Вы не вошли.
Привет из прошлого:
"В то самое время, как стал грохотать гром над головою Навуходоносора, когда Россия стала терпеть непривычный позор военных неудач, когда враги явились под Севастополем, мы находились в тяжком положении: с одной стороны, наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением России, с другой - мы были убеждены, что только бедствие, и именно несчастная война, могло произвести спасительный переворот, остановить дальнейшее гниение; мы были убеждены, что успех войны затянул бы еще крепче наши узы, окончательно утвердил бы казарменную систему; мы терзались известиями о неудачах, зная, что известия противоположные приводили бы нас в трепет. В массе народной заметно было равнодушие; причина войны не была ясна, правительственным известиям не верили, причины неудачи не понимали, жертвовали машинально, патриотические писания в стихах и прозе отличались поддельным чувством, не производили впечатления, все отличались казенностью, как и следовало."
С.М. Соловьев, "Мои записки для детей моих"
Внезапно прочитала норвежский детектив. Ханс Улав Лалум, "Люди-мухи". Я вообще не люблю скандинавский нуар, но тут прямо на задней обложке было написано, что это не он. Это и правда не он, это детектив, где в 1968 году полицейский и его помощница, гениальная девушка-инвалид, раскрывают убийство, связанное с событиями во время войны. Мне понравилось - все запутано, интригует, все врут, все имеют мотивы. Читать увлекательно, плюс получаешь некое представление о том, как норвежцы воспринимали и воспринимают войну.
Люди-мухи - это так эта самая гениальная помощница называет тех, кто оказался не способен пережить травмирующее событие и кружит над ним словно муха.
В очередной раз думаю о том, что все читатели делятся на две категории - условно говоря, одни торопятся, а другие нет. И вот в русскоязычной среде как раз много тех, кто торопится. Регулярно вижу отзывы на самые разные книги (в том числе с удовольствием мною прочитанные) типа "затянуто", "ненужные отступления", "много воды".
Какое интересное наблюдение! Пожалуй, так и есть ))
(Извините за такой запоздалый комментарий, только сейчас набрела на ваш блог и с удовольствием читаю)
Отредактировано (2022-04-16 16:16:34)
(Извините за такой запоздалый комментарий, только сейчас набрела на ваш блог и с удовольствием читаю)
Да ничего страшного) Это в длинных активных тредах запоздалые комментарии вызывают реакцию "А? Что? Вы про что?", а здесь-то одна я, и я почти всегда помню, что хотела сказать)
... тем временем детективы детективами, а я много читаю разнообразно-исторического в целях, как бы это сказать, личного сепаратизма: выстраиваю свою личную версию России и ее истории, то, что важно для меня и то, что я бы хотела видеть в будущем.
Увидела новый безблог про историю Архангельска, это здорово. Я периодически думаю, не начать ли и у себя писать условно-краеведческое. Сомневаюсь в основном потому, что мне хочется не только любопытные факты, но и порассуждать, а сложно понять, то ли то, что у меня в голове зреет, общеизвестно, то ли наоборот.
(и тэги, наверное, надо дополнить. Как минимум искусство вписать)
"Он испытывал несчастную способность многих, особенно русских людей, — способность видеть и верить в возможность добра и правды и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие. Всякая область труда, в глазах его, соединялась со злом и обманом. Чем он ни пробовал быть, за что он ни брался — зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности. А между тем надо было жить, надо было быть заняту. Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их."
Это Толстой о Пьере Безухове, но по-моему, это до сих пор применимо к куче народа. В онлайн-обсуждениях особенно заметно.
Взяла тут в библиотеке Татьяну Устинову, соскучилась. Очевидно, отвыкла от нее, потому что наткнулась в детективе на внезапного Абрамовича (ну, на губернатора Чукотки по имени Роман Андреевич, у которого собственный самолет) и как-то даже удивилась.
