Арабский бюллетень, 20 августа 1917 г
Для большей ясности и экономии слов данные заметки представлены в форме заповедей. В любом случае, это только мои личные выводы, к которым я пришел постепенно за время работы в Хиджазе, и которыми можно прикрыться новичку в арабских войсках. Применимы они только к бедуинам; городские жители или сирийцы требуют совершенно другого подхода. Они безусловно не годятся для решения любых других задач и не должны применяться бездумно в любой конкретной ситуации. Иметь дело с хиджазскими арабами - искусство, а не наука, здесь нет очевидных правил, но полно исключений. В то же время нам крупно повезло; шериф доверяет нам и предоставляет возможность занять (по отношению к своему правительству) то место, которое немцы так хотели получить в Турции. Если мы будем тактичны, то сможем сохранить его доброе отношение и в то же время сделать свою работу, но для достижения успеха нам понадобятся вся заинтересованность и все умения, что у нас есть.
1. Поосторожнее в первые несколько недель. Ошибку, сделанную на старте, трудно исправить, а арабы делают выводы с учетом мелочей, на которые мы не обращаем внимания. Вот проникнете в племенной круг избранных - там можете творить, что хотите и с собой, и с другими.
2. Выясните все, что можно, про своих шерифов и бедуинов. Изучите их семьи, кланы и племена, друзей и врагов,колодцы, холмы и дороги. Для этого слушайте и делайте выводы по косвенным признакам. Не задавайте вопросов. Приучайтесь говорить на их диалекте арабского, а не вашем. Пока не начнете понимать намеки, не вступайте в сложные беседы, чтобы не ляпнуть глупость. Лучше в первое время быть немного чопорным.
3. В интересах дела общайтесь только с командующим армией, соединением или отрядом, в которых вы служите. Никогда и никому не отдавайте приказов, поберегите свои советы и указания для командира подразделения, каким бы соблазнительным (из соображений эффективности) ни казалось вам взаимодействие с его подчиненными. Вы советник, и ваши советы предназначены только командиру. Пусть он видит, что именно так вы понимаете свой долг, меж тем как его собственный - быть единоличным исполнителем ваших совместных планов.
4. Завоюйте и сохраните доверие своего лидера. Укрепляйте за свой счет в первую очередь его престиж, если это возможно. Никогда не отвергайте планы, которые он предлагает; убедитесь, что эти планы он предлагает именно вам в первую очередь, вам лично. Всегда одобряйте их, хвалите, а потом деликатно исправляйте (причем предложения должны исходить от него), пока они не придут в согласие с вашей собственной точкой зрения. Достигнув нужных позиций, на них его и держите крепкой хваткой его собственных идей, и толкайте его вперед как можно более решительно - но скрытно, чтобы никто не чувствовал вашего давления (кроме него самого, да и то не слишком явно).
5. Будьте со своим лидером на связи постоянно, но не навязывайтесь. Живите с ним, и вы естественным образом будете вместе во время приемов пищи и аудиенций. Давать советы во время официальных визитов - хуже, чем регулярно подкидывать идеи в случайном разговоре. Когда незнакомые вам шейхи являются впервые, чтобы присягнуть на верность и предложить свои услуги, убирайтесь из шатра. Если их первым впечатлением окажутся иностранцы, втершиеся в доверие к шерифу, это причинит вред делу арабов.
6. В отряде опасайтесь слишком близких отношений с подчиненными. Постоянно общаясь с ними, вы неизбежно нарушите инструкции, которые арабский командир отряда выдал им по вашему же совету, и тем самым продемонстрируете слабость его позиции - а значит, и своей собственной.
7. С мелкими военачальниками вашего войска держитесь легко и непринужденно. Так вы поставите себя над ними. С лидером, если он шериф, ведите себя уважительно. Он ответит вам в той же манере, и вы с ним будете стоять на равных, и при этом выше прочих. В понимании арабов превосходство - это серьезно, и вы должны его добиться.
