2. прочитала дискуссию на Уделе, ссылка на которую была на форуме. "Много думал" (из анекдота). Если бы я прочла это много раньше, у меня бы вопросов к Луне было бы меньше, скорее всего. "Не хочу вникать, хочу писать развлекалово", ну ок.
3. Про конфликт — а и в самом деле, почему бы не разобрать что-нибудь из Луны наглядно.
Открываем словарь:
Коротко, литературный конфликт это противоречие, образующее сюжет, проявляется в столкновении и борьбе. Для образования конфликта нужны: предмет конфликта "на узкой дорожке" (то есть, если "предмета" хватит всем и никто не уйдёт обиженным, конфликта может не получиться, должна быть конкуренция), участники (представители более чем одной стороны), у которых есть свои мотивации (если кто-то из участников в ситуации ничего особенного не хочет, и в любой момент времени может покинуть зону боевых действий ничего не теряя, то он не участник а мимокрокодил). Литературые конфликты бывают разные, внешние (против обстоятельств, против общества, против антагониста) и внутренние, открытые и скрытые; ещё их типологизируют по способу проявления в сюжете (предваряющий, статичный, скачущий, постепенный).
Конфликт
1. завязывается (стартовая ситуация, предваряющий конфликт)
2. развивается (герой оказывается в разных сложных положениях, из которых _читателю не очевидно,_ как он выберется)
3. нарастает (поднимаются ставки (это важно), увеличивается число сторон-участников, у каждой должна быть своя мотивация (то есть, если
добавляется ещё один орк за компанию к уже выписанной банде орков, то число участников конфликта осталось прежним, выросла, может быть,
боеспособность группы орков разве что (и то не факт))
4. взрывается кульминацией (самое напряжённое столкновение; в кульминации неплохо бы, чтобы выстрелили все ружья со швабрами и сыграли заложенные интриги)
5. разрешается
Откладываем словарь.
Открываем "Шанс, в котором нет правил"
Глава 1. Клуб «Морена»
(Потому что там одно целое дело Белой команды от начала и до конца)
Краткое содержание:
1 шаг.
Полицейский Занин приводит к лунным детективам отца пропавшей девочки, Нины Александровой; Занин же выдаёт одну слабую зацепку — Нина и ещё один пропавший мальчик посещали одну и ту же мадам психолога Локшину. Сам Занин взять Локшину не может, санкции прокурора нет и не будет, значит, надо брать незаконно.
Вполне нормальная завязка: предмет конфликта — пропавшая девочка Нина, введённые участники — папа девочки (обычный человек, хочет вернуть дочь, готов платить), полицейский Занин (мотивация — процессуально-содержательная: хочет раскрыть дело, и для него это важнее законности (то есть, у г-на Занина обозначен внутренний конфликт интересов)), Эней (к процессуально-содержательному мотиву раскрыть дело подмешивается личное отношение: девочка напоминает об умершей жене, включается альтруистическое сопереживание). И некие похитители, которых мы ещё не знаем.
Интересная цитата 1:
"Брать варков без жесткой доказательной базы не могла даже СБ, а самой лучшей доказательной базой был труп. Если дело передадут в СБ,
шансы на то, что девочку удастся вытащить живой…"
Это — первая ставка, если команда героев не справится, девочка, скорее всего, умрёт.
Интересная цитата 2:
"То, чего Занин хотел сейчас, выходило за рамки отношений «мент-информатор». Очень далеко выходило. По сути дела, он почти в открытую попросил взломать домашний и рабочий комп Локшиной. А поскольку домашний комп, скорее всего, выключен и заблокирован — то взламывать придется и квартиру, чтобы включить его и выйти в Сеть, а остальное уже дело Антона. Чистый криминал."
Это — препятствие и вторая ставка. На пути расследования перед лунными детективами препятствие в виде незаконности действий, угроза в случае провала — попадание в категорию на съедение.
