Уже писала о телефоне и возмущалась по-женски эмоционально. В позиции Гуру лучше так не палиться. Тема границ для автора заряжена. Сегодня Марина пошла вглубь, пытаясь придумать рациональные объяснения ненависти к телефонным звонкам и привлекая научно-технический прогресс. Обошлось без лулзов о квантовой физике. Расстроен.
Звонок по телефону без запроса с той стороны - грубое вторжение в границы. На такое вторжение имеет право только близкий и тот - по делу, а не просто так, когда поболтать ни о чем захотелось.
Написала, как отрезала.
Без обсуждения термина «границы», расплывчатого и неточного, критика моя не менее нелепа, чем текст Комиссаровой. Бытовую психологию критикуем в ее же стиле. Топорно и грубо. Каков сад – таковы и яблочки.
Один из вариантов нездоровых границ –когда любое движение в ваш сторону расценивается, как угроза и вторжение. У таких людей проблема в любой коммуникации- защищать свои границы. Страх, беспомощность, вина, гнев – то, что заставляет строить границы высотой с небоскреб и требовать их соблюдения. Спутник этого – тревога, ведь всегда нужно быть на стреме.
Здоровые границы всегда гибки. Они обозначаются и защищаются субъектом легко и без чувства вины. Мы не рассматриваем такие ситуации, как абъюз. Телефонный звонок это безопасная бытовая ситуация. Любая коммуникация - взаимодействие границ.
Один из способов борьбы с тревогой - правила, ритуалы и классификации с пошаговыми стратегиями. Классификации всего на свете создают иллюзию предсказуемого мира. Если это РЖД-СМС-КСЖ, то надо делать так и получите в результате так, а если не будете – получится так и это вам не понравится. (Все равно никто ничего не понял в терминах и стратегиях, но это вы сами виноваты, читаете плохо Вашблог и глупы). Такое работает в плоском мире в сферическом вакууме. Реальный мир непредсказуем, бро, и в нем более эффективно искать другие способы совладания с неопределенностью, чем построение бесконечных классификаций и стратегий на все случаи жизни.
Сейчас мы разберем попытку создания правил, снижающих стресс, позволяющих не погружаться в вину («я сам виноват, что не могу отшить звонящего»), не погружаться в стыд («я лох, опять не смог отшить звонящего») и не испытывать беспомощность («звонит телефон, не знаю, что делать. У меня поднимается давление»).
Любопытная подробность. Текст – про внешний локус контроля. Автор хочет исправить мир и людей, которые названивают. Для этого она пишет текст. Про внутренний локус контроля текст был бы иной. Как научиться говорить сразу собеседнику, что не можешь говорить и что мешает это сделать. Как справляться с беспомощностью. Как справляться с гневом на звонки и откуда он берется. Это было бы про внутренний локус. Адепты «поправления локуса» вряд-ли это заметили.
Интуитивно все это чувствуют (когда звонят им, а когда сами - далеко не все), но никак не могут связать в голове два факта. Раньше никакого такого грубого вторжения от звонков по телефону не чувствовалось. Что же вдруг случилось? Как так изменились люди, что теперь непрошенные телефонные звонки стали так раздражать?
Главное изменение, которое произошло с людьми в этой связи, и изменение весьма радикальное, это появление новых средств коммуникаций, которые позволяют связаться с человеком деликатным образом, не нарушая его границ.
Посудите сами. Раньше, когда-то, чтобы спросить у человека что-нибудь или позвать его куда-нибудь, к нему надо было припереться домой. Телефонов тогда не было. Не письмо же с почтовым голубем слать? Если человек жил неподалеку, к нему в дом отправляли посыльного или намыливались сами. И вот это вот: "Марья Ивановна, Павел Николаевич к нам пожаловали." - "Пусть ждет внизу, я не одета". А как иначе? Это считалась нормальным тоном, никто вторжения в границы не чувствовал, потому что Павел Николаевич не в окно к Марье Ивановне влез, а как приличный человек позвонил в дверь.
Представьте теперь, что любой ваш знакомый и малознакомый будет приходить к вам домой, когда захочет узнать, не желаете ли вы с ним сейчас поболтать или прогуляться.
Как во многих других текстах, Марина Комиссарова начинает за здравие. Жизнь меняется. Согласен: появляются другие способы коммуникации.
Дальше начинается рационализация ненависти к звонящим.
