В общем, действие происходит в фэнтезийной вселенной, списанной примерно с Европы раннего нового времени, где-то 17 век. Но в этой вселенной есть магия, хотя и, как считается, давно забытая и утраченная блабла. Согласно скрытым законам вселенной, тоже всеми забытым, мир держится на существовании четырех Повелителей (Скалы, Ветер, Волны и Молнии, у каждой стихии был еще свой бог и эти боги назывались абвении, они создали мир и куда-то ушли) и Ракана, последний типа магический король и повелитель четырех повелителей. И каждые несколько сотен лет мир (который называется Кэртиана, бтв, и находится при этом в Этерне, ожерелье миров, соединенных между собой; типа как Кэртиана это Солнечная система, а Этерна это Млечный путь, в котором находится Солнечная система; другие миры, впрочем, почти не упоминаются, хотя к ним есть ниточка в лице Одинокого, но автор кажется на эту линию уже забила) проходит через своего рода кризис, и если кого-то из набора не будет существовать на тот момент, то всё, апокалипсис. При этом мир выкашивает родственников Повелителя, он должен остаться один. Но это все забытые знания и к началу книги Повелители это просто стильный титул.
Но это все общая теория, а на практике у нас есть несколько локаций, где действуют разные герои, которые сперва между собой не пересекаются, а потом начинают. Основная ветка происходит в Олларии, это столица Талига (ранее Талигойи), страны, вокруг которой все вертится. Несколько веков назад старая талигская династия (Раканы) была свергнута деятелем типа Вильгельма Завоевателя, Франциск Оллар его звали, и теперь правит новая династия Олларов. Выжившие представители Раканов из страны бежали (типа якобиты) и теперь проживают в Агарисе (типа кэртианский Ватикан), но до сих пор строят планы вернуться. Франциск так же сменил в стране религию, раньше там был эсператизм (читай католицизм), а теперь олларианство (читай англиканство) (а до эсператизма было абвениатство, что-то типа древнегреческого язычества, но это совсем давно). При перевороте часть старой знати отказалась признать нового короля и была убита или бежала за границу, но часть согласилась его признать. Кроме того, Франциск создал свою новую знать и старая и новая знать до сих пор срутся между собой и презирают друг друга.
Тут появляется Дик Окделл. Дик один из первых "репортеров" в книге (в смысле, читатель следит за тем, что с ним происходит) и во многом мы представление о мире и всем-всем получаем от него. Дику 16 (на начало повествования и 19 на конец, он не доживает до 20), он представитель старой знати и унаследовал титул Повелителя Скал, когда его отец был убит на дуэли ужасным Рокэ Алвой. Его семья тайно поддерживает Раканов и мечтает об их возвращении (читай, якобиты), и тайно исповедует эсператизм до сих пор, и его владения называются Надор (читай кэртианская Шотландия). Его отец пытался поднять восстание в пользу Раканов, но восстание было подавлено, Алва вызвал его на дуэль и убил, чтоб тот не был позорно казнен. Это была особая разновидность дуэли, "линия", типа противники сходятся близко-близко и кто первый успеет нанести удар. Его отец был хром, но на "линии" у него был шанс, но он скорее всего и не пытался (это становится понятно только довольно поздно по ходу книги, впрочем, читатель узнает об этом вместе с Диком). Короче, Алва убил Эгмонта Окделла сорт оф из благородных побуждений, но Дику об этом не сказали, его мать ненавидит Алву и Дик вырос на рассказах, как тот пожирает младенцев и хуже него никого нет. Его мать фанатичная суровая женщина, которая после смерти мужа совсем озлобилась (впрочем, муж ей изменял и она знала, но после его смерти перед детьми изображает его практически святым, который умер, исполняя свой долг перед родиной), еще у него есть три сестры, Айрис, Дейрдри и Эдит. Но в книге действует только Айрис, другие две еще слишком маленькие.