Эта же ставка висела над Заниным, он её лунным мальчикам по эстафете и передал в завязке конфликта. Полицейскому нужны "руки", взамен он их прикрывает и обменивается информацией — так нам обозначают отношения с этим союзником.
2 шаг.
За кадром команда вскрыла рабочую переписку Локшиной. Появляется новый фигурант — некто Клавдий.
Подумав, герои решают не сдавать информацию полиции, и продолжать незаконные действия:
Интересная цитата 3:
"А мы ведь даже не знаем, имеет ли он отношение к нашему случаю. И замешана ли Локшина. Нам придется на них обоих выходить лично и допрашивать под наркотиком."
Эта цитата ещё раз обращает внимание читателя на то, что действия персонажей могут стоить им попадания в категорию. То есть, цитата 2 из шага 1 ещё могла сойти за просто обрисовывание ситуации в целом, повтор актцента — это уже ружьё.
Решают они это, так как процедуры у полицейских медленные:
Интересная цитата 4:
"И третьи сутки вот-вот пойдут…"
Подъём ставки: мало времени до вступления в игру СБ (упомнянутой в цитате 1).
3 шаг.
Антон чатится с Клавдием, затем ему звонит Эней и сообщает, что Клавдия взяли.
Трудностей у Антона не возникает, этот кусок — чисто процедурное описание его действий. События есть, продвижение по детективной части сюжета есть, противодействия и эскалации ключевого конфликта нет.
(Примечание: процедурные куски сами по себе — штука нормальная, особенно для нарративов про работу профессионалов).
4 шаг.
Игорь проникает в квартиру Локшиной и допрашивает её. Локшина под наркотиком рассказывает всё, что нужно. Игорь запугивает её, чтобы она пошла сдаваться полиции:
"Завтра вы пойдете в милицию. К тому самому оперу. И расскажете все, что только что сказали мне. Добровольно. Можете приукрасить в свою пользу. (...) Если вы не пойдете в милицию с утра, я не вернусь, нет. Мы просто сообщим работодателям Клавдия, кто его сдал. И вас найдут. А если вы расскажете про мой визит, вас обязательно допросят так, как это только что сделал я. Обвинения против высоких господ — дело серьезное. Они допросят вас и точно установят меру вашей вины. "
Дальше Эней и Игорь идут брать Клавдия, вычисляют его по иконке Антона на экране, выводят из клуба, сажают в машину, решают не использовать наркотик, допрашивают запугиванием, довозят до леса, запугивают сначала по делу, затем просто так, ибо за его бессмертную душу беспокоятся и совесть пробудить пробуют, в итоге сдают Занину. Эней отправляет Кена подписывать с папой девочки контракт на возвращение ребёнка, и собираться на утренний монорельс в Москву.
Трудностей у команды не возникает никаких, кусок опять чисто процедурный. События в куске есть, продвижение по детективной части сюжета есть, конфликты: два одноклеточных (допросы с применением силы — это определённо столкновение интересов), которые выиграны командой ещё до их начала (допрашиваемые не знают о команде до того, как попадаются и уже поздно), в обеих ситуациях сразу расставлены сильная и слабая позиция, и намёка на возможность перемены позиции нет. То есть, герои снова не встречают на своём пути какого-либо сопротивления.
Первая часть расследования завершена, итог: текст сразу показывает нам, что героям ни в один момент времени не угрожает провал, то есть, назначенная ставка "категория за незаконные действия" в игру так и не вступает. по сути, про неё сказали и забыли.
В принципе, если первый раунд остался за героями, это ещё не ужас-ужас: можно счесть, что всё это была экспозиция их как профессионалов. Конечно, Молчанов в своём "Букваре сценариста" именно такой подход рассказывать детективную историю ругал (просто люблю у него этот пример: если на каком-то этапе расследования детективу нужно опросить бабушку, то " герой просто пришёл и опросил бабушку" — это плохо. Приходит детектив, а бабушка уехала в Саратов. А бабушка под героином. А бабушка лежит на кухне с отрезанной головой. А бабушка — инопланетянин. И вот когда эта инопланетная безголовая бабушка в героиновом приходе резко возвращается из Саратова и пытается сожрать детектива... ).
