Вы не вошли.
Решил вот посмотреть, что в стародавние времена делали 9 мая, а это, оказывается, тоже был праздник - Николин день (весенний, так как есть еще и зимний); и в газетах пишут, что его в иных деревнях было принято неделю отмечать.
В Мурманском пароходстве тоже праздновали.
Отредактировано (2022-05-09 11:23:25)
А мы с Сергеем Дмитриевичем перемещаемся на Мурманский берег (он же просто Мурман), т.е. на север Кольского полуострова / побережье Баренцева моря: от мыса Святой Нос до границы с Норвегией. Это территория длиною в 1,6 тыс. километров примерно.
Чтобы лучше понять, что происходит в этой главе, мне еще пришлось отдельно читать целую одну статью в Википедии онлайн-энциклопедии "Кольский Север" про колонизацию Мурмана. Где-то до середины XIX века эти территории у Российской империи просто, ну, были. На этих территориях саамы (лопари) периодически гоняли своих оленей, и всех такая ситуация устраивала. Потом, при Александре II, спохватились, что там под боком начала уверенно поднимать голову Норвегия в лице Финнмарка, и решили срочно осваивать территории. Напринимали законов о поддержке лиц, желающих поселиться на Мурмане; в том числе, разрешили селиться там не только русским, карелам и саамам, но и принявшим российское подданство финнам и норвежцам. Это предыстория.
Дальше пойдет несколько страниц увлекательнейших сведений о том, на какую наживку надо ловить треску, чтоб по уму было; еще не читал, но уже предвкушаю (нет).
Каждой новой странице безбложега - по музыкальной композиции аутентичных губернских групп; и да, это опять "Шесть мертвых болгар" с треком "Старичок", совмещающим электронику и аутентичную (я думаю) народную песню, исполненную женским вокалом с аутентичным (наверное) северным акцентом.
Надыбать текст песни в интернетах и заодно замерить ее аутентичность у меня не получается - поисковики пытаются подсунуть, понятно почему, "Калинку-малинку" или "Ой, калину" в исполнении то Бабкиной, то Кадышевой; а менее палевные строчки вообще не опознают.
Я еще не могу понять вообще, что поют каждый раз между тем, как дед врывается в толпу идущих, и тем, как он продолжает свой бег. Звуки "д", "н" и "ш", какие-то гласные между ними и слово "прямо" - вот всё, что я слышу там.
отлично пишешь, анон!
отлично пишешь, анон!
А знаете, кто еще отлично писал?
Блядь, это фото каждый раз, как в первый, и с каждым разом всё лучше и лучше.
Это Степан Писахов, если кто не узнал (или просто не знает, кто это); в годы творческой зрелости.
Душевно обогатил сегодня с его помощью свой словарный запас, не газетой "Архангельскъ" единой же.
Наизгиль али понасердки?
Я же тут не только Бибикова читаю, но еще и "Скитальцев" Владимира Личутина дочитал. Это современный автор (условно современный, он сейчас уже на девятом десятке), лауреат там всяких литературных премий; живет в Москве, но сам родом из Мезени и в книгах тоже, как я понял, использует постоянно мезенские сеттинги.
"Скитальцы" - ранний его роман, был издан в 80-х. Он разделен на две части, прям как "Тихий Дон"; и в первой части мне, собственно, и напоминал "Тихий Дон", только с поморами вместо казаков.
Ну, т.е. как я его читал:
Ожидания от первой части: нет ожиданий.
Реальность: тягучая, но, в целом, занятная история про трех детишек (два мальчика и девочка), которые примерно в одно время, т.е. в начале 1820-х годов, понародились в деревне Дорогая Гора, в 30 километрах от Мезени. Один мальчик - сын родителей, которые - ради разнообразия - поженились по любви; второго мальчика мать-одиночка прижила от беглого преступника (так вышло); девочка - третья дочь в старообрядческой семье местного воротилы, прошедшая непростой путь от обиды ебаной* до папиной принцессы. Повседневная деревенская культура и быт, всякие фишки, сопровождающие взросление, ссоры детей с родителями, ссоры родителей друг с другом, первая любовь, первое расставание, обиды и примирения, вот это всё.
Ну, ок.
Ожидания от второй части: продолжение истории трех центровых персонажей из первой части, уже повзрослевших и успевших переженихаться друг с другом, в деревне Дорогая Гора, в 30 километрах от Мезени; возможно, история жизни уже их детей, доживание их стариков; еще больше подробностей о мезенском быте, деревенских нравах, поморской культуре, еще больше насилия, старого-доброго ультра-насилия.