Короче, Дик воспитывался в специфической обстановке, он беден (после восстания отобрали что смогли), его мать фанатичка, а отец мертвый мятежник, и он тоже мечтает свергнуть узурпатора и вернуть назад Раканов, его отец в конце концов умер за это. Еще он подросток и никогда не выезжал из своего провинциального Надора и любит романтическую поэзию, сонеты и вот это вот все. Но формально он герцог и Повелитель Скал и несет ответственность за свой род и все такое. Он вспыльчив, наивен, упрям, обладает болезненным чувством стыда и гордости и совершенно не разбирается в людях и не понимает, когда ему врут.
Короче, как-то раз в Надор приходит письмо о том, что Дику следует прибыть в магическую аристократическую школу для юных дворян, раз он достиг надлежащего возраста. Тут-то книга и начинается. Он не особо хочет, но у него нет выбора. Школа называется Лаик, там учатся с год или типа того, потом выпускников разбирают в оруженосцы всякие взрослые дворяне. Это древний устаревший типа-социальный-лифт. Большинство там представители новой знати и Дик для них сын предателя, так что отношение соответствующее. Плюс его унижает и травит глава школы или кто он там был, Арнольд Арамона, из ненависти к его отцу, и Дик его тоже ненавидит. Но он находит себе парочку друзей, там малость приключается с ними, видит призраков, предвещающих что-то там, штаны Арамоны оказываются подвешены на люстре местным таинственным пранкстером, еще происходит загадочное убийство одного ученика, на которое намекается как связанное с древней магией, но автор в итоге слил эту линию и забыл про нее.
В общем, он успешно доживает до окончания Лаик и наступает день, когда выпускников должны разобрать в оруженосцы. А, тут надо сказать, что Окделлы не единственные, кто хотел бы возвращения старой династии. На этот момент страной правит король Фердинанд Оллар, он женат на Катарине Оллар, урожденной Ариго из старой знати (и у них есть двое, кажись, детей), и две опоры его трона это кардинал Квентин Дорак (читай местный Ришелье) и первый маршал Рокэ Алва по прозвищу Кэналлийский Ворон, Повелитель Ветра, царский сатрап и пес режима. Алва читай-испанец, его Кэналлоа это суверенное герцогство, которое в Талиге на особом полу-независимом положении, богатое и оттуда приезжают лучшие вина и оружие, а еще Алвы веками служат Талигу и все типа дофига выдающиеся, но Рокэ выдающийся даже по их меркам. Батя его, Алваро, практически правил страной из-за трона. Алвы старая знать, такая же старая, как и Окделлы, но они перешли на сторону Оллара в свое время. Фердинанд мягкосердечный тюфяк на самом деле и за него правят другие (читай Людовик XVI). А еще у него есть кансильер Штанцлер, тоже влиятельная фигура, и они с Дораком против друг друга интригуют. Штанцлер манипулятор 80го левела (так же известный как "старый больной человек", потому что с этого он часто начинает запудривать мозги Дику) и загадочный хрен, в том смысле, что непонятно, на кого он вообще работает и чего на самом деле хочет, но старую знать он тайно убеждает в том, что желает возвращения Раканов. В том числе Окделлов. План при поступлении Дика в Лаик таков, что его потом возьмет кто-нибудь из старой знати и он будет в Олларии служить делу возрождения великой Талигойи. А еще на их стороне сама королева! но это тайна, тшшш.
Короче, Штанцлер его кидает, никто из старой знати не хочет Дика брать в оруженосцы. Ряды выпускников рядеют, в конце концов Дик остается стоять на площади один, сгорая от унижения и высокой температуры (накануне его еще покусала крыса и скоро у него начнется сепсис, но он об этом пока не знает). Но тут *вставить все романтические стереотипы* незнакомый прекрасный голос говорит, что он, Рокэ Алва, возьмет Ричарда Окделла к себе в оруженосцы. Все охуевают, потому что Алва никогда не берет оруженосцев. Ну, как-то вот раз взял и тот помер. А так не берет. И потом, нахрена ему сын убитого им мятежника, который несомненно зарэжет его во сне. Но Алва любит острые ощущения и производить впечатление на окружающих. Так что Дик в полубреду поднимается по ступенькам и целует перстень на его руке или типа того, не помню *вставить все романтические стереотипы*, одновременно вспоминая про Алву все, что говорила мама. Еще он получает возможность попялиться на королеву (которая сторонница Раканов, но тшшш!).
