Уехал Виля потому, что был евреем и страдал от антисемитизма. При слове "еврей" он лез драться. Он был уверен, что "еврей" — ругательство.
С.Довлатов. Ремесло
Кстати, таскалась в мой ЖЖ точно такая же личность точно с такой же паранойей, некая Алиса Лисина. На слово "еврей" реагировала, как на красную тряпку. Потом просила прощения за хамство и снова лезла ко мне с рекламой демшизы, глубоко наплевав на тот факт, что у меня могут быть иные взгляды на политику и геополитику. Обожаю этот тип людей, по умолчанию верящих, что ты, безвольная жежистка, присоединишься к их воззрениям, каковы бы те ни были. Нет? Тогда, уходя, всегда можно назвать тебя сволочью, дерьмом, кремлевской блядью и проч. За то, что какие-то воззрения у тебя есть. И они отличаются от воззрений очередного либераста и толераста.
Ну-с, несмотря на то, что бывший френд, до глубины души оскорбленный моим общением с "нерукопожатными" (на его взгляд, не на мой) личностями, запретил мне даже писать на эту тему (он много чего норовил запретить не зависящим от него людям, видимо, в надежде, что мы ужасно испугаемся и послушаемся), я, пожалуй, положу на сетевых запретителей сами знаете что. И писать буду о чем хочу. Кто обиделся-расфрендился — я не виновата, вернее, мне похуй. А пресловутые картины щажения-жаления меня кисти Далина и Ровной, попреки в духе "Мы тебе не говорили, но ты плохая и злая!" оставьте уже, маленькие, оставьте. Вы бы еще стихийное бедствие пожалели.
Итак, перехожу к сути вопроса. Наткнулась опытным путем (бурный был опыт, что и говорить) на слово "вырусь". Звучит отвратительно, хотя значение не сказать чтобы слишком обидное: "человек русского происхождения, утративший русскую идентичность". Если отринуть нагнетание и разжигание вокруг самого слова, все эти злопыхательства русских ура-патриотов, а также ура-патриотов украинских (не отличающихся друг от друга ни на йоту), то получается вполне годное описание. Приложимое не только к какому-то конкретному этносу (республиканские народы, на двадцать-тридцать процентов состоящие из русских, сплошь и рядом входят в состояние выруси), но и к социальным категориям, нашедшим себя в том, чтобы ругать "сраную Рашку" и всех, кто на ее территории проживает.
К выруси на данный момент причисляют русофобов, радующихся смерти "ватников и колорадов", гибели мирных людей в катастрофах и терактах, убийству русских людей и трудностям российской экономики. Но, как всегда бывает, вырусский менталитет глубже своеобычного злорадства мерзавцев, пляшущих на трупах. И вырусь появилась не с украинской русофобией, а гораздо раньше. Еще до первых волн "колбасной" эмиграции. В мире миллионы эмигрантов, которых называют "людьми с русскими корнями", хотя их стоило бы назвать "вырусью" — тех, кто старательно подогревает в себе русофобию и твердит, будто эмиграция была их самой лучшей идеей и самым счастливым днем в их жизни. Для тех же, кто радуется смерти "ватников и колорадов", у меня и слова приличного нет.
Что сказать про бывших русских, обиженных на свою историческую родину? Не вы первые, не вы последние, кого называют неприятным вам словом. У каждой нации есть название, данное, как правило, ближними соседями. На расстоянии и конфликтов меньше, и обзываться не с руки, а попробуйте поживите бок о бок лет стопицот — такое прозвище обретете, что от одного его упоминания вас будет скручивать в бараний рог. Но обидней всего обзывают именно бывших. Бывших представителей нации или конфессии, отринувших всё, что для обширных социальных категорий было и остается безусловной ценностью.
Весьма неприятно считаться, например, выкрестом, их презирают и бывшие соратники по вере, и новые. Кстати, я сама из семьи выкрестов, то есть евреев, крещеных в христианскую веру — и не раз писала, как наша семья в стремлении хотя бы выглядеть русской огребала со всех сторон разом, и от неевреев, и от евреев. Прадед мой был сыном раввина и каких только мечтаний о земле обетованной не имел. А мечтания имели его почем зря, потому что раввинам в СССР жилось туго, а за границу их проклятый Сталин не выпускал. Дед мой, Иосиф Залманович Гершанок, русский по паспорту, рабочий класс по сословной принадлежности, член КПСС и коммунист по убеждениям, был выкрестом, поэтому не нравился даже собственной жене, не говоря уж о вполне приличном, интеллигентном, диссидентствующем семействе своем.
