Я до этого тоже не сам додумался, мне подсказали, но два с половиной года спустя таки подтверждаю: оно и правда неплохой такой костыль. Работает таро тут как сборник ассоциативных картинок, в которых уже заложены и сюжет, и персоналии, и более абстрактные понятия, то бишь, как эдакая универсальная мозаика. Расклад — всего лишь зеркало или каркас, на который натягиваются уже известные события, разумеется, придуманные. Смотришь на карты и рассказываешь сам себе, что там в сцене или эпизоде имеется. Поскольку таро это все-таки система, и предугадать, какие карты на какую позицию выпадут, невозможно, то будешь вынужден описывать задумку на том, что есть в раскладе. Иногда это позволяет задуматься над тем, что из поля зрения выпало. Скажем, если в сцене персонажи признаются друг другу в светлых чувствах, а расклад пестрит отсылками к баблу, жратве и жопному уюту, то невольно напрашивается вывод: светлые чувства светлыми чувствами, но явно не поперек простых радостей бытия и полного холодильника!
Правда, нужно держать в уме, что тарошки для творчества это таки не истина в последней инстанции, а повод посмотреть на задумку с разных сторон. Принимать ли результат к сведению или отметать — решение лично автора.
Плюсов тут в количестве.
Во-первых, как ни крути, а тарошки это ложноножка большого и заковыристого оккультного фандома. В силу культурного бэка я неплохо разбираюсь в том, какие были магуйские воззрения в пиздецкой древности, как они развивались и по каким принципам складывались, поэтому на современных оккультщиков смотрю грустно и немного с недоумением. Уж очень они похожи на сорок, которые натащили блестяшек отовсюду, варварски повыдирав их из контекста. Игра в “Собери себе магуйское верование сам” штука веселая, но категорически бессистемная. Начинаешь докапываться до магуев, так какой же именно принцип они в свою веру закладывают (кто на ком стоит, как это работает, а почему то, почему это) — они тут же вскидывают лапки и верещат, что они так видят. Так что современный оккультизм ан масс — это фандом, пестрящий фанфиками, аушками, ООСами и прочим добром. И в этот фандом все равно одной ногой влезаешь, когда начинаешь развлекаться с тарохами.
Фандом додает оживляжа, экзальтации, адреналинчика и ощущения сказки. Иногда бывает весело прикинуться своим, просквозить в тусовку искренне уверовавших в таро, и пообсуждать, какая колода — сучка, какая — няша, и что именно вы друг с другом делали темной ночью при огоньках свечей. Вдвойне лулзов можно собрать, если душа лежит к так называемым “темным” колодам: среди адептов культа оживляжа встречается убеждение, что с темными тарохами могут работать только трули некромансеры и чОрные магуи. Не скажу, что этих товарищей на каждом шагу по дофига, но когда сталкиваешься с ними, вечер разом перестает быть томным.
Во-вторых, если подобрать колоду по вкусу, это будет еще и чисто эстетическое наслаждение.
В-третьих, рано или поздно к картинкам и символам на колоде выработается пачка сугубо личных ассоциаций. Фактически произойдет настройка колоды под себя, свои воззрения и личный опыт. И это удобно перекладывать и на творческую задумку, и самоанализом заниматься.
В-четвертых, таро не просто ассоциативно, но еще и символично. Если начесать свое желание покопаться в детальках, то можно некисло так расширить культурные горизонты: влезть в герметизм или каббалу, набраться чисто визуальных образов, покопаться в истории и так далее. Для эрудиции хорошо, для творчества — еще лучше, волей-неволей выбираешься из привычного болотца.
В-пятых, некоторые колоды просто приятно иметь в коллекции. Любители пособирать что-нибудь оценят.
В-шестых, если колод несколько, то на каждую из них можно ассоциативно подцепить какую-нибудь атмосферу. То бишь, иррациональное ощущение, особенный настрой, который подходит для описания той или иной сцены. Поначалу это сложно, но потом работает чисто как рефлекс собачек Павлова: берешь в руки колоду, смотришь на картинки и погружаешься в тмсфр. Иногда очень даже помогает в работе.
Минусов тоже хватает, чего греха таить.
Во-первых, таро — недешевое удовольствие. Оригинальные колоды в среднем стоят около 2000 вечнодеревянных, а по закону подлости самые интересные из них и этот ценник переваливают. Реплики с алиэкспресса шо кот в мешке, может прийти охуенчик, а может и лютое говно. Да еще и не все колоды китайцы скопипиздили! Поэтому нередки случаи, когда ориг вообще единственный вариант с кусучей ценой.
Во-вторых, 78 карт — это 78 карт. Поначалу сложно запомнить значения и вообще разобраться, а как же отдельные многозначные карты сложить в единую картину, то есть, прочитать расклад. Терпелки может и не хватить. К тому же, у многих колод есть свои внутренние отличия от общепринятого канона, и если вовремя не залезть в гайдбук, то легко и руки опустить.
