Холиварофорум

Не все, что говорят на Холиварке — правда!

Вы не вошли.

#51 2022-08-06 20:47:37

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

И чтобы два раза не логиниться.


Ислам Ханипаев, “Типа я”

О чем книга: история второклассника Артура о том, как он отца искал, рассказанная им самим.

После аварии мальчик Артур осиротел и живет с типа мамой и типа братом (приемная семья). Артур хочет быть великим воином, тренируется в школьных драках, мечтает отпиздюлить всех врагов (но в основном получает сам) и записывает правила воинов в дневник со слов своего учителя Крутого Али (высотой в пару этажей, качается Газельками и, есть такое подозрение, немного ненастоящий). В школе и на пути воина дела не ладятся, подлый враг забил стрелку в воскресенье - и Артур решает найти отца. Мама умерла в аварии, но отец-то остался, вот он увидит крутого воина Артура, обрадуется, купит воину иксбокс и гамбургер и заберет жить с собой. Спойлер, но почти не спойлер: маленький Телемак батю нашел, но батя оказался совсем не Одиссей.

Это очень гладко и бойко написанный текст, что особенно ценно, потому что он якобы от лица десятилетки, а в такой ситуации надо применить некоторое умение, чтобы читателя не выносило двойным дизбиливом. По моему ощущению, получилось гармонично. Но что кстати меня удивило - в тексте есть пара диалогов взрослых людей, то, что Артур подслушал - и вот они так плохо написаны, совершенно деревянный текст. Не знаю, было ли это сознательное решение (Артур к моменту тех диалогов крепко не доверяет взрослым и устал от них) или проеб автора, но вот как есть.

Еще большой плюс - это современный текст про Дагестан, с упоминанием местных реалий и своей атмосферой. Я задумался после “Типа я”, читал ли я когда-нибудь дагестанскую литературу или что-нибудь в принципе про Дагестан. Погуглил, понял, что нет (слышал о Гамзатове, но ничего не читал; остальные имена совсем незнакомые). Книга Ханипаева еще и в этом смысле мне кажется важным явлением - больше разнообразия богу разнообразия. Не все же про грустных москвичей и питерцев писать.

***

Girl, Woman, Other, Bernardine Evaristo

О чем книга: 12 темнокожих (преимущественно) женщин, 12 историй, переплетенных между собой по дереву времени.

Ко-Букер 2019-го года, и я бы сказал, что это у Этвуду утешительный приз все заслуги, а не у Эваристо, потому что “Заветы” на фоне книге Эваристо - ну такое.

[Ну ладно, это моя личная болечка, я люблю книги среднего этапа Этвуд, я люблю “Рассказ служанки” (а попробуйте прочитать его лет в 13, и не охуеть, и не полюбить), но ее поздние книги для меня одно разочарование. В том числе “Заветы”.]

Сюжет на самом деле бесполезно пересказывать, потому что тут полный калейдоскоп - главные героини и их партнер_ки, дети, друзья и подруги, семьи, коллеги, фэны, коммуны и сквоты, ю нейм ит. Что их объединяет - бурлящая жизнь, от простой учительницы в очень общеобразовательной школе, которая мечтала нести свет знаний людям, но где-то по дороге потеряла и фонарь, и человека, до ее богемной подруги-режиссерки-лесбиянки, которая ставит спектакль о темнокожих амазонках и наслаждается свободной любовью. Сам текст написан короткими абзацами преимущественно без точек и кое-где и без заглавных букв, когда поток историй особенно стремительно несется по страницам.
Это очень обаятельная, очень живая книга. Я вот загуглила сейчас название, посмотрела на схему героев (их много рисовали - кто кому кто) и поняла, что помню всех основных героинь - у каждой их них своя правда и agenda.

Фан фэктс раз: книгу мне посоветовала мама. Моя мама огого и в 60 лет прочитала “Бесконечную шутку” (ей даже местами понравилось), но я немного удивилась, что ей по нраву были еще и истории темнокожих лесбиянок. В целом, чем дальше в книгу и чем больше страниц про более старшее поколение, тем понятнее мне было, почему маме зашло - там были такие общие женские истории, которые понятны и сейчас независимо от цвета кожи. Я поймал себя на мысли, что я тоже симпатизировал и сочувствовал более старшему поколению, а самая молодая героиня, Яз, ультра woke зумер, типичное дитя твиттера, ужасно меня бесила.

Фан фэктс два: судя по англовикипедии, книгу с восторгом приняли и хвалили (как минимум после Букера). Поискал отзывы в русскоязычных телеграм каналах, на которые подписан - одна или две сдержанные похвалы и снисходительное “повесточка, деревянно, героинь не отличить”. Пфф.

#52 2022-08-13 13:08:40

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Вчера читал "Белые зубы", как раз попал на эпизод, где сын Самада в 1989 бугуртит против неназванного писателя, оскорбившего веру и Аллаха, и жжет его книгу. А потом открыл новости и прочитал про нападени на Рушди. Какой пиздец.

#53 2022-08-15 16:10:11

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Подрезал у кого-то в телеграме - аппка, которая будет мэтчить книголюбов:
https://www.theguardian.com/books/2022/ … ed-readers

Несмотря на название статьи (кликбейт такой кликбейт, сразу представляешь разнузданный промискуитет на стопках книг и между библиотечных полок), внутри написано, что это не hook-up app, а приложение, которое позволит книголюбам из одного региона сконтачиться между собой.
Меня какой-то внутренний стопор остановил перед регистрацией, но, может, анонам будет интересно попробовать.

#54 2022-08-15 22:19:34

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

It’s a funny thing about the modern world. You hear girls in the toilets of clubs saying, “Yeah, he fucked off and left me. He didn’t love me. He just couldn’t deal with love. He was too fucked up to know how to love me.” Now, how did that happen? What was is about this unlovable century that convinced us we were, despite everything, eminently lovable as a people, as a species? What made us think that anyone who fails to love us is damaged, lacking, malfunctioning in some way? And particularly if they replace us with a god, or a weeping madonna, or the face of Christ in a ciabatta roll — then we call them crazy. Deluded. Regressive. We are so convinced of the goodness of ourselves, and the goodness of our love, we cannot bear to believe that there might be something more worthy of love that us, more worthy of worship. Greetings cards routinely tell us everybody deserves love. No. Everybody deserves clean water. Not everybody deserves love all the time.

Zadie Smith, White Teeth

Отредактировано (2022-08-28 18:42:42)

#55 2022-08-28 18:44:10

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

White Teeth, Зэди Смит
О чем книга: эмигранты в первом и втором поколении страдают друг об друга в Лондоне

Я когда-то читал “Время свинга”, остался в двойственных впечатлениях от книги - видно, что Смит может огого, но как будто в “Свинге” она не докрутила что-то и магии не случилось. Решил попробовать “Белые зубы”, так как слышал, что это был взрывной дебют. И вот что-то осталось у меня такое же ощущение, как будто мне не доложили катарсиса и нормальной концовки.  В дебютном романе я бы списал шероховатости на то, что он перый, автор хочет все и сразу, а вот в не первом на что списывать, не знаю. Кажется, так и выходит, что любимый piece of writing Зэди Смит у меня - это предисловие к романам Сент-Обина про Патрика Мелроуза.

