Холиварофорум

ОБИТЕЛЬ ЗЛА И ЗАВИСТИ™: ПЕЧЕНЬКИ, ПОПКОРН, ДИСКУССИИ О ЛИТЕРАТУРЕ

НЕ ВСЁ, ЧТО ГОВОРЯТ НА ХОЛИВАРКЕ, – ПРАВДА!

Вы не вошли.

Объявление

#926 2018-05-16 10:34:57

Анон

Re: Тред бесящих и непрофессиональных психологов

Анон пишет:

"так резко прекращать нельзя. Когда вы ко мне вернетесь, вы должны будете заплатить за отказанные сеансы."

Шта? О_о Это что, для гарантии, чтобы неудобный клиент не вернулся?  :lol:

не-а, наоборот)) Терапиня считает, что зацепит клиента крючком чувства вины. Она то ли всерьез верит, что клиент почувствует себя виноватым за отказ, то ли сознательно манипулирует.

#927 2018-05-16 10:41:44

Анон

Re: Тред бесящих и непрофессиональных психологов

Анон пишет:

Она то ли всерьез верит, что клиент почувствует себя виноватым за отказ

Это. Так как мы на терапии как раз обсуждали чувство вины.

#928 2018-05-16 10:50:31

Анон

Re: Тред бесящих и непрофессиональных психологов

О_О какой пиздец.
То есть вот так идешь вроде как к психологу, а попадаешь на сознательного эмоционального манипулятора, к тому же очень топорного. Ну блин, ну диплом психолога хотя бы скиллы манипулирования должен гарантировать, раз уж психолога не гарантирует. Но такое... Прям блин по анекдоту "такое у меня и дома есть".
Анон с виной, очень сочувствую тебе. Сам тоже попал раз на манипулятора, это такое мерзкое чувство, помимо всего прочего...  :comfort:

#929 Вчера 00:42:10

Анон

Re: Тред бесящих и непрофессиональных психологов

Не вносил еще вроде бы никто. Психотерапевт Марина Травкова (с одной стороны, вроде норм пишет про сексуальность и насилие, но с другой стороны, в резюме слово "расстановки" лично у меня включает Большую Красную Лампочку)вкатила на ФБ текст про косяки психолугов, который, как мне кажется, номр всё по полочкам расставляет. Как вам?
https://www.facebook.com/travkovam/post … 7216958046

Скрытый текст

ЭТИКА ЭТИХ
/на правах личного мнения/
Разные интересные вопросы и рассуждения звучат от клиентов, коллег, и просто наблюдателей в связи с последними сетевыми скандалами, связанными с именами Хлебовой и Ройтмана. До этого было #metoo и реакция психологов на него, где то там по дороге был Полеев, было еще много чего более «локального», словом, вспыхивает, и вызывает много разных вопросов, нападающие поясняют, почему важно нападать, молчащие поясняют, почему не считают вправе высказываться, что в итоге имеем на сегодняшний день?

Первое и главное, запомните, пожалуйста, ПСИХОЛОГОВ/ПСИХОТЕРАПЕВТОВ, КОТОРЫЕ БЫ НИКОГДА НЕ НАРУШАЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ЭТИКУ НЕ СУЩЕСТВУЕТ, и Травкова Марина не исключение. Как невозможно сразу же начать безупречно говорить на иностранном языке или сразу же научиться танцевать сложный танец, также невозможно обучаясь консультированию и психотерапии, и практикуя – не ошибаться. Другое дело, что это за ошибки и каковы их причины
Сильно упрощая, предлагаю посмотреть на этические нарушения с точки зрения трех зон: зеленая, желтая, красная

В «зеленой зоне» окажутся все. Какой практик не опоздал хоть раз в жизни или не записал двух разных клиентов на одно время? А случалось вам забыть ключ от офиса и принимать в кафе? А заболеть и обнаружить, что у вас нет номера телефона, чтобы предупредить клиента? А сколько все еще работают без консента – без подписанной с двух сторон бумаги об условиях, сроках и целях? А бывало ли с вами, что клиент исчез, а вы и выдохнули, потому что было сложно и не поинтересовались, куда? А соблазн отказаться от клиента, потому что он кого-то неприятного напоминает? Кто без греха, бросьте в меня камень, я точно ошибалась, консент у меня появился не сразу, а затягивание сеанса на более чем 10 минут – это то, с чем я до сих пор борюсь. Это все неизбежные ошибки процесса и роста. Случаются они от незнания, малоопытности, чрезмерного энтузиазма (я все смогу, я всех вылечу), неожиданности и, как правило, легко исправимы простым «извините», пере-договоренностями, разбором ситуации, личной терапией и супервизией.