Но сущестует такой жанр, как процедурная драма — хороший, между прочим, жанр. Правда, требует крепкого сюжета под себя и реалистичного
(внутренне логичного и непротиворечивого) поведения ВСЕХ участников...
5 шаг.
Цумэ и Кен прибывают в Морену под видом бизнесмена и его телохранителя. Цуме чует старого варка через все двери, и в зал с боями они не идут, так как Цумэ опасается, что старый упырь опознает и священника, и, может быть, даже данпила. За кадром остались процедуры получения всех нужных команде пропусков (в том числе и прихватывание сотрудника, который рассказал героям, где что лежит), нам просто говорят, что у героев это есть; в баре Игорь перемигивается Энеем, что им с Кеном вниз нельзя, тот всё понимает и уходит на арены, куда успел записаться опять-таки за кадром.
Интересная цитата 5:
"Значит, придется идти верхом. Риск больше, шансов затеряться меньше — но столкновение со старым варком — это уже не риск. Это заваленная операция."
Из двух вариантов повышения ставки герои выбирают меньший (что логично). Нам напоминают, что герои таки рискуют, да. Про "шансы затеряться" хочется подчеркнуть отдельно.
Итак, герои играют план Б "идти поверху": Игорь просто делает вид, что застрял в кабинке отдохновения и идёт в бордель. С лёгкостью проходит, никого нет. Проходит мимо дверей, "принюхиваясь", по психозапахам определяет именно нужную дверь, выламывает её, ломает позвоночник клиенту, вкалывает Нине (Цумэ не ошибся дверью, это с первой попытки нужная девочка) успокоительное, заворачивает её в халат и выдаёт Кену нести.
"Прекрасно. Все прошло просто прекрасно. " (!!!) Текст подчёркивает, что заминок не было от слова совсем.
Интересная цитата 6:
"Игорь вспомнил вчерашнее… а, нет, уже позавчерашнее утро — черного от гнева и злости Занина, полотняно-белого Александрова. А ведь Эней это предвидел заранее, и велел Косте заказать билеты на монорельс еще до того, как Занину ответили — «дело взято в оперативную разработку».
Сволочи. Поганые купленные сволочи."
Нам задним числом сообщают, что СБ таки вступило в игру. Снова наше внимание обращают на ружьё с СБ, да ещё и поднимают ставку: СБ уже на хвосте (и хороший вопрос, на чьём, не прикрывает ли оно владельцев Морены).
Дальше, Цумэ и Кен несут девочку, по пути Цумэ убивает: официанта с подносом ("Официант осел на пол. Хорошие ковры в этом заведении — мечта террориста."), охранника у входа, который не успел даже заметить убийцу. Игорь выбивает дверь, но сигнализация не срабатывает ("Замок на двери оказался механическим, электронная отмычка не годилась, терять время на подбор фомки не хотелось, и Игорь просто выбил его. Не слишком удачно — ушиб пальцы. Сигнализация не сработала, видимо опознала карточку обслуги."). Без проблем пересекают двор ("Хозяйственный двор пуст, освещения — никакого."), Игорь убивает ещё одного охранника у будки служебных ворот, так удачно вышедшего покурить. Кен укладывает девочку в багажник.
Интересная цитата 7:
"Через двадцать минут они будут в Жулебино. Там детский дом и отличный медпункт, и заместитель директора, которая очень обязана «Лунному свету» и уже предупреждена.Если бы не ответ Москвы, не «оперативная разработка», можно было бы идти в любую больницу и открыто обращаться в милицию. "
Нам постфактум заявляют, что герои уже решили проблему с СБ, задействовав не показанный ранее в тексте контакт. То есть, ружьё с СБ было всё это время разряжено.
