Анон вообще-то по основной специализации корпоративный юрист и арбитражник, в общей юрисдикции судиться не любит, но иногда бывает так, что вовлекаешься и понеслась. Вообще, конечно, вовлекаться не стоит. Эмоциональное отношение к делу и клиенту не слишком хорошо сказывается на объективности, что может плохо повлиять на результат. Но тут не вовлечься как-то не получилось.
У сестры анона есть приятель, а у него тоже есть сестра, назовем ее условно Машей. И вот в феврале моя сестра мне звонит, и просит проконсультировать сестру ее приятеля (эту самую Машу) по вопросу определения порядка общения с ребенком. Я согласился, встретился с Машей и она рассказала мне кулстори о своем браке. Маша и Вася поженились в 2010 году. В 2012 развелись, но продолжали жить вместе. В прошлом, 2018 году у них родилась дочку, которую назвали, скажем, Василиса. В принципе Вася и раньше вел себя как мудачок, но после рождения ребенка он расчехлился окончательно. У Маши ни разу не получалось, например, вовремя уложить Василису на ночной сон, потому что Вася желал сидеть в комнате и смотреть телевизор, под пивко. Нет, смотреть в наушниках он не желал. Нет, на кухне он тоже сидеть не желал. Он желал сидеть в комнате, смотреть телевизор на полную громкость и пить пивасик. Соответственно ребенок постоянно засыпал не раньше половины первого ночи, когда папа, нафигачившись пива и насмотревшись телека, отрубался. Потом стало еще веселее, потому что Вася стал распускать руки и поколачивать Машу. Маша вызывала ментов, те составляли протокол, но Вася потом каялся и валялся в ногах, и она забирала заявления. Так продолжалось до самого конца 2018 года, когда Маша решила, что терпеть это она больше не в силах, и, улучив момент, когда Вася был на новогоднем корпоративе, собрала вещи, ребенка и свалила в другой город к подруге.
Вася поднял на уши всех, кого мог, но узнал только, что Маша уехала. У подруги она прожила до марта, а потом вернулась и поселилась у своей мамы вместе с ребенком. Вася узнал об этом махом. И однажды, когда Маша вышла с ребенком гулять - подскочил вместе со своим отцом, выхватил ребенка из коляски и попытался ее увезти, пока его отец удерживал Машу. К счастью во дворе были другие мамашки с детьми и несколько соседей, которые Машу хорошо знают. Они не дали увезти ребенка. Через еще пару дней Вася позвонил Маше, извинился, сказал, что перенервничал просто и предложил поехать всем вместе в ТЦ, чтобы купить ребенку подарков и одежды. Маша согласилась, но после ТЦ Вася вместо того, чтобы отвезти их с дочкой домой, заблокировал двери и четыре часа катал по городу, периодически угрожая разогнаться и выехать на встречку, чтобы типа "разбиться всем вместе". По результатам Маша обратилась в ментовку, в возбуждении уголовного дела ей отказали. И одновременно с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, она получила повестку в суд по иску Васи о порядке общения с ребенком.
В исковом заявлении Вася требовал, чтобы ему предоставили право ежедневного общения с ребенком без присутствия матери. По будням - с 18 часов до 22 часов, с возвращением ребенка по месту жительства и без, по выходным - с 10 часов до 23 часов без возвращения ребенка по месту жительства, с правом вывозить ребенка за пределы города и даже региона, чтобы ездить в гости к родственникам. Ребенку при этом на тот момент был ровно год.
В общем анон взялся за дело, написал ходатайство об отложении рассмотрения дела и сел готовить отзыв и встречный иск. В процессуальном законодательстве закреплено, что ответчик может обратиться со встречным иском к истцу, если предмет и основание обоих исков связаны между собой. При наличии такой связи суд принимает встречный иск и рассматривает одновременно с основным, в целях экономии времени суда. В общем наш иск об определении места жительства ребенка с матерью и взыскании алиментов суд принял к рассмотрению и, в связи с этим, назначил новую дату рассмотрения.
В том заседании, где это было сделано, анон посмотрел на представителя истца и в очередной раз получил подтверждение своей гипотезы, что люди находят себе представителей таких же как сами. Тут это было прям ярко. Вася сам по себе - отборное хамло, и представителя себе нашел такого же - тот разговаривал с судом так, словно судья ему по жизни обязана, передавая суду для приобщения справки о том, что Вася не стоит на учете в психо и нарко диспансерах намекал, что вот у Маши-то таких справок не представлено, наверное бухает и ебанутая. По поводу заключения опеки о месте проживания Маши и ребенка высирался на тему того, что опека "подошла формально" и "нет фототаблицы", тогда как квартира якобы в ужасном состоянии, кругом провода висят, антисанитария и посторонние люди шляются. И вообще вел себя нагло и очень некрасиво. Возможно в уголовных делах такое прокатывает, но у нас-то дело гражданское было.
В общем анон срочно погнал Машу за справками, что не стоит на учете, позвонил риэлтору и тот сделал фото квартиры Машиной мамы, в которой Маша с ребенком живет (потому что мама может помочь с ребенком, конечно же), чтобы представить суду фототаблицу. Квартира там - хрущобная двушка, но с хорошим, качественным, свежим ремонтом и полностью оборудована для ребенка - куча игрушек, детская кроватка, детский столик, стульчик для кормления, никакого телевизора в детской, все сделано безопасным для ребенка.
