Любовь, которую нам показали, вместо того, что бы облечь в слова
Возьми мою руку, друг, и позволь отправиться с тобой в путешествие.
Для того чтобы по достоинству оценить то, что мы увидели, нам нужно вернуться в прошлое. Раньше, чем на 6000 лет назад, если быть точным. Сразу после Сотворения.
Ангел и демон стоят рядом, наблюдая, как первые люди прокладывают свой путь сквозь неумолимые просторы.
Ангел и демон, как первый позже объяснит второму, «наследственный враги». Они должны ненавидеть друг друга. Они должны уничтожить друг друга.
Они не должны, так или иначе, дружелюбно стоять рука об руку на стене, как эти двое. Демон, в частности, не должен привычным образом завязывать разговор с ангелом.
Не будет лишним заметить, что связь между конкретно этим ангелом и не менее конкретным демонов возникла мгновенно. Эта информация сокрыта в самом факте беседы, которую не ведут друг с другом враги.
«Я отдал его», — признается Азирафель, и Кроули улыбается.
Он сообщает информацию, которая легко может быть использована против него, но демон не воспользовался этим. Наоборот, когда его собеседник озвучивает свои волнения насчет «неправильного поступка», Кроули утешает его и затем делится своими собственными переживаниями: что если он поступил правильно?
Кроули начинает разговор и поддерживает его наплаву. Взаимопонимание формируется между ними благодаря Кроули, который — осознанно или нет — тянется к собеседнику снова и снова.
Проходят года, взаимопонимание лишь растёт.
В 3004 году до н.э., Кроули вновь подступается к Азирафелю. Он начинает беседу, шутливо дразня его историей с мечом. Он говорит: «Я помню тебя. Я помню, о чём мы говорили. Хоть с тех пор многое изменилось, я не забыл».
Как мы поймем позже, это важно для Азирафеля. Он теперь занимает более низкое положение в ангельской иерархии, но не в глазах Кроули.
В 33 году н.э. Кроули говорит: «Оу, нет, я сменил его [свое имя]»
Это важный момент. 2000 лет спустя, в будущем, один демон задастся вопросом: «Как он величает себя в эти дни?»
Прошло 2000 лет, но его имя до сих пор неизвестно всем в Аду. Но тогда, в 33 году н.э., ему нужно, чтобы Азирафель знал его имя. Ему неважно, знают ли в Аду, как его зовут, но важно, что бы Азирафель знал.
В 41 году н.э. Азирафель подступается к Кроули. И вновь — это важно. Он не делал этого раньше, но теперь мы знаем, что для него это естественно. Более того, он хочет поделиться с Кроули чем-то, что любит сам. Посредством незначительного «искушения» он выстраивает мост между ними.
И, снова, как тогда, в 573 году н.э., мы видим, что Азирафель может узнать Кроули по одному лишь голосу, даже сквозь забрало.
К 1601 году, они создают соглашение. К 1601 году, их уже что-то связывает. К 1601 году, когда они слышат реплику Шекспира о необходимости чуда, Азирафель без раздумий поворачивается к Кроули. Выражение его лица умоляющее, просящее, и Кроули отвечает с легким раздражением: «Ох, ладно. Угощаю».
К 1601 году, Азирафель вновь выступает против призыва следовать соглашению, потому что «если Ад узнает, они не просто разозлятся. Они уничтожат тебя».
К 1601 году, Кроули начинает кружить позади Азирафеля, пока они беседуют; ничего подобно в поведении Кроули, сквозь всю историю их взаимоотношений, мы не видели до сих пор. Это навязчивое стремление защищать.
Он, буквально, прикрывает Азирафеля сзади. Он начеку, так как знает, что, в конечном счете, их положение только ухудшится, и он следит за тем, что бы в первую очередь не пострадал Азирафель, перед тем, как Кроули успеет что-либо предпринять.
К 1601 году, они больше, чем просто коллеги.
В 1793-ем Кроули впервые называет Азирафеля «ангелом». Он мог обратиться к нему по существу. Он мог попытаться задеть его. Но дело не в этом.
В 1862-ом они впервые по-настоящему ссорятся. Всё потому, что Кроули хочет обладать оружием, способным убить его — не просто развоплотить, а именно убить - и Азирафель против. Его чувства только развились и усилились. Он не способен сделать что-либо, обеспечить Кроули чем-либо, что способно нанести ему непоправимый вред.
В 1862-ом Кроули шипит: «Братаешься?», потому что у этого слова есть подтекст. Либо «мы всё еще враги», либо «мы всего лишь друзья».
Невозможно знать наверняка, с чем конкретно он не согласен. Возможно, что с обоими утверждениями. (Так оно и есть).
В 1941-ом один доверчивый ангел попадает в передрягу, а один демон ступает на освященную землю, — явно испытывая боль — чтобы спасти его.