Дальше Алва селит его в своем особняке, говорит, что оруженосец нужен ему еще меньше, чем духовник, а духовник ему совсем не нужен, но раз уж взял, то что поделать, лечит ему покусанную руку, обряжает в свои родовые цвета (синие с черным; а диковы красные с золотом, бтв), троллит по поводу окделльской чести, эсператизма и всего на свете, называет юношей, таскает за собой во дворец, спасает от покушений (на Дика кто-то настойчиво покушается, но кто именно - версии менялись в ходе серии), в том числе жертвуя своим любимым конем (конь не умирает), отыгрывает назад диково родовое кольцо, дерется за него на дуэли (кстати, дуэль была еще одним покушением на самом деле, а спровоцировали Дика утверждением, что Алва поебывал своего прошлого оруженосца и Дика вот тоже), посылает его к куртизанке, спаивает и играет ему на гитаре в приступе меланхолии, короче, насыщенно проводит время. Там есть, например, сцена, где Алва сидит в кресле и играет на гитаре и поет непонятные тоскливые песни на кэналлийском, а Дик сидит на полу у его ног и почти-влюбленно слушает. Это вот именно то, за счет чего пейринг взлетел. Алва подопечного постоянно троллит и подъебывает, но в то же время исподволь защищает и оберегает. Дик ведет себя как наивный провинциал в большом городе, влипает во все подряд неприятности и катается на качелях "эр Рокэ плохой - эр Рокэ хороший - нет, плохой". Его отношение начинает постепенно меняться, но с периодическими откатами, поскольку Алва нет-нет да и сделает что-нибудь эдакое чисто для лулзов.
Потом они еще едут на войну, когда на провинцию Талига кто-то там нападает, и Алва проявляет себя как блестящий военачальник (критику военных компаний Камши оставим в стороне), но совершенно безжалостный и бессовестный притом. Дик дружится с одним из молодых офицеров (Оскар Феншо), Феншо считает, что Алва потерял хватку и его пора скинуть с парохода современности, и хочет провернуть дерзкую военную вылазку, которая типа принесет большой успех, если выгорит. Алва запрещает, говоря, что не выгорит, а сам исподволь провоцирует, Феншо самовольно делает по-своему, его вылазка проваливается, Алва отдает его под трибунал и расстреливает. Все типа считают, что он слишком жесток, но ему поебать. Потом, чтоб подавить дух противника, он например подрывает плотину и затапливает мирных жителей, говоря, что на войне победы надо делать из чего угодно, хоть из утопленных младенцев. Короче, Дик продолжает кататься на карусели "Алва гений - Алва жестокое чудовище". Все это мы видим глазами Дика, конечно, Алва не репортерит до очень поздних книг, которые один хуй унылый реткон, и мы не знаем, что там у него в голове, и Дик не знает. Как-то раз они идут в сражение вместе и выживают на поле боя и Дик заряжает пушку и Алва проверяет прицел и ерошит ему волосы. Алва блестяще выигрывает войну и они возвращаются в Олларию с триумфом, к тому времени Дик уже почти уверен, что эр Рокэ все-таки хороший и мама неправа.
Откатим чуть назад и скажем про королеву. Королева - няшная хрупкая блондинка, которая все время выглядит как на грани обморока и имеет прозвище "бледный гиацинт". Внешне она совершенно невинная трепетная дама в беде и Дик покупается на это полностью и влюбляется в нее как рыцарь в свою прекрасную даму. Злобный Дорак заставил бедняжку выйти за короля, которого она не любит, и она страдает и ждет возвращения Раканов. Все это сообщает ему Штанцлер. А еще она спит с Рокэ Алвой, и ходят слухи, что ее дети на самом деле от него, а не от короля. Но не по своей воле, конечно, а потому что он чудовище и принуждает ее. Периодически королева вызывает его к себе (как и некоторых других юношей, как намекают ранние книги до переобувания автора) и деликатно вешает лапшу на уши. В том числе сообщает, например, что предыдущий оруженосец Алвы Джастин Придд покончил с собой после того, как Алва его соблазнил и заказал скандальную картину с ними обоими в голом виде на классический сюжет. Что Алва ужасный и только кажется хорошим.
