I. Мир
A. Основы
1. Отличаются ли законы природы и физики в вашем мире от действительности? Как в них вписывается волшебство? А волшебные существа?
2. Это подобный земле мир? Можно ли его назвать "альтернативной Землей"?
3. Существуют ли различные человеческие расы, или нелюдские, как, например, эльфы или гномы? Каково культурное и этническое разнообразие этого мира, по сравнению с реальным миром?
4. Как долго живут люди в этом мире? Они развиваются, или они мигрировали/перенеслись откуда-то еще?
5. Сколько людей живут в странах вашего мира? Как это сопоставить с населением в нашем мире? Что можно считать селением, городком или столицей с точки зрения населения.
6. Откуда берется магическая сила: боги, мировая "мана" (как в «Колдуне» у Ларри Нивен), личная воля или жизненная сила волшебника, или еще какие-то источники? Это истощаемый ресурс? Если маг должны отдавать за использование волшебства свои силы и психическое здоровье, какие долгосрочные последствия это будет иметь для него?
B. Альтернативные миры
7. Есть ли фантастические обитатели на этой плане (эльфы, гномы, инопланетяне)? Если да, то как много? Сколько открыто на данный момент? В каких местах они живут (примеры: гномы в горах и пещерах, эльфы в лесах и т.п.)?
8. Как схожи история и культура альтернативной Земли с реальной историей и культурой? Почему они так похожи / отличаются?
9. Есть ли конкретные исторические моменты, когда этот мир отделился от нашего (например, Наполеон выиграл при Ватерлоо)? Если это так, что это было за процесс? Как давно это было? Как много изменилось и продолжает меняться? Есть ли раскол в истории из-за наличия магии, или как поменялся мир, в котором магия открыла новые возможности для человечества?
10. Если нет никакого определенного пункта расхождения, каковы различия между этим воображаемым миром и реальным? Насколько очевидны они в повседневной жизни? Если волшебство существует, но история - более или менее та же самая, почему оно не имело никакого эффекта? Если волшебство работает, эльфы существуют, и т.д., но большинство людей не знает это, как и почему это держалось в секрете?
11. Если волшебство все-таки открыто существует, какие исторические события изменились, а какие нет? Как организовывались и реагировали на это религии? Правительства? Простые люди? Какие законы и профессии отличны от нашей реальности? Как магия отразится на жизни общества?
C. Действие происходит не на Земле
12. Как этот мир отличается физически от земли? Имеет ли он тот же самый размер (та же самая плотность, та же самая сила тяжести), то же самое отношение земли/воды, ту же самую атмосферу, и т.д.? У него есть больше, чем одно солнце или луна? Кольца? Захватывающие созвездия/кометы, видимые ночью или днем?
13. Существуют ли различные человеческие расы, или нелюдские, как, например, эльфы или гномы? Какие области населяют, как открыто себя проявляют?
14. Как континенты выглядят? Если есть больше чем одна луна / солнце, как это влияет на ветра, приливы, и погоду в целом?
15. Сколько земель вообще есть, и сколько из них являются обитаемыми?
16. Ось наклона и орбита те же, что и у Земли? То есть год и сезоны длятся одинаково по сравнению с нашим миром?
II. Физические и исторические особенности.
A. Общее.
17. В каких географических районах будет происходить история? Сколько земель будет раскрыто и задействовано? Каковы наиболее яркие черты ландшафта, климата, флоры, фауны и т.д. в этой местности? Как эти особенности влияют на время поездки, связь и т.д.?
18. Если есть фантастические расы, есть ли какие области, которые они считают по праву своими собственными (например, гномы традиционно живут под землей или в горах)?
B. Климат и география.
19. Деятельность человека затронула климат, природу, и т.д. в различных областях? Как? (Пример: рост пустыни Сахары был увеличен из-за сверхзанятости сельским хозяйством).
20. Как природные особенности, отличные от Земли (несколько солнц, лун и т.д.), затрагивают климат в различных областях?
21. Сколько земель находится в экваториальной, умеренной и полярной зонах?
22. Где расположились главные горные цепи? Реки и озера? Пустыни? Леса, тропические и иные? Поля и равнины?
