Вы не вошли.
Эос, другая любовница Ареса, тоже, кажется, из более старшего поколения, или я ошибаюсь?
По самой распространенной версии она по отцу и матери двоюродная сестра Зевсу и Гере.
По менее распространенной она Зевсу и Гере двоюродная племянница по отцу, но троюродная бабушка по матери
Аноны, я тут поспорил с другом очень сильно из-за пушкинских строк "Русалка на ветвях сидит".
Где-то я то ли читал, то ли слышал, что Пушкин мог использовать ту версию русалки, что птица с женским торсом и головой. Друг меня высмеял, привел кучу ссылок, что в славянских легендах русалки такие не были, а были или с ногами, или с хвостом. И вот у Пушкина сидит обычная гуманоидная, с ногами. А птице-женщины - это вещие или райские птицы, и никогда русалками их не звали.
Никто не помнит, где высказывалась версия про птице-русалок из Лукоморья? Ведь не с потолка она мне вспомнилась.
Никто не помнит, где высказывалась версия про птице-русалок из Лукоморья?
Да много где, просто загугли Пушкин русалка птица
Было ли у славян представление о третьем глазе или глазе во лбу? Есть ли какие-нибудь научные работы, посвященные этой теме?
Власова в своей книге "Русские суеверия" пишет: "Согласно христианизированным представлениям, солнце утверждено в небе Богом, "как глаз во лбу" (смолен.)". В христианстве, насколько я знаю, нет никаких третьих глаз во лбу. Тогда откуда могло возникнуть представление о солнце как "глазе во лбу"?
Отредактировано (2024-07-19 15:10:49)
Было ли у славян представление о третьем глазе или глазе во лбу?
Было Лихо одноглазое, считается, что его образ как одноглазого великана восходит к греческим мифам о циклопах
его образ как одноглазого великана восходит к греческим мифам о циклопах
А есть ли основания так считать? У всех европейских народов есть одноглазые персонажи типа тех же циклопов или фоморов. Их одноглазость говорит принадлежности этих персонажей потустороннему миру. Об этом же может говорить однорукость, одноногость и т.д. То есть ключевое здесь - неполноценность.
В случае с Лихом само имя персонажа говорит о его неполноценности. Процитирую википедию:
«Лишними» часто называли людей, имеющих аномалии — шесть пальцев, лишние зубы и т. п., из-за чего в народе их считали приносящими неудачу[4]. Как следствие, Лихо нередко изображается с различными физическими недостатками (ср. сербохорв. лихорук — «однорукий»)
А почему нет, влияние греков на славянскую мифологию существует.
Тогда давайте пруфы, доказывающие, что Лихо - заимствованный персонаж. И интересно узнать, кого (или что) еще славяне позаимствовали у греков?
Или один глаз строго во лбу, да.
Я не понял, что ты хочешь сказать, анон.
Отредактировано (2024-07-19 16:02:50)
Ну уж что что, а мифы точно бродящие штуки...
Ну уж что что, а мифы точно бродящие штуки...
Нам неизвестны славянские мифы. Приведи конкретный пример заимствования.
Анон пишет:А почему нет, влияние греков на славянскую мифологию существует.
Тогда давайте пруфы, доказывающие, что Лихо - заимствованный персонаж. И интересно узнать, кого (или что) еще славяне позаимствовали у греков?
Птица Сирин - это искажённое Сирена, а птица Алконост - это Алкиона (зимородок) из мифа о Кеике и Алкиона. Она там в конце в зимородка и превращается.
Птица Сирин - это искажённое Сирена, а птица Алконост - это Алкиона (зимородок) из мифа о Кеике и Алкиона. Она там в конце в зимородка и превращается.
Ну это книжные персонажи, я их не считаю. Имена этих птиц явно не славянского происхождения - а то же Лихо, например, встречается в фольклоре.
Отредактировано (2024-07-19 16:18:32)
И интересно узнать, кого (или что) еще славяне позаимствовали у греков?
Ну чтоб не залезать в дебри кабинетов, где едва ли не вся славянская мифология так или иначе распараллелена с греческой... Слово "русалка" происходит от латинского rosālia - или прямо, или через посредство греческого ῥουσάλια, то есть праздник Троицы, а исходно и буквально - праздник роз.
