Я сказала, что не буду постить о втором сезоне, нооо под прошлым постом многие были "за" разбор того, что мне в нём не понравилось, так что вот и он. Предупреждаю: пост, как вы догадались, по отношению ко второму сезону однозначно негативен и местами резок, так что если вам всё понравилось, и душной критики видеть не хочется, возможно, лучше пройти мимо. Я разочарована и злюсь, и немного плююсь ядом по этому поводу.
Начну, пожалуй, с общего посыла и атмосферы второго сезона. Мне кажется, по сравнению как с книгой, так и с первым сезоном это огромный шаг назад. Второй сезон на мой взгляд не очень хорош и сам по себе — это я ниже разберу поподробнее — но его задумка и основной костяк сюжета могли бы работать. Если забыть, что он продолжает.
Книга — это история о человечестве. В ней много сюжетных веток, из которых сложно выделить одну главную, в ней много деталей и любви к людям, в неё вложено множество смыслов помимо самого сюжета. Первый сезон сериала, конечно, в этом плане тоже что-то теряет: линия Кроули и Азирафаэля очевидно выдвинута на первый план и расширена, вырезаны сцены и детали как раз о людях и человечестве (те же другие всадники или Азирафаэлевы скачки по телам), об этом много писали и без меня. Но. Но. Первый сезон — всё ещё та самая история о любви к Земле и людям, о выборе собственной судьбы и свободе воли, в нём всё те же серьёзные, масштабные посылы.
Второй сезон это теряет. Я не говорю, что в него совсем не вложено никаких смыслов, кроме простого рассказа о персонажах (очевидно, что вложено, да и невозможно было бы обойтись без них), но это в первую очередь... Просто история об отношеньках. Да, там есть основная сюжетная ветка с Гавриилом, но если первый сезон — это большой и значимый сюжет, приправленный интересными отношениями персонажей, то второй — это драматичненькие отношения персонажей, в которые добавили немного сюжета. Я очень люблю отношения Азирафаэля и Кроули, но это не главное, о чём написана книга и снят первый сезон БЗ. Сведение всего к ним не делает сам по себе второй сезон плохим, но отбрасывает его далеко назад в сравнении.
Кроме того, сами персонажи ведут себя просто неправдоподобно и непохоже на самих себя. Досталось всем, хотя с точки зрения нарратива хуже всего обошлись с Азирафаэлем. И нет, я сейчас не только о концовке, хотя в том числе, конечно, и о ней. Весь сезон (и особенно концовка, если пока не рассматривать теории с кофе, обменом тел и т.д.) — это хождение Азирафаэля по тем же граблям, на которые он наступал в первом, и извините уж, я не готова поверить, что он не выучил урок, к которому шёл шесть тысяч лет. Более того, отношения Азирафаэля и Кроули во втором сезоне потеряли баланс, который был у них в первом. Они дополняли друг друга, раскрывали друг в друге лучшие качества, а теперь у нас есть Кроули, который тащит на себе пол-сюжета и во флешбеках учит Азирафаэля быть добрым, и Азирафаэль, который гуляет по граблям, занимается расследованием, которое в итоге ровно ни к чему не приводит, и отвергает Кроули в конце.
Отдельно, кстати, меня бесит викторианский флешбек, потому что ух, боже, какой же это внехарактерный ужас. Азирафаэль закатывает натуральную истерику из-за похищения трупов, хотя сам же, в той же сцене, говорит, что состояние тела на душу никак не влияет, а это, насколько мне известно, было как раз основным предрассудком, из-за которого так ограничены были вскрытия. Казалось бы, его, как ангела, не должны так волновать человеческие предрассудки, но нет, он зачем-то ввязывается в эту историю и к тому же затевает этот спор про бедность. И да, спор про бедность взят из книги, но там он упомянут мимолётом как один из философских разговоров Азирафаэля и Кроули, скорее теоретических. Здесь же Азирафаэль напрямую, открыто отказывается помогать человеку, страдания которого лично видит — вы это серьёзно? Думаете, он правда бы так поступил? Я этого не вижу. Напоминаю, что, несмотря на все рассуждения о непостижимости и божественном плане, моменты, когда Азирафаэль мог бы помочь людям, но начальство запрещает ему это делать — это те самые моменты, которые заставляют его сомневаться в Небесах и в их политике, моменты, когда его вера держится на чистом самовнушении и избегании неудобных вопросов. Это Потоп, распятие и Апокалипсис. И мне хотят сказать, что Азирафаэль мог бы принять такое решение (пусть и менее разрушительное по масштабу) сам? Ага, щас. Кстати, почему Азирафаэль не излечил Мораг, я так и не поняла. Он бы прекрасно успел это сделать (либо нам не объяснили, почему нет), и концовка сцены была бы совсем другой.