В «желтой зоне» нарушения посерьезней, например, прямые советы «как жить»: бросать или не бросать жену/мужа; делать/не делать аборт; несанкционированная раздача диагнозов (тут сейчас кто-то удивится, но большинство типологий, особенно не-медицинских придумали для облегчения алгоритмов действий терапевтов, а не для вываливания их на голову клиента); всяческие «я лучше вас знаю, что вам нужно»; всяческие измышления на тему «мужчинам от природы положено одно, а женщинам другое» (вы знали, что профессионал никогда такого не ляпнет от себя?Клиент может в это верить, но профи – нет) Сюда же (дисклеймер: не имею ничего против астрологов, тарологов и проч, с некоторыми знакома и дружу, все очень увлекательно, как система объяснения реальности, если не забывать, что совершенно не доказательно), сюда же, если человек зовет себя астропсихологом, психологом-тарологом, то запомните, пожалуйста, астропсихология не существует, как не существует астромедицина, зовитесь астрологами, и все будет честно. Если человек написал о себе «астропсихолог» он либо вовсе не психолог, либо крайне плохо учился и не понял, что у астрологии и психологии разные платформы, они не «дружат», Либо он не понимает этого «специально”, что уже умысел. Также не бывает и «восточной психологии», как не бывает восточной физики или химии. Температура кипения воды одна и та же в любых частях света, доказанные и имеющие научную базу законы функционирования психики одни и те же в любых частях света, культурально-национальные отличия тоже изучаются, так что, как только увидите «Гештальт. Восточная версия» или «северную арт-терапию» - это либо вопрос коммерческого бренда и подразделения, либо вас дурят.

В желтой же зоне неумение консультанта «ловить» реакцию на свою работу, а она может быть и сердитой, и недовольной. Если в этом моменте психолог начинает объяснять недовольному клиенту, что тот сам дурак и нарцисс, такой специалист расписывается в своей некомпетентности или, как это модно называть, «инфантилизме».

На переходе от желтого к красному (оранжевый?): кричать на клиента, оскорблять клиента, плакать, что клиент вас обидел в его присутствии, использовать клиента как члена своего фан-клуба, выгонять клиента из группы или терапии за его вами недовольство, превышать границы компетенции, например, внушать клиенту психиатрические диагнозы, не будучи психиатром или браться за работу с пострадавшими от сексуального насилия и – не имея знаний в этой области – заявить пострадавшей, что ей надо взять ответственность на себя и выйти из треугольника Карпмана. Это все опасно и опасней, ошибки этого уровня совершаются, как правило, из банального, увы, непризнаваемого за собой невежества; как следствие отсутствия обратной связи, отсутствия знаний в конкретной области, отсутствия повышения квалификации, «звездности», и хуже – из. желания наживы, из желания подавать себя из позиции «все могу, все лечу», то, что называется инфобизнес – много, часто, ярко, большими группами и уже не беспокоясь ни о какой экологичности, а любую негативную обратную связь сразу обозначая как «зависть», «заговор» или «травлю». К слову, размеры групп тоже вас должны смущать, супервизия на 40 человек – это не супервизия, а черти что. Закрытая группа на 10 тысяч участников, это не закрытая группа, а черти что. К слову, о «звездности». Как человек уже однажды ушедший из аспирантуры и вновь в нее собирающийся, заявляю: степень кандидата наук или доктора наук не делает человека экспертом в вашей жизни. Не факт даже, что она делает его чуть более хорошим психологом. Научная степень доказывает, что человек провел исследование по одной заданной теме и прошел горнило высшей аттестационной комиссии. Это не обязательно связано само по себе с его практическим усовершенствованием в консультировании. И уж точно, не делает его экспертом во всех областях жизни. Яркий тому пример – Черниговская, прекрасный психолингвист, но с весьма сомнительными высказываниями в области гендера и связанных с ним ролей….В оранжевой зоне – зависит от степени и ситуации – и нарушение конфиденциальности клиента (от упоминания, что такой-то мой клиент и до выкладывания историй клиента в сети)

