Тут переход на первое лицо и в целом это хорошо: от первого лица лютый авторский язык воспринимается скорее как особенности мышления героини, а люди могут мыслить по-разному, имеют право делать это не литературно.
Героиня тоже сиротинушка и родители погибли. В мире Жильцовой именно гибель в разном возрасте – норма. Бабушка и тетка на удивление живы, и ссорятся. Героиня подслушивает «накинув ментальный полог».
Героине пришел вызов на отбор, бабушка ее отправлять не хочет, потому что героиня наследница рода (тетка магию не унаследовала). Тетка хочет, так как их род считается недружественным , и явление на отборе героини покажет, что они дружественные и можно будет наконец-то являться при дворе.
Тут наконец-то объясняют про императрицу, которая должна быть проводником силы для императора и про врата, которые собственно межмировые и закрыть их – отрезать враждебных злобноврагов, но так же и торговые контакты. Злобновраги живут в засушливом мире и хотят переселиться в хороший мир героев. «А возможность в любой момент закрыть Врата, если вдруг начнется вторжение захватчиков, обеспечивалась лишь благодаря связи императора и императрицы». Невеста должна была оказаться подходящей, пройдя испытание в храме, показывающее, что детки какие нужно родятся – умеющие поддерживать врата, а женщины рода героини не должны подходить: у них магия не такая, а феминистичная и подчиняющая мужчин. По идее ГГ пройти не должна, но бабушка жопой чует неладное. Героиня же решает: все равно же приду и никуда не пройду, будут и волки целы и овцы сыты. Потому что быть неблагонадежным родом очень плохо, например:
"У нас, в конце концов, довольно большие прииски, но из-за наложенного Индарийцами запрета в год мы продаем лишь четверть от возможного".
Из этого абзаца мы узнаем, что Империей правит династия долбоклюев. Которым не нужны прииски, потому что а зачем. Это только тут у нас в реальности всякие придурошные за каждым клочком земных недр гоняются. Индарийская династия выше этого! Хотя раньше декларировалось, что вся шняга и бодяга с порталом затеяна ради экономического процветания, и благо Империи ставится превыше всего. Но это у Жильцовой всегда так, опять же: декларируется одно, а на деле другое. На деле – можно разбрасываться землями с ценными ресурсами, накладывая запреты за вредность, не считаясь с экономической целесообразностью. В реальности так даже американцы не делают. Они делают ровно наоборот: говорят, что накладывают запреты по идейным соображениям, но делают все для процветания экономики. А эти владения семейки гордых женщин – даже не другое государство, а то же самое. Вы просто представьте себе, что федеральное правительство США наложило санкции, например, на штат Техас – и урезало ему продажу нефти на три четверти от добываемого. И спокойно смотрит, как вся экономика США продает меньше нефти и теряет доходы. Уже этак сотню лет (там же с прабабушки началось). Нормально вообще?
Хотя, впрочем, нет, мы могли бы догадаться про долбоклбев раньше, когда писалось про врата. Там изначально система идиотская – если так важны врата, то рождай сыновей и дочерей побольше и пораньше их жени на нужных людях, чтоб запасные пары были. Но нет! «После нас хоть потоп» – считают императоры Индарии, потому их оба сына не женаты и поставлены перед фактом срочного отбора половинки для старшего внезапно. А и в самом деле, хуле заботится о подданных, если императоры погибнут? Не ради подданных же власть создана. А ради величия императоров! Братцы, разумеется, тоже даже не задумываются, что при рыщущих всюду злобноврагах младшему нелишне жениться на всякий случай. Он не хочет и вообще ненаследный принц, зачем ему думать о безопасности подданных? Такие дела.
Еще Жильцова «умеет» в инфодампы конечно. Вывалить на нас всю основную предысторию мира от лица героини было отличной идеей. Мой любимый цвет, мой любимый размер: героиня «разговаривает» с читателем за кадром, подробно ему все разъясняя. Так, что сомнений не остается: он знает, что читатель тут есть и что он из другого мира. Очень помогает погружению в текст (нет!).
Не обошлось и без зеркала:
«Пока прислуга споро грузила сумки с моими вещами в личный воздушный экипаж, я напоследок взглянула в большое напольное зеркало. Дорожное платье сидело идеально, без единой складочки. Белоснежные, как и у всех женщин нашего рода, волосы тщательно уложены.»