Потом это на какое-то время утихает и Дик начинает думать, что Алва хороший и у них с Катари любовь, и даже благославлять их мысленно, но тут Штанцлер решает избавиться от Алвы. Катари подстраивает так, что Дик натыкается на них с Алвой трахающихся. Алва в бешенстве и хамит ей про "не лучшие яблоки Талига", Дик охуевает. Далее Штанцлер вызывает Дика к себе и рассказывает, что Дорак решил выпилить старую знать по списку, включая его любимую Катарину, а Алва не вмешается, и они все скоро будут мертвы, если он, Дикон, не спасет их, избавив мир от чудовища. Катари делает контрольный в голову, рассказывая Дику, как Алва ее насилует и унижает и она не в силах терпеть. Что от этого получила Катарина и что она вообще хотела, до сих пор непонятно, загадочная женщина была (автор дикое количество раз переобулся, по последним данным она хорошая). Штанцлер дает Дику кольцо с ядом. Дик сидит с этим кольцом у фонтана весь день и мучается экзистенциальными страданиями, но в конце концов решает сделать что попрошено. Он возвращается домой, Алва как раз в меланхолии и бухает, зовет Дика присоединиться. Тот подсыпает ему яд в бокал. Подумав, подсыпает и себе. Смотрит, как он пьет, и начинает пить тоже. Алва выбивает у него бокал из рук, он все понял (и у него иммунитет к ядам, папа позаботился). Короче, Дика вырубают и под покровом ночи увозят из Олларии алвины кэналлийцы и отправляют в Агарис, где живут оставшиеся потомки Раканов, в частности принц Альдо, к которому Дик и примыкает. Мы потом узнаем, что после этого Алва забухал, побил бутылки об камин и на утро явился к Штанцлеру и заставил его пить вино под дулом пистолета, а также вызвал на дуэль четырех человек и всех убил.
Это поворотный момент их сюжетной арки, поэтому, понятное дело, существуют стотыщ мильонов фиков с переписыванием отравления. Но и серия тоже меняется. Дик оказывается в Агарисе с Альдо Раканом и Робером Эпине (Повелителем Молний) и сперва впадает в апатию, а потом сильно меняется за лето. Альдо начинает как эдакий обаятельный дружелюбный раздолбай с амбициями и себялюбивыми тенденциями, а заканчивает тупым свиноебом. Алва уезжает на другую войнушку, взяв с собой Марселя Валме, который теперь репортерит его вместо Дика, и они там уже на море воюют и устанавливают дипломатические отношения с чем-то типа кэртианских Венеции с Флоренцией. Альдо оказывается способен в результате всяких манипуляций дойти до Олларии и взять ее, сместив Фердинанда и посадив его в тюрьму. Он отдает Дику бывший особняк Алвы, Дик его там украшает в своих родовых цветах и все такое. Альдо использует Дика как пешку, Дик слишком туп и самолюбив, чтобы это заметить. Альдо устраивает празднество в Доре по поводу своего воцарения и за два дня до него делает Дика за него ответственными. Оно устроено плохо, плюс там появляются выходцы (местная нечисть, живые мертвецы, которые плохо умерли и уводят виновников своей смерти за собой, а заодно и кого попало), в итоге все это превращается в трагедию, которую автор списала с Ходынки. Короче, Дик кругом проебывается, и вроде как и не вполне он виноват, но раз за разом ему на голову падает утюг, а ему и пофиг, он в своем мире.