23. Если есть фантастические существа (драконы, единороги, и т.д.), как они вписываются в экологию? Что они едят? Где обитают? Имеют ли интеллектуальные способности?
C. Природные ресурсы.
24. Какие области - самые плодородные для сельского хозяйства? Где расположены полезные ископаемые?
25. Какие животные, птицы, рыбы, и другие представители фауны обычно находятся в данной области? Если есть фантастические существа, такие как драконы, где они живут?
26. Какие природные ресурсы, если таковые вообще имеются, были исчерпаны в данной области давным-давно?
27. Какие ресурсы (например, уголь, нефть, железная руда, золото, алмазы, известняк, и т.д.) имеются в изобилии в данной области? Каких недостаточно?
28. Мог ли дисбаланс ресурсов вызвать конфликты?
29. Какие водные ресурсы доступны, и для чего используются (мельничное колесо требует движения воды, то есть, реки или потока; ирригация нуждается в большом, надежном водном источнике как озеро или большая река; и т.д.)?
D. Мировая история.
30. Как глубоко в древность уходят истории, хронологии и легенды в вашем мире? Как широко известна его история вообще?
31. Обычные люди верят старым сказкам, или же они отвергают некоторые из них,руководствуясь научным знанием (например, Троя)?
32. Как долго жили люди в этом мире? Создали ли их боги, сами ли они развивались или мигрировали/перенеслись откуда-то? Если есть нечеловеческие расы, как долго они были вокруг, и откуда они взялись?
33. Насколько соответствует культура и история вашего мира культуре и истории реального?
34. Откуда цивилизации начали свой путь? В каких направлениях развивались? Как на их развитие влияет наличие магии? Есть ли фантастические расы? Вмешивались ли боги в развитие обществ и культур?
35. Были ли народы/страны противниками друг другу или союзниками, вели ли друг с другом торговли?
36. Какие народы/страны были недавно в конфликте с кем-либо? Почему это стряслось? Кто выиграл и каковы последствия? Когда была последняя война?
37. Какие народы/страны считаются наиболее цивилизованными? Какие считаются передовыми в плане технологий? Которые наиболее волшебными? Наименее развитыми? Почему?
38. Существует ли единый, общепринятый календарь (включая замеры времени), или различные страны или народы имеют разные?
39. Сколько языков есть? Какие из них связаны (например, романские языки) и почему? Какие языки заимствуют слова или фразы из других? Какие широко распространены?
40. Есть ли «язык торговли», который облегчает торговлю между странами, говорящими на разных языках? Есть ли «универсальный язык» образованных и благородных людей, как в средние века в этой роли выступала латынь?
E. История конкретной страны/стран.
41. Насколько доступна эта область? Какие естественные границы у нее имеются? Какие страны и народы находятся по соседству?
42. Почему люди обосновались здесь — сыграли ли роль стратегическое местоположение, торговый маршрут, водный транспорт, полезные ископаемые, хорошее сельское хозяйство, и т.д.? Что изменилось с тех пор?
43. Как развито в этой стране военное дело, в сравнении с другими странами? Были ли новшества, которые могут нарушить баланс сил, или все более-менее равны?
44. Кто конкуренты или враги этой страны? Как близко они территориально? Как сильны?
45. Кто герои и злодеи в истории каждой страны (например, Вашингтон и Линкольн в США; Генри V в Англии, и т.д.)? Почему они герои/злодеи и что это говорит о стране и людях, которые восхищаются ими?
46 . Как разнообразно населения этой страны - сколько разных рас (человеческих или фантастических), вероисповеданий и т.д.? Какие проценты?
47. Население переселялось из сел в города, с юга на север, с гор к побережью и т.д.? По какой причине — вторжение, чума, золотая лихорадка, и т.д.?
48. Действительно ли волшебство законно здесь? Все волшебство, или только некоторые виды?
49. Что импортирует эта страна? Экспортирует? Насколько важна торговля в экономике? Какие деньги приняты? Какова система чеканки?
50. Какие народы/страны/расы были в конфликте в недавнем прошлом? Кто победил? Причина конфликта?
51. Были ли народы противниками друг другу или союзниками, вели ли друг с другом торговли?