8. Идеальная позиция - когда вы есть, но вас не замечают. Не будьте слишком дружелюбным, слишком заметным или слишком серьезным. Не допускайте, чтобы вас слишком часто или слишком долго наблюдали в компании любого из шейхов племени, даже если это командир отряда. Чтобы сделать дело, нужно быть выше подозрений, и вы потеряете престиж, если вас будут связывать с каким-либо племенем или кланом с их неизбежными распрями. Шерифы стоят над кровной враждой и мелким соперничеством, и никто, кроме них, не может объединить арабов. Поэтому делайте так, чтобы ваше имя всегда звучало вместе с именем шерифа, и разделяйте его отношение к племенам. Когда придет время действовать, заявите публично, что подчиняетесь его приказам. Тогда и бедуины последуют вашему примеру.
9. Продвигайте и развивайте представление о шерифах как о естественной арабской аристократии. Межплеменное соперничество не позволит никому из шейхов принять командование, и единственная надежда кочевой Аравии на объединение - повсеместно признать шерифов правящим классом. Шерифы по образу жизни - наполовину горожане, наполовину кочевники, и они прирожденные командиры. Одних лишь денег и заслуг недостаточно для такого признания; но благоговение арабов перед родословной и Пророком дает шерифам надежду на окончательный успех.
10. Зовите своего шерифа “Сиди” на публике и лично. Зовите других людей просто по именам, без титулов. В доверительной беседе называйте шейха “Абу Аннад”, “Аку Алия” и тому подобными прозвищами.
11. В Аравии иностранцы и христиане не пользуются популярностью. Как бы дружелюбно и по-свойски с вами не обращались, всегда помните, что замок ваш построен на песке. Размахивайте перед собой шерифом, как знаменем, и скрывайте свои собственные мысли и личность. В случае успеха под вашей властью будут сотни миль и тысячи людей, а ради этого можно и отказаться от внешних эффектов.
12. Крепко держитесь за свое чувство юмора. Оно будет необходимо ежедневно. Самая полезная его разновидность - сухая ирония, а умение подколоть кого-то, только не слишком прямолинейно, усилит ваше влияние на вождей вдвое. Упрек, замаскированный под шутку, будет вспоминаться дольше и иметь больше последствий, чем самые яростные речи. Способность к имитации и пародии - ценный талант, но используйте его скупо, так как остроумие выглядит достойнее. Заставлять других смеяться над шерифом можно только в кругу шерифов.
13. Никогда не поднимайте руку на араба; этим вы унижаете себя. Может показаться, что в результате к вам будут относиться с возросшим уважением; но на самом деле вы отгородитесь стеной от их внутреннего мира. Тяжело сохранять спокойствие, когда все сделано не так, но чем лучше вы держите себя в руках, тем выгоднее ваше положение. Это и вам самому поможет не сойти с ума.
14. Бедуинами очень тяжело управлять и в то же время их легко вести за собой, если иметь терпение их выносить.Чем менее очевидно ваше вмешательство, тем больше ваше влияние. Они готовы следовать вашим советам и делать то, что надо вам, но они не считают, что вы или кто-либо другой должны быть в курсе этого. Только покончив со всеми неприятностями, вы получите в остатке настоящие запасы их доброй воли.
15. Не пытайтесь делать слишком многое сами. Лучше пусть арабы сделают это приемлемо, чем вы - идеально. Это их война, ваше дело помогать им, а не пытаться победить за них. И потом, в очень необычных аравийских обстоятельствах результаты ваших трудов могут оказаться на деле не так хороши, как вам, возможно, кажется.
16. Если можете, не демонстрируйте излишней щедрости, но подарки делайте первым. Уместный подарок - часто самый верный способ покорить недоверчивого шейха. Никогда не принимайте подарки без щедрого ответного дара; его вручение можете отложить (но дайте понять, что он определенно будет вручен), если вам нужна конкретная услуга от дарителя. Не позволяйте им просить у вас вещи, иначе жадность возьмет вверх, и вас станут воспринимать исключительно как дойную корову.
