Холиварофорум

Не все, что говорят на Холиварке — правда!

Вы не вошли.

Объявление

Холиварка празднует День Чтеца!
Ознакомиться с праздничными чтениями можно в соответствующем разделе

#26 2020-07-24 05:44:06

Анон

Re: Кинема дзюмпо: демо-версия [дыбр] [попкультурные обзоры] [yes comment]

Анон пишет:

с возвращением анончик :heart2:

спасибо))

#27 2020-07-24 06:56:04

Анон

Re: Кинема дзюмпо: демо-версия [дыбр] [попкультурные обзоры] [yes comment]

А еще я смотрел "Оливию" незадолго до того как ходил в кино на "Портрет девушки в огне", и они у меня как-то немного наложились друг на друга.

600x900

"Оливия" 1951 года, снятая по написанной на пару лет раньше книге Дороти Басси (второе название, под которым фильм так же известен - "Колодец одиночества" - попытка выехать на популярности другого одноименного более раннего лесбийского романа 1928 года, сюжет которого совсем не относится к происходящему), продолжает почетную традицию историй про экзальтированные отношения в закрытых школах. Главная героиня - Оливия - переходит в новую школу-пансион и вскоре обнаруживает, что ученики в ней разделены на два лагеря: на жюлистов, поддерживающих мадемуазель Жюли, одну из управляющих пансионом, и на поддерживающих вторую управляющую - мадемуазель Кара. Мадемуазель Жюли харизматичная и любит проводить с учениками время, а мадемуазель Кара в основном сидит у себя в комнате, страдает от десятка надуманных диагнозов и ревнует мадемуазель Жюли к каждому столбу. Оливия поначалу не хочет выбирать сторону, но услышав, как мадемуазель Жюли читает "Андромаху" Расина, она влюбляется в учительницу и становится еще одним объектом гнева мадемуазель Кара.
Про этот фильм почему-то не особо говорят, хотя в первой половине двадцатого века не каждый год выходил новый фильм про лесбиянок, и в французском кинематографе этот был одним из первых и достаточно долго оставался чуть ли не единственным. Причем основан он был на довольно неплохо продававшемся романе.
При этом снят он довольно конвенционально, если в плане содержания сравнение с теми же "Девушками в униформе" прямо-таки напрашивается, то по использованным выразительным средствам, несмотря на не меньший накал чувств в диалогах, он выглядит куда спокойнее: зрителю скорее предлагают обратить внимание на нюансы поведения персонажей в кадре, чем понаблюдать за разворачивающейся драмой сильно включаясь в переживания именно Оливии.
С "Портретом девушки в огне" для меня фильм роднит то, как там использован вставной текст. Параллели в "Оливии" проводятся куда менее детальные - трагедия Расина просто тоже про несчастный любовный додекадрон, - но сам процесс того, как персонажи себя с этим текстом в разное время по-разному соотносят там похож, хотя для "Оливии" это менее важная часть сюжета. Кроме того, похожи они и в том, что в них нет никакой гендерной запутанности у персонажей, частой для таких сюжетов, это кино именно про женский коллектив, где у мальчиков, если они и появляются, экранного времени абсолютный минимум.
Отдельного упоминания заслуживает второстепенный персонаж - учительница-немка, она хороша и как просто комик-релиф персонаж, который всегда, несмотря ни на что, сохраняет здоровый аппетит, и как довольно человечная и приземленная героиня среди всех возвышенных страстей в пансионе - похожую роль в тех же "Девушках в униформе", например, выполняла лучшая подруга Мануэлы.
В общем, если вас не утомляет жанр "однополые отношения в закрытых школах", то "Оливия" как минимум заслуживает больше внимания. В своем времени она выглядит практически как неуместный артефакт: фильм о лесбиянках, да еще и снятый женщиной, в начале пятидесятых, однако он существует, и это уже здорово, но он при этом еще и довольно интересный сам по себе.