52. Каковы зерновые культуры (например, картофель, хлопок, табак, кофе, рис, арахисы, пшеница, сахарный тростник, и т.д.)? Что из них вырастает для экспорта? Какие зерновые культуры не могут быть выращены здесь из-за почвы, климата, или по другим причинам?
53. Какие водные ресурсы доступны, и для чего используются (мельничное колесо требует движения воды, то есть, реки или потока; ирригация нуждается в большом, надежном водном источнике как озеро или большая река; и т.д.)?
54. Какие дикие животные, реальные или фантастические, живут в этой области? Действительно ли любой из них потенциально полезен — например, для меха, перьев, волшебных ингридиентов?
55. Какие дикие животные, реальные или фантастические, здесь могут быть одомашнены?
56. Как люди зарабатывают на жизнь - сельское хозяйство, ловля рыбы, торговля, производство? Нелюдские расы могут заниматься тем же, чем и люди? Или они юридически ограничены определенными отраслями?
III. Магия и маги.
A. Правила магии.
57. Какие вещи магии не подвластны? Каковы пределы магической силы? Как маги пытаются обойти эти ограничения?
58. Какую цену маги должны платить, чтобы стать таковыми - годы учебы, постоянный целибат, расход их жизненных сил или памяти с каждым заклинанием, и т.д.? Кто-нибудь когда-нибудь пыталась обойти эту "плату" и каким образом?
59. Есть ли различие между чудесами и волшебством? Если так, как их отличают?
60. Откуда берется магическая сила: боги, мировая "мана" (как в «Колдуне» у Ларри Нивен), личная воля или жизненная сила волшебника, или еще какие-то источники? Это истощаемый ресурс? Если маг должны отдавать за использование волшебства свои силы и психическое здоровье, какие долгосрочные последствия это будет иметь для него? У каждой расы своя магия или общая?
61. Как маг выявляет его/ее волшебную власть и силу? Становление магом требует некоторого обряда посвящения или это естественный процесс, как взросление?
62. Что нужно сделать, чтобы колдовать - изобрести сложный ритуал, читать стихи, смешать необходимые ингредиенты в горшке? Есть ли помощники у мага, палочки, хрустальный шар, которые необходимо иметь, прежде чем использовать заклинания? Если да, то где и как новые маги получить эти вещи? Они делают их, покупают их у мастеров, наследуют их от своих учителей, или заказать их через какую-то магическую компанию?
63. Есть ли численное ограничение на количество магов в мире? Что это такое? Почему?
64. Сколько времени нужно для того, чтобы наложить заклинание? Может ли заклинание храниться для последующего, мгновенного использования?
65. Могут ли два или более мага объединить свои силы, чтобы создать сильные заклинания, или это магия одиночек?
66. У магии есть неблагоприятные последствия для самого волшебника (стать одержимым, безумным, сократить себе жизнь вследствие неосторожности/умысла)? Если так, есть ли какой-либо способ предотвратить эти эффекты? Действительно ли эффекты неизбежны?
67. Как много известно о законах природы, физики и магии? Сколько из того, что известно, является неправильным (например, идеи Аристотеля о человеческой анатомии, которые были неправильными, но приняты в течение многих столетий)?
68. Какие дисциплины магия практикует (например, травяные зелья, ритуальная магия, алхимия, демонология, некромантия и т.д.)? Что-то из этого работает эффективнее другого? А может, в действительности, работает только одна магия?
69. Определенные виды волшебства имеют ограничения использования в виде пола или расы, или не суть важно?
70. Маг может "израсходовать" все его/ее волшебство, таким образом прекращая быть магом? Если это происходит, что экс-маг делает — умирает, удаляется, занимается обучением, начинает вторую "карьеру"?
71. Могут ли магические способности быть потеряны? Если да, то как.
72. Может ли кто-то отнять у другого способность творить магию? Если да, то как.
B. Маги и волшебники.
73. У магии есть неблагоприятные последствия для самого волшебника (стать одержимым, безумным, сократить себе жизнь вследствие неосторожности/умысла)? Если так, есть ли какой-либо способ предотвратить эти эффекты? Действительно ли эффекты неизбежны?
74. Какую цену маги должны платить, чтобы стать таковыми - годы учебы, постоянный целибат, расход их жизненных сил или памяти с каждым заклинанием, и т.д.? Кто-нибудь когда-нибудь пыталась обойти эту "плату" и каким образом?