Ну и «красная зона», самое печальное. Преследовать своих клиентов за то, что они о тебе написали отзыв в сети – это точно красная зона. Запугивать тех, кто негативно оценивает твою работу, призывать фанатов нападать на этого человека, вот это и есть травля, красная зона. Использовать власть и ситуацию, веру клиента в твою экспертность, чтобы заставить его служить тебе; трогать и сексуально домогаться под видом «массажа» или «лечения», бить и насиловать для якобы «вывода из зоны комфорта» - вот это все уже граничит или совпадает с УК, и это «красная зона»

Это, конечно, упрощенно до крайности. Но мне кажется, нам нужна такая калибровка (которую в каждой конкретной ситуации хорошо бы обсуждать), чтобы:
1) Выработать реакцию. Нарушения «зеленой» зоны почти не требуют к себе внимания, о желтой мы уже должны говорить нарушающим коллегам и – если они не прекращают – пытаться воздействовать через комитеты и заявлять вслух, красная зона – об этих нарушениях нельзя молчать. Тут не должно быть нейтральности, потому что нейтральность превращается в пособничество. И каким бы чудесным не был человек и скольким бы он не помог, это не может отменить поступка и ответственности за поступок, тут, на мой взгляд, реакция профсообщества должна быть четко выражена, как это сделали коллеги из РПА в отношении Ройтмана, это нужно, потому что иначе мы, помогающие специалисты, превращаемся в молчаливых пособников

2) При этом. Давайте понимать, что суд и этическая комиссия – это совершенно не одно и то же. Что вряд ли психолога «попросят вон из профессии», этой функции у этического комитета нет. Функция комитетов по этике двойная: защита клиента от вредных действий психолога и (!) защита психолога от вредных действий клиента. По Москве из рук в руки ходит телефон женщины, которая записывается на прием и приходит, чтобы изгнать из консультанта бесов. Да, такое тоже бывает. Кляузы тоже бывают. Да, у любого долго работающего психолога наберется 10-20 процентов не совсем довольных им клиентов. Да, есть случаи физического нападения на психологов во время консультаций. Недоразумения и непонимания тоже возможны. Этический комитет – это не суд праведный, это регулятор отношений клиент-терапевт в целях улучшения их коммуникации и во благо тех и других. У этических комитетов нет юридических полномочий, прав изгонять из професии и тд. Максимально возможное наказание – это исключение из самого профессионального сообщества

3) Но. Как раз многие публичные звездные психологи ни в каком и не состоят. У нас нет закона о психологической помощи, который обязывал бы проходить сертификацию, нет лицензирования, нет обязательного повышения квалификации. У нашей профессии не самые простые отношения с государством. И мы живем в реальности «был бы человек – статья найдется». Это не добавляет психологам уверенности и желания оформлять свои отношения с клиентом документально, очень часто это не со зла, а от отсутствия юридического ликбеза, от общей атмосферы неуверенности

Поэтому, обо всем и сразу:
- Почему это о нарушениях заговорили сейчас? Мода или выгода, пиар? – Просто наросла критическая масса, масса тех, кто владеет английским, берет курсы у иностранных тренеров, ездит по миру, сравнивает, просто накопилось достаточно инициатив «снизу», профсообществ, рефлексирующих про себя – тут еще полно проблем – но на сравнении все равно растут вопросы и нарушения выходят из тени

- Стиль полемики важнее сути полемики – Да, нам еще учиться и учиться уважительному разговору друг с другом, где обсуждение поступка человека не будет сразу бить во всего человека, где я «не согласен» не будет приравниваться к «исчезни с лица земли». Но это не повод молчать, это повод искать форму высказывания

