Вы не вошли.
Смотрел сегодня газету за 8 ноября 1913 года, там заметка о том, как лоцманы гуляют 300-летний юбилей своей службы.
Решил посмотреть, как сейчас отмечают (а отмечают точно, анонов дядька десять лет назад гулял уже на 400-летнем юбилее), а современные заметки вроде как от 21 ноября. Ну, думаю, разброд и шатания в головах, с датой определиться не могут. Потом дошло, ахаха.
Фотографии с мероприятия, еще и в ничего так качестве, вот что значит - отмечают небедные люди.
А это просто лоцманы стали в ряд, слева направо.
Вообще-то лоцманскому комьюнити больше лет, просто принято отсчитывать от 1613 года, потому что именно в этот год Архангельск стал Архангельском официально - а раз так, то всё, что было раньше, называться Архангельским обществом лоцманов не могло.
Вот она, сила СМИ.
Сумский Посад нонеча территориально относится к Республике Карелия, и оттуда родом капитан Воронин, именем которого названо немало географических пунктов в Арктике, а у нас в городе - улица и Арктический морской институт, который бывшее мореходное училище. Само училище было основано в 1781, оно лучшее в Москве старейшее из мореходных то ли в России, то ли только на Русском Севере. Будущий капитан его окончил в 1916 году, а имя его присвоили училищу в 1980-м.
Почему оно теперь институт, я не знаю: как в нем обучали испокон веков судоводителей и судовых механиков, так и теперь занимаются преимущественно этим. Может, они НИИ или что-то вроде этого.
Радуемся за нашу детвору, что, наконец, и о ней вспомнили.
Прикольный образчик пассивной агрессии сарказма - кажется, у автора заметки накипело. Спасибо, что приносишь интересное, про речников и моряков в частности.
Прикольный образчик пассивной агрессии сарказма - кажется, у автора заметки накипело.
Хах, по моим общим ощущениям, редакция "Архангельска" до 1914-го года - пока Первая мировая война не началась, то есть - состояла из сарказма и пассивной агрессии на 50% как минимум. Я из-за них подцепил прилагательное "богоспасаемый" ("... в нашей богоспасаемой России") и никак не могу от него теперь отделаться.
Не всегда, но временами они правда очень ехидные.
Но заметка, которую я сегодня хочу запостить, обычная. Наткнулся на неё сегодня и понял, что это вселенная посылает знаки, что я читаю книгу губернатора Бибикова уже год, и надо как-то взять себя в руки и закончить ее, ахаха. Там всего-то и осталось, кажется, что по Мезени проехаться.
Интересно, реального дельфина в Соловкам занесло, или это была белуха? Не помню в краеведческом музее дельфинов, но я и был в нем (точнее, в его флоро-фаунной части) последний раз еще в бытность школоло и, конечно, запомнил только белого медведя. Сейчас почитал на скорую руку про дельфинов - получается, что из Баренцева моря в Белое иногда заплывают потусить...
Морская свинья милая, на большинстве фотографий выглядит ужасно заебавшейся, прямо как я за две недели до нового года.
Вот еще случилась история: один помор развел страховую контору на бабло, а другой помор его за это осуждает, фу таким быть, говорит.
Отредактировано (2024-01-14 15:23:38)
один помор развел страховую контору на бабло, а другой помор его за это осуждает, фу таким быть, говорит.
Осуждаю осуждателя, трудное время было, все выживали как могли
Осуждаю осуждателя, трудное время было, все выживали как могли
Так у них там что-то типа страхового кооператива, поэтому осуждатель беспокоится не только за мораль, но и за собственный карман; на мой взгляд - вполне обоснованно.
Отредактировано (2024-01-17 15:08:16)
Нашел себе в коллекцию слегка крипового и немного токсичного бытового фольклора колыбельную, которую мои любимые "Шесть мертвых болгар" любезно положили на эмбиент.
Они трек назвали "Kargopol Tale", и в сборнике "Северные байки" Б. Ефименковой, на который я наткнулся в поисках текста, она действительно значится, как колыбельная из Каргопольского района, под названием "Спи-тко, дружок". Она длиннющая - семь страниц, по сравнению с 1-2-мя у большинства других колыбелен, в песню вошли от нее процентов, может, восемьдесят текста - нет заключительной части и выпущены от греха подальше серединные фрагменты, где поющая (по всему выходит, что это бабушка ребенка) просит его на сегодня умереть и дать ей отдохнуть.
