Вы не вошли.
Давайте обсудим "Чучело" и вообще перестроечную подростковую литературу (Тендрякова, Васильева, Богословского, Симонову). Тем более, последнее время постоянно на обсуждения "Чучела" натыкаюсь. Обсудить предлагаю в первую очередь вот что:
1) "Чучело" и Синдром Поиска Глубинного Смысла
Некоторые считают, что "Чучело" - не подростковая повесть о школьной травле, а такая себе современная притча. Вплоть до того, что трио Бессольцева-Миронова-Шмакова - это типа Христос-Пилат-Иуда.
Вот ужасно СПГС-ная статья: http://cyberleninka.ru/article/n/obraz- … a-chuchelo
2) "Чучело" и social justice
Обычно "Чучело" вспоминают в связи со школьной травлей, но, по-моему, конкретно с точки зрения раскрытия темы школьной травли книга ни о чем и даже скорее вредная. Зато очень интересная в гендерном аспекте: формально Бехдель не проходит, но фактически одна из немногих с крайне драматичными, насыщенными страстями-мордастями взаимоотношениями между главгероинями-девочками.
http://helperia.ru/a/ponyatije-dvojnich … jnichestva (читать про двойников-антагонистов: Лена и Железная Кнопка - типичные двойники-антагонисты, а подобное редко встретишь между женскими персонажами, обычно либо между мужскими, либо между разнополыми с романтической составляющей)
3) "Чучело" и другие фандомы
В треде "Отверженных" довольно подробно обсудили аллюзии на "Отверженных": Жавера как далекий литературный прообраз Мироновой и перекликающуюся фишку с отсутствием у большинства персонажей, в т. ч. основных, полных имен и наличием только либо имени, либо фамилии, либо прозвища. Плюс в монологе Лены на дне рождения Димы есть слова, соответствующие буквальному переводу заглавия Les Miserables.
А вот про "Чучело" и Крапивина: http://doneckforum.com/forum142/thread60395.html
А "Игра мотыльков" вам как? На первый взгляд, хрень, герои не выдерживают ни малейшего сравнения с героями "Чучела", хотя, казалось бы, должны их напоминать. Но в то же время чем-то цепляет.
У Лии Симоновой мне "Круг" зашел, а "Лабиринт" нет - ИМХО, преувеличенный до ходульности.
перестроечную подростковую литературу (Тендрякова, Васильева, Богословского, Симонову)
Люблю-люблю-люблю-люблю. Да и вообще подростковую литературу предпочитаю "взрослым книгам".
А моя мама говорит всегда, когда видит фильм Чучело, что в ее советские годы такого просто не могло быть, чтобы дети школу прогуливали и никого не остановили, чтобы дети друг друга травили, а никто бы не остановил, и вообще, что весь фильм мерзкий бред.
Давно интересует, откуда взялась легенда, что Железная Кнопка лидер класса и зачинщица травли. В тексте же все чуть ли не наоборот: к Железной Кнопке относятся довольно снисходительно, травить Лену начинают еще до предательства и бойкота, а Железная Кнопка считает, что нельзя открываться от коллектива, ибо не по-советски. Наверно, такая легенда была нужна, чтобы не возникло религиозных ассоциаций, книга ведь еще в атеистическом СССР издавалась. Образ вдохновенного идеолога, ведущего за собой народ, а по факту провоцирующего на садистские развлечения, напоминает о Гитлере и фашизме. Подобное тогда вполне могло прокатить. А ситуация, при которой все чуть ли не наоборот, - о Суде Пилата.
А моя мама говорит всегда, когда видит фильм Чучело, что в ее советские годы такого просто не могло быть, чтобы дети школу прогуливали и никого не остановили, чтобы дети друг друга травили, а никто бы не остановил, и вообще, что весь фильм мерзкий бред.
Моя мама тоже говорит, что непонятно, как можно сбежать с урока целым классом (не тихонько вдвоем-втроем, а целым классом) и притом еще и насильно вынести человека, который был против, в школе же вахтер есть. И что никого у них так не травили (спорный, конечно, момент: часто сами травящие не считают то, что делают, травлей, и вообще часто сами насильники не считают то, что делают, насилием - там сразу некий другой тумблер в голове щелкает).
А моя мама говорит всегда, когда видит фильм Чучело, что в ее советские годы такого просто не могло быть, чтобы дети школу прогуливали и никого не остановили, чтобы дети друг друга травили, а никто бы не остановил, и вообще, что весь фильм мерзкий бред.
Анон сам учился в 1980 и позже, насчет коллективного прогуливания не знает, а травили еще как.
Там, анон, для особо умных сказано: что в ее советские годы, в ее, а не в твои. К тому же, мама жила на терпитории Литвы и Украины.
Наш класс как-то коллективно прогулял урок, правда, в благословенные девяностые. Вышли на перемене и обратно не зашли. Пизды получили потом, конечно.
Там, анон, для особо умных сказано: что в ее советские годы, в ее, а не в твои. К тому же, мама жила на терпитории Литвы и Украины.
Ну да, на территории Литвы и Украины жили только пони и какали бабочками, это только в загнивающей РСФСР могли травить.
Там, анон, для особо умных сказано: что в ее советские годы, в ее, а не в твои. К тому же, мама жила на терпитории Литвы и Украины.
Я заметил, что в "ее", но если это было раньше, зачем она тогда говорит про фильм, снятый в мои, а не в ее школьные годы, что "весь фильм мерзкий бред"? Откуда она знает?
Извини, но такое впечатление, что это твоя мама особо умная.