17. Когда вы с племенем, носите арабский головной убор. Бедуины относятся к шляпам с ужасным предубеждением и думают (возможно, вследствие британского упрямства в соблюдении предписаний), что наша к ним привязанность основана на чем-то аморальном или богохульном. Плотный головной платок отлично защищает от солнца, а если будете носить шляпу - даже вашим лучшим друзьям-арабам будет за вас стыдно перед людьми.
18. Маскироваться нежелательно. За исключением особых случаев, все должны ясно понимать, что вы британский офицер и христианин. В то же время, если вы будете носить арабский костюм, то сможете добиться от племени такой степени близости и доверия, какая для человека в форме была бы невозможна. Правда, это трудно и опасно. Никаких особых привилегий за то, что вы одеваетесь, как местный, не дадут. Нарушения этикета, позволительные для иностранца, человеку в арабском наряде не сойдут с рук. Это похоже на актерскую игру в зарубежном театре, только играть придется месяцами, и днем и ночью, без отдыха, и ставки в этой игре будут высоки. Пожалуй, полный успех, в случае которого арабы забудут о вашем происхождении и будут говорить с вами откровенно, как с одним из своих, достижим только при условии вживания в роль: в то же время частичного успеха (к которому будет стремиться большинство из нас; за остальное придется слишком дорого платить) легче добиться, одеваясь по-британски; в условиях, которые они считают комфортными, вы продержитесь - и умственно, и физически - дольше. Да и турки вас не повесят, когда поймают.
19. Если уж носите арабскую одежду, носите самую лучшую. Для людей племени вещи имеют значение, и вы должны носить то, что уместно, и выглядеть в этом непринужденно. Если никто не возражает, одевайтесь как шериф.
20. Если уж носите арабскую одежду, идите до конца. Оставьте на берегу английских друзей и английские привычки, и погружайтесь в арабский образ жизни с головой. Для европейца возможно, стартовав с такого уровня, обыграть арабов на их поле, потому что у нас сильнее мотивация, и мы вкладываем в наши действия больше души. Если вы смогли превзойти их, то сделали огромный шаг к успеху, но напряжение, с которым вы будете думать на полузнакомом иностранном языке, есть невообразимую еду, носить странные вещи и жить еще более странной жизнью, вкупе с потерей всякого права на приватность и с необходимостью месяцами следить за точностью вашей имитации в конце концов добавят вам лишних сложностей в отношения с бедуинами, климатом и турками. Поэтому следует очень серьезно подумать, прежде чем выбрать эту дорогу.
21. Религиозные дискуссии будут нередки. Про свои предпочтения говорите, что хотите, но их точку зрения не критикуйте (разве что она касается внешних эффектов - тогда можно заработать немало очков, доказав это). Для бедуинов ислам - всепроникающий элемент, поэтому в них мало религиозности, мало рвения, и на внешние проявления они не обращают внимания. Но не думайте, наблюдая за их поведением, что они безразличны. Их убежденность в истинности веры, ее присутствии в каждом действии, мысли и принципе их повседневной жизни настолько сильна и сокровенна, что не осознается, пока ее не тревожат. Религия так же естественна для них, как сон и еда.
22. Не пытайтесь полагаться на свои знания о военных действиях. Обычная тактика в Хиджазе не работает. Изучите бедуинские принципы ведения войны так тщательно и быстро, как только можете, потому что без этого ваши советы шерифу не помогут. Бесконечные набеги подарили племенам опыт, который мы вряд ли когда-нибудь приобретем. В знакомой обстановке они сражаются хорошо, но неожиданности вызывают панику. Пусть ваше подразделение будет небольшим. Набеги совершают отрядом в одну-две сотни человек, и если народу будет больше, они только запутаются. То же относится к шейхам - ротой они командуют блестяще, но слишком специализированны, чтобы управиться с эквивалентом батальона или полка. Не пробуйте делать ничего необычного - разве что это соответствует охотничьим инстинктам, которые у бедуинов очень сильны, либо гарантирует успех. Если цель (то есть добыча) достойная, они будут атаковать как дьяволы, они великолепные разведчики, их мобильность даст вам преимущество в этой локальной войне и позволит ее выиграть, они отлично знают местность и пользуются этим (не ведите бедуинов в незнакомые места), а лучшие из них, охотники на газелей, прекрасно стреляют по видимым целям. Шейх одного племени не может отдавать приказы людям из другого; чтобы командовать объединенными силами племен, нужен шериф. Если шансы на победу пятьдесят на пятьдесят, но в перспективе грабеж - вы победите. Не заставляйте бедуинов штурмовать окопы (они не переносят потерь) или защищать позиции - они не могут сидеть спокойно, обязательно начнут валять дурака. Чем менее предсказуемо и более по-арабски вы действуете, тем вероятнее, что турки от вас никуда не денутся - они не проявляют инициативы и того же ожидают от вас. Не уходите в оборону.