В назначенный день анон явился в суд, приобщил к материалам дела распечатанную фототаблицу по квартире, распорядок дня ребенка, который истребовал суд, и справки о том, что Маша на психо и нарко учете не стоит. А заодно и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, где было указано, что Маша обращалась с заявлениями о побоях, а потом их забирала. А Вася с представителем не пришли. На моменте, когда судья объявила перерыв до следующего дня я почувствовал, что дело мы, скорее всего выиграем. На следующий день Вася с представителем опять не явились, но зато подали заявление об уточнении исковых требований, в котором просили передать ребенка на воспитание Васе, потому что Маша недостаточно хорошо о ребенке заботится, ребенок не обладает необходимыми по возрасту навыками, ходит в грязной и рваной одежде, плюс Маша навязывает ребенку общество сожителя. Когда поступает уточнение исковых требований, суд общей юрисдикции начинает рассмотрение дела с начала, соответственно дату следующего заседания назначили через месяц - чего, видимо, и добивались Вася и его представитель.
В общем ключевое заседание, которое состоялось через месяц, напоминало какой-то блядский цирк. Сам Вася не пришел. Васин представитель приволок пачку фотографий и, называя их "фототаблицей" попросил приобщить к материалам дела, чтобы продемонстрировать какой офигенный ремонт Вася забабахал в квартире, чтобы воспитывать там дочку Василису. Особо эпична была фотография, которая демонстрировала по центру длинной стены в комнате тумбу с огромным плоским телевизором и стоящую изголовьем вплотную к этой тумбе детскую кроватку. Васин представитель опять выступал, словно весь вечер на арене, пытался давить на суд и, этак невзначай, обсирать Машу и анона. В общем анон в результате оттоптался на васином представителе по полной. Попросил разрешения задать несколько вопросов и стал дотошно выяснять у представителя о каких конкретно навыках по возрасту идет речь (Василиса в свои, на тот момент, год и четыре вполне себе уже говорила короткими предложениями, довольно внятно, и вообще развивается даже чуть опережая возраст) и как Вася намерен эти навыки ребенку прививать, а также что за сожитель такой у Маши, как его зовут и давно ли он с Машей проживает. Васин представитель в ответ на вопросы сначала долго вилял хвостом, потом заявил, что под "навыками" он имел в виду общение ребенка с отцом и другими мужчинами, якобы потому, что Маша ограждает дочь от общения даже с мальчиками (хотя на детской площадке Василиса прекрасно с мальчиками играет) и ляпнул даже, что должна же девочка хотя бы "щетину потрогать" (в этот момент анон решил, что если дело будет склоняться не в нашу пользу - намекнет, что это какие-то педофильские мотивы и ребенка стоило бы оградить от частого общения с отцом с подобными мотивами), а насчет сожителя заявил, что ну не может же у молодой и красивой бабы не быть сожителя. А значит наверняка есть и, значит, она навязывает его общество ребенку.
Анон в ответ попросил суд обратить внимание, что в квартире физически невозможно разместить еще и сожителя - просто физически нет места, высрался на Васю, который во всех выступлениях и документах упирал на то, что нарушено его отцовское право на общение с ребенком, а о самом ребенке совершенно не беспокоился, тогда как и Семейный кодекс и Пленум говорят нам, что в таких делах решение нужно принимать исходя из интересов ребенка в первую очередь, напомнил суду про побои и про то, что представитель Васи откровенно пытается ввести суд в заблуждение, а также про то, что, в отличие от васиной однушки, в квартире Машиной мамы две комнаты и у ребенка с Машей отдельная спальня (она же детская). А еще и о том, что васина однушка принадлежит васиному папе, а у Маши есть собственная однушка в ипотеке, которую она сдает. И еще обратил внимание суда на позицию, которую высказал Верховный суд, по поводу режима общения, в которой сказано, что такой неадекватный режим (ежедневное право общения, с хрен пойми как определенным временем) совершенно не в интересах ребенка и полностью передает время ребенка и матери во власть отца, который сам решает заедет от нынче за ребенком или нет, а мать должна сидеть и ждать, чтобы ребенка предоставить, и не сможет никак планировать день.
Словом, суд принял нашу сторону, определил место жительства с Машей, время общения даже на полчаса урезал. Мы просили определить четыре часа в субботу или воскресенье, а суд определил полтора часа вечером в среду и два часа утром в субботу.
После заседания, к анону, который курил возле здания суда, подошел Васин отец и с надрывом спросил "Ну что, ВЫ ДОВОЛЬНЫ?", с подтекстом, что анон злобная сука, лишившая ребенка отца. Анон, стараясь не заржать, ответил, что с решением согласен.
Теперь вот надо получить исполнительные на алименты, чтобы Маша их отнесла приставам и готовить заявление на взыскание с Васи судебных расходов. Анон собирается увеличить сумму примерно вдвое, чтобы во-первых, если суд урежет возмещение, Маша таки получила с Васи то, что потратила на оплату, а во-вторых, если удовлетворят все - чтобы у нее был небольшой бонус за нервотрепку.