Отредактировано (2020-07-24 16:02:45)

#28 2020-07-24 12:27:54

Анон

Re: Кинема дзюмпо: демо-версия [дыбр] [попкультурные обзоры] [yes comment]

звучит шикарно

#29 2020-07-27 22:57:53

Анон

Re: Кинема дзюмпо: демо-версия [дыбр] [попкультурные обзоры] [yes comment]

Безмерно бешу сам себя тем, что хотел бы с умным видом рассуждать про условно традиции жанра фильмов про кунг-фу, но чтобы это делать, нужно сначала посмотреть хотя бы по несколько фильмов про кунг-фу из разных десятилетий, но вместо этого обычно на третьем фильме меня перекидывает на условно голливудские хорроры 80-х, и в итоге никакие большие тренды я сам проследить не могу, а на чужую исследовательскую литературу опираться скучно (и это хорошо, если это академическая литература, кинокритикам, не отягощенным необходимостью ссылаться на исследования и документальные подтверждения, верить на слово вообще себе дороже). В итоге я видел много чего понемногу, и ни в чем, кроме истории съемок Heathers, все равно не разбираюсь. Сейчас открытой висит вкладка с ремейком "Девушек в униформе" из 50-х, но ветер уже унес меня в детское фентези двухтысячных. Возможно такими темпами годам к 40 я все же насобираю достаточно случайно посмотренных фильмов из какого-то жанра, чтобы видеть более-менее полную картину, а не выцеплять из каждого забавные куски.
Потому что я-то в общем-то тоже ссылаться ни на что не обязан в личном блоге, но мне каждый раз неловко, когда я у себя потом обнаруживаю фактические неточности (особенно в старых постах еще на других площадках). Из меня наверное вышел бы хороший модер википедии, если бы мне вообще хотелось связываться с википедией - я вечно цепляюсь за что-то в чужих книжках, лезу гуглить, и потом по несколько дней не понимаю, какого черта это было издано и почему ни один редактор не спросил с автора за заявления без пруфов. А у меня и редактора нет, поэтому мне вообще не на кого валить ответственность.

#30 2020-07-31 19:42:18

Анон

Re: Кинема дзюмпо: демо-версия [дыбр] [попкультурные обзоры] [yes comment]

кстати ласточкам дали второй сезон но это обещали сделать антологией так что он будет про другое и хорошо бы не такой всратый сценарно
***
и еще кстати про андромаху (как удачно совпало я уж не надеялся подвязать этот пост к предыдущему)
и для разнообразия в этот раз не про кино 20-летней давности