Смит закинула столько интересных удочек в White Teeth. Два брата-близнеца, полные противоположности, выросшие в разных культурах и ставшие совершенно разными людьми, оставаясь неотличимыми на лицо. Связанные невидимой связью близнецов, из-за которой они даже носы сломали почти одновременно. Наука и вера, грани этики в исследованиях, имеет ли человек право претендовать на роль бога. Тысяча и один способ, каким семья can fuck you up, неважно, это умильный британско-еврейский средний класс или хардкорный лвл эмигрантских семей, где голову будет ебать батя, мама, родственники, эмигрантское сообщество и ты сам себе особенно сильно. Остается ли эмигрант, проживший большую часть жизнь на чужбине, своим\чужим\этнически и культурно принадлежащим здесь или там - или он проваливается в бесконечный liminal space, не решаясь или не имея возможности сделать из него шаг ни назад, ни вперед. Сможет ли он выйти из этого пространства, даже сделав шаг назад, или коварная британская земля уже намертво пристала к подошвам.

И Смит почти не дает ответов. Первое поколение, кажется, вынуждено страдать до конца по ее версии, второе стремится вырваться из себя так или иначе, бросаясь в разные крайности, но ответом будет только слияние этих крайностей в третьем поколении. Довольно печальная мысль, если так посмотреть - сколько жизней должно быть прожито в агонии не-принадлежности, чтобы возможно, возможно успокоиться только в поколении внуков.
Но это в любом случае очень бодрый текст с яркими персонажами и типичным британским юмором, когда ты видишь, что герои ведут себя как идиоты, и автор это видит, и вам их жалко, но автор при этом cracks jokes at their expense.


“Стрим”, Иван Шипнигов
О чем книга: Москва и москвичи прямой речью

Узнал об этой книге из читательского голосования Ясной Поляны - там книги Ханипаева и Шипнигова набрали больше всего голосов (условно, обе ~по 40 процентов, тогда как остальные номинации и до 10 не добрались). Стало интересно, кто так лихо соревнуется с “Типа я”.

Первую треть или даже половину я только глаза закатывал. У русской литературы три столпа - сентиментальность, тлен и отвратительные люди в героях. Мне казалось, что Шипнигов хочет по максимуму дать отвратительных людей, да еще карикатурно эдак. Так как истории всех героев записаны их собственными словами (у большинства - безграмотная и корявая речь, ну и видно, что они там все не гиганты мысли), то эффект просто максимально сильный - провинциалы-понаехи, не способные двух слов связать, коренная филологическая дева, которая от понаехов отличается только сложносочиненными предложениями, а по факту такая же ограниченная идиотка, мама этой обвм девы с котятами в воцапе, которая не знает, как спихнуть дочь с шеи, охранник из Выхино, который, если бы автор использовал мат в тексте, разговаривал бы исключительно пиздецнахойблять, две проститутки, одна сентиментально-пошлая, вторая цинично-пошлая, и так далее, и так далее. И я вот такой читал и думал, что очень автору, кажется, хочется выступить обличителем скудоумия и современных нравов. И выебнуться тем, как он текстом умеет играть, тут вам отличная стилизация интернет-переписок без заглавных букв и с чудовищными ошибками, тут заштампованные банальностями и завитушками прогоны от филологодевы, тут пов относительно грамотного пенсионера.

А потом книга добралась до мальчишника одного из героев, Алексея, и вот откуда-то оттуда все стало поворачиваться гораздо сложнее, лучше - и тоньше. Автор написал главным героям драму взросления и вправления мозгов через ряд разных происшествий, и внезапно они все из двухмерных мудаков расхлопнулись до нормальных людей. Идиотами многие быть не перестали (от все того же Леши и его тренингов личностного роста я орал чайкой), но однозначно все стали человечнее (во всех смыслах - и добрее сами, и похожими на настоящих людей, а не карикатур). Игра с текстом оказалась инструментом, а не самоцелью.

Тут вообще у автора хорошая задумка, чем дальше герои уходят от себя в начале книги, тем чище и понятнее становится их речь. Как говорит одна из героинь, “Хотя сама только учусь выражаться по-русски, своими словами, без идиотской этой вычурности. И как же это трудно, оказывается. Выйди и войди как следует”. Мне понравилось, потому что это правда сделано мастерски (и, наверное, ад для переводчика).

Правда, в читательском голосовании я все равно отдал голос Ханипаеву. Не могу точно сформулировать, почему, но где-то в недрах анона “Типа я” отозвалась сильнее.

#56 2022-09-04 13:59:12

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Americanah, Chimamanda Ngozi Adichie

…because she was at war with the world, and woke up each day feeling bruised, imagining a horde of faceless people who were all against her. It terrified her, to be unable to visualize tomorrow. When her parents called her and left a voice message, she saved it, unsure if that would be the last time she would hear their voices. To be here, living abroad, not knowing when she could go home again, was to watch love become anxiety.

***

But Kimberly’s unhappiness was inward, unacknowledged, shielded by her desire for things to be as they should, and also by hope: she believed in other people’s happiness because it meant that she, too, might one day have it.

Отредактировано (2022-09-04 19:24:57)

#57 2022-09-11 18:07:30

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Прочитал “Американху” Адичи. Пост получился не про книгу, а про нищасного анона)

О чем книга: нигерийцы приезжают за границу, а там все сложно, непонятно, и очень хочется домой.

Что я постоянно видел в сети про этот роман - что, мол, художественные достоинства так себе, но актуально и остро. Временами люди заговаривались до “повесточка сраная”. Что меня в целом веселит, потому что, видимо, любая книга про темнокожих, если это не Тони Морриссн или Майя Анжелу, автоматически у таких персонажей записывается в повесточку - то же самое я читал про Эваристо, хотя казалось бы. Темнокожие лесбиянки? Повестка проклятая! Белым мужчинам из СНГ виднее)

В целом, про “Американху” я скорее соглашусь, что актуального там больше, чем литературного, хотя где-то до середины книги я так не думал. Кажется, концовка вот совсем рассыпалась и оставила это послевкусие, что автор не знал, как поставить точку. С другой стороны, возможно, если бы я читал эту книгу году так в 2018-м, я бы сам закатил глаза на нескольких неудачных точках сюжета (гениальная блогерка о расовых вопросах, которая чисто постами зарабатывает кучу денег? нннууу такооое).
А из 2022-го эта книга мною читается совершенно иначе. Я не могу замахиваться на то, что понимаю переживания эмигрантов из африканских стран, но многое в книге - это довольно общая боль, которая, мне кажется, сверлит сердце любого уехавшего. Потерянность Ифемелу, гнев Обинзе, обжигающее ощущение, когда местные смотрят на тебя как на дикаря, и воспоминания о доме. Как человек, который только недавно перестал плакать от фотографий родного города в ленте, мне это близко.

Еще я, к своему стыду, ничего не знаю про африкански страны и их положение, я тот самый чурбан, для которого Африка это не континент, а одна большая страна. И читая про реакцию американцев на решение героини вернуться в Нигерию (типа, girl you crazy?), я подумал - интересно, аноново стремление домой и анонова страна теми же американцами были бы восприняты аналогично? Мы для них такая же жопа мира, в которую нормальные люди не могут хотеть вернуться?

#58 2022-09-19 15:38:10

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

"Короче, когда долго нет света, сова садится на трон, филины доклевывают последних светляков, лилипутам возвращается как бы естественное право бить ниже пояса, а новоявленные гуманисты восхваляют Полярную ночь как истинный день в диалектическом смысле. Культ будущего, это летучий расизм, как-то облегчает убивать в настоящем, ибо между настоящим и будущим нет правовой связи".

Фазиль Искандер, "Сандро из Чегема"

Это только авторское вступительное слово, а уже так хорошо. И, увы, так актуально

#59 2022-09-19 23:00:22

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Спасибо за обзоры, дорогой анон!