Отредактировано (2017-09-16 18:27:31)
Я с этим произведением вообще окольными путями познакомилась. У нас в школе постановка была, играли 9-10 классники. Было круто и жутко. На след неделе учительница по литре решила нам и фильм показать. И у меня порвало шаблон. Просто имхо, но подростки выглядят в этом сюжете куда органичеее, чем мелкие сопляки. Может школьная постановка восприятие попортила, но от фильма коробило и рвало. Очень сильно.
Я подумал сначала, что тред про фильмы, и хотел вбросить жутчайший для меня лично фильм "Это было у моря" про диктатуру в интернате для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Там и травля есть, и любовная история с предательствами, и дружба, но все это меркнет перед тем, какая директор интерната - омерзительная, бесчувственная, упивающаяся своей властью перед беззащитными девочками жаба.
Это "Сестры Магдалины", снятые на десять лет раньше в СССР просто, тем более что и по теме отселения инвалидов в интернаты тоже проезжаются.
Там, анон, для особо умных сказано: что в ее советские годы, в ее, а не в твои. К тому же, мама жила на терпитории Литвы и Украины.
Ну да, на территории Литвы и Украины жили только пони и какали бабочками, это только в загнивающей РСФСР могли травить.
Самый знаковый фильм про школьную травлю на территории пост-СССР снят вообще в Эстонии.
А тема с Железной Кнопкой как Жавером интересная. Да и Бессольцева на Вальжана вполне потянет.
Так Бессольцева - герой-христианский символ, герой-мученик религии, типичный вестник, мессия, пророк. Как и Вальжан и Анжольрас, Фродо и Финрод, Гарри Поттер и много кто еще. Там же общехристианские вещи, одинаковые для всех про-христианских произведений. Собственно, как Вальжан-Жавер-Тенардье, так и Лена-Кнопка-Шмакова (и много где еще должно быть что-то подобное) - типа Христос-Пилат-Иуда. Т. е. и Жавер, и Железная Кнопка - стопиццотая разновидность образа Пилата, тут нет ничего специфического.
А конкретно Жавер в связи с конкретно Железной Кнопкой вспоминается в основном из-за проблемы детей непорядочных родителей, родителей-преступников. В обоих случаях повернутость на Справедливости (TM) объясняется непорядочностью родителей. Характерный штрих: у Железной Кнопки тоже ни разу не упомянуто имя, только фамилия, а узнать имя в определенный момент становится интересно. Мне почему-то кажется, что если дофантазировать, то книжную должны звать Оля (потому что святая Ольга в крещении - Елена), а у киношной должно быть искусственное имя советского происхождения, без корней истории, вроде Искры или Нинели.
Отредактировано (2017-09-16 18:48:33)
Так Бессольцева - герой-христианский символ, герой-мученик религии, типичный вестник, мессия, пророк. Как и Вальжан и Анжольрас, Фродо и Финрод, Гарри Поттер и много кто еще. Там же общехристианские вещи, одинаковые для всех про-христианских произведений. Собственно, как Вальжан-Жавер-Тенардье, так и Лена-Кнопка-Шмакова (и много где еще должно быть что-то подобное) - типа Христос-Пилат-Иуда.
Хоть всё понимаю, что ты хотел сказать, но над запущенным СПГСом ржу.
А это самим автором скзано или "синие занавески "?
"Чучело" - перестроечная литература?
Отредактировано (2017-09-16 18:51:37)
А это самим автором скзано или "синие занавески "?
Синие занавески, конечно же)
Хоть всё понимаю, что ты хотел сказать, но над запущенным СПГСом ржу.
Статья по ссылке еще смешнее - почти знаменитый труд про Винни-Пуха и психоанализ. "Входит-выходит", блин. Но "Чучело" известно именно своей СПГС-ностью, я ж говорю, "Чучело" и СПГС - отдельная достойная обсуждения тема.
Ну и да, дедушка там типичный наставник-усыновитель-обладатель высшей мудрости для героя, отмеченного печатью священного сиротства, не имеющего родителей (умерли или живы, но далеко за кадром), загадочного, не укорененного в быту, приходящего как бы ниоткуда, выполняющего некую важную миссию и уходящего как бы в никуда. Как Мерлин для короля Артура, Мириэль для Вальжана, Гэндальф для Фродо и Дамблдор для Гарри.
Отредактировано (2017-09-16 18:57:24)
"Чучело" - перестроечная литература?
Ну формально его неправильно так называть, оно еще семидесятническое, но часто называют, поскольку уже с выраженными антисоветскими тенденциями, т. е. свидетельствующее о "начале конца".
Еще несколько раз попадалось, что в "Лабиринте" имя убитой девочки - Соня, потому что это аллюзия на Сонечку Мармеладову, "вечную Сонечку, пока мир стоит" (и что в фильме про Плюмбума погибшую девочку зовут Соня по той же причине).
А тема с Железной Кнопкой как Жавером интересная.
"Детство у меня было трудное! До 5 лет я вообще думала, что мое имя ЗАТКНИСЬ..."
Когда читала "Круг", мне казалось, что я похожа на Олю Киссицкую, и мне было стыдно. И сейчас иногда кажется и стыдно.
Анон сам учился в 1980 и позже, насчет коллективного прогуливания не знает, а травили еще как.
Действие повести происходит в 1978 году (надпись на портрете Машки), а исходная пьеса "Бойкот", позже переделанная в повесть, если не ошибаюсь, написана даже раньше, в 1973. Кстати, именно из-за переделки из пьесы в повести очень неестественно разговаривают, из-за чего она некоторым кажется ходульной. Она не такая ходульная, какой кажется. Но кажется из-за ненатуральности диалогов (на самом деле это театральная традиция, т. к. сценическая речь немного иначе воспринимается).