Ну, понятно, что имеется в виду не реальная смерть, а типа "усни, успокойся", но все равно стремновато, хех.
Спасибо за интереснейший безблог, анонче.
Я нынче в соседней губернии республике, страшно люблю такие краеведческие, этнографически-исторические раскопки 🧡
Отредактировано (2024-01-17 16:33:19)
Я нынче в соседней губернии республике, страшно люблю такие краеведческие, этнографически-исторические раскопки 🧡
Привет! А ты из корелов слева или из зырян справа?
К слову, о сарказме, вот тут у человека в восьми с половиной строчках столько пассивной агрессии на тему потворства алкоголизму, что у меня ощущение, будто я чей-то безблог на холиварке читаю.
По дороге в какой-то деревне был в дивнейшем местном музейчике, созданном местной энтузиасткой-учительницей, слушал, как она переходит на местное цокающее наречие — и млел от восторга))
Я в Каргополе и окрестностях тоже только один раз был, но мы не ходили в музеи, а ездили старые церкви смотреть и монастырь еще.
Вот эта моя любимая, в Красной Ляге.
Стоит в гордом одиночестве, по радиусу в несколько километров вокруг нее нет НИЧЕГО.
К слову, о церквях!
В Кирхе (ето бывшая лютеранская церковь, в нее ходили немецкие протестанты, проживавшие в нашем богоспасаемом Архангельске до революции, потом там был спортивный зал, мамка анона там в баскетбол гоняла с подружками, а теперь там обретается наша Поморская филармония и всякие заезжие музыканты) похвастались, что Петрикирхе их включила в свой календарь на 2024 г.
Похвастаюсь и я, люблю Кирху.
Она у нас одна, так что имени не носит, её просто все так и называют "Кирхой", хотя вообще она была, в бытность церковью, имени Св. Екатерины.
Отредактировано (2024-01-20 14:51:39)
Стоит в гордом одиночестве, по радиусу в несколько километров вокруг нее нет НИЧЕГО.
Красотища! Мы с мужем, как переехали в Карелию и были пободрее и посвободнее, тоже в удовольствие наездились поглазеть на церкви-часовни.
Моя любимица — часовня Рождества Богородицы в Маньге.
И о, Кирха тоже красивая! Всё-таки в лютеранских кирхах особенно устроенные пространства, чудно наполненные светом.
Прочитал сегодня твой безблог, анон, получил огромное удовольствие. Вкрашился в губернатора Бибикова.
У меня есть бумажная книжка «Русский север: брошенная земля», я отфоткаю и выложу тут интересные странички, если хочешь. Там есть немного фольклора.
Ещё, если интересно, вот тут собраны материалы об истории северных морских биостанций на Беломорье и Мурмане.
https://www.littorina.info/
Масленицу в 1909-м году в городе отметили, и слава господу.
Интересно, насколько я знаю, лесозаводом на 6-й версте (это, по сути, дореволюционная версия ЛДК №3) владели совместно Альберт Сурков и Егор Шергольд, а называют его только "заводом Суркова".
Кстати, вот он.
я отфоткаю и выложу тут интересные странички, если хочешь
Спасибо, анончик, эту книгу я знаю, она есть у приятельницы и я с ней обязательно ознакомлюсь, как только прочитаю все свои другие книги о локальной культуре, которые накупил в краеведческом угаре. Лет через пятьдесят, стало быть, такими-то темпами.
Губернатор Бибиков, меж тем, выехал из Печоры в Мезень (дорога - полный восторг, на протяжении 250 километров пути всего одна деревня; и с десяток почтовых станций), и отдельную главу своего отчета - всего в две страницы, правда, длиной - посвятил Тайболе, через которую, собственно, и ехал.
Он слово пишет именно с большой буквы, и по описанию его выходит, что это конкретное пространство, а не тип местности, как я думал раньше.
