Вы не вошли.
Заранее уточню, что при этом против полиандрии самой по себе ничего не имею.
Анон пишет:На момент окончания битвы при Курукшетре в Пандавах той праведности осталось ноль целых хрен десятых.
Ну не ноль, но немного, да. Вот только это всё ещё намного больше, чем в тебе.
Офигеваю с этого трэда - религиозные фанатики берутся диагностировать праведность по репликам в Интернете. Даже интересно, чем обвиненный в неправедности (лично я хз кто это, но тем не менее) превзошел в таковой Пандавов. Он сжигал заживо живых существ, разумных и не очень? Обманывал доверившихся? Убивал безоружных родных братьев? Пил человеческую кровь?
Омерзительная сцена, честно говоря. Карна должен быть хорошим и ни в коем случае не должен Пандавов убивать - ОниЖеБратья! А вот Пандавы Карне ничего не должны, ведь он плохой и вообще в него асур вселился.
Оно и в первоисточнике омерзительно выглядит. Срала Кунти на Карну с высокой колокольни, только о себе и своих законных детишках заботилась. Прямым текстом говорит Кришне, что у неё пригорает от того, как силён "нечестивец Карна" и как он может им навредить, поэтому надо срочно пойти открыть ему правду и заставить сражаться на своей стороне. А до этого момента её вполне устраивало, что её первенец живет среди врагов, которые единственные дали ему признание и уважение, в то время как сама она лишила его положенных по рождению прав, а его собственные младшие братья от души прилюдно над ним поглумились.
И в разговоре с самим Карной - ни слова раскаяния о том, что бросила, ни сожалений о том, что ему пришлось из-за этого пережить, ни жалостливых уверений, что любила-страдала, но была вынуждена. Зато сразу заходит с козырей о том, что наисвятейшая обязанность сына - слушаться воли матери. А воля матери - вернуть "достояние Юдхиштхиры". Сцука, так кто твой старший сын, которому по закону (о чём накануне сам Кришна говорил, а Карна кивал, что, мол, да, всё так, я в курсе, что с точки зрения закона я старший сын Панду) это всё должно принадлежать?
И при этом всём ей ещё хватает совести подчёркивать, что мать - единственная, кто даёт любовь своему ребёнку, явно подразумевая под этим себя. Беспредельная наглость и лицемерие этой женщины просто поражают.
Правильно Карна ей в ответ, да и Кришне тоже, лекцию о надлежащем родительстве прочитал. Ибо нехуй.
Да, анон #660, именно эту истерику я имел в виду, говоря о травманутых (а также триггернутых и сейфспейснутых) детках. Спасибо за иллюстрацию.
Было бы что обесценивать. Мизогиния такая, что Олди с их типовым взглядом братка девяностых нервно курят в сторонке.
Какое отношение к мизогинии, триггернутости, селфспейснутости и прочим новомодным словечкам имеет тот факт, что Кунти сначала выкинула Карну на помойку, а потом заявилась к нему требования выкатывать?
Сословное общество, оно же кастовое, причём четыре варны и джати стоят на метафизических основах. Нельзя лезть не в своё дело, будет плохо или очень плохо (боевые брахманы Кауравов, например), мироздание по голове настучит, а для окружающих это просто оскорбление. За претензию на роль члена более высокой варны могли убить на месте, а позже, уже в Кали-югу, жестоко казнили, так что отвадить наглеца словами это очень мягкий вариант.
Очень жёсткая мораль, на уровне ортодоксальной христианской.
Общество, где всяк сверчок должен знать свой шесток, а иначе смерть лютая и ритуальная, конечно, очень моральное. Ну а не признающие его правил - вочеловеченные асуры. Как же иначе-то?
Правильное поведение в ведической системе координат — это см. Драупади, когда к ней привели Ашваттхамана, убийцу её детей
Странно, а вот искупать волосы в крови Духшасаны она была очень даже не прочь. Я её совершенно не осуждаю, но как-то это лицемерно - "прощать" тех, кто обидел не тебя лично, и не прощать тех, кто обидел непосредственно тебя.
Оно и в первоисточнике омерзительно выглядит.
Так я именно о нем и говорю. Выступление Кунти - это что-то на уровне задвигов из серии "Люк, я твой отец". Только Вейдер сынишке предлагал "вместе править Галактикой" (и не смог воспитывать его он не по своей вине), а Кунти и Кришна Карне предлагали схему из серии "жену отдай дяде, а сам иди к [падшей женщине]".
