Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас с вами в гостях Надежда Попова, автор великолепного цикла «Конгрегация». Если вы вдруг не знакомы с творчеством автора, рекомендую ознакомиться с моей рецензией. Что ж, начнём!
Курт: Надежда, здравствуйте! Очень рад, что вы смогли найти для меня время и согласились ответить на несколько вопросов.
Надежда: Здравствуйте.
К: Что ж, предлагаю начать с обычных дежурных вопросов. Уверен, они вам уже успели надоесть, но без них никак. Как вам пришла в голову мысль начать писать? Это было какое-то внезапное спонтанное решение? Возможно, вас вдохновила какая-то книга или фильм?
Н: Писала я с детства. Буквально. Истории придумывала еще с детсада, но тогда они воплощались в играх с друзьями, а в начальной школе дело дошло и до записывания придуманного на бумаге. Можно сказать, что никакого решения не было - это получилось само собой, "писать истории" просто было так же естественно, как "читать истории".
К: Но почему темой ваших книг стала именно инквизиция? Обычно начинающие авторы пишут что-то лёгкое, чтобы набить руку. Например, попаданческое фэнтези. Что повлияло на ваш выбор темы?
Н: А я не начинающий автор. Просто "Конгрегация" - это первое из написанного, что было опубликовано, а до создания этого цикла было еще семь книг, которые никто, кроме друзей и мужа, не видел и не читал. И большую их часть я уже никому не покажу. Попаданцы там тоже были, хотя писалось все это в конце девяностых, когда этой повальной моды еще не возникло, тогда тема мне была интересна сама по себе.
Правда, я не считаю определенные художественные приемы признаками легкого или серьезного произведения, а попаданец - это именно прием, способ показать какой-то мир или какой-то временной период нашего мира со стороны. Можно сделать из этого серьезную и даже философскую литературу, можно интересное приключение в необычном антураже, можно драму, можно хоррор, можно что угодно, и каждый подход будет требовать известных усилий и дотошной работы над текстом. И далеко не факт, что книга, легко "проглоченная" читателем, так же легко создавалась автором. Вспомнить хотя бы ту же "Темную башню" Кинга, которая по сути тоже книга о приключениях команды попаданцев.
А выбор темы был, можно сказать, внезапным. Просто подумалось однажды: если бы колдовство существовало в реальности, как шла бы история мира, похожего на наш, каковы были бы успехи аналога Инквизиции, учитывая, что в ней, скорее всего, работали бы простые смертные, и какова вероятность того, что работали бы не только они? Так родился рассказ "Ради всего святого", а уж потом возникла идея цикла.
К: Было бы интересно ознакомиться с вашим ранним творчеством. Согласен с вами, любой сюжет можно подать великолепно.
Скажите, возможно, было какое-то произведение, которое вдохновило и подтолкнуло вас?
Н: К выбору темы? Нет, не сказала бы. А вот на стиль или, если так можно выразиться, на манеру подачи текста - да. Это были Олди и Сапковский. "Путь меча", который как-то муж купил в электричке, и прочитанные после него книги были первыми, из которых я узнала, что фэнтези может быть литературой. Не хуже фантастики. Это не означает, что до тех пор мне не встречались хорошо написанные фэнтези-книги; встречались, конечно, но они были... другие. Они были хорошо написаны по-другому. Стилистически, по манере изложения, по языку, по "способу решения и рассмотрения поднятых в тексте проблем" - все это были сказки или приключенческие романы, это был эпик или легенда, но не проза. Не "просто литература на фантастическую тему". Не знаю, как я писала бы, если б не Олди, но точно иначе. Не так.
А Сапковский - считаю, что авторы вроде меня должны быть ему благодарны по гроб жизни: потому что он первым сделал то, что такие, как мы, давно (сознательно или нет) хотели, причем сделал не тихонечко и осторожно, а прямо, неприкрыто, напролом. И главное - у него получилось. Я имею в виду тактику "новое прочтение старых сюжетов". Да, наверняка робкие попытки "пасхалить" встречались и раньше, однако в таких бессовестных масштабах, по-моему, этого не делал еще никто, и в российской аудитории прогремела и закрепилась именно ведьмаковская сага. Да, даже без него мы бы писали, как пишем. Но пану Сапеку мы должны быть благодарны за то, что он подготовил аудиторию к таким кунштюкам. Сделать из детской сказки кровавую драму. Вывернуть веселую притчу наизнанку и эту изнанку показать. Не фанфик, не "литературная дискуссия", не пародия. Сапковский избавил нас от необходимости долго и нудно объяснять, что это такое; а объяснить это некоторым до сих пор тяжело, и даже те, кто все понимают - так же, как и сами авторы, не всегда могут внятно сформулировать, как это следует называть и классифицировать. Нам, понимающим, без разницы. Мы так видим. Мы так чувствуем. Остальное несущественно.
