Вы не вошли.
Для истории: кажется, подогнала вторую подставку для этой скрипки.
Мораль: ровно чертить, ровно резать, экономно резать, наждачка 120 и сильными продольными движениями. Как рубанком. А "лодочку" снимать микростамеской, как раз это есть.
Оторвала нижний порожек. Под ним расклейка обечайки и контр-обечайки, надо короче все вскрывать и подгонять/клеить.и порожки пока тренироваться делать.
А вообще мне грустно и не очень. Как ни странно, мне надо в москву. Всегда было надо сюда а теперь надо в москву.
Ну и на терапию. Всегда туда надо.
Сегодняшняя работа немного anti-climax , потому что потестировать звук после поставленной (в 3й раз) душки и своей (родной!) подставки, не вышло. Мало того что в скрипке расклейка так там еще и стала вылезать пуговица.скока ни наматывай. Плюс то ли от жары/влажности, то ли от расклеек, душка не встает туда куда должна, а встает в более узкое место.то есть надо бы душку сделать тоже.а это я тут не смогу.
Ну,зато захотелось поиграть.еще бы, я сегодня не делала ваще ничего..
А кстати, подогнала еще одни ножки. Мораль: режь мало, 120ка рулит, убирай лодочку стамеской
Отредактировано (2024-07-09 17:28:22)
В твиттере на меня подписался японский скрипкомастер, который щас по щепкам будет собирать раздолбаную виолончель. На фотку больно смотреть но он говорит что мол норм, справимся. Я хз как такое можно но мастеру виднее. Буду следить.
Да, я хочу в обзоры -_-
Все пытаюсь вернуться в ежедневный марафон. Ну вот, второй день подряд занимаюсь.
Минусы: осанка и руки, конечно. Промто капец чего делать, мне дико тяжело играть. Все зажимается даже если просто стоять.
Почитала с листа. Тоже расстройство, ну так чего б мы хотели, конечно, полгода без систематических занятий. Мешает, кнечн, что очки постоянно запотевают в этой жаре..
Играла наизусть, тоже недовольна. Но ващето лет 5 назад я б от такой интонации с ума сошла. Она плохая, но она сильно лучше ранее отсутствовавшей.
Все, похожее на Шрадика, я играю хорошо. Осталось найти непохожее. С другими ритмами.
Ну и чота делать опять со спиной, плечами, руками.
Вспомнила занятие с дрон-звуеом. Когда в приложении запускаешь тянуться ноту тоники и дальше играешь хоть гаммы хоть упражнения. Сильно лучше становится.
Хочу доучить несчастную 2ю часть двойного Баха. Пора уже ее целиком наизусть. И 1ю и 3ю разбирать.
Только с Бахом так получается заниматься, он затягивает.
анон из безблога про пианино шлет ответные приветы!
ты очень интересно пишешь про технические аспекты изготовления скрипок и вообще крут тем, что столько всего умеешь.
а поддержание постоянного ритма занятий - это да, бывает проблемно. но удачи на этом нелегком пути!
анон из безблога про пианино шлет ответные приветы!
ты очень интересно пишешь про технические аспекты изготовления скрипок и вообще крут тем, что столько всего умеешь.а поддержание постоянного ритма занятий - это да, бывает проблемно. но удачи на этом нелегком пути!
спасибоооо!! я скорее оч многое НЕУМЕЮ, но пытаюсь начинать. это фан в процессе, а когда чтото получается то вообще. и руками делать чтото оч полезная штука тоже. а то у меня основная работа интеллектуально-эфемерная, а тут сделал деревяшку - есть деревяшка )
Другой анон неистово плюсует - посмотреть на свою работу В ШТУКАХ - очень надо всегда.
ураа я в телевизоре ) спасибо обзорщику!
мне справедливо попеняли что я тут не объясняю всякие термины и вот я решила объяснить термины..
все сразу, ну а чего ,я же любитель общих теорий всего )
Вообще в скрипке детали ОЧЕНЬ смешно называются, часто уменьшительно-ласкательно: порожек, душка (не дуЖка, как я думала, а душка, маленькая душа), машинки. Даже видела "колодочка" в учебнике начала 20 века.
