красить надо. Мы крыши сделам из серебра и позолоченны.
Да что это тако! Да как это так? Да кричите всем миром, чтобы гуси воротились, чтобы дом мне отдали и чтобы жону вернули!
Одначе, варю себе треску, ем да и в ус не дую.
Ору с цитат, особенно про пиво. Спасибо что делишься, анон!
Бибиков в следующей главе своей книжки поедет на Новую Землю, а я как раз недавно читал про фауну Новой Земли и хочу представить в своем безблоге самого маленького сухопутного её представителя, любимую нямку пушистых арктических лисичек и вынужденный перекус северных оленей в голодные годы.
А на английский манер его называют леммингом арктическим. Его ближайшие бро, которые тоже встречаются на территории Новой Земли - это сибирский и норвежский лемминги.
Вычитал тут еще, что в смысле мифа о массовых самоубийствах леммингов злостно оболгали, они не стайные и никаких подтверждений этого мифа нет; просто ученые в начале XX века пытались наванговать обоснуй периодическим проседаниям лемминговых популяций и СУЕЦЫД был одной из версий. А потом эту версию один ушлый чел тиснул в детскую энциклопедию и пошло-поехало.
Поэтому лемминги людей не очень любят, что и зафиксировано на следующем видео:
Поэтому лемминги людей не очень любят, что и зафиксировано на следующем видео
Ого, какой суровый! Наорал, чтоб не лезли зря.
Ого, какой суровый! Наорал, чтоб не лезли зря.
Вообще, очень смелый! Если бы я, выйдя на дневной моцион, увидел приближающегося ко мне оленя-мутанта (а человек с точки зрения копытного лемминга, я думаю, как-то так должен восприниматься), я бы драпал дальше, чем видел, а этот еще и пытается ему втащить.
Тем временем, новости 123-летней давности из мира овощных закаток.
"Вол. Ж." - это "Вологодская жизнь", городская газета братской Вологды, так я посмотрел её архивы за август соответствующего года: заметка, на которую ссылается архангельский корреспондент, была опубликована 19 августа, а 23 августа там же было уже опубликовано подтверждение о том, что эти злосчастные огурцы действительно предназначаются для ярмарки в Архангельске, и даже фамилии зловредных купцов были опубликованы.
Это к вопросу о скорости обмена информацией в обычных условиях начала XX века.
Отредактировано (2022-08-21 11:51:49)
Писахов без контекста, третий выпуск.
Ну, да мы не привередливы, нам хоть и не всамделишна облизьяна, лишь бы смешно было.
Иду это я во сне. И така я вся нарядна, така нарядна, что от меня буди свет идет! Мне даже совестно, что нарядне меня нет никого.
Прибавляйся, для балаболу годен!
Из застолья выскочили и видим: за деревней человек удират, за зад руками держится, а по деревне к нам шуба бежит.
А каково нам с самоваром?
Чел летом 1908 года ездил на Пинегу и записал там аутентичную (наверное) народную молитву-заклинание для охоты на птиц.
Взялся тут еще книгу читать про женское предпринимательство в России XIX века, где-то одну шестую, может, прочитал; там сначала рассказывают про предпринимательниц среди дворянского и купеческого сословия, так как они, естественно, доминировали. Читать интересно, но я сам себе все это время напоминал лисиц из мема.
И вот, наконец, как начался параграф про предпринимательниц из низших сословий, мы с лисицами ДОЖДАЛИСЬ.
Женское промышленное предпринимательство характеризовалось смешанным сословным составом собственниц. Как уже говорилось, среди владелиц фабрик были не только дворянки и купчихи, но и женщины низших сословий. В качестве примера можно привести упомянутый ниже существовавший на рубеже ХVIII и ХIХ веков в Пинеге Архангельской губернии кожевенный завод мещанки Марфы Кокиной.
Это пока первая глава, обзорная, а потом будет вторая - типа, портреты конкретных личностей, и там будет отдельный в географическом смысле параграф - про неё и еще двух женщин. Потом тоже напишу, как прочитаю!
Это пока первая глава, обзорная, а потом будет вторая - типа, портреты конкретных личностей, и там будет отдельный в географическом смысле параграф - про неё и еще двух женщин.
Или нет, лол. Две другие - дворянки, владевшие лесопилками в Петрозаводске и его окрестностях. В книге делается смелое утверждение, что в конце XVIII века Петрозаводск относился к Архангельской губернии - на этом основании этих женщин и объединяют в одну главу, но, по-моему, это просто реально не соответствует истине.
Архангельская и Олонецкая губернии (а также их различные итерации - самих по себе и в составах наместничеств) действительно периодически менялись территориями, но это касалось, в основном, территорий Онежского и Кемского уездов, а Петрозаводск никакого отношения к Архангельску никогда не имел. В чем прикол, книга?
Что же касается уже упомянутой Марфы Кокиной, то владелицей завода (заводика даже, там всего трое рабочих было) она стала после того, как умер муж; заводиком управляла с помощью сына, который катал финансовые отчеты для Петербурга. Делали на заводе вот что - купленную у местных крестьян кожу дубили и красили в синий цвет с помощью сандала - индийского, который покупали у англичан, видимо, в Архангельске. Выделанную кожу потом продавали - сапожникам, для изготовления обуви.
Оборот у предприятия в 1800 году составлял, например, 2090 рублей.