Эпизод кончается тем, что Игорь возвращается в Морену.
А теперь проанализируем, что мы только что получили.
Препятствий не просто нет вообще — текст сам подчёркивает, что их нет, несколько раз. Продвижение по основному конфликту: он РАЗРЕШЁН.
Девочку спасли, Кен её увозит в безопасность, как обойти проблему с СБ герои уже позаботились.
Ещё раз. Основной конфликт главы был разрешён вообще без единого противодействия. Без. Единого.
Ни одно из ружей (угроза категорией; проблемы с СБ; риск засветиться в Морене, наконец) не стреляет (и мы знаем, что и дальше по тексту не выстрелит). Я говорю сейчас не о моих "инсинуациях" на тему того, где и как герои прокололись бы и что им за это было, я говорю ровно о том, на что сам текст делал нам, читателям, акценты.
То есть, конфликт с девочкой имеет завязку и... всё. Дальше идёт не сюжет, а хроника.
Хорошо, у нас, вроде как, есть переход на
следующий конфликт: Цумэ против клуба "Морена".
И если в предыдущих частях ворчание про ленивые допросы бабушек без телепортации их голов в Саратов могло сойти за вкусовщину, то тут просто увы.
Какие простейшие препятствия сходу можно было бы добавить, не меняя почти ничего:
— Игорь мог встретить официанта вначале, и потом поискать место, куда спрятать тело, чтоб не привлекало внимания;
— Он мог ошибиться дверью при первой попытке (и развитие: там тоже жертва (нам же прямым текстом и Занин, и Локшина, и Клавдий говорят, что похищали не только Нину), на которую или тратить снотворное, или закрывать, чтоб не шумела, с трупом клиента так, как есть, в сознании и истерике — и вот нам уже и моральный выбор);
— на открывание дверей могла выйти, представьте себе, горничная убираться после клиентов в сопровождении пары охранников, что должны отвести "живой товар" из комнаты для свиданий в комнату содержания (и, может быть, к врачу)). Вот нам и повод подраться с противником, который хотя бы немного защищается, знаете ли;
— если мы потратили снотворное на прошлую жертву, то на Нину его не хватает, и девочку приходится уговаривать и успокаивать, что сделает ещё один интересный словесный конфликт (а не обдалбывать медикаментами, превращая в бессловесный макгаффин)...
Это я даже не спрашиваю про логику, по которой ВСЕ коридоры борделя не просматриваются камерами охраны в реальном режиме, двери в борделе для в том числе Старших товарищ с параметрами молодого варка высаживает без проблем (то есть, никакой защиты от поехавшего от запаха крови и прочих раздражителей в этом месте упыря не предусмотрено — ёлки-палки, в любом борделе ставят защиту от разбушевавшихся "перебравших" клиентов, а с учётом того, сколько заплатили только одной Локшиной за ребёнка очевидно, что "товар" всё-таки будут ценить ну хоть немножечко), не сработавшая на высаживание дверей сигнализация...
6 шаг.
Текст переключается на Волкова, добавляет немного его образу и даёт через него картинку происходящего на боях. Ремаркой о том, что Волков слегка завидует зелёному огню Габриэляна повышается символический капитал последнего как персонажа (это — годный способ это делать, кстати). Через диалог Волкова с Габриэляном нам представляют спутницу Волкова (пока просто так — её покажут через несколько глав) и проходного антагониста этого эпизода — шестинедельного упырёнка Кима, бойца на сцене. Его сразу характеризуют как младенца, недоучку и блатного, так что его символический капитал сходу ниже плинтуса, очевидно, что серьёзным противником он не является. Да, даже при том, что мы знаем про Энея за кулисами: в интро Эней успел Корбута оттаскать и охранников под стимулятором впечатлить, так что нам ясно дают понять, что интриги с Кимом не будет.