Если сильно покопаться - наверняка повлияли еще многие и многие книги и авторы, как и на любого много читающего человека. Как бы ни была сейчас популярна идея, что "литература не влияет на мировоззрение" - я с этим не согласна. Влияет. Просто не все это замечают, не все хотят замечать и не всем интересно копаться в себе и пытаться заметить.
К: Да, Олди и Сапковский – это, безусловно, знаковые фигуры.
Читая ваш цикл, лично я много думал о религии. Впрочем, для меня это больная тема, рассуждать о ней я могу долго. Скажите, вы верующий человек? Что вы вообще думаете о религии?
Н: Да, я человек верующий. Однако, хоть мой муж и католик и себя я могу назвать филокатоликом - все-таки ни к одной конфессии официально не отношусь. Остаюсь внеконфессионалом.
К: В таком случае скажите, как вы относитесь к современной тенденции пропаганды православия, духовных скреп и всего остального?
Н: Резко отрицательно. Религия - дело каждого, а уж тем более, когда государство светское согласно Конституции. Миссионерство - дело Церкви, само собой, но когда оно смыкается с административным ресурсом, а этот самый ресурс продвигает религиозный национал-патриотизм... Это не хорошо ни для кого. Для самой Церкви, для граждан, для государства, на единство которого все это вроде как направлено. Мы все-таки не в мире Конгрегации, силы Хаоса и ада не атакуют реальность со всех сторон, посему насаждать единственно верную веру огнем и мечом - идея так себе.
К: Полностью согласен. Жаль только, что в наши дни подобное высказывание может быть подвергнуто критике. Но вернёмся к книгам. Должен сказать, что вам удалось создать потрясающую атмосферу. В том числе благодаря уместным фразам и цитатам на латыни и немецком. Скажите, вы владеете иностранными языками?
Н: Как в анекдоте - "говорю со словарем, с людьми говорить пока стесняюсь". Собственно говорить я смогу вряд ли, но тексты более-менее осиливаю. Основная моя проблема - грамматика: если в немецком она относительно простая, то в латыни - такая же сложная, как в русском языке. В первых книгах у меня был консультант, сейчас я уже немного поднатаскалась, хотя все равно пару раз приходилось обращаться за помощью.
К: Я, конечно, не профессионал, но должен сказать, что получается у вас отлично.
Я знаю, что вы не из тех авторов, что против пиратства. И вы выкладываете свои книги в свободном доступе. Но что насчёт издательства? Сотрудничаете ли вы с ним или полностью решили перенести своё творчество в сеть?
Н: Это, скорее, они решили. Автор я убыточный, и даже издание последней на данный момент (седьмой) книги редактор выцарапывал из начальства с кровью и мясом. Но теперь тот редактор перевелся в другой отдел, и больше за меня воевать некому. Посему да, я возвращаюсь, так сказать, к истокам: в сеть.
К: Очень жаль. Впрочем, такое случается сплошь и рядом. Книги сомнительного качества продаются, а хороших авторов - нет.
Скажите, Надежда, какие у вас дальнейшие творческие планы? Возможно, нам стоит ждать новых историй, новые циклы?
Н: Для начала у меня план - дожить до финального девятого тома. А потом вернусь к ныне замороженной книге - как раз одной из тех семи ранних, которые "лежат в столе". Когда-то я переоценила свои силы, решив, что смогу одновременно писать очередной том "Конгрегации" и переписывать эту книгу, но... Оказалось, что я так не умею. Поэтому опубликованные несколько глав закрыты, чтобы не растравливать аппетиты новопришедших читателей, и проект заморожен. Вот после "Конгрегации" и приступлю к разморозке.
К: Что ж, будем ждать с нетерпением.
Вы довольно активно ведёте ЖЖ. Вы не думали о том, чтобы перебраться на другую платформу? Тот же телеграм. Всё же жж устарел. Вы могли бы расширить свою аудиторию, больше зарабатывать.
Н: Нет, мне нравится в ЖЖ. Там привычная теплая ламповая атмосфера, там старые читатели и френды, да и по части удобства эта соцсеть меня удовлетворяет. Телеграм, фейсбук, ВК - это сети для мимолетных записок и картинок, которые уже месяц спустя улетают в небытие, для общения-здесь-и-сейчас, а ЖЖ - это полноценный дневник, в котором я, скажем, без особого труда могу найти запись, сделанную семь лет назад.
