Вы не вошли.
Сидим завтракаем, у всех на физиономиях фигурные солнечные ожоги - даже с учётом того, что вчера весь день шли в облаке. Штурм сегодня ночью. Двое уже определенно едут на ратраке, остальные (включая меня) пока не определились.
Не получилось.
Когда мы ходили на скалы Пастухова (4700), меня как самую медленную поставили второй, сразу за инструктором. Но выяснилось, что самая медленная не я, а Лена - в результате шли в ее темпе, совсем нога за ногу. Я как раз шагала довольно бодро и хорошо себя чувствовала. Ну, помутило немного на 4500 - быстро прошло, и на 4700 я уже с аппетитом лопала сникерс и готова была хоть сейчас на вершину.
Прогулка эта меня так вдохновила, что, когда группа на штурм разделилась - девушки поехали на 5100 на ратраке, а парни пошли пешком с 4200 - я пошла в пешей группе. Ну, а чо.
Стартовали мы весело, в 22.00. На 4500 замутило - фигня вопрос, это нам знакомо, сейчас отпустит.
Но оно не отпустило, и на 4700, куда я добралась с трудом из-за дурноты, меня начало рвать. Временное облегчение, чуть-чуть идем нормально - и опять удобряем склоны Эльбруса. Нет, я не села в сугроб и не разнылась. На 5000 я деловым тоном заявила, что сейчас наш ратрак поедет вниз, и я поеду на нем. Жить охота, братцы. Последний раз меня вырвало уже в ратраке, на радость водителю. Внизу, получив в свое распоряжение целый неотапливаемый барак, я залезла в два спальника сразу и так горько расплакалась от обиды на судьбу, будто что серьёзное стряслось. Ну что я сделала не так? Надо было сразу ехать с девками на ратраке? Так не факт, что меня там бы не накрыло. Надо было идти дальше? А если бы не полегчало?
В 8 утра вернулся Лева с 16-летней Лизой - здоровый подросток и хорошая туристка, а вот же нахлобучило перед самыми перилами.
Остальные идут дальше. А мы пакуем вещи и втроём идём в базовый лагерь, на 3750.
Приехала домой. Из приобретений солнечный ожог на пол-лица, новый бафф с горным пейзажем и новый повод для самоедства на ближайший месяц. И утешительные истории про каких-то полуабстрактных мужиков, которые тоже шли, но не дошли. Удивительно, до чего же неистребим во мне детсадовец, которому непременно надо залезть на самую высокую кучу песка и махать оттуда лопаткой.
*
Часто слышу голоса, когда засыпаю - они похожи на радио со сбитой настройкой и обычно несут чушь. А когда я дремала на лавочке в аэропорту, в голове прозвучало: "Я расскажу тебе, ты расскажешь мне, а потом каждый расскажет каждому". Не знаю, что конкретно голос имел в виду, но фраза мне понравилась.
Эткинд и особенно Саид оперируют длинным списком книг, которые я
- не читала;
- читала, не приходя в сознание, и ничего не поняла;
- читала сто лет назад и ничего не запомнила.
Вот, например, нечитанный центральный роман колониальной повестки - "Сердце тьмы" Джозефа Конрада (Саид упоминает еще "Ностромо", но без "Сердца" в теме определённо делать нечего). А я себе дала обещание англофикшн читать в оригинале, что здорово усложняет дело - цифровые английские тексты у меня идут с жутким скрипом. Отправилась за бумажной книгой в Маяковку, а там отдел литературы на иностранных языках переехал в какой-то закуток, фонды спрятал и книги выдаёт только по предварительному заказу. Пошла несолоно хлебавши побродить по красивой антресоли, а там на меня коварно напал
Ну не могла я его не взять, такого шикарного. Когда мне теперь всё это читать, а?
"Сердце тьмы" заказала (и "Ностромо" тоже, чтоб два раза не вставать), в четверг заберу.
