Вы не вошли.
Buon giorno bambini!
Анон даже не думал, что забавные спецэффекты его восприятия, в народе именуемые "синестезия", вызовут такой интерес у анонов. Но раз уж вызвали, он потрындеть об интересном себе никогда не против
Правда, я беспокоюсь, что на одной синестезии этот безблог далеко не уедет. Не так уж часто она у меня бывает, а баек из прошлого тоже ограниченный запас. Так что, я думаю, буду здесь в принципе писать о жизни человека с очень чувствительным обонянием. Помимо собственно синестезии. Как живется, когда ощущаешь запахи в несколько раз сильнее, чем большинство окружающих. Про это тоже много охуительных историй можно рассказать
Мой вид синестезии называется эмоционально-ольфакторная: для меня пахнут эмоции и человеческие переживания, порой черты характера. Никакой "магии" тут нет, как и в любой другой синестезии. Я не могу "телепатировать" эмоции, я просто ощущаю то, что и так наблюдаю, в форме запаха, а иногда вкуса. Буду тут рассказывать, как это. Не всегда, честно говоря, прикольно, иногда напрягает: от сильных неприятных эмоций меня может вполне физически тошнить, извините за подробности
Но чаще всего это довольно забавно. Об этом я и буду тут рассказывать. Надеюсь, будет интересно.
Отредактировано (2019-05-27 02:03:30)
Вау, буду ждать охуительных историй.
Оп-па, спасибочки!
О, игры воображения это завсегда хорошо. Подписка.
мда. и такой фанфик есть, точнее дорама Девушка, которая видит запахи
а судя по смайликам и подачи это ж наш укурыш из корееправды.
О, когда у меня друг с синестезией писал художку, к нему любили набигать критики, которым не нравились его описания и метафоры из-за фраз типа (условно!) "громко блеснуло" такое рубилово стояло...
из-за фраз типа (условно!) "громко блеснуло" такое рубилово стояло...
А ведь хорошо звучит-то, слушай. Аж представилось сразу.
О, теперь буду знать, как эта штука называется! А то я, будучи школотой, видел дни недели и числа в цвете, но списывал все на слишком бурное воображение. Сейчас, во взрослом возрасте, такое редко появляется, жаль.
Да вроде не очень редко, в том или ином виде если верить вики синестезия есть много у кого. Я например по цветам не вижу, но для меня числа в пространстве определённым образом расположены, и когда я считаю, я как бы вижу их на изломанной линейке.
Но ничо поэтического, канеш, увы.
О, игры воображения это завсегда хорошо. Подписка.
Добро пожаловать! Надеюсь, в мои игры воображения будет интересно играть вместе со мной
мда. и такой фанфик есть, точнее дорама Девушка, которая видит запахи
а судя по смайликам и подачи это ж наш укурыш из корееправды.
Бля, нет, даже синестезия не заставит меня смотреть дорамы... Извините, поклонники жанра, если вы тут есть, но мне их смотреть дико скучно. Все мои попытки припасть заканчивались на первой же серии.
О, когда у меня друг с синестезией писал художку, к нему любили набигать критики, которым не нравились его описания и метафоры из-за фраз типа (условно!) "громко блеснуло" такое рубилово стояло...
Чорт, соглашусь с аноном ниже! Красиво же звучит. Не пойму никогда идиосинкразии на необычные метафоры. Сочувствую твоему другу, анон!
О, теперь буду знать, как эта штука называется! А то я, будучи школотой, видел дни недели и числа в цвете, но списывал все на слишком бурное воображение. Сейчас, во взрослом возрасте, такое редко появляется, жаль.
Графемно-цветовая синестезия, если уточнять ) Прикольная, хотя тут анон жаловался, что его колдобило, когда буквы не тем цветом написаны, в котором он видит. Так что бывают побочки
Да вроде не очень редко, в том или ином виде если верить вики синестезия есть много у кого. Я например по цветам не вижу, но для меня числа в пространстве определённым образом расположены, и когда я считаю, я как бы вижу их на изломанной линейке.
Но ничо поэтического, канеш, увы.
Аааааааа! Числовая линия!