#60 2022-09-20 10:46:17

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Анон пишет:

Задумался о литературе и жанровой литературе

Извини, анон, только набрёл на твой безблог и захотелось ответить на старый пост))

занудная простынка

Я всё, извините за непрошеное занудство  :please:

Отредактировано (2022-09-20 10:47:29)

#61 2022-09-20 17:39:39

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Анон пишет:

Спасибо за обзоры, дорогой анон!

:heart:

Анон пишет:

Я всё, извините за непрошеное занудство 

вообще без проблем. спасибо за коммент, заходи еще, это было очень интересно!

#62 2022-10-19 14:34:49

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

анон порадовался, что его кто-то читает, и благополучно пропал на месяц, хех. я ниумирла, как писала матушка Ветровоск, меня даже сосало работы не засосало, нет оправданий.

Я весь месяц потихоньку читал Искандера, фрустрирован своими темпами - когда-то за месяц с небольшим я прочел “Бесконечную шутку” со всеми примечаниями, а тут еле осилил “Сандро из Чегема”, и это еще учитывая, что часть глав я пролистал по диагонали.

В общем. О чем книга: плутовской роман про приключения веселого абхазца Сандро в дореволюционные и сразу после времена. И все остальное, не плутовское и сильно советское.

Мне очень понравились главы, которые именно про Сандро и его отжиги в юности. У них правда вайбы плутовского романа, а Абхазия и конкретно Чегем в них описана как такая потерянная Аркадия, немного сказочная и тем прекрасная - с суровыми, но справедливыми мужчинами, нежными женщинами, молельным орехом, чистой жизнью, наполненной честным трудом, и все такое. За вычетом глав про Сталина, там автор решил густо накинуть простигосподи повестки и в них никакой Аркадией и не пахнет.

А вот все остальное, где много рассказчика и всякие прикольчики про советскую унылоту и двоедушие - это мне совсем не зашло. Написано тоже хорошо, но это мой загон, я могу читать про лагеря, чистки, нквдшников и всякий трэш, но когда дело доходит до сатиры над партийными собраниями, унылых интриг “кто что не то сказал и кого мы будем песочить”, вязкого отчаяния от жизни в мире кривых советских зеркал - у меня опускается все, я не могу это читать. Ни про дебаты о козлотурах, ни про доносы друг на друга в провинциальной газете, ни все остальное. Часть второй и третьей книг я пролистывал, потому что там этого навалом. Главы про современные нравы мне тоже в основном не понравились, помимо ядерной мизогинии (про это потом) все тоже так грустно - как будто разом измельчавшие абхазцы только и ищут, где бы выпить, кому присунуть, как кого-нибудь обмануть и все такое.

Не исключаю, что это был сознательный ход Искандера: разделить книгу на до и после. До - прекрасное сказочное прошлое в ностальгической дымке, где и пить из рога до дна это не пьянство, а традиции, и украсть девицу в жены и успеть консумировать брак, пока братья девушки не догнали, это тоже традиции, а не блядство, украсть коня - признак мужества, а не обман, огнестрел - признак настоящего мужчины и охотника, а не рэкета, а даже если карабин носит горный бандит, он все равно в сто раз благороднее и продажного мента, и блатного вора. После - конец сказки, люди из богатырей превратились просто в людей (или, возможно, всех подменили эндурцы, как сказал бы Сандро).

Про мизогинию отдельно.

немного спойлеров, много бомбежа

Зато в книге были две отличные главы от лица животных: мула, на котором ездил Хабуг, отец Сандро, и буйвола Широколобого (оч грустная глава). Безо всякой натужности и хорошо стилизованные, имхо

#63 2022-10-30 22:07:49

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

The Housekeeper and the Professor, Yoko Ogawa

(про математику, но на самом деле универсально)
In my imagination, I saw the creator of the universe sitting in some distant corner of the sky, weaving a pattern of delicate lace so fine hat even the faintest light would shine through it. The lace stretches out infinitely in every direction, billowing gently in the cosmic breeze. You want desperately to touch it, hold it up to the light, rub it against your cheek. And all we ask is to be able to re-create the pattern, weave it again with numbers, somehow, in our own language; to make even the tiniest fragment our own, to bring it back to earth.


Евгений Водолазкин, “Лавр”

Птицы способствовали таянию снега. Под их пение снег превращался в воду и просачивался к покойникам, принося и им благую весть о весне.

***

Очнувшись, Арсений понял, что наступила весна. Он привык мерить годы веснами. В отличие от других времен года приход весны был наиболее ощутим и пронзителен. Обычно Арсений ждал ее появления, а сейчас проснулся посреди уже наступившей весны, как внезапно просыпаются погожим днем и видят, что солнце уже высоко, и рассматривают трепет его бликов на полу, и серебро паутины в луче, и плачут слезами благодарности. Арсению показалось было, что по запахам и общему состоянию воздуха эта весна была точь-в-точь такой, как когда-то в детстве, но он тут же себя одернул. Арсений был теперь совершенно другим, и оттого нынешняя весна не имела с его детской весной ничего общего. В отличие от той весны, нынешняя не заполняла уже всего мира. Она была его прекрасным цветком, но Арсений давно знал, что в этом саду имелись и другие растения.

***

Он заплакала и сказал:
Иногда думаешь, стоит ли привязываться к людям, если потом так тяжело расставаться.
Обнимая брата Гуго, Арсений похлопал его по спине:
Знаешь, друже, всякая встреча больше ведь, чем расставание. До встречи — пустота, ничто, а после расставания пустоты уже не бывает. Встретившись однажды, полностью расстаться невозможно. Человек остается в памяти как ее, памяти, часть. Эту часть создал он, и она живет и иногда входит в соприкосновение со своим создателем. Иначе отчего же мы чувствуем дорогих людей на расстоянии?

#64 2022-11-05 17:58:14

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

поднакопилось

“Лавр” Евгения Водолазкина

О чем книга: однажды жил да был на Руси великий врач Арсений-Лавр, всю жизнь платил добрыми делами за прошлые грехи, а потом умер, но жизнь не предел и смерть не конец, потому что времени не существует.

Каюсь, я ровное попадание в тех людей, которые охуели от пластиковой бутылки в XV веке вначале книги. Хорошо что хоть не повез своей охуевоз сразу в бзблг, дальше стало понятнее, почему пластик. На самом деле сейчас думаю, что для таких читателей, как анон, это идеальное решение - более тонкие намеки я бы мог пропустить, а тут сразу все ясно и бодрит.

Крч, времени нет или оно спиралька, в которой ты смотришь в огонь мальчишкой и видишь себя седым старцем (и наоборот), история повторяет себя, проходя через одни и те же точки, но каждый раз по-разному, а значит, и смерти нечего бояться, это просто одна из точек. А людей спасет любовь и самоотречение. В пересказе вроде просто, но завернуто это все в книге красиво. Большая высокая литература.

Единственная моя проблема с этой книгой: литература настолько большая, что тут все суть идеи и очень крутая стилизация, не зря настоящий ученый писал, а вот для низменны чуйств и струны моей жадной до хлеба и развлечений души ничего в книге не было. Ну вернее как. В конце я немножко растрогался от эээ похорон, если их можно назвать похоронами, и все такое, но большую часть книг сидел такой и “ну да, ну да, очень круто, прям вообще, и можно кучу анализа про книгу написать, мама за что я у тебя такой глупый анон, что из меня не получился водолазкин или хотя бы просто полуприличный филолог”.
И ничего не могу с собой поделать, вся тема православия настолько мимо меня. Я понимаю, что это по сути просто инструмент, который нужен автору, чтобы раскрыть идеи и персонажа, ну и в том антураже как без религии, но все равно. Не могу. Вторая треть книги про период юродствования Арсения вообще лично для меня была ужас.