Не стоит копать вглубь, когда ответ лежит на поверхности. Ничего с людьми не произошло, никакой деликатности к границам не появилось. Все проще: телефонные звонки экономят время. Населенные пункты растут и расстояния увеличиваются. Добираться из одного конца Москвы в другой Павел Николаевич из примера будет долго, потратит время, бензин и нервы в пробках. Потом будет сидеть на лестнице, так как Марья Ивановна на фитнесе качает ресурс жопы. Не надо придумывать сложных объяснений простым явлениям.
Как это обычно по телефону?
- Приветик. Есть для меня минуточка?
или
- Не отвлекаю?
Отвлекаете, конечно, и минуточку уже отняли у человека, пока спрашивали, есть ли она у него для вас.
Для примера приведены занятые круглые сутки големы, которых потерянная минута выбивает их из колеи. Вы много таких видели?
Во-первых, минуточка может быть. Может быть и намного больше, если люди слышали про тайм-менеджмент и дисциплинированы. Во-вторых, во время некоторых дел можно разговаривать (выгул собаки). Моя жена вышивает, разговаривая по телефону. В-третьих, мы не может предсказать наперед, интересная ли нам будет тема разговора. В-четвертых, если с границами и элементарными коммуникативными навыками порядок, всегда можно:
1) не брать трубку, если сильно занят и перезвонить позже
2) быстро и вежливо попрощаться, сообщив, что сейчас нет возможности разговаривать.
Марина Комиссарова вновь приводит крайность – человека, у которого аврал. Тем не менее, почему-то он отвечает на звонок. Предположу, что такой человек неуемно любопытен. Такие уж побочные эффекты свободы воли и ответственности: удовлетворяешь любопытство, но тогда не жужжи и не ной, обвиняя звонящих.
Нелепо исходить из предположения, что все люди - топ-блогеры, которые круглые сутки пишут тексты и комментарии в Свойблог, успевая при этом просматривать ленту в Чужихблогах комментя? Не звонки зло, а рабочий день спланирован неверно, если все время занята и отнятая минута вызывает бурную реакцию.
У большинства людей есть работа, а есть время отдыха. Отдых обычного человека это: общение с семьей и друзьями, бытовые заботы, хобби, спорт или прогулки и отдых с развлечениями. Все довольны, спокойны и на телефон реагируют не как на насильника-завоевателя.
Если я занят и взял трубку, то на вопрос «Приветик, есть минуточка?» спокойно отвечаю: Я сейчас занят. Освобожусь-перезвоню» (если в руках болгарка, то трубу брать не буду). Если свободен - могу поговорить. Если свободен, но настроения нет, говорю: «Я не расположен сейчас разговаривать. Созвонимся в другой раз». Вопрос решен без исправления мира. Мне не требуется заводить ЖЖ и писать гневный пост.
Нужно понимать, что людям с плохими границами прервать разговор сложно. Это не вина их, а беда. Они будут злиться, но бухтеть в трубку и отвечать. Сказать «нет» им сложнее, чем вежливо попрощаться.
Теперь сделаем практическое упражнение. Произнесите диалог, который приводит психолог Марина Комиссарова, с секундомером. У меня ушло 5 секунд.
Эти 5 секунд вызывает аффективный всплеск у автора текста. Не в 5 секундах дело. Мозг неверно интерпретирует ситуацию и меняет ее смысл. Не звонок на 5 секунд, а «В МОИ ГРАНИЦЫ ВТОРГЛИСЬ! Я НИЧЕГО НЕ МОГУ СДЕЛАТЬ! Я НЕ МОГУ ПРЕРВАТЬ ЭТОТ КОНТАКТ! УЖАС!»
Это к специалисту. Никто в границы грубо не вторгался, это иллюзия.
Из той же оперы:
- Можно тебе вопрос задать?
Вы уже задали вопрос. Без спросу, пока спрашивали, можно ли задать вопрос.
Рекурсия детектед!
Нравится это автору или нет, но есть устоявшиеся формы коммуникации. Вопрос из последнего примера означает: «У тебя есть время/желание ответить на мой вопрос?». Гундеть про рекурсии тут не надо обиженно. Не хочешь отвечать на вопрос - спокойно говоришь: «Сейчас нельзя, я занят». Опять потратили 5 секунд. Если разговариваешь с заикой - 10 секунд.
Так вот, если бы к вам все знакомые повадились приходить в гости и спрашивать, есть ли у вас минуточка и можно ли вопросик задать, вы бы взбесились и решили, что люди сошли с ума. Можно ведь написать, в крайнем случае позвонить, но не ломиться же в квартиру к человеку, который занят своими делами и вас не звал?
