Что касается нового лайнера Hamburg-Amerika, то понятно, что его проект претерпел несколько изменений, и ожидается, что во время строительных работ будут внесены дальнейшие изменения во внутреннюю конструкцию. Владельцы, по общему признанию, намерены превзойти все существующие плавучие двoрцы.
Отличительной особенностью будет плавательный бассейн – первый, который будет устроен на американском лайнере.
Названием корабля, которое изначально предполагалось "Джордж Вашингтон", по всей вероятности, станет "Президент Грант".
В среду, 20 марта, сообщалось, что “расспросы на Квинс Айленд показывают, что Harland & Wolff не намерена переносить какую-либо часть своего судостроительного бизнеса из Белфаста в Саутгемптон. Договоренности относительно создания в Саутгемптоне ремонтного предприятия их имени еще окончательно не урегулированы”. Однако на следующий день Пирри отправился в Лондон с двумя прибывшими в Белфаст, представителями Совета Саутгемптонских доков и железных дорог. Уезжая, Пирри сказал, что через день или два отправится в Саутгемптон. На следующий день Пирри отправил телеграмму из Лондона Harland & Wolff, в которой сообщал, что ...с Лондонской и Юго-Западной железнодорожными компаниями были достигнуты все договоренности о строительстве их новых ремонтных и инженерных сооружений… и что строительство и т.д. должно быть начато немедленно".
Кроме того, в пятницу, 22-го марта, в Ливерпуль на борту судна "Балтик" (которое отправилось из Нью-Йорка 15-го) прибыл Дж. П. Морган, основатель IMM. Сообщалось, что Морган, чье имя - из-за того, что он путешествовал инкогнито - не было указано в списке пассажиров, в пятницу, 29-го, должен был принять участие в конференции между White Star Line, другими связанными судоходными компаниями, управлением порта Саутгемптона и Юго-Западной железной дорогой. Морган отрицал наличие такой конференции, а также отрицал, что ему что-либо известно об обеспокоенности председателя правления Hamburg-Amerika Line герра Баллина возобновившимися проблемами в пассажирских перевозках. Морган просто заявил, что он был там в рамках своей ежегодной увеселительной поездки. Морган остался в Ливерпуле, чтобы посмотреть национальные соревнованию по бегу, хотя к 27-му он, как сообщалось, уже был в Лондоне.
Тем временем в штаб-квартире White Star Line в Ливерпуле Сандерсон услышал про опасения по поводу того, что White Star перенесет отправку почты США из Квинстауна в Плимут. В обоснование необходимости сохранения Квинстауна высказались представители корпорации "Корк Корпорейшн", уполномоченных представителей порта Корк, городских уполномоченных Квинстауна, торгово-промышленных палат Корка и судоходства, Дублина, Лондондерри, Ливерпуля, Бернли, Брэдфорда, Лидса, Блэкберна, Белфаста и Уотерфорда. Отсутствовала компания Юго-Восточной железной дороги, которая выразила сожаление, что не смогла быть представлена, и Брюс Исмей, который не смог присутствовать из-за болезни члена семьи.
Это, скорее всего, была мать Исмея, которая несколько позже, 9 апреля, скончалась в своей резиденции на Кадоган-сквер в Лондоне. Исмей, находясь в Лондоне, останавливался в отеле Claridge's. Хотя нет никаких свидетельств того, что Исмей, Пирри и Морган встретились, когда все трое были в Лондоне, и кажется неслучайным, что все они присутствовали в Лондоне в то самое время, когда, по слухам, проходила встреча по поводу коммерческих атлантических перевозок. Однако, если встреча, которая, по слухам, должна была состояться 29-го, действительно состоялась, то она не предполагала присутствия Моргана, который, как сообщалось, 28-го в полдень уехал из Дувра в Кале. С ним были сэр Томас Липтон и посол в Париже, сэр Фрэнсис Берти. 30 апреля задокументировано, что Harland & Wolff получили распоряжение приступить к работе над проектами 400 и 401.