Имя героини так же прекрасно, в лучших традициях Лютиэнь-Марии-Анжелики-Арвен-Эстебан-Желтофиоль. Зовут ГГ Ариана Анабелла Авелина де Арден. Читец будет звать ее в дальнейшем ААА или Батарейка. ААА прибывает к храму, там очередь из непроверенных на пригодность в невесты и летающие всюду видеокамеры. Потому что отбор невест – это еще и шоу. Которое должно от чего-то успокаивать и отвлекать народ (привет «Голодным играм» от процветающей империи Жильцовой). ААА слушает сплетни, там зачем-то говорят о крутой безопасности. Видимо, чтобы читатель лучше вспомнил, как безопасники облажлись и настроился, что будут лажать еще. Я не шучу, это очень соответствует пониманию автора о том, как создают напряженную атмосферу для читателя. И оно, конечно, хорошо, чтобы читатель переживал, но с другой стороны возникает опять же вопрос о том, зачем тут все такие долбоклюи.
Героиня не слишком вызывающе, но таки приосанивается своей нитаковостью, она ведь не хочет в невесты принца, и сплетни слушать не хочет, потому старательно их не слушает. Я вообще фигею от способа, который Жильцова выбрала, чтобы показать нам всем, какая героиня умная и сильная личность. Не то чтобы он новый, традиционный вполне для ЛФР, тут потрясает масштаб. Все, буквально все девицы на выданье в империи – ведроголовые сплетницы-истерички. Сборище гламурных кис самого дурного пошиба. Исключений на целую империю два: наша ААА и Изабелла. Нетрудно понять (тут сюжетный спойлер), почему во вторую влюбился принц Дамиан (старший и наследник) – все остальные вокруг такие идиотки, что просто нормальная девица выглядит подарком ихней богини. Ну а уж героиня-то наша, оооо, та вообще как звезда сияет!
Хотя звездность ее сомнительного пошиба. Надо сказать, работа с информацией в мире Жильцовой поставлена феерично, сравнить могу разве что с Котовой, где короли и госслужбы бессильны против всеведущих и всесильных журналюг. Но в целом, если ты сидишь в своем медвежьем углу и не можешь выбраться из-за санкций императора, старательно отгораживаться от информации и новых, возможно полезных, знакомств – очень мудрое решение.
Зато Батарейка с интересом прислушивается к местному телевещанию, которое – ну надо же! – занимается теми же сплетнями, но весьма публично, да еще и в одном из самых мерзеньких вариантов.
"— И знаете мои дорогие зрители, я нисколько не удивлена выбором богини, — тем временем продолжала дикторша. — Родители молодой графини погибли, защищая нашего императора Гарриана. В благодарность ее императорское величество Анна взяла на себя заботу о сироте. Обходительная и приветливая Изабелла всегда была украшением свиты императрицы, да и всего двора. Искренне порадуемся за нее!"
Всякий, кто заглядывал в прессу типа "Каравана историй", узнает ее стилистику безошибочно. Жильцова, по всему, тоже заглядывала, больше того – много и увлеченно читала. Этот стиль у нее как раз-таки получается копировать преотлично. Видно насмотренный глаз! Особенность его проста, как рубль: люди занимаются тем же, чем и низкопробная желтая пресса, потрясая самым грязным бельишком и скелетами из шкафов известных людей. Но сверху это, ради соблюдения приличий, прикрыто этаким сладеньким сочувственно-одобрительным тоном. От такого лицемерия сплетни выглядят только противней. Однако нам этот абзац был полезен: мы кое-что поняли о круге интересов и эстетических ориентирах автора.
Первой отбор проходит Изабелла из пролога, потом далеко не первой, но неожиданно для себя наша ААА. В принципе, я нужно отметить, что ее отношение к отбору прописано нормально. У нее своя магия, при которой мужья-императоры ей на фиг не сдались, и ей приятно почесать ЧСВ об окружающих, хотя самой и не нужен отбор – все это достаточно обосновано, понятно, делает героиню достаточно живой, хоть и неприятной. Впрочем, больше о почесывании ЧСВ в следующей главе.
"Те же, на кого арка не отреагировала, в большинстве своем уходить не хотели. Напротив, многие даже скандалы закатывали, пытаясь вытребовать еще одну попытку пройти испытание. Девушки гневно сыпали титулами, прикрывались влиятельными родителями, рыдали…"
Вот, ровно то, о чем я говорил выше! Это, напомню, высшая аристократия Империи. Которая ведет себя, как участницы передачи Дом-2 или какого другого реалити-шоу. И, в общем, даже понятно, что тут как с копированием стиля – Дом-2 Жильцова видала, а высшую аристократию – нет. И чешет по тем лекалам, которые знает и понимает. Однако волосы на попе все равно дыбом встают: как же они там в Империи живут-то, с такой аристократией? Не развалились еще, не пали под натиском ихних рептилоидов. Мужчины наивные идиоты, не умеющие прагматически мыслить, женщины – дуры и истерички.
Зато героиня у нас держит лицо. Все остальные психички, одна она в белом пальто красивая.