Вы не вошли.
Из настоящего рассказа невозможно сделать фильм, настоящий рассказ невозможно увеличить до повести",
Антология "Любовь смерть роботы" и экранизации рассказов Кинга смотрят на этого Иванова с недоумением.
Отредактировано (2020-01-19 05:19:36)
Вторая мысль: если сцена слишком тебе дорога, в ней что-то не так.
Ебать.
Спасибо, анон, без дураков.
Я буквально вчера думала о том, что при всей неправильности моего способа что-то писать (я сначала мысленно протягиваю нитку непрерывных событий насколько смогу далеко, и в процессе вытягивания она кажется логичной, живенькой, кинковой и какой угодно еще, но удержать ее в памяти полностью я не могу и следующим этапом заново восстанавливаю ее по отдельным запомнившимся моментам, устанавливаю их последовательность и придумываю логические связки) результат иногда может выглядеть связным и логичным... кроме самых любимых кусочков, которые запомнились лучше всего, воспроизводятся приятнее всего, кажутся важнее всего для раскрытия идеи и т.д.... и в результате не встраиваются вообще никуда и после всех попыток это сделать торчат как хуй во лбу (и сам лоб располагается в каком-то странном месте, ясное дело почему - исторически он постамент для хуя)
Я по-прежнему не имею представления, почему так выходит, но мне нравится, что я это нащупала и что я сделала это сама, а потом это еще и почти подтвердилось вот так
кроме самых любимых кусочков, которые запомнились лучше всего, воспроизводятся приятнее всего, кажутся важнее всего для раскрытия идеи и т.д.... и в результате не встраиваются вообще никуда и после всех попыток это сделать торчат как хуй во лбу (и сам лоб располагается в каком-то странном месте, ясное дело почему - исторически он постамент для хуя)
Как знакомо. *рыдает* Все так и есть, и постамент для хуя, и сам постамент как хуй, и место странное, и в голове все логично и кинково, а на экране ебанина. Так и есть.
Вести с полей.
Я пошел на эту ЗФБ, чтобы написать 2 миди. Первый миди я написал, второй нет, зато написал другой миди, который, если судить по... как бы это выразиться... по вкладу в фэндом, что ли (ну понятно, что я оцениваю по собственным внутренним баллам) не хуже. Так что считаю свою личную задачу на ЗФБ выполненной.
Теперь вот думаю, браться все-таки за тот оставшийся миди или уже ну его, а вместо того накропать пару горяченьких ПВП. 3 недели еще есть, в принципе можно успеть. Хотя, учитывая мою улиточью скорость... В общем, не знаю.
Чем больше я читаю текстов с ЗФБ (для меня это новый опыт, я раньше в таком количестве не читал фикшен по разным канонам), тем сильнее у меня подозрение, что у авторов проблема даже не со стилистикой, несочетаемостью слов или неудачными оборотами. Это бы еще ладно, в конце концов, стилистику в школе не преподают. Нет, проблема серьезнее и глобальнее. У авторов не очень получается посредством русского языка передавать картинку в голове. Как говорил мой дед, "выражовывать мысль". (Ну, предположим, что она была. Иногда не бывает.)
Авторы не понимают базовых правил выбора слов. В смысле, по каким правилам должны употребляться слова, составляющие предложения. Согласно Розенталю, все просто:
Выбор слова зависит прежде всего от его значения, поскольку в значении отражена связь между обозначаемым (действительность) и обозначающим (слово). Знание значения слова – необходимое условие его правильного употребления.
Получается в идеале так: автор знает значение энного количества слов - видит картинку в голове, которую ему нужно передать посредством языка - выбирает определенное слово или слова из своего лексикона - употребляет его в тексте - читатель прочитывает текст и видит авторскую картинку.
На практике проблемы возникают уже на первом этапе.
1. Автор не знает значение слова, но думает, что знает. Употребляет слово в том значении, в котором он себе представляет. От этого возникают лексические ошибки и проебы в терминологии. В толковый словарь автор не заглядывает - зачем, он же знает значение слова?
2. Автор знает значение слова, но очень примерно. В словарь заглянуть ленится. Употребляет слово в том значении, в котором он хочет, чтобы оно было. Пишет "винтик", а на самом деле там может быть что угодно, от шурупа до гайки. От этого возникают уже очень заметные лексические ошибки, которые могут даже вести к сюжетным проебам.
