Вы не вошли.
Как ни странно, я всё ещё с матанализом, который в январе и феврале принял вид курса по линейному програмированию. Ну, вот так сложилось. На самом деле там один сплошной функциональный анализ, только такой, геометрический. Например, теорема Хана-Банаха выглядит как теорема о разделении выпуклых множеств.
Я только слушаю, не конспектирую (ну, так сложилось-2), и у меня в голове довольно мало остаётся. Однако матаналитической техники там полно, и я за ней просто наблюдаю.
Если анон не идёт к матанализу, матанализ идёт к анону. Теперь мне надо научиться вычислять длины кривых, интегралы по кривым и поверхностям, парметризации и объёмы. За какой срок — непонятно, я рассчитываю хотя бы на месяц.
Поэтому анон взял Пискунова и прикинул. Чтобы понять криволинейные интегралы, нужно понять кратные интегралы. Чтобы понять кратные интегралы, нужно понять одномерные определённые интегралы. Пошёл пока читать, как вводится определённый интеграл.
Для понимания — у меня плохо с ручной работой ака вычислениями, зато хорошо с формальными преобразованиями и неплохо с пониманием, как устроены теоремы и в каком месте мы что используем. Так вот. При доказательстве теоремы об интегрируемости непрерывной на отрезке функции используется факт: если функция непрерывна на замкнутом отрезке, то при любом разбиении отрезка на кусочки изменение функции на кусочке стремится к нулю, если длина кусочков стремится к нулю. Откуда факт? А хуй его знает, инженерам мы такое не доказываем.
Я понимаю, что в учебник для инженеров не всё можно впихнуть, но как же бесит, что самые неочевидные вещи-то тебе и не объясняют. Зато всякое говно типа "если у функции есть максимум на отрезке, то она не больше этого максимума" разжёвывается подробно.
Короче. Я не очень верю, что за разумный срок впихну в себя 140 страниц интегралов. Но хоть согреюсь.
Отредактировано (2024-03-04 00:44:17)
Почему, в какое "очевидное" утверждение в матанализе ни плюнь, там внутри сидит полнота действительных чисел?!
Ну то есть не то чтобы я плевал во все очевидные утверждения. Но сейчас зацепился взглядом за одну теорему в Пискунове — я всё ещё читаю по диагонали об определённых интегралах — а она утверждает, что непрерывная функция на отрезке принимает все значения между максимумом и минимумом. Я бодро решил это доказать от противного. Не доказал. Пошёл читать Пискунова назад. Там нет доказательства, только ссылка на Фихтенгольца. И только тут до меня стало доходить, что доказательство от противного не работает, а сработает какая-нибудь лемма о вложенных отрезках.
Я молодец и отличный предсказатель, но вот дерева теорем в голове у меня нет. Как оно строится, интересно. Надо бы погуглить, как формализуются доказательства, вдруг есть удобные способы учитывать, что из чего следует.
если функция непрерывна на замкнутом отрезке, то при любом разбиении отрезка на кусочки изменение функции на кусочке стремится к нулю, если длина кусочков стремится к нулю.
А это не из определения непрерывной функции следует? Я плохо помню матан, но если бы меня попросили определить непрерывность функции, я бы написала предел
А это не из определения непрерывной функции следует?
Нет, в определении непрерывной функции другой предел: не на всём отрезке, а в окрестности точки. Соответственно, функция непрерывна на всём интервале, если она непрерывна в каждой его точке, но прикол в том, что для каждой точки свой предел и свои эпсилон и дельты (ты же собирался писать предел с эпсилоном и дельтами?).
Хорошая новость в том, что если функция непрерывна на замкнутом интервале (на отрезке с концами), то из непрерывности следует вот это более общее утверждение с кусочками. Однако для доказательства этого нужно здорово заморочиться и, в частности, использовать полноту вещественных чисел.
А функция непрерывная на отрезке это не непрерывная на интервале и слева-справа на концах?
Ты меня вдохновил анон, вернусь к нормальному интернету, пойду про полноту вещественных чисел читать
А функция непрерывная на отрезке это не непрерывная на интервале и слева-справа на концах?
Ты меня вдохновил анон, вернусь к нормальному интернету, пойду про полноту вещественных чисел читать
Рад, что я кого-то вдохновил!
Чтобы удобнее было гуглить: то, о чём мы разговариваем, называется отличие равномерно непрерывной функции от просто непрерывной.
А функция непрерывная на отрезке это не непрерывная на интервале и слева-справа на концах?
А, я, кажется, понял, о чём ты спрашиваешь, но я не могу ответить на твой вопрос. Важно, что здесь именно замкнутые отрезки, но я не могу внятно объяснить, почему! Хотя я понимаю, что все объяснения по своей сути будут переформулировками аксиомы полноты действительных чисел или равносильных ей утверждений. Например, "непрерывная функция переводит связное множество в связное, а на действительной оси связные множества — это отрезки, и только они". Я понимаю, что в этом утверждении зарыта аксиома полноты, но объяснить это не могу.
Снова читаю Пискунова. Дочитал до формулы Ньютона-Лейбница и решил читать только вычислительные примеры, без доказательств. А то я забил и не успеваю в свой дедлайн (который, увы, зависит не от меня, а то читать бы мне ещё десять лет, без шуток десять).
Имею два вопроса:
— почему можно переходить к пределу в стрелочке у предела — это замена переменной в пределе такая?
— и почему определение несобственного интеграла с двумя бесконечностями сверху и снизу не зависит от точки разбиения? Наверное, потому, что от неё не зависит каждый из интегралов под пределом, а, значит, и сам предел. Но все такие утверждения для меня подозрительны, мне всё время кажется, что я себя где-то наёбываю.
Посмотрел в примере на формулу Валлиса, которая синус в энной степени, взятый по частям, и погрустил, насколько более неповоротливые стали мои мозги. С одной стороны, почти тринадцать лет прошло с тех пор, как я последний раз что-то там решал в универе. С другой — хочется же думать, что мозг не деградирует, а он вононо чо.