Тайбола - это колоссальная, в несколько миллионов десятин, лесная площадь, покрывающая весь Тиманский хребет между реками Печорой и Мезенью и на большем своем пространстве не приносящая никакого дохода. Ближайшая к Печоре часть Тайболы состоит из елового леса, находящегося в крайне жалком, запущенном состоянии, заваленного сплощь буреломом, сухопадом, часть которого подверглась полному гниению. Затем, с удалением вглубь, на смену ели все чаще и чаще появляются лиственные породы с преобладанием березы и только в бассейне р. Мезени появляется сосна, образуя целые массивы, эксплуатируемые лесопильными заводами. Страшным бичом хвойных лесов являются лесные пожары, уничтожающие ежегодно большие площади леса, и на нашем пути таких пожарищ встречалось немало. Средняя часть Тайболы, покрытая преимущественно березой и другими лиственными породами, не представляет никакой ценности и служит, до последнего времени, лишь рассадником дичи и пушного зверя, но, к сожалению, усиленная охота крестьян Печорского и Мезенского уездов привела к сильному оскудению лесов и в этом отношении. А между тем Тайбола, с протекающими по ней реками и горами Тиманского хребта, как бы самой природой создана служить естественным местом дя размножения птицы и зверя. Тайбола - единственное подходящее место в восточной части Архангельской губернии для устройства заказников от охоты, к чему надлежало бы прибегнуть в самом непродолжительном времени для предупреждения полного, в близком будущем, исчезновения дичи.
Обидно стало за лиственные породы, неужто они и вправду такие бесполезные с точки зрения промышленности?
- Куроптев, ты знашь, што полагается за нарушение тишины и спокойствия в обшественном месте?
"Куроптев" у Шергина - это адаптация сказки про солдата и смерть, настолько известной, что даже я ее опознал стремительно, лол.
Куроптев навоевался, по окопам навалялся, всех вшей досыта накормил, тогда службе еговой строк вышел. Можот идти на все четыре стороны, куда любо. А у Куроптева ни кола, ни двора, ни милого живота, ни образа помолицца, ни веревки задавицца, ни ножа, чем зарезацца.
– Люди всю жись рай зарабатывают, а ты без заслуг, только в силу моих к тебе личных симпатий сюда попал – и то тебе, болвану, не сидится… Больше ничего, што в аду тебе лучша прописаться.
- Сопроводительну бумажку получить можно?
- Спешно известим сами. Ступай туда. В аду ворот много и все входы настежь.
Куроптев идет день, о закатимом повернул во мрачну сторону. И вот горелым запахло, потом скрежет и виз слыхать стало. Дале – корпуса увидал высоки, ворот много. Ад есть. Черти Куроптева под локотки примают, в жарко место садят.
- Товариш Куроптев, это што?
- Храм божий ставим. Слыхано ли, штобы помолицца затти некуда было. План готовой, сейчас на биржу за рабочима пойду.
Только в ней нет, собственно, части про смерть: выгнанного из ада Куроптева бог пристроил караулить рандомно подвернувшуюся будку, без приключений с трехлетним мором юношей и младенцев.
Отредактировано (2024-02-16 13:13:02)
Заглянул сегодня в конец сборника писаховских сказок и выяснил, что неправильно понимал вот этот момент в истории "Гуси" примерно всю жизнь:
Да и како тако житье, коли печка от дому за полверсты? Как буду обряжаться? На ходьбу-беготню, на обрядно у меня ног не хватит!
Если чо, там по сюжету в дом Малины с супругой залетает орда гусей и разносит дом на две части на солидное расстояние друг от друга. Малине прикольно, супруга недовольна.
Я всегда этот момент читал, что, типа, жена у Малины модница (не такая, как из сказки "Модница", но тем не менее), и ей, ну, типа, важно ходить красивой, а "обряжаться" - это, соответственно, "наряжаться". Вопрос о том, причем тут печка, у меня как-то не возникал даже.
Ну, короче, там в конце приводится словарь типа малоизвестных слов и выражений, и в нем написано, что "обряжаться" - это стряпать и вообще делать всякое у печи, и, соответственно, для этой деятельности есть и однокоренное существительное - "обрядня". Век живи, век учись.