Реальность второй части: еще больше насилия, старого-доброго ультра-насилия, а кроме того:
Рекомендовать, наверное, не стал бы, но сам прочитал не без удовольствия.
Отредактировано (2022-05-14 09:48:59)
Устрою еще филиал именного треда по книге тут. Три семьи в центре повествования:
1 семья: муж Калина, жена Тина, сын Донат.
2 семья: мать Павла, сыновья Яков и Клавдий (еще есть дед Захарий, но он помер, не дождавшись унучиков)
3 семья: муж Петра (именно Петра, а не Пётр), жена Августа, мать жены - Васеня, три дочери - Евстолия, Мария и Таисья.
Августа в святцах есть, то есть ничто не мешало крестьянину так назвать ребенка, хотя все равно как-то непривычно в контексте деревенской семьи имя выглядит. А вот имени Тина в святцах нет. Я все ждал, что, может, прояснится, что она Алевтина какая-нибудь или Фотина, но так и не дождался.
Живут все, как я уже выше писал, в селе Дорогая Гора, которое и сейчас существует, только переименовалось в село Дорогорское. Это, по меркам Мезени, довольно крупное село, на почти 400 жителей. В соседней Кимже, например, всего 99 жителей.
Не знаю, чем завершить этот пост, пусть будет фото мезенской лошади в снегу.
Дальше пойдет несколько страниц увлекательнейших сведений о том, на какую наживку надо ловить треску, чтоб по уму было; еще не читал, но уже предвкушаю (нет).
Так вот, про треску. С треской на Мурмане все непросто; гораздо печальнее обстоят с ней дела, чем у соседей в Норвегии. У соседей в Норвегии отрегулирована логистика как вылова, так и сбыта, поэтому они всегда при треске и имеют возможность подгадывать продажу по высоким ценам. У России на Мурмане разброд и шатания, треска то есть, то нет, цены на нее периодически улетают в бездонный ад; Бибиков в частности приводит цифры текущего года, т.е. 1912-го: в Норвегии стоимость пуда трески держится в районе 1 р. 30 коп., на Мурмане падает до 30 коп. Беда.
В чем же причина такого печального положения событий и как новый губернатор планирует с ним справляться?
Отредактировано (2022-05-21 10:14:44)
Фотография кулебячек с мойвой в качестве визуал-саппорта к предыдущему посту.
Музыкальная пауза в честь того, что я осилил фрагмент про треску.
И текст. Текст бомбический, сразу понятно, что песня народная, отражающая бытовую культуру и реальные проблемы из жизни людей. Такую песню могла бы холиварка исполнить по партиям.
Вступительную часть исполняли бы аноны из "Заебавших родственников", серединную - аноны из треда про абьюз (отвоевавшие право петь в жесткой конкуренции с БДСМ-тредом), а на заключительной партии ко всеобщему удивлению на сцену бы вышел ансамбль из треда про дележ еды. И потом бы все они, и я тоже, от души посрались бы за феминизм.
Песня заявлена как поморская, исполняет хор териберский, на видосе слайд-шоу с мезенской росписью, причем я еще уверен, что я похожую песню находил в интернетах, и у нее там указывалось какое-то совсем другое географическое происхождение.
Как вот настоящие фольклористы, искусствоведы и культурологи, которые всем этим профессионально занимаются, крышей не едут?
Люблю истории с хорошим концом. Вот в этой истории Марина и Настасья не умерли, и слава господу.
Наконец-то, благодаря твиттер-аккаунту No Context Russia, в медийное пространство попала фотка не разваливающихся деревяшек, но чего-то действительно отражающего культурную жизнь и духовные чаяния нашего богоспасаемого Архангельска.
Газете "Архангельскъ" все бы русского человека пошеймить.
Не знаю, что им не нравится; мне кажется, с учетом личности Петра - максимально иммерсивное культурное пространство.
Речь про вот этот домик, если что.
Его построили для Петра, когда он приезжал в Архангельск в 1702 году, наблюдать за строительством Новодвинской крепости; а сейчас этот домик живет в Коломенском, переехал, так сказать, в Москву при советской власти. Это социальный лифт, получается.
Было бы, конечно, здорово его вернуть в родные края. С другой стороны, если все затребуют назад то, что у них когда-то стояло, так и без Малых Корел остаться недолго.
У Бибикова в книге на тему того, как нам обустроить мурманские промыслы, дальше шло вот что:
Среди промышленного Мурманского побережья существуют, в настоящее время, промысловые суда трех типов: карбасы, шняки и елы.