the_old_guard_i01.jpg?fit=770%2C546&quality=100&strip=all&ssl=1

В общем, "The Old Guard" клевая.
Я вообще фанат жанра "Шарлиз Терон красиво бьет морды", но все же предпочитаю когда к нему прилагается еще и пусть хотя бы простенький, но внятный сюжет (честно, при всей визуальной красоте я так и не понял примерно половину того, что происходило во "Взрывной блондинке"). И с этим у "Бессмертной гвардии" все хорошо: через историю новичка в сложившейся команде бессмертных наемников вполне органично подается необходимая экспозиция, и к этому прилагается классический для боевика сюжет "нам нужно спасти от опасности кого-то из близких". Никаких откровений о тяжести и значении бессмертия или особо изящных твистов ждать не стоит, хотя, когда один из персонажей собирает информацию о том, что эти наемники делали за последние пару веков, выясняется, что благодаря их вмешательству произошло много хорошего, и этот намек, что все это возможно не просто так, а что за этим стоят какие-то высшие силы или судьба, придает всей этой нехитрой истории эпичности (хотя я был бы признателен за чуть больше флешбеков, они бы тоже хорошо придавали и объема персонажам, и в целом ощущения большего размаха).
Однако все же в целом для меня фильм сделал актерский состав - с самой первой сцены, когда персонажи встречаются после долгой разлуки, есть ощущение, что они действительно уже сотни (буквально) лет вместе, единственное - уж не знаю, не с чем ли работать Кики Лэйн, потому что в основном ее персонаж по сюжету просто пытается привыкнуть к новым обстоятельствам, и у нее нет каких-то интересных мелких отличительных черт, а экранного времени при этом много, или она реально недоигрывает на фоне других, но как-то для меня ее работа оказалась не настолько впечатляющей. Зато Джо и Никки просто ужасно милые, на их взаимодействие в кадре залипаешь каждый раз. Да и при всем при том что на дворе уже 2020 год, в экшн-кино именно гомо/бисексуальных парней на главных ролях все равно практически не встретишь, потому что все еще часто считают, что это не понравится ЦА, и очень приятно увидеть исключение.
Еще отдельно хотелось придраться к саундтреку - там какая-то, как по мне, совершенно не подходящая по настроению медленно-меланхоличная попса, точнее, к некоторым сценам она шла хорошо, но все-таки не ко всему экшну в фильме, он там разный по сюжетному значению, а фон везде такой, как будто ты оказался в торговом центре, и там радио с какими-нибудь максимально никакими хитами этого года.
При этом там, где этот саундтрек работает, он хорошо накладывается на беловатую картинку - в сценах штурма лаборатории и засады под землей хорошо передается вот это ощущение бетонного бесцветного пространства. Опять же, это простейший прием, как и контрастирующие с ними желтовато-теплые флешбеки и мирные сцены, где команда просто общается, но тут они уместны, потому что очень много где это самое ощущение, что все снималось в бетонном гараже ранним утром вот совсем не помогает.
Насколько я прогуглил, экранизирована только первая арка комикса, так что очень жду вторую (и очень надеюсь тема злой бывшей Энди будет раскрыта).

#31 2020-08-12 15:42:15

Анон

Re: Кинема дзюмпо: демо-версия [дыбр] [попкультурные обзоры] [yes comment]

Кстати про квир-подтекст, чот в очередной раз вспомнил о существовании этого советского мультфильма, про disaster bi ворону.
В контексте этого всего любят еще вспоминать "Василису Микулишну", и там конечно Василиса прекрасна и в мужских шмотках, и в женских, но все же подкатывает к Забаве чисто ради того, чтоб в итоге освободить мужа, да и Забава в ней не заинтересована, а во "Влюбчивой вороне" прям каноничный недолгий роман с лисой.

https://www.youtube.com/watch?v=ZgIwaONz9X4

(наверное надо будет потом и пост про Дубравку сюда принести он конечно не в тестовой версии а давно выложен но чтоб было)

Отредактировано (2020-08-12 15:43:00)

#32 2020-08-23 22:28:03

Анон

Re: Кинема дзюмпо: демо-версия [дыбр] [попкультурные обзоры] [yes comment]

Попытка догнать все то кино которое давно надо было посмотреть как-то одновременно случайно оказалась попыткой осилить фильмографию Харрисона Форда и заодно восполнить пробелы по связанным со Звездными Войнами вещами (опять же вообще ненамеренно). Реально случайно, Working Girl я сто лет собирался посмотреть из-за Сигурни Уивер (и чуть не умер от того насколько она там красивая и в деловом костюме, и в белье, и даже в пижаме и в гипсе), но там оказался Харрисон Форд, Американские Граффити у меня были когда-то посмотрены наполовину, да и у Форда там эпизодическая роль, я про нее тоже не особо помнил, а Индиану Джонса я с тех пор как тут писал так нормально и не досмотрел.
Но короче обо всем по порядку.

#33 2020-08-23 23:12:59

Анон

Re: Кинема дзюмпо: демо-версия [дыбр] [попкультурные обзоры] [yes comment]

Вообще я решил начать с выполнимой цели - посмотреть значимое голивудское кинофентези последних лет (ну то есть никаких сиквелов Сердца Дракона там), и таки закончил смотреть все за восьмидесятые.
Последним добрался до Темного Кристалла, но про него мне сказать особо нечего: куклы абсолютно невероятные, а простота эпического сюжета про путешествие, прости Эру, героя (тм) в общем-то не отвлекает от этих самых кукол. Оно и длится-то полтора часа, и в некоторых местах явно растянуто чтоб ровно впихнуться в хронометраж для полнометра (но это не страшно, опять же, этот фильм создан чтобы разглядывать кукол). Про ньюэдж который там немного лег в основу сюжета говорить неинтересно, какой бы там значимый для американской новой религиозности текст на фильм не повлиял, по итогу абсолютно к тому же можно было прийти без всякого там Сета, просто перебором стоковых фентезийных сюжетов и идей, а до сериала я еще не добрался.