75. Как религия относится к магии, если она существует вообще? Есть ли какие-то ограничения? Могут ли священнослужители пользоваться магией?
76. Сколько времени нужно, чтобы обучиться магическим искусствам?
77. Магия - это профессия, искусство или просто работа (а может, рабство)? Что дает статус мага в данном обществе? Перед ними трепещут, их считают средней рабочей силой, или они серые кардиналы среди правителей?
78. Волшебники организованы? Как? Какую иерархию, если таковые вообще имеются, они признают? Что происходит, если человек/люди наверху лестницы власти умирают? Кто вступает в эти должности? Как скоро?
79. Можно ли стать магом, или нужно родиться с определенным даром?
80. Различные расы хороши каждая в своем виде магии? Если да, то какой вид соответсвует каждой расе?
81. Вы можете зарабатывать на жизнь, практикуя волшебство, или у Вас должны быть иные источники дохода?
82. Действительно ли маги - сила в политике, или считаются выше ее? Есть ли национальная политика, которая вращается вокруг волшебства/волшебников (то есть, пытаясь объявить вне закона, защитить, продвинуть определенные виды волшебства, призвать волшебников в армию правителя, лицензировать магов, и т.д.)?
83. Требуется ли лицензия для мага? Если да, то это больше как водительские права (которые в нашей культуре получают почти все, кто достиг совершеннолетия) или как лицензия врача (что-то, что получит только небольшой процент населения за упорство в учении и практике)? Кто лицензирует магов - правительство, магические гильдии, священники?
84. Как обычные люди смотрят на магов? Для них маги хорошие или плохие люди?
85. Волшебники запрещены для определенных видов правительственных рабочих мест? Или свободно пробираются во власть? Нужно ли им это?
86. Если магия требует изучения, куда Вы идете, чтобы узнать об этом? Как люди оплачивают их обучение? Есть системы ученичества, или есть магические школы, или это уроки с глазу на глаз с наставником? Является ли неподготовленный маг опасным, или он простой человек?
87. Есть ли специальный язык, используемый магами? Насколько он безопасен?
88. Магия считается наукой или нет? Ученые и маги враждуют или вполне совместимы?
89. Маги выше или ниже закона? То есть имеют ли они права, бесправны ли, или могут делать все, что заблагорассудится, не взирая на законы?
90. Власть и влияние, силу и мощь страны и правителя можно ли измерить в количестве магов в его армии?
91. Могут ли два или более мага объединить свои силы, чтобы создать сильные заклинания, или это магия одиночек?
92. Что нужно сделать, чтобы колдовать - изобрести сложный ритуал, читать стихи, смешать необходимые ингредиенты в горшке? Есть ли помощники у мага, палочки, хрустальный шар, которые необходимо иметь, прежде чем использовать заклинания? Если да, то где и как новые маги получить эти вещи? Они делают их, покупают их у мастеров, наследуют их от своих учителей, или заказать их через какую-то магическую компанию?
93. Является ли жизнь мага обычно длиннее/короче, чем в среднем?
94. Есть ли незаконные заклинания? Какова ответственность за них?
C. Магия и технология.
95. Есть ли магические средства передвижения (телепортация, волшебные ковры, драконы)? Как они соотносятся по скорости, безопасности и доступности с немагическими? Есть ли недостатки магических путешествий? Как часто они используются и для каких целей?
96. Есть ли какие магические средства оперативной связи? Как часто они используются? Для каких целей?
97. Есть ли волшебное оружие в наличии? Может магия быть использована на войне? Каким образом?
98. Может ли магия сделать обычное оружие более эффективным?
99. Могут ли заклинания и / или магические предметы использоваться для повышения эффективности производства и массового производства?
100. Могут ли заклинания и магические предметы производиться массово? Есть ли завод ковров-самолетов, например?
D. Разные вопросы магии.
101. Отличаются ли законы природы и физики в вашем мире от действительности? Как в них вписывается волшебство? А волшебные существа?
102. Если есть фантастические существа (драконы, единороги, и т.д.), как они вписываются в экологию? Что они едят? Где обитают? Имеют ли интеллектуальные способности? (некоторые дубли вопросов с этого момента удаляются - прим. пер.)