Отредактировано (2022-06-21 21:57:04)
Прежде всего, анончик - с возвращением. Лучше свернуть с пути и вернуться целым, чем попасть в тред происшествий с туристами. Ты сам говорил, что у тебя не было времени основательно подготовиться, так что это не значит, что ты не способен на покорение вершины, просто совершил попытку тогда, когда у тебя было время и возможность, а не на пике своей формы. Мне кажется, это все равно очень круто, тем более что до пяти километров ты поднялся на своих двоих.
нечитанный центральный роман колониальной повестки - "Сердце тьмы" Джозефа Конрада
Кажется у нас с тобой список книжных интересов во многом пересекается. Спасибо за предупреждение, до Саида прочитаю Сердце тьмы. Никогда у меня Конрад не шел, радует, что в этом Сердце очень-очень мало страниц.
Прежде всего, анончик - с возвращением.
Спасибо, дорогой анончик!
Я когда-нибудь обязательно залезу на эту поганую гору. Ещё обидно, что тут силен элемент случайности - влияние высоты не зависит от тренированности (наоборот, с большей вероятностью накроет качка или марафонца - у них высокое базовое потребление кислорода). Акклиматизироваться надо было нормально, вот что - не за неделю приезжать, а хотя бы за две.
Кажется у нас с тобой список книжных интересов во многом пересекается.
Ужасно тебе рада Вообще по ощущениям все исследования этой темы очень уж литературоцентричны (и это хорошо). У того же Саида "Ориентализм" ещё туда-сюда, а вот для "Культуры и империализма" уже надо быть весьма начитанным аноном. Лично я могу и не потянуть...
Если ты видишь, что около названия корейского блюда написано "слегка островатое", не верь глазам своим.
*
Прочитала безблог Чебурашки. Если воспринимать его как литературу, то это определённо летопись большого несчастья. И финал выглядит очень логичным: внутренний мир автора жрёт столько сил, что на вызов мира внешнего можно отреагировать только энергосберегающим присоединением к большинству.
*
Я сижу в своем саду, горит светильник.
Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
Вместо слабых мира этого и сильных -
лишь согласное гуденье насекомых.
Я сижу на своей заброшенной даче и бессмысленно созерцаю заросли. Как же тут хорошо. Завтра родственники сюда приедут с вином и шашлыками и начнут кидаться на мои заросли с садовым инструментом - но сегодняшний день мой, до самого донышка. Одиночество, птички, бабушкин любимый шезлонг, разруха и банка пива, которое больше смахивает на ананасовый сок.
И финал выглядит очень логичным: внутренний мир автора жрёт столько сил, что на вызов мира внешнего можно отреагировать только энергосберегающим присоединением к большинству.
*
Логично. Но ты добрее меня
Логично. Но ты добрее меня
Кто-то где-то писал, что ваша способность сказать "нет" - это следствие ваших привилегий, и вы, мол, не забывайте их чекать. Я и пытаюсь периодически - хотя таким манером легко до абсурда дойти. Можно ведь объяснить любое скотство неудачным душевным устройством скотины, на которое наложились неудачные же обстоятельства скотской жизни. А где же тогда свобода воли, моральный выбор и вот это вот всё...
*
Ох ты ж блин, по комнате оса летает. С окурок величиной. Мне даже лень встать с кровати и помахать на неё газетой. Не еш меня оса, подумой.
Занесло меня в торговый центр на отшибе. Там есть маленький фудкорт, где володеет и княжит одинокий фастфуд по имени "Kitsune cafe". Кафе при этом посвящено геншин импакту: все вокруг изукрашено наклейками, картинками и фигурками (даже ростовыми). А на стенке постеры с корейскими айдолами - в общем, Азия-микс. "Подарим вам красивую открытку! Вы геншином увлекаетесь или чем-нибудь таким?" "Не, я только едой увлекаюсь. Люблю это дело", - мрачно, но честно ответила я, с трудом отводя взгляд от позиции "Чжун Ли/Тарталья" в меню (а кабы не вождетред, так и жила бы во тьме невежества). Открытку мне всё-таки подарили, но на ней была Тихиро из Унесенных призраками, а вовсе не геншин. Видно, девушка поняла, что я безнадежный старпер.