В 1941-ом бомба падает на церковь, и тот же демон спасает маленьких кожаный чемоданчик с книгами.
Большую часть того, через что они прошли вместе, может растолковать двояко. Но спасение книг — определенно акт самоотверженности, для которого невозможно подобрать иное объяснение. Кроули знал, что Азирафель будет расстроен. Кроули знал его достаточно хорошо, чтобы предположить, что тот в суматохе забудет о книгах. Он сделал всё, что от него требовалось, что бы этого не допустить.
В 1941-ом музыка играет всё отчетливее, и мы поворачиваемся, чтобы увидеть, как выражение осознанности появится на лице ангела. Он влюблен.
В 1967 году Кроули планирует ограбление. Он знает, что хочет заполучить из церкви. Азирафель глотает свою гордость и противоречит своим же словам, — «Нет», сказал он в 1862-ом, «ни в коем случае» — преподнося ту самую вещь. Так безопаснее.
Ни один человек не в состоянии понять насколько важно, что бы Кроули не прикасался к святой воде. Они не имеют ни малейшего понятия, на что она способна, если по неосторожности он обольется. Но Азирафель знает, и он отдает Кроули святую воду только в закрытом сосуде, потому что безопасность последнего — не то, чем он будет пренебрегать.
«После всего, что ты сказал», — отвечает Кроули, понимая, чего это решение стоил ангелу.
Но в 1967 году происходит нечто большее, нежели поступок одного ангела, пошедшего на попятную ради безопасности его демона.
1967 — это год, когда Азирафель говорит: «Возможно, когда-нибудь мы могли бы…ох, не знаю. Сходить на пикник. Отужинать в Ритце».
1967 — это год, когда Азирафель открыто предлагает свидание.
«Я подвезу тебя», — отвечает Кроули, — «Куда угодно».
«Останься со мной» — то, что он не говорит, — «У нас могло бы быть свидание прямо этим вечером».
И в 1967-ом Азирафель признается: «Ты для меня слишком быстр, Кроули».
«Я не могу», —то, как он не отвечает, — «Это всё слишком, слишком быстро. Мне нужно сначала привыкнуть к этому. Но если ты дождешься меня…если ты дождешься, то я согласен».
В 2008 году, когда рождается Антихрист, они обедают в Ритце. Очевидно, не в первый раз.
Азирафель, который не собирается вступать в разговор о том, как остановить конец света, заявляет, что «это чисто светское».
Он не помнит, чей ошибкой было Правление Террора, но он помнит, что ел с Кроули блинчики.
В 2008-ом Кроули — демон, которого мы нигде не видели без солнцезащитных очков, кроме как у себя дома, в безопасности — сидит на диване в магазине Азирафеля, и снимает те самые очки, барьер между ним и остальным миром. Но не между ним и Азирафелем.
В 2019-ом Азирафель говорит, что он «мог бы развлекать», и Кроули тотчас понимает, о чем он. Он выражает недовольство стоном того, кто бессчетное количество раз видел эту «развлекательную программу». Он готов пройти через это снова, потому что Азирафель всегда получает то, чего хочет.
В 2019 -ом их словесные перебранки становятся рутинным делом для обоих.
В 2019-ом году Кроули пренебрежительно бросает: «Нет, я знаю, как ты пахнешь», — с таким раздражением, будто бы речь идет обо всем очевидных вещам.
В 2019-ом пейнтбольный снаряд с голубой краской пачкает пальто, которое содержали в превосходном состоянии в течение 180 лет. Несмотря на то, что его владелец, в действительности, ангел и может сам «чудеснуть [пятно] куда-нибудь подальше», он ничего не предпринимает.
Вместо этого, ангел дуется на своего демонического спутника, бросая на него умоляющий взгляд широко раскрытых глаз, объясняя, почему именно Кроули должен это сделать.
Кроули понимает и сдается Азирафелю, как всегда. Азирафель благодарит его улыбкой ярче солнца.
Внутри бывшего монастыря, Кроули прижимает Азирафеля к стене, якобы, чтобы запугать его, но Азирафель спокоен. Он не напуган. Лишь пребывает в растерянности от того, что он чуть ли не касается носами с Кроули, настолько они близко друг к другу.
Когда их прерывает та женщина со словами: «Простите, джентльмены, что рушу интимный момент», они не отталкивают друг друга. Не поправляют её.
Затем Кроули узнает женщину и предотвращает её побег. Азирафель никак не комментирует недавнее поведение Кроули и не обсуждает разыгранную им сцену. Наоборот, он отчитывает Кроули за то, что тот заставил напуганную женщину замереть, пока сам привычным жестом расправляет образовавшиеся складки на одежде.
Кроули огрызается в ответ, и они подходят к женщине одновременно, как слаженный тандем.
В 2019-ом Кроули уговаривает бежать с ним. В 2019-ом Азирафель заявляет, что «всё кончено».