Это снова напоминает тупые вопросы из детства: «А если все мальчики будут бегать по газонам? А если все дети будут бросать на тротуар бумажки?» Все никогда не будут поступать одинаково. В гости мои знакомые ходить не станут, они позвонят, так как ценят свое время. Важная деталь: они ценят СВОЕ время.
Вероятность явления «все знакомые повадились» соизмерима с появлением живого тиранозавра у соседнего ТЦ. Если по телефону человек задает небольшой короткий вопрос, а не просит прочитать лекцию «Анон-критик, расшифруй мне все термины Марины-Эволюции», ответить на него занимает менее 5 минут и вернуться к делам. Все довольны и спокойны. Если у автора проблемы с переключением внимания, то проблема серьезней. Надо работать над собой, а не прогибать изменчивый мир, лишь бы не решать свои психологические проблемы.
О манипуляциях в текстах крайностями я писал в одном из разборов. Предлагается далекая от реальности гипотетическая ситуация, когда все дружно ебанулись, но я почему-то нет. Намного реалистичней вариант, что я ебанулся тем же способом, что и знакомые, хожу по гостям вопия: «Можно вопросик задать?» (эпидемия или выброс токсичных газов, которые влияют на психику). Сама психолог Марина Комиссарова бегала бы по гостям с вопросами под действием токсинов и ничего бы не заметила.
То же самое с телефоном. Пока не было другой возможности связаться, звонили и это воспринималось нормально, границы ни у кого не звенели и не рычали. А сейчас рычат, у некоторых - басом. Потому что человек мог бы написать, задать свой вопросик, вы бы ответили, когда у вас появилось бы время и желание. Но нет, он хочет немедленно иметь вас в своем распоряжении. Фсего!
Это кто эти некоторые? Марина Комиссарова и адепты? Рычат границы тогда, когда мы не можем их защитить. Когда речь идет о будничной коммуникации – ничего не рычит. По тому, что люди не придумывают голливудские эротические сценарии, где другому немедленно надо иметь их всего (Фсего!) в своем распоряжении. Звонок с вопросом «Привет, есть ли минуточка?» не дает мне надежд думать, что меня хотят Фсего и немедленно. Мне в принципе не важно, что они хотят. Вважно, что хочу я (локус-покус, помните?). Если не хочу - говорю твердое и вежливое «нет» ртом. Проблема исчерпана без всяких влажных фантазий и мечты о телепатии.
Раньше возможностей не было иначе поступить, а сейчас есть возможности! Но человеку на это наплевать и на ваше неудобство наплевать, у него возник вопросик и он вам с ним тут же звонит. Это приличный человек? Нет, потому что он вас не уважает, но ждет общения. Сверху встает. Пренебрегает вашими границами, ставя свои интересы выше ваших и призывая вас согласиться с этим.
Крик души какой.
Во-первых, отвечу иронично, используя «теории» Вашблога. Да, наплевать. Это вписывается в психоалхимическую теорию Марины Комиссаровой, не так ли? Марины, которая всем писала «Да нафиг вы ему нужны, снимите корону». Надо, выходит, снимать корону и переставать думать, что вы какие-то особенные, чтобы другие почему-то беспокоились о ваших хотелках и подстраивались снизу, не так ли? Корона у вас на уши съехала, поправьте и снимите. Где последовательность? Люди хотят и звонят. Имеют возможность и звонят. Подвигайте локусом и берите ответственность за свою судьбу хоть в такой мелочи. Мало ли в мире неприличных людей. Не ждите, как рыба, что вас будут уважать и подстраиваться. Это вы так хотите, а они не хотят. Выстраивайте границы. Это проще, чем локусом туда-сюда вертеть.
Психологическая практика. Говорите твердым голосом: «Занята. Когда будет время и желание – перезвоню». Выучите фразу и потренируйтесь перед зеркалом, чтобы голос не дрожал. Это главный секрет границ. Дарю безвозмездно, то есть даром.
Во-вторых. Есть простой и удобный способ коммуникации. Телефон. Всегда есть возможность смалодушничать и не отвечать, если не справились с моей психологической практикой. Зачем снимаете трубку? Это ваша ответственность. Никто в двери не ломился. А если в дверь звонят - ваше право не открывать.