Кроули тоже местами ведёт себя непохоже на самого себя. Он спокойно лежит в сторонке в шестой серии, пока архангелы угрожают Азирафаэлю — и это хотя он половину того же самого сезона орал, как волнуется, что Гавриил представляет угрозу. Злится и орёт он, кстати, тоже гораздо больше, чем в первом сезоне и тем более в книге. Его романтика с Азирафаэлем и особенно признание в конце выглядит как какая-то подростковая драма, и окей, тут я предвзята, потому что в принципе очень не хотела железной канонизации Азикроу как романтических отношений (мне это всю малину портит, потому что что там можно шипперить и додумывать, если всё прямым текстом подано?), но по-моему то, как показаны эта романтика и признание — это жуткое уплощение их отношений, какая-то экранизация дурацких шуток про френдзону из фандома образца лета 2019-го, которые мне даже как шутки всегда казались особенно тупыми, а здесь это ещё и сыграно всерьёз. Драма с "я его так люблю, а он этого не видит" совершенно не стыкуется с первым сезоном, в котором Азирафаэль и Кроули понимали друг друга с полуслова, с полужеста — сколько километров меты об этом было написано! Да, они не сходились во взглядах, они хотели разного, они ссорились, но ссоры эти были основаны именно на разных взглядах на мир, а не на фундаментальном непонимании чувств и позиций друг друга. Во втором же сезоне раздут конфликт именно из непонимания, из того, как Азирафаэль типа не видит чувств Кроули — я не представляю такого, честно говоря. А то, как Кроули засасывает Азирафаэля без разрешения, типа чтобы подчеркнуть свою позицию, и вовсе заставляет их прежде здоровые, зрелые отношения, пусть и не без своих проблем, выглядеть каким-то соревнованием, кто кого перетоксичит. Не за это я Оменсов полюбила, извините уж.
Ещё Кроули за четыре года не поговорил с Азирафаэлем о том, как прошла его казнь, и по ходу сезона не рассказывает ему ни о книге жизни, ни о том, что увидел на Небесах ближе к концу, хотя он всегда старался открыть Азирафаэлю глаза на то, какие Небеса на самом деле... Но это ладно, окей, я могу поверить, что он пытается защитить Азирафаэля таким образом, и это не настолько сильно выбивается из характера, хотя и выглядит какой-то фатальной глупостью. Зато это подводит меня к следующему, самому главному разделу претензий.
Сюжет.
Он плох. Он просто плох. Он держится на внезапных дропах лора, которые работают только тогда, когда нужно сюжет толкнуть, на совершенно дурацких недоговорках между персонажами и на натягивании сов на глобусы. Вторая сюжетная линия с Мэгги и Ниной никакущая и нужна только для того, чтобы показать, как же красиво их можно запараллелить с Азирафаэлем и Кроули, ну и чтобы кое-как толкнуть Кроули на то самое признание в конце. Помните, как в первом сезоне сразу несколько — три, четыре? смотря как считать — сюжетные ветки постоянно переплетались, а в конце собрались в одну, и выстрелила каждая? Во втором сезоне с этим не справляются даже две.
Темп повествования тоже нарушен: первые четыре серии абсолютно филлерные, и в них не происходит почти ничего важного, а в пятой и особенно шестой как будто не остаётся времени, чтобы нормально разрешить конфликт, и на нас просто вываливают кучу экспозиции, а остаток напряжения разрешают богом из машины. Но давайте по порядку.
Про недоговорки я, в общем-то, уже сказала чуть выше. Кроули не говорит Азирафаэлю о критически важных вещах, хотя казалось бы, работают они вместе, и в первом сезоне мы видели, что уж кто-кто, а Кроули Азирафаэлю доверяет полностью. Азирафаэль не просто не говорит Кроули о своей встрече с Шакс по дороге из Эдинбурга, но и прямо врёт, что ничего интересного не происходило, хотя у него нет никакой причины что-то утаивать. Просто знай Кроули об этом заранее, они бы могли предпринять больше предосторожностей, и сюжета с нападением на магазин бы не случилось.
Книга жизни — самый яркий пример внезапного дропа лора, который оборачивается пшиком. Да, я слышала мнение, что она окажется чеховским ружьём для третьего сезона, но во второй её уже ввели, а вырулить во что-то адекватное не смогли. Упустим момент, что ход со стиранием кого-то из существования мы видели миллион раз во всех возможных сериалах и фильмах, сама угроза, вообще-то, серьёзная. И тем не менее, упоминается она всего дважды: в начале, когда Вельзевул о ней рассказывает, и в конце, когда архангелы угрожают ей Азирафаэлю. Всё остальное время о ней просто забывают, она как будто бы введена исключительно для поднятия ставок, которое было, вообще-то, совершенно необязательным. И ладно бы она всё-таки сыграла как-то в конце, но ситуация разрешается тем, что на сцену просто забегает дежурный бог из машины, Метатрон, и говорит всем расходиться по рабочим местам (а вас, Азирафаэль, я попрошу остаться, ага). Всё, больше никакой экзистенциальной угрозы, о которой нас предупреждали ещё в самом начале. Серьёзно?