Куда интереснее оказался "Уиллоу". Я до этого последнее, что видел у Рона Ховарда, был фильм про Хана Соло, на который я ходил в кино (реально весь почти киношный запой последних дней вышел вокруг Хана Соло), и чот когда все издания писали про замену Лорда и Миллера на Ховарда посреди съемок, почему-то никто не предупредил, что Ховард уже снимал Звездные Войны, так что можно не волноваться ("Соло" вышел зело унылым впрочем все равно, но там сценарий надо было переписывать, никакой режиссурой его не спасти). Только буквально с хоббитами (вернее реальными карликами) и волшебными палочками. Нет, серьезно, по Уиллоу прямо очень заметно, что это писал Джордж Лукас - это реально вся трилогия Звездных Войн за один фильм и совсем без инцеста. И одновременно это прототип кинематографического Властелина Колец (потому что как и большая часть голливудского эпического кинофентези Уиллоу использует уже давно растворившиеся к тому времени в попкультуре толкиновские идеи и типажи). (Когда-то Ховард кстати снимался у Лукаса в тех самых Американских Граффити, в одной из главных ролей).
Собственно Уиллоу живет у себя в деревне с остальными низкорослыми нелвинами и хочет стать волшебником, хотя пока что умеет только показывать фокусы (с фокусов же и праздника в деревне хоббитов начинается Властелин Колец, я не к тому, что это намеренно сделано, но ощущение сходства усиливается). Но однажды к нему попадает макгаффин ребенок, который, согласно пророчеству, положит конец правлению злой волшебницы Бавморды. Уиллоу приходится отправиться в путешествие, чтобы доставить ребенка туда, где он сможет в безопасности вырасти. Ребенок кстати практически никакой роли в сюжете не играет (и спасибо не люблю реалистичных маленьких детей в кино) и поэтому выходит интересная вариация тропа с избранностью - протагонист, хотя и проходит все стандартное путешествие героя(тм), по сути должен доставить избранного по месту назначения, а не исполнить пророчество сам.
Но в общем Уиллоу в путешествии помогает очаровательный плут Мадмартиган, у которого billigerent sexual tension с нереально красивой боевой дочкой злой правительницы (практически принцессой) Соршей. Йода в этом фильме кстати некоторое время ходит превращенным в поссума.
Несмотря на то, что это Звездные Войны, пусть и с некоторыми погрешностями в формуле, это совершенно не лишает фильм увлекательности - детали путешествия достаточно оригинальные, чтобы не оставалось чувства, что ты все это уже вот прям такое же видел, да и снято оно очень приятно - в Новой Зеландии (как и Властелин Колец позже и с такой же любовью к природе в кадре). В общем у меня точно пойдет в список любимого, пусть может и после Леди Сокол и Принцессы-Невесты (но лучше Леди Сокол наверное уже не будет).

#34 2020-08-23 23:18:05

Анон

Re: Кинема дзюмпо: демо-версия [дыбр] [попкультурные обзоры] [yes comment]

Пока читал вики про Джима Хенсона, который "Темный Кристалл" снимал, наткнулся еще на его раннюю короткометражку, и она меня если честно больше, чем "Кристалл" порадовала. Ссылка на фейсбук, потому что на ютубе ее нет. Time Piece 1965 года просто прелесть.