Как и было запланировано, "Адриатик" совершил свой первый рейс из Ливерпуля в среду, 8 мая 1907 года. На борту должен был находиться Брюс Исмей, который, прибыв в Нью-Йорк в четверг, 16 мая, получил задание разобраться с забастовкой грузчиков. 22 мая судно отправилось обратно в Англию в свой первый обратный рейс, где 30 мая открыло новый маршрут White Star с остановкой в Плимуте в 2:45 ночи. Там лорд Пирри и его сотрудники должны были присоединиться к кораблю, чтобы получить отчет от находившихся на борту представителей Harland & Wolff, так называемой "гарантийной группа". У Harland & Wolff было принято отправлять такую команду со своими кораблями в первое плавание. Сообщалось, что были успешно использованы новые возможности турецких бань и ванн с электрическим электроснабжением, и все прошло хорошо с точки зрения назначения, скорости и оборудования.
Однако после отплытия из Шербура один из котлов высокого давления на "Адриатике" вышел из строя, в результате чего судно со скоростью 8 узлов направилось к Саутгемптону, задержав прибытие на три часа. К 7:35 вечера, через полтора часа после окончания отлива (хотя у причала № 38 глубина никогда не опускалась ниже 32 футов, а судно опускалось на 28 футов 10 дюймов), "Адриатик" причалил. Через двадцать минут после того, как трапы были поданы, багаж был снят и прозвучал сигнал “Все чисто”. Таможенники быстро проверили багаж, и в 8:40 вечера первый поезд отправился в путь.
В одном из поездов дал интервью Исмей:
“Я хотел бы услышать ваши впечатления о наших услугах, мистер Исмей?” – “Они превосходны. То, как все было организовано, просто великолепно, особенно если учесть, что это в первый раз, а на "Адриатик" была такая большая нагрузка”.
“Значит, вы удовлетворены?” – “Совершенно. Я также очень доволен оказанным нам приемом. Это очень любезно со стороны Саутгемптона. Боюсь, мэр и его коллеги, должно быть, сильно промокли под дождем”.
“Но это не охладило их энтузиазма?” - “Нет,... не охладило”
“Вы едете в Лондон этим поездом?” - “Нет, я остаюсь”.
“Значит, вы увидите городские торжества?” – “К сожалению, нет. Завтра я должен уехать”.
Частью упомянутых торжеств стал ужин, который состоялся в субботу, 1 июня, на борту "Адриатика". Из-за отсутствия Исмея на ужине председательствовал Сандерсон. Во время ужина было зачитано письмо, написанное Исмеем после того, как “Адриатик” прибыл в Нью-Йорк: "Из всех кораблей, которые Harland & Wolff изготовили для нас, я могу честно сказать, что "Адриатик" - самый приятный на любой взыскательный вкус и совершенный во всех деталях". Затем в тосте упомянули имя Пирри, что побудило его самого произнести небольшую речь.
В понедельник в Нью-Йорке состоялось ежегодное собрание IMM. В их отчете было написано: “Компания договорилась о постройке девяти новых пароходов... В их число будет включен быстроходный пароход для североатлантического маршрута, который должен превзойти все, что было построено до сих пор, по размерам и роскоши оснащения”. На следующий день, в ходе интервью руководста компании относительно строительства девяти пароходов, Harland и Wolff заявили, что некоторые из девяти пароходов уже находятся в работе на их верфи на Куинс Айленд, и они [Harland и Wolff] также не сомневались, что остальные корабли тоже должны быть построены там.
Пирри (который 27 июня 1907 года был избран директором Лондонской и Юго-Западной железнодорожной компании) должен был приступить к переговорам с Баллином в Германии в субботу, 29 июня. Сообщалось, что запроектированный корабль будет водоизмещением в 50 000 тонн и на 6 дюймов шире "кунардеров". Хотя, как отметила одна газета, “в связи с последними событиями интересно посмотреть, будет ли корабль построен на Куинс Айленд или на Клайдбанке”.
В тот же день в газете "Лондондерри Сентинел" появилось сообщение о Карлайле, в котором говорилось:
«Согласно годовому отчету компании, водоизмещение следующего морского "левиафана", а именно "Джорджа Вашингтона", для Hamburg-America Line, составит 29 500 тонн. Именно это судно лорд Пирри и герр Баллин недавно обсуждали в Гамбурге и Киле. Водоизмещение составляет от 40 000 до 50 000 тонн, что делает его самым большим судном в мире.»
..Достопочтенный А.М. Карлайл, управляющий директор Harland & Wolff, сообщил об этом корреспонденту Daily Mail в Белфасте в субботу вечером.
“В настоящее время мы не можем сообщить размеры нового корабля Hamburg-America, поскольку они еще не определены окончательно и модель еще не изготовлена, но ее длина составит 760 футов.”