Вписалась в англоязычный челлендж 22 in 22 - идея в том, чтобы за 2022 год посетить 22 книжных магазина. Вот здесь: https://www.22in22.net/ Люблю списки и вспоминать приятные моменты. Не знаю, успею ли - уже конец апреля, а я пока только три посетила - но посмотрим. Я вообще не представляю, как закончится этот год.
А за первый зарегистрированный у них на сайте визит в книжный высылают вот такой электронный бэджик:
Периодически вспоминаю читанную где-то историю.
В 1940 году советские следователи допрашивали польских офицеров в лагерях военнопленных. В Козельском лагере следователь вызвал к себе на допрос немолодого генерала по фамилии Волковицкий. Знакомая фамилия, сказал следователь - я недавно читал роман "Цусима" Новикова-Прибоя, там есть такой мичман Волковицкий, он вам случайно не родственник?
Отчего же родственник, сказал генерал, это я и есть. И действительно, после революции молодой флотский офицер покинул Россию и вступил в польскую армию, где и дослужился до генерала, а потом в тридцать девятом попал в плен.
Следователь удивился. А генерала вскоре перевели в другой лагерь - так, на всякий случай. Так он и уцелел, потому что всех военнопленных, кто остался в Катынском, Козельском и Старобельском лагерях, вскоре расстреляли. Генерала Волковицкого же в сорок первом году, когда полякам дали разрешение собрать свою армию, выпустили, и он покинул Россию. Прожил остаток жизни в Англии, умер в 1983 году.
Такая вот польза от литературной славы. А вспомнила я об этом сегодня, потому что увидела у кого-то замечание - мол, благодаря Пушкину на карте Крыма сохранилось татарское название Бахчисарай. Тоже - польза литературы.
Попыталась убедить себя, что непрочитанных книг дома полно, и вообще приближается конец света, и совершенно необязательно идти на книжный салон.
Не вышло.
Попыталась убедить себя, что непрочитанных книг дома полно, и вообще приближается конец света, и совершенно необязательно идти на книжный салон.
Книги выглядят очень интересными.
Книги выглядят очень интересными.
Мне тоже так кажется. *отчаянно пытаясь дочитать хоть что-то из начатого прежде, чем браться за новое*
Мы сегодня мимо ехали, а там у шатров ОМОН дежурит) "Чтение книг - полезная вещь, но опасная, как динамит."
Мы сегодня мимо ехали, а там у шатров ОМОН дежурит) "Чтение книг - полезная вещь, но опасная, как динамит."
Начитаются этих своих книг, а потом мысли всякие думают!
(а я как-то прозевала, да и слава богу)
Прочитала Siberian Curse by Fiona Hill and Clifford Gaddy (выходило в русском переводе как «Сибирское бремя», но я читала на английском). Впервые услышала об этой книге от Милова (было у него видео с рекомендациями книг), но руки дошли только сейчас.
Если коротко, то книга вот про что: Россия часто говорит, что она очень большая, и гордится этим, и другие страны тоже говорят «вооот, Россия такая большая», но так ли хорошо и полезно быть большой страной? Для экономики важны связи, а в большой стране добиваться того, чтобы все было связано, сложнее.
Плюс российские города не соответствуют закону Ципфа - это статистическое распределение, по которому численность населения городов должна бы укладываться в плавную кривую. В принципе это распределение и в других странах, бывает, нарушается, но не так: обычно оно нарушается как во Франции – есть супергород Париж, который гораздо больше, чем ему следовало бы быть. А в России есть Москва и Петербург, а дальше должен был бы быть ряд городов с населением от четырех до двух миллионов человек, а их нету. Дальше все миллионники чуть больше миллиона.
Почему так получается? Потому что вообще при нормальной ситуации большие города возникают естественным путем. Люди селятся там, где им удобно, и если какой-то город расположен в очень удобной для экономики и промышленности точке, он начинает расти. В России не так, потому что в России очень давно города возникают не естественным путем, а государственным. Особенно в Сибири.