Отредактировано (2020-08-23 23:18:32)

#35 2020-08-24 00:05:09

Анон

Re: Кинема дзюмпо: демо-версия [дыбр] [попкультурные обзоры] [yes comment]

Еще я посмотрел первую полнометражку Лукаса заодно - "THX 1138", и врать не буду, это было мучительно.
В общем-то это довольно плохая антиутопия. Причем не из более поздних мутаций жанра, когда он комбинировался с янг эдалтом (что началось еще с Лоури если не раньше) или там остросюжетным романом (как в "Бегущем человеке" например), а прям чистая трагедия чувака который злится против машины с очевидным исходом. В нормальных антиутопиях эта трагедия выпавшего из системы (или просто потихоньку перемалываемого ей) винтика обычно хорошо работает как конструкция, на которой удобно показывать собственно саму систему - как она работает, почему возникла, почему это плохо, и главное - какие проблемы реальной жизни если их плохо решать могут к такому привести. Ну например Этвуд боялась дегуманизации женщин и сведения их к роли инкубатора, Оруэлл боялся тоталитаризма, Хаксли - потреблядства и пиздуховности, Берджесс - нестандартных решений проблем перенаселения и геев (Бешеное семя плохо постарело), ну короче думаю идея понятна. Лукас кажется боится успокоительных и производственных травм?? Реально непонятно, какие именно социальные проблемы "THX 1138" должен критиковать - там скопированы какие-то аспекты общественного устройства из других антиутопий типа запрета на секс (непонятно правда зачем, у Оруэлла вон понятно - любить надо партию, а не товарищей, а тут неясно, какая социальная тенденция к этому привела), чуть более понятная низкая ценность жизни как таковой, обязательный прием таблеток для полного уничтожения эмоций (у этого есть обоснование внутри сеттинга, все работают на требующей много концентрации работе, эмоции на ней мешают, но ирл обычно успокоительными закидываются не ради этого), и там такое вот примерно все. Короче в нормальных антиутопиях обычно сюжет устроен так, чтобы максимально раскрывался сеттинг, и через как раз сеттинг обычно и подается социальная критика. THX явно пытается играть именно на этом поле, но, как я уже говорил, там нет содержательной социальной критики, а сама по себе трагедия винтика - это в общем-то довольно унылый и всем известный сюжет без поворотов, и просто следить за ним зубодробительно скучно.
Не помогает фильму и то, что чуть ли не половина сцен происходит в ебаном белом ничто, причем это не преувеличение, это ничто там настолько вништо, что иногда даже нет линии горизонта/углов комнаты, помещения настолько стерильно белые, что персонажи как будто висят посреди белого листа. Это наверное должно передавать то, какая стерильная там среда и насколько никакие помещения, но честно говоря больше сбивает с толку.
Так что разве что машинки в конце красивые, а так абсолютно унылые полтора часа, нирикаминдую.
А, нет, еще - осторожно, спойлер - в конце забавно, что героя правительство в итоге перестает ловить, просто потому что это слишком дорого обходится короне. Внезапный проблеск бюрократического реализма тоже немного сглаживает экспириенс, хотя тоново совершенно не согласуется с остальным фильмом.

Отредактировано (2020-08-24 23:51:42)

#36 2020-10-09 21:15:08

Анон

Re: Кинема дзюмпо: демо-версия [дыбр] [попкультурные обзоры] [yes comment]