В общем, че я. Смотрите выпуск Армена и Федора про “Лавр”, там все хорошо рассказано.


The housekeeper and the professor, Yoko Ogawa

О чем книга: молодая мать-одиночка устраивается помощницей по хозяйству к профессору математики, который после аварии
потерял долгосрочную память о новых событиях - он помнит ровно 40 минут, а потом забывает все, что с ним случилось.

Я читал когда-то у Еко Огавы “Полицию памяти”, мне очень понравилось. “Любимое уравнение профессора” (русское название) написано в той же манере - меланхоличное и немного приглушенное повествование, в котором есть место и слезам, и печальным обстоятельствам, но герои не катаются по полу в истерике и читателя за собой не увлекают. Все сдержанно, печально и светло. Это гораздо более камерная история, чем “Полиция памяти”, и более конкретная, что ли - у нас есть семья, спонтанно организовавшаяся из трех одиноких людей вокруг одного несчастья, и эти люди становятся немного счастливее и немного менее одинокими, проживая отмеренный им отрезок покоя и любви. У любого отрезка есть конец, но важно не это, а то, как мы по нему идем и с чем приходим к концу.
Хорошая книга, маленькая и трогательная.


My year of rest and relaxation, Ottessa Moshfegh

О чем книга: молодая девица решает, что чет у нее многовато привилегий и проблем, с нее хватит, и ложится в спячку на год (почти буквально).

Не знаю, чего я ждал от “Года релакса”, давно слышал про эту книгу, почему-то ждал, что от нее будут вайбы Салли Руни, вайбов и близко не нашел, но в целом рад, что прочитал.

Героиня меня конечно раздражала всю дорогу, ну я думаю, она специально такой написана - unlikable entitled rich bitch. С тягой к саморазрушению, которая у нее проявляется в виде бесконтрольного приема седативных препаратов. Она не хочет жить, она хочет спать и чтобы все отъебались (знакомо, да?). При этом она говнит свою единственную подругу, которая, хоть и завистница, не блещет умом, булимичка, повернутая на на успешном успехе, на том, а что же люди подумают, а чтобы все как у людей, пытается учить главную героиню жизни - все равно приходит к ней регулярно, пытается помочь ей и даже в какой-то момент тырит ее таблетки (из лучших побуждений). Но героиня только раздражается от такой заботы (хотя все равно держит подругу на поводке, названивая ей временами и приглашая к себе) и хочет пройти свой путь до конца. Ее идея фикс - с помощью таблеток, которые отправляют ее в полный блэкаут, проспать полгода, и в конце эксперимента решить, куда дальше - в светлое будущее или в окно.

За героями интересно наблюдать, хотя по сути в книге ничего не происходит - главная героиня ездит к психиаторке за рецептами, миксует таблетки и спит. На самом деле все героини тут unlikable bitches, и героиня, и ее подружка, и та самая психиаторка с обоссаным котами кабинетом, которая готова за деньги распупыривать чакры и выписывать по десять препаратов, но не может запомнить анамнез пациентки. Я не считаю, что герои обязательно должны быть приятны и выше любого упрека, поэтому мне такое зашло.

Концовка внезапно оказалась трогательной и пронзительной, а финальный трип, который пережила героиня, почему-то сильно перекликнулся у меня в памяти со сценой из “Дома Листьев” Данилевского - там, где Уилл Навидсон потерян внутри Дома и от смерти и тьмы его спасает жена, которую он видит как приближающийся свет. В “Годе релакса” героиня падает во тьму, но в самом конце падения протягивает руку - и чувствует, что ее сжимает другая рука, которая позволяет героине остановиться и медленно вернуться в ничто и потом в себя, она просыпается на полу своей квартиры и видит летний свет сквозь жалюзи. Совпадение сцен скорее формальное, но что-то в этом есть.

Не жалею, что прочитал, хотя и не могу сказать, что это прямо лучшая книга месяца, года или жизни so far. Недавно все говорили про “Лапвону”, свежую книгу Мошфег, я прям задумался, не попробовать ли тоже.

#65 2022-11-08 00:37:42

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

у анона нет контент плана, только путь. поэтому я пропадаю на месяц, а потом беру и фигачу по два поста подряд, и что вы мне сделаете)


“Пожиратели звезд” Ромена Гари

О чем книга: фантазия по мотивам “Фауста” - в неназванной латиноамериканской стране на глазах охуевающей группки иностранцев падает кровавый режим, а диктатор ищет дьявола, чтобы уже наконец-то всучить ему свою настоявшуюся на массовых убийствах и прочей дряни душу.


Анон испытывает большую нежность к Ромену Гари. Когда-то я прочитал о нем в книге простигосподи “Писатель и самоубийство” (в тринадцать лет очень хотелось выебываться, а что лучше вписывается в концепт, чем книжка о сумрачных гениях; но, впрочем, несмотря на все недостатки - спасибо Акунину за то, что я узнал из книги про Гари и Мисиму) и с тех пор недоумеваю, почему блин про него мало говорят и мало читают. Такой же прекрасный писатель. Я начал с “Корней неба”, хотя про нее и считается, что перевод очень странный, и сгорел нахуй от восторга. Морель и его слоны, что может быть прекраснее.

Гари я вижу эдаким эквилибристом, который идет по канату между чистой идеей и ужасной пошлостью, и никогда не сваливается ни в одно, ни в другое. Лично меня его книги режут как нож, больно быстро без регистрации и смс, а потом заживляют в конце - чем-то хорошим, проблеском надежды вопреки. Поэтому от каждой его книги - чистый катарсис, когда ты смеешься над шутками, потом рыдаешь как дрянь над всей жестью, что происходит, а в конце снова радуешься, потому что жизнь и любовь победили несмотря ни на что (а потом вспоминаешь, какой конец был у автора, и снова приунываешь). Окей, анон не эквилибрист и стремительным домкратом заваливается направо, в пошлость, но я думаю вы поняли, о чем я.

Когда-то в прекрасные времена, когда все границы были открыты и можно было рвануть в Вильнюс на выходных, анон был там по своим делам и, убивая время до собсна дел, пошел искать дом, где жил Гари. А в другой поездке затащил друзей посмотреть на скульптуру “Мальчика с калошей”. Если когда-нибудь доберусь до Парижа, схожу посмотреть на табличку на его французском доме.



Ладно, чет меня унесло от книги. “Пожиратели звезд” написаны немного с креном влево, в сферу идей, не так сильно, как, например, “Пляска Чингиз Хаима”, которая мне запомнилась как один бесконечный поток мыслей о войне и холокосте с вкраплениями сюжета, но достаточно сильно. У Гари было мнение на тему колониализма, социального неравенства, корней зла, и все это он завернул в историю о кровавом диктаторе Альмайо, который с юного возраста решает, что в мире всем правит Эль Сеньор, и это отнюдь не бог. И что единственный способ преуспеть, если ты уже в аду на земле - это делать самые отвратительные вещи, которые только можно вообразить, тогда-то Хозяин обратит на тебя внимание и даст тебе то, что пожелаешь. На этом индеец-кужон поднимается до генерала и диктатора, нагибающего под себя всю страну и посещающего приемы американского посольства, но вот незадача, все его подношения остаются без ответа, Эль Сеньор не спешит прийти за переспелой прогнившей душой. Альмайо ищет его всю жизнь, а находит… ну, находит кого-то. Не буду спойлерить.
Я прочитал, что Гари написал книгу, пока был дипломатом в Боливии, видимо, насмотрелся там разного. И oh boy, как же он хуесосит Америку в книге, от души.

