Научи хорошему 2.0
Чему учит Dota?
Что это вообще такое? Далеко не каждый знаком с этим словом. Тем не менее тот, кто хотя бы немного с ней знаком или является тамошним завсегдатаем, скорее всего, имеет именно негативное впечатление. В свете нашумевшего скандала про "Доку-2", где после недавнего теракта уйма остроумных троллей обыкновенных придурков ринулась отшучиваться на эту тему, хочется сравнить доту со специфическим чудовищем, беспощадно пожирающим совесть, нервы и время. Но практически не дающим ничего взамен. Поясню почему. Если в тех же пресловутых танках имеется хоть какая-то относительная толика пользы в виде начальных знаний о параметрах техники, физике и баллистике (я в них давно уже не играю, но чуток разбираюсь), то в доте и того нет. Закоренелые фанаты тут же воскликнут: "Да как так, ведь дота прививает стратегическое мышление, она учит командному взаимодействию!!!". На что я, как довольно-таки бывалый, отвечу: «Нет». Всё абсолютно не так, и дабы подробнее прояснить этот момент, стоит углубиться в её предысторию. Те, кто является заядлыми любителями стратегий и помнят классику (такую как «Heroes of might and magic 3,5», «Red Alert 2», «Warcraft 3» и т.д), честно признают, что поджанр МОБа игр относительно молод. Подобные арены можно грубо назвать упрощёнными версиями стратегий. Прародителем доты и являлся в своё время небезызвестный варкрафт. На момент тогдашней актуальности она являлась всего лишь созданной в нём пользовательской картой, права на которую после непродолжительной грызни с варкрафтовским Blizzard возымела компания Valve, известная такими детищами как «Counter-strike», «Left for Dead», «Team Fortress» и т.д. Затем в 2013ом году после полноценного выхода на новом движке «Defence of the Аncients» засияла по-новому, продолжая семимильными шагами увеличивать свою и без того немалую популярность теперь уже как самостоятельная игра.
Крупные денежные официальные турниры усиливали внимание к ней. И здесь, как говорится, понеслось.. Маркетологи привлекли взгляды даже тех, кто раньше и в помине не интересовался "киберспортом". Помимо абсурдности самого понятия виртуального спорта, тут ещё кроется второй негативный аспект. Дело в том, что как в случае с футболом, призовые места в таких соревнованиях непропорционально высоко одаривают победителей. Первый The International (турнир по доте) был не абы какой, а самый крупный в истории. Общий призовой фонд составлял более полутора миллионов долларов. Суммы даже за 4, 5 и 8 места выходили колоссальные, не говоря уже о финалистах. Из-за чего задаёмся попутным вопросом: Неужели труд человека, который долго работает за станком или поддерживает в больнице жизни других оценивается меньше, чем, пускай, по-своему нелёгкие, но всё же развлекательные усилия какого-то подростка "киберспортсмена"? Если условный футболист привлекает внимание людей к спорту, то что популяризирует игрок? Несмотря на параллельно присутствующее огромное количество относительно мелких коммерческих турниров по играм всех мастей, далеко не каждый чего-то добьётся в этой нише (99,9% заработают себе разве что геморрой). Также по причине таких вот искусственных денежных завышений создаётся ореол некоего Олимпа, когда чуть ли не каждый школьник вместо о чём-то действительно важном, грезит в своих мечтах побеждать 1на1 противника на центре. Действительно, "идеальная цель". Ты можешь всю жизнь заниматься любимым бесполезным делом, добившись заветной теоретической "вершины", а чертит тёплые дома или выращивает излюбленные тобой фрукты пускай кто-нибудь другой. Если же говорить серьёзно, то не стоит недооценивать эту проблему, ибо таких подростков сейчас немало. Дота подпитывает культ лжеславы и халявных денег, которых, как известно, не бывает. Игра в буквальном смысле взращивает жестоких паразитов. Я долгое время ломал голову, почему там царит такая атмосфера агрессии? Почему все хамят, подкалывают друг-друга и готовы пойти на любое мелкое бесчестие (допустим, не дожидаться вылетевшего), лишь бы возыметь победные очки рейтинга? Ответ не заставил себя долго ждать, т.к помимо неконтролируемого свободного доступа, неприхотливых системных требований и самой концепции игры «убей или умри», гадкость в доте прописана буквально на уровне НЛП. Персонажи в промежутках между разборками то и делают, что лаконично подтрунивают фразами в стиле (допустим, после убийства): "Ха, и это всё, на что ты способен?", "Жалкий молокосос..", "Лёгкие деньги!" и тому подобное. Получается, что игра, с одной стороны, притягивает низкосортный контингент, а с другой — сама взращивает и формирует его. А народ потом удивляется, откуда берётся вся эта злоба.