Вы забыли о моем существовании? Я вот сам чуть не забыл вот настолько работа меня убивает.
А я успел посмотреть "Стиляг", и когда кусками я их видел по ТВ чуть позже года выхода, эта аналогия конечно была мне недоступна из-за нулевой насмотренности, а вот теперь я точно понял, это в чистом виде отечественная версия "Мулен Руж".
Не в смысле, что сплагиатили, конечно, да и "Мулен Руж" само по себе настолько простое как рельса, что даже если прицельно плагиатить его, можно будет подумать еще на тридцать фильмов с похожими мотивами, а в смысле что по духу один в один. Jukebox-мюзикл из хитов за прошлые лет тридцать-сорок с мультяшно-простыми персонажами и настолько же преувеличенным визуалом, нужным, чтобы еще эффективнее передавать эти простые типажи. И монтаж настолько же мудацкий, и операторская работа настолько же экстра и с регулярными абсолютно лишними и некомфортными крупными планами. Единственная разница - "Мулен Руж" все же гораздо меньше укоренено в истории, я сейчас не про историческую точность, а в принципе про то, что оно не особо подчеркивает время действия, тогда как "Стиляги" таки еще и пытаются быть высказыванием про исторический период. Глубина высказывания выходит немного предсказуемой, впрочем.
Единственное, чего не понимаю - зачем было уродовать "Восьмиклассницу"? Не ей одной в фильме переписали слова, но остальные использованные песни хоть какое-то и тематическое отношение к сценам, в которых были использованы, имели, и переписаны были не подчистую, а тут просто ничего не оставили, могли бы взять какую-то более, ммм, стандартную песню про любовь, в самом деле.
Вообще знаете, не знаю как у нас, но в Америке по крайней мере точно бывают такие специальные наборы с коллекцией вина подобранного специально под определенное кино (Типа такого, Патрик Виллемс как раз недавно снимал про эту штуку видео). К "Стилягам" в такой коллекции следовало бы подавать молоко - за вредность пережитый за время просмотра кринж.

Отредактировано (2020-10-09 21:25:39)

#37 2020-10-29 01:01:10

Анон

Re: Кинема дзюмпо: демо-версия [дыбр] [попкультурные обзоры] [yes comment]

Я после этого поста стремительно пересмотрел "Мулен Руж" и ДОРОГОЙ МИСТЕР ЛУРМАН ПРОСТИТЕ МНЕ ЖАЛЬ ИЗВИНИТЕ ВЫ НЕ ЗАСЛУЖИВАЛИ ТАКОГО СРАВНЕНИЯ
Нет реально "Мулен Руж" оказался лучше, чем я его помнил. Собственно от Стиляг оно в первую очередь отличается тем, что по Мулен Руж видно, что все, кто его снимал, понимали, что и зачем они делают: немного пародируют Болливуд, но в основном намеренно копируют его простейшие формулы, обвешивая их музыкальным поппури и шутками с отсылками к современности. Это если что Лурман в интервью говорил, но и по пьесе внутри фильма как бы очевидно.
И отдельно ДОРОГОЙ МИСТЕР ЛУРМАН ВАША СИНЕМАТОГРАФИЯ АБСОЛЮТНО СООТВЕТСТВУЕТ ЦЕЛЯМ ФИЛЬМА ПРОСТИТЕ МЕНЯ ЕЩЕ РАЗ. Нет, реально, там, где "Стиляги" - в основном некомфортный экспириенс, в котором как будто половина телодвижений оператора происходит просто потому что видимо решили, что статичные кадры - это как-то некруто, в Мулен Руж этот ебанутый дерганый монтаж неожиданно работает: фильму действительно этим удается создать динамику, он ощущается именно как длинный клип, и явно этого и пытается добиться, все эти менее чем секундные иногда кадры явно тщательно подбирали, потому что их последовательность ощущается энергичной и завораживающей. Хотя надо сказать непрятные крупные планы в Мулен Руж есть, но в целом кинематография более чем подходящая для задач фильма, и это классно.

Заодно я припал и к мюзиклу, и в плане песен имею сказать, что они классно добавили туда новые хиты, тем более сейчас, когда у всех желающих ставить/снимать что-то подобное есть опыт Гли, Pitch Perfect и бесконечные выступления-мэшапы акапелла-групп с ютуба, удивить таким сложно, но мюзиклу удается порадовать сочетаниями и практически центонами из попсы последних лет.
Что до сюжета, то не сказать, что изменения к лучшему или к худшему: общий аутлайн где все персонажи не очень умные и не особо морально честные оставили (ну в смысле Герцог конечно был мультяшно-злодейский, и на его фоне гг были сильно более приятными людьми, но это не делает их очевидную аферу не аферой в целом), но Герцога сделали менее кэмповым и более период типикал мудаком. Из мелких деталей - директор театра в одной из сцен целуется с мальчиком, который скорее всего при этом проститутка или он его содержит (напрямую не проговаривается, но по их взаимодействию считывается) - и как бы итс окей, но немного жаль, что квир-линию вставили сюда, а не развили тему с аргентинцем с нарколепсией, который в начале фильма довольно открыто подкатывал к Кристиану (реально могли бы Бэд Ромэнс сделать про него).
Но в целом мюзикл остался настолько же очаровательно тупым, и при этом невероятно радостным, несмотря на то, что он буквально про мертвую проститутку (это не спойлер, это очень жирно форшедоуится), и это прекрасно.