При этом при всей ну не то что простоте, но явно проговоренных идеях, в книге есть очень крутые моменты.
Во-первых, это глава от лица американки - любовницы Альмайо, которая такая была немного наивна дурочка, приехала причинять добро туземцам, а попалась в лапы будущего диктатора. Вначале, если честно, когда она только появилась в истории, мне казалось, что Гари выставляет ее безмозглой куклой, которая только и может, что твердить о любви к убийце и бухать. Но ее рассказ - это просто идеальный пример газлайтинга и самообмана, в который она сама себя загоняет, чтобы не сойти с ума. А еще он запараллелен с другими главами, от лица Альмайо, и эта перекличка особенно подсвечивает, как хуево и жестоко он обращается с девушкой, и как она оправдывала каждый виток этого пиздеца. И становится понятно, что нет, она совсем не плоский образ (ну, насколько это возможно в этой книге, все-таки все основные  герои скорее воплощают идеи, чем полностью живые люди), а жертва абьюаз - и при этом очень слабый человек, который лучше сопьется или умрет, но не признает свои ошибки. Очень тонко выписанный конфликт внутри одной персоны.
Кстати, только сейчас понял, что девушку за всю книгу ни разу не называют по имени - характерно, потому что даже у всяких мимокрокодилов есть имена и предыстория.

Во-вторых, как ни странно, это главы про самого диктатора, которые можно описать мемом с биноклем. Его путь к верхушке - это так отвратительно, что не оторваться. Пацан к успеху пришел.

В-третьих, как ни еще более странно, это наверное концовка книги, по которой человек страшнее дьявола, потому что сам кует пиздец себе и окружающим, дьяволу даже не нужно напрягаться, люди со всем справляются сами - но! человек конечен и даже самый ужасный диктатор рано или поздно кончится, а раз ни бога ни черта нет, то люди могут выбирать свой путь, каждый из нас, и возможно не все выберут путь зла. The hate of men will pass, and dictators die … and as long as men die, liberty will never perish, как говорилось в хорошем старом фильме.

В-четвертых, но это немного субъективный пункт, это чувство юмора Гари. В целом у него с шутками все в порядке во всех книгах, но тут, имхо, они довольно черные. Лично я ржал как конь над некоторыми нюансами в отношениях Альмайо и американки: то, как она угрожала, что будет молиться за его душу, а он в какой-то момент стал шарахаться от нее как от святого духа и на поводу шантажа построил ей филармонию и чет там еще, вроде библиотеку. Посреди фавел, да, потому что музыка и культура это так важно по убеждению американки, несчастный индейский люд будет припадать к бессмертному искусству и становиться счастливее и лучше (как она на каждом концерте). А в итоге одним из поводов для восстания стали слухи о том, что на стройку растратили огромные деньги из бюджета, и первое, что сделали протестующие - сожгли нахуй и филармонию, и библиотеку. Наверное, не очень смешно в пересказе звучит, но у Гари черно и угарно это подано. Ну, или я немножко больной ублюдок, который и над фолкнеровской As I lay dying смеялся.

В общем, читайте Гари, аноны, отличный писатель.

#66 2022-11-08 14:18:00

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Анон, сирдец тебе тележку за Гари. Как раз в этом году начал частично читать, частично перечитывать, и Корни неба мне неподражаемо проехались по мозгам. А орать не в кого, совершенно не в кого орать, никто не знает! Теперь благодаря тебе определился, что следующее возьму :heh:

#67 2022-11-10 22:52:19

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Анон пишет:

Анон, сирдец тебе тележку за Гари. Как раз в этом году начал частично читать, частично перечитывать, и Корни неба мне неподражаемо проехались по мозгам. А орать не в кого, совершенно не в кого орать, никто не знает! Теперь благодаря тебе определился, что следующее возьму :heh:

оо как круто! надеюсь, тебе понравятся "Пожиратели звезд"  :heart:

#68 2022-11-21 14:20:52

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Ithaca, Claire North

О чем книга: история Итаки без царя, зато с царицей, рассказанная Герой.

Конечно я не мог пройти мимо еще одной книги-ретеллинга мифов, особенно когда это Пенелопа, Одиссей и Итака.

Клэр Норт, видимо, надоело читать близкие к тексту пересказы мифов, где общую канву истории оставляют нетронутой и все больше про чувства пишут, она решила пойти ва-банк и написать что-то новенькое, но на основе мифа. Гера несколько раз за книгу повторяет, что о женщинах песни не поют, поэтому можно предположить, что на Итаке могло быть что угодно.

А было там с точки зрения Норт выживание любыми средствами, потому что царя Одиссея нет 20 лет, взрослых мужчин тоже нет, траты зато есть (сначала 10 лет отправлять на войну запасы и оружие, потом ~7 лет кормить женихов), и получается, что все население Итаки - это женщины, пиздюки, старики и рабы. Вокруг бурлящий дикий мир ахейской политики, где оставлять остров без присмотра правителя опасненько - женихи только половина проблемы, а мало ли Менелай заскучает в Спарте. И еще пираты. Одиссей, уплывая, оставил жене бесполезного советника и упорхнул за подвигами. Но по Норт - у Пенелопы нет возможности десять лет лить слезы по мужу, работать-то кому-то нужно. И защищать остров кому-то тоже нужно. 

Но из-за особенностей ее положения, в первую очередь потому, что она женщина, все шаги Пенелопы - это как те узлы, что она ткет на саване Лаэрта, десять завязано днем, девять распущено ночью. ей приходится маневрировать, где-то отступать, оглядываться через плечо, ее один шаг вперед - это на самом деле десять вперед и девять назад. Но Итака lives to see another day, сама она жива, сын жив, поэтому сложно жаловаться.

Пенелопа, царица-уточка, тут удачная героиня. Она умная, у нее всегда припасены стратегия-другая и путь к отступлению на случай особого пиздеца, она удачно правит из тени, аккуратно оборачивая вокруг своего пальчика более глупых советников и всерьез обсуждая дела с Медонтом, с которым у нее полное взаимопонимание, она находит себе верных соратниц по всему острову, от служанок до шпионок. Слезы и женские недуги она точечно использует, когда нужно отвлечь внимание или принять подобающий образ. По Норт Пенелопа может быть достаточно жесткой, когда ей это нужно, потому что она царица и не имеет права на настоящие, а не притворные слабости. Но, конечно, она женщина в том смысле, что любит сына (хотя он та еще корзинка) и готова его защищать, даже если он ее отталкивает.

На этой дихотомии - женщина вс царица - строится одна из идей книги. Чтобы лучше ее запараллелить, Норт решила добавить в историю еще и Клитемнестру с Электрой и Орестом (они все в какой-то момент оказываются на Итаке после убийства Агамемнона). В целом это занятная идея, ведь в “Одиссее” несколько раз поминается Клитемнестра - как противовес хорошей жене Пенелопе. Пенелопа была верна мужу и дождалась его после войны, Клитемнестра изменила Агамемнону и убила его. В “Одиссее” все очевидно - одна хорошая, другая плохая. В реальной жизни, как пытается показать ее Норт, все гораздо сложнее. В древней Греции было три царицы, Елена, Клитемнестра, Пенелопа. Первая выбрала быть только женщиной (в книге про Елену почти ничего нет, но очень характерный абзац в конце - она смотрит в отражение, видит первые морщины и приходит в ужас), вторая выбрала быть только царицей (да, у нее был любовник для души, но в основном она упивалась властью - правила открыта, сидя на троне мужа, выслала его коррумпированных дружков, не пыталась прикинуться милой овечкой). Третья выбрала средний путь и, кажется, на момент книги преуспевает лучше всех, хотя успех в контексте женской доли тут понятие относительное: жива, не в рабстве, тебя не насилуют - уже хлеб.