Я, внучка выкреста, с самого раннего детства терпеть не могла интеллигенцию и религиозных людей. Причем всякую и всяких: и еврейскую, и русскую, и иудеев, и христиан — слишком хорошо видела их сходство и нетерпимость. Родная мама моя в минуты раздражения звала меня и отца "жидовскими мордами". Тот факт, что половину своей крови я получила от нее (украинки по фамилии Кулаченко), мамулю не волновал. Какими словами меня, дочь шиксы, называли бабушки и дедушки, в своем интеллигентном еврействе, даже вспоминать не хочется. С тех пор у меня и на русские, и на украинские, и на еврейские национальные заморочки идиосинкразия. Также мне плевать, как называется та национальная или конфессиональная категория, к которой меня относят. Я сама себе категория.
Надо сказать, дао пофигиста оказалось единственным способом выжить в собственной семье. Я бы посоветовала его всем, кто вспыхивает при первом неодобрительном слове в адрес той социальной группы, к которой он принадлежит или мог принадлежать, к которой принадлежат его папаша и мамаша, дядя и тетя, седьмая вода на киселе и виртуальные друзяшки. Переносить на себя неодобрительное отношение отдельных личностей к поведению массы и толпы — верный способ всех достать, как Маугли. Поскольку оправдать поведение толп и масс невозможно. Оно нивелируется по самому тупому участнику массового действа и практически равно животному. Получается, что адвокат толпы требует признать ее поведение нормой, признать животное поведение нормой для человека, компрене?
Но никакие аргументы и уговоры не помогут человеку, вошедшему в раж по образцу "каквыможыти". Я даже попробовала забанить возгоревшуюся негодованием девицу на пару суток, чтобы та охолонула. Взрослый человек понял бы мой намек, а девушка полезла в почту, чтобы, не дай бог, ни единой скрупулы негодования не пропало втуне и все они достигли цели — меня.
Но вернемся к теме выруси и выкрестов. Поскольку родители у меня работали в УпДК, все эти веяния в астрале — быть евреем, не быть евреем, быть русским, не быть русским — они улавливали первыми. Все мы были русскими по паспорту, с фамилиями Кулаченко и Ципоркины, хотя русской крови в нас — шиш да маленько. Ну, может, затесался кто-то мимоезжий. Русскими в СССР жить и работать было проще, чем "нерусью". Нерусью, впрочем, нас обзывали и так, не заглядывая в паспорт. Мне-то повезло с европеоидными чертами лица, я смесок, а вот вся моя еврейская родня обоего пола была как на подбор, полные густоволосые брюнеты с усами, не только дядья, но и тетки.
Через тридцать лет пришла на нашу многострадальную землю, кипящую подавленными национальным конфликтами, эпоха толерастии. Слова "педераст (пидорас, пидор)", "гомосек", "ниггер", "чурка", "жид", "хохол" и пресловутая "нерусь" не то чтобы ушли из лексикона (как же, дождешься от них), но писателей за упоминание этих слов (которыми народ по-прежнему разговаривал вовсю) стали штрафовать. Как будто писатели могли что-то изменить в менталитете, в котором ругательства основаны на сексуальном поведении и национальной принадлежности. Тогда же из эмигрантов выделилась и сформировалась так называемая вырусь: жизнь на Западе, куда многие рванули в 90-е, спасаясь от голодной смерти, позволяла наесться, но не более того. Делать карьеру и становиться своим среди чужих оказалось очень и очень трудно. Те, кому не хватило сил, пошли по легкому пути обесценивания своей прошлой жизни.