В результате, Кроули отправляется домой искать место, куда можно было бы сбежать. Он останавливает свой выбор на Альфа Центавре, но не отправляется туда. Он медлит. Он прокрастинирует. Он сидит в кинотеатре, размышляя, когда на связь с ним выходят демоны. Он узнает, что они пронюхали о его ошибке.
Отправляется ли он незамедлительно на Альфа Центавру? Нет.
Он возвращается к Азирафелю. Он умоляет Азирафеля бежать с ним. Он извиняется за ссору, виновником которой не был.
Азирафель, колеблясь, отвергает его.
Отправляется ли Кроули на Альфа Центраву теперь? Нет.
Он возвращается в свою квартиру и думает. Он убивает одного демона и заточает другого, и затем вновь возвращается к Азирафелю. Его отвергли дважды, но он не оставляет своих попыток, потому что для Кроули нет смысла стремится к безопасности, если Азирафеля не будет рядом.
В 2019 году Азирафеля припрут к стене трое ангелов, которым — в отличии от Кроули — удастся его запугать.
Один из них скажет: «Не думай, что твой парень в темных очках обеспечит тебе особое обращение в Аду».
Азирафель лучше всех их вместе взятых знает, что означает это слово, — парень — не зря же он провел столько времени на Земле, но он не поправляет их.
Хотя должен. Он, безусловно, в конфронтации со своей стороной. Если бы он хотел сохранить лицо, то отрицал бы свои отношения с Кроули. Он отрицал бы даже само их существование.
Но он не делает этого.
В 2019-ом Кроули войдет в магазин, охваченный пожаром, и, не найдя там Азирафеля, целиком отдастся скорби. Он будет кричать сквозь языки пламени и подберет одну из уцелевших книг, забирая её с собой, хотя до этого открыто заявлял, что ничего не читает.
Он назовет её, когда воссоединится с Азирафелем, «сувениром».
Когда он выйдет из книжного магазина, «Find me somebody to love» буде играть.
Это не совпадение.
Не является совпадением и то, что в следующий раз мы увидим Кроули в баре. Его больше не будет волновать Апокалипсис. По крайней мере, до тех пор, пока он не увидит дух ангела, сидящего напротив него. До тех пор, пока не узнает, что Азирафель жив и всё ещё здесь.
Потому что нет ни единой причины спасать мир, если в нём не будет Азирафеля.
Перед концом света Азирафель выкрикнет угрозу: «Придумай что-нибудь, или я больше никогда с тобой не заговорю».
Мысль об этом причиняет Кроули боль. Он не может смириться с ней, не может сидеть и ничего не делать, позволяя этому моменту настать. Он останавливает время, чтобы этого никогда не произошло.
После конца света они сидят на парковой скамье вместе. Кроули говорит: «Твоего магазина больше нет, помнишь? Он сгорел». Его голос преисполнен настолько нежным состраданием, на которое не способен ни один демон.
Потому что книжный магазин многое значил для Азирафеля, и лишь Кроули знает, насколько многое; его напоминание сказано тоном того, кто горюeт вместе с любимым о том, что они потеряли.
Они меняются обликами, но даже с внешностью Азирафеля Кроули не может перестать наворачивать круги рядом с ангелом. Потребность защищать стала инстинктивной.
Они дотошно копируют повадки друг друга, попадая в цель в одном, но также упуская другое.
В глазах Азирафеля, Кроули вкрадчивый и крутой и немного опасный. Он неприкасаемый, бесподобный.
В глазах Кроули, Азирафель уравновешенный и спокойный и собранный. Азирафель сильный и неуклонный и смелый.
Разобравшись с Небесами и Адом, они вновь сидят на парковой скамье вместе. Они смеются. Они обсуждают, в более серьезном ключе, какое будущее может их поджидать. Умалчивается, что каким бы они ни было, они встретят его вместе; это и так ясно.
Когда они встают, то не расходятся. Они отправляются пообедать в Ритц.
И в 2019 году, сидя в Ритце за столиком для двоих, который чудесным образом освободился, Азирафель скажет: «Ты хороший человек*», и впервые, Кроули согласится с этим с легкой улыбкой.
«А ты», — скажет он, — «[в достаточной мере говнюк для этого] достоин знакомства».
Азирафель покраснеет, застенчиво улыбнется, но, в конечном счете, останется доволен.
«За мир», — скажет Кроули, имея виду «за нас».
«За мир», — вторит Азирафель, и эти два слова будут сказаны с такой привязанностью и любовью, что вам не нужно будет более буквального подтверждения их значения.
«Мне нужно, что бы они были каноном», — скажете вы, — «Хотя бы на этот раз».
Так и есть.
Вам показали их любовь, вместо того, что бы облечь её в слова.
* «You're a good person», — конечно же, неправильно называть Кроули «хорошим человеком». Простите мне эту вольность перевода~