Холиварофорум

Не все, что говорят на Холиварке — правда!

Вы не вошли.

#1601 2024-02-23 10:30:55

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Купил и впервые за 25 лет перечитал Робинзона Крузо. Книга за этот срок увлекательнее не стала. Но какие роскошные там иллюстрации!

#1602 2024-02-23 11:22:54

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

А читал кто-нибудь Анну Кальма? Мне тут попались "Книжная лавка близ площади Этуаль" и "Вернейские грачи", интересно, нормально они "состарились" или не очень.

#1603 2024-02-26 16:23:38

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Кто что думает о Л. Давыдычеве (советский детский нравоучительный писатель, самые известные книги - "Жизнь и страдания Ивана Семенова, второклассника и второгодника" и "Лелишна из третьего подъезда")?
На меня почему-то очень сильное и неприятное впечатление производит. Ну как "почему-то". Я анон с РАС, диагностированным во взрослом возрасте, мои старшие родственники в детстве не верили в мои ограничения и считали выпендрежем и привлечением к себе внимания (возможно, на самом деле не считали, но пытались внушить это себе и мне, потому что панически боялись психиатрии - и не без оснований). И мне всегда казалось, что это автор, образно выражаясь, специально целится именно в таких, как я. Иван Семенов - по описанию типичный СДВГ-шник (кстати, респект автору за достоверное изображение симптоматики и привет всем, кто утверждает, что в СССР нейроотличных не было), Превозмогающий Взятием Себя В Руки. Родители Сусанны Кольчиковой - плохие, потому что верят словам дочери о плохом самочувствии и не думают: вдруг притворяется? Родители Виктора - хорошие, потому что требуют или Превозмочь страх Взятием Себя В Руки, или угрожают поменять имя... Даже интересно, откуда у автора это взялось - не отсутствие нейроотличных детей в картине мира, как у многих в СССР, а именно ярко выраженная неприязнь к детям с реальными психоневрологическими проблемами? Как будто автор не то что не знает, что мешать хорошо учиться может не только обычная лень, но и реальные психоневрологические проблемы, а вот прям натурально показывает симптоматику СДВГ и подчеркивает, что это-де просто лень...

Отредактировано (2024-02-26 16:28:58)

#1604 2024-02-26 17:51:16

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Анон пишет:

кстати, респект автору за достоверное изображение симптоматики

Оно вполне могло получитьсяиз-зва того, что автор списал эти проблемы с реального человека. Из этого не следует, что он знал хоть что-то знал про эти болезни и целенаправленно собирался унижать больных.

#1605 2024-02-26 17:55:02

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Анон пишет:

Кто что думает о Л. Давыдычеве

Это реально жуть по современным меркам, анончик. И вся такая правильная Лелишна эта, на которую с чего-то взвалили деда, и превозмогающий Виктор, и Сусанна, вся вина которой в том, что она растет в обеспеченной семье со сверхопекающими родителями, и поэтому ее надо изобразить в самом отвратительном виде.

Анон пишет:

Как будто автор не то что не знает, что мешать хорошо учиться может не только обычная лень, но и реальные психоневрологические проблемы, а вот прям натурально показывает симптоматику СДВГ и подчеркивает, что это-де просто лень...

Так очень похоже, что автор этого и не знал. В его картине мира никакого СДВГ нет, а Иван не хочет учиться только из-за лени.

Скрытый текст

#1606 2024-02-26 18:00:37

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Анон пишет:

советская книга про комиссованного фронтовика в 1944

Анон, а что за книга?

#1607 2024-02-26 18:12:50

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

А вот эта.
Там, конечно, про общественное важнее личного и прочее превозмогалово, но психологические портреты очень яркие, похоже, что с натуры.

#1608 2024-02-26 18:28:53

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Анон пишет:

А вот эта.

Спасибо!

#1609 2024-02-26 19:15:49

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Лелишна из третьего подъезда

ох, как же она мне не нравилась в детстве! А сейчас и подавно.
Одиннадцатилетняя девочка, которая полностью заботится о пенсионере. Ленивый Петька, которого постоянно колотят родители. Избалованная плохая Сусанна, хеппи-энд семьи которой - отвесили девочке пиздюлей и сослали в лагерь, на исправление. Все друг друга постоянно пиздят, даже обезьянке попало. Типа много про дружбу, но помогает Лелишне кто с её возней с дедом? Дащас. А в конце девочка отказывается от предложения учиться, чтобы стать дрессировщицей - мечта! - потому что дедушку как оставишь?