Один с ракшасихой ребенка завел, другой с нагини. И всем норм.
Кришне не норм, раз он сперва от смерти Гхатоткачи аж в пляс пустился, а потом рассуждал на вечнозеленую тему "а был ли покойный нравственным человеком?".
Меня этот выбор когда-то при чтении поразил в самое кокоро. Они там все знали, кто есть Кришна, как можно было предпочесть ему армию смертных? Какой-то запредельный уровень духовной слепоты. Слепота Дхритараштры и падение Дурьодханы в воду это символы, литературные метафоры и предзнаменования, так сказать. Если бы Кауравы не были духовно слепы и тупы от жадности, властолюбия, злобы, страха и всех вот этих страстей, которыми так знаменита наша Кали-юга, они бы изначально не допустили мошенничества на игре и войны бы не было. Дурьодхана не мог выбрать Кришну не потому, что не доверял ему, а потому, что искренне полагал, будто от его армии будет больше проку. Это, по-моему, самый фейспалмный момент в мировой мифологии.
То есть маркер духовной (не)зрячести - не (без)нравственное поведение (всё плохое, что мог, Дурьодхана на тот момент уже совершил), а неумение выбрать правильного сверхъестественного папика, который обеспечит любимкам бхактам победу и заранее простит все преступления? Ну в принципе да, "Махабхарата" действительно именно про это.
Анон пишет:Если я - не верующий индуист, а российская слэшерша (допустим)
То тебе не хватает контекста. Мне этот контекст объясняли именно верующие, и я при чтении не нашла особых противоречий с текстом Махабхараты, поэтому контекст учитываю. Очень трудно было бы понять Евангелие, например, без знаний о том, что за Бог имеется в виду и каков библейский взгляд на историю человечества. Индийские священные писания ничуть не менее сложны и заслуживают уважительного отношения.
Никакая религиозная традиция не заслуживает уважения сама по себе.
А в случае индуизма - учитывая, как выглядит построенное на его принципах общество - в особенности.
Ответ на вопрос, кому сочувствовать, зависит от предыдущего поведения сторон. Если наги, асуры и ракшасы перед этим занимались поеданием людишек и набегами на их земли с целью пригнать пленного мяса, то их встреча с Бхимой это карма в действии.
Ракшасы - занимались, а про нагов и асуров откуда инфа?
Никакая религиозная традиция не заслуживает уважения сама по себе.
Анон, я всё понимаю, но смысл читать штуки вроде Махи, если изначально не настроился на "это памятник другой культуры, ему дохрена лет, там всё другое и инопланетянская мораль"? Побякаться? Или чисто как фэнтезю? Так фэнтезю можно и поприятнее найти.
Я не индуст и даже не индолог, но подход такой не понимаю.
Анон пишет:Никакая религиозная традиция не заслуживает уважения сама по себе.
Анон, я всё понимаю, но смысл читать штуки вроде Махи, если изначально не настроился на "это памятник другой культуры, ему дохрена лет, там всё другое и инопланетянская мораль"? Побякаться? Или чисто как фэнтезю? Так фэнтезю можно и поприятнее найти.
Я не индуст и даже не индолог, но подход такой не понимаю.
Анон, ты считаешь, что понимание того, как некая штука работает, равна одобрению принципов работы этой штуки? Опять же, тот же Кришна - если воспринимать его именно что как непобедимое аморальное чудовище - очарователен в своей непосредственности. А его подручные-Пандавы довольно комичны и за ними забавно наблюдать, опять же.
Кстати, почему, помимо прочего, отмазка про "дохрена лет" не прокатывает: 1) "Махабхарата" как текст исторически складывался, насколько я понимаю, довольно долго, в нем есть разные слои - но тут уж пусть индологи разбираются, 2) "Махабхарата" для миллиарда индуистов это актуальный источник религиозных истин. И ничего хорошего о подобном источнике, содержащем картину мира категории "всякое решение Бога априори хорошо и нравственно", я сказать не могу.
Так фэнтезю можно и поприятнее найти.
Ну не знаю, как фэнтезя Маха как раз вполне приятна.
Анон, ты считаешь, что понимание того, как некая штука работает, равна одобрению принципов работы этой штуки?
Нет.