Отредактировано (2022-07-13 01:07:12)
Мне и так после отпуска всегда уныло, а на прошлой неделе ещё и горячую воду отключили. К четвергу я сломалась и сбежала от трудностей на дачу, в свои люпиновые джунгли, к голодным комарам. Горячей воды там, как можно догадаться, тоже не было - но на природе упражнения с чайником, ковшиком и тазиком почему-то не вызывают такого отчаяния.
*
В пятницу приехала ближе к полуночи и пошла на озеро. Отплыла подальше (костры на другом берегу, ртутное небо над головой и нравственный закон внутри) и принялась думать на очень актуальную тему: а что, если Финляндия потребует у Прекрасной России Будущего вернуть захваченные земли? Мое озеро? Моих комаров? Мои люпины и любимый бабушкин шезлонг? (Каждый питерский либеральный дачник ломается, как известно, на вопросе о Карельском перешейке). Нырнула, побулькала торфяной водичкой и решила: черт с ними, пусть забирают. Зато траву косить не надо... И с выгребной ямой пусть тоже финны разбираются.
Сообразив, что задолбалась до потери хватательного рефлекса, поплыла к берегу - пока ещё какие-нибудь рефлексы не отвалились.
*
Шеф наводит лоск на нашу статью и говорит, что она прекрасна, как рассвет. Тезисы мои для конгресса также вызвали у него бурный восторг (тут я поняла, что шеф, судя по всему, просто в гипомании). Может быть, он теперь отстанет хотя бы до конца лета? Честное слово, я ложкой с трудом в рот попадаю, какая уж тут наука.
*
Сегодня, в последний возможный день, отправила жалобу в ЕСПЧ. Почти все за меня сделал адвокат ОВД-инфо, но денек все равно вышел хлопотным (оказывается, у нас есть почтовые отделения которые работают до 10 вечера!) Оператор на почте предупредила, что международные отправления последнее время ходят плохо и часто возвращаются (я только руками развела - штош). Возвращаюсь домой, пар от меня клубами валит - а на двери объявление: "Завтра... с 10.00... в связи с подготовкой... ГВС".
Ай.
Отредактировано (2022-07-05 11:42:26)
А. Эткинд "Внутренняя колонизация. Имперский опыт России": прочитано, закладочками утыкано, с криками "Воначё!" и "Да как так-то?" вокруг побегано. Попробую сформулировать, о чем книжка.
Российская Империя не имела заморских колоний (кроме Аляски) и новыми территориями прирастала по сухопутным границам. Территории приросло много (большую часть - Сибирь и русский Север - завоевали в погоне за пушниной), а дорога по суше была и опаснее, и дороже морского путешествия. Получалась такая страна-фронтир, по стилю освоения земель напоминающая Северную Америку: геноцид, метисы, золото, меха, с апофеозом в виде новенькой столицы на болоте (очень похожей на Вашингтон). Ничего, казалось бы, уникального, но... Но.
Империи колонизировали и эксплуатировали людей, которые отличались от жителей метрополии цветом кожи, или исповедовали другую религию, или, на худой конец, занимали землю, которая Империи приглянулась. Государство Российское на общем фоне не демонстрировало какой-то особо ужасной, из ряда вон выходящей ксенофобии. Наоборот, агенты империи на ее окраинах частенько перенимали местные обычаи и наречия, а уж смешанных браков там было явно поболе, чем у протестантов. "Инородцев" очевидно дискриминировали, но ни с какими евреями в самом задрипанном местечке не обращались так, как с крепостными крестьянами центральных губерний - русскими и православными.
Россия была страной, которая колонизировала сама себя, и граница между белым господином и убогим дикарем была исключительно сословной.
Вот этот самый народ веками и был для образованного класса источником неиссякаемого кринжа, ангста и СПГС. Ему приписывали то глубинную мудрость и духовность, то каннибализм и оргии, то изобретение общины - в общем, делали то, что в отношении народов классических колоний называется "ориентализация".