В-третьих. Новые возможности это почта и мессенджеры? Впечатление, что автор ведет асоциальный образ жизни и не выходит из квартиры. Чем же почта и мессенджеры принципиально отличается от звонка по телефону в дискурсе границ? Все равно ведь лезут в границы без запроса. Вести из реального мира, бро. Писать ответ по почте или клацать в мессенджерах займет больше времени, чем ответить по телефону. Если речь в тексте о деловом общении –текст бред, если о срочном вопросе – текст бред. За рулем для связи используется телефон и фрихенд, учите ПДД.
Приличный человек звонит, а не делает подходы в мессенджере. Это экономит время всем. Представил систему договоров. Я за рулем. В мессенджер пришло 10 сообщений, некоторые по СМС, часть по е-мейл. Запросы «у меня такой вопрос, когда можно позвонить». Получается, я должен потом этим 10 людям написать ответ. Шибко сложно и долго.
Весть текст - повод обратиться к психотерапевту, особенно если звонок вызывает такую агрессию и тревогу. Фармакотерапия работает.
Исключение - родители-пенсионеры, тем более, если они не умеют обращаться с мессенджерами. Но это даже уточнять не нужно, наверное? У них телефонные границы на том же месте остались, как и раньше. Да и вообще, самым близким позволено все, на то они и самые близкие.
Говорящяя фраза. Именно с близкими и сложнее всего выстраивать границы. Посторонних большинство отбривает без проблем. Но если близким позволено все (читай «вторгаться в границы», очень нездоровая ситуация), то не удивительно, что на остальных такой гнев. Такая психологическая защита называется смещением.
Если о шапочных знакомствах. Мне редко звонят посторонние: «У тебя есть минуточка? Можно я тебе вопрос задам?» Звонки по работе никогда, Марина, не ведутся в ключе «Можно вопросик задать?». Тут давно известны алгоритмы поведения, никакой неопределенности. Есть стандартные формы общения.
Что до звонков от дальних знакомых, то не надо телефон раздавать всем. У меня три телефона. Рабочий, для близких, запасной. Запасной раздается сомнительным персонажам и новым знакомым, медработникам, парикмахеру, в фитнесс-центр и т.п.
Шапочные знакомые не звонят с вопросами и разговорами. Если такое происходит, задайте себе вопросы: «Я Гуру? Я жилетка? Я развешиваю на столбах свой телефон? Я заполняю анкеты во всех ТЦ? Я даю телефон Свидетелям Иеговы? У меня сложности с прерыванием контакта по телефону?» За каждый ответ «да» начислите себе 1 балл.
Не в меру эмоциональный пассаж снова наводит на мысль, что дело не в звонках, а в авторе.
Поэтому, друзья. Никогда не сравнивайте то, что было, с тем, что есть. Границы раздвигаются, когда у человека появляются новые средства коммуникации, более деликатные и уважительные. Пренебрегая более уважительными средствами вы демонстрируете свое пренебрежение человеку. Это все равно, что не мыться на том основании, что наши предки часто не имели такой возможности и ничего, как-то жили. Вскоре вас будут обходить за три версты и считать психически нездоровым и опасным. Вы имеете возможность легко соблюдать гигиену, но не хотите, не обращая внимания на дискомфорт окружающих. Конечно к вам будут проявлять враждебность. Вы и сами ее проявляете, даже если не со зла, а от эгоизма и полного равнодушие к другим.
Нет. Люди, использующие метод итераций, пожирают время и представляются деловым людям психически нездоровыми. Автору текста следует всего-навсего подумать о своих отношениях с телефоном, научиться с ним обращаться и преодолеть страх перед (предположу) телефонными разговорами. Когнитивно-бихевиоральная терапия в этих случаях эффективна. Работать над выстраиванием границ. Менять себя, а не мир. Мир не получится - аудитория Вашблога мала. Мир либо изменится без участия автора, либо все так и останется.
Существуют люди со страхом телефонных переговоров. Проблема не редкая. Решение либо опыт в полях (работа, где этого не избежать, в итоге многих закаляет), либо терапия. Страх снимается быстро.
Про гигиену - манипуляция. Автор возмущается, но общество – нет. Я живу в Москве и только от Марины Комиссаровой слышал о «предварительном договоре в мессенджере». В тексте Марины - сравнение нормально поведения с порицаемым обществом. Прием все тот же, который я уже рассматривал. Приравнивать небольшую часть населения с телефонофобией кр всем «окружающим» - неверно, манипуляция и извращение фактов. Большинство людей относится негативно лишь к одной категории звонков: телемаркетинг. Он распознается за три секунды и решается кнопкой «отбой».