...
Говоря о больших пароходах, он добавил, что ожидает, что одно из судов, которое вот-вот будет заказано IMM, будет даже больше, чем готовящееся к выпуску судно Hamburg. “Поскольку модель и размеры еще окончательно не определены, - добавил мистер Карлайл, - я не могу сообщить вам ни размера, ни тoннажа”.
В августе 1907 года генеральный директор IMM Джон Ли говорил о двух судах:
"Когда его спросили, заказывала ли White Star Co. у Harland & Wolff из Белфаста строительство двух турбинных пароходов, которые могли бы составить конкуренцию новым кунадерам "Лузитании" и "Мавритании", мистер Ли сказал: “Мы строим два новых парохода класса "Oкеаник" для сообщения Саутгемптон-Шербур, но они не будут более скоростными. В настоящее время в пассажирских перевозках наблюдается тенденция к строительству больших пароходов с умеренной скоростью. Однако мы подождем и понаблюдаем за разработками Cunard Line, и если они окажутся успешными, это может повлиять на механику и скорость наших новых пароходов”.
В четверг, 12 сентября, газета “Белфаст Уикли Ньюс" сообщила: "Мы уже можем ответственно заявить, что сообщение о том, что Harland & Wolff построит огромный атлантический лайнер для White Star Co., является чистoй правдой. Его размеры еще точно не определены, но он будет на 50-100 футов длиннее, чем R.M.S "Лузитания" (Cunard), длина которой составляет 785 футов, и, по всей вероятности, будет приводиться в движение комбинацией двигателей четырехкратного расширения и паровых турбин. В ответ на запрос нам сообщили, что в настоящее время на Куинс Айленд нет ни одного свободного дока и что, следовательно, пройдет некоторое время, прежде чем будет заложен киль ”левиафана".
На следующий день в "Инжинеринг" было написано:
“Новые строительные площадки Harland & Wolff в Белфасте.
Наш корреспондент в Белфасте пишет: "Harland и Wolff ведут подготовку к строительству двух исключительно больших атлантических лайнеров, и предполагается, что один из них будет иметь длину 860 футов и водоизмещение более 50 000 тонн, а другой — более 40 000 тонн. В связи с этими работами должны быть специально подготовлены два новых причала… Конструкция двух новых причалов, которые будут располагаться бок о бок, будет возведена компанией ”Сэр Уильям Эррол и Ко" из Глазго..."
Александр Карлайл в другом интервью подтвердил, что были заказаны два судна: одно компанией Hamburg-Amerika Line, а другое — White Star Line. Когда его спрашивали о скорости, он заявлял, что любые разговоры о размерах или скорости преждевременны, а также: “Все, что я могу сказать, это то, что заказы получены, и на данный момент мне больше нечего добавить. Мы готовимся к началу работ и построим два новых очень мощных судна”.
В четверг, 19-го, “Ливерпуль джорнал" сообщил: "Значительный интерес вызывает сообщение о том, что Harland & Wolff в настоящее время разрабатывают планы строительства двух гигантских пароходов, одного для Hamburg-American Line, а другого для White Star line...”
В октябре была опубликована обновленная информация о лайнере Hamburg-American Line, в которой говорилось: “Новое судно для Hamburg-American Line, которое, как уже сообщалось в наших статьях, будет построено Harland & Wolff, получит название "Европа". Его водоизмещение составит 48 000 тонн по сравнению с зарегистрированным водоизмещением "Лузитании" в 32 500 тонн, а другие размеры составят: длина — 790 футов; ширина — 88 футов. Ее строительство займет не менее двух лет”.
В пятницу, 10 ноября, Баллин поднялся в Плимуте на борт судна своей компании Kaiserin Auguste Victoria, возвращающегося в Германию. Перед посадкой на борт он заявил прессе: “Ни для кого не секрет, что за бизнес привел меня в Англию. Я приехал, чтобы переговорить с судостроителями по поводу нового парохода, который строит для нас Harland & Wolff, и который должен превзойти "Лузитанию". Я встречался с мистером Уотсоном, председателем правления Cunard Company, но он не упоминал о тарифной войне. О переговорах даже речь не шла. Борьба, скорее всего, будет продолжаться”.