Всю отечественную историю и литературу Эткинд проигрывает на одной струне, но это очень болезненный лейтмотив. Трыньк. Где дом твой, путник? Ты чужой здесь, в своей стране. Тебе никогда не понять свой загадочный народ, потому что это не твой народ. Трыньк. Ты чужой здесь и чужой в Европе, для них ты в той же степени загадочен и дик. Трыньк. Отчуждение страны, отчуждение всего мира и отчуждение части тебя самого - и вот уже из зеркала смотрит твой тёмный двойник, и безумие тебе подмигивает. Трыньк.
Что еще в книге интересного:
- Про русских ориенталистов - чиновников, ученых и писателей
- Про Канта и оккупацию Кенигсберга
- Про русские секты и хождение в народ
- Про литературу
- Про литературу
- Про литературу.
Я держусь героически, не распыляюсь, следую плану и читаю Конрада.
Отредактировано (2022-07-05 22:46:31)
Эткинд пишет, что империи, в отличие от национальных государств (которые пытаются сидеть в печенках у каждого гражданина индивидуально), имели дело с сообществами.
Строя национальные государства, что случалось и в метрополиях, и в колониях, политики неизменно занимались разрушением коммунитарных структур, созданных империей. Тогда ee писатели и философы переоткрывали забытую уже прелесть этих общин, их теплоту и подлинность, их превосходство над современностью. В ответ на это социологи и политические теоретики конструировали ассоциации нового типа, либеральные ячейки гражданского общества, признающие и утвержда ющие свободу своих членов. И наконец, историки, рассматривающие общины прошлых эпох через современную либеральную оптику, вновь и вновь ставили те же вопросы: существовали ли эти общины как древние, предшествовавшие империи структуры или были созданы империей в своих целях? Были ли они средствами сопротивления государству или, наоборот, подавления и контроля? Хранили ли они в себе залог недалекого уже будущего? Какого именно будущего - добровольных ассоциаций либерального общества или утопических, тотальных организаций типа фаланстеров, колхозов или советов?
И тут я сразу вспомнила манифест боевой организации анархо-коммунистов (ныне действующей), прочитанный на днях по случаю:
Мы считаем кризис коллективности, совместного бытия людей одним из наиболее катастрофических последствий капитализма и государственности. Помимо нравоучений чисто этического свойства анархическая революция имеет и конкретный институциональный инструмент создания того, что мы можем назвать «новой общинностью». Это народные собрания, ассамблеи, коллективные органы самоуправления и субъекты хозяйства. Когда клещ Системы, запустивший свои присоски глубоко в социальную ткань и отделяющий нас друг от друга, будет вырван прочь из тела общества — мы окажемся перед лицом НЕОБХОДИМОСТИ воссоздать наши тёплые горизонтальные связи и соединиться узами солидарности.Да, мы планируем собраться вместе, чтобы принимать решения, чтобы готовить пищу на людных и шумных кухнях, а не получать её в стерильных пакетах доставки, знакомить своих детей со сверстниками на улице, а не только усаживать их смотреть мультик в одиночестве... Деградация человечности, стремительно разворачивающаяся на наших глазах, может и должна быть прекращена.
Нет, здорово написано, правда. Даже я умилилась и размякла, на долю секунды забыв о собственной горячей любви к "стерильным пакетам доставки" и, напротив, глубокой неприязни к "людным и шумным кухням" и вообще горизонтальным связям, созданных перед лицом НЕОБХОДИМОСТИ.
*
Сейчас зашла на канал к этим ребятам, чтобы скопировать цитату, и наткнулась там на раздел, по прочтении которого сижу со сложным выражением лица.
Между тем Озон упорно рекламирует мне книгу "Петр Кропоткин: жизнь анархиста". Нет, я сказала! (Сказала, но в избранное добавила).
Нашла на даче мамину майку с корабликами, постирала и ношу. Сходила в таком виде к родителям в гости - думала, будет крик, но мама с восторгом пошшупала воротничок и на пальцах посчитала, сколько шмотке лет. Моя ровесница оказалась.
