Вы не вошли.
Про названия еще хотел написать, подводя итоги. Это уже не Бибиков, это всякие разные источники с разной степенью достоверности, так как про местную топонимику больше строят гипотезы с привлечением финно-угорских языков, чем что-то утверждают однозначно:
Минутка губернского растениеводства.
Что помидоры в некоторых культурах считаются фруктом - это я слышал (в Тайване, например), а вот про огурцы не знал. Интересно, они расценивались как фрукты или как ягоды тогда?
Третья глава книги губернатора Бибикова посвящена Белому морю, которому с первого же абзаца дается отменная характеристика:
Белое море, одно из опаснейших морей для плавания, почти ежегодно приносит значительный материальный ущерб судовладельцам и грузоотправителям, ежегодно уносит много человеческих жертв. Большое количество подводных камней, кошек, банок, быстрые, неправильные и притом совершенно не изученные приливо-отливные течения, частые, жестокие штормы, сопровождающиеся осенью снежными буранами и продолжительными в это время года темными ночами и, наконец, туманами - настоящим бичом северных морей, в связи с полным отсутствием хороших, кроме Архангельска, портов и природных бухт, а также благодаря отсутствию правильных морских карт и недостаточности маяков, створных и опознавательных знаков и огней, делают плавание неуверенным, тяжелым и опасным.
Смешную историю о том, как - с такими вводными - в здешних местах возник первый международный порт России, я знаю и потом как-нибудь расскажу, а Бибикову до истории дела нет, ему надо сейчас пытаться что-то улучшить.
Он постановил сделать больше маяков богу маяков и оборудовать на островах в Онежской губе несколько портов-убежищ. По проекту на все про всё нужно было денег 2 миллиона рублей и времени 10 лет.
То есть смело можно утверждать, не сверяясь с источниками, а сверяясь только с датой выхода книги, что проект, если и начали, то вряд ли успели закончить.
Пока искал какого-нибудь из местных маяков фоточки, чтобы сопроводить пост, обнаружил, что в описываемый год маяков в Мезенской губе действовало не один, а два, так что губернатор, скорее всего, в них запутался.
В 1910-м году поставили Абрамовский маяк, и...
...как сообщается в “Лоции Белого моря” 1913 года, издали здание маяка было “настолько незначительных размеров”, что часовня, стоявшая с давних времен там же, открывалась раньше его.
Этот маяк сейчас не действует, заброшен и в упадке, хотя на некоторых фотках выглядит мученически-живописно:
Впрочем, лезть на него я бы, наверное, не рискнул.
А маяк, про который Бибиков пишет - это Моржовецкий маяк, т.е. маяк на острове Моржовец. Он с 1842 года там.
В одних источниках пишут, что маяк еще действующий и население острова - 12 человек; в других пишут, что на острове уже никто не живет, а про маяк ничего не пишут.
Но само строение, во всяком случае, еще стоит:
Во второй части третьей главы Сергей Дмитриевич Бибиков рассказывает о краях, которые нонеча входят в состав Мурманской области - о южном побережье Кольского полуострова, в лице Терского и Кандалакшского берегов. Он их объезжал на пароходике "Сергей Витте" в июле 1912 года.
Сельского хозяйства здесь практически нет, население занимается:
1) морским промыслом;
2) ловлей семги;
3) ловлей сельди;
4) лесным промыслом.
Давайте, что ли, начнем с морского промысла:
Чо там с семгой?
Семга, в зависимости от времени вылова, подразделяется на осеннюю, весеннюю и летнюю.
Впрочем, у Бибикова там же написано, что местное население сралось с властями по аналогичным вопросам еще в конце XVIII века, а воз и ныне там, так что непонятно, что из этого выйдет; особенно с учетом размера территорий, за которыми нужно будет установить надзор.
Про проблемы с кадровым составом чиновников в местных краях мы уже читали (маленькие зарплаты и огромные территории), а теперь будет то же самое, но про медицину:
В селе Кузомень - местожительство чиновника по крестьянским делам, имеющего участок протяжением в 1434 версты, а также и сельского врача, но такового никогда и не было.
Следующий параграф пошел - про поморский национальный характер. С ним губернатор Бибиков бегло ознакомился, осматривая Поморский берег Кемского уезда.
Поморский берег, если говорить грубо, тянется по побережью Онежской губы Белого моря между реками (а заодно и городами) Онега и Кемь. Сейчас его части входят в состав Республики Карелия и Архангельской области в пропорции примерно 2 к 1, а в былые времена эти территории периодически перетасовывались между Олонецкой и Архангельской губерниями.
В общем, познакомился Бибиков с поморами и преисполнился симпатии. Если бы поморы не бухали, то это были бы идеальные люди (по крайней мере, с точки зрения правительства, хех):
Открытый, прямой, независимый, приветливый, общительный, гостеприимный, стремящийся научиться грамоте, - помор в то же время обладает настоящей русской душой и любит от всего сердца все русское, все родное.
