Во дворце - печальки и страдашки, хоронят царя и двух царевичей. Раечка, Анечка и Шарик более не появятся в нашей восточной сказке. Придворные в лучших традициях разрывают одежды, посыпают головы пеплом и рыдают. А на рассвете - в самых красивых одеждах и с подносами даров на головах рабов сбираются у ворот дворца и ждут, когда новый царь откроет им двери. Волнуются все, конечно, как поведёт себя новый царь (которым все видят Эртхиа), а больше всех стремается Визирь, который ещё при взятии Аттана имел некоторую вежливую перепалку с Эртхиа по поводу присутствия за пиршественным столом СМЦ. А вдруг вспомнит, ой-ой-ой!
Но ворота всё не открываются, а в самом дворце Эртхиа спорит с СМЦ по поводу того, кому из них теперь быть царём. Не хотят ни тот, ни этот, но у Эртхиа есть свиток от Старика, который он должен отдать царю Хайра - именно отдать, а не оставить себе. И вообще, он - царь Аттана, так что нефиг. СМЦ печалится - мол, какой из него царь, с ночной половины да с таким-то именем! Братец в любом ответе через слово поминает Судьбу и заставляет СМЦ одеться, как подобает царю, и сесть на трон. Неписаной красы диалог прилагается:
- Но Эртхиа, этого быть не может. Разве ты не понимаешь? Я, с ночной половины - царем Хайра!
- Ты такой же сын нашего отца, как я. Я всегда это говорил.
- Кто подчинится мне?
- Все. Ты разве не видишь: так хочет Судьба. Кто в Хайре пойдет против нее? Садись на трон и давай откроем ворота: уже пора. Все равно, кроме тебя, некому. Я уже принадлежу Аттану, и это всем очевидно. Других сыновей у нашего отца нет. Сыновья Лакхаараа могут наследовать трон только после тебя, и они еще малы. Ну же, Акамие!
- Царь с таким именем? - совершенно расстроился Акамие.
- Хвала Судьбе! Она и это предусмотрела. Да будет усладой Хайру твое правление!
Читают свиток. Там - странные значки с аттанских таблиц, коими владеет СМЦ, сопоставленные с буквами хайрского алфавита. Ну, значит, всё - решено! Быть СМЦ царём, раз у него и шифр, и ключ. Допущенные до лицезрения придворные валятся на колени, потому что у них ноги подгибаются.
Следующая сцена: СМЦ переводится таблички, Эртхиа пробует играть на новой дарне.
Дарна отзывалась всей глубиной, рождая звуки то легкие, как плывущие в воздухе паутинки, то полновесные, как добрый удар меча, то тающие, как юный месяц в предрассветный час, то долгие, как эхо в горах.
- Какой голос! Мне не приходилось слышать ничего подобного.
Вот мне тоже.
Далее СМЦ читает расшифрованное. В таблицах сказано, что некий царь Ашанан решил завоевать царство Сирин. Там был замут с религией: типа царя у них нет, а есть бог, и земля их - его жена, а представитель её - жрец, облачённый в женские одежды и браслеты в знак послушания, и через него бог разговаривает.
А бог приходил к нему и говорил что следует, и земля та подчинялась ему, как женщина - супругу.
Царь-завоеватель приказал привести к нему правителя побеждённых, и его воины приняли жреца за царицу. У чтеца сразу же появились ассоциации с Багоасом из чтений коллеги) А царь, чураясь взятых городов, стоял лагерем в степи и там, в шатре, пленился красотой жреца и овладел им, несмотря на обнаруженный мпх.
И когда был с ним на ложе, слышал гром великий и сотрясение, и шум, и рокот, и вопли, и ржание коней. Но казалось ему, что от великой силы плоти своей, от великой радости слышит это.
Но это, естественно, не мужская сила Зевеса-громовержца сыграла, а просто всё войско царя подевалось неведомо куда, вместе с шатрами и колесницами. Чтец-то грешным делом подумал, что их всех унесло какой-то неведомой силой, ан нет - наводнение случилось!
Пуста лежит перед ним долина, только обломки шестов опорных от шатров, только ось от колесницы и сломанные копья торчат из грязи, а все смыло. Один его шатер уцелел в долине. И потоки огибали его.
В общем, царь свалил на семь недель в горы, голый и босый, питался водой и плодами, которые появлялись перед ним по желанию, а звери его не трогали. А потом нашёл долину с травой по пояс, и там - шатёр, а в шатре - жреца. Дальше текст настолько прекрасен, что я приведу его целиком.
И пришел в место пустынное, где трава росла по колено царю, и горы окружали то место. И в том месте увидел шатер красный с навершием золотым. И узнал...
И семь недель бродил по горам, и пришел...
И после семи недель увидел шатер свой, и Сирин, облаченный в радугу, стоял перед шатром и смотрел на царя.
И склонился царь Ашанан и сказал: какое воздаяние потребуешь за вину мою и за дело мое?
И сказал Сирин: не будет больше твоей страны, и будет моя, а твой народ будет служить мне, но никогда не войдет в долину мою, и имени моего не узнает, а будет служить царю, которого я дам моей земле, и назову мою страну - Хайр.
И слова его были понятны царю.
И по слову его стало.
Имя страны - Хайр.
И служит народ Ашанана царю хайардов.