– Ничего я не понимаю, – заговорил Петька. – Чего её все без конца хвалят? Девчонка она, конечно, ничего. Ну, а чего особенного-то?
– Она единственная женщина в семье, – ответил Владик, – и настоящая женщина.
– Особенного ничего, – сказал Виктор, – но ей, а не мне, тебе или ему, предложил Эдуард Иванович стать своей ученицей,
– Я, конечно, понимаю свою отрицательную роль в этой истории, – виновато сказал дедушка. – Но что поделаешь?
– Ничего, – ответила Лёлишна. – Всё равно я буду дрессировщицей. Когда-нибудь.
– Никогда не будешь на меня сердиться? – спросил дедушка.
– Никогда, – ответила Лёлишна, – можешь не беспокоиться.

#1610 2024-02-26 19:27:52

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Анон пишет:

Одиннадцатилетняя девочка, которая полностью заботится о пенсионере.

Пенсионер хворый или ему гениталии мешают?

#1611 2024-02-26 19:48:17

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Анон пишет:

Пенсионер хворый или ему гениталии мешают?

Пенсионер вроде как сильно больной, но я давно не перечитывала книгу, и не могу точно сказать. Вообще у меня было смутное впечатление, что не столько он болен, сколько эта Лелишна над ним трясется, уверяя его, что ему шаг шагнуть - и развалится.

#1612 2024-02-26 19:54:24

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Анон пишет:

Так очень похоже, что автор этого и не знал. В его картине мира никакого СДВГ нет, а Иван не хочет учиться только из-за лени.

Автор точно не знал таких слов, но, судя по тексту, знал "жопу" к этим словам. В отличие от Власа Прогулкина из стихотворения Маяковского или лодырей из стихотворения Михалкова, Иван плохо учится явно не из-за того, что ему интереснее листать журнальчик или кататься на коньках (хотя это тоже вызывает вопросы к учителям и школьной программе). Там очень красочно, подробно и верибельно описано, как СДВГ изнутри ощущается. Это не тот случай, когда автор не понимает, что испытывают и через что проходят нейроотличные люди, потому что никогда с таким не сталкивался, вот и несет про превозмогание усилием воли. В том-то и дело, что понимает, но все равно несет про превозмогание усилием воли. А это уже более чем странный выверт сознания.

Анон пишет:

Пенсионер хворый или ему гениталии мешают?

Насколько помню, выражаясь разговорным языком, слегка в маразме.

#1613 2024-02-26 20:10:44

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Анон пишет:

Кто что думает о Л. Давыдычеве (советский детский нравоучительный писатель, самые известные книги - "Жизнь и страдания Ивана Семенова, второклассника и второгодника" и "Лелишна из третьего подъезда")?

Анону в детстве заходило "Руки вверх или враг номер один", прежде всего - описаниями шпионского крысятника, ну и сцена с мозговыносящим разговором про сосиски, сардельки и Динамо казалась смешной. Но уже тогда запомнилась крайняя сомнительность морали "да просто пороть их надо", а уж душнейшая конференция на кучу страниц с авторским рупором и вовсе вызывала только недоумение.
Ещё в той же книжке была повесть про потомственного священника, решившего стать вратарём. И вот там емнип в отношении персонажа-мальчишку была даже относительно здравая мораль, что не надо заставлять ребёнка жить учёбой, он от этого рано или поздно психанёт и пойдёт вразнос. Но, возможно, и там была духота, и перечитывать, чтобы подтверждать, анон не будет, чтобы не разочаровываться  ;D

#1614 2024-02-26 20:11:42

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Анон пишет:

В том-то и дело, что понимает, но все равно несет про превозмогание усилием воли. А это уже более чем странный выверт сознания.

Скорее всего, он знал само явление как явление, но все равно считал его ленью, а не проблемой, которая усилием воли не решается. И кроме превозмогания ничего придумать не мог, потому что ничего и не предлагалось. Если кто-то вообще что-то знал про такие вещи, то это были узкопрофильные специалисты, причем медики, а не педагоги. Методик обучения и т.д. просто не было, не говоря уже о доступности информации.

асибе

Отредактировано (2024-02-26 20:13:16)

#1615 2024-02-26 20:15:29

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Анон пишет:

Но уже тогда запомнилась крайняя сомнительность морали "да просто пороть их надо"

Кстати да, в каждой книге очень навязчивое упоминание телесных наказаний, которое само по себе настораживает (см.тред Крапивина), да еще с явным одобрением.

#1616 2024-02-26 20:17:47

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Анон пишет:

И кроме превозмогания ничего придумать не мог, потому что ничего и не предлагалось.

Да, похоже на правду. Как том в анекдоте про поиск монеты под фонарем, потому что там светло.

Анон пишет:

Так это был 2007 год! Раньше об этом на широкую аудиторию вообще не говорилось, это сейчас психологическая грамотность повысилась сильно.