Тут-то я, честно говоря, и приготовился бесславно умереть под подробными описаниями всяких кораблестроительных приблуд, но вышло все гораздо проще. Основная фича этих судов заключается в том, что они - устаревшего типа; во-первых, парусно-гребные; во-вторых, беспалубные. В результате чего у промысловиков высокие риски при выходе в открытое море и вообще, ограниченные возможности по этому делу.
Карбас используется для хода в прибрежных водах, поэтому про него почти не говорится в тексте. Шняка и ела - для выхода в море; причем шняка - исконно поморский тип судна, в ходу с XI века, а ела (скорее, даже ёла, йола) - это примерно то же самое, но на норвежский манер. И покупаются они тоже у норвежских соседей, которые их массово распродают в связи с тем, что их настиг научно-технический прогресс, они пересели на моторные лодки; и теперь гораздо меньше зависят от погоды и течений, ловят больше трески и живают припеваючи.
Нам бы тоже так надо, но, пишет Бибиков, денег нет. Жители колоний не потянут своими силами покупку моторных судов. Хотя в целом они не против прогресса, и по предварительному опросу людей/команд, которые теоретически готовы были бы вписаться в авантюру с государственным кредитом (если бы Бибикову удалось его организовать, вопросы со страховкой порешать и вот это всё), насчиталось 75 штук.
Но тут вылезает еще одна внезапная (нет) проблема. Неоткуда брать моторы для суден. В Архангельске один завод, который теоретически мог бы заняться их сборкой - механический завод норвежцев Ульсена и Стампе - и прямо сейчас он не может, недостаточно мощностей, нет опыта и т.п. Поэтому моторы надо будет везти из-за границы, а по такому случаю неплохо бы еще и беспошлинный режим для них обеспечить.
Про то, есть ли возможность эти самые моторы везти из каких-то других уголков России, Бибиков пишет, что он о ней не осведомлен. Ну а я-то уж и тем более не осведомлен. Но, наверное, с учетом расстояний, даже если бы и выяснилось, что где-то за пределами губернии есть нужные заводы, доставлять их на места оказалось бы все равно накладнее, чем купить у норвежцев.
А пока Бибиков решает вопросы с моторами, мурманским поморам ничего другого не остается, кроме как выходить в море на елах и шняках каких-то.
Впрочем, они привычные.
Отредактировано (2022-06-12 11:44:11)
Достижение разблокировано: на Фестивале уличных театров руководитель "Оркестра живых статуй", голубь Анатолий, насыпал вам семок.
Анон, у тебя очень интересный блог, люблю Русский север и с удовольствием тебя читаю
Анон, у тебя очень интересный блог, люблю Русский север и с удовольствием тебя читаю
Спасибо, и это несмотря на то что я обленился и почти ничего не пишу.
А вот неутомимый Бибиков продолжает свое путешествие и в его рамках посещает центр Александровского уезда - город Александровск, который...
...возник в 1899 году по мысли бывшего Губернатора А. П. Энгельгардта т должен был служить выходным пунктом к северному, не замерзающему Екатерининскому порту на Ледовитом океане для железной дороги от С.-Петербурга через Петрозаводск, Повенец, Сумы, Кемь, Колу.
Если эту железную дорогу построят, то весь Мурман эхъ заживетъ, а вместе с ним и Онежский с Кемским уезды, и даже Олонецкая губерния, и даже Санкт-Петербург. Дело не только в рыбном промысле (хотя как там питерцы без нормальной селедки? без трески? разве это жизнь?), но также в лесной и горной индустриях, а также тупо в решение вопроса отрезанности Александровского уезда от всего на протяжении восьми месяцев в году из двенадцати.
Но это все в будущем. Смотрите, впервые к царской семье с прошением о строительстве железной дороги обратился Энгельгардт; значит, это было не позднее 1901 года. На дворе 1912-й, и только-только началось строительство железной дороги по маршруту Питер-Петрозаводск. Будут лит тянуть ее дальше - неизвестно, а пока...
...гор. Александровск остается маленьким административным пунктом, не имеющим никакого значения в торговом и промысловом отношении, так как лежит в глубине Екатерининской гавани, вдали от большого морского пути. Насколько частная жизнь здесь мало развита, видно из одного того, что частных домов в достаточном количестве для найма квартир здесь нет и все чиновники живут в казенных зданиях, которые, кстати сказать, сильно запущены и нуждаются в ассигновке денег на свой ремонт.
А на открытках вполне симпатично выглядит, я бы по такому погулял.
Ну и, забегая в далекое будущее, хочу, конечно, с некоторым огорчением заметить, что никакой железной дороги до Александровска не дотянули. Повели её сразу в Мурманск, урожденный Романов-на-Мурмане, 1916 года рождения.