3. Автор знает значение слова, но увлекается красивой метафорой и решает употребить определенное слово, чье значение не подходит по смыслу, но вроде как смотрится красиво и натягивается на нужное значение по ассоциативному ряду. От этого возникают стилистические ошибки и неудачные обороты. Уже не говоря о том, что у читателя могут быть свои ассоциации на слово и он не поймет значения метафоры. Или поймет, но покрутит пальцем у виска.
4. Некоторые авторы вообще, похоже, считают, что действительность (картинка в голове) не обязана соответствовать обозначающему его слову. Они пишут... даже не знаю, по чистому вдохновению, наверное, набивая хоботом текст и не особо заботясь, чтобы их поняли.
Но это еще цветочки. Потому что далее мы переходим на следующий левел и прохождение усложняется: на нашем пути возникает Ее Величество Стилистика. А это смысловые ошибки, логические ошибки, неверное словоупотребление и прочие плеоназмы (да, я посмотрел это слово в словаре).
Хотел еще написать про стилистику, но че-та утомился, не буду. Может, потом.
В общем, вот это я хотел сказать про язык прочитанных фиков. Про сюжет и мотивацию персонажей пока молчу. С этим тоже все очень своеобразно, но про это я пока не сформулировал.
При всем при том, общее впечатление от уровня ЗФБ вполне нормальное. Я бы не сказал, что прям сплошной фикбук, нет, нормальный такой, крепкий середняк. Есть что почитать, есть от чего получить удовольствие. Бывает ебанина, оф корз, но немного. Но вот эта вот, глубинная проблема с выражовыванием мысли - присутствует. И я не настолько белоплащевый идиот, чтобы полагать, что у меня как-то иначе, скорее всего, тоже ниочинь. Поэтому пойду-ка я и освежу в памяти справочники Дитмара нашего Эльяшевича.
выражовывать мысль
Поколение многословных постов ФРПГ.
Сейчас ради десятков тысяч килознаков льют воду, не задумываясь как оно впишется, лишь бы строчек побольше. То же самое со словами - кидают странное, и пофиг на значение, лишь бы текст повычурнее и почуднее.
Информативность? Да кому она нужна, все равно ведь соигрок читает по косой. Если вообще читает. Зато не жалкие десять строк, а солидные 60-70.
С ролок мода переползла на всякие фикбуки с фикнетами.
Испытываю сильное желание сцедить яд раздербанить один фичок из ведьмачьей выкладки. Герои симпатичные, сюжет ок, но какой же он кошмарно невычитанный! Столько ляпов в тексте - именно языковых. Там беты у них вообще не было?
Но дербанить фик низя, автор размещение запретил до деанона. Так что выпускаю пар и пойду-ка писать свою порнушечку.
Мы выбираем, нас выбирают,
Как это часто не совпадает
кто-то мечтает найти грамотный разбор, а кого-то мечтают разобрать
кто-то мечтает найти грамотный разбор, а кого-то мечтают разобрать
А что, ты хочешь, чтобы тебя разобрали? Я могу. Обещаю быть нежным!
Окей, текстовая выкладка позади, я выдохнул и теперь могу подвести итоги.
Я пошел на ЗФБ, чтобы написать два задуманных миди. В результате написал: один миди по плану, один миди не по плану (но, по моему мнению, не хуже), одну чистую порнуху по заявке и одну сюжетную порнуху для себя. Ну и еще кое-что на челлендж, но это не считается, это ради удовольствия. Кто молодец? Я молодец. Я абсолютно и бесспорно молодец.
И даже отзывы под выкладкой были! Приятный и неожиданный бонус.
Писало я расписал и даже немного переписал. Понял, что зря я прибеднялся, что вполне я могу писать энцу. Понял, что могу, в принципе, писать по заявкам, даже если пейринг не мой.
Еще несколько выводов.
1. Дедлайны отлично лечат от перфекционизма, но это не всегда хорошо. Хотя в нашей команде была отличная бета, есть у меня подозрение, что перед выкладкой на фикбук тексты придется снова править и переписывать.