Вообще, "Free to play" это такая новомодная хитрость, когда игра вроде бы находится в свободном доступе (что на первый взгляд является плюсом), но по мере завлечения всячески пытается соблазнить на приобретение различных модификаторов и не влияющей на внутриигровой баланс косметической экипировки (читай — ненужный по сути хлам). Чем дотка успешно все эти года и занимается, постоянно втюхивая манипулируемым подросткам через торговую площадку steam (имеющую свой внутренний налог с каждой операции, между прочим) всякие компендиумы, подписки, крюки ценой в зарплату, а также прочие "модные и необходимые" пиксели на экране. Что-что, а умение зарабатывать на людском желании деловито выделяться забугорные торгаши реализовывают как надо. Проще говоря, на невежестве и ЧСВ. Очень показательно, что основным методом заработка денег внутри самой игры является исключительно убийство (копейки за стак лагеря не в счёт), а именно последний удар по цели. Не хочу показаться преувеличивающей паинькой, но во время в среднем получасового матча игра представляет собой сплошной конвейер убийств живых игроков с фоновыми компьютерными монстрами. Принятая за обыденность жестокость, которой сегодня никого не удивить, в доте буквально удваивается. Непрекращающиеся убийства оппонентов, крипов, лесных монстров, снос строений — является основным методом заработка в игре, и как следствие главным рычагом господства. За деньги в доте покупаются особые артефакты (от всей этой темы величественности в современном массмедиа, если честно, уже тошнит). Да что там, собственную жизнь в доте возможно выкупить за деньги. Это всё продолжение к вопросу о культе бабла. Отдельно хочу сосредоточить внимание на том, что во время "боевого замеса" можно "палец об палец не ударить", совершив лишь последний удар, но заполучить при этом основные лавры. И, наоборот, бездейственно находясь рядом, возыметь необходимый для прокачки персонажа опыт. Этакая нелогичная механика шиворот-навыворот, которая неразбирающемуся в психологических тонкостях индивиду может показаться вполне нормальной обыденностью. Но "дьявол", как известно, кроется в маленьких деталях.
— «Ты сильно преувеличиваешь! Хватит выдавать желаемое за действительное и выискивать в развлечении то, чего на самом деле нет…»
Атмосфера игры мрачная, большая часть персонажей уродлива, хотя есть и достаточно привлекательные/смешные. Они выглядят озлобленно, словно пытаются сказать всем своим видом: "Что тебе тут надо!?". Если разбираться во вселенной, вчитываясь в историю каждого, нередко оказываются мерзки и эгоистичны по своей натуре. Справедливости ради стоит отметить, внешний вид практически всего отображаемого на мониторе при достаточной массе вашего реального кошелька можно подкорректировать. Но, как уже было сказано, в этом-то и уловка, мол: «доплати, тогда твой основной персонаж превратится из нормально выглядящего в ВЫДЕЛЯЮЩЕГОСЯ, КРАСИВОГО! Ну все кругом обзавидуются!» Ах, да.. Ещё приблизительно раз в месяц вам подарят какие-нибудь ненужные наплечники на нелюбимого героя (при условии, что будете усердно играть). Но многое ли это меняет? Особенно с учётом того, что не у всех есть возможность покупать за реал те же основанные на рандоме сундуки (где гарантия того, что выпадет желанная вещь?). Таким образом, дота в какой-то степени заключает в себе ещё и мини-казино.
Хоть название игры и звучит «Defence of the Ancients», что в переводе дословно означает "защита святынь", по факту всё сводится к упомянутому выше мародёрству, с вытекающим из него уничтожением чужой святыни. Так как патового исхода в игре не предусмотрено, правила так или иначе побуждают обе команды к атакующим действиям.
— «Да ничего ты не понимаешь, Dota — непростая игра! Не нравится? Не играй!»
