Убежать нельзя, остаться. Чеклист по Азирафаэль/Кроули
Ричард Брук·12 июн 2019
«Любовь — это не эмоция. Любовь — это обещание» сказал мне какой-то лохматый старик из синей полицейской будки… Я не видел его с тех пор. А фраза запомнилась.
Вы никогда не задавались вопросом, что может пообещать ваш ОТП? Там, я не знаю… Что-то типа «Дорогой, нет, мы не будем лечить твой энцефалит, обещаю. Вот, кстати, ушко свежее, на, поешь». Или «Обещаю, моя дорогая, я сама расскажу… Я уже рассказала твоему мужу, как в порыве большой и чистой ты в Париже пырнула меня ножичком. А теперь собирайся: мы идём убивать моего босса, и топор не забудь!»
Романтичное обещание, правда? Ну… Да, но вообще-то нет — «предотвратить Апокалипсис вместе» звучит куда романтичней. И уши ничьи есть не нужно. Словом, популярный сейчас пейринг слишком хорошие булочки для этого мира Азирафаэль/Кроули — это единственный ОТП, для которого я с уверенностью ставлю запятую перед «остаться». «Убежать нельзя, остаться». Посему… Эта статья будет о них.
Ссылочка на оригинал: https://www.wonderzine.com/wonderzine/l … -checklist
В этом чеклисте восемь пунктов здоровых отношений из статьи (по ссылке выше) и два — из моего личного опыта (которому вы можете доверять). Вообще доверие — это очень важно…
Итак, пункт первый — доверие. Без него ничего не получится. Просматривая сцену знакомства в пятнадцатый раз, я пришёл к выводу, что да, они друг другу симпатичны! В самом деле, не станешь же ты несимпатичному человеку змию-искусителю демону выкладывать, что свой меч смертным отдал! Но построены их отношения на доверии всё равно.
В начале было слово. И слово это было — соглашение «не становиться друг у друга на пути, подавать руку помощи, когда нужно». И, конечно, это было непросто! Всё было непросто, доверие завоёвывалось непросто — а по-другому и быть не могло. Ангел с демоном учились доверять друг другу через конфликты, через решение этих конфликтов, через сложные моральные дилеммы для обоих. Спустя шесть тысяч лет, Азирафаэль с Кроули всё же пришли к наивысшей степени доверия: когда доверяешь партнёру жизнь, и более — душу. Сменить облик, стать ангелом, войти в адское пламя? Вообще не вопрос. Искупаться в святой воде, пошутить про уточку, вытребовать у Михаила полотенце? Да с удовольствием! Если ты доверяешь другому, как самому себе, то сменить облик перед казнью ничего не стоит.
Несовпадение интересов — не проблема. Вообще. Нет, если ты, конечно, отправляешься за блинчиками во Францию, во время войны, одетый, как англичанин, и тебя собираются казнить — то это проблема, да. Твоему партнёру придётся тебя из этого добра вытягивать. А в целом, несмотря на разные увлечения, Азирафаэль и Кроули ссорились не поэтому — у них были куда более весомые поводы для конфликта. Не «зачем тебе вся эта рухлядь, которой место на свалке» — а «кто из нас должен убить Антихриста»; не «зачем ты орёшь на растения, запугал их все» — а «о Господи, Кроули, зачем тебе святая вода, ты же убьёшься». Это куда более важные вопросы, чем несовпадение того, что нравится. Куда более важные. Да, ангел с демоном ссорились по ним — знатно ссорились, но всё же путём рефлексии, примирения, извинений они находили компромисс. Как и должно быть. Как и должно происходить в здоровых отношениях. Обсуждение — компромисс.
Время по отдельности проводится спокойно. Никаких "а-а-а, уже пять минут без него прошло, как жить?». Кроули с Азирафаэлем могли спокойно жить друг без друга. Не так весело, конечно, но всё же. У них обоих была жизнь, кроме их встреч: работа, хобби, какие-то знакомые, какие-то дела, заботы, проблемы. Нормальная, почти человеческая жизнь.
В их отношениях не было ревности, подозрений, каких-то тревог по поводу «как-то неправильно Гавриил на него косится!» —у них были почти человеческие отношения, выстроенные на доверии и своевременной коммуникации. Доверять и иметь возможность связаться — это важно.
Соглашение по важным вопросам. Первым главным вопросом для обоих было «Что за херня происходит Что подразумевает божественный замысел?» И Кроули, и Азирафаэль были уверены (впрочем, не зря), что их начальство далеко от понимания божественного замысла. Очень далеко. Невообразимо далеко. И что война между ангелами и демонами не принесёт ничего хорошего никому. Поэтому устраивать Апокалипсис смысла нет — напротив, нужно решить, как можно сделать, чтобы его не было.