Телефон превратился в грубое вторжение, когда стали широко доступны мессенджеры. В некоторых местах они стали доступны не так давно, в других раньше. Чем дольше человек пользуется мобильным интернетом, тем сильней его раздражают звонки не по делу. Не по его делу, заметьте, пожалуйста. У вас может быть дело, очень важное дело, но если это не его дело, то с вашей стороны это - вторжение. Напишите ему суть вопроса и не требуйте мгновенного ответа. Уважайте чужое время и чужую волю посвящать свое внимание тому, чему хочется. Вы ведь и сами бываете заняты хотя бы иногда? Не абсолютный же вы бездельник, который рад пообщаться с каждым в любой момент все равно о чем. Если что-то типа того, пора бить тревогу. Вы живете в пустоте и опускаетесь в яму.
Автор предлагает взаимоисключающие вещи. Уважать чужую волю. Одновременно Марина Комиссарова решает за другого человека, что ему интересно, что он хочет и что является вторжением в его границы. То есть она призывает уважать чужую волю, которая у нее в голове. Человек выскажет свою волю через рот. Замечали, что Эволюция называет проекцию эмпатией? Чтобы такого не происходило психологу и нужна личная терапия.
Идея об экономии чужого времени нелепа. Мессенджер его крадет. Единственный вариант, когда мессенджер был бы мне предпочтительней- спамеры телемаркетологи. Но это не предпочтительно компаниям. Мир жесток, бро, у нас с компаниями конфликт интересов.
Чем более насыщенная жизнь у человека, тем меньше он может уделить внимания лично вам. Поэтому топ-блогерам бесполезно писать в личку с целью пообщаться. Им есть с кем общаться. Напишите человеку, который ведет блог каждый день, подробно описывая свою жизнь, под записями нет комментариев и взаимных друзей у него немного. Такой человек, наверное, рад будет пообщаться с вами.
Вечное «вы никому не интересны», оно вставляется в каждый текст. Про топ-блогера смешно. Сам себя не похвалишь – весь день, как оплеванный.
Ну и сама структура общения тоже изменилась из-за насыщенности коммуникационного поля. Надо говорить четко и по делу, иначе это тоже пограничный баг. Раньше нет, теперь да. Человек все время думает, что пока он читает вашу простынь ни о чем, он мог бы поговорить с кем-то более интересным, и вы кажетесь ему вампиром, поглотителем его энергии. А вам может казаться, что вы украшаете его жизнь и наполняете смыслом. Но нет, вы путаете его с собой, у него свои интересы. Важно найти пересечение интересов, но пока оно не найдено и человек не вступил в беседу оживленно, лучше говорить по делу, кратко, самую суть. Без лирических отступлений.
Потому я перестал ходить в Вашблог, хотя он и смешной. Времени мало, а простыни ни о чем. Анекдот на 5 страниц каждый раз про одно - 10 раз прочитать можно, потом все.
Опять крик души. Марина получила простынь текста. Страдает, но читает, энергия уходит. Мечтает иначе провести время. У меня вопрос к психологу: что мешает прекратить читать? От постороннего – сотри письмо и забудь. От близкого – отвечаешь: «Друг, напиши короче – нет времени читать». Мессенджеры ей время экономят, а тут она простынь читает и остановиться не может. Кто виноват и чей локус укатил наружу?
Опять фантазии про «вампиров». Слово-то не характерное, редкое. Когда кругом вампиры, я бы предположил, что у автора низкоэнергетическое состояние.
Сейчас же диалог по телефону все чаще выглядит так.
- Приветик. Не отвлеку?
- Уже отвлек, говори.
- Когда можно перезвонить?
- Не надо мне еще и перезванивать. Говори сейчас.
- Нет, ты какой-то злой и нервный, не выспался что ли или личная жизнь не задалась, давай пока...
На первый взгляд это беседа с хамом. Но разговор не такой уж простой. Хам не хочет говорить. Но упорно предлагает звонящему говорить. Зачем, Марина? Не здоровее ли диалог:
- Приветик. Не отвлеку?
- Сейчас занят. Перезвоню, когда будет возможность, пока.
К человеку вломились в границы, потребовали заверения в том, что он рад все бросить и встать перед хозяином как Сивка-Бурка, а когда он отказался заверять, обругали и обиделись. И ушли.
Друзья, вы лично уважаете телефонные границы людей или когда как?
Угадайте, друзьям, уважаю ли я границы людей и как я это делаю? Распишите в подробностях.