Ага. Снова поспешу огорчить, потому-что игромех не пестрит какими-то тактическими изюминками, принцип всего происходящего за время схватки заключается в том, чтобы заработать как можно больше золота, накупить на него усиливающих шмоток, внезапно навалиться со спины гурьбой на врага или же, пользуясь образовавшейся в дали суматохой, быстренько сломать пару ключевых строений. Достаточно грубое описание, так как для достижения вышеупомянутого необходимо проделать и учесть множество зависящих от различных факторов микромоментов, однако, если говорить обобщённо, то в целом это так. Опять же, прямо отвечая на поставленный в заголовке вопрос, дота не учит ничему полезному. Да, ваш общий командный успех (в доте воюют 5на5) зависит от выбора персонажей, от расстановки, от твоих личных умений добивать крипов, от зубрёжки способностей около 100 героев (у каждого в среднем по 4), запоминания более чем 150 предметов и многочисленных вариаций их сочетаемости. Но, эмм.. Как это всё может пригодиться в реальной жизни? Ответ — никак. Очень "полезные" в жизни знания о тайминге Рошана или изменённых после патча талантах. Именно поэтому если в общественном транспорте незнакомые люди услышат диалог двух дотеров, то велика вероятность того, что о них подумают как о сбежавших из психушки инопланетянах. Ведь половина сленга будет состоять из матерщинно-английско-упрощённого винегрета. Короче говоря, ключевой составляющей игровой механики является гора понятного лишь самим дотерам внутриигрового бреда. Про дерущихся эльфиек, постоянные проблемы с вылетами и по какой траектории снаряды со стрелами летают, говорить вовсе не приходится. Они там явно подчиняются каким-то своим, особым законам.
— «Ой, ну всё ясно! По вашей моралфажной логике ничем нельзя заниматься! Везде присутствует насилие, попытки заработка и неидеальная проработка!»
Почему же? Мне вот, например, нравится обдумывать развитие в каком-нибудь градостроительном симуляторе. В них ты прокладываешь необходимую инфраструктуру, регулируешь законы, рассчитываешь цены, налаживаешь логистику, короче, делаешь всё, чтобы жителям твоего города жилось комфортно. Пример относительно полезной игры, которая способна расширить твой кругозор в определённых областях, да и убивать при этом никого не надо.
Но вернёмся к "нашим баранам". Сыгранности команд и тамошнему поведению людей в целом можно смело посвящать отдельную статью, так как в любительских непрофессиональных матчах (да и не только в них) о каком-то взаимоуважении и говорить не приходится. На удивление и вопреки распространённому стереотипу (случайность?) хаотичная обстановка царит не только в матчах с преобладанием русскоязычных пользователей, но и в любых других. Не даром сами дотеры в шутку называют доту мусоркой или помойкой, т.к она напоминает собой выгребную яму анонимный форум, где ничего не стоит оскорбить другого человека. Нет, я не сахарный. Более того, понимаю, что это проблема не только доты (поговаривают, хуже дела обстоят только в C.S), но согласитесь, — куда более приятно находиться в дружелюбной обстановке, тем более, когда это вносит немалый вклад в финальную результативность. Парадоксально, но в повседневной жизни сами все эти люди хотят хорошего отношения к себе. Чтобы им приготовил качественную еду повар, как следует обслужил врач, не хамил в магазине кассир. Что с ними не так? Его "не таким как все" ВЕЛИЧЕСТВАМ невдомёк, что выплёскивать свой накопившийся за день негатив на человека просто потому, что тот сделал/собрал/выбрал (нужное подчеркнуть) что-то не так, — неправильно. Максимум, что ты по-хорошему имеешь право сделать в таком случае, так это спокойную просьбу-замечание. Как бы не было обидно терять потраченное время с усилиями, ты не можешь чего-либо требовать от таких же случайных людей в паблике (для чётких обязательств и требований существует своя созданная команда). Но в моду вошло оскорбление других потому-что.. Да просто потому. Потому-что "я так могу и хочу, а мне за это ничего не будет". Никого абсолютно не волнует, что по ту сторону монитора может сидеть какая-нибудь ранимая девушка или ребёнок (хотя, что может забыть в доте такая девушка, если честно, вопрос риторический). ЧСВ-игрок везде тычет своим "исключительно правильным" мнением, даже если его об этом не просили. Мало того, что такие организмы на ровном месте заводятся с пол оборота сами, словно проигрывают в реальной жизни позолоченную корову, так ещё и заводят всех остальных, существенно приближая шансы собственной же победы к нулю. Забрать в случае чего свои слова обратно (когда невзирая на "100%" предсказания проигрыша и безвыходное нытьё неадекватных всё-таки победили) им мешает ни то внезапная забывчивость, ни то пластиковая корона на голове. В простонародье это называется пустословить, лить воду и сотрясать воздух.
— «Ах-ха-ха, да вы просто больные на голову мракобесы!!! Тупые ханжи, шизанутые моралисты, конспиролухи!!! На меня всё это не влияет!!!»