- Если сказать, то об негативную информацию о своем психологе ранятся те, кому он плохого не сделал. – Вот именно для этого нужно, чтобы – в неком идеальном мире – психолог состоял в профсообществе. Тогда клиент сможет писать туда, разбор будет внутренним и никто не ранится. Но у меня тут еще одно соображение: я не считаю, что отвечаю за своих клиентов, дееспособных и здоровых людей (а я психолог, а не психиатр) в тех контекстах жизни, которые вне нашего контракта. Нет у меня грандиозного замысла быть хорошей для моих клиентов всегда и везде, и бояться, что они разочаруются. Идеализации причудливы, мы можем не совпасть в религиозных взглядах или взглядах на ЗОЖ, и это нормальная часть жизни и терапии: узнать, что твой терапевт человек и другой человек. Если же клиенту больно читать гадости обо мне – ему рекомендуется их не читать. Если бы в ситуации конфликта мои клиенты начали бы волноваться за меня и биться за меня, это была бы их прямая эксплуатация с моей стороны, пусть я и не просила, в таком случае следует просить не ввязываться, не создавать лишних связей, не устраивать фан-клуб. Не выходить за рамки терапии. (Сохраните это и напомните мне, при случае)

- Тут же надо понимать, что неважно, сколько у вас подписчиков, два человека или 20 тысяч, если вы в нашей професии, любое ваше высказывание априори публично и никакие «пишу на своей странице что хочу», тут неуместны. Что будьте готовы к обратной связи, которая бывает крайне разной. О том, как писать и как держать удар перед хейтерами может нужно написать отдельно. Но, пожалуйста. Все, что выпущено в сеть - уже там. Поэтому уберите личное под замок и считайте, что вы на площади. Интимности в Интернете нет.

- Никто еще не доказал, что там что-то в самом деле было. – Да, и в большинстве случаев и не докажет. Сложно доказать, что тебя трогали за промежность (если нет синяков; сложно доказать, что психолог орал на тебя и унижал, если нет записи; сложно докзаать, что вообще ты был его клиентом, если не дают ни консентов, ни договора, ни чеков, все сложно. Но, еще раз, этическая комиссия – не судебная инстанция, ее цель – рассмотреть жалобу на психолога. Если жалоба на психолога – результат чей то личной неприязни, кляуза, то его защитят. Если нарушения имели место, выслушать критику от доброжелательных коллег куда проще, чем от всего интернета

- Я обращался в этическую комиссию и они просто замяли дело – Увы, и эта проблема у нас есть. Этический комитет должен работать, а не быть декорацией. Но, но! Хотите помочь? Жалуйтесь. Вашу жалобу проигнорируют, но если будет формальное обращение одного, второго, , третьего, то на четвёртом или двадцать четвёртом что-то да сдвинется. Само знание, что на тебя могут пожаловаться уже работает как регулятор и сдерживатель

Выводы: спасение утопающих, как всегда, дело рук самих утопающих.

Клиентам не нужно бояться спрашивать об образовании, методах и о том, принадлежит ли психолог к какому-то обществу, есть ли над ним «надзор»

Помогающие специалисты! Обеспечьте себя дружелюбной обратной связью в лице интервизии, супервизии и/или личной терапии, так вас не занесет из зеленой зоны в желтую, а в красную я надеюсь, вы и сами не полезете

Найдите профсообщество по вкусу и вступите в него, в случае конфликтов с клиентами у вас будет, куда их направить, в случае ваших нарушений, опять и снова, слава богу, большинство нарушений не «красные», - вам помогут сформулировать ответ и извинения, справиться с вашей реакцией, вы же тоже живой, а ошибки совершать, что ни говори – мало приятного.

Нет такого сообщества – создавайте.

Лично состою в двух, заглядываюсь на третье, вы не поверите, даже семь человек – это уже 25 мнений, но мы спорим и слышим друг друга, и корректируем друг друга, и это гарантия того, что и меня, если что, остановят, и что и меня, если что – защитят. Потому что, помните? Абсолютно этичных психологов не существует, и Марина Травкова – не исключение

Подвал форума

Под управлением FluxBB
Модифицировал Visman

[ Сгенерировано за 0.025 сек, 6 запросов выполнено - Использовано памяти: 619.46 Кбайт (Пик: 675.25 Кбайт) ]

18+