Транспортное происшествие.
Отредактировано (2022-09-09 16:07:31)
Вот еще какую я заметку в том же номере нашел, некто Вьюгов амбивалентно зубоскалит в адрес поморов, отражая в своем тексте неоднозначное отношение к ним горожан.
Писахов без контекста, выпуск четвертый. Так сказать, кто ты сегодня?
Запонадобилась мне нова баня, у старой зад выпал да пол провалился.
А под окном громче заговорили, в спор вошли, на крик перешли.
Из избы выбрался, сел за угол. Как подумал о работе, так и устал. Отдохнул. Про работу вспомнил — опять устал. Так до полден от несделанной работы отдыхал.
Коли деньги шлют, значит, не обманывают.
Прихожу домой, а у нас франтиха-модница в гостях сидит, из городу приперлась, чаи пьет.
Я вот уже вторую неделю №3, а хотел бы быть №4.
Ну, главное, что не №1, сейчас было бы максимально некстати.
Прочитал, наконец, впечатления губернатора Бибикова от посещения Новой Земли!
Исторические вводные такие: северные промысловики приходили на архипелаг издавна, но в XIX веке подзабили на это дело, так как, в целом, рыбные промыслы начали приходить в упадок. Вместо русских архипелаг стали осваивать норвежцы, и в 1870-е годы правительство забило тревогу и развернуло кампанию по колонизации островов архипелага.
Бибиков в тексте, тащем-то, тоже говорит, что в промысловом смысле Новая Земля - плюнуть и растереть, в самый урожайный год (1911-й, когда выручка за все товары, проданные с Новой Земли составила около 27 тысяч рублей) выходило около 250-300 рублей на человека, что по меркам Архангельской губернии не то, чтобы не деньги, но не такие деньги, чтобы за них ехать в Арктику и там, вместе с женой и детьми, жить посреди ничего.
И это еще предыдущий губер, пока был у власти, озаботился нормальной организацией сбыта этих товаров, за счет чего выручка увеличилась раза в 3-4.
А вот вытеснить со своих территорий дерзких норвежцев - это тема. Кроме того, буквально накануне вступления Бибикова в должность, исследователи подтвердили, что на территории Новой Земли есть залежи серебра, меди, мрамора, диабаза и прочей годной для металлургической промышленности, так что колонизация выглядит делом перспективным, хотя и сложным.
А вот так выглядели колонисты самого новенького поселения на Новой Земле на тот момент - Ольгинского поселка, расположенного в Крестовой губе (это примерно центральная часть архипелага, с западной стороны).
Фото было сделано в 1911-м году. Ольгинский поселок, появился в 1910-м году. В 1912-м году население его составляли 7 мужчин и 9 женщин. На фотке, если с детьми считать, 8 мужчин и 6 женщин; не удивлюсь, если это весь поселок и есть.
А вообще поселков было четыре: Ольгинский, плюс еще 3 более старших селения - в Белушьей губе, на Маточкином Шаре и в становище Малые Кармакулы. В этих селениях проживало в общей сложности 17 семей на 88 человек, причем все - ненцы (которые в книге, естественно, называются еще самоедами).
Ненцы все были сюда привезены с материка, но, в целом, по мнению Бибикова, по крайней мере, на новом месте освоились, так как привычны к суровым условиям и нетребовательны к культурной среде. Живут в домах, хотя, когда уходят на промыслы летом, берут с собой чумы. Поскольку это православные ненцы, в Малых Кармакулах есть церковь, а при церкви - школа для детей.
Успешность обучения зависит от преподавателя, так как самоеды охотно занимаются грамотой и при бывшем, в прежние годы, иеромонахе Ионе дело обстояло прекрасно, но в последние два года занятия грамотой почти не производились. Преосвященным Нафанаилом ныне приняты меры к лучше постановке школьного дела и им даны надлежащие указания. Другая церковь-школа заложена и выстроена к текущему году в губе Белушьей и в организации этого дела принял горячее участие наблюдающий за церковно-приходскими школами к.с. И. Д. Козьмин, по инициативе коего она и возникла.
Интересно, а управленцы местные и духовные служащие тоже были ненцами? Или у них работа на Новой Земле считалась за служебную командировку, и в качестве населения поселков их не рассматривали?
Еще рядом с Малыми Кармакулами есть само собой образовавшееся поселение из двух домов, которые натурально два промысловика - Журавлев и Колосов привезли с собой из родного Шенкурского уезда.
Поселились они на Новой Земле по своей инициативе; больше бы таких людей, пишет Бибиков в конце главы, но система управления колониями пока что относится к смелым, инициативным и предприимчивым с недоверием, ставит им палки в колеса под предлогом защиты ненцев - мол, инициативные оборзеют и начнут тех эксплуатировать. Но Бибиков полагает, что причина в обычном "как бы чего не вышло", потому что у системы так-то есть все возможности пресечь эксплуатацию, если таковая действительно возникнет.
Велкам, короче говоря, на наш (а не норвежский) гостеприимный архипелаг, на котором еще не испытывают ядерное оружие.
Мною же отдано уже распоряжение о беспрепятственном допуске на Новую Землю всех лиц, желающих промышлять на ней и у её берегов.
Пароход ходит два раза в год, успевайте заказать билеты.
Отредактировано (2022-09-25 14:31:38)