Кстати, почему, помимо прочего, отмазка про "дохрена лет" не прокатывает: 1) "Махабхарата" как текст исторически складывался, насколько я понимаю, довольно долго, в нем есть разные слои
Да, но основа сложилась в любом случае не вчера. Это не "отмазка", а факт)
"Махабхарата" для миллиарда индуистов это актуальный источник религиозных истин. И ничего хорошего о подобном источнике, содержащем картину мира категории "всякое решение Бога априори хорошо и нравственно", я сказать не могу.
Они его толкуют, а не как есть, сырым юзают.
Так-то и Библия in nutshell та ещё стори, но ничего, Папа уже и сотворение мира за 7 дней признал метафорой, и в гендерное равноправие кое-где пытается.
Да, но основа сложилась в любом случае не вчера. Это не "отмазка", а факт)
А я спорю? Так и у каких-нибудь запрещенных-в-РФ основа сложилась не вчера.
Они его толкуют, а не как есть, сырым юзают.
Ну вот как они его толкуют - я показал на примере тех же кришнаитов. А ведь кришнаитам ещё под вкусы избалованной западной аудитории приходится подстраиваться. В самой Индии всё гораздо жестче.
Так-то и Библия in nutshell та ещё стори, но ничего, Папа уже и сотворение мира за 7 дней признал метафорой, и в гендерное равноправие кое-где пытается.
1) А кто сказал, что я считаю христианство чем-то хорошим?
2) Христианство к нынешнему состоянию не само пришло - ему добрые люди "помогли" разными способами.
3) Христианство, при всем моем к нему скепсису, несравненно гуманнее и человечнее индуизма по картине мира.
Про индуизм всё сказал создатель Конституции Индии:
Индусская цивилизация … это дьявольский замысел с целью подавить и поработить человечество. Её настоящее имя — позор. Что ещё можно сказать о цивилизации, которая создала массу людей… с которыми обращаются, как если бы они не были людьми, и одно лишь прикосновение которых считается загрязняющим?
И его правота видна в том числе на примере "Махабхараты".
Про индуизм всё сказал создатель Конституции Индии:
Индусская цивилизация … это дьявольский замысел с целью подавить и поработить человечество
Мда. Понятно.
несравненно гуманнее и человечнее индуизма по картине мира
Хер там. Но после "дьявольского замысла" цивилизации, которая даже свою религию в мировые не пропихнула, но всё равно всех дьявольски поработит (видимо, кришнаитским прасадом), говорить с тобой нет смысла.
Мда. Понятно.
Полагаю, индийцу виднее, не так ли?
А то, как видите, аргумент "это совсем другая культура, у неё инопланетянская мораль" вертится в разные стороны.
Хер там.
Христианство хотя бы кастовую систему религиозно не освящает. При всех особенностях, гм, своей истории.
Но после "дьявольского замысла" цивилизации, которая даже свою религию в мировые не пропихнула
Настолько не пропихнула, что в мире более миллиарда индуистов? Так-то в сфере экспансии идей индуизм однозначно круче большинства авраамических религий, за вычетом разве что христианства, так как косвенно (через буддизм) повлиял ещё и на восточноазиатскую традицию. Но это уже отдельная тема.
но всё равно всех дьявольски поработит (видимо, кришнаитским прасадом)
Нет, не прасадом. Нет, не кришнаитским: https://habr.com/ru/post/515968/
Впрочем, предлагаю вернуться к Махабхарате, потому что обсуждение индуизма в целом это уже офф-топ. Хотя Махабхарата в ряде своих сюжетов неплохо иллюстрирует характерные особенности данной религии.
Отредактировано (2021-11-03 08:30:30)
Кстати, про нехорошего асурического Дурьодхану, на дне озера прятавшегося. В принципе, параллель "Дурьодхана-Ахилл" (ущербная неуязвимость с одним уязвимым местом, связь с водами, качества друга) довольно очевидна. Но забавно, что эту параллель можно и расширить - мне попадалось любительское исследование (как раз хочется спросить шарящих в древнегреческой мифологии), что первоначальный образ Ахилла тоже был довольно асурическим хтоническим. Вот - https://knizhnik.org/marija-galina/medvedki/22 .
Не иначе как Парис тоже за дхарму боролся. С асурами .
Отредактировано (2021-11-03 08:45:51)
Кстати.