2. Иногда ты знаешь, что ты хочешь сказать, но у тебя не получается. Не выходит. Не хватает мастерства. Идея сильнее размера твоего таланта/навыков/умения. Что делать? Думаю, тут так же, как и в спорте, или, например, в музыке. Напиши как умеешь (выжми столько килограммов, спой, станцуй), постарайся дожать до конца. В следующий раз будет проще - да, тоже может не получиться, но все равно будет проще. Однажды ты возьмешь эту ноту.
3. Очень важна поддерживающая атмосфера! Дети хором: "Спасибо, кэп!". Нет, в смысле, я и раньше это знал, но скорее именно знал, а теперь прям почувствовал. Однажды словил себя на мысли "зачем я пишу эту порнуху, это же порнуха, что обо мне подумают люди". Но тут же сам себе ответил: сокомандники зачтут на ура, значит, нужно. И так оно и вышло.
Здорово писать просто для себя, когда ты не связан ничем, кроме голосов в голове, и просто выкладываешь все в архив. Но когда есть еще и поддерживающая атмосфера, это вообще отлично.
Пока все. Есть еще несколько выводов по поводу текстов на ФБ вообще, но об этом как-нибудь в другой раз.
Прочитал в телеграм-канале Юлии Идлис.
Один из основных принципов тайцзицюань – чтобы чего-нибудь сделать, надо сперва «проиграть». Пойти, куда тебя толкнули. Сойти с баланса. Пропустить удар. Этот проигрыш и учит тебя слышать движения и различать настройки тела.
Так же и с моей работой: чтобы придумать хороший сценарий, сперва надо обязательно впасть в отчаяние.
На днях другого моего приятеля, далекого от киноиндустрии, угораздило в рамках светской беседы спросить, как я сегодня поработала. А надо сказать, что всю эту неделю я пытаюсь пересобрать одну из ключевых линий в многофигурном сериале так, чтобы она получилась на две серии короче, но при этом вдвое лучше. Можете себе представить, какие кровавые ошметки событий, героев и моей самооценки летят во все стороны, когда я открываю ноутбук.
Обычно в этом состоянии последнее, что я хочу делать, - это объяснять людям, далеким от киноиндустрии, почему я уже который день с воплями бегаю по потолку. Но конкретно в этот день с утра, до работы, я сходила на занятие по тайцзицюань. И поэтому неожиданно для себя совершенно спокойно сказала своему приятелю: «Сегодня до обеда я ломала сюжет. Все там разломала и поняла, что у меня ничего не получается. Еще два-три дня у меня не будет ничего получаться, а потом я ожидаю прорыв».
На этом я зарыдал и накрылся одеялом с головой. Не скажу, что у меня каждый раз такое при создании текста, но достаточно часто, чтобы стать воплощением плачущего котика.
Все так. Ты утыкаешься в какое-нибудь непреодолимое (на первый взгляд) препятствие. Пытаешься придумать, как его обойти/изменить линию/мотивацию персонажа/создать правдоподобное условие для сюжетного поворота и так далее. Ни одна идея не оказывается дельной. 2-3 дня ты бегаешь по потолку и кричишь. Ненавидишь себя, текст, всех, оказавшихся под рукой, небо, Аллаха, ад и Израиль. Разочаровываешься в своих способностях. Жалеешь о потраченном времени. Проходишь все стадии принятия горя, от шока до депрессии. Лежишь без сил и пялишься в стену или в потолок. Вариативно: плачешь, заливаешь отчаяние алкоголем, жалуешься лучшей подруге, бегаешь по стадиону до посинения, слушаешь душераздирающую музыку, пишешь странные неадекватные посты в блог, принимаешь приглашение на типа-чай от человека, который тебе не очень интересен, и отчаянно трахаешься с ним до утра. Все что угодно, чтобы заглушить этот вопль отчаяния, который застрял у тебя где-то в районе солнечного сплетения и не хочет вылезать наружу.
Но потом наступает четвертый день и ты думаешь: а ну и к черту все. Не вышло у меня. Признаю. Не получилось. Не хватило таланта, способностей, ума, опыта и хрен знает чего еще. Не вышло. Поставим на этом точку, займемся чем-нибудь другим.
И вот что интересно. В тот самый момент, когда ты СДАЕШЬСЯ - искренне, без задней мысли, с принятием себя и обстоятельств - тогда и возникает этот самый прорыв.
Приходит идея. Наступает ясность. Всплывают иные варианты. И даже если не всегда понятно, что именно ты выкопаешь на новом пути, во всяком случае, понятно, в какую сторону следует копать.