*
Борис Джонсон заявил, что Англия ждёт не только украинских учёных, но и особо угнетенных российских и белорусских (а через неделю подал в отставку, но я за эту неделю успела полюбить его ещё крепче).
*
Муж повадился выстригать коту шерсть на боках под предлогом жары. Кот - красивый и толстый парниша, а тут ходит как ощипанная курица. Велела прекратить самодеятельность, ибо в нашей жизни и так эстетики маловато.
Пересадила наконец-то на выходных три крассулы (толстянки то есть) из пластиковых стаканчиков.
Кажется, какая-то из них хоббит, а какая-то сансет, но уверенности нет. Заодно нашла в телефоне пару фотографий "было-стало".
Несколько лет назад случилась мода на суккуленты - ну, я решила, что мне тоже надо, и пошла в Леруа Мерлен. Там торгуют жирненькими, перекормленными голландцами, которые от стресса (и от того, что покупатели их лапают) обильно теряют листья. Вот эти листья я и собирала больше месяца: их нужно было много, потому что опавшие листья деток дают неохотно. Пиратствовать, обрывая здоровый материал, не хотелось, неспортивно это и фу.
Что проросло, то через пару месяцев посадила.
Мне нравилось: такие толстые, зеленые, с трогательными розеточками на концах - и совершенно непонятно, что из кого вырастет. Выросли в результате и эхеверии, и очитки, и один пахифитум (еле вылез), и адромискусы (медленнее всех растут и унылые, аж жуть), но в основном - толстянки в ассортименте.
Так они у меня и растут - мелочи выделила большой низкий горшок, пусть у них там борьба за жизнь происходит. Периодически втыкаю туда чьи-то черенки.
А толстянки пусть, если захотят, продемонстрируют мне бонсаи. Ну, а не захотят - пусть так торчат.
За эти пару лет я к ним прониклась уважением: за жовиальность, за стойкость, за терпимость к моему раздолбайству, за способность укореняться любой частью. Красавчики. Хочу быть как они - но я, похоже, какое-то другое дерево.
Отредактировано (2022-07-13 00:34:34)
Анончик, какие они у тебя клевые
Анончик, какие они у тебя клевые
Я им передам! Они и правда клёвые, и за ними очень интересно наблюдать.
Некоторое время назад я собрала в кучку:
- список книг, которые надо почитать
- список фильмов, которые надо посмотреть
- список дел, которые надо сделать
- список целей
- список мечт
- список ценностей
- список списков
и удалила их все к чертям собачьим.
Составлялись-то эти списки в припадке энтузиазма, когда сил много и настроение хорошее, а исполнять намеченное выпадало на длинные периоды хандры, когда мир заложен серой ватой и еле ноги волочишь из пункта А в пункт В (с чем у меня связана такая циклотимия и не зовут ли её каким-нибудь научно-популярным именем, выяснять лень - не БАР и ладно, жить не мешает). Маленькое дельце удобнее сделать сразу, чем запоминать, заносить в список и ходить потом с дыркой в голове.
Но теперь у меня в голове образовалась сверхмассивная чёрная дыра, которую никаким маленьким дельцем не заткнешь. Когда схлынула первая волна злости и порожденной ей активности, я впала в ступор: окей, царь-пушка не выстрелила, гневный боженька не посетил Кремль, войска НАТО не пришли. Чего теперь делать-то, спрашивается? Опять, получается, бежать на длинную дистанцию, сморкаясь, хромая и философствуя? Гадость какая. Ладно. Ладно.
Значит, будет список, буду его держать здесь, дополнять и редактировать. Comin' in on a wing and a prayer.
Отредактировано (2022-09-03 22:25:16)
Да что ж этот Марлоу у Конрада так изысканно выражается? Вроде простой моряк, а какой словарный запас...
*
Съездила в Ивангород на разведку, поплевала в речку Нарву, полюбовалась, как на том берегу люди с песьими головами добывают золотой песок. Нет, в будний день такой фокус не провернуть, пять часов за рулём я не потяну. А в субботу вполне можно заехать на дачу к родителям и там заночевать (что я и сделала).