Насколько я помню, находясь в озере, а потом выходя из него для битвы с Бхимасеной, Дурьодхана истекал кровью. Как это сочетается с его якобы неуязвимостью? У неуязвимых кровь не течет и они на усталость не жалуются, да ещё врагу. Такое ощущение, что тут перед нами конфликт двух версий сюжета. Только не пропандавской / прокауравской (вроде тут писали, что эту теорию уже отбросили, так ведь?), а первоначальной, где описанное - просто конфликт ветвей рода Куру, и религиозно обработанной, где Дурьодхана исчадие сОтОны.
Отредактировано (2021-11-03 08:57:10)
Они его толкуют, а не как есть, сырым юзают.
По поводу "они его толкуют" - а что, есть индуисты, которые считают, что, о ужас, Господь Кришна когда-то где-то поступал несправедливо? Честно говоря, мне такое не встречалось. Или "толкуют" они его в стиле современного розовосиропничества из серии "это шокирующее вас место не надо понимать буквально"?
Отредактировано (2021-11-03 09:04:52)
По поводу "они его толкуют" - а что, есть индуисты, которые считают, что, о ужас, Господь Кришна когда-то где-то поступал несправедливо? Честно говоря, мне такое не встречалось. Или "толкуют" они его в стиле современного розовосиропничества из серии "это шокирующее вас место не надо понимать буквально"?
Мне кажется, ни одна религия не станет напрямую ставить под сомнение написанное в её собственных священных текстах, особенно в тех их местах, которые испокон веку считались и считаются богоданной истиной. Максимум - будет изворачиваться, объявляя ну совсем уж явно стрёмные места матафорическими и не требующими буквального понимания.
То есть тех же Пандавов с их морально не всегда безупречными поступками могут в какой-то мере и осудить, а традиционно воспринимаемых свиноёбами Кауравов где-то в каких-то мелочах оправдать (тем более что там в лагере зла есть ещё и неудобно торчащий поперёк концепции идейный Карна, которого непонятно, куда - к умным или красивым), потому что они хоть и великие герои прошлого, но всё же люди. А вот с Кришной будут юлить до последнего, пытаясь оправдать любые его высказывания и поступки, потому что он - воплощение бога, он несёт божественную волю и божественное слово, и подвергать сомнению его слова и действия значит подвергать сомнению саму основу веры.
А вот с Кришной будут юлить до последнего, пытаясь оправдать любые его высказывания и поступки, потому что он - воплощение бога, он несёт божественную волю и божественное слово, и подвергать сомнению его слова и действия значит подвергать сомнению саму основу веры.
Так и я о том же.
К вопросу, о том, что Дурьодхана-де был неуязвим и это якобы нечестно. В той же самой Махабхарате Бхимасена ещё в юности был так крепок телом, что змеи вроде бы физически не могли прокусить его кожу. И это без всяких там благословений матери. Опять же, стандартный прием оправдания Пандавов - оправдание через "они отвечали вероломством над вероломство" и "они просто исполняли данные обеты" (ну там напиться крови Духшасаны, сломать бедра Дурьодхане etc.). Но при этом Ашваттхаман, которого можно отмазать по той же самой схеме, ужасный злодей.
Отредактировано (2021-11-03 10:18:30)
К вопросу, о том, что Дурьодхана-де был неуязвим и это якобы нечестно.
Да там дохрена ситуаций, когда Кришна гнёт, как хочет, понятие дхармы под себя и своих бхактов и то, за что остальных заклеймили бы вечным позором, в исполнении Пандавов оказывается правильно и благочестиво. Их даже перечислять смысла нет.
Поэтому и не получается симпатизировать Пандавам: лицемерие этой позиции просто выносит напрочь. Кауравы в своём свиноёбстве хотя бы искренни и не пытаются быть святее святых.
Да там дохрена ситуаций, когда Кришна гнёт, как хочет, понятие дхармы под себя и своих бхактов и то, за что остальных заклеймили бы вечным позором, в исполнении Пандавов оказывается правильно и благочестиво. Их даже перечислять смысла нет.
Ну так:
Для всех существ, какие есть на свете, движущиеся и недвижные, я есмь, знай это, их Губитель, как лесной пожар — для деревьев. Эта мысль даёт мне ощущение царской власти над землёй и даже над всей вселенной.