И я без малейшего понятия, как это работает, но это работает. Хороша ли такая схема? Нет. Она ебанута чуть более чем полностью. Но она есть, и хорошо бы научиться о ней помнить и воспринимать более спокойно, когда все случится - а оно случится - в следующий раз.
И я без малейшего понятия, как это работает, но это работает. Хороша ли такая схема? Нет. Она ебанута чуть более чем полностью. Но она есть, и хорошо бы научиться о ней помнить и воспринимать более спокойно, когда все случится - а оно случится - в следующий раз.
Спасибо, анончик! Я писал не для того, чтобы меня пожалели, скорее чтобы зафиксировать факт и научиться спокойнеее реагировать в будущем. Но твое сочувствие тоже оказалось к месту.
Я понял, что не для того, чтобы пожалели, но это была моя первая реакция))
Схема-то знакомая, и весьма распространенная, но она очень легко забывается, и потом снова встаешь на те же грабли раз по десять (у меня так, по крайней мере )
Схема-то знакомая, и весьма распространенная, но она очень легко забывается, и потом снова встаешь на те же грабли раз по десять
Ага, точно. Сколько ни наступай на одни и те же грабли - каждый раз почему-то забываешь о них и все как в первый.
Недавно перечитывал свои тексты, написанные 10 лет назад и даже больше. Они делятся на 3 группы:
1) написанные под горением/вдохновением/прочим упоросом;
2) "ремесленные" - написанные по чьей-то идее, или потому что было надо, или потому что кому-то я обещал, в общем, созданные скорее по заказу, чем по упоросу;
3) нечто среднее между ними - это либо большие по объему тексты, где никуда без заставления себя, либо тексты, где мне нравилось что-то одно, но не нравилось другое, например, нравились персонажи, но не сюжет, или нравился канон, но к конкретному пейрингу я был равнодушен, или нравилась идея, но потом я перегорел, такое.
И вот что интересно: тексты, которыми я горел, дымился, плавил клавиатуру, не спал ночами, бредил и прочее - оказались слабыми. Красивости ради красивостей, неправдоподобные идеи, язык с перловкой (а как я гордился собственной грамотностью тогда, пиздец!), вообще все какое-то пафосное, вычурное, неестественное.
А вот тексты "ремесленные" и те, что ближе к ним, оказались вполне читабельными. Внезапно. Да, не все мне понравились, не всем я бы выставил оценку "хорошо", но как минимум уровень крепкого середняка есть. Мне не стыдно за написанное, это можно читать.
Но при этом тексты чисто "ремесленные" не вызывают у меня ничего. Никаких эмоций. Я писал их пустой внутри, и точно так же при прочтении они не наполнили меня ничем. А тексты "упоросные", при всей их вычурности-пафосности, тут же вызвали множество вьетнамских флэшбеков о тех временах и моем состоянии. Я вспомнил все очень живо: и бессонные ночи, и свет ночника, и встречание рассвета летом с гудящей и зудящей головой, и специфическая музыка, которую я прослушивал, которая ассоциировалась у меня с нужными сценами, и энергетик утром, когда надо было на работу. Многое. И сцены в больших текстах я помню именно те, которыми я горел. А "ремесленные", написанные из-под палки, не помню.
Здесь, вероятно, напрашивается какая-то мораль, но не знаю, какая.
Сейчас будет пост на тему "Невыносимые страдания фикрайтера".
В общем, вместо того чтобы после ЗФБ спокойно вернуться к любимому макси, внезапно и нисхуя влип в крайне стекольный пейринг по другому фандому. С пиздецовым сеттингом и канонической смертью одного из пейринга, для меня это вообще максимальное стекло из всех стекол.
Два дня подряд рыдал, глотал валерьянку с ромом и шерстил англоязычный АО3 на предмет фиксит-фиков, иначе слишком невыносимо. Фиков нашлось ровно два. Оба говно.
Начал обдумывать, а не написать ли самому. Обдумал. Понял, что если делать как я хочу, то:
- сразу понятно, что по объему выйдет монстромакси;
- придется писать в непривычном для себя жанре;
- придется рыть много матчасти, потому что в сеттинге задействована тема, в которой я совершенно не разбираюсь.