23. Объяснения бедуинов по поводу их действий или бездействия могут быть и правдивыми, но чаще всего об истинных причинах вам предстоит догадаться. Вы должны найти эти причины (их будут отрицать, но тем не менее именно ими будут руководствоваться) перед тем, как придумывать аргументы в пользу того или иного плана. Намек эффектнее, чем логический довод: лаконичность они не любят. Они думают так же, как и мы, но исходят из других предпосылок. Ничего непостижимого, иррационального и загадочного а арабах нет. Опыт общения с ними, знания об их предрассудках позволят вам предвидеть их реакцию и подскажут выход почти из любой ситуации.
24. Не объединяйте бедуинов с сирийцами, а кочевников с солдатами. Результат будет хуже некуда, потому что они друг друга ненавидят. Удачной совместной операции я не видел ни одной, зато провалов - множество. В частности, бывших офицеров турецкой армии, какими бы арабами они ни были по крови, языку и убеждениям, до бедуинов допускать нельзя категорически. В вопросах тактики они узколобы, к партизанской войне непривычны, по части арабского этикета неуклюжи, а своей неспособностью общаться с людьми из племени вежливо дольше пары минут еще и гордятся; они нетерпеливы и без своих войск, как правило, беспомощны - что в дороге, что в бою. Ваших приказов (если вы были достаточно глупы, чтобы их отдавать) с большей готовностью будет слушаться бедуин, чем любой сирийский офицер-магометанин. Городские арабы считают кочевых бедными родственниками, и это взаимно; а бедные родственники куда менее приятны, чем бедные незнакомцы.
25. Обычно арабы свободно разговаривают о женщинах, но не следуйте их примеру. Это предмет столь же сложный, как религия, и их стандарты так далеки от наших, что самое невинное замечание на английском, будучи переведено буквально, может оказаться для них неприемлемым - и наоборот.
26. К своим слугам относитесь с тем же вниманием, что и к себе. Если нужен кто-то утонченный, возможно, вам подойдет египтянин или суданец, и в походе он с большой вероятностью разрушит все, над чем вы так кропотливо трудились. Арабы будут вам готовить рис, варить кофе и сбегут, если требовать от них работы, неподобающей мужчине - например, чистить ботинки или стирать. Но они - единственно возможный вариант, если вы носите арабский костюм. Лучшие слуги - это рабы, выросшие в Хиджазе, но британцам нельзя ими владеть, поэтому нужно, чтобы кто-то их вам одолжил. Как бы то ни было, берите с собой на выезды одного-двух аджейлей. Они лучшие курьеры Аравии, и в верблюдах разбираются.
27. Первый и последний секрет успеха в обращении с арабами - изучать их непрерывно. Будьте всегда начеку; не говорите ничего лишнего: постоянно следите за собой и своими товарищами: улавливайте все оговорки: доискивайтесь того, что скрыто от глаз, изучайте их характер, исследуйте их вкусы и слабости, и все ваши открытия держите при себе. Погрузитесь с головой в арабские проблемы, ничем не интересуйтесь и ни о чем не думайте, кроме текущих дел, чтобы ваш мозг пропитался единственной идеей, и тогда вы будете выполнять свою работу без тех мелких промахов, которые могут свести на нет недели мучительного труда. Ваш успех будет прямо пропорционален умственным усилиям, которые вы на него потратите.