Когда его спрашивали, сможет ли этот новый корабль конкурировать в скорости, Баллин отвечал: “Если бы мы соревновались, то это был бы вопрос только самого глубокого кармана, а Англия — самая богатая страна в мире. Что касается Hamburg-Amerika Line, то мы, конечно, не претендуем на скорость, но нашей целью будет предоставить пассажирам возможность путешествовать со всей роскошью и комфортом, которые только могут быть созданы опытом и человеческой изобретательностью. Одной из самых серьезных задач на сегодняшний день является обеспечение перевозок через Атлантику ввиду необычайного роста спроса. За последние несколько лет пассажиропоток поразительно вырос, и я склонен полагать, что это во многом связано с тем фактом, что теперь люди могут пересекать океан с такой же легкостью и комфортом, как если бы они оставались дома”.
(пропущенo)
В субботу, 1 февраля, сообщалось, что “Официальное открытие новых ремонтных площадок фирмы Harland & Wolff в Саутгемптоне, можно сказать, состоялось... Никакой церемонии не было, но фирму проинформировали о том, что работы подошли к завершающей стадии. Офисы, магазины, чертежные и проектные бюро и т.д. представляют собой очень компактный комплекс зданий, а док, в котором был реконструирован "Suevic", примыкает вплотную к огромной ремонтной мастерской, в которой ведутся все работы.”
Также сообщалось, что “в Белфасте фирма продолжает переоборудование трех доков на своей северной верфи в два - для строительства той самой "Европы" и нового лайнера White Star водоизмещением 50 000 тонн. Название последнего пока не разглашается, но было бы неудивительно, если бы леди Пирри с согласия владельцев окрестила его ”Титаником".
8 февраля возможное название корабля изменилoсь: “Чтобы дать возможность Harland & Wolff из Белфаста приступить к строительству пароходов Europa и Gigantic общим водоизмещением 45 000 и 48 000 тонн....”
(прoпущенo)
В первую неделю марта компания Hamburg-Amerika Line опубликовала свой финансовый отчет за 1907 год, в котором говорилось: “Ввиду нынешних условий торговли мы на данный момент приостановили строительство судна-аналога "Amerika", заказанного Harland & Wolff”. Таким образом, согласно этому отчету, “Hamburg-Amerika Line предписала Harland & Wolff (Белфаст) прекратить работу над своим нoвым прoектoм-левиафанoм "Europe" из-за экономической ситуации”.
Газета "Дублин Дэйли Экспресс" писала: “Объявляя в целях экономии о прекращении строительства огромного атлантического лайнера водоизмещением 25 000 тонн, который должен был называться "Европа", заказаннoгo у Harland & Wolff в Белфасте, герр Баллин проинформировал акционеров Hamburg-Amerika Line в субботу, что этот шаг не повлек за собой ни денежной неустойки, ни других расходов, поскольку были составлены только планы судна".
В отчете компании Hamburg-Amerika Line, опубликованном некоторое время назад, упоминалась "Европа", но просто говорилось, что строительство судна отложено."
Исмей, прибывший в Нью-Йорк 1 марта, где встретился со своей женой, которая гостила у миссис Густав Амсинк, одновременно занимаясь делами Mercantile Marine Co., должен был вернуться в Англию в среду, 11-го. В четверг "Уолл Стрит Джорнал" сообщила, что Исмей во время своей ежегодной поездки обсудил результаты IMM за "прошедший год с местными чиновниками и наметил планы на будущее". Часть этих планов была представлена общественности в "Специальном корреспонденте" "Вашингтон Пост" от 13 марта, в интервью с Исмеем, который, похоже, не преминул воспользовался местом, опустевшим после отмены заказа Hamburg-Amerika Line:
"Но сейчас, когда все еще восхищаются этими новыми чудесами, в телеграммах сообщается, что пароходная компания "Уайт Стар" заключила контракт на строительство парохода, который будет иметь удивительную длину в 1000 футов, что на 210 футов больше, чем у "Лузитании", и на 320 футов больше, чем у великого провала Брюнеля — "Грейт Истерн".
Мистер Брюс Исмей, генеральный менеджер White Star Line, прибывший из Англии несколько дней назад, не только подтвердил это сообщение, но и сумел еще более заинтересовать публику, заявив, что компания планирует построить не один, а два парохода. из этих гигантских судов. Одно за другим с разницей приблизительно в шесть месяцев, и направить оба этих огромных судна в рейсы на линии «Нью-Йорк-Саутгемптон»".