Я все это наблюдала на примере собственной родни и родни Боевой Мыши. Им не очень-то везло с устройством на кисельных берегах, молочных реках и прочая, и прочая. Мой отчим, программер, нанялся чинить унитазы, маменька из кадровика посольства переквалифицировалась в посудомойки, сестра БМ из архитектора стала санитаркой, ее муж-полковник — таксистом. И даже за эти малые милости им постоянно приходилось благодарить местное население. Окружающая социальная среда была чрезвычайно агрессивной, иммигрантов то и дело тыкали мордой в их русские корни. Да так, что вся морда была в грязи. Это было, напоминаю, в 90-е.
Мать с отчимом, проебав все свои дивиденды, вернулись, сестра БМ с мужем прижились. Но и те, и другие объясняли, что сраная Рашка (именно так и никак иначе) загубила им жизнь. Чем и почему? Да вот этим самым, русскими корнями. Родись они сразу в благословенной Европе, их жизнь текла бы млеком и медом. Надо сказать, привычки выруси даже после возвращения остались у всех, кому Запад не преподнес себя на блюдечке, у тех, кому не хватило сил пробиться. "Хватит с меня этого дерьма!" — орали они, имея в виду неплохую, надо сказать, прошлую жизнь в СССР. И замечу, что точно так же некоторые мои бывшие друзья "рвут оковы" нашего общения, называя его (и меня заодно) дерьмом. Вот так и становятся вырусью: начинают лгать себе о том, что в свое время составляло одну из потребностей — дескать, мы вас столько терпели, а нынче, славатебебоже, избавились.
Предатели существуют за счет обесценивания. Вырусь существует за тот же счет. И захватывает в свою орбиту множество невежественных врушек и вралей. Такой у выруси менталитет: она находит идеального виноватого и обвиняет его во всем, вплоть до собственных ошибок. Это позволяет ей существенно снизить уровень психологического дискомфорта. Естественно, волшебного помощника представители выруси не отдадут и невиновность "сраной Рашки" в собственных глупостях не признают. А на кого потом стрелки переводить? На себя?
Людей, которые не влились в этот менталитет, всегда и везде было довольно мало. И я их искренне уважаю за то, что они не поддались общественному настроению, ставшему огромным психологическим искушением. Правда, на мое уважение разгневанные до красных глаз толерасты кладут с прибором, считая, будто я не делаю исключений, даже если в моих постах упомянуты исключения, а в моей жизни имеются факты, разрушающие кое-чью гениальную идею, что я всякого нерусского считаю нелюдью. Какие, право, мелочи — слова, факты... Главное — нагреться до температуры кипения и обвинить огулом. И, само собою, насмерть разобидеться, если за такое поведение тебя упрекнут во вздорности. Нести вздор и обвинять человека в том, чего он не говорил и не делал — это же не вздорность! А что?
Здесь мы имеем проблему, которая, как всегда, касается не отдельных привычек хороших девочек и мальчиков, время от времени устраивающих истерики злым тетям и дядям. Проблема намного глубже, корни ее закладывались примерно в те же времена, когда из русских людей там и сям вырастала вырусь. Имя ей толерастия.
За десятки лет толерастия проросла в мозги молодежи, делая ее поведение, мышление и восприятие неадекватным. Поскольку идея толерантности изначально неадекватна. Само по себе слово "толерантность" означает "терпимость", но что мы видим на деле? Нетерпимость к людям, видящим и фиксирующим очевидное. Упаси вас боже произнести запретное слово в присутствии толераста.
Когда-то я объясняла свое отношение к нетолерантным словам. Нетолерантные слова — те, которые обозначают постыдное, но очевидное. Противостояние наций и рас, насилие в семье, сексуальные отклонения, вражду, вражду, вражду. Писатель, который запрещает себе произносить эти слова и рассматривать эти конфликты, по доброй воле принимает двойственность идеологических стандартов. Как результат, он вовек не сформирует собственный взгляд на вещи. Его так и будут водить на поводке идеологии, завязав глаза. Он не может не знать, что вокруг существует "рожь и вот это всё": гомосексуалисты и гомофобы, евреи и антисемиты, русские и русофобы, украинцы и антиукраинисты, исламисты и "новый крестовый поход" против них. Но говорить об этом постесняется. Неприлично, толерантность запрещает. Для обывателя оно, может, и неплохо. Но для писателя, историка, журналиста — смерти подобно.