Конфликты решаются обсуждением. Конфликтов хватало. Как только возникала спорная ситуация — жди конфликта. Например: устраивать Апокалипсис или нет — конфликт. Убивать Антихриста или нет? Конфликт. Доставать Кроули святую воду или нет? Конфликт. Улететь с ним на другую планету? Конфликт. Совместная жизнь без конфликтов невозможна; главное — решать их своевременно. Обсуждать, искать компромиссы, идти на уступки, если нужно — только так может что-то получиться.
Они вместе смеются. Несмотря на конфликты, в целом, они были счастливы вместе. Не каноничные ангел и демон, не до тошноты хороший и до ужаса злой — они были такими, как есть. Ангел, в котором достаточно бунтарства, чтобы выступить против Небес — и демон, в котором сохранилась частичка добра; которого выгнали с Небес за то, что слишком много спрашивал (язык слишком длинный был, бадум-тсс). Не было случая, когда Азирафаэль и Кроули не хотели бы видеть друг друга. Когда шли на встречу, как на каторгу. Когда боялись сказать что-то не так и нарваться на скандал с выяснением отношений. И это хорошо!
За счастье в паре отвечают оба. У ангела с демоном не было такого, что за мир и счастье в отношениях нёс ответственность кто-то один. Ангел, например. Он же хороший. Напротив — каждый из них старался поддерживать другого, делал для него маленькие чудеса, чтобы поднять настроение. Очистить плащ от краски, спасти дорогие Азирафаэлю книги — почему нет? Пригласить Кроули на ланч, поджечь блокнот полицейского, чтобы демону не пришлось платить штраф за парковку — легко. Обе стороны несли ответственность за счастье и за решение конфликтов — и она была равной!
Они не пытаются переделать друг друга. В чём здесь особенность: одно дело признать, что ты сам бунтарь или, напротив, немножко добрый — совсем другое, если тебе это навязывают, и ты вынужден принять. Когда сильно давят, и не такое примешь. Ангел с демоном не давили друг на друга — они изменились сами: осознали кто они есть на самом деле. Никто из них не пытался переделать другого: изменить его внешность, его привычки, его манеру вести себя, говорить, двигаться наконец! Что Азирафаэля, что Кроули устраивало всё в своём партнере, а что не устраивало — они обсуждали и пытались найти компромисс. Ангел хотел выступить перед детьми с фокусами, демон молил его этого не делать «Я в прямом смысле умоляю тебя. Не надо! Ты же можешь делать настоящие чудеса…» — налицо конфликт. Но нет, ангел всё-таки позорно выступил, и демон принял его выбор.
Они уважали друг друга такими, какие они есть: демон видел Азирафаэля очень умным и талантливым; ангел — видел Кроули добрым (насколько может быть демон) и восхищался им — но это не значит, что они не видели недостатков друг друга. Они видели. Просто не акцентировали на них внимание.
И два важных пункта от меня лично:
Отношения развиваются медленно и постепенно. Главный признак нездоровых отношений — когда всё развивается слишком быстро, когда твой партнёр тебя подгоняет. Это что-то в духе:
— Дорогая, кольца я купил, собирайся — мы едем в ЗАГС!
— Мужчина, а Вы кто?
Здесь такого нет. Да, ангел говорил, что «ты слишком быстрый для меня, Кроули» — но демон принял это. Больше этот вопрос не обсуждался. Их отношения длились достаточно (шесть тысяч лет как-никак), чтобы пройти долгий и тернистый путь от «А, так это я тебе на стене про меч рассказал!» до «Не будь ты в глубине души таким, как есть, ничего бы не вышло». Долгий и тернистый путь от «соглашения» к дружбе, и к любви.
10. В паре нет манипуляций по отношению друг к другу. Самое страшное из всего, что было — это ангельское: «Встань и сделай что-нибудь, иначе… Иначе я никогда не буду с тобой разговаривать!» Азирафаэль не очень силён в угрозах, да. Тем не менее, это сработало, ведь на кону стояла жизнь их обоих.
Кроули — когда соблазнял ангела перейти на свою сторону — ставил вопрос так, что это будет выгодно им обоим: союзник и спокойная жизнь после. В его словах была чистая риторика без примеси психологических игр, и это хорошо!
Это хорошо, потому что всё написанное выше — прекрасно отражает почему запятая в фразе «убежать нельзя остаться» стоит именно там, где должна. Перед «остаться». Сериал закончился, но этот пейринг остаётся — остаётся прекрасным примером по-настоящему здоровых отношений. Таких, как они и должны быть: в которых любовь — это не эмоция, любовь — это обещание, которое дают обе стороны, и которое выполняют обе стороны. Как и должно быть.