Не стоит забывать, что рассказчица - это Гера, сама и мать, и царица, которая всю книгу жалуется на свою судьба. Когда-то она была одной из Великих богинь (Great Goddess, есть ли устоявшийся термин в русском?), пока ее не низвел до текущего состояния Зевс. В словах Геры много горечи - она сама выбрала средний путь, вынужденная делать свои дела под покровом тайн и ночи и только среди женщин, иначе может нарваться на наказания от мужа. Она ценит Пенелопу как близкую к себе по духу, но в настоящий восторг ее приводит Клитемнестра, которая горела ярко (пусть даже и сгорела быстро).

Из этого всего вытекает вторая идея - мужчины вс женщины. Мужчины в то время и в том месте - герои, завоеватели, имеющие право просто по факту существования. Женщины - существа бесправные, выживающие любым способом. И Пенелопа, и Клитемнестра теряют своих сыновей (первая ближе к концу книги говорит We have raised too many sons who will never understand), у которых по Норт был шанс вырасти хорошими людьми, но они его проебали. Гера очень удобно может знать и прошлое, и будущее, она видит суть Ореста, который хотел быть хорошим отцом и мужем и найти себе жену, с которой он сможет делиться своими мыслями и переживаниями, а вместо этого пришлось убить собственную мать - такое даже для древних мифов было чересчур, Орест из потерянного мальчика стал одним из тех неприятных мужиков-завоевателей. Аналогично Телемах - из маминой корзины он становится пленником Афины (очень некомплиментарно описана Герой), которая толкает его на всякую хуйню.
Трагедия Геры отражена в трагедиях обычных женщин, поэтому она единственная богиня, которая всерьез ими интересуется. Афине интересен только Одиссей и до определенного предела Телемах, из которого она будет делать Одиссея 2.0. Артемиде - вообще никто особо не интересен, ну только если женщины-воительницы или охотницы, но она не способна удержать на них интерес дольше одной ночи.
Несмотря на все достижения женщин, послевкусие остается ну такое - просвета особо не видно.


В чем моя проблема с этой книгой: задумка была хорошая, но как это блин скучно было читать, слов нет. Книжечка маленькая, а я ее вымучивал несколько дней. Вроде все сюжетные точки намечены, вот у нас тут кульминация, большая охота, пиратов всех прибили, вот грустная концовка, но ничего душу не тревожит.

Идеи подаются в лоб.
Если не повторить раз пять за главу, как женщинам тяжело живется, живется тяжело женщина, ой какая тяжелая житуха у женщин, то, видимо, у кого-то отвалится жопа (зуб даю, у какой-то нибудь бедной женщины с тяжелой жизнью). Поспорить сложно - жизнь рабыни (да и царицы) не сахар, но блять, я с первого раза понял, можно мне пожалуйста не втирать это в каждом абзаце.

Дихотомия плохие мужики вс прекрасные девы мне тоже как-то не але. Ну, я понимаю, у нас тут бывшая богиня мартиархата историю рассказывает, но за редчайшими исключениями М в книге мудаки просто потому что М, а Ж выше всяких похвал потому что Ж. Одиссей старательно вынесен за скобки, потому что его сложно было бы запихивать в такую историю. В целом я и рад, а то оказалось бы, что он тоже мудак потому что мудак.

По-настоящему сложные характеры получила только Пенелопа, до некоторой степени Гера… да и все. Кажется, Электру авторка пыталась писать такой сложной штучкой, но в итоге она рассыпалась на три разных девушки: истеричка с daddy\mommy dearest issues, потом резко фанатичка и лучшая сеструня на свете, потом еще более резко укротительница мужуков и хитрая будущая царица. Ну такое. Эвриклея old bitch, Клитемнестра posh queen bitch, разные ожп из окружения Пенелопы имеют одну-две функции (верность и страдашки), омп и женихи аналогично, один внезапный хороший мужик нужен только чтобы воплощать нетоксичную маскулинность, Телемах корзина.

Плюс мне не понравилось скрип совы на глобусе в отношении Телемаха. У нас тут две параллели, Клитемнестра-Пенелопа и Телемах-Орест, те самые проебанные сыновья, о которых говорит Пенелопа. Про Ореста я выше написал, у него правда было маловато шансов вырасти нормальным, но с Телемахом я чет не понял историю. Его главный грех - он подросток без отца, дуется на всех, мозг еще не отрастил и загнался из-за местного аналога глянца - песней аэдов, по которым его папка огого, а он сам вот чет не герой ни разу. Но его очевидно ебет вся ситуация вокруг (пираты, женихи, таинственная мама, которая knows best, но ниче не говорит ему). Да, он ведет себя как дурак половину книги, но от него и отмахиваются как от дурака все при дворе. Дальше у него по книге отрастает внезапная father figure, но потом его берет в оборот Афина и типа с этого места (и попав в первое настоящее сражение) Телемах тоже идет по кривой дорожке. Электра говорит ему “месть”!, Афина шепчет в ухо всякое разное про подвиги, и вот он уходит на мороз без шапочки, то есть, простите, уплывает искать отца, а Пенелопа плачет на берегу и зовет его по имени. А пролетающие мимо Эринии, которые вообще к Оресту в гости собираются, передразнивают ее крики.
И тут шота как-то. С одной стороны, я понимаю, что за кадром остается финал Одиссеи, где Телемах с папкой выпилят женихов - но если честно, я не уверен, что Пенелопа авторства Норт так уж сильно будет за них переживать. В итоге я не очень понимаю, что такого плохого сделал Телемах, ну кроме того, что с мамой не хочет больше разговаривать.

Видно, что авторка подготовилась, читала про культы древних богинь, про быт древних греков (они правда ели столько рыбы? у меня осталось ощущение по гомеровским историям, что вот мясо это труЪ, а рыба так, когда совсем ничего не остается; и еще правда на Итаке были лошади? хотя кто мне ответит, если никто даже не знает точно, какой именно остров в те времена был Итакой), это по крайне мере не та дева, которая собирается весной 23-го выпускать книжку по мотивам мифов, даже не пролистав “Одиссею” (лолкек, хотя кого я обманываю, все равно буду читать). А все равно ерунда какая-от вышла, обидно. Сюжет-то богатый.

Отредактировано (2022-11-21 14:22:17)

#69 2022-12-10 11:16:09

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Я очень люблю богиню Геру, поэтому в тех отрывках "Итаки", которые я прочитал, мне понравилось упоминание об ее матриархальном прошлом и то, что ее больше не изображают ревнивой стервой, преследующей любовниц мужа. Но все равно обидно, когда вроде бы в феминистических переосмыслениях женские образы получаются даже более блеклыми и невыразительными, чем в оригиналах.

#70 2022-12-20 12:12:33

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Анон пишет:

“Лавр” Евгения Водолазкина

Анон, спасибо за отзыв! Я как раз недавно прочитал, хожу под впечатлением. И за ссылку на обзор Армена тоже спасибо, посмотрю, чтобы все мысли в голове упорядочились.