Ну чтоб не залезать в дебри кабинетов, где едва ли не вся славянская мифология так или иначе распараллелена с греческой... Слово "русалка" происходит от латинского rosālia - или прямо, или через посредство греческого ῥουσάλια, то есть праздник Троицы, а исходно и буквально - праздник роз.
Ну да, есть такое. Правда, заимствовано только название - сам персонаж, которого позднее стали называть русалкой, у славян был еще в глубокой древности.
Ну да, есть такое. Правда, заимствовано только название - сам персонаж, которого позднее стали называть русалкой, у славян был еще в глубокой древности.
С сиринами и прочими гамаюнами такая же история. Более чем уверен, что у славян были персонажи, аналогичные им (девы-птицы и птицы, предвещающие несчастья), на которых наложился книжные чудо-птицы.
Отредактировано (2024-07-19 17:48:23)
мне казалось мы о славянской мифологии не знаем буквальным счетом нихуя?
мне казалось мы о славянской мифологии не знаем буквальным счетом нихуя?
Ну как бы нет, кое-что известно. Читайте древнерусскую литературу, исследования ученых; изучайте фольклор.
Отредактировано (2024-07-19 18:45:26)
мне казалось мы о славянской мифологии не знаем буквальным счетом нихуя?
О низшей достаточно много, она почти все пережила, аж до 20 века доскрипела в дивном симбиозе с христианством. А вот о богах нихуя, это да.
О низшей достаточно много, она почти все пережила, аж до 20 века доскрипела в дивном симбиозе с христианством.
Ну как бы нет. "Низшая мифология" довольно сильно изменилась с языческих времен, и многие ее персонажи типа водяного или лешего - это по сути боги, низведенные до духов локуса.
Отредактировано (2024-07-19 20:04:21)
Было ли у славян представление о третьем глазе или глазе во лбу? Есть ли какие-нибудь научные работы, посвященные этой теме?
Власова в своей книге "Русские суеверия" пишет: "Согласно христианизированным представлениям, солнце утверждено в небе Богом, "как глаз во лбу" (смолен.)". В христианстве, насколько я знаю, нет никаких третьих глаз во лбу. Тогда откуда могло возникнуть представление о солнце как "глазе во лбу"?
Вопрос все еще актуален.
Посоветуйте хорошие научные книги с анализом скандинавских богов и мифов.
Аноны, как думаете: могли ли Бальдр и Фрей изначально быть одним и тем же божеством? Эти боги очень похожи друг на друга, единственная разница в том, что первый — ас, а второй — ван. Откуда вообще у скандинавов взялось представление о двух божественных племенах?
Отредактировано (2024-08-05 22:51:02)
Откуда вообще у скандинавов взялось представление о двух божественных племенах?
Скорее всего, потому, что много путешествовали и контактировали с соседями, а в отряды викингов вообще входили представители разных племен. Соответственно, на каком-то этапе могла произойти ассимиляция чужих богов, закрепленная на социальном уровне необходимостью уважать обычаи соседей.
Анон пишет:Откуда вообще у скандинавов взялось представление о двух божественных племенах?
Скорее всего, потому, что много путешествовали и контактировали с соседями, а в отряды викингов вообще входили представители разных племен. Соответственно, на каком-то этапе могла произойти ассимиляция чужих богов, закрепленная на социальном уровне необходимостью уважать обычаи соседей.
Звучит сомнительно, на мой взгляд, учитывая, что единственные ваны, которых чтили скандинавы — Фрей, Фрея (мирные божества, связанные с плодородием) и Ньёрд. Почему так мало? То есть получается, что они взаимодействовали только с одним каким-то народом (что за народ?), от которого позаимствовали всего двух богов и богиню? Как-то неубедительно совсем.
И имена у них, кстати, вполне себе скандинавские.
Анон видел версию, что йотуны — это неукрощенные силы природы, ваны — укрощенная природа и магия, асы — боги-люди, уже почти человеческий мир, вот это вот все.