103. Каким образом магия может использоваться во вред?
104. Есть ли незаконные виды магии при общей ее разрешенности?
105. Может ли магия использоваться в области искусства?
106. В каких отношениях магия с медициной?
IV. Народы и обычаи.
A. Общее.
107. Обычные люди верят старым сказкам, или же они отвергают некоторые из них,руководствуясь научным знанием (например, Троя)?
108. Каков уровень жизни у большинства людей здесь?
B. Обычаи.
109. Повлияла ли погода и климат на образование обычаев (например, сиеста после полудня в жарких странах)?
110. Насколько важны родственные связи? Что считается семьей?
111. Какие обряды имеются в данной культуре? Официальны ли они (например, посвящение в рыцари) или нет? Отличаются ли для мужчин и женщин, знатных и крестьян?
112. Как встречают рождение ребенка?
113. Как встречают смерть человека или свою собственную? Каковы похоронные и погребальные обряды? Как поступают с телами?Мертвых боятся, почитают или предпочитают забыть?
114. Разрешено ли людям иметь личное оружие? Какие классы и сословия не могут быть вооружены вообще?
C. Еда.
115. Какие блюда преподносятся на стол во время праздников?
116. Чем отличается торжественный ужин от повседневного?
117. Какие столовые принадлежности, если они вообще имеются, используют в вашем мире?
118. Существуют ли средства, позволяющие развлечь или сделать пребывание кому-то за столом комфортным - высокие стулья для гномов, сырое мясо для оборотней?
119. Где почетное место главы семьи? А гостя?
120. Какие приправы используются в кулинарии?
D. Приветствия и встречи.
121. Как приветствуют люди друг друга - поклон, рукопожатие, иной жест? Есть ли специальные жесты у волшебников?
122. Есть ли разница в приветствии мужчины и женщины?
123. Есть ли разница в приветствии со знакомым и с незнакомцем?
E. Жесты.
124. Какие жесты и язык тела различны у разных стран?
125. Какие жесты являются оскорбительными?
126. Какие жесты и телодвижения показывают уважение к собеседнику? Будь он просто старшим по возрасту или в звании, священником, учителем, правителем.
F. Гостеприимство.
127. Есть ли вопросы, которых нужно избегать в общении, на которых повешено "табу"?
128. Что предлагают гостям, дабы прослыть вежливыми?
129. Какие обычаи связаны с гостеприимством?
G. Языки.
130. Есть ли «язык торговли», который облегчает торговлю между странами, говорящими на разных языках? Существует ли "универсальный язык", на котором говорят образованные или благородные люди, как на латыни в средневековье?
131. Есть ли секретные языки, которые известны только священникам, воинам, членам обществ?
132. Являются ли все люди или некоторые двуязычными?
133. Существуют ли различные языки для различных рас?
134. Сколько языков существует? Какие из них связаны между собой (например, романские языки) и почему?
135. Есть ли слова, которые никогда не должны говорить, кроме как в определенное время, в церемониях, при определенных обстоятельствах? Есть ли слова, которые не нужно говорить в приличном обществе?
H. Этика и ценности.
136. Чем люди клянуться при обязательной присяге?
137. Что используют люди в качестве ругательств?
138. Что является наиболее желаемыми /ценными вещами в этом обществе - золото, драгоценности, наркотики, деньги, меха, олени и т.д.?
139. Что из неприемлемого в реальном обществе может считаться нормой в вашем? (Примеры:. Дуэли, наркотики, гомосексуализм, полигамия, детоубийство)
140. Какие вещи считаются шокирующими в вашем обществе, которые не считаются такими в реальном - например, чтение в общественных местах?
141. Каково отношение ко лжи и правде в обществе?
142. Каково отношение к собственности? Что представляет собой "кража" и что может быть украдено - драгоценные камни, золото, чье-то доброе имя и репутация?
143. Кто считается гражданином, со всеми его правами и привилегиями?
144. Есть ли группы людей с ограниченными правами в данной культуре?
145. Какие люди являются изгоями этого общества или признаны повстанцами?
146. Каков идеал жизни, к которому стремятся люди?
147. Кто является "законодателем" этики в данной культуре?
I. Религия и Боги.
148. Как религия относится к магии, если она существует вообще? Есть ли какие-то ограничения? Могут ли священнослужители пользоваться магией?