Из других понравившихся слов там "взаболь" в значении "точно, всерьез", "новы" в значении "иные, некоторые", "втора" в значении "чудо, вздор, нечто небывалое" и "гунушки" - "приятная улыбка".
А про "шепталу" в значении "курага" я знал, но мне это слово не нравится.
Итак, губернатор Бибиков въезжает в Мезенский уезд, в котором проживает чуть больше 30 тыс. человек и который располагается вдоль, собственно реки, Мезени, и центральный город уезда тоже Мезень. Это и тогда уже был город, и сейчас город, несмотря на скромное население в 2,5 тыс. человек. Кстати, меньше, чем было в 1912 году, тогда в городе
Мезень губернатору, в целом, понравилась.
Я нахожу большое сходство между населением Пинежского и Мезенского уездов, но последнему следует отдать преимущество в развитии и сметливости. Мезенец так же приветлив, радушен и общителен, как и пинежский крестьянин.
Чем же так понравились Бибикову мезенцы? Они, ну как и примерно везде, занимаются рыболовным промыслом, лесным делом, скотоводством и земледелием; причем в отношении земледелия проявляют большой энтузиазм ко всяким технологическим новинкам, рассказывать о которых к ним периодический наезжает губернский агроном.
Смышленность местного крестьянина облегчила труд И.И. Тулубьева и достаточно было одной беседы на сходе, чтобы крестьяне сразу же решили приобрести триер и просили о его высылке.
С помощью триера мезенские крестьяне лучше чистят ячмень от коварного сорняка овсюга перед засевом, отчего ячмень лучше растет, колосится и собирается в положенное время.
Чуть хуже дела обстоят с развитием скотоводства, так как здесь оно преимущественно мясное (бычки!), и не очень развито племенное разведение, хотя Бибиков настроен оптимистично. Еще у мезенцев в почете коневодство, и есть даже своя местная лошадиная порода - мезенка.
Я не знаю, как в те времена, а нынешняя среднестатистическая мезенка выглядит вот так:
Бибиков пишет, что у мезенок при небольшом росте прекрасный ход, однако они "слабосильные". Впрочем, по его мнению дело тут не в самой лошади, а в том, как ее кормят.
... лошадь стоит на сене, а во время большой езды, а также за некоторое время перед продажей, дается ей печеный ячменный хлеб, дающий тело, но не силу.
Еще мезенцы ловят рыбу и имеют на этом весьма хорошие деньги (общей выручкой в 400 тыс. руб. в год), при том, что инфраструктура промысла практически отсутствует, и если на Кольском полуострове промысловиков временами наебывает ушлый владелец телеграфа, то у мезенцев телеграфа вообще нет, и приманку тоже никто не подвозит. В 1913-м году Бибиков обещает это дело наладить.
В следующих параграфах будут подробности про отдельные части уезда, надеюсь, доберусь до них в этом году.
Ниже же хочу представить список лишь некоторых из притоков реки Мезени (название которой, предположительно, происходит от слова "metsänjoki", что означает «лесная река», но вообще это точно не известно), названия которых мне нравятся:
Кимжа
Рочуга
Кельчема
Цебьюга
Хетея
Кысса
Уипъю
Лёкшор
Йирва
Вожаёль
Шимур
Язиньга
Прочитав безблог, я внутренне понял, откуда Гоголь брал сюжеты и что он не врал, нигде не врал, собака
Спасибо, анон!
Я не знаю, как в те времена, а нынешняя среднестатистическая мезенка выглядит вот так:
Ай, милота, какие славные пушистые лошадки!
Ниже же хочу представить список лишь некоторых из притоков реки Мезени (название которой, предположительно, происходит от слова "metsänjoki", что означает «лесная река», но вообще это точно не известно), названия которых мне нравятся:
Кажется, если прочитать это подряд, как заклинание, можно вызвать водяного.
Спасибо за ещё один колоритный пост, ТС.
Ай, милота, какие славные пушистые лошадки!
Да, мезенки очень милые, хоть и коротконожки! В конце концов, они для того, чтобы на пузе вылазить из снега, а не на смотрах выступать.
Кажется, если прочитать это подряд, как заклинание, можно вызвать водяного.
Скорее, кикимору, Мезень - болотная река))