Анон, ты не поверишь, но я тебе завидую. Когда начал изучать тему синестезии - меня сильнее всего вштырил вариант, как у тебя. И мне было дико завидно, что у меня такого нету
Отредактировано (2019-05-27 17:00:26)
Я на самом деле больше всего завидую варианту, про который прочитал в интервью у Хелависы: у неё ноты с цветами ассоциациируются и это помогает сочинять музыку. Светомузыка это охуенно: у меня бывают яркие ассоциации с плейлмстом, но это не то, я не понимаю, как люди пишут музыку :с
Тут в треде, с которого пошел этот безблог, один анон засомневался, что такая сложная штука, как эмоции, поддается синестезии. И что можно ощущать чужие эмоции в принципе. Поэтому анон почесал тыковку - и решил изложить Скучную Занудную Теорию. Дабы все, кто желает понять нейробиологический механизм работы синестезии в целом и эмоциональной синестезии в частности, могли воткнуть. Она правда скучная и занудная, с неизбежной кучей научных терминов, поэтому прячу ее под кат. Только для желающих.
Варнинг! Анон - не нейробиолог по образованию. Интерес к устройству головы человеков и организма в целом - это мое хобби. Так что воспринимайте все вышеизложенное, как рассказ опытного любителя, который сходил почитал научных статей профессионалов и составил себе мнение.
А для тех, кому скучно понимать механизмы работы головного мозга - просто расскажу историю того, как анон вообще понял, что у него есть синестезия. Далеко не сразу понял
Для начала, до подросткового возраста анон вообще в принципе не понимал, что с его восприятием что-то необычное происходит (говорят, это у многих синестетов бывает). Да, приятные эмоции вызывают приятные ольфакторно-вкусовые ощущения, неприятные - наоборот, неприятные. Но это ж нормально! Вот, например, когда тебя радуют - то делается так приятно-тепленько внутри, а когда пугают - то как будто иголками колет. Ну, и ассоциации с запахами тоже из той же серии. И только поговорив однажды с подругой, выявил, что у нее никаких таких вкусо-запаховых ассоциаций нет. И не было никогда.
Понял ли анон, что у него синестезия? Да нет, нифига он тогда не понял. Он постановил, что раз у него обоняние чувствительное такое, то ему просто и приходят ассоциации на ум. А был бы он музыкант, то мелодии по ассоциации бы приходили. Потом анон увлекся всякими йогами-медитациями, открытиями чакр (слава богу, не в секте, просто на нормальные занятия по йоге ходил, но индуистскими и буддистскими идеями очень интересовался, верил в них). И, в общем, пытался натренироваться видеть ауры. Никаких аур не увидел, зато запахи, которые сопровождают эмоции, стал чувствовать лучше и ярче, почти физически, чего раньше за ним не водилось. (Этому тоже есть нейробиологическое объяснение, потом расскажу, если захотите).
В общем, так анон и жил с этими пахнущими эмоциями, никаким синестетом себя не считая, в большинстве случаев совершенно нормально. Правда, стараясь избегать слишком уж нажористых срачей и слишком упоротых толп народа. Потому что у анона от них наступает сенсорный перегруз и его тошнит. Или голова болит, как если лилий или жасмина перенюхал, или духов. (Вот кстати, про ольфакторный перегруз вам тоже расскажу потом, это весело).
А синестетам анон завидовал. И думал, что вот же, при всем богатстве анонова воображения, на которое он никогда не жаловался - никаких таких штук, как у Кандинского, ему не подвалило. Прям обидно! Пока однажды совершенно случайно не наткнулся на статью про синестезию, где был довольно-таки полный список вариантов, включая случай анона (!) Потому что обычно в текстах про синестезию перечисляют только самое попсовое - про цветные буквы, или про "звучащие" цвета. А анонов дурацкий случай никому интернесен не был Его и в Википедии нету, надо сказать. И только сайт Российского синестетического общества открыл анону правду про него.