Но, к сожалению, тут тоже край функциональных алкоголиков. Впрочем, как и многим другим на Севере, это не мешает им жить хорошо:
Зажиточность поморов сквозит во всем при посещении населенных пунктов. Прекрасные, в огромном большинстве двухэтажные дома, заключающие в себе от 3-5 комнат на одну семью, хорошая утварь, дорогие самовары, подчас городская обстановка, хорошая и даже во многих случаях богатая одежда, золотые вещи (у всего населения Архангельской губернии обручальные кольца исключительно золотые) свидетельствуют с несомненной ясностью, что жители поморья не только сыты, но и зажиточны; во многих же семьях наблюдается богатство.
Поморы, в полном соответствии своему названию, живут морем (преимущественно - ловят треску, пилят доску сельдь и навагу) и имеют давние, хорошо отлаженные торговые связи с Норвегией, что, безусловно, вносит дополнительный вклад в общее благополучие. На весла и паруса детей сажают чуть не с младенчества, чтобы привыкали, а на дальние промыслы мальчиков начинают брать с 10-летнего возраста.
Как обучают девочек - не уточняется, но видимо тоже что-то делают, так как поморки, по словам Бибикова, хотя и не совершают переходы до какой-нибудь Новой Земли (километров так с тыщу на северо-восток), но по родному Онежскому заливу плавают только в путь. Собственно, близкие промыслы и выполняются преимущественно женским полом.
Два кейса приводит Бибиков для иллюстрации своего тезиса:
В общем, отменный народ, придраться почти и не к чему. Еще бы сельдь солили по-нормальному, а не на отъебись, и навагу не ловили, пока она слишком маленькая.
До Кеми, кстати, губернатор в этом путешествии, так и не добрался, зато посетил Онегу, которой тоже остался доволен и даже назвал её лучшим из уездных городов губернии. Онега выглядит прилично, в ней пилят доску на пяти заводах, а также ловят семгу – лучшую, якобы, во всей империи.
Ну, лучшую так лучшую, почему бы и нет.
такие вот люди
А мужики-то модники! В шляпах, с цепочками!
А мужики-то модники! В шляпах, с цепочками!
Это да! Я бы по шляпам предположил, что во время заезда в Норвегию сходили пошопиццо.
Хотя, конечно, могли и в Архангельске купить, и у финнов, которые тут недалеко (и на которых Бибиков будет бухтеть в следующей части).
Вообще, много где могли, долго ли скататься, если практически все при личном водном транспорте.
Отредактировано (2022-05-04 08:00:34)
Анон, какой же ты классный! Очень интересно тебя читать, спасибо!
Анон, какой же ты классный! Очень интересно тебя читать, спасибо!
Awww. Спасибо, мне очень приятно это слышать!
А так я шел сюда дописать, в чем была проблема с сельдью!
Проблема была в том, что поморам было глобально похуй.
Кстати, Бибиков не первый, кому поморская засолка а-ля nam pohui стала поперек горла. За 6 лет до его вступления в должность аналогичным образом (правда, не по сельди, а по треске и пикше) страдал арктический исследователь Леонид Людвигович Брейтфус. И по мотивам своих страданий даже написал книгу - сборник методических рекомендаций.
Назвал он ее обтекаемо "Улучшенный посол трески и пикши по голландскому способу", но там в предисловии такой крик души, что сразу понятно - это самоцензура, а черновой вариант назывался "Поморы, блджад, солите рыбу по-нормальному, а то чо вы как не знаю что".
Спасибо, анон, что носишь всякое. Я был в Архангельской области один раз и проникся, читаю с удовольствием))
Сельдянка выглядит вот так,
Злые бочки превращают живых людей в солёных рыбов!
Анон, спасибо, очень интересно читать!
Спасибо, анон, что носишь всякое. Я был в Архангельской области один раз и проникся, читаю с удовольствием))
Анон, спасибо, очень интересно читать!
Спасибо, мне тоже!
Злые бочки превращают живых людей в солёных рыбов!
Может, тут обратный процесс: в бочках зарождается человеческая жизнь из соленых рыбов.
В третьей главе Бибиков еще рассказывает про карелов (он пишет их через "о" - "корелы"), что они прекрасный и нравственный народ, в большинстве своем - православный, который, в целом, с уважением относится к русской государственности.
Давайте тут немножко справки статистической, зря я, что ли, данные переписи смотрел, там есть разбиение по родным языкам. В 1897 году населения, разговаривающего на карельском языке, в Российской империи проживало около 208 тысяч, из них абсолютное большинство - около 118 тысяч, т.е. порядка 57% - в Тверской губернии.
Сделаем перерыв на губернские новости, благодаря которым я выучил новое смешное слово - "коковар".
Только непонятно, зачем шельме Драчеву понадобилось мешать коровье масло с кокосовым. Ну, т.е. фальсифицируют же обычно, потому что это удешевляет себестоимость, так? Неужели кокосовое масло в условиях севера начала XX века стоило дешевле сливочного? Почитай, Холмогоры со своими холмогорскими коровами близко, Африка и Азия - далеко. В чем выгода?
Драчев клал в свое "масло" одну четвертую часть, а на 2/3 сдабривал его коковаром.