Что же касается Александровска, то ныне он носит имя "Полярный", является административным центром ЗАТО Александровск и одним из пунктов базирования Северного флота. Телеканал ТНТ не так давно снял комедийный сериал про него.
6 июля 1913 года в газете "Архангельск" был какой-то бум на локальные новости, связанные с системой образования: и в Соломбале-то готовят к открытию женскую прогимназию, записывайте ваших дочерей всего за 30 рублей в год; и молодежь из Шенкурска внезапно рванула поступать чуть не всем уездом на педагогическое; ну а в женском епархиальном училище 34 девицы сдали ЕГЭ на гувернанток:
Из чего можно сделать вывод, что во второй половине 1890-х самые популярные имена для девочек (по крайней мере, среди духовного сословия) были Саша, Аня и Оля.
Не нашел, к сожалению, фоток выпускниц училища именно 1912-го года, поэтому будет одно неизвестного года (абстрактные нулевые XX века), а другое - 1916 года.
А само здание училища выглядело вот так и стояло, насколько я понял, где-то в районе Морского-речного вокзала.
Ахахах, я одно время дико умилялся газетным объявлениям в стиле "пропал кот", "нашли щенка", "проебали лошадь", потому что они ну ровно такие же, как в наши дни пишут, с поправкой на отсутствие лошади в жизни современного человека. Потом привык.
Но сегодня наткнулся на объявление, которое меня действительно удивило.
Интересно, удалось ли доктору Попову вернуть пропажу?
с поправкой на отсутствие лошади в жизни современного человека
Ну-у, как сказать. Июньская новость про лошадь из Нижнего Новгорода (TW: купание лошади плохо кончилось).
Спасибо тебе за твой безблог, анон-ТС! С большим интересом читаю и смотрю картинки; сегодняшний пост о женском епархиальном училище вообще очень в настроение попал, как раз сейчас пишу в тексте-превдоисторичке про возможности (или, скорее, их отсутствие) женского образования за пределами домашнего обучения в условном XIX веке и бурчу, что до начала XX века вообще было "всёплоха", а потом - хоть что-то, пусть и очень постепенно.
Ня, мордобойный балет!
"Оперная" - это Оперная площадь, ныне Площадь профсоюзов, тоже Морской-речной вокзал, но с другой стороны. Если я правильно определяю темное здание на этой фотке как подворье Сурского монастыря, то инцидент, описанный в статье, проходит где-то с левой стороны от электротеатра и белого домика.
и бурчу, что до начала XX века вообще было "всёплоха", а потом - хоть что-то, пусть и очень постепенно.
Ну, вообще, движение все-таки именно во второй половине XX века началось, по моим ощущениям. То же епархиальное училище свою работу в 1863 году начало (там тогда было 4 класса и до первого выпуска добралось всего 9 девушек), обычное светское училище для девочек из благородных семей, которое потом преобразовалось в Мариинскую гимназию и которое тоже давало выпускницам возможность преподавать в системе домашнего образования и в начальных классах, и того раньше - в 1848 году.
Ну и еще были приходские училища, со сроком обучения 3-5 лет, для сословий попроще. Это, конечно, аналог нашей началки, но все же читать-писать в них учили, а с такими познаниями в жизни проще устроиться и на службу поступить в какую-нибудь лавку или куда там еще молодые девушки поступали. В дом кухаркой, экономкой или няней, я думаю, тоже проще устроиться.
У, как на ностальгию пробило! Анон, спасибо тебе! Отличная тема, здорово рассказываешь.
Я сама из Северодвинска, недавно съехала в другую область, но как же не хватает родных болот... На Солзу ездить любила за ягодой и просто так, пройтись вдоль узкоколейки от Водогона до Кудьмы. Можно и автобусом, но там такие заросли вереска и багульника - красота!
На форуме "На севере" народ уже хвастается урожаем морошки.
Я сама из Северодвинска, недавно съехала в другую область
В Калининградскую или Ярославскую.
Я морошку не люблю (хорошо хоть бруснику и треску люблю, а то бы выписали уже из северян, наверное), но спасибо за название форума, я даже не знал, что есть такой! Вот сейчас зашел туда и обеспечил себе хорошее настроение на весь день.
Это будет мой любимый раздел там.
Ну, а я возвращаюсь к вдумчивому читению очерка Бибикова, следующий параграф который представляет собой страдания немолодого губернатора из-за не очень хорошо налаженной (а если откровенно - отвратительно, просто из рук вон плохо налаженной) работе торгового флота во вверенных территориях.