А зарабатывать... Я не зарабатываю на блоге, да и то, что периодически получаю за книги - тоже заработком не назвать, скорее приятным бонусом к самореализации и читательскому "спасибо". А вкладывать силы в пиар и раскрутку... Нет, не вижу смысла. Жизнь слишком коротка, а журавль в небе слишком эфемерен.
К: Что ж, ваша позиция ясна. В ваших записях в ЖЖ частенько мелькают темы политики. Что вы думаете о современной политической ситуации в стране?
Н: "Все говорят, что мы (в)месте, но никто не знает, в каком". Это если коротко и чужими словами. А если своими, но так же коротко - я разочарована. Всё ведь довольно неплохо начиналось.
К: Надежда, давайте немного поговорим о вас. Вы избегаете публичных мероприятий, не проводите встреч. Более того, если я не ошибаюсь, то Надежда Попова - это не настоящее имя, а псевдоним. В чём причина подобной скрытности?
Н; Я бы даже сказала, что я недостаточно скрытная. А причина - в особенностях человеческого мировосприятия.
Делать выводы о книгах на основе не написанного, а авторской личности, было принято всегда в той или иной мере, а с появлением интернета, где авторы появились как "живые люди" это приобрело невероятный размах. О тексте судят по полу и возрасту автора, по цвету волос и национальности, по привычкам в питании и месту жительства, по росту и весу, по форме лица и профессии... Мне хотелось это минимизировать. Полностью это, само собой, не удалось, но получилось хотя бы отчасти.
Ну а потом, пообщавшись с разными людьми, я поняла, что это было весьма предусмотрительно еще и с точки зрения личной безопасности.
К: Вам угрожали?
Н: Бывало пару раз.
К: Да уж, тогда ваша скрытность понятна. Надежда, так уж сложилось, что многие с подозрением относятся к книгам, написанным женщинами. Каюсь, сам когда-то был таким. Часто ли вам приходится сталкиваться с таким отношением? И как вы относитесь к феминизм? К самой идее в принципе, и к тому, как она реализуется в наши дни. Нет ли ощущения, что излишний радикализм отдельных активистов дискредитирует идею?
Н: О да, очень часто. Собственно говоря, это было первое, с чем я столкнулась, когда выложенные в сеть книги "дошли до широкого читателя". До этого (это было в 2011 году) в интернет я не выходила (редкие набеги на чат "Диван Махаона" в конце девяностых не в счет). Безлимита у нас не было, трафик был на вес золота, поэтому интернет использовался исключительно по делу (отправить письмо, скачать нужное, получить письмо и выйти). И вот пришел безлимит, и я вышла... Первое время, должна сказать, я была в растерянности - все никак не могла понять, почему люди придираются объективно на пустом месте. Пыталась объяснять, где-то спорить, что-то доказывать... Но довольно скоро стало понятно, в чем дело: в поле автора, то есть - меня. Еще какое-то время я воевала и дискутировала, а потом плюнула и махнула рукой. Но справедливости ради - к тому времени я уже могла себе это позволить: набралась критическая масса читателей, сложилась определенная репутация, и махать руками я могла уже безболезненно.
А феминизм... Я вообще страшный человек: автор-женщина-феминистка. В глазах многих сограждан этого достаточно для зачисления меня в хтонические чудовища.
С феминизмом в современном мире, а особенно - в России все довольно сложно. Ведь это сейчас не единое течение. В общем, и во времена суфражисток полноценного единства не было, а уж сейчас-то разных направлений феминизма - тьма: и радфем, и феминизм второй-третьей-стотыщной волны, и анархо-феминизм, и поп-феминизм, и постфеминизм, и фем-сепаратизм, и экофеминизм... И все эти люди действительно отличаются по мировоззрению, по жизненным принципам, по продвигаемым идеям, и порой между собою спорят так же непримиримо, как, скажем, коммунисты с либералами. Но у нас об этом говорить не принято, увы. Невзирая на некоторые подвижки в общественном сознании, это самое сознание все еще цепляется за те самые "традиции и скрепы", а для их сохранения не надо знать, кто такие феминистки, чего хотят и чем друг от друга отличаются. Мало того: для этого обязательно надо, чтобы о феминизме знали, как можно меньше фактов, зато слышали и видели, как можно больше баек, шуток и страшилок.