149. Есть ли фактические выражения в вашем мире богов или богоподобных существ? Если да, то принимают ли они участие в защите храмов и церквей, служащих им, вмешиваются ли в жизнь людей?
150. Как религия относится к рождению.
151. Как религия относится к смерти.
152. Является ли свобода вероисповедания нормой? Или религия имеет статус государственной?
J. Население.
153. Как разнообразно население данной страны или области?
154. Развита ли иммиграция в страну или из различных стран? Почему?
155. Какие районы населены густо, а какие нет?
V. Общественная организация.
А. Общее.
156. Требуется ли лицензия для мага? Если да, то это больше как водительские права (которые в нашей культуре получают почти все, кто достиг совершеннолетия) или как лицензия врача (что-то, что получит только небольшой процент населения за упорство в учении и практике)? Кто лицензирует магов - правительство, магические гильдии, священники?
157. Каковы различные чины и звания и надлежащие формы обращения к аристократии / благородным людям? Неужели все "мой господин" и "миледи", или есть еще различия (ваша милость, ваше высочество, ваше величество, ваше преосвященство)?
158. Какие профессии уважают? Какие презирают? Почему?
159. Сколько сословий и классов есть в этом обществе? Какие? Возможен ли переход от одного к другому?
B. Правительство.
160. Могут ли править маги? Входить в состав государственных органов?
161. Каков основной стиль управления: монархия и феодализм, олигархия, аристократия, демократия? Какие формы используются в соседних странах?
162. Кто имеет право взимать налоги? За что? На что или кого? Могут ли быть выплачены налоги в натуральной форме, или только деньгами?
163. Власть и влияние, силу и мощь страны и правителя можно ли измерить в количестве магов в его армии?
164. Кто считается гражданином, со всеми его правами и привилегиями?
165. Кто возьмет на себя работу правительства, если нынешний глава государства является недееспособным? Как это определяется? Есть ли наследник (либо фактический, либо политический)? Что произойдет, если наследник является несовершеннолетним? Кто отдает приказы?
166. Кто несет ответственность за защиту главы государства? Его личная охрана, Секретной службы, элитная группа связана с регулярными вооруженными силами?
167. Кто несет ответственность за чеканку: правитель, местные бароны, кто-то еще (купеческие гильдии)?
168. Существует ли отлаженная система образования? Если да, то кто ее обеспечивает: правительства, церкви, частные лица? Как это поддерживается?
169. Кто может призвать мужчин для службы в армии, и каким образом?
C. Политика.
170. Действительно ли маги - сила в политике, или считаются выше ее? Есть ли национальная политика, которая вращается вокруг волшебства/волшебников (то есть, пытаясь объявить вне закона, защитить, продвинуть определенные виды волшебства, призвать волшебников в армию правителя, лицензировать магов, и т.д.)?
171. Существует ли напряженность, соперничество, или откровенная враждебность между какими-либо воплощенными богами? Как это влияет на церковную политику? Повседневную жизнь людей?
172. Каковы основные политические группировки в данное время?
173. Какие спорные политические вопросы есть в стране на данный момент? Какие позиции по этим вопросам считаются консервативными? Либеральными? радикальными?
174. Кто возьмет на себя работу правительства, если нынешний глава государства является недееспособным? Как это определяется? Есть ли наследник (либо фактический, либо политический)? Что произойдет, если наследник является несовершеннолетним? Кто отдает приказы?
175. Есть ли люди, которые имеют большое влияние на правительство / политику, но которые не имеют какой-либо официальной должности? Кто они? Почему у них велико влияние? Это считается нормальным явлением или негативным?
D. Оружие.
176. Как развито в этой стране военное дело, в сравнении с другими странами? Были ли новшества, которые могут нарушить баланс сил, или все более-менее равны?
177. Есть ли волшебное оружие в наличии? Может магия быть использована на войне? Каким образом?
178. Магия используется в основном для сбора разведывательной информации (заклинания невидимости, ворожба и т.д.), или существуют заклинания, которые имеют применение на поле боя (вызов демона, чтобы атаковать противника, огненные бури и т.д.)?
179. Разрешено ли людям иметь личное оружие? Какие классы и сословия не могут быть вооружены вообще?