И цари хайардов - дети детей Сирина.
Имя же долины - Аиберджит.
И ее нет.
И тут - опаньке! - перед нашими героями появляется тот самый Старик. Который, оказывается, был тем самым жрецом, только разве что в далёкой молодости. Насколько чтец понял, от этого старикашки и пошёл весь народ Хайра (видать, бабу какую он себе отыскал - а бог местный его благословил на подвиги детозачинания), а от царя, который его снасильничал, - те самые лазутчики-шушпанчики.
Они треплются, Эртхиа благодарит Старика за всё в целом и дарну в частности.
- За это будешь благодарить не меня. Потом, значительно позже. Он тоже поблагодарит тебя, потому что голос дарны будет радовать его сердце. И, заметь, еще долго. Так что соизмеряй свои силы с длиной пути. Впрочем, ты справишься и без моих советов. Главным образом потому, что советов ты слышать не желаешь. Это правильно. Помни только одно: если дорога сворачивает в сторону и если это твоя дорога, не пытайся спрямить путь. Потом нельзя будет вернуться обратно и наверстать упущенное. Ты понимаешь меня?
Эртхиа отправляют в Аттан, Старик на прощание дарит ему плащик - такой же, как у него, только новый. Мол, спасёт он от холода и жары одновременно.
- Он похож на плащ ашананшеди, - заметил Эртхиа.
- И они служат Судьбе, - улыбнулся старик.
- Но они не верят в Судьбу!
- Ну и что?
Вот и я не понимаю: ну и что?.. Кстати, лазутчикам в долину вход заказан.
Эртхиа тянет резину, но его наконец-то выпиннывают из Хайра в Аттан, а до этого Старик предрекает, что с ним Эртхиа больше не видеться.
СМЦ жалуется Старику, что не знает, что ему теперь делать. Но диалоги с этим оборванным персонажем настолько всегда прекрасны неизмеримо, что чтец возьмёт на себя смелость привести кусок целиком.
- Делай то, что нужно.
- Как?
- Так, как нужно. Ты был советником у своего отца и у брата. Ты вник в дела правления. Тебя окружают люди, многие из которых преданы трону Хайра, ты умеешь читать в душах, что тебя беспокоит?
- Я должен жениться? Ведь трону нужны наследники. И что делать мне - мне, не царю, но человеку? Я люблю. И ты знаешь закон. Как мне быть?
- Все будет, как будет. Ты стремишься перелистнуть страницу, не дочитав ее до конца. Не пытайся ответить на вопросы, которые тебе еще не задали. Как только ты ответишь на последний вопрос, кончится жизнь. Надеюсь, я успокоил тебя? Где-то неподалеку некий человек ждет, когда ты позовешь его. Предсказываю, что ты вернешь свободу его народу, но не ему самому. Довольно с тебя и такого предсказания, сынок.
- Так ты считаешь, что мне можно его любить?
- Я этого не говорил. А ты и не спрашивал моего разрешения. Помни, что ты, а не я - Нарушитель неотменимого, Избегающий неизбежного и Играющий с Судьбой.
- Кто же тогда ты?
- А ты знаешь.
- Тогда скажи мне, есть ли на самом деле долина Аиберджит?
- Есть. Она там, на востоке. Она вокруг тебя, где бы ты ни был. Она вокруг каждого. Ты должен понимать такие вещи. Сегодня один из ашананшеди войдет в долину Аиберджит - ты введешь его. Я позволяю. Это на прощание, потому что и с тобой я больше не увижусь. Всему приходит конец, и я устал.
- Ты... ты умрешь?
- Я этого не говорил - да и не знаю. Что такое смерть? Путь на ту сторону мира? Я достаточно знаю эту сторону. Пора заглянуть за завесу. Там увидимся. Прощай.
- Прощай, Сирин.
Но его уже не было.
В общем, главный вопрос, который мучает СМЦ, - это на самом деле не то, как править этим царством хорошо и правильно, а как быть с Дэном, в которого наш СМЦ влюбилсо без памяти.
Ночью СМЦ приходит в тронный зал, садится на трон и зовёт Ашанана, как ему и было предписано. На зов приходит лазутчик Дэн, и после некоторого трёпа СМЦ именем Сирина снимает со всех шушпанчиков проклятье, принуждающее их служить царю Хайра. В зале тут же обнаруживается полно народу из числа лазутчиков, которые сначала зажигают светильники, потом подходят к СМЦ, кланяются ему и каждый свой светильник задувает, а потом уходит, оставляя погашенный светильник возле трона. Не понимайт, зачем это было надо, - но хотя бы красиво. Типа церемония.
Дэн, естественно, остаётся, и светильник его не гаснет - хотя бы потому, что он в руках СМЦ, который с ним и пришёл.
- А ты почему не уходишь? - спросил Акамие.
- Смотри, мой светильник в твоих руках.
- Возьми его.
- Ты не можешь отдать его мне, если я не хочу забрать.
- Я не хочу отдавать.
Дэн ещё что-то говорит о том, что шушпанчики вернутся и будут служить СМЦ по своей воле, но главное - совсем не это, а то, что СМЦ нарушит закон, чтобы быть с Дэном. Ибо ж трагедь должна быть!
И на этом моменте, полном мужественных душещипательных соплей, заканчивается глава, а с ней - шестая книга.