Отсюда и перейду к ответу на вопрос о перегибах. Конечно, они есть. Они есть всегда и в любой идее. Я даже больше скажу: абсолютно любая идеология - политическая, социальная, религиозная - однажды вырождается и протухает. В случае полноценной победы "равенства и братства" в гендерных вопросах - выродится и эта идея тоже, и маятник, как это всегда бывает, качнется в обратную сторону. Мало тогда не покажется никому...
Вот только здесь, в России, маятник пойдет назад, не доходя до пика. На Западе перегибы, кто-то там бежит в суд за то, что ей открыли дверь (если это не очередная байка), кто-то за косой взгляд подает иск о домогательстве, кто-то переснимает известные старые фильмы с женщинами в главных ролях, квоты на женщин, женщины-президенты, мрак и погибель... А у нас-то в это время - ничего. У нас только призывы "посмотрите, как страшно на Западе".
Я не из стана "поравалить", и я люблю свою страну. Советскую историю, березки, Пушкина, Крымнаш вместе с мостом, лучших в мире русских хакеров и программистов, фигуристов и упорных ученых, не уехавших в девяностые. Рунет люблю, потому что в нем нашла много хороших умных людей - мужчин и женщин. Ментов наших люблю, которые делают свое дело, врачей, которые работают, несмотря ни на что. Но увы, это факт: нет и не видится в ближайшем будущем у нас не то что пика маятника, а хотя бы заметного отвеса от патриархальной стороны. Ни в правительственной политике, ни в общественном сознании, ни в традиции (за исключением части советской) - нет такого понятия "равноправие". Есть пугалка. Жупел. Предмет высмеивания. Предмет ненависти. Презрения. Что угодно есть, но не само явление. Отдельные прецеденты - да, имеются, но именно "не благодаря, а вопреки".
Упомянутое выше отношение к женщинам в литературе (или в айти, или в любой другой интеллектуальной сфере) - это только крохотная часть верхушки айсберга. И если погрузиться ниже линии воды - с каждым метром айсберг все страшнее и непригляднее.
Ну и да, именно поэтому я недолюбливаю представительниц радикального крыла. Ибо еще раз "да", они дискредитируют, и еще как.
К: Согласен с вами. Будем надеяться, что со временем ситуация изменится. Но вернёмся к литературе. Я как читатель должен сказать, что сейчас тяжело найти современное русское фэнтези, где не было бы элементов ЛитРПГ. Как вы относитесь к данному направлению? Нет желания написать что-то в данном жанре?
Н: Я к нему никак не отношусь, если честно. Я, так сказать, присутствовала при зарождении жанра, помню жаркие споры в библиотеках "надо ли вводить отдельный тег под такие книги" и пророчества "этот жанр долго не проживет, поэтому нет смысла"... Но ознакомиться с текстом какой-то из книг так и не удосужилась, посему мнения ни о жанре в целом, ни об отдельных представителях не имею.
А писать в таком духе и антураже я просто не смогу: ввиду сильной нехватки времени я давно ни во что не играла. В качестве отдыха для мозга и души у меня стоят второй Фоллаут и Арканум, время от времени (раз в полгода-год) я влезаю туда или туда, гоняю Избранного недельку-полторы - и на этом всё. Все новые игры прошли мимо меня, посему ни знаний матчасти, ни нужного вдохновения я просто не наберу столько, чтобы написать аж целую книгу.
К: Спасибо за развёрнутый ответ. Ну а сейчас несколько общих вопросов: Какую музыку вы слушаете?
Какие ваши любимые книги, фильмы (можно топ 3)
Кто из современных русских авторов (не обязательно фэнтези) вам нравится?
Н: В музыке я тоже страшный человек: я люблю рэп и рок. Несовместимые вещи, по мнению многих. Но в моем плейлисте отлично живут рядом Эминем, Канье Вест и Раммштайн. Там же инди вроде Imagine Dragons, там же Muse, но вообще в последние годы первенство держат Linkin Park и Hollywood Undead. Страшно жаль, что в этом стиле немногие работают, в плане хорошей альтернативы такого рода у меня натуральный музыкальный голод.
С фильмами тоже сложно, вот так взять и выбрать три любимейших... Даже не знаю. Пусть будет так: Снайпер (1992 года с Беренджером), Счастливое число Слевина и весь Тарантино.
А из современных русских авторов - Константин Соловьев. Это тот автор, чьи книги я могу рекомендовать и сразу оценивать высшим баллом, что называется, с закрытыми глазами. Невероятный талантище, незаслуженно мало известный и практически не издаваемый.
К: Соловьева не знал, но почитаю.
Что ж, спасибо за интервью, было очень интересно с вами побеседовать. Желаю вам дальнейших творческих успехов.
Н: Спасибо, и вам всего доброго.