Да, очень хорошо помню, что выражения "синдром Аспергера" и "расстройство аутистического спектра" широкие народные массы впервые услышали в начале 2010-х. А до этого в быту считалось, что аутизм - это разновидность шизофрении и/или когда не разговаривают, бьются головой об стену и перемножают в уме семизначные числа. И непсихофобов в принципе не существовало. Как много все-таки изменилось.

#1617 2024-02-26 20:22:29

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Анон пишет:

А до этого в быту считалось, что аутизм - это разновидность шизофрении и/или когда не разговаривают, бьются головой об стену и перемножают в уме семизначные числа.

И это только те немногие, кто хотя бы посмотрел Человека дождя или что-то читал художественное (если интересно, у Токаревой "Свинячья победа", мне как раз примерно в те годы попалось). Основная масса наверняка не знала ни про какой аутизм, орет - значит, избаловали, не может учиться наравне со всеми - значит, слабоумный.

Анон пишет:

Как много все-таки изменилось.

И это радует, что у людей появились шансы на хоть какую-то помощь и качество жизни.  :friends:

#1618 2024-02-26 20:52:01

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Анон пишет:

Там очень красочно, подробно и верибельно описано, как СДВГ изнутри ощущается. Это не тот случай, когда автор не понимает, что испытывают и через что проходят нейроотличные люди, потому что никогда с таким не сталкивался, вот и несет про превозмогание усилием воли. В том-то и дело, что понимает, но все равно несет про превозмогание усилием воли

Не нашла в повести ничего, что указывало бы на глубокое понимание сдвг как болезни. Тупо пересказ характера какого-нибудь знакомого двоечника. Нашла только то, почему он считает, что решать проблему надо усилием воли

А Иван представил себе, что придёт он завтра в школу, уроки опять не приготовлены, опять его ругать будут, явится Аделаида, крикнет своим крокодильским голосом:
    — УО!
    Соберётся общешкольная линейка, и все хором крикнут:
    — УО! УО! УО!
    Анна Антоновна скомандует:
    — Семёнов, в специальную школу вон отсюда! А у подъезда стоит машина скорой помощи. Посадят в неё Ивана и увезут...

#1619 2024-02-26 22:46:39

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

УО - это умственно отсталый?

#1620 2024-02-26 23:08:39

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Анон пишет:

Из этого не следует, что он знал хоть что-то знал про эти болезни и целенаправленно собирался унижать больных.

Описывать могли достоверно, с натуры. Мне кажется, что раньше психические расстройства было принято обозначать напрямую, раз у Ивана диагноз не упомянут, то его нет, по мнению автора, он просто лентяй :dontknow:

Но читать старые произведения с психологической точки зрения - занятие неблагодарное, особенно русскую классику, там диагноз на диагнозе. Знакомая преподавательница жаловалась, что дети продвинутые пошли и в сочинении по Обломову рекомендуют ему терапию ;D

#1621 2024-02-26 23:37:35

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Анон пишет:

Знакомая преподавательница жаловалась, что дети продвинутые пошли и в сочинении по Обломову рекомендуют ему терапию

Да большей половине героев великой русской литературы можно это посоветовать!

#1622 2024-02-27 00:23:29

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Анон пишет:

УО - это умственно отсталый?

Да

#1623 2024-02-27 07:48:31

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

В "Лелишне" больше всего пугает страстная ненависть, с которой описана плохая Сусанна. Если учесть, что это всего лишь маленькая педагогически запущенная девочка, еще даже не подросток, а пишет о ней в таком тоне и таких формулировках взрослый дядя. Чем-то напомнило рассказ другого советского писателя, Л. Пантелеева, про избалованную Настеньку, болтающую ногами.

#1624 2024-02-27 12:01:36

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Как вы вообще думаете, история с этой Сусанной психологически достоверна? Или это сплошная агитка, плакат, лубочная пропаганда? Вот она в раннем детстве тяжело болела и могла умереть. Мне кажется, в реальной жизни это привело бы не к баловству и потаканию капризам, а к гиперконтролю и бессмысленным запретам. И правдоподобно ли то, что к ней за один раз вдруг резко переменились и чуть ли не отреклись? Еще интересный и типичный для советской детской нравоучительной литературы персонаж - папа Сусанны, который против баловства и потакания капризам, но всерьез воспрепятствовать этому не решается. Чем-то напоминает папу Эльвиры у Алексина, который "устал бороться".

#1625 2024-02-27 12:02:05

Анон

Re: Тема детской и подростковой литературы

Нашла рассказ про Настеньку, сижу с лицом лица  :smoke:
Т.е. весь сыр-бор из-за обычных каприз маленького ребенка, который не хочет кушать суп. Но автор уже приговорил и эту Настеньку, и ее папу с мамой до кучи.

Подвал форума

Основано на FluxBB, с модификациями Visman
Доработано специально для Холиварофорума