*
Ого, шеф послал нашу статью во "Фронтирс", второй квартиль! Значит, шуганое начальство дало денег - в наши-то интересные времена. Чудеса, да и только.
В воскресенье виделась с Ринкой. Она ветеран Тайного Общества и крестная котомать всея кафедры (наше сокровище, тогда худое и облезлое, было ею торжественно доставлено мне прямо на порог, и это, черт побери, стало началом прекрасной дружбы). У нас был давний план познакомить мужей - они и правда нашли общий язык (искать долго не пришлось, оба пишут на си шарп).
Ринкин муж Витя с четырнадцати лет гражданин США, так что мы попали под иностранное влияние. Витя с горящими глазами рассказывал про свою коллекцию: страсть его - винтовки, в том числе старенькие, он их покупает, разбирает, собирает, кастомизирует и палит из них на стрельбище. Мы его допросили по всей форме: про Трампа, Байдена, аборты, конституцию, судей, федерализм и южные штаты, но разговор все время съезжал на оружие.
Так что я сегодня целый день думаю про холодное и огнестрельное. Как его демонизируют и сакрализируют, и разводят общественную дискуссию, и устраивают пляски с бубнами вокруг бедного красивого куска металла, очевидно являющегося лишь продолжением человеческой руки, чистой или (чаще) нечистой...
Холодное оружие было чудесной аллегорией: кузнец-демиург, закалка, заточка, постижение мастерства, и - "подобен сверканью моей души блеск моего клинка". Но и в огнестрельном что-то этакое осталось. Архаичный талисманчик, модель личности, в которой аверс - насилие, но реверс - автономия, и право решать, и право судить. Право брать самому.
Сижу теперь в интернетах, выбираю себе туристический нож посимпатичнее. Душонка у меня мелкая, меч ей не подобает - да и универсальность не та, мечом колбасу не нарежешь.
В очередной раз залезла к Ладыженскому на страницу. Нет, в ближайший год перечитывать кабирский цикл не решусь.
Отредактировано (2022-07-19 02:20:51)
За два дня два раза ездила в Ивангород, поэтому впечатления в основном дорожные. Вожу я так себе, но тщательно это скрываю, чтобы пассажиры не пугались. На поддержание лихой и самоуверенной мины уходит, как выяснилось, почти столько же энергии, сколько и на само вождение.
*
Еду я, значит, в Ивангород и понимаю, что свою банковскую карту забыла в других штанах, а налички у меня двести рублей. Приехали, думаю. Сейчас придётся у беженцев клянчить на бензин. Вот это будет нелепо и абсурдно! К счастью, вспомнила про запасную карту в недрах косметички.
*
Еду я, значит, в Ивангород, в Комаровке погранцы проверяют документы, и тут в открытое окно влетает шершень (я таких огромных давно не видела). Мы с пассажирами втроём начинаем орать и махать руками. Пограничник насторожился было, но шершня выгнали и приграничного инцидента не случилось.
*
Приехала я, значит, в Ивангород и решила подождать, пока ребята границу перейдут. Пошла посмотреть Ивангородскую крепость. Она большая, крутая, и там симпатичный музей. Для детишек есть археологический интерактив: глубокая песочница, из которой можно выкопать черепки и собрать тарелочку (я завистливо зыркала на детишек из угла, тоже хотелось тарелочку собрать). Ещё в Ивангороде есть художественный музей, но его оставила на следующий раз.
*
Стою я, значит, на смотровой площадке Ивангородской крепости. Через реку - крепость Нарва, тоже серого камня. А через реку мост, крытый сеткой, и по нему шныряют пешеходы с сумками туда-сюда, но в основном туда, в Эстонию, и называется он - мост Дружбы. Обхохочешься. Хотела про это стих сочинить, но тут пошёл дождь и смыл всех вниз.