Плюс ко всему, неясно, зачем это вообще начинать, потому что фандом мелкий, пейринг в нем непопулярен, так что фидбэка не будет. Написать чисто для себя? Не уверен.
Тем не менее, гештальт оставался незакрытым, и я продолжал рыдать и глотать валерьянку. Потом решил: ну и хрен с ним, начну писать, а там посмотрим. Запишу те несколько сцен, которые мне пришли, хотя бы ради того, чтобы они перестали мне мозг сношать, а там посмотрим. Выйдет что-нибудь связное, хорошо, не выйдет, ну хоть навык потренирую, тоже полезно.
И в тот самый день, когда я твердо решил сесть за клавиатуру и начать писать, я проснулся с четкой мыслью, что мне это не надо и все бессмысленно.
То ли я дебил, то ли жизнь вокруг безумна, сказать затрудняюсь.
С пиздецовым сеттингом и канонической смертью одного из пейринга, для меня это вообще максимальное стекло из всех стекол.
А что это?
Анончик, я уже говорил: в своем безблоге я хочу остаться максимально аноном, так что фандом не раскрою, сорри. Надеюсь на понимание
А как какой-то левый фандом по которому ты не будешь писать может сказаться на твоей анонимности?
А как какой-то левый фандом по которому ты не будешь писать может сказаться на твоей анонимности?
Во-первых, еще не факт, что не буду. Во-вторых, не хочу проверять.
Цитата из книги "Пиши рьяно, редактируй резво".
"Я боюсь писать, потому что я боюсь, когда меня судят". Это все равно что сказать: боюсь, когда на меня смотрят. И видят, какой я на самом деле. Или вообще замечают, что я существую. Второй вариант: "Я боюсь писать, потому что боюсь увидеть самого себя". Боюсь осознать: я неидеальный, злой, алчный, скучный, хитрый, завистливый и так далее. Расшифровка: "Я не пишу, потому что боюсь увидеть себя настоящего".
Это себе на заметку, подумать.
И еще - небольшой опросник про страхи, которые мешают начать писать. В книжке предложено отмечать все пункты, которые откликнутся, или добавить свое. Но я бы усложнил упражнение: я бы на каждый пункт выставил баллы. От 0 до 10 - насколько я этого боюсь?
1. Я боюсь, что у меня выйдет плохо.
2. Я не уверен, что это будет достаточно интересно.
3. Я не знаю, о чем писать и как построить сюжет.
4. Я не уверен, что хочу сейчас писать именно это.
5. У меня недостаточно знаний.
6. Я боюсь потратить время впустую.
7. Я просто ленюсь и ищу себе оправдания, чтобы откладывать все на потом.
8. Я не боюсь писать, я просто не знаю, как написать то, что я задумал.
9. Я не знаю, что делать с той кучей материала, которая уже лежит и ждет, чтобы ее разобрали.
10. Я не знаю, как увязать сюжет в единое целое.
11. Я не хочу, чтобы меня критиковали, и боюсь переписывать уже написанное.
12. Я не знаю, каким должен быть роман, чтобы он мне понравился.
13. Мне хочется написать что-то достойное, а я не уверен, что первый роман будет именно таким.
14. Я боюсь, что мой роман не опубликуют, и это станет для меня огромным разочарованием. (Для фикрайтеров этот пункт можно переформулировать на "боюсь, что выложусь, а отзывов не будет".)
15. Я не знаю, что сделать, чтобы избавиться от моих страхов.
16. Я жду вдохновения и пытаюсь найти повод, чтобы не писать.
17. Я не уверен, что смогу завершить текст, потому что я почти ничего не довожу до конца.
Интересно то, что на каждый пункт есть что возразить и привести противоположные аргументы. А значит, с этими страхами можно справиться.
Короче, я, видимо, все-таки буду писать этот трижды никому не нужный фиксит-фик.
Два дня ходил кругами, маялся, прокрастинировал. Сегодня я... эээ... полежал по направлению к цели.
Когда я приступаю к крупному тексту, то всегда сначала набрасываю план. (Когда-то я пробовал писать "интуитивно", просто записывая те сцены, которые крутились в голове картинками, но из этого ничего не выходило. Точнее, не выходило ничего законченного.) Мне так проще - понятно место каждой сцены, понятны белые пятна, понятно, что еще не изучено/не определено, понятно, куда что идет.