#71 2022-12-26 20:09:02

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Анон пишет:

Но все равно обидно, когда вроде бы в феминистических переосмыслениях женские образы получаются даже более блеклыми и невыразительными, чем в оригиналах.

Да, очень обидно, понимаю тебя

Анон пишет:

Анон, спасибо за отзыв! Я как раз недавно прочитал, хожу под впечатлением. И за ссылку на обзор Армена тоже спасибо, посмотрю, чтобы все мысли в голове упорядочились.

:heart:

#72 2023-01-21 16:59:46

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

яниумирла, как говорила матушка Ветровоск


Читал пьесу Брехта “Швейк во Второй мировой войне”. Даже не знаю, что сказать. Горькая, сука, актуалочка.

***

“Как писал однажды редактор газеты “Нива и сад”, великие мужи не в чести у простого народа. Он их не понимает и считает всю эту муру лишней, даже героизм. Маленький человек плевать хотел на великую эпоху. Он предпочитает посидеть в уютной компании и съесть гуляш на сон грядущий. Удивительно ли, что великий государственный муж, глядя на эту шатию-братию, аж трясется от злости: ему ведь до зарезу нужно, чтобы его народ, будь он неладен, вошел в историю и во все школьные хрестоматии”.

***

“А виноваты во всем те, кто ему в Мюнхене презентовал Чехословакию ради “мира на всю нашу жизнь”. Но он оказался молниеносным миром! А война, наоборот, затянулась, и многим ее хватило на всю жизнь, до самой смерти, вот как порой люди обмишуливаются”.

***

“Течет наша Влтава, мосты омывает,
Лежат три монарха в червивых гробах,
Порою величье непрочным бывает,
А малая малость растет на глазах.
Двенадцать часов длится темная темень,
Но светлое утро нам явит свой лик.
И новое время, всевластное Время
Сметает кровавые планы владык.
Течет наша Влтава, мосты омывает,
Лежат три монарха в червивых гробах.
Порою величье непрочным бывает,
А малая малость растет на глазах”.

#73 2023-01-24 23:58:48

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

The House on Mango Street, Sandra Cisneros

Four Skinny Trees

They are the only ones who understand me. I am the only one who understands them. Four skinny trees with skinny necks and pointy elbows like mine. Four who do not belong here but are here. Four raggedy excuses planted by the city. From our room we can hear them, but Nenny just sleeps and doesn't appreciate these things.
Their strength is secret. They send ferocious roots beneath the ground. They grow up and they grow down and grab the earth between their hairy toes and bite the sky with violent teeth and never quit their anger. This is how they keep.
Let one forget his reason for being, they'd all droop like tulips in a glass, each with their arms around the other. Keep, keep, keep, trees say when I sleep. They teach.
When I am too sad and too skinny to keep keeping, when I am a tiny thing against so many bricks, then it is I look at trees. When there is nothing left to look at on this street. Four who grew despite concrete. Four who reach and do not forget to reach. Four whose only reason is to be and be.


Writers & Lovers, Lily King

I’ve met ambitious women, driven women, but no woman has ever told me that greatness was her destiny.

***

‘Aisha told me once that the number-one quality she looks for in a candidate when hiring is happiness. I thought it was cheesy when I first heard it, but you can tell. This is a pretty happy place.’
We go back through the glass entrance area and down a wide hallway, bright with sun pouring through a line of high windows. Honestly, I don’t remember windows in my high school. Every memory is cast in dim tube lightning. Was anyone _happy_ there?


A Movable Feat, Ernest Hemingway

with so many trees in the city, you could see the spring coming each day until a night of warm wind would bring it suddenly in one morning. sometimes the heavy cold rains would beat it back so that it would seem that it would never come and that you were losing a season out of your life. this was the only truly sad time in paris because it was unnatural. you expected to be sad in the fall. part of you died each year when the leaves fell from the trees and their branches were bare against the wind and the cold, wintry light. but you knew there would always be the spring, as you knew the river would flow again after it was frozen. when the cold rains kept on and killed the spring, it was as though a young person had died for no reason.
in those days, though, the spring always came finally but it was frightening that it had nearly failed.


Sally Rooney, Conversations with friends

Bobbi and I often performed at spoken word events and open mic nights that summer. When we were outside smoking and male performers tried to talk to us, Bobbi would always pointedly exhale and say nothing, so I had to act as our representative. This meant a lot of smiling and remembering details about their work. I enjoyed playing that kind of character, the smiling girl who remembered things. Bobbi told me she thought I didn’t have a ‘real personality’, but she said she meant it as a compliment. Mostly I agreed with her assessment. At any time I felt I could do or say anything at all, and only afterwards think: oh, so that’s the kind of person I am.

***

(героиня о своей матери)
…and she offered her hand to help me up. Her hands  were large and sallow, not at all like mine. They were full of the practicality I lacked, and my hand fit into them like something that needed fixing.

#74 2023-01-25 23:18:06

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

Отчего-то у анона было мощное ложное воспоминание, что он написал про Conversations with friends и даже в блог запостил. Есть, конечно, варик, что я просто где-то просрал текст или так увлеченно составлял его в голове, что мозг сам себя и меня наебал, решив, что раз уже продумано, то хули записывать. Ладно, давайте заново.

О чем книга: Салли Руни и ее миллениальские многоугольники, в этот раз без википедии в тексте.

Первая книга Руни, как и вторая, и третья, посвящена исключительно людям и их взаимоотношениям. В “Разговорах” это две пары - Бобби и Фрэнсис, студентки, соавторки и соисполнительницы стихов, бывшие любовницы, текущие подруги - и Мелисса и Ник - пара постарше, умеренно известная в узких кругах писательница и умеренно известный в тех же кругах актер, он был в депрессии, она ему изменила, все сложно. Мелисса встречает Бобби и Фрэнсис на творческом вечере, очаровывается Бобби (а ее подружка идет довеском), предлагает запилить про творческий дуэт фотосессию и заметку в журнале и зовет их для беседы домой. А там, и пока Мелисса и Бобби наслаждаются компанией друг друга, Фрэнсис и Ник ловят искру, а дальше буря безумие их местами унылые отношашки, про которые конечно же все в итоге узнают.

Я видел в какой-то рецензии (жаль, не могу найти, где именно), как клеймили сурово Фрэнсис, типа, за что боролась, получай за свои действия и вообще неправильная коммунистка. Насчет последнего скорее согласен - из всего коммунизма у Фрэнсис только мечты, что если поделить общемировой доход на всех людей, то каждый будет получать по 16 тысяч долларов. Не знаю, считается ли коммунизмом ее странная позиция по поводу работы - она подрабатывает на полставки в издательстве за символические три цента, живет на деньги родителей и не особо планирует будущее. С другой стороны, резкие обвинения в том, что она типа такая сучка и получила за все, что наделала - ну такое. В тексте упоминается, что ей 21 год? 20 лет? Крч, что она еще совсем юная девушка, неуверенная в себе, с кучей загонов. Немного не тянет на роковую соблазнительницу, которой воздалось и так ей и надо.