Почему особенно в Сибири? Потому что еще с царских времен была доктрина, что Сибирь надо заселить, потому что незаселенная земля – она как бы ничья. Но в Российской империи не было средств по-настоящему заселять Сибирь с государственной поддержкой, а у СССР они появились благодаря индустриализации (и тому, что СССР было наплевать на экономические обоснования и на то, сколько на все это тратится денег).
В чем проблема с заселением Сибири? Там очень холодно. Жить и работать там – очень дорого. Много тратится на жизнеобеспечение, много ломается и портится техники на производстве и добычи, все расходы растут. У Канады сравнимая с Россией география, но в Канаде все крупные города на юге страны, а на севере только небольшие города и вахтовые работы (при этом нужно учитывать, что в Евразии, как пишут авторы, в принципе средние температуры падают не только с юга на север, но и с запада на восток)
Кроме того, советские города-миллионники на Урале и в Сибири централизованно развивались в основном под ВПК, и они не функционируют как города в обычных рыночных странах. Они не являются частью сети, они завязаны только на Москву, а не на своих соседей. Отчасти именно поэтому они не растут больше миллиона с чем-то. В нормальных условиях росли бы совсем другие города – в Российской империи после Петербурга и Москвы едва ли не самым крупным и быстроразвивающимся городом была Одесса, крупный морской порт, но Советскому Союзу не нужна была международная торговля, и рост Одессы остановился.
Этот дисбаланс и огромные средства на поддержание Сибири до сих пор влияют на экономику России. Что с этим делать? Расселить эти города обратно уже невозможно, куда селить? Да и крупные города вообще очень живучи. Но можно хотя бы не поощрять людей ехать в Сибирь, не твердить, что наше богатство и сердце России – это Сибирь, и помогать тем, кто хочет оттуда уехать. Плюс вообще не запрещать миграцию (см. механизм регистрации), а управлять ею. Потому что – и это основная мысль книги – России пора осознать, что основное ее богатство не земля, а люди.
… книжка написана лет двадцать назад, и вот этот вот вывод про «не земля, а люди» сейчас читается еще грустнее.
вот этот вот вывод про «не земля, а люди» сейчас читается еще грустнее.
О да.
Но можно хотя бы не поощрять людей ехать в Сибирь
А кто-то поощряет? На Север - может быть, но чтобы в Сибирь, не слышала о таком.
А кто-то поощряет? На Север - может быть, но чтобы в Сибирь, не слышала о таком.
Шойгу грозился новые города в Сибири строить, кажется. Но в целом у нынешних властей с поощрением граждан вообще сложно.
Не особенно люблю Юзефович, но некоторые ее записи блоггерского характера западают в память. Я до сих пор вспоминаю ее рассказ о детстве - как после развода родителей она жила с матерью, и мать уходила работать в ночную смену, а она строила вокруг себя стену из книг, чтобы не страшно было.
А вспомнила сейчас потому, что меня повеселила очередная ее запись - про то, как ей позвонили из Раша Тудей с просьбой что-то прокомментировать, она повесила трубку, а потом долго сидела перебирала в голове, как можно было им остроумно ответить. Правда жизни!
Расселить эти города обратно уже невозможно, куда селить? Да и крупные города вообще очень живучи.
Внезапно оказалось, что опыт расселения крупного города таки есть (не знаю, почему Хилл и Гэдди его не учли) - Глазго! Он был больше миллиона, но когда крупная промышленность стала уходить, город пришел в упадок, и его стали расселять. Сейчас в нем около 600 тысяч населения, а для части жителей построили отдельные новые города.
Узнала я об этом из поста Камиля Галеева в телеграме и пошла на всякий случай хотя бы в википедии проверить. Вроде все так и было, и теперь мне хочется подробнее почитать про то, как это все делалось. Галеева интересно читать, но я в нем подозреваю некоторое стремление встряхнуть читателя (пост про Глазго он закончил фразой "С Москвой мы потом тоже так сделаем").