Отвратительная система наказаний не только неэффективно борется с таким поведением, но и потакает ему. За счёт принципа "правоты большинства" (каждый имеет определённое количество возобновляемых со временем голосов), наказанными как правило становятся те люди, на которых больше всего поступило жалоб. Другими словами в команде из 5ти человек может находиться группа из 3ёх друзей, к которым вас случайно забросило при подборе матча. Так вот если что эта компания может запросто оклеветать одного, и в случае повторения происшествия человек незаслуженно получит наказание в виде низкого приоритета. Ему придётся отыгрывать несколько игр менее удобного режима с более большим временем поиска матча, а также пребывать в окружении ещё более неуравновешенных неадекватов по обе стороны, ибо они туда чаще всего и попадают. Система не проверяет, действительно ли вы ругались в чате, она оставляет право саморегулирования за сообществом (а оно-то, как известно, так нарегулирует..). Правило «худших всегда большинство» применимо к доте не в плане умений людей, т.к невозможно в принципе, чтобы все играли одинаково хорошо, а в плане манер поведения. Дословно причину наказания в ряде случаев справедливо трактовать так: "Команде показалась оскорбительной ваша безответная на хамство реакция, и несмотря на то, что они сами чуть ли не с пеной изо рта визжали в голосовом чате матом и сыграли с гораздо более низким КПД, мы приняли решение заблокировать именно вас, т.к с их стороны поступило гораздо больше жалоб. Всего доброго и хорошего настроения!". У меня лично был на практике подобный случай, когда я получил наказание ни за что. Длительное ожидание ответа от забагованной службы поддержки не оправдалось, сотрудники (кажется, это вовсе был робот) на мои заявления с прикреплёнными доказательствами предпочли отписываться стандартными правилами из раздела F.A.Q. Таким образом настоящие негодяи, по которым плачет серьёзная и длительная блокировка, продолжают сеять дисгармонию дальше. Дисгармонию, которая охватывает снежным комом всех остальных, когда породивший её уже давно ушёл спать. Нарушители если и накапливают от своих собратьев по разуму необходимое количество жалоб, то в отличии от адекватных игроков, просто отыгрывают за считанные часы и без особого труда этот низкий приоритет (жаба в болоте — как в своей тарелке). Хотя многим из них может казаться, что "все вокруг неправы и тупые, а они-то этого точно не заслужили!!!". Неудивительно после всего этого, что вы наблюдаете погрязшего в доте, дорогого вам человека каким-то другим. Во время игры в воздухе витает напряжение, сам играющий до неузнаваемости беснуется и сходит с ума. Как человек, безвозвратно вбухавший в ЭТО более 8ми лет своей жизни, заявляю, что эта игра уродует людей. Давайте не будем врать сами себе, и посмотрим правде в глаза. Предвижу, как множество вечно фармящих пациентов будут защищать свою любимую "отдушину", ссылаясь на необъективность автора или же в свойственной им манере брызгать желчью. Но я делал этот обзор в первую очередь для здоровых, незнакомых с дотой людей, чью психику ещё можно уберечь. А также для той небольшой прослойки подсевших, кто подсознательно давно всё это понимает, но кому не хватало побудительных мотивов бросить.
— «Раз такой умный, то почему сам всё это время играл? Хочешь сказать, что через не хочу усилия потрачены впустую и не было никакого удовольствия!?»
Было. И вот здесь-то, возвращаясь к теме слабой отдачи и потерь, хочу отметить, что речь даже не о рисках посадить зрение, искривить осанку или возыметь проблемы с артериальным давлением, а о совестливости. Мы, игроки, перестали замечать, как наше истинное нутро под прессом диктуемых манер поведения становится безобразным. Пойти против тенденций стало как-то непопулярно. Трудно не повторять за деградирующими стримерами их токсичных шуток. Тяжело устоять перед соблазном сказать гадость незнакомому человеку, развести грязь, а потом, хлопнув дверью, уйти. Как будто ничего и не было. А если проявишь свою позицию в виде нераспространённого в наши дни обыкновенного человеческого отношения, - сочтут за слабость, заклюют толпой. Мы забыли настоящую задачу всех игр «увлекая — обучать». Конкретно дота, быть может, не самый главный элемент во всём этом водовороте социального деструктивизма, свалившегося на молодёжь. Но верьте на слово, точно один из крупных. Статистика из разных источников свидетельствует, что дота интенсивными темпами теряет аудиторию, особенно в Америке и Европе. Слава богам, "туда" ей и дорога.
Подведём итог с позиции "чему это учит?". А учит "это" следующему:
— жестокости
— эгоизму
— культу лёгкой славы и денег
— затёртой установке "женщина не уступает по силе мужчине"
— несдержанности, глупости
— «Найс реклама, аж поиграть захотелось. Пойду стартану каточку..»