180. Какие основные средства ведения войны доступны (например, осадные башни, катапульты, пушки, бомбы)?
181. Каков уровень технологий в вооружении? Есть ли огнестрельное оружие, и если да, то на какой стадии развития (кремневые, фитильные, винтовки, Узи)?
182. Какое оружие и доспехи являются стандартными для армии? Наемников? Дворянства?
E. Правовая система и преступность.
183. Волшебники запрещены для определенных видов правительственных рабочих мест? Или свободно пробираются во власть? Нужно ли им это?
184. Что считается нормальным и законным путем сбора доказательств и определения вины? Являются ли пытки разрешенным способом? А казни? Произвольные суждения господина помещика разрешены, или есть независимый стандарт правосудия?
185. Является ли магия средством для суда? Как часто используется?
186. Есть ли незаконные заклинания? Какова ответственность за них?
187. Существуют ли отдельные гражданские и уголовные суды? Суды для людей и нечелвоеческих рас? Отдельные суды для магических преступлений? Чем отличается каждый тип суда?
188. Что считается тяжким преступлением?
189. Кто несет ответственность за ловлю преступников?
190. Есть ли юристы и адвокаты?
191. Маги выше или ниже закона? То есть имеют ли они права, бесправны ли, или могут делать все, что заблагорассудится, не взирая на законы?
192. Кто может менять законы?
F. Внешние отношения.
193. Страны могут иметь официальные отношения с другими странами? Кто при этом становится послом?
194. Насколько развит государственный шпионаж? А купеческий? А военный или магический?
195. Какие страны и расы являются традиционными союзниками или врагами?
196. Могут ли государства влиять на межнациональную торговлю?
G. Ведение войны.
197. Какие народы/страны были недавно в конфликте с кем-либо? Почему это стряслось? Кто выиграл и каковы последствия? Когда была последняя война?
198. Есть ли государственная армия? Если да, то на какой основе?
199. Как магия влияет на военную стратегию?
200. Пользуется ли страна услугами наемников?
VI. Коммерция, торговля и публичная жизнь.
A. Общее.
201. Какие народы / страны / расы воевали в союзе, торговали, или были традиционными соперниками?
202. Есть ли «язык торговли», который облегчает торговлю между странами, говорящими на разных языках?
203. Что импортирует эта страна? Экспортирует? Насколько важна торговля в экономике? Какие деньги приняты? Какова система чеканки?
204. Почему люди обосновались здесь — сыграли ли роль стратегическое местоположение, торговый маршрут, водный транспорт, полезные ископаемые, хорошее сельское хозяйство, и т.д.? Что изменилось с тех пор?
205. Есть ли профсоюзы? Гильдии? межгосударственные корпорации? Международные картели?
B. Предпринимательство и промышленность.
206. Какие правила, если таковые имеются, правительство распространяет на практику ведения бизнеса? Есть ли антимонопольное законодательство?
207. Есть ли новые отрасли промышленности? Конкурируют ли они со старыми и как успешно?
208. Есть купечество? А торговые гильдии? Как они вписываются в общество (напр., влиятельным сословием).
209. Какие товары обычно доступны в небольших рынках города? В больших городах? В столице?
210. Какие отрасли промышленности - горнодобывающая промышленность, рыболовство, судостроение, лесоматериалы, сельское хозяйство, производство и т.д. - являются важными, и в каких областях?
211. Есть ли явление контрабанды? Если есть, то что, откуда и куда поставляют?
C. Транспорт и связь.
212. Какие домашние животные используются для перевозки грузов? Быки, лошади, ослы, верблюды...
213. Есть ли магические средства передвижения (телепортация, волшебные ковры, драконы)? Как они соотносятся по скорости, безопасности и доступности с немагическими? Есть ли недостатки магических путешествий? Как часто они используются и для каких целей?
214. Насколько доступен водный транспорт? Насколько он надежен?
215. Как люди узнают, что происходит в мире?
216. Где бы путешественник мог переночевать? Постоялые дворы, трактиры, монастыри.
217. Где хранятся большие коллекции книг? Где есть библиотеки? Кто поддерживает их?