В пост по ссылке, само собой, пришел американский гражданин с нотацией "Каквыможыти произносить это ужасное слово?"... Интересно, эти люди в курсе существования реверсивной психологии? На запрет я всегда реагирую протестным поведением (за исключением тех ситуаций, когда разбираю тактику манипулирования мной и поступаю так, как никто не ожидал) — но они всегда пытаются врубиться напрямую: не делайте так, делайте эдак! Моя жесткая реакция на подобные претензии никого не удивила, все были морально готовы к тому, что я любой запрет делю на семь. Никто не заступился за чернокожую расу, которую назвали запретным словом (правда, запретным не у нас, а за океаном).
И вот в моем журнале произносится другое плохое слово (не уверена, что оно может считаться вполне сформировавшимся, но оно уже очень обидное) — "вырусь". Оно описывает русского человека, который, защищая свои интересы (как правило, финансовые), отказывается от собственной национальной идентичности. Вы знаете таких? Уверена, что знаете. Но назвать их считаете неловким. Как со словом "жопа" в старом анекдоте: надо же, жопа есть, а слова нету.
Ярые патриоты (внезапно проснувшиеся внутри вполне адекватных индивидов), как правило, народец малограмотный. Дореволюционный исторический источник о том же украинском сепаратизме осилить не могут, даже если им принесут ссылки и вкратце расскажут, "прачёэта". Они и тогда знай твердят: да вы все фашисты, фашисты! Вряд ли они поймут и слова Синильги: "Н. Ульянов и А. Царинный — это старый, ещё дореволюционный имперский дискурс сословного общества, а фашизм — модернистская идеология общества массового, соответственно, никак не может маркировать взгляды старой русской исторической школы. Позднейшее не может обозначать предыдущего". Ужасно сложная штука эта научная логика!
Попробую объяснить попроще, на пальцах и цифрах. Если заглянуть в переписи 1923 года, мы видим, что украинцев в/на Украине проживало меньше половины. Вот данные: 2 196 247 украинцев, 1 354 286 русских, 1 300 690 евреев, 91 247 поляков, 26 449 немцев, 19 520 белорусов. Следовательно, из кого возникла нация? Из смешения множества кровей, в основном русской, еврейской и малороссийской. Малороссы, как бы то ни раздражало украинскую диаспору, есть историческое и этнологическое понятие, сто лет назад отмененное "сверху": "малороссы представляли собой одну из трёх ветвей общерусского народа (наряду с великороссами и белорусами). Во второй половине XIX и начале XX века на фоне своеобразных семантических войн термин "малороссийский (малорусский)" стал употребляться реже, а украинские деятели от него отказались полностью. В период советской коренизации понятие "малоросс" утратило легитимность и в широком употреблении повсеместно было заменено понятием украинец". Семантические войны, значит. Ну-ну.
Итак, толерантность повсеместно запрещает разбираться в причинах вековой вражды, а предлагает принять подложные толерантные утверждения как Священный Завет. И укров выводить из Киевской Руси, и негров переименовать в афро-что-то-там, и геям позволить "расширять рамки" либидо молодых поколений, с детсада объясняя, как хорошо не мучиться с противоположным полом, а сразу наладить контакт со своим... И компенсировать "обиженным" категориям обиду, нанесенную социумом. Чем? Вечным лизанием жопы. Позвольте, но тогда мы получим (да уже получили) избалованных засранцев, которым либо сию минуту подавай желаемое, либо они закатят очередную истерику!
Помню, как некая феминистка бродила по тредам моего ЖЖ и бубнила: "Если вам приходится выбирать между мужчиной и женщиной, выбирайте женщину!" На вопрос, почему бы не выбрать того, кто больше подходит, нажралась в хлам, пьяненько заявила, что она, видите ли, устамши и отправилась в бан. Хорошая была френдесса. Только глупая, пьющая и зацикленная на идее, что "некоторые равнее".
Так вот. Никто не равнее. Как бы вы ни добивались особых условий для себя, для вашей категории, для дружественных толерастов, для идей квазигуманизма — никто и ничто в обществе и в природе не равнее. Учитесь существовать на тех же условиях, что и все.