“Предполагается, что эти два парохода, — сказал Исмей, — будут намного превосходить все, что было спроектировано до сих пор. Их длина составит около 1000 футов, возможно, на несколько футов больше или, возможно, на несколько футов меньше. Но если это не совсем 1000 футов, то, так или иначе, разница с этой цифрой будет невелика. Такая длина сделает их значительно больше, чем любое судно, которое пока проектировалось. Я не знаю, какой ширины они будут, но она, естественно, будет соизмерима с их длиной.
“Впервые в своей истории компания White Star Line смогла беспрепятственно выйти на рынок судостроения. До сих пор мы были ограничены возможностями нашего бывшего терминала базирования — Ливерпуля, и при планировании новых судов нам всегда было необходимо учитывать тот факт, что наши суда должны быть в рамках определенных ограничений. Но теперь, когда мы перенесли наш терминал в Саутгемптон, этого ограничения больше не существует, и, таким образом, впервые мы можем выходить на поле без каких-либо препятствий подобного рода. Саутгемптон — это просторная гавань, а ее воды настолько широки и глубоки, что в этом порту мы можем строить корабли любого размера. Правда, необходимо учитывать необходимость соответствующей перестройки причальных сооружений. Самые длинные причалы, к которым сейчас пришвартовываются наши суда, имеют длину всего 850 футов, но мы совершенно уверены, что появятся и более длинные”.
Отвечая на вопрос о том, какими “новыми или необычными функциями" будут обладать новые суда, Исмей заявил: "Я, возможно, не скажу вам этого, потому что, если бы я это сделал, все наши конкуренты узнали бы, но я повторю то, что я только что сказал, что они будут намного опережать все, что было когда-либо разработано.”
Исмей, однако, уточнил, что речь идет о скорости: “Для этих крупных судов не требуется особой скорости. Я бы сказал, что они будут развивать скорость около двадцати узлов в час. У нас есть несколько очень веских причин не загружать их двигателями и угольными бункерами. Всегда есть определенный процент людей, которые постоянно куда-то спешат, но мы не считаем, что этот процент велик, и нет никаких оснований полагать, что он значительно увеличивается. Для рядового путешественника увеличение или уменьшение продолжительности рабочего дня не имеет особого значения для судоходной компании. То, что подавляющее большинство океанских путешественников не настаивают на высокой скорости, по-видимому, подтверждается популярностью таких судов, как "Amerika" Hamburg-Amerika Line и наш "Адриатик”.
(прoпущено)
К 24 марта надежные источники утверждали, что Harland & Wolff не получали никаких сообщений о намерении отменить заказ судна Hamburg-America Line, надеясь, вероятно, что вместо этого, вероятно, будут внесены изменения. 2 апреля верфь все еще стояла на своем, когда поступило сообщение о том, что “несколько дней назад было объявлено, что компания Hamburg-America Line отменила заказ на строительство большого судна, но Harland & Wolff решительно и возмущенно отрицают это”.
Впоследствии было объявлено, опять же "авторитетными лицами", что White Star Line планирует построить два рекордных лайнера, каждый длиной в тысячу футов, которые должны были быть спущены на воду с интервалом в шесть месяцев. Отвечая на запросы по этому поводу, компания White Star Line “...заявила, что, безусловно, верно, что они собираются построить, во всяком случае, один огромный пароход для этой линии [примечание автора: Саутгемптон-Нью-Йорк]. Название этого судна, вероятно, было бы ”Олимпия".
Название “Олимпия", дающее кораблю окончание, характерное для Cunard, упоминалось в нескольких источниках, однако более осведомленные обозреватели справедливо отмечали, что "конечно, ни одному из проектируемых судов не было присвоено никакого названия. Но White Star Line, несомненно, будет придерживаться своей старой номенклатуры, и когда эти два названия будут обнародованы, они, по всей вероятности, будут заканчиваться на "-ик", которое так долго было характерно для судов этой компании". Это прозвучало вполне правдоподобно, так же и другие журналисты называли это судно "Oлимпиком".
(прoпуск)
29-го числа <...> Брюс Исмей вместе с другими представителями White Star Line отправился в Белфаст, чтобы ознакомиться с общими договоренностями под названием “Проект D”. Это было судно с планируемыми размерами 850'x92'x64’-6”. Проект получил номер корпуса 400. Под впечатлением от этого проекта корабля 31 июля 1908 года был подписан контракт на постройку не только 400-го, но и 401-го корпуса, который впоследствии станет легендарным "Титаником".