D. Наука и технология.
218. Является ли уровень технологии в этом обществе сопоставимым с уровнем развития в нашем мире? например, с Древним Римом, Средневековьем, Возрождением или промышленной революцией.
219. Какие важные изобретения были созданы или успехи достигнуты (колесо, порох, печать, туалеты)?
220. Как много известно о законах природы, физики и магии? Сколько из того, что известно, является неправильным (например, идеи Аристотеля о человеческой анатомии, которые были неправильными, но приняты в течение многих столетий)?
221. Где проводятся научные и магические исследования? Университеты, гильдии магов.
222. В какие областях магия может заменить технологию и подавить ее развитие? (например, вместо холодильника заклинание, охлаждающее пищу).
E. Медицина.
223. Как много известно об анатомии, физиологии и т.д.?
224. Является ли лечение магическим процессом?
225. Есть ли надежный способ принятия родов?
226. Какие виды лечения доступны - травяные настои, вакцинация, иглоукалывание, заклинания и т.п.? Насколько они эффективны?
F. Искусство и развлечения.
227. Каков статус у искусств ((танцы, музыка, театр и т.д.) в данном обществе?
228. Есть ли постоянные театры и концертные залы для исполнительского искусства? Если да, то кто владеет и управляет ими? Являются ли они выгодными? Есть ли также путешествующие труппы игроков / музыкантов / танцоров?
229. Что делают люди на разных уровнях общества для забавы?
230. Может ли магия использоваться в области искусства?
231. У нечеловеческих рас имеются собственные развлечения и забавы?
232. Каковы стандарты красоты для людей?
G. Архитектура.
233. Что является самым распространенным строительным материалом? Почему используются (доступность, дешевизна, юридические требования)?
234. Сколько человек обычно живут в типичном доме? Насколько велика типичный дом?
235. Каковы различия в материалах и внешнем убранстве между домами низшего класса, среднего класса и высшего класса ?
VII. Повседневная жизнь.
А. Общее.
236. Сколько сословий и классов есть в этом обществе? Какие? Возможен ли переход от одного к другому?
237. Что является предметами роскоши - шоколад, кофе, шелк, пряности, туалеты? Почему?
238. Как люди обычно выглядят в данной области?
239. Как убирается и утилизируется мусор и отходы?
240. Как люди справляются с различными бедствиями - пожары, наводнения, торнадо или ураганы, метели, чумы и т.д.? Насколько часто встречаются такие бедствия?
B. Мода и одежда.
241. Является ли оружие стандартной частью одежды для любых слоев общества?
242. Есть ли универсальная форма для людей разных профессий?
243. Существуют ли законы, определяющие, кто и что может носить?
244. Как мода отражается в физиологии нечеловеческих рас? Драконы переодеваются к ужину? Русалки чтут табу наготы?
245. Какие физические характеристики для человеческого тела сейчас "в моде"? Загар, цвет волос, длина стрижки и т.д.
C. Манеры.
246. Чем отличается торжественный ужин от повседневного?
247. Каковы правила этикета? Кто первым входит в дверь?
248. Насколько важны "хорошие манеры" в этом обществе?
D. Образование.
249. Сколько стоит получение различных степеней образования?
250. Существует ли отлаженная система образования? Если да, то кто ее обеспечивает: правительство, церкви, частные лица?
251. Каким образом можно получить образование? Школы, университеты, частные уроки.
252. Каков уровень грамотности среди населения в целом? Считается ли грамотность необходимой?
253. Какие вещи считаются абсолютно необходимыми знаниями для придворных (поэзия, языков, умение оружия и т.д.)? Какие постыдны?
254. Если магия требует изучения, куда Вы идете, чтобы узнать об этом? Как люди оплачивают их обучение? Есть системы ученичества, или есть магические школы, или это уроки с глазу на глаз с наставником? Является ли неподготовленный маг опасным, или он простой человек?
E. Календарь.
255. Существует ли единый, общепринятый календарь (включая замеры времени), или различные страны или народы имеют разные?
256. Есть ли в вашем мире всеобщие праздники? Какие?
257. На какие единицы разделен день?
258. Каковы месяцы в году? Их протяженность и названия?
259. От каких событий люди ведут свою хронологию?
260. Есть ли дни, которые считаются "внегодовыми"?
261. Какие есть часы? Как ими пользуются?