Так что анон несколько лет назад внезапно осознал себя как синестета. Такая вот история
Отредактировано (2019-05-27 18:11:12)
Я на самом деле больше всего завидую варианту, про который прочитал в интервью у Хелависы: у неё ноты с цветами ассоциациируются и это помогает сочинять музыку. Светомузыка это охуенно: у меня бывают яркие ассоциации с плейлмстом, но это не то, я не понимаю, как люди пишут музыку :с
Ух ты ж елки! Анон-синестет с Хелависой Андреевной даже лично знаком, Мельницу слушает с тех пор, когда они еще были маленькой клубной группой - и не знал, что она тоже... Вот ведь как бывает
Лох серебристый, ольфакторные "галлюцинации" и как анон думал, что отъехал кукухой
Анон с детства боялся спятить, и поскольку страх этот у него был на грани перехода в фобию - то и дело, как герои Джерома К. Джерома, находил у себя симптомы из всего справочника психиатрических заболеваний поочередно. Правда, его быстро отпускало, поскольку он таки обладает в меру здоровой и устойчивой, хоть и невротизированной местами психикой. Про некоторые из случаев аноновой психо-ипохондрии теперь можно рассказывать смешные байки.
Однажды в далеком 2006 году у анона начались обонятельные галлюцинации. Что никакие это не его "обонятельные ассоциации" анон понял сразу. Во-первых, галлюцинации возникали в совершенно произвольных местах совершенно ни с фига. В метро, на улице, в офисных коридорах... Только дома в прогрессирующем безумии анона наступала передышка. Во-вторых, "обонятельные ассоциации" никогда не были такими явными. Скорее похожими на шлейф аромата, который доносится до тебя, когда ты уже порядочно удалился от источника запаха. А тут было ощущение, что анону прямо в нос пихают бутыль с эфирным маслом ветивера.
Первый раз он рационально подумал, что это кто-то надушился. Хоть странно это - прямо вот ветиверовым эфирным маслом душиться, но мало ли у кого какие причуды... Я же душусь маслами. Ну или, может, пузырек с маслом уронили и побили, тоже бывает. Но потом Это повторилось. И еще раз. И еще раз. И каждый день, по пяти раз на дню, его обдавало очень натуральным запахом ветивера, в самых разных местах. Иногда анону казалось, что запах долетает до него с нескольких сторон одновременно. Так что определить его источник не представлялось возможным.
"Ну все, приехали", - решил анон и приготовился собирать вещмешок в последний путь психиатрический стационар. По счастью, в эти трудные дни, невзирая на обонятельные галлюцинации, его торкнуло зайти в парфюмерный магазин. (А может, он надеялся спастись там от преследований инопланетных захватчиков-рептилоидов ветивера, кто ж теперь вспомнит). А там... в стеклянной витринке, на самом видном месте, подсвеченный со всех сторон красивым светом, стоял Он. Guerlain Vetiver Sport. Самый модный мужской аромат 2006 года, которым пахла каждая вторая зараза. Так анон не пошел к психиатру в очередной раз в своей жизни, а также в очередной раз понял, что Герлены умеют делать очень клевые духи.
С тех пор анон всячески работал над собой и над своими мозгами допилив их после сборки напильником - и страх сойти с ума его несколько попустил. Поэтому когда на днях, совершая променад, вдруг ощутил сильный и выразительный запах иланг-иланга, подумал: "Так-так, и что же у нас так пахнет?!" Хотя аромат тропической лианы на улице вовсе не южного города его не то чтобы не удивил. Но, алилуйя, не напугал. Притом, что это точно были не духи - свежие живые цветы и эфирное масло пахнут по-разному (на розах эта разница особенно видна, скажем). В общем, анон обследовал окружающую местность и нашел куст вот такого примерно вида:
Дальнейшее исследование гугла показало, что сие прекрасное растение носит не менее прекрасное название "лох серебристый". Вообще-то его для озеленения высаживают довольно часто и много. Но вот не натыкался анон на него цветущим и не знал, что он пахнет на всю округу экзотическим цветочком. Так анон узнал, что с 2006 года стал намного меньше бояться отъезда кукухи в те самые тропики, где растет иланг-иланг. И в очередной раз не испытал ольфакторных галлюцинаций.
Отредактировано (2019-05-28 14:52:25)
Кстати, об иланг-иланге! Он вполне мог бы быть местным spirit plant и красоваться на гербе холиварки
Кананга (Cananga) — монотипный род двудольных цветковых растений, входящий в семейство Анноновые (Annonaceae).
Единственный вид — Кананга душистая, или Иланг-иланг (Cananga odorata).