Далее Альдо вызывает Алву, угрожая иначе казнить Фердинанда. А там есть замут с кровными клятвами - наследники древней крови, которые дадут кровную клятву и нарушат ее, получат наказание в виде стихийного бедствия в своих родовых землях. Алва приносит клятву защищать Фердинанда как маршал, так что если он не явится, его Кэналлоа снесет цунами или типа того. Алва пафосно является прямо к эшафоту, зарубает одного офицера-подонка и сдается в плен, отдав своего коня Роберу. Альдо сажает его в каменный мешок над пекарней и без воды, чтоб выпытать из него, где находится меч Раканов (он одержим сбором древних реликвий, потому что хочет вызвать Зверя из древних свитков, хотя непонятно, что это такое, ну и вообще хочет все сделать какраньше, столицу там в Ракану переименовывает). Дик к тому времени, если честно, ощущается как малость шизофреник, так сильно он поменялся за лето. Дальше Альдо решает судить Алву судом эориев и приговорить к смерти и Дик голосует за его казнь. Но вследствие хитрых замутов и квадратно-гнездовой логики когда он клянется в верности Альдо на крови, мироздание засчитывает это как клятву Алве - сюрприз! потому что на самом деле Алва Ракан, а Альдо Ракан потомок дома Волн, его прапрапра- согрешила с водолазом - так что когда он осуждает Алву на смерть, в Надоре случается землетресение и вся его семья погибает. Но к тому времени он уже так далеко от реальности, что даже не особо ощущает. Параллельно там еще идут какие-то бои на море, но они меня никогда не интересовали, просто они идут. У фандома есть особое ответвление про моряков, впрочем, там даже свой довольно популярный пейринг есть из "нашего" адмирала и вражеского.
Где-то на этом месте или чуть дальше я, честно говоря, перестала читать, так что дальнейшее знаю в основном из пересказов. Короче, Робер предает Альдо, а Катари подговаривает Альдо попробовать сесть на алвиного коня, тот его сбрасывает и Альдо умирает. Валентин Придд (Дик с ним еще в Лаик учился, но тот был темной лошадкой и эпизодическим персонажем и они друг друга недолюбливали) несколько ранее спасает Алву из тюрьмы и перевозит в какое-то аббатство. Где-то там, пока Альдо был еще жив, Алва еще являлся Дику по ночам в образе своего предка через какую-то потайную дверь, чтоб подкинуть ему фальшивый меч Раканов, но я хз, зачем. Но тут в городе прорывает какую-то скверну (чо это за дурдом вообще?), какие-то замуты с Оставленной, от которой у Алвы синие глаза (это древний магический нёх), потом у Алвы появляются какие-то стигматы и он начинает истекать кровью как магический король (чо?), люди начинают внезапно вести себя как бешеные (чо?), Дик подслушивает, как беременная Катарина рассказывает, как всё ему врала и манипулировала, и убивает ее в приступе неадеквата, после чего его хватают люди Карваля (подручный Эпине), вывозят за город и расстреливают в овраге. Дик видит предсмертные глюки про Лабиринт (наследники древней крови после смерти попадают в Лабиринт), про то, как спасает слепого Алву из дворца, заботится о нем и все такое, но в конце концов появляется Альдо и Алва отсылает его от себя, так что он уходит с Альдо и типа это была на самом деле тварь из Лабиринта и она его душу сожрала, так что он больше не переродится, все Окделлы окончательно умерли. После смерти Повелителя Скал камни начинают куда-то там ползти, так что чтобы их остановить, Алва сигает в какой-то провал в земле и считай пропадает на несколько книг. Потом вылезает назад из какой-то картины, но это совсем уже бредятина последних томов и он слабо похож на себя из первых томов и вообще уже лучше не вдаваться, что за хуйня происходит.
Вот такая вот история. Начали за здравие, а кончили за упокой, точнее, еще не кончили, Камша это уже больше пятнадцати лет пишет и все никак. Но, честно говоря, там один фиг после тома третьего-четвертого начинается уныние. И фанфики чаще всего используют только "классический" канон, вот эти первые 2-3-4 книги, по поздним не очень-то пишут.