*
Как выяснилось, мои вишнёвого цвета кеды под дождём зверски линяют. Вот барахло. Зато теперь у меня есть ярко-розовые носки.
*
Приехала я, значит, из Ивангорода на дачу к родителям и застряла у них в воротах, когда на участок заезжала. Притерлась к столбу дверцей и всё, ни вперёд, ни назад. Пришлось звать дядюшку, он ловким движением руля всё исправил, но на дверце осталась глубокая царапина. "На ходовые качества не влияет", как сказала тётя, наблюдавшая действо из кустов. Машина, кстати, её.
*
Невзирая на мои воскресные заверения, что я еду не домой, а в (сука) Ивангород за человеком, у которого могут быть сумки с чемоданами, напихали полный багажник кабачков, приговаривая: "и украинцам своим тоже дай парочку!" Но я за гуманизм, поэтому пассажирке вручила коробку со свежей земляникой, чтоб веселее ехалось. Сама, впрочем, тоже приложилась. Самый летний вкус на свете.
*
Приехала домой, в голове булькают недобрые мысли, летает шершень и прокручивается дорожная разметка. Наелась таблеток, заказала суши и села смотреть первых "Фантастических тварей". Понравилось в целом, но Ковальски зе бест!
Досмотрела третьих Фантастических Тварей.
Гарри Поттер мне не зашёл ни в двенадцать лет (когда было самое время упарываться волшебными школами), ни в тридцать (когда я решила наконец разобраться, из-за чего такой ажиотаж), ни в виде книг, ни в виде фильмов. Сказочность первых частей и пресловутая мрачность последних, евангельский сюжет, глубокий символизм, а в результате? Ноль на массу, скука, плохо описанная боль и сильно разведенный клюквенный сок. Наглухо закупоренное повествование, где уже в начале ясно: к финалу всем сестрам дадут по серьгам, каждой твари - по паре, а Сеньке - по шапке.
Все это можно запросто стерпеть по любви, но никто из героев (ни литературные, ни киношные вариации) мне не понравился. Молли Уизли разве что. И профессор МакГонагалл. А, вру! Мне очень понравилось, как Файнс сыграл жалкое уебище Волдеморта - но это потому, что Файнса я как раз люблю до отвала всякой критики.
А вот с Тварями вышло по-другому. Поздние двадцатые для кинодела куда более выигрышная эпоха, чем девяностые: картинка антуражнее, а атмосфера гуще. Даже если в финале героев усадить весёлым пирком да за свадебку, а злодею показать кукиш - все равно получится не сказка, а вполне себе фильм о предчувствии войны.
Что же касается персонажей... Ньют - комбинация двух очень любимых мною типажей: ебанутый британский ученый и ебанутый же защитник голоса-не-имеющих (леса от застройки, малых народов от вымирания, мёртвых языков от забвения, слонов и майских жуков от истребления). Ковальски - просто звезда. Дамблдор хорош, как был интриганом, так и остался.
Злодей нормальный в кои веки, причём Миккельсен мне понравился больше Деппа - тот фрик, а этот просто беспринципный политик-популист. Хотя вообще третий фильм меня заставил немного постучать головой апстену. Такую историческую аллюзию просрали! Не дохлая коза должна была президента выбирать, а демократическое голосование.
Предположим, голосование непрямое. Скажем, 50% бюллетеней у истеблишмента, а 50% у выборщиков из разных социальных страт (распределяются эти бюллетени случайным образом, но пропорционально). И вот Гриндельвальд в таком голосовании честно выигрывает, хоть и с маленьким, в пару голосов, отрывом. Любит его народ! А Дамблдор, видя такие дела, каким-то образом жульничает: колдует с подсчётом голосов, либо подделывает бюллетени, пригоняет автобус бюджетников... А Ньют наблюдателем записался и подвергается моральным терзаниям... Держите меня семеро.