Впрочем, Анноновых намного больше, и есть целый род Аннона, некоторые из видов которого имеют съедобные плоды. Так что можете, например, сильно раздосадовавшись на холиварку, взять и съесть парочку Аннонов Выглядят они примерно так:
Зеленые и чешуйчатые
А я теперь сижу думаю, как могли бы выглядеть духи "Холиварка" на основе иланг-иланга
А я теперь сижу думаю, как могли бы выглядеть духи "Холиварка" на основе иланг-иланга
душные!
Спасибо, анон, очень интересные стори у тебя и инфа.) я тоже знатный нюхач, мне всегда интересно про ольфакторное восприятие мира.
душные!
Спасибо, анон, очень интересные стори у тебя и инфа.) я тоже знатный нюхач, мне всегда интересно про ольфакторное восприятие мира.
Рад, что интересно выходит, анон! Заходи почаще, с удовольствием и твои истории и впечатления послушаю и мнениями и впечатлениями обменяюсь
Прекрасные названия и Лох Серебристый и семейство Анноновые. Умеешь ты, синестезик, найти
Прекрасные названия и Лох Серебристый и семейство Анноновые. Умеешь ты, синестезик, найти
Спасибо, анон Мне нравится находить всякую интересную хуйню и делиться ей с миром, так что постараюсь продолжать в том же духе
Ольфакторная "немота", или синестезия спешит на помощь
Прикольная штука с ольфакторной синестезией заключается в том, что зачастую запах, возникающий у тебя в голове - штука куда менее определенная, чем то, что ты почувствовал первым. Даже с эмоциями! "Он грустный, и это пахнет чем-то таким солоноватым". А уж если запах возникает на цвет, скажем, то вообще... Проще сказать "пахнет, как синий цвет", чем описать, чем этот самый синий цвет тебе пахнет.
А все потому, что "абстрактные определения" для цвета у нас есть, а для запаха - нифига нету. Во всех европейских языках, как и во многих других, ольфакторный словарь фактически отсутствует, сюприз! Самое удачное, что мы имеем - как раз пресловутые определения через вкус. Сладкий запах, горький запах... Это немного помогает.
Но проблема в том, что вкусы описывают далеко не все, существующее в мире запахов. И дальше нам приходится изгаляться, вступая в область поэтического: описывать запахи через другие похожие запахи, либо поэтичными метафорами. Ровно поэтому описания на парфюмерных сайтах часто выглядят так, будто автор их обдолбался кислотой и пошел писать текст, который точно войдет в шорт-лист РСИЯ.
"Парфюм наполнен тонким ароматом редкостных сигар и волнующим запахом дорогих специй, деликатно витающими меж столиками на светском рауте..." - ну и все такое прочее.
Притом это ольфакторно-лингвистическое проклятие - штука совершенно не обязательная. Просто у нас, в нашей цивилизации, запахи не сильно пригождались, вот словотворчеством на тему и не запарились. А вот тут: http://naturalperfumery.ru/2018/07/25/% … %BD%D0%B8/, например, можно почитать про племена, которые живут в глухих джунглях, где обоняние пригождается куда больше и чаще, и у них абстрактные слова для обозначения запахов очень даже есть. Это, в сущности, настоящие "эскимосские названия снега". Как известно, у эскимосов слов (точнее, корней слов) для снега и льда на самом деле не больше, чем у англичан, просто в силу особенностей языка у них возникают целые слова там, где у нас будут словосочетания. А тут вот целый отдельный мир, со своими особыми словами для запахов, в силу различий в условиях жизни. Без натягивания совы на глобус.
В той же статье прекрасный автор делает ценные выводы о том, что даже с нашим неприспособленным языком "накачать" себе навык описания и распознавания запахов можно. По себе знаю. Когда ты различаешь по запаху несколько лишних десятков ароматических веществ, описывать то, что ты нюхаешь, становится намного проще. И второй эффективный способ - это... синестезия. Которую можно "искусственно эмулировать", привлекая для описания своих ощущений другие каналы восприятия. Описание запаха через вкус - это именно оно. А еще запах может быть влажный и сухой, теплый и холодный, круглый и шершавый, светлый и темный... Много какой может быть.