Отредактировано (2020-10-30 21:32:32)

#38 2021-03-02 23:22:03

Анон

Re: Кинема дзюмпо: демо-версия [дыбр] [попкультурные обзоры] [yes comment]

Вот вы думали я мертв, я тоже думал что я мертв и сказать мне больше нечего, но тут вдруг оказалось, что есть чего. А вообще меня чуть не сожрала работа, но выжил таки.

Подвох, правда, в том, что реально интересного мне есть что сказать про комикс который вы наверняка не читали по причине того что российские комиксы - это умеренно нишевый интерес. Я, собственно, и сам за тем, что в них происходит, слежу вполглаза, но вот сиквел "Собакистана" "Собакистан: Щенки" я купил, не раздумывая, как только случайно увидел физически в магазине, и не то чтобы жалею именно о покупке, но я взял его, потому что мне ужасно понравилась первая часть, а вот продолжение - не настолько.

DiVXaIKdrwc.jpg

Но наверное, чтобы объяснить, почему для меня не работает вторая часть, надо написать про первую, ведь ее вы тоже вряд ли читали, и вот это точно зря. Если коротко, это комикс про независимого журналиста, который приезжает в Собакистан - государство, которое долго не открывало границы, но сейчас все же допустило чуть меньше десятка журналистов, чтобы те могли транслировать на весь мир образцово-показательную репетицию похорон товарища Дружка, главы Собакистана. Ее основная привлекательность, как по мне, в том, как она сочетает одновременно немного дурашливую политическую сатиру, выполненную через классический прием с иносказанием через замену людей на животных, с по-настоящему напряженным политическим триллером. И выходит не так, что фрейм про золотой унитаз чередуется, но не смешивается, с трагедией жизни при тоталитаризме, а напротив, оба элемента усиливают друг друга тем, что иногда играют на контраст, но чаще сами шутки скорее подчеркивают горечь ситуации, а яркий мультяшный рисунок с антропоморфными собаками наоборот заставляет происходящее восприниматься менее серьезным.
И в итоге политическая аллегория, несмотря на довольно прозрачные отсылки к реальным историческим событиям, получается в целом довольно универсальной, во многом благодаря намеренно условно-плосковатым, под стать рисунку, персонажам, не столько психологичным, сколько типажным, представляющим скорее персонификации разных неизбежных следствий, причин и характерных черт связанных с тоталитаризмом общественных процессов и явлений. Но одновременно персонажи не теряют индивидуальности окончательно, они все еще вызывают у читателя эмпатию, и желание узнать, где же каждый окажется в конце своей истории, и эта тревога за их судьбу как раз только добавляет к общему сложносочиненному впечатлению от комикса, который к концу умудряется, прямо как неслучайно появляющийся в тексте детский хор, взять довольно пронзительную трагическую ноту.
И вот этой то ноты в сиквеле и не хватает. Во-первых, стоит начать с того, что сиквел меняет жанр, и на место политического триллера приходит роман взросления. Само по себе это, в общем-то, не плохо, ставки уровня жизни и смерти и судьбы целого режима, которые были в первой части, на самом деле вовсе не обязательны, и есть много произведений про подростков, которые достигают не меньшего эмоционального накала, хотя там происходят куда более обыденные вещи.  Главные его герои, как следует из названия - потомки некоторых персонажей предыдущей части, а действие происходит в аллегорических "девяностых", после падения предыдущего режима, где все почему-то вообще не знают о том, кто такой товарищ Дружок. В теории читателю предлагается понаблюдать, как эти персонажи пытаются докопаться до истины и в процессе задуматься над тем, какая сложная штука историческая память, и стоит ли вообще помнить некоторые вещи, но на практике новая часть только путается в своей же метафоре и непонятно вообще, что пытается донести. И я не имею в виду, что она должна предоставлять конкретные ответы, как раз наоборот, самый сильный ее момент - флешбек ко временам "гражданской войны" против монархии, и этот флешбек как раз усложняет нарисованную в первой части картину и делает ее местами немного более амбивалентной, и это пожалуй единственное место, где комиксу удается достичь вот этого пронзительного трагизма, который так завораживал в первой части. Но в целом если первый "Собакистан" в основном строился на этом подчеркивании зазора между парадным фасадом и жутким, а и иногда смехотворным интерьером тоталитаризма (и флешбек тоже в принципе в это встраивается), то вторая часть как-то теряет направление и даже вопрос нормально задать не может.
Мешает ее воспринимать так же и то, что держится оно на довольно сильном plot contrivance, я последний человек, который будет ругаться на сюжетные дыры, но тут реально очень тяжело поверить в то, что такая массовая информационная чистка могла произойти в уже вроде как более свободном государстве (это еще одна проблема, там на самом деле очень мало информации о новом режиме, непонятно до конца, зачем им это вообще). Нет, власти конечно умудряются скрывать везде и всегда, но там происходит переписывание прошлого прямо в огромных масштабах.
Но вообще наверное печальнее всего о второй части говорит то, что кроме эпизода-флешбека, который по сути как раз еще немного того, что было хорошо в первой части, больше всего из нее запоминается еще пара страниц, где действительно очень креативно и выразительно изображены глюки, которые видит щенок, нанюхавшийся клея. Я если что не иронизирую, когда хвалю эти страницы, они нарисованы выше всяких похвал, жалко, что как и большинство сцен снов/галлюцинаций в неудачных текстах, они почти никакого отношения к сюжету не имеют. Второй хайлайт можно найти в самом финале комикса - небольшой рассказ про товарища Дружка для самых маленьких, чертовски остроумно пародирующий поучительные рассказы про дедушку Ленина, который взял бревно и поволок, и это же рассказ опять же подсвечивает новыми красками уже тот самый флешбек про гражданскую войну. А так это довольно несфокусированная история, которой не удается так эффективно, как первой части, расставить эмоциональные крючки, и в целом совсем как-то не то, что надеешься увидеть, когда берешь в руки сиквел "Собакистана". А жаль.