Вадим Арович демонстрирует в диалоге логику и сообразительность, затем по просьбе Волкова идёт к арене. Волков делает замечание про оставленную на поясе планшетку — и это снова способ повысить крутизну Габриэляна и дать ему сказать заветное "Скорее испорчусь я", (но эта переброска фраз режет мне глаз своей топорностью; вот серьёзно, Волков же знает ТТХ Габриэляна — это раз, с чего ему вообще проявлять заботу об оргтехнике (секретута) референта, посылая того на смертный бой, это два, и сама фраза "вы, КАЖЕТСЯ, забыли..." странная в контексте, скорее было бы "Вы прямо так пойдёте?", потому что первая предполагает вангование о ненамеренности действий с планшеткой при том, что Габриэлян только что манипулировал очками, про которые Волков, заметим, не спросил, а вторая — просто уточнение... ладно, это уже мои деформации, именно на естественность и продуманность диалогов редактор меня в своё время особенно натаскивал, и ведь большинство диалогов в Луне хорошие, живые (кроме диалогов Габриэляна с Волковым, в них встречается странное)).
Габриэлян доминирует распорядителя боёв и тот разрешает Габриэляну выставиться, минуя стандартные для этого места процедуры ("Распорядитель кивнул. Он уже понял, что дело нечисто, и решил, что нужно соглашаться. Неправильно решил."), Габриэлян отказывается от раскачки и переодевания ("Отказ от разминки был чистым непрофессиональным пижонством. Но работал на нужное впечатление. Вот у распорядителя оно уже сложилось окончательно."). Габриэлян дожидается выхода противника и... снимает лишнее ("Снял обувь. Аккуратно повесил пиджак на спинку кресла — хорошо бы остаться в пиджаке, но это уже будет перебор. " — да, это я всё ещё про реплику Волкова насчёт планшетки; зачем было спрашивать это вообще, если у Габриэляна была возможность и переодеться в раздевалке (отказался), и снять лишнее просто на своё место; он с планшеткой на боку только записываться шёл, не сразу на ринг, и это было очевидно любому, кто видел больше одного боя — а Волков в клубе второй раз...).
Дальше идёт драка Габриэляна с упырёнком. Что он победит — очевидно сразу, вопрос был лишь в том, как, о чём, собственно, и сцена. Это экспозиция Вадима Аровича.Вадим Арович объясняет Киму, кто здесь большой и главный и сворачивает шею.
Интересная цитата 8:
" Все. Формальности как бы соблюдены. Скандала не будет. (...)Завтра городская санинспекция — или пожарная охрана — закроет это заведение из-за каких-нибудь тараканов в проводке и Аркадию Петровичу придется искать себе новый источник коктейлей. "
Как я уже разбирала раньше, ставка в ситуации здесь — доброе имя патрона Габриэляна, Волкова А. П.: скандал не нужен, чтобы, судя по всему, у Волкова не было проблем (по крайней мере, это единственная озвучиваемая причина не расследовать тут всё официально; хотя очень странно, исходя из прочих данных по волковским правилам, но спишем на черновик и то, что нам не всё сказали).
Сцена заканчивается тем, что Габриэлян хочет остаться на полчасика.
Итак, этот кусок — экспозиция новых действующих лиц. Открытый конфликт — Габриэлян защищает интересы патрона, предпосылки для скрытого конфликта (самого его ещё нет) — мы знаем, что за кулисами стоял Эней и где-то наверху своё дело делают Цумэ и Кен,
и пробелму со старым варком они уже обозначили, теперь нам показывают ещё и неучтённого никем из них человека-Габриэляна. Интрига, разминутся ли, и если не разминутся — что из этого выйдет.
Отдельный вопрос — мотивация Габриэляна: судя по всему, это а) выполнить служебные обязанности, б) повыпендриваться (заметим, ни одна из них не является сильной для оформления конфликта-здесь-и-сейчас; Габриэлян пока ещё ни с кем интересами не столкнулся, предмета конфликта нет).