Классика же:
И вот, убежденный, что дело обстоит именно так, я говорю себе: Бог-Создатель существует – какая-то сила должна же была создать все, что я вижу вокруг, но он создал все это только для того, чтобы торжествовало зло, ибо зло – его сущность, и все, что заставляет нас творить его, необходимо для замыслов Бога. Какое ему дело до того, что я страдаю от этого зла, если оно ему выгодно? Но ведь я, как создание высшего порядка, считаю себя любимцем Создателя. И если меня с самого рождения и до гроба преследуют несчастья, свидетельствующие о его ко мне безразличии, значит, я должен пересмотреть свое понимание зла. Тогда оказывается, что выпавшее на мою долю зло – это великое благо для того, кто меня сотворил, тогда, испытывая зло от окружающих, я могу платить им тем же, причем платить вдвойне; в таком случае оно оборачивается для меня таким же благом, как для моего родителя Бога, и доставляет мне радость. Тогда все сомнения исчезают сами собой, потому что я понял две ипостаси этого явления: зло как необходимость и зло как удовольствие; так отчего же не назвать его добром?
Будьте уверены в том, что зло, или по крайней мере то, что называют этим словом, абсолютно необходимо для организации этого мира уныния и печали. Бог, устроивший все это, – очень мстительное, очень жестокое, порочное, преступное и очень несправедливое существо, так как мстительность, жестокость, порочность, несправедливость и преступления являются жизненно важными элементами принципа, который управляет этим грандиозным творением, и мы сетуем на этот принцип только тогда, когда он больно затрагивает нас самих: для его жертв преступление – дурное дело, для исполнителей – доброе. И вот, если зло, или то, что мы таковым считаем, есть сама сущность и Бога, создателя мира, и его творений, созданных по его образу и подобию, как же можно сомневаться в том, что последствия зла будут вечными? Во зле создавался мир, злом он поддерживается и ради зла он пребывает; это творение может существовать только через посредство зла и возвращается в лоно зла, когда придет к своему концу. Человеческая душа – это результат воздействия зла на тонкую материю, способную организоваться только при помощи зла; поскольку такой порядок и есть душа Творца и равным образом душа созданных им существ, поскольку этот порядок существовал до акта творения, постольку он будет существовать и после того, как эти существа уйдут в небытие. Все, без исключения, в этом мире должно быть порочным, жестоким, бесчеловечным как и сам Бог; человек, желающий угодить Творцу, должен впитать в себя все эти пороки, впрочем, без всякой надежды заслужить его благосклонность, ибо зло, которое всегда живет и здравствует, зло, которое есть сущность Бога, не способно ни на любовь, ни на благодарность. Если этот Бог, средоточие зла и жестокости, истязает человека и делает его объектом истязаний со стороны Природы и других людей в продолжение всей его жизни, как можно сомневаться, что человек должен поступать точно так же, – это для него естественно, как воздух, которым он дышит, который переживет его и который, как я уже сказал, есть не что иное, как само зло? Вы можете возразить мне: как получается, что зло истязает зло? Дело в том, что когда зло сталкивается со своим более слабым подобием и поглощает его, оно, согласно естественному закону, становится еще сильнее. Зло есть суть и смысл человеческого бытия, оно существовало до человека и будет существовать, когда человек возвратится в чрево зла; человек всегда слаб и беззащитен перед мировой сущностью зла и в конечном счете сливается с ней; есть во вселенной нечто вроде молекул злодейства, они охватывают и ассимилируют материал, который поставляет им смерть, образуя то, что поэты и прочие люди с пылким воображением зовут демонами. Ни один смертный, независимо от его поведения в этом мире, не может избегнуть столь ужасной участи, так как заведено от века, что все, исходящее из чрева Природы, то есть из чрева зла, в него и возвращается – таков универсальный закон. Таким образом ничтожные элементы порочного человека, поглощаемые источником порочности, коим служит Бог, возвращаются в мир и дают жизнь другим существам, еще более порочным, потому что сами они являются плодом разложения и порока.
Так сказать, "Бхагавад-гита как она есть".
Отредактировано (2021-11-03 12:01:17)
Нет, не прасадом. Нет, не кришнаитским: https://habr.com/ru/post/515968/
Офигеть, анон. Спасибо за ссылку.
Шо, опять?!
Этот анон в свое время прочитал М. в литературном пересказе, как фэнтези оно дико зашло, но всерьез искать там Истину и Моральные ориентиры в наше время? Хотя в пересказе было понятно: вот эти герои потому что обычно поступают так-то; а вот эти злодеи потому что обычно делают то-то; вот тут герои откровенно проебались, ну что за фигня?! а вот тут злодеи молодцы, ну почему всегда так нельзя?!
Наверное анон не ТруЪ фанат раз не читал в оригинале полном академическом переводе - ну и пофиг.