Но в этот раз план почему-то не набрасывался, слишком много белых пятен (поскольку фик - тотальный фиксит-АУ, на канонический сюжет я могу опираться далеко не всегда).
И тут мне на глаза попалась схема Майкла Хога "6 ступеней структуры сюжета", которая основана на структуре архисюжета, но с немного другими акцентами. Она показалась мне любопытной. Привожу ее в кратком варианте.
Основа - классическая трехактная композиция.
I. Начало, оно же завязка.
1. Обычный мир
Сеттинг, собственный мир, статус-кво, малая осведомленность, экспозиция, жизнь в маске, лже-Я, герой не очень счастлив, но привык или смирился.2. Побуждающее событие
Зов к приключениям, катализатор, призыв к действию, первая поворотная точка, новая возможность, предложение жить "по-настоящему".3. Сомнения
Попытка отказа от побуждающего события, решающий момент, разделение, нежелание, новая ситуация, дебаты, встреча с ментором.4. Рубикон пройден
Конец начала, точка невозврата, фиксация цели, кульминация первого акта, вторая поворотная точка, окончательное пробуждение и осознание, установление новой ситуацииII. Развитие сюжета
1. Прогресс
Определение врагов и союзников, правила игры, сопротивление и борьба, рост персонажа, особенный мир, попытка приспособиться, проблемы, испытания, смена планов, продвижение к своему истинному Я.2. Средняя точка
Следующая поворотная точка, кульминация середины акта, момент просвещения, ключевой момент, заметное продвижение к цели.3. Первое достижение
Пробуждение истинного Я (но страх пока сильнее), проблемы и искушения, благодать и падение, сопротивление и борьба, наступают плохие парни, усиление, подготовка, рост действия, препятствия, ставки растут, риски растут.4. Первое поражение
Кризис, первая неудача или первая сильная неудача, темная сторона души, бездна, откровение, следующая поворотная точка, кульминация второго акта, большое изменение, окончательная смерть лже-Я, испытание, прозрение.III. Конец, оно же развязка
1. Последнее усилие
Сошествие, спринт, внутренняя решимость идти до конца и рискнуть всем ради цели или правды.2. Кульминация
Схватить меч, ухватить приз, последняя поворотная точка, трансформация, заключительный инцидент, переход к финалу.3. Финал
Возврат, снижение динамики, дорога назад домой, развязка, новая старая жизнь, разрешение, последствия, новое статус-кво, судьба обретена.
В схеме Хога интересны два момента: 1) он разбивает структуру сюжета не просто по частям, но еще и по поворотным точкам 2) путешествие/преображение героя он представляет как путь от лже-Я к истинному Я. Последнее, кстати, очень похоже на путь одного из героев моего будущего фандомообразующего шедевра фиксит-фика.
В общем, эту схему я набросал и попробовал применить к нетленке, и стало понятнее. С побуждающим действием и новым началом все ясно. Средняя точка - это когда они прибыли в новое место, а первое поражение - это выявление шпиона и военная угроза. В этом смысле наиболее проблемной выглядит часть "Прогресс", потому что к новому месту они должны прибыть с уже устоявшимися взаимоотношениями (но все еще со лже-Я) и определенными правилами игры. Хотя лично для меня, как для автора, данная часть - самая лакомая и самая вкокоро:)
И еще есть огромная часть между первым поражением и последним усилием, жопой чую, что там напрашивается внезапный поворот, чтобы сердечко забилось и ручечки потянулись к зубам. Но что это может быть - хз. В каноне там противостояние с антагонистом, но в моем фике он сдохнет еще в начале. Впрочем, есть же и теневые антагонисты, типа призрачная, но вечно маячившая угроза прямо под боком. Надо будет подумать.
Ближайшая цель такая: набросать по схеме сцены до конца "Прогресса". И написать их, но это уже фантастика.
герой не очень счастлив, но привык или смирился.
А почему именно так, а не "был счастлив, но потом враги сожгли родную хату" или "не очень счастлив, не смирился и ползёт в сторону светлого будущего"?
А почему именно так, а не "был счастлив, но потом враги сожгли родную хату" или "не очень счастлив, не смирился и ползёт в сторону светлого будущего"?
По-разному может быть, но в экспозиции главное - что она не меняется уже какое-то время, и протагонист привык к определенному положению вещей или смирился.