пост про Глазго он закончил фразой "С Москвой мы потом тоже так сделаем"
С фактами у него вроде норм, обычно его несёт только в толковании и когда дело касается помирания Москвы и почему татары молодцы.
Отредактировано (2022-05-31 21:58:03)
С фактами у него вроде норм
Ну это я поосторожничала, да.
Ну это я поосторожничала, да.
В этом нет ничего плохого, особенно когда дело касается политблогеров)
Я так понял, эксперимент сейчас оценивается от "создал проблем не меньше, чем решил" до полного провала
Угу. Плюс я нашла кое-какую информацию в тему последней фразочке Галеева - вроде бы сейчас нашли документы, подтверждающие, что этот эксперимент имел в том числе политические мотивы и был направлен на то, чтобы снизить степень доминирования Глазго в Шотландии.
вроде бы сейчас нашли документы, подтверждающие, что этот эксперимент имел в том числе политические мотивы и был направлен на то, чтобы снизить степень доминирования Глазго в Шотландии
Вполне может быть, реально хреново в Глазго стало в 70ые хотя я не настолько знаю историю ВБ, чтобы понять, зачем. Вот успешная субурбизация застроенного высотным бетоном мега-полиса в эпоху, когда человечество ещё только радостно бежало набивать себе на высотном бетоне шишки...
Прочитала "Забвение истории - одержимость историей" Алейды Ассманн. Вообще это сборник из трех разных работ. Первая из них - это "Формы забвения", посвященная, собственно, забвению как противоположности памятования. Она там разбирает, какие бывают техники забвения и какие формы. Формы мне показались интересными - она указывает, что забвение бывает нейтральное (например, автоматическое, потому что люди вообще забывают естественным образом), негативное (например, карательное) и позитивное (например, терапевтическое. А дальше разбирает с помощью этого инструментария разные кейсы - от памятников Ленину до геноцида армян и разоблаченных через много лет бывших немецких нацистов.
Вторая работа, "1998 - между историей и памятью" основана на дискуссии между писателем Вальцером и еврейским активистом Бубисом, которая состоялась в 1998 году. Тут немного мешает, что она не объясняет в начале, в чем, собственно, состоит дискуссия, а вместо этого начинает определять ее ключевые понятия. Это было немного сложно воспринимать - сложнее, чем первую работу, - но в конечном счете работа оказалась очень интересной и актуальной, потому что по сути она о том, как немцы пережили травму 1945 года, как продолжают переживать, и как это все связано с разницей между стыдом и виной (в том смысле, который использовала Рут Бенедикт в книге про Японию "Хризантема и меч").
Третья работа - "История в памяти", где рассматриваются разные аспекты переживания истории - история для разных поколений немцев в 20 веке, история в семейном романе, в архитектуре, в музеях и выставках. Про поколения было сложновато воспринимать в том смысле, что я не очень-то знаю немецкую культуру, думаю, для немецкого читателя все это гораздо ярче и понятнее. Но мне понравилось про архитектуру и особенно про исторические музеи и выставки.
Вообще культурология такая штука - часто тебе рассказывают вещи, которые ты уже знаешь, но не задумывался о том, как они складываются воедино и что из них следуют. И показывают, каким языком о них стоит говорить, чтобы их лучше понимать. В этом смысле, наверное, я еще долго буду переваривать эти тексты и осваивать их понятийный аппарат - но заодно я больше узнала о том, как немцы переживали опыт Второй мировой (сейчас эта тема представляется мучительно актуальной).
Эппле столько раз ссылался на Алейду Ассман, что я в конце концов полезла в википедию про неё читать. Оказалось, изначально она - египтолог и профессор английской литературы! А потом говорят, что SJW склонны искать колониальную повестку под кроватью.
(Извини, если оффтоп, анон. Ужасно нравится твой безблог и то, какие книги ты выбираешь).