Меня смущает этот рецепт, потому что 1/4 и 2/3 не дают в сумме единицы. Туда явно что-то ещё подмешивали. Загадочно.
Неужели кокосовое масло в условиях севера начала XX века стоило дешевле сливочного
Могло. Кокосовое — растительное и транспортировать и хранить его (и орехи как сырьё) наверняка было проще и дешевле, чем сливочное, которое без холодильника очень быстро портилось. Я читал у Одоевского совет, как сохранить купленное утром сливочное масло свежим до обеда, и это был тот ещё квест с водой, солью, гнётом и чем-то ещё.
Кроме того, сливочное масло, я щас нагуглил, продукт дорогой, потому что для получения 1 кг молока нужно затратить 22-25 кг молока в зависимости от жирности. И я не уверен, но, может быть, в условиях севера прокормить корову было не так-то и легко, что тоже вело к удорожанию.
И вот, смотри ещё, что нашёл:
Широкий размах в России и в Саратове в 1890-х годах приобрела фальсификация товаров. По данным местных санитарных врачей, молоко в 80 процентах случаев продавалось «снятым», разбавленным водой с добавлением соды и борной кислоты; квас был «сильно разведённый, прокислый и загрязнённый»; сливочное масло содержало примеси из сала и маргарина; «мясо и битая птица для придания им свежести – надуваются». В октябре 1911 года на Верхнем базаре конфисковали до 100 пудов коровьего масла, разбавленного коковаром (кокосовым маслом), задержали 13 человек. Газета «Саратовский вестник» писала:
«Много ли вы клали на пуд масла коковара?» – спрашивает мировой судья. «Не в масло клали коковар, – отвечает один из обвиняемых, – а в коковар пущали для духа немного коровьего масла». Коковар был уничтожен, а задержанные оштрафованы на 15 рублей каждый. Врачи предлагали открыть в Саратове городскую станцию для анализа пищевых продуктов, но дело не пошло: не было ни специалистов, ни оборудования.
Так что не Архангельской губернией единой.
Отредактировано (2022-05-05 23:36:42)
И я не уверен, но, может быть, в условиях севера прокормить корову было не так-то и легко, что тоже вело к удорожанию.
Ну, не то, чтобы легко, но вообще у нас тут с XVII века выведена специальная морозоустойчивая молочная порода, поэтому именно с молочными продуктами все сравнительно неплохо с тех пор. И даже сейчас, по моим ощущениям, это единственная по-настоящему нормально функционирующая в регионе пищевая отрасль.
Но вот про то, что кокосовое масло дольше и проще хранится, я не подумал, тут ты прав, наверное.
Энивей, на Соловках Бибиков тусил два дня, а поскольку это было лето - попал в самый разгар туристического сезона - туда с мая начинали приезжать православные паломники. Поэтому в монастыре было не чинно-сурово-благородно, а весело, говорливо и по светской моде.
Монастырская тюрьма к тому времени была уже 30 лет как закрыта, и ничто, так сказать, не омрачало.
Ну и в целом Бибикову монастырь понравился, все в нем устроено по уму:
Везде здесь предпринимаются улучшения, сообразно с состоянием современной техники. Сеть многочисленных, покрывающих монастырские острова, озер соединяется каналами, для использования в качестве движущей силы разницы уровней водной поверхности; устанавливается электрическое освещение, а также применяется электрическая энергия в качестве движущей силы; развиваются отрасли сельского хозяйства и скотоводства на рациональных основаниях; заводится правильное и ценное рыбоводство и животноводство в озерах и лесах Соловецких островов; расширяется собственное монастырское пароходство, параллельно с расширением монастырских эллингов и верфей*; развивается производительность различных мастерских, одевающих и обувающих монастырскую братию; и весь уклад монастырской трудовой жизни кажется построенным на прочном, незыблемом основании.
* - я не знаю, в чем разница между этими понятиями; вроде бы, и то, и другое - места для постройки и ремонта судов.
На прочном и незыблемом, эхе-хе.
Ну, вообще, по большинству отзывов тех времени Соловки и правда были мега-институцией, не только в религиозном, но и в хозяйственно-промышленном смысле.
В период паломничества там становилось примерно вот так:
Сейчас тоже ничего выглядит; во всяком случае, гораздо лучше чем в советские годы; особенно в некоторые.
До былых масштабов, конечно, еще пилить и пилить, да и есть ли смысл.
Ходил вот на сайт Соловецкого монастыря в безуспешных попытках узнать, сколько у них сейчас монахов, так там есть ссылки на аккаунты в соцсетях: вк, ютуб и тикток. Ну, первые два - это понятно, но тикток? Святые отцы, братия, зачем вам тикток?
Сходил, конечно, заценить его. Самый популярный видос у них про выпекание просфор; а так контент - природа, живность всякая, монахи ходят туда-сюда и занимаются разными делами, иногда под колокольный звон.
Отредактировано (2022-05-06 11:07:50)
Техно-кавер на "Мой костер в тумане светит" от "Шести мертвых болгар", например.
Если русские романсы, то - только такие.