Тут я сыграю в любимую игру холиварки, вжопливание, и добавлю, что скорее всего я чувствую определенное сродство с Фрэнсис, поэтому мне ее жаль. Увы, я тот самый унылый миллениал, которого препарирует Руни, у меня своего головного говна вагон, а я еще узнавал во многих детальках Фрэнсис себя. Непонимание, что ты за человек, стремление быть удобной и зеркальной для разных людей, большая неуверенность в себе, которая толкает в поисках стабильности к неподходящим людям, в конце концов, батя-алкаш и сложные душевно-финансовые отношения с ним (у анона, к счастью, это уже в прошлом, у Фрэнсис в процессе книги, очень грустные страницы на самом деле, такое сука узнавание). Это, конечно, не делает ее полностью правой, но очень расширяет мои рамки терпимости к ней как к персонажу.

В книге очень крутая сцена - epiphany Фрэнсис в церкви, после которого она решает жить по-другому. Поэтому я особенно изошелся на говно в самом конце книги, где все хуйня, давай по новой

Надо уже прочитать и “Нормальных людей”, а то что я как не этот. И ждать потом следующую книгу Руни, а то кто кроме нее еще опишет мне мои миллениальские проблемы

#75 2023-01-30 23:44:50

Анон

Re: [книги][YC] Анон в поисках кита

The Moveable Feast

Хэмингуэя я последний раз читал так давно, что как будто в прошлой жизни. Помню очень смутно, что меня восхитил “Старик и море”, романы проскользнули сквозь мозг и память как рыбки в реке, ну а на рассказы я не мастак. Кажется, последняя книга, которую я у него читал, был “Райский сад”, из нее я понял примерно нихуя и решил, что Хэм совсем не мой писатель. Суровый мужицкий стиль, который все так любят, меня не зацепил (а теперь я отовсюду слышу, что это просто переводы неудачные).

Но то художка, а “Праздник” это воспоминания о Париже. Я подумал - о, Джойс, Гертруда Стайн, Фицджеральд. Надо заценить. Очень наивно было думать, что это такие мемуары на дохреллион страниц со всеми сплетенками про писателей, но я справился) Книжка по факту маленькая, зарисовки про писателей (кроме Фрэнсиса Скотта) и того меньше. Но есть очень занятные главы, которые не про известных людей, а про самого Хэмингуэя, и он выступает там на удивление лирично и тонко. Я приводил цитату про весну, и по книге не один такой пассаж, где автор выхватывает из потока жизни хрупкие моменты и нежно переносит их на бумагу. Он вспоминает, например, как рано утром по их улице француженка водила козу и давала ее доить за небольшие деньги всем желающим. Вот вроде бы ничего особенного (по нашим временам - анекдот), но он так это описывает, что сердечко замирает. Ностос.

Ну и конечно сердцевина книги - угарные истории про Ф. С. Фицджеральда. Все цитируют фрагмент, где Хэм и Скотт хуями мерились, но как по мне, самое смешное - это из поездка за машиной Скотта. Я читал, кекал и всем, кто не успел убежать, вслух цитировал лучшие куски (про механика, который просит Хэма повлиять как-то на Скотта, чтобы тот лучше ухаживал за машиной - на секунду, ей там в аварии оторвало крышу; или умирания Скотта от пневмонии на кровати в отеле; или неработающий градусник; и все такое).

Еще подумал и нашел себе For Whom the Bell Tolls на англе. Говорят, в оригинале стиль экспериментальный и цензуры нет. Попробую, вдруг как-то сладится еще с Хэмингуэем.


Линор Горалик, “Имени такого-то”

Книга по мотивам реальных событий - эвакуации из Кащенко на барже во время Второй мировой.

С Горалик у меня все сложно. Я люблю ее как публичную персону (то, что она говорит и как говорит), мне нравятся ее идеи (собирание моментов\историй из повседневной жизни, Заяц ПЦ ванлав, в конце концов, записки об эмигрантах), но я не могу читать ее книги. Временами делаю подход, убеждаюсь, что ничего не поменялось, думаю “большеникада”, дальше обнуляюсь и по новой.
Помню, я прочитал аннотацию “Всех, способных дышать дыхание”, обкакался от восторга и побежал читать. Где-то на второй или третьей главе (про кота, кажется) меня стало тошно, прямо на физиологическом уровне, пришлось отложить. Это была какая-то удивительная концентрация тлена, которая меня просто наизнанку вывернула.
“Имени такого-то” немного слабее по эффекту (и короче), поэтому я успел прочесть прежде, чем обсквикался, но особой радости мне это не принесло. И тут тоже довольно типичная фантасмагория, где машины представлены как живые существа, вокруг война, боль, смерти, сумасшедшие (примерно все, и пациенты, и врачи, и баржа, как в таких условиях кукухой не уехать - да никак) и надрыв. И вот это сочетание фантазии как будто воспаленного ума (это не выпад в сторону Горалик, это ощущение от текста), тлена и какой-то такой мерзковатой телесности вызывает у меня только тоску.

Я при этом отдаю себе отчет, что это талантливые тексты, они прям наждачкой по коже, но читать их я не могу.

…сказал анон и вспомнил анонс нового романа Горалик (про второе израильское государство) в ее телеге. Ну крч вы поняли, увидимся через годик)


“Отцовский договор” Кемири

Отец, который дедушка, сын, который отец, сестра, которая мама, и остальные герои, не названные по имени, а обозначенные своими ролями в семье, живут свою обычную, местами не самую веселую жизнь, собачатся из-за старых нерешенных родственных проблем: кто больше сходит с ума в декрете, муж или жена, что делать с батей, который дед и который заебал наезжать раз в полгода в Швецию для визарана и разводить тараканов в студии сына, что делать, если после развода корзинка осталась с бывшим мужем и не хочет разговаривать с матерью, все такое.
Центральный конфликт - двух отцов, отец-сын долго не может сказать отцу-деду, что реально заебал и пусть снимет отель, который дед на отлично продавливает границы сына и вечно всеми обижен, и даже попытки поговорить не сильно их куда-то приводят, потому что мало того, что у каждого правда своя, так еще они и слышат совершенно разные вещи. Кемири очень талантливо показывает это из разных ПОВов.
Это эпизод из жизни одной семьи, и там нет начала и конца. Старые конфликты не разрешаются магически, герои благодаря пережитому опыту становятся другими - чучуть (отец, который дед, для разнообразия убрался перед отъездом и не нахамил сыну напоследок), но никто не может гарантировать, что через полгода, в очередной визит, все не станет как было. Кемири дает насколько возможно приятный финал последней фразой (“сын, который не такой, как его папа”). Но вообще это все очень жизово. Герои не герои, а просто человеки.

Не могу сказать, что это какая-то крышесносно офигенная книга, но она занятная, хорошо переведена, с ней интересно было скоротать день-другой.


The House on Mango Street

Сборник коротких виньеток (от пары строк до пары страниц) про жизнь латиноамериканского сообщества в Америке.
Закрыл культурный пробел, но на этом и все. Понимаю, почему для Штатов и особенно для латино культуры эта книга важная, но для себя я в ней ничего не нашел.


Writers & Lovers, Lily King

Славная сладкая история про девушку, которая пишет книгу, работает официанткой, живет почти что в сарае, имеет стописят миллионов долгов за университет и пытается пережить внезапную смерть матери, с которой они были очень близки.
Я бы, наверное, не взял эту книгу, если бы заранее увидел, что она про любовный треугольник. Впрочем, прочитав, не жалею. Главная героиня милая, беготне между мужиками, к счастью, посвящена не вся книга, и хотя концовка кажется немного ту мач (все и сразу после чернющей полосы неудач), там есть неплохие моменты. И гуси. Хорошо такое читать, когда хочется приложить к душе подорожничек.

Подвал форума

Основано на FluxBB, с модификациями Visman
Доработано специально для Холиварофорума