Еще было интересно, что ж там в Тварях за разнузданные однополые оргии происходят, ибо в комментариях Лиги Поттероманов на пикабу (которую я зачем-то читаю) продолжается вой на болотах. И чего-то вообще не сложилось у меня по фильму впечатления, что отношения Дамблдора и Гриндельвальда каким-то образом служат репрезентации меньшинств, или закрывают повесточку, или там придуманы, чтобы слэшеров порадовать. Гомосексуальность в данном случае - метафора связанности "зеркальных" антагонистов. Они же совершенно симметричные, два харизматичных манипулятора, каждый со свитой учеников, каждый ищет власти. И романтики в их любви ни на грош, она изначально трагична и в любом смысле бесплодна, это даже не лавхейт - это взаимообреченность. Нормализация гомосексуальности, they say... Нихрена себе нормализация.
Ну, и к вопросу о нормализации: Дамблдор, будучи подростком, влюбился в парня - беда, огорчение! А его братец (тоже положительный герой) между тем заделал девушке ребенка и отправил их обоих с глаз долой в Америку - фигня! С кем не бывает. Во всяком случае, бурлений в комментариях на эту тему я не видела.
А зверюшки очаровательны.
Отредактировано (2022-07-30 19:00:50)
С сегодняшним пассажиром в дороге болтали о книгах. Всякие сюжеты в моем кратком изложении:
"Сердце тьмы"
- Один моряк приехал в Африку работать. Атмосфера там нездоровая и все кругом говорят о каком-то загадочном мистере Куртце. И вот он чинит свой пароходик и плывёт вверх по реке, чтобы этого мистера Куртца повидать. Плывёт он, плывёт, кругом страшно, людоеды, крокодилы, мысли нехорошие.
- И что же этот мистер Куртц?..
- Не знаю, не доплыли ещё.
"Смерть в Месопотамии"
- Это же основано на реальных событиях. У Агаты Кристи был муж-археолог, у него был начальник, а у начальника жена. Очень вредная была дама, заколебала своими интригами всю экспедицию. Ну, Кристи её и убила.
- Эээ?
- Вывела в качестве героини романа и кокнула... Потому что не зли писателя.
"Кориолан"
- Один римский полководец победил в каком-то великом сражении и решил баллотироваться в консулы. Но народ его послушал и сказал: полководец ты крутой, но как политик - полное говно, иди-ка ты отсюда. Он ужасно обиделся, перешёл к врагам и вместе с ними напал на Рим! А в Риме-то у него жена, мамаша, детишки. Он на них посмотрел и сделал обратный финт ушами. Мол, вуаля, я снова с вами. Тут уже враги обиделись и зарезали этого полководца.
- А дальше что?
- Всё, конец. Это же Шекспир!
Лежит у меня в закладках такая статья "Моральная экономика травмы". Издано в 2009 году, переведено в 2019, а в 2022, как водится, засияло новыми красками. Говорится в ней о том, как в современном обществе сложился своеобразный культ жертвы. Само понятие травмы, пишут авторы, перестало быть чем-то из сферы психиатрии - чтобы называться пострадавшим, человеку вовсе не обязательно демонстрировать комиссии клинические признаки ПТСР - а стало феноменом общественной морали. Кроме того, за страданием в современном гуманном обществе неизбежно должна следовать компенсация (вовсе не обязательно в форме денежных выплат - иногда хватает и официального признания факта).
В контексте интернет-культуры эта статья особенно интересно смотрится. Если в интернете человек заявляет о своей травме, сетевой этикет определенно велит ему сочувствовать. Крайне не рекомендуется апеллировать к голодающим детям Африки, а уж тем более заявлять, что якобы травмированный юзер - не страдалец, а атеншнвхора, собирающая поглажки. Потому что лучше погладить сто атеншнвхор, чем ретравматизировать одного травматика, а различать их в сети затруднительно. Не можешь выдавить сочувствие? Напиши "Спасибо, что поделились". И это была хорошая, годная практика. Человек, рассказывая о своём несчастье (по крайней мере, на фейсбуке) мог рассчитывать как минимум на благое равнодушие, как максимум - на принятие, а в редких случаях (как вышло с metoo) - на видимость.
Отредактировано (2022-08-01 02:21:19)