Но все равно, в силу нехватки языковых средств, описания запахов всегда будут несколько художественны, поэтично-метафоричны. И неточны. Вот, например, анон пытался тут описать запах агрессивного презрения ("да это ебанашка какая-то"), характерный для холиварки, как "запах крови с подтухшим мясом". На самом деле, это совершенно конкретный запах из анонова детства, который он описал далеко не полностью. У бабушки в городке совсем недалеко от ее дома друг напротив друга стояли молокозавод и овощебаза. Оба предприятия рабочие, даже в девяностые. Фиг их знает, что они там делали в эпоху дикого капитализма и всеобщего "посрать на все" с утилизацией отходов, но дорога между ними в жаркий летний день была похожа на путь в ад. Тухлятиной, разного сорта, несло и оттуда, и оттуда, облако этих "ароматов" стояло в воздухе, пока ты не отходил на почтительное расстояние. Точнее, не сбегал. А мы по этой самой адовой дороге ходили играть на полянку за овощебазой, рядом с железной дорогой. И вот ежели ты на этой полянке пизданулся и содрал коленки, и не можешь адский путь пробежать поскорее, то ковыляешь среди запаха тухлятины, а от коленок пахнет кровищей свежей, а еще пылью дорожной горячей, потому что там грунтовка, и немного раскаленным бетоном и металлом от заборов молокозавода и овощебазы. Вот такой запах. Хер в двух словах опишешь, на самом деле.
Так что "поэтичность" в описании что ароматов как таковых, что ольфакторной синестезии - это все, удивительным образом, "от бедности". Мало подходящих слов. Совсем считай нету. И только синестетические описания частично спасают нас, несчастных
Отредактировано (2019-05-29 17:45:14)
Так, а давайте все-таки попробуем провести ревизию нашей скудной ольфакторной терминологии? Я начну - а вы поддержите.
Задача: составить словарь именно что "ольфакторных" слов. Не годятся:
1. описывающие запах через другой канал восприятия (сладкий, влажный, прохладный)
2. описывающие запах через объекты, которые его источают (цитрусовый, землистый, цветочный)
3. описывающие запах слишком абстрактно и общо (ароматный, вонючий, резкий) - скорее группу очень разных запахов, чем конкретную ноту
Мне удалось навспоминать не так много. Совершенно точно подходят:
- свежий
- тухлый
- затхлый
С небольшой натяжкой, но подходят тоже:
- мускусный
- пряный
Мускус никто почти не нюхал, а запах представляют многие. Потому что он оторвался от изначального объекта и стал абстрактно означать вполне конкретный запах. Пряный - не означает никакого конкретного объекта, а достаточно понятно описывает характерную "специевую" ноту, которая вовсе не только у специй встречается, а еще, к примеру, у сандаловой деревяшки.
Кому еще чего на ум придет?
А вот тут: http://naturalperfumery.ru/2018/07/25/% … %BD%D0%B8/, например, можно почитать про племена, которые живут в глухих джунглях, где обоняние пригождается куда больше и чаще, и у них абстрактные слова для обозначения запахов очень даже есть.
Какая статья прикольная! Я про этих джахаев раньше читал где-то, но там не так подробно было.
Кому еще чего на ум придет?
чорд, и правда очень трудно)) Мне вот приходит в голову "альдегидный", но, кажется, это не то
Какая статья прикольная! Я про этих джахаев раньше читал где-то, но там не так подробно было.
Зная автора, она прочитала по теме все, что могла - включая доступные научные статьи ) И потом поделилась ) Надо, кстати, тоже будет посмотреть, что есть в англоязычный источниках...
чорд, и правда очень трудно)) Мне вот приходит в голову "альдегидный", но, кажется, это не то
Я вот сомневаюсь, что его опознают за пределами узкого круга ограниченных любителей парфюмерии. А так-то хорошее слово для обозначения пресловутого "химозного" запаха.
Подумал, что еще пошло бы слово "терпкий", оно хоть и причапало из области вкусовых ощущений, но там означает совершенно другое, чем когда речь идет о запахе. Терпкий вкус - кислый и вяжущий, терпкий запах - скорее горький, резкий, от которого дыхание слегка перехватывает. Короче, пойдет тоже.
Кому еще чего на ум придет?
бензольный, озоновый
несмотря на то, что образовано от названий хим веществ (но не объектов!), мне кажется, что это слова, которыми описывают как раз исключительно запах, а не вкус или форму, так что подходит.
Отредактировано (2019-05-29 21:00:15)