Внезапная Бляхомуха и вовсе смехотворна. Отношения Гавриила и Вельзевул можно было бы прописать так, чтобы они работали, но нам не показали примерно никакого развития, просто сообщили, что они теперь милуются на каждом углу и сейчас улетят в закат. Эта ветка возникла из ниоткуда и ушла в никуда. Смущает ещё, что Рай и Ад на это отреагировали совершенно спокойно — ладно, архангелы Гавриила и так собирались скинуть, и у них есть Метатрон с подозрительными схемами, но Ад такого поворота ожидать никак не мог. И тем не менее они без задней мысли и без обсуждений отдают всю власть первой попавшейся демонице, Шакс, у которой до этого даже не было высокой должности.
В целом вся развязка выглядит, как будто какой-то фикрайтер не спланировал заранее весь сюжет, накрутил интриги, но идеи у него закончились и фанфик писать надоело, так что он просто наспех обрубает все сюжетные линии, пишет кое-как "открытую" концовку и добавляет стекла, чтобы поиграть на эмоциях и забайтить на комменты. Только в нашем случае "фикрайтер" не устал, а наоборот, хочет писать ещё, и байт не на комменты, а на третий сезон. И это ещё одна моя большая претензия ко второму сезону — метатекстуальная.
Понимаете, драма сама по себе имеет право на существование. Персонажи не обязаны всегда жить счастливо, не обязаны всегда вести себя безупречно, и тяжёлые моменты могут быть в любой истории. В первом сезоне есть сцена в беседке и горящий книжный, и это сильные моменты, без которых сериал не был бы так хорош — не говоря уж о том, что они важны для сюжета.
Заделы на сиквел — это тоже нормально, тем более, мы давно знали, что третий сезон Нил снять хочет. Но нормальные заделы на сиквел выглядят не так. Заделы на сиквел, в конце концов, есть в первом сезоне. Он прекрасно смотрится как законченная история, которой и является, но в нём есть фраза Кроули про большую войну, где Ад и Рай выступят вместе против Земли, есть Адам, который явно растерял не все силы, раз может взглядом уничтожить куст, есть второй том пророчеств — его Анафема, конечно, сожгла, и мы не знаем, было ли там что-то вообще, но если было, и если это было важно, то Агнесса наверняка припрятала ещё экземпляр. Очень обидно, кстати, что эти ветки с Адамом и пророчествами так и не были использованы, хотя, может, их решили оставить на третий сезон.
Но во втором сезоне, даже если закрыть глаза на ООСность концовки или обосновывать этот ООС всякими теориями (кстати, мне из гуляющих по фандому теорий пока та, что со сменой тел кажется самой правдоподобной по ряду причин, но не суть), мы получаем важный вотэтоповорот в последние пятнадцать минут последней серии, и мне кажется, что это очень некрасиво по отношению к аудитории. Тем более, напрямую с основным сюжетом он связан слабо — главные конфликты уже разрешены, всё, рояли в кустах сыграли. А третий сезон ещё даже не одобрен. Собственно, поэтому я и называю это именно байтом на третий сезон: мне кажется, с такой концовкой Нил прямым текстом говорит: "накрутите мне просмотров, да побыстрее, иначе Амазон не даст денег на продолжение, и ваши любимые персонажи останутся несчастны навсегда". И после такой неприкрытой манипуляции мой кредит доверия к Нилу исчерпан окончательно. Хотя сработало, конечно, отлично, вон, англофандом какие-то огромные цифры накрутить пытается.
Кроме всех этих претензий есть ещё всякие мелочи — скажем, сцена, где Азирафаэль ест быка, будет мне сниться в кошмарах, а сиджиай ощущается как какой-то неумелый коллаж (собственно, чего ещё ожидать с такими постерами). Но это действительно придирки, на которых смысла фокусироваться, пожалуй, нет. Будь сезон в целом хорошим, они бы пошли как очки ему в минус, но их бы можно было бы терпеть, а так это просто очередные неприятные мелочи на фоне картины, на которую вообще не хочется смотреть.
Хорошие моменты, конечно, тоже есть. Мне очень понравилась Мюриэль, она симпатичный персонаж, который удачно вписывается в сеттинг. Шакс как персонаж тоже вполне неплоха, хотя её сюжетная линия на мой взгляд затянута. Минизод с Иовом мне в основном зашёл, не считая той сцены с быком — думаю, из всех минизодов он лучше всего вышел. Минизод про Блитц мне в целом нравится меньше и я вижу в нём больше сюжетных дыр, но основная линия с выступлением Азирафаэля вышла здорово, а момент, когда Кроули признаётся, что не умеет стрелять, ужасно эмоционален. Кстати, в припрятанный у Азирафаэля пистолет я тоже охотно верю. Актёрская работа Шина и Теннанта на высоте, и хотя она не спасает сценарий, нельзя не признать, что из того, что есть, они выжимают всё, что можно. Ну и в целом в сезоне довольно много неплохих моментов, хороших кадров, красивых образов, они слабо скрашивают общую картину, но они есть.
Но считать это всё каноном я не могу. Поставить это в один ряд с первым сезоном и с книгой язык не поворачивается. Отношение к Нилу после всего этого из нейтрально-положительного стало негативным, и от третьего сезона я ничего хорошего не жду, если он будет, конечно.