#39 2022-05-10 11:39:28

Анон

Re: Кинема дзюмпо: демо-версия [дыбр] [попкультурные обзоры] [yes comment]

Праздновать в этом году на 9 мая лично мне нечего, но пусть тут постфактум будет одно из моих любимых видео про "Касабланку".
Все-таки, мне кажется, она занимает свое место в культуре, как крайне цитабельная классика, не вопреки, а именно благодаря этой слегка наивной сентиментальности - нам всем хочется, чтоб когда кто-то портит вечеринку выкрикиванием какой-нибудь мерзкой риторики, мы начали петь "Марсельезу", и большая часть комнаты подпела бы нам, заглушая фашистов и не давая им портить остальным жизнь. По крайней мере это моя любимая сцена в фильме. Жалко, что в жизни скорее тебя перекричат гагаринским кавером на "Кукушку".
И вообще конечно надо признать, что мне следовало меньше иронизировать над страстью американских левых искать фашистов под кроватью, я вот и в зеркале-то чуть не проморгал.

Скрытый текст

Отредактировано (2022-05-10 11:39:50)

#40 2022-05-10 20:08:10

Анон

Re: Кинема дзюмпо: демо-версия [дыбр] [попкультурные обзоры] [yes comment]

Спасибо, анон, за "Касабланку". Сильно её люблю, причем вот за это самое, что ты написал. И вообще безблог у тебя классный)

Подвал форума

Основано на FluxBB, с модификациями Visman
Доработано специально для Холиварофорума