В-третьих, у классической системы Уэйта есть конструктивный недостаток. Товарищ Уэйт был членом оккультного ордена Золотой Зари и в свою версию таро вложил… да-да, свои же собственные философские воззрения. И достаточно специфические, в духе того исторического периода. Если вас удивляет, какого хрена масть мечей (духовно-разумное) один сплошной негатив, то это оно самое, родимое пятно начала ХХ века с его культурным неприятием индустриализации и прочих научных потрясений. Можно с Уэйтом согласиться, конечно, но лично я за науку, научное знание и технический прогресс, поэтому вынужден всю масть мечей перебивать уже под собственные воззрения. И не на всех колодах это получается.
В-четвертых, таро в принципе кот в мешке. Ни одно фото, ни одно видео не передадут реальную цветовую гамму колоды, а в некоторых случаях это критично. Бывает, что колода ну очень нравится, а когда получаешь ее на руки (напоминаю про ценник), то оказывается, что она вообще никуда и никак. Равно как бывает наоборот: берешь колоду в коллекцию/поржать, а она становится годным рабочим инструментом. Непредсказуемо.
В-пятых, карты таро окружены густым флером мистики, а их оккультные адепты весьма убедительны. Человек впечатлительный может огрести некислых проблем вплоть до того, что подчинит всю свою жизнь результатам своих раскладов. Бывали прецеденты. Можно испугаться от души, накрутить себя как мама не горюй и вообще.
Замечу, что я из любопытства пытался (и не единожды!) спровоцировать свои чОрные колоды на хоть какую-то мистику. Бросал им вызов словами через рот, всячески оттоптался по популярной среди тарошников технике безопасности, только что кровью не мазал и черного петуха не закалывал. Ничего у меня не получилось, се ля ви. То ли тарошники пиздят, то ли высшим силам ТМ на меня категорически похуй, и то, и то меня устраивает.
И, наконец, в-шестых. Таро требует охуительного доверия к самому себе и признания, что собственное вИдение единственно верное среди прочих. Оно может быть неполным, может идти вразрез с официальными тарошными значениями, но именно так — правильно лично для тебя. В противном случае можно всю жизнь идти с оглядкой на мнение других тарошников и искажать собственный ассоциативный ряд. Я так вообще считаю, что бегать спрашивать совета, а как же понять вот такой вот расклад, есть ересь и самонаебалово, проще уж сразу попросить о раскладе кого-то другого. А если взялся сам, изволь сам же и ломать голову.
Вот и получается, что тарошки — инструмент весьма неоднозначный и не всем для творчества подходит. Но творчество куда более индивидуально, чем все техники гадания, поэтому и отношение тут к тарошкам куда проще. И раз уж на то пошло, саму колоду для творчества тоже выбрать проще: смело кладешь болт на устоявшуюся традицию, выискиваешь те картинки, от которых больше всего ассоциаций в голове вспыхивает, покупаешь и наслаждаешься.
Отчасти это, впрочем, может сделать процесс продумывания ритуализированным. То есть, контролируемым. Вот тебе время, вот тебе место, инструмент, зажженные свечи и вперед, сиди, медитируй на свой богатый внутренний мир. Но это тот случай и та тонкая грань, за которую чужаку со своими бесценными советами не стоит ступать: творчество сугубо индивидуально. И если нравится сидеть, окружив себя атмосферой мистики, шепотков из-за шторы и НЕХов в бачке унитаза, то кто тут судья?
И да, колоду таро можно даже сделать своим соавтором: бывает полезно сочинять истории с нуля, опираясь на рандомный расклад. Хоть бы и на путь героя! Учитывая, что в таро отражены универсальные жизненные ситуевины, может получиться дюже гарная сюжетка с вотэтоповоротами. И пусть потом докажут, что ты не сам придумал, лол.
Но кроме тарошек есть еще такая штука, как оракул Ленорман о 36 картах. В отличие от многозначных таро, Ленорман более конкретна: вот тебе путешествие, проблемы, враг, мэ и жо, особо с трехэтажными трактовками не разбежишься. И этой конкретностью Ленорман хороша, особенно когда нужно просто, понятно и конкретно, без догадок по левой ноге правого персонажа в верхнем углу на какой-нибудь пятерке жезлов.
И есть просто оракулы: ассоциативные картинки с подписями. Вот тут раздолье для акынов шо вижу, то пою. Понятия не имею, что там с оракулами делают в оккультном фандоме, но лично я тяну красивую картинку из красивой колоды просто в качестве изюминки к основному раскладу. Бывает, что она задает атмосферу истории или уточняет какие-то непонятки, если они возникают. Оракулов у меня как и колод в количестве, и поскольку они просто красивые (иногда иррационально красивые, вижу, что рисунок говно, но нравится), то просто поперебирать их в руках не баг, а фича. Ту же мунологию держу просто как пачку пейзажных акварелек с милой сердцу северной природой и изображениями луны.
В целом же все это гадательное добро в переложении на творчество — повод потусить, словить атмосферу, освежить в памяти задуманное или посмотреть на это с неожиданного ракурса. Инструмент для мозгового штурма или неспешного вечерка с чайком и курительной трубкой под музон и в уютном освещении. Кайф и польза в одном флаконе. И никакой мистики.
Се ля ви!