сначала чуть-чуть истории:
вроде как считается, что все струнные смычковые инструменты - это когда-то был лук и стрелы. стрелой били по тетиве лука, и получался звук. сейчас вместо лука - сам инструмент, а стрела - смычок. хотя он теперь тоже выглядит как лук, и по сути мы бьем луком об лук )
вот просто схема скрипки, тут подписано основное. я навреное пойду снизу. с самого )
Начнем с пуговицы! )
пуговица это штыречек из черного дерева (хотелось бы, но не всегда), который втыкается скрипке в попу, и служит нижней точкой прикрепления струн.
я долго думала, как же она держится в скрипке, ведь бока скрипки (обечайки) - очень тонкие!
но оказывается, внутри скрипки есть специальные вставки, их называют "клотцы", и они придают стабильности и жесткости. четыре расположены в уголках, один там где пуговица, и один там где гриф.
вот на этой схеме очень хорошо видно
если идти дальше по натяжению струны, то за пуговицу цепляется подгрифник. это довольно странное название, потому что он не ПОД грифом. то есть под, только если скрипку держать вертикально, а так он должен бы называться противогрифником ) Эта штука бывает из черного дерева, из металла или пластика. говорят, влияет на звук...
вот на этой картинке в подгрифник уже вставлены так называемые машинки. они нужны для тонкой настройки струн. иногда =считается высоким классом. если маишнка есть только на самой высокой струне ми, а остальные настраиваются колками. но на ученических скрипках машинок 4, на каждой струне.
если мы идем дальше по натяжению струны, то вот тут собственно начинается сама струна - она цепляется за машинку (либо за сам подгрифник). Кстати, на обоих концах струн вы наверное видели, намотана нитка, разных цветов. она имеет и технчиеское назначение, она держит "хвостик" струны, и функцию различения струн. у каждого производителя своя цветовая кодировка, и есть где-то в сети большой пдф-файл со сводной таблицей современных производителей, у кого с какой стороны что намотано. Я пока знаю "в лицо" один тип струн: Ева Пирацци. Около машинок они в черно-зеленой обмотке...
далее струна встречается с подставкой.
подставка - это то что я оч долго учусь подгонять,и покаа не научилась. дело в том что подставки продаются заготовками, но у каждой подставки нужно подогнать ножки, чтобы они нормально стояли на верхней деке, и верхний овал, чтобы он тодже был.. нормальным. то есть чтобы струны были на определенном расстоянии друг от друга, на определенной высоте от грифа. но ножки это просто боль, конечно...
вот так выглядит заготовка подставки:
обратите внимание, какие у нее толстые и прямые подошвы ножек, и какая она симметричная сверху.
вот что будет если поставить заготовку подставки на скрипку: видно что края ножек торчат, "пятки" впиваются в деку (напоминаю про около 10 кг которые давят при полном натяжении струн), а струны лежат черти как, играть неудобно, и слигшкмо высоко, не пробьешь их до грифа
вот так выглядит подогнанная подставка. посмотрите на ножки и на верхний овал. ножки тонкие и исчезло "плоскостопие", они теперь повторяют изгиб верхней деки. и верхний овал сделан грамотно
вот так выглядит подогнанная подставка, стоящая на скрипке: лапки плотно стоят на деке, ничего не висит и не торчт.
уф, чота меня занесло в подставки, но НЕУДИВИТЕЛЬНО скока я с ними того этого, люблю их в общем.
вот на подставке навреное , на сегодня пауза. завтра допишу остальное )
Отредактировано (2024-07-16 18:37:10)
Анон, вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я! Офигенная простыня, и с картинками, и с пояснениями, и замечательно интересно!
Обязательно напиши про все остальные части, потому что очень здорово!
Зачем в подставке выпилены красивые дырочки? Просто для красоты или они помогают добыть звук? А подставка как-то крепится или просто прижата к деке струнами?
обзорщик
Анон, спасибо за объяснения и картинки, это обалденно интересно!
Анон, вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я! Офигенная простыня, и с картинками, и с пояснениями, и замечательно интересно!
Обязательно напиши про все остальные части, потому что очень здорово!Зачем в подставке выпилены красивые дырочки? Просто для красоты или они помогают добыть звук? А подставка как-то крепится или просто прижата к деке струнами?
обзорщик
ох, это вопрос на миллион. совсем квалифицированно я на него ответить не могу, потому что тут какая-то хитрая наука. Эта форма закрепилась исторически, многие пытались найти какую-то другую, но вот эта показывает себя лучше всего при передаче звука. там почему-то не должно быть острых углов, и в форме самой подставки должна присутствовать вот такая баазовая штука, я красными линиями нарисовала
то есть вибрации передаются н прямо, аа как бы по диагонали. мне както продемонстрировали физику подставки, которая должна часть колебаний гасить а часть передавать, так: если встать широко раасставив ноги, согнуть их в коленях, и поднять руки над головой, тоже согнутыЕ, как будто дершишь над голоой здоровенный поднос, получится как раз то что делает подставка - гибкая к вибрациям конструкция, которая при этом легко возвравщается в центральное состояние.
исторически формы подставок эволюционировали, но видно что вот эти вырезки (боковые называют почками, а верхние - глазками..) всегда оставались
вот такие есть современные варианты, но и тут видно эту логику крестика из кривых линий
и такой же форм-фактор сохраняется в виолончельных и контрабасовых подставках
и да, подставка ничем не крепится на скрипке, держится натяжением струн. поэтому там есть ряд хитростей, когда регулярно настраиваешь скрипку, то есть тяжешь струны, подставка , что логично, тоже может за ними "тянуться", может наклоняться или сгибаться. это надо постоянно проверять и править. если это делать регулярно, хорошая подставка почти что вечная.
это навеодит меня еще на один красивый факт, хоть он и не относится напрямую к твоему вопросу: собственно, почему скрипки клеют на рыбный клей, почему есть части, которые держатся только на трении? ну, во-первых чтобы скрипку можно было вскрыть и чтоот внутри нее сделать, и потом собрать обратно. но еще -чтобы сохранить самое ценное в скрипке, деки. Именно эти два кусочка дерева, если они хорошо сделоан, самая великая ценность. и если скрипка упала, ударилась - пусть от нее отлетят все детали, но пусть деки останутся целыми. то есть прочность швов намеренно низкая, чтобы они не пустили разрушение дальше, на деку.
деки конечно, тоже восстанавливаются, но это совсем другая хирургия.
:
двигаемся дальше по натяжению струны вверх. напоминаю, что струна по сути, натянутаа между двух точек - пуговица в попе скрипки (ну как еще это место обозвать), и колок в голове (это место тоже именно так и называется)
В прошлый раз мы перегнулись через подставку, и следующее на пути - накладка на гриф. или гриф. То есть как. тут путаница.
Если по нормальной номенклатуре, то эта черная штука называется накладкой на гриф. как вы помните, у нас есть еще подгрифник. а вот грифа , по нормальной номенклатуре, у скрипки нет. вот так вот. но в обиходе, разумеется, накладки называются "грифами". у нас даже ремонт такой есть, "строгание грифа". про это далее
это штука из черного дерева, которая тоже продается заготовками, а потом подгоняется по месту.
Из черного дерева она потому, что черное дерево очень прочное. из него делают части, на котоыре падает самая существенная нагрузка, и где НЕ НУЖНА гибкость и пружинистость. вот в подставке нужно чтобы она пружинила, она работает немног окак звуковой фильтр, отсекая часть вибрация, передавая другие. а все черные детали скрипки - пуговица, гриф, колки, нижний и верхний порожки (чорт я забыла про нижний порожек рассказать) должны быть жесткими, никуда не продавливаться, и стойко сносить нагрузки.
иногда их делают из других пород дерека, но я никогда не видела вживую
хорошо видно, что гриф не плоский, а полукруглый. эта его кривизна должна совпадать с верхним овалом подставки.
но вот что видно не очень хорошо, так это то, что гриф выгнут "лодочкой" в продольной плоскости. зачем это нужно, по нять довольно легко - играть-то надо и у самог оверхнег опорожка, и выше, ближе к подставке. если гриф идеально прямой, то при небольшой высоте струн они будут "звенеть", ведьу верхренго порожка струна будет почти лежать на грифе, и вибрируя, заденет его отчно.
вот на этой картинке - как НЕ НАДО, потому что тут лодочка зашкаливающая, и струна будет звенеть уже об "хвост" грифа. но зато хорошо видно прогиб!
собственно, чтобы исправить то что на картинке, берется рубанок, и со многими измерениями и осторожностями, "хвост" стачивается, так чтобы получалась вот эта фотогарфия.
тут на гриф сверху положили линейку, и в самом глубоком месте прогиба должно быть не больше 1 мм. а по-хорошему вообще 0,8 мм.
вообще геометрия грифа таит много нюансов, но их все я не знаю ( там есть несиммтеричность скоса на теноровой стороне (стороне ми), так как там чаще играют в высоких позициях, итд...
кстати на фотке фигово меряют - ну кто ж рулеткой-то милиметры считает - и прогиб тут здоровенный, под 2 мм.
строгание грифа может понадобиться так же если он просто видел некоторое дерьмо и истерся под пальцами и струнами.
вот так выглядит гриф, переживший много Шрадика (автор упржнений на беглость левой руки))
вот на этой картинке слева гриф который уже дальше строгать нельзя. смотрите акой тоненький. а справа, уже смонтированный на скрипку, новый.
лирическое отступление.
гриф и его геометрия (вкупе с подставкой, конечно) - это то, что невероятно влияет на удобство игры, беглость пальцев, возможность игры двойных нот (то есть когда зажимаешь две струны) и аккордов (2, 3, 4 струны, что овобще жесть)
на моей скрипке было все хорошо с подставкой, но как оказалось, был очень большой прогиб грифа. откуда он взялся - а хз. дерево вещь такая. нагрели, охладили, влажность упала, поднялась - вот и все поехало в стороны.
но я не знала об этом. и играла Шрадика, недоумевая вместе со своим преподавателем, какого фига мне ТАК тяжело. потом мне показывали двойные нотыи они никак не получались. и преподаватель взял скрипку в руки и понял что и у него они на ней не получаются.
когда я отнесла скрипку под новый год к великому В.В. (ох дорогой подарок я себе устроила с этим ремонтом, но ни о чем не жалею), он сразу приложил линейку, пригласил меня посмотреть на прогиб и сказал что это "больше чем допустимо для контрабаса". Если в этом и было некоторое преувеличение, то только некоторое.
когда я взяла в руки скрипку с новым грифом, подогнанным мастером, я забыла что стесняюсь играть при профи я вообще все забыла, кроме ощущения что мне из Волги сделали Феррари. я пилила все что придет в голову прямо там в мастерской, потому что это было аааа ну как ее положить-то вообще.
речь идет о долях милиметра. но ей-богу, прогиб в 0,7 и прогиб в 1,5 мм чувствуется как "все было такое же тока я теперь могу играть в три раза быстрее с теми же усилиями".
мораль: меряйте прогиб грифа. и не мучайте свою левую руку. я себе накачала ненужную мышку на третьем пальце, которая до сих пор пугает моего препода
Отредактировано (2024-07-17 16:55:07)
так, ну и в жнре "я не договорила".
про наклейки на гриф.
скрипка - инструмент безладовый. т оесть если на гитаре попасть два раза в одно и то же место левой рукой можно, то на скрипке это ОТТАКАЯ проблема. ворох этих проблем называется "интонацией", и это тоже такое в общем натягивание словаря на профессиональную сферу, потому что обычно интонация это рисунок мелодии, голоса, во времени. а в скрипичном деле интонация- это то насколько ты чисто попадаешь в ноты. что зависит от того насоклько у тебя палец левой руки встает в одно и то же место и под одним и тем же наклоном (да, это влияет).
поэтому чтобы убрать фрустрацию у тех кто начинает играть, даавно и очевидно придумали накладки на гриф, чтобы ориентироваться чисто глазами. то етсь если ОЧЕНЬ хорошо настроить скрипку, и играть попадая пальцами в этим наклейки, будет примерно то что надо.
я не великий скрипичный педагог, но я как частное лицо СИЛЬНО ПРОТИВ.
надо развивать уши, а не глаза. эти наклейки очень приковывают взор и потом без них кообще как. интонирование - это связь пальцев и ушей, и все, ничего больше. четверть тона могут зависеть от наклона пальца, от того каким углом стоит подушечка на струне, от того на какие полмиллиметра он куда двинут. по наклейкам этого все равно не увидишь.
есть другие способы воспитывать это дело. да, они муторные, но я уверена что и для детей можно что-то придумать.
короче вот это - прямо не рекомендую. расслабляет, не помогает, дает многие иллюзии, и потом все равно начинаешь с нуля приучать пальцы к местам а уши к слышанию звуков.
Отредактировано (2024-07-17 17:05:15)
Дорогой скрипач, спасибо за оооочень классный и замечательный пост про гриф. Я на волне начал читать твой блог сначала и теперь ничто не удержит меня от тупых вопросов.
Што такое Шрадик? это голубь? Если можно, то подробный ответ, спасибо!
Што такое Шрадик?
вопросы это счастье же) Генри Шрадик - это человек, скрипач, педагог и композитор, автор культовых (заслуженно) сборников упражнений для скрипки. Вот как есть задачник Сканави и справочник Розенталя, у нас есть Шрадик ) он настолько база, что по запросу в гугле первая картинка - на вайлдберриз . Шрадика в каждый дом!
https://basket-03.wbbasket.ru/vol302/pa … big/2.webp
Это потрясная физкультура для скрипача, я думаю, если проиграть весь сборник и хорошо так освоить, это прям техническая крепкая основа. Ну типа как сдать IELTS.
Играть его упражнения надо с фантазией, меняя там тональности, струны, штрихи. Они иногда нарочито немузыкальные, нелогичные, не мелодичные - чтобы играть то что написано, а не то что хочется.
Я пока что играю 3е упражнение из сборника, на соединение струн. Как-то заглянула в конец, не поняла в принципе, и пока больше не заглядываю )
Очень задолбала болеть спина. От чего болит и проходит, не понимаю.
Занимаюсь сидя, впервые дома играю сидя. Отлично ваще, но тенденция совсем не нравится.
Представила что я - внутри скрипки. Очень круто тогда слушать и заниматься, совсем иначе. В моей игре оч много инфантильного и по-плохому школьного, в смысле "я буду правильно двигать руками и меня похвалят". Его мало, но оно здорово отравляет и занятие, и звук. А когда я слушаю, как там, в заброшке, я правда слушаю. И тогда тело подчиняется задаче звука, и мне не надо думать чего куда сгибать.
Доучиваю свою обожаемую 2 часть ре-минорного концерта Баха. Всю жизнь можно играть только Баха, и только этот концерт.
Мне тут встретилось соображение, что в те времена любая музыка была в большой степени церковной. И слух воспитывался на хорах и этой акустике. И это важно иметь ввиду.
Вот бы на виолончели поиграатттьь.
Струны новые хочу. Красный томастик. у меня ля лопнула, поставила какойто ноунейм пока, выбивается по тембру и натяжение здоровенное, помоему. Струны стоят какойто полный неадекват просто, одна струна уже 2к. В декабре я комплект купила за 5 и то ежилась..
Однако, тело прям не счастливо все это делать. Мышцы, связки,локоть, спина, копчик, таз.. прям им непропорционально тяжело.
Анон, а расскажи про подбородник и мостик (?). Я думал, скрипку реально левой рукой держат и просто упирают в плечо/шею для игры, а там, судя по твоим картинкам, целая система подставок.
Вот бы на виолончели поиграатттьь.
А так бывает, где-то могут дать поиграть на виолончели? Ну, если человек в принципе музыкант и на чём-то уже играет, не новичок.
Или это абстрактная мечта, а в реале надо 5 лет учиться и покупать свою виолончель?
(Меня завораживает звук виолончелей, они такие... потрясающие. Скрипка - что-то более близкое и человеческое, а в виолончели, по моим ощущениям, есть что-то потустороннее, не знаю, как объяснить.)
Отредактировано (2024-07-31 14:38:20)
Анон пишет:Вот бы на виолончели поиграатттьь.
А так бывает, где-то могут дать поиграть на виолончели? Ну, если человек в принципе музыкант и на чём-то уже играет, не новичок.
Или это абстрактная мечта, а в реале надо 5 лет учиться и покупать свою виолончель?(Меня завораживает звук виолончелей, они такие... потрясающие. Скрипка - что-то более близкое и человеческое, а в виолончели, по моим ощущениям, есть что-то потустороннее, не знаю, как объяснить.)
да можно у учителя попросить попробовать или у знакомых музыкантов.. Наверное бывпют фестивали музыки где именно пощупать инструмент можно. Можно в аренду взять кстати!
А так бывает, где-то могут дать поиграть на виолончели?
Могут, но без подготовки, скорее всего, получится дикий кринжовый скрип вместо годного звука.
Анон пишет:А так бывает, где-то могут дать поиграть на виолончели?
Могут, но без подготовки, скорее всего, получится дикий кринжовый скрип вместо годного звука.
не все так страшно нужен чел который покажет но за 15 минут последовательных упражнений можно извлечь норм звук на открытых струнах )
ТС
Отредактировано (2024-07-31 20:54:23)
прям щас на канале оркестра Эйфории эфир с живым настоящим дирижером которой можно в чате задавать вопросы!!
она потрясающая подключайтесь если можете
https://t.me/euphoriaorchestra
Отредактировано (2024-07-31 21:03:13)
уже несколько недель пытаюсь уехать обратно в Москву. сижу как на иголках, работаю по полной, мастерскую заброосила. обещаю себе купить струбцины как вернусь, сразу же. потому что я хочу в перспективе полностью вскрыть и подогнать мою студенческую скрипку, но пока что я хочу ее склеить, притащить для нее новую муговицу, и наконец поставить струны нормально, и попробовать уже как под рукаим будет мой порожек и моя подставка. и подвигать душку самой и послушать звук.
а сейчас я сама дала себе очень интересный квест.
мне нужен экскурсовод. который бы понимал в архитектурной акустике и немного может в истории, но главное акустика. Я хочу человека с которым можно прийти в храм/концертный зал/еще кудато, и он расскажет как эт остроили, почему такая форма, такие пропорции, как выглядит план, что происходит со звуком и все прочее. мне очень надо, но как это емое называется то.. хоть на профи ру искать.
была у меня 6 лет назад ученица архитектор, обнаглеть что ли у нее спросить? ))
не музыкальное - мне тут на флэшке привезли Властелина колец, аудиокнигу оригинальную. в ней все хорошо естественно но один бл момент страшно раздражает. СТИХИ. господи эти бесконечные стихи и песнопения. это УЖАСНО, я не могу, я проматываю но их по 2-3 на главу, а то и больше! прекрасный чтец Robert Ingles их полу-поет полу-речитативит, и тут сделал отличную работу, потому что выбрал для каждой подходящий мотив - понятно что хоббитская застольная это не повествование об эльфах, но БЕСИТ ужасно.
хех, оставила свою странную заявку на профи ру. посмотрим.
до этого я там уже отличилась, когда искала специалиста по русскому стихосложению...
ща буду выпускать внутреннего тролля, я чувствую. потому что мне уже написал преподаватель джазового фортепиано...
хех, остальные кажется, таки ЧИТАЮТ мое объявление а не просто рассылаются